УДК 159.9
БОТ: 10.28995/2073-6398-2019-4-145-156
Вселенная супергероев как пространство идентификации и социализации в условиях транзитивности
Василиса Р. Орестова
Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, [email protected]
Дарья П. Ткаченко
Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, [email protected]
Владимир А. Карпук
Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Работа посвящена изучению роли современного кинематографа в процессе идентификации и социализации человека в условиях транзитивности._Рассматривается популярное направление мирового кинематографа - культура супергероев. Обсуждается место кинофильмов о супергероях в массовой культуре и субкультуре. Анализируется значение образа супергероя и его истории для зрителя наших дней. Приводятся примеры использования супергеройского контента в психологической практике. Исследуется место супергероики и ее связь с социальными и личностными проблемами людей в современном обществе. Излагаются результаты исследования, проведенного на 134 респондентах в возрасте от 17 до 37 лет (99 женщин и 35 мужчин), по выявлению связи характеристик идентичности с особенностями предпочтений в рамках культуры супергероев. Сравниваются результаты, полученные от респондентов с разной степенью вовлеченности в культуру супергероев по характеристикам идентичности. Анализируются корреляционные связи компонентов идентичности и параметров описаний предпочитаемых супергероев. Подтверждается гипотеза о связи характеристик идентичности с предпочтениями в культуре супергероев. Делается вывод о значении супергероики для понимания текущих процессов идентификации и социализации в транзитивном мире.
Ключевые слова: кинематограф, культура супергероев, транзитивность, идентичность, социализация, субкультура
© Орестова В.Р.,Ткаченко Д.П.,Карпук В. А.,2019
Для цитирования: Орестова В. Р., Ткаченко Д.П., Кар пук В.А. Вселенная супергероев как пространство идентификации и социализации в условиях транзитивности / / Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2019. № 4. С. 145-156. DOI: 10.28995/2073-6398-2019-4-145-156
The universe of superheroes as a space of identification and socialization in conditions of transitivity
Vasilisa R. Orestova
Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, [email protected]
Daria P. Tkachenko
Russian State University for the Humanities,
Moscow, Russia, [email protected]
Vladimir A. Karpuk
Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The work is devoted to the study of the importance of modern cinema for the processes of identification and socialization of modern people in conditions of transitivity. The culture of superheroes is considered as the most popular direction of world cinema. The place of cinema about superheroes in popular culture and subculture is discussed. The significance of the image of a superhero and his story for a modern viewer is analized. Examples of the use of superhero's content in psychological practice are given. The place of the image of superheroe in modern society and its connection with the social and personal problems of modern people are examined. A study conducted on 134 respondents aged 17 to 37 years, including 99 women and 35 men, is presented. The study aims to identify the connection between the characteristics of identity and the characteristics of preferences in the culture of superheroes. The results of comparing the identities of respondents with varying degrees of involvement in the culture of superheroes are presented. The analysis of correlations between components of identity and parameters of descriptions of preferred superheroes is given. Hypothesis about the connection of identity with preferences in the culture of superheroes is confirmed. The conclusion is drawn on the importance of superheroes for understanding the processes of identification and socialization in the modern transitive world.
Keywords: cinema, culture of superheroes, transitivity, identity, socialization, subculture
For citation: Orestova VR., Tkachenko DP, Karpuk VA. The universe of superheroes as a space of identification and socialization in conditions of transitivity. RSUH/RGGUBulletin. "Psychology. Pedagogics. Education" Series. 2019; 4:145156. DOI: 10.28995/2073-6398-2019-4-145-156
Введение
Индустрия современного мирового кинематографа теснейшим образом связана с транзитивной реальностью развития социума. С одной стороны, ввиду своей популярности и распространению по всему миру, кино является прекрасным источником информации об особенностях процессов идентификации и социализации его зрителей. С другой
- стремление к востребованности будущих фильмов и их финансовому успеху заставляет работников киноиндустрии уделять особое внимание даже незначительным колебаниям общественных настроений, что дает возможность кинопроизводителям создавать специфическое пространство киновселенной, позволяющее зрителям безопасно переживать кризисы, достраивать идентичность и активно социализироваться в транзитивной действительности. К тому же кинематограф обладает прогностической ценностью для понимания и воссоздания тех тенденций, которые впоследствии «кристаллизуются в новую повседневность» [Марцинковская 2015].
Таким образом кино выходит далеко за рамки средства приятного времяпровождения и получения новых впечатлений. Сегодня зритель
- не просто потребитель кинопродукции, а законодатель кинематографических тенденций. Крупнейшие мировые кинокомпании ориентируются прежде всего на те социально-психологические проблемы, которые являются наиболее актуальными в мировом сообществе. Кинопроизводители США регулярно привлекают к сотрудничеству различные организации, изучающие значимые социальные и психологические явления и выявляющие актуальные потребности массового зрителя [Салахиева-Талал 2019].
В наши дни не существует более популярного и успешного массового продукта кинематографа, чем фильмы, основанные на комиксах о супергероях. Согласно последним статистическим данным, именно фильмы о людях со сверхспособностями производства киновселенной Марвел (The Marvel Cinematic Universe) занимают лидирующие позиции по сумме сборов в мировом кинопрокате, обгоняя при этом «Звездные войны», фильмы о Гарри Поттере и «Властелин колец».
Безусловно, зрительный ряд фильмов, наличие в них спецэффектов, динамично развивающегося сюжета и ярких персонажей - важная
причина популярности среди зрителей, но не единственная. Ключевыми источниками зрительской симпатии являются психологические особенности самих зрителей наряду с их потребностями, которые раскрываются и удовлетворяются благодаря этим фильмам. Как считает доктор Робин С. Розенберг [Rosenberg 2013], специализирующаяся на изучении супергероики, мы симпатизируем супергероям, потому что они демонстрируют смелое и альтруистичное поведение, спасая обычных людей. За их суперспособностями и технологичными костюмами скрыты простые человеческие качества. Наше недавнее исследование [Орестова, Ткаченко 2018] показало, что абсолютное большинство зрителей предпочитает видеть в супергероях качества, присущие обычному человеку: чувство юмора, эмоциональную чувствительность, жертвенность и хороший самоконтроль. При этом наиболее значимым в супергеройских историях является доступность пониманию рядового зрителя сюжета фильма и возникающих в жизни героев трудностей и конфликтов, что создает оптимальные условия для идентификации киноаудитории с персонажем. Следуя за героем повествования, мы в состоянии проследить связь между его возможностями и своими собственными и можем увидеть путь к самосовершенствованию и изменению мира вокруг [Rosenberg 2013].
На этом эффекте построено такое направление в психотерапии как Superhero Therapy (Супергеройская терапия), автор которой клинический психолог Янина Скарлет (Janina Scarlet) предлагает юным пациентам совершить «героическое» путешествие к гармонии с собой через принятие и сопричастность. Суть метода заключается в интеграции истории любимого героя, с которым пациент идентифицируется, в то или иное терапевтическое направление и получение доступа к собственным переживаниям. Благодаря схожим проблемам и внутрилично-стным конфликтам, пациент раскрывает в себе и осознает те чувства, которые обычно ускользают от сознания. А позитивный опыт преодоления и гармонизации, который достигает герой, вселяют надежду и позволяют найти в себе силы для преодоления собственных проблем [Fradkin 2017].
Таким образом, повествования о людях с суперспособностями содержат в себе колоссальный потенциал как для понимания психологических процессов, так и для воздействия на них. Для современного человека подобного рода фильмы - это не просто успешный коммерческий продукт или хорошо разрекламированный бренд: супергероика представляет собой субкультурный феномен, объединяющий огромное количество людей разного возраста и социального статуса, проникающий и довольно успешно интегрируемый в ценностно-смысловые системы различных общностей и групп.
С точки зрения современных представлений о субкультуре [Мар-цинковская 2014], в основе ее зарождения лежат значимые индивидуальные и общественные процессы, структурируемые различными внешними атрибутами принадлежности к группе. При этом основой процесса включения нового члена в ту или иную субкультуру служит совпадение групповых и индивидуальных ценностей и норм, поддерживающих индивидуализацию и социализацию конкретного человека. И именно истории о супергероях воспроизводят распространенные социокультурные конфликты и проблемы, транслируют общечеловеческие ценности и предлагают способы решения, реализация которых отнюдь не требует сверхчеловеческих способностей.
Популярные герои комиксов и сюжеты их историй возникали в определенные исторически трудные периоды развития североамериканского общества и отражали ключевые проблемы политической и социальной сфер. Постепенно в историях героев со суперспособностями стало наблюдаться все большее смещение акцентов на экзистенциальную проблематику, затрагивающую прежде всего чисто человеческие конфликты и переживания. Именно поэтому сегодня истории из комиксов, некогда популярных преимущественно среди детей и небольшой группы взрослых, стали частью мирового достояния и плотно вросли в современную культуру. По сути, эти фильмы являются доступным пространством коммуникации для обсуждения социальных проблем [Кузнецова, Бабаева 2017].
Осознание значимости кинематографа для изучения психологии современного человека через призму наиболее востребованных и популярных тенденций кино привело нас к проведению исследования, результаты предыдущих этапов которого были отражены в предшествующих публикациях [Орестова, Ткаченко 2018, Орестова, Ткаченко 2019]. На данном этапе мы поставили цель - исследовать связь характеристик идентичности представителей молодого поколения (с разной степенью вовлеченности в супергеройскую культуру) с особенностями их оценки персонажей (супергероев). Общей гипотезой стало предположение о наличии выраженной взаимосвязи между степенью погруженности в культуру супергероев и особенностями идентичности.
В дальнейшем данная гипотеза конкретизировалась в нескольких эмпирических гипотезах:
1. Респонденты с высоким уровнем вовлеченности в культуру супергероев отличаются низкими показателями социализированности и выраженной неструктурированностью идентичности.
2. Низкие показатели структурированности и гармоничности
идентичности связаны с предпочтением суперсопособностей у су-
пергероев и высокими показателями совпадений элементов при самоописании с характеристиками героев.
Методы исследования
- Опросник «Сила Эго» (модификация Марцинковской Т.Д., Гаври-ченко О.В.);
- Методика «Кто Я» М. Кун, Т. МакПартленд (модификация Т.Д. Марцинковской);
- Анкета, включающая открытые вопросы о том, в каком возрасте произошло знакомство с супергеройской тематикой, что именно привлекает в данном контенте, какой герой/злодей вселенной супергероев является предпочитаемым и какие качества героя в большей степени привлекают респондентов.
Характеристика выборки
Выборку составили 134 респондента, среди которых было 99 женщин и 35 мужчин в возрасте от 17 до 37 лет. Все респонденты были уведомлены о целях исследования и дали свое согласие на обработку данных и дальнейшее их использование в научных работах.
Методы1 анализа данных
Обработка проводилась с применением пакета статистических программ STATISTICA 12.0. Различия между выделенными группами оценивались при помощи непараметрического критерия Манна-Уитни (Mann-Whitney U-test), корреляционные связи между показателями проверялись с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена, средние по группам были получены средствами описательной статистики.
Резулытаты1 исследования
Для проверки гипотезы о связи разных аспектов идентичности со степенью погруженности человека в культуру супергероев нами были выделены три уровня вовлеченности. Под вовлеченностью понимается степень заинтересованности в просмотре контента на данную тематику (фильмы, мультфильмы, комиксы и т.д.), готовность к посещению различных мероприятий, а также желание приобретать различную тематическую продукцию (мерч). Группу респондентов с низким уровнем вовлеченности составили 27 респондентов, со средним - 64, с высоким - 43 респондента.
2,5а
КАЯ
Супергерой - кол-во Супергерой- Супергерой- Суперзлодей - пол- Суперзподей
описаний личностные суперспссобности во описаний личностные
■ Низкая ■Средняя ■ Высокая
Рис. 1а. Различия между группами с разной степенью вовлеченности в супергеройскую культуру.
Примечания. Уровень значимости отличия от группы «Низкая»: * - р <0,05, **-р <0,01, ***- р <0,001; от группы «Средняя»: # - р <0,05.
Респонденты с низким уровнем вовлеченности дают значимо меньше описаний супергероев и суперзлодеев, чем респонденты со средним и высоким уровнями (рис.1а). При этом, респонденты с высоким уровнем вовлеченности значимо чаще выделяют в любимых персонажах личностные характеристики, а также суперспособности. Очевидно, эти результаты объясняются осведомленностью и погруженностью в интересующий контент, что позволяет вовлеченным в супергероику респондентам лучше узнавать и понимать личности героев. Кроме того, значимость суперспособностей для них может быть одной из причин, почему они предпочитают супергеройскую тематику.
14,00 12,00 10,00 8,00 6,00 4,00 2,00 0,00
■ Низкая ■ Средняя ■ Высокая
Рис. 1б. Различия между группами с разной степенью вовлеченности в супергеройскую культуру.
Примечания. Уровень значимости отличия от группы «Средняя»: * - р <0,05.
Исходя из сравнения респондентов по степени вовлеченности в культуру супергероев, мы можем говорить о ее значимости не только для понимания образа супергероя/суперзлодея, но также для выявления различных аспектов идентичности.
Респонденты со средним уровнем заинтересованности в культуре супергероев отличаются слабой структурированностью идентичности (в сравнении с респондентами с низкой вовлеченностью) и низкими показателями осмысленности и направленности деятельности (в сравнении с респондентами с высокой) (Рис. 1б).
Согласно полученным результатам, респонденты с низкой вовлеченностью в супергеройскую культуру демонстрируют хорошо развитую структуру идентичности. Можно предположить, что им не требуется дополнительное виртуальное пространство для структурирования и осознания своей идентичности через яркие образы и сюжеты, которыми наполнен мир супергероев. В то же время люди с высокой вовлеченностью, благодаря наличию в их информационном пространстве обилия ярких и понятных образов с хорошо проработанными сюжетными линиями, возможно, компенсируют проблемы с идентификацией. Результаты также свидетельствуют, что люди с высокой заинтересованностью в супергеройском контенте характеризуются также высоким уровнем целеполагания и осмысленности жизни. Это может быть связано с тем информационным пространством, которому они уделяют много внимания - мир супергероев продуманно сконструирован, в нем мотивация и цели поступков героев всегда понятно объясняются. Возможно, идентифицируясь с героем и представляя себя на его месте,
Структура идентичное™ Цели
зритель получает шанс переосмыслить свою собственную деятельность и выстроить ее в более четком смысловом поле.
Значимых различий между группами по степени социализирован-ности выявлено не было.
В ходе корреляционного анализа нам удалось выявить ряд слабых, но статистически достоверных результатов. Часть из них при расширении выборки может быть утрачена, поэтому мы рассматриваем эти результаты как тенденцию (см. табл. 1).
Таблица 1
Взаимосвязь характеристик идентичности с описаниями супергероев/суперзлодеев.
СГ -кол-во СГ -социальные СГ -личностные СГ - суперспособности Совпадение с СГ Совпадение с СЗ
опи-
саний
Количество 0,23 0,23
описаний
Физические 0,22 0,32
Социальные 0,21
Личностные 0,20
Структура идентичности 0,21 0,21 0,17
Цели 0,20
Личный кон- 0,19
троль
Примечания. Уровень значимости p < 0,05; СГ - супергерой, СЗ - суперзлодей.
Респонденты с хорошо структурированной идентичностью демонстрируют разнообразие предпочитаемых характеристик супергероя (социальных и личностных).
У респондентов с большим количеством самоописаний наблюдается частое совпадение с предпочитаемыми характеристиками супергероя/суперзлодея. Также совпадения с суперзлодеем присутствуют на фоне преобладания личностных характеристик при самоописании. Судя по результатам, люди, отмечающие преимущественно свои личностные качества, обнаруживают большее родство с суперзлодеями, чем с супергероями. Можно рассматривать это как стремление к индивидуализации, что вполне соответствует образу суперзлодея, который всегда идет против системы и правил, утверждая собственную уникальность.
В то же время респонденты, ориентированные на суперсобности, чаще характеризуют себя через социальные категории. Люди, более
ориентированные на суперспособности, скорее отражают тенденцию к социализации, что также достаточно логично. Ведь именно наличие суперспособности позволяет герою стать супергероем и добиться успехов в обществе. При этом люди с более целостной идентичностью менее чувствительны и заинтересованы в суперспособностях. То есть при должном уровне индивидуализированности и утвержденности в собственной идентичности значение внешних ярких признаков сводится к минимуму, а внимание переключается на внутренние качества.
Респонденты, отличающиеся высоким уровнем целенаправленности и осмысленности жизни и личного контроля, демонстрируют предпочтение личностных и социальных качеств супергероя соответственно. Интерес к личности и социальному положению супергероя важен для людей с хорошо структурированной идентичностью. Личность супергероя, в которой всегда прослеживается связь мотивов, целей и поступков, важна также для людей, стремящихся к осознанности и осмысленности собственной жизни. Напротив, социальные характеристики героя значимы для людей с высоким личным контролем. Эти данные дают основания считать, что происходит идентификация с персонажем, позволяющая, с одной стороны, пересмотреть оценку ряда своих качеств, с другой стороны, позаимствовать какие-то черты из супергеройского репертуара.
Заключение
Подводя итог, можно сказать, наши гипотезы подтверждаются частично. Обнаружена связь между степенью погруженности в культуру супергероев и структурированностью идентичности, а также осмысленностью и направленностью деятельности. Мы можем говорить о том, что респонденты с высоким уровнем вовлеченности в культуру супергероев демонстрируют более выраженную структурированность идентичности. Вместе с тем, результаты исследования не позволяют сделать выводы о степени социализированности представителей разных групп. Предположение о том, что низкие показатели структурированности и гармоничности компонентов идентичности связаны с предпочтением суперспособностей у супергероев действительно находит свое подтверждение в данных, при этом мы не наблюдаем у таких респондентов совпадений элементов при самоописании с характеристиками героев.
Уже на этом этапе исследования мы можем утверждать, что контент о супергероях серьезный и значимый социальный феномен, который развивается и изменяется вместе с его потребителем. Например, последним знаковым событием из мира супергероического кино стало вручение главной награды Венецианского кинофестиваля фильму о
суперзлодее киновселенной DC (ДиСи) «Джокер», что ставит фильм по комиксам в один ряд с мировыми шедеврами киноискусства. Сегодня картины про супергероев все больше трансформируются из кино для развлечения в пищу для ума, затрагивающую злободневные проблемы мирового сообщества и глубинные личностные процессы отдельно человека. Мир героев с суперспособностями позволяет нам заглянуть в мир простых людей с их проблемами и конфликтами, давая доступ к пониманию процессов идентификации и социализации в современной транзитивной реальности.
Благодарности
Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда, проект № 19-18- 00516 "Транзитивное и виртуальное пространства - общность и различия" Acknowledgements
The research was carried out with the support of the Russian Science Foundation project No 19-18- 00516 "Transitive and virtual spaces -community and differences".
Литература
Кузнецова, Бабаева 2019 - Кузнецова Е.В., Бабаева А.В. Образ супергероя как механизм культурной рефлексии (на примере американской массовой культуры XX века) // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 5. Марцинковская 2014 - Марцинковская Т.Д. Психология субкультуры // Вестник РГНФ. 2014. №. 4. С. 116-126.
Марцинковская 2015 - Марцинковская Т.Д. Проблема социализации в историко-генетической парадигме. М.: Смысл, 2015.
Орестова, Ткаченко 2019 - Орестова В.Р., Ткаченко Д.П. Герои массовой культуры в представлениях современных подростков и юношей (на примере кинематографа) // Цифровое общество в культурно-исторической парадигме. Коллективная моно-графия / Под ред. Т.Д. Марцинковской, В.Р. Орестовой, О.В. Гавриченко. Т. 1. М.: МПГУ, 2019. С. 69-74
Орестова, Ткаченко 2018 - Орестова В.Р., Ткаченко Д.П. Кинопредпочтения и представления о супергероях как отражение потребностей современного молодого человека в условиях транзитивности // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2018. Т. 11. № 61. 11 с.
Салахиева-Талал 2019 - Салахиева-Талал Т. Психология в кино: Создание героев и историй. М.: Альпина нон-фикшн, 2019. 349 с.
Fradkin 2017 - Fradkin Chris. "Janina Scarlet: Superhero Therapy: A Hero's Journey Through Acceptance and Commitment Therapy"// Journal of Youth and Adolescence. 2017 № 46. P. 1629-1632.
Rosenberg 2013 - Rosenberg R. Our Superheroes. Ourselves. Oxford University Press, 2013.
References
Kuznecova, E.V. and Babaeva, A.V. (2017), "The image of a superhero as a mechanism of cultural reflection (on the example of American mass culture of the twentieth century)", Mezhdunarodnyj studencheskij nauchnyj vestnik, no 5. Marcinkovskaya, T.D. (2014), "Psychology of the subculture", Vestnik RGNF, no. 4, pp. 116-126.
Martsinkovskaya, T.D. (2015), The problem of socialization in the historical-genetic paradigm [Problema sotsializatsii v istoriko-geneticheskoy paradigm], Smysl, Moscow, Russia.
Orestova, V.R. and Tkachenko, D.P. (2019), "Heroes of mass culture in presentations of modern teenagers and youth (on the example of cinematograph", in Martsinkovskaya, T.D., Orestova, V.R. and Gavrichenko O.V. (ed.), Tsifrovoye obshchestvo v kul'turno-istoricheskoyparadigme [Digital society in the cultural and historical paradigm], vol. 1, Moscow State Pedagogical University, Moscow, pp. 6974.
Orestova, V.R. and Tkachenko, D.P. (2018), "The reflection of the needs of today's young people through the film preferences and perceptions of superheroes in the conditions of transitivity", Psikhologicheskie Issledovaniya, vol. 11, no. 61, 11 p. Salahieva-Talal, T. (2019), Psychology in the movie: Creating Heroes and Stories, [Psihologiya v kino: Sozdanie geroev i istorij Al'pina non-fikshn], Moscow, Russia, 349 p.
Fradkin, Chris. (2017), "Janina Scarlet: Superhero Therapy: A Hero's Journey Through Acceptance and Commitment Therapy." Journal of Youth and Adolescence, no. 46, pp. 1629-1632.
Rosenberg, R. (2013), Our Superheroes. Ourselves, Oxford University Press.
Информация об авторах
Василиса Р. Орестова, доктор психологических наук, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125993, Россия, Москва, Миусская пл., 6; v.r. orestova@gmail. com
Дарья П. Ткаченко, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125993, Россия, Москва, Миусская пл., 6; [email protected]
Владимир А. Карпук, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125993, Россия, Москва, Миусская пл., 6; [email protected]
Information about the author
Vasilisa R. Orestova, Dr. of Sci. (Psychology), Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya Square, Moscow, Russia, 125993; [email protected]
Daria P. Tkachenko, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya Square, Moscow, Russia, 125993; [email protected]
Vladimir A. Karpuk, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya Square, Moscow, Russia, 125993; [email protected]