ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ • 2022 • ТОМ 15 • № 3
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
Научная статья
УДК 159.99
doi: 10.24412/2073-0861-2022-3-187-197
ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКА В ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ: СПЛАВ ТРАДИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ
Т.Д. Марцинковская1, 2
1 Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, martsmkovskaya.t@rgg;u. ш, https://orcid.org/0000-0003-2810-2554
2 Психологический институт Российской академии образования, Москва, Россия
Актуальность. В связи со 110-летием Психологического института РАО важно проанализировать путь научного развития лаборатории психологии подростка.
Цель. Показать, как в деятельности лаборатории сочетаются традиции Института Экспериментальной психологии, заложенные Г.И. Челпановым, с концепциями О.В. Лишина, А.Г. Асмолова и М.Г. Ярошевского, которые стояли у истоков лаборатории, и с вызовами современной психологии.
Результаты. Показано, что традиция исследования мышления, восприятия, личности в парадигме развития идет от школы Г.И. Челпанова, также как и сочетание теоретических работ с экспериментом и данными самонаблюдения. Изучение роли взрослого, мотивации и установок в становлении личности молодых людей опирается на работы О.В. Лишина и А.Г. Асмолова, а разработка методологии историко-генетического подхода тесно связана с концепцией исторической психологии науки М.Г. Ярошевского, его понятиями когнитивного стиля и оппонентного круга. При модификации методологии и инструментария изучения социализации и идентификации современной молодежи использовались также идеи Г.Г. Шпета и Н.И. Жинкина. Это дало возможность разработать идею культурной детерминации и гармонизации двух процессов — социализации и идентификации. Раскрыты особенности социализации и идентификации в транзитивном обществе, показана их специфика в поликультурном и монокультурном пространствах. Проанализированы сложности социализации в ситуации неопределенности и феноменология, возникающая при гармонизации двух процессов — социализации и индивидуализации. Раскрыты новые тенденции развития подростков и молодежи в цифровом обществе, основания классификации информационного пространства и выделения информационных полей. Особое внимание обращено на закономерности информационной социализации, причины популярности социальных сетей и потокового видео, а также на связи образа мира с контентом личной страницы в социальных сетях. Показаны тенденции личностного и когнитивного развития молодежи, связанные с появлением виртуального и дополненного пространств.
Выводы. Для плодотворного развития научной деятельности лаборатории важны сочетание традиций и современных подходов, синтез различных научных школ, проведение фундаментальных и прикладных исследований.
Ключевые слова: традиции, инновации, историко-генетический подход, социализация, идентификация, цифровое общество.
Для цитирования: Марцинковская Т.Д. Психология подростка в ответ на вызовы современности: сплав традиций и инноваций // Теоретическая и экспериментальная психология. 2022. № 3 (15). С. 187-197. ао1: 10.24412/2073-0861-2022-3-187-197
DEVELOPMENTAL PSYCHOLOGY
Scientific Article doi: 10.24412/2073-0861-2022-3-187-197
PSYCHOLOGY OF TEENAGERS IN RESPONSE TO CONTEMPORARY CHALLENGES: INTEGRATION OF TRADITIONS AND INNOVATIONS
Tatyana D. Martsinkovskaya1, 2
1 Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, martsinkovskaya.t@rggu.ru, https://orcid. org/0000-0003-2810-2554
2 Psychological Institute of Russian Academy of Education, Moscow, Russia
Background. The article reveals the path of scientific development of the laboratory of adolescent psychology.
Objective. To show how the activities of the laboratory combine with the traditions of the Institute of Experimental Psychology, created by G.I. Chelpanov, with the concepts of O.V. Lishina, A.G. Asmolov and M.G. Yaroshevsky, who stood at the backgrounds of the laboratory, and with the challenges of modern psychology.
Results. The tradition of studying thinking, perception, personality in the paradigm of development as well as the combination of theoretical work with experiment and reflection comes from G.I. Chelpanov and his school. The study of the role of the adult, motivation and attitudes in the formation of the personality of young people is based on the works of O.V. Lishin and A.G. Asmolov, and the development of the methodology of the historical genetic approach is closely connected with the Yaroshevsky's concept of the historical psychology of science, his concepts of cognitive style and oppositional circle. In the process of modifying the methodology and tools for studying the socialization and identification of modern youth, the ideas of G.G. Shpet and N.I. Zhinkin were applied. This made it possible to develop the idea of cultural determination and harmonization of two processes — socialization and identification. The features of socialization and identification in a transitive society are revealed, their specificity in multicultural and monocultural spaces is shown. The author analyses the complexities of socialization in a situation of uncertainty and the phenomenology arising from the harmonization of two processes, often with the opposite direction — towards society and towards self-development and individualization. The analysis revealed the new trends in the development of adolescents and youth in the digital society, the basis for classification of the information space and allocation of information fields. Particular attention is drawn to the patterns of information socialization, to the reasons for popularity of social networks and streaming video, and to the connection between the image of the world and the content of a personal page on social networks. The author describes the
© Марцинковская Т.Д., 2022
tendencies of the personal and cognitive development of young people associated with the emergence of virtual and augmented spaces.
Conclusion. The article highlights the importance of combining traditions and modern approaches and the need to synthesize various scientific schools approaches as well as fundamental and applied research for the fruitful development of the laboratory's scientific activities.
Keywords: traditions, innovations, historical genetic approach, socialization, identification, digital society.
For citation: Martsinkovskaya, T.D. (2022). Psychology of teenagers in response to contemporary challenges: integration of traditions and innovations. Teoreticheskaya i eksperimental'naya psikhologiya (Theoretical and experimental psychology), 3 (15), 187-197. doi: 10.24412/2073-0861-2022-3-187-197
Наука не является и никогда не будет являться законченной книгой.
А. Эйнштейн
Введение
Сложность современного мира, его изменчивость, вариативность и неопределенность стали одним из самых серьезных вызовов, стоящих сегодня перед психологической наукой. При этом важным моментом становится не только методологическая рефлексия ситуации, но и возможность найти устойчивые связи в этой текучей современности и сконструировать новую методологию. Естественно, что психология, особенно психология развития, не может не ответить на вызовы современного общества. И одним из первых становится вопрос о новой методологии, позволяющей разработать инструментарий для исследования современных детей, подростков и молодежи.
Поэтому главной особенностью современной методологии становятся разнообразные исследовательские конструкты, которые меняются, модифицируются, вбирая в себя новые факты и новые аспекты действительности. Ценность этих конструктов определяется гармоничным сочетанием в их содержании постоянства и изменчивости. Их важными характеристиками являются гибкость и соотнесенность с транзитивной действительностью и друг с другом. То есть можно говорить скорее не о разных, отдельных конструктах, а о гибком гештальте с разными полями: когнитивным, социальным, эстетическим (Марцинковская, 2021).
Не осталась в стороне от этих вызовов современности и лаборатория психологии подростка Психологического института РАО, в которой разрабатываются как новая методология, вбирающая в себя достижения учителей и основателей Института Экспериментальной психологии, так и новые инструменты и подходы к исследованию актуальных проблем современной психологии личности.
Традиции
Говоря о традициях, необходимо в первую очередь обратиться к основам, заложенным в психологические исследования основателем института Г.И. Челпановым.
В первые десятилетия ХХ в. психологическая наука активно перестраивала свою методологию, в этот период формировались и методологические положения
© Martsinkovskaya T.D., 2022
экспериментальной психологии, разрабатывались новые, объективные методы исследования психики. Именно в это время и возник Психологический институт, который благодаря Г.И. Челпанову стал в то время одним из лучших в Европе и в мире как по оснащенности оборудованием, так и по количеству лабораторных исследований и применявшихся технологий.
Большой научный задел, связанный с анализом зарубежных исследований, дал возможность институту в течение длительного времени прослеживать общие тенденции развития мировой психологии. При этом проблематика, у истоков которой стоял еще Г.И. Челпанов (Челпанов, 1999) и его ближайшие коллеги, во многом сохранилась до настоящего времени.
Для лаборатории психологии подростка главным, конечно, было то, что ведущим методологическим принципом для института стал принцип развития, весьма актуальный и сегодня. В парадигме развития изучаются многие проблемы общей психологии, традиционные еще для школы Челпанова, — восприятие, память, мышление и особенно деятельность. Не менее важным для психологии подростка стало и обоснование значимости самонаблюдения. Идеи, изложенные в работе С.В. Кравкова «Самонаблюдение» (Кравков, 1922), и в наши дни используются при анализе подростковых и юношеских дневников. По мнению С.В. Кравкова, только при самонаблюдении возможно осознание качественных отличий в психологических понятиях. Наряду с методами нарративных интервью, этот подход успешно применяется при изучении постов в соцсетях и блогах.
Не менее важными являются и заложенные еще в середине ХХ в. традиции анализа границ и возможностей воздействия среды, особенно развивающего влияния обучения и воспитания. При этом концепция развивающего обучения сыграла роль не только в появлении новых программ и нового содержания образования, но и в понимании роли взрослого в процессе обучения, его влияния на собственную активность ребенка и границы его познавательных возможностей в определенный этап времени. Идеи о значимости близкого взрослого, роли взрослого не только как учителя, но и друга, наставника во внеурочной деятельности стали центральными для всех работ О.В. Лишина, как теоретических, так и практических (Лишин, 1997). Результаты его исследований учитываются и сегодня в деятельности лаборатории.
При построении методологии изучения психологии современных подростков и юношей лаборатория опирается на концепцию системно-деятельностного подхода и историко-эволюционного анализа развития личности, разработанную А.Г. Асмоловым. Особенно важным для последних работ лаборатории стали идеи А.Г. Асмолова о системе иерархии установок и смыслов в развитии личности (Ас-молов, 2007).
Еще один пласт исследований, проводившихся в институте, касался анализа текста в процессе коммуникативной деятельности (Жинкин, 1982). Представления Н.И. Жинкина о том, что культура, информационное общение людей является одной из ведущих образующих их самосознания, стали особенно важны при анализе влияния современных СМИ на личность подростков. Не менее важны и труды Г.Г. Шпета, касающиеся роли культуры в процессе этнической идентификации и социализации (Шпет, 2007). Эти идеи Г.Г. Шпета находят отражение в работах лаборатории, рассматривающих этапы социализации людей, перехода из одной культуры в другую, в том числе и в исследованиях социальных переживаний и их влияния на процесс формирования идентичности детей. Помимо этого, со-
трудниками лаборатории проводятся ежегодные Шпетовские чтения, в которых анализируется связь трудов Г.Г. Шпета и его коллег с проблемами современной психологической науки.
Безусловно, в теоретической и методологической деятельности лаборатории особую роль играют идеи М.Г. Ярошевского. В свое время М.М. Бахтин отмечал, что авторская речь строится с учетом «чужого слова» и без него была бы другой. В связи с этим М.Г. Ярошевский отмечал, что текст, по которому история науки воссоздает движение знания, следует рассматривать как эффект не только интеллектуальной (когнитивной), но и коммуникативной активности автора этого текста. Его концепция предполагала учет социально-исторических условий, определивших появление и развитие психологических концепций, а также изучение идеогенеза, когнитивного стиля, оппонентного круга, категориальной апперцепции, надсозна-тельного (Ярошевский, 1994). Он писал: «...подобно тому, как за каждым продуктом научного труда стоят незримые процессы в творческой лаборатории ученого, к которым обычно относят построение гипотез, деятельность воображения, силу абстракции и т.п., в производстве этого продукта незримо участвуют оппоненты, с которыми человек ведет скрытую полемику» (Ярошевский, 1994, с. 81-82). Представляется, что обращение к понятию «оппонентный круг» позволяет лучше понять, как появились и развивались многие современные концепции, как в зависимости от социальной ситуации менялись взгляды на личность человека, на границы его активности, на цели, которые ставит перед собой общество в процессе социализации людей.
Историко-генетический подход
Все традиции, заложенные основателями Психологического института, гармонично соединились в методологии историко-генетического подхода, который стал основой теоретической и эмпирической деятельности лаборатории. С точки зрения теории этот подход помогает выделить наиболее созвучные современной ситуации идеи и концепции, модифицируя их в контексте нового методологического аппарата и вызовов современного общества.
Развитие психологии сочетает в себе инструменты, помогающие выделению отдельных понятий и их соединению в целостную картину. Анализируя традиционные концепции, необходимо не только раскрыть их потенциальные возможности, адекватность запросам настоящего, но и вписать их в картину психологической науки в данный момент времени. Особенно важен такой анализ при изучении проблемы социализации, при раскрытии специфики структуры личности, ее идентичности и ее связей с обществом и психологической практикой. Эти материалы необходимы и для построения дизайна эмпирических и экспериментальных работ, и для психологической практики (например, при решении вопросов модернизации системы образования), так как они помогают избежать сделанных ранее ошибок и дают частичный прогноз дальнейшего развития психологического знания. Эти материалы имеют большое значение и в подготовке будущих психологов, так как раскрывают перед студентами перспективу комплексного использования и конструктивного развития психологии.
Историко-генетический подход помогает проводимой в лаборатории работе по изучению процесса социализации детей, подростков и молодежи, в том числе одаренных и трудных детей. Полученные за последние годы материалы показы-
вают, что только через развитие эмоциональной сферы можно заложить знания так, чтобы сочетать индивидуальность, личностный рост и социализированность детей. Полученные нами данные говорят о том, что переживания являются одним из основных механизмов становления идентичности детей, при этом можно выделить два вида переживаний — индивидуальные и социальные, то есть отношение к себе и отношение к социальному окружению, своему месту в нем (Концепции социализации и индивидуализации..., 2010).
Проблема социализации: новая парадигма
Фокусирование сотрудников лаборатории на изучении проблемы социализации, начиная с 2010-х гг., не случайно.
В условиях глобализации и «сужения» географического пространства происходит расширение пространства межличностных контактов, взаимодействия между людьми разных культур, разных социальных и этнических групп (Марциновская, 2016). В транзитивном обществе происходят постоянные изменения ценностей, норм, эталонов поведения, которые при этом трансформируются в зависимости от различных контекстов и вариантов социализации. Постоянная изменчивость приводит к существенному возрастанию неопределенности. Поэтому процессы социализации и ресоциализации происходят не только в первые 10-15 лет жизни, но и на протяжении всего жизненного пути.
Полученные в наших исследованиях материалы показали, что разные аспекты транзитивности связаны с разными трудностями для молодежи. Изменчивость и неопределенность приводят к нарушению целостности идентичности как ее отдельных составляющих, так и временной перспективы. Множественность затрудняет выбор группы идентификации и направления социализации. Полученные в наших исследованиях материалы показывают, что три составляющих транзитивности являются крайне сложными для построения адекватных моделей социализации в современном мультикультурном пространстве. Неопределенность и изменчивость увеличивают гетерохронность социального и персонального пространства-времени именно в мультикультурном, а не в монокультурном пространстве. Таким образом, множественность выборов увеличивает сложность ситуации настолько, что во многом исключает возможность поиска рациональных стратегий личностного развития. Исходя из этого, можно предположить, что сама по себе ситуация транзитивности может вызывать сложности в самореализации подростков и молодежи (Хорошилов, 2021).
Сравнительный анализ детерминант, влияющих на выбор стратегий самореализации в стабильном и транзитивном обществе, дает возможность выявить некоторые важные отличия.
— В стабильной ситуации самореализация зависит главным образом от индивидуальных и личностных особенностей и социальной ситуации развития человека. Это прежде всего такие качества, как эмотивность, локус контроля, ин-тенциональность и, частично, общий интеллект.
— В транзитивной ситуации выбор стратегий самореализации зависит от соотношения персональной и социокультурной идентичности, от толерантности к неопределенности, когнитивной сложности и гибкости.
— В стабильном обществе большое значение имеет эмоционально окрашенный и личностно отнесенный опыт; в информационном и транзитивном обще-
стве наряду с собственным опытом все большую роль начинает играть безличная и обобщенная информация.
— В стабильном обществе сложность сохранения синергетических тенденций самореализации оценивается исходя из степени гетерохронности и дисбаланса социальных и персональных параметров хронотопа; в транзитивном мире эта гетерохронность присутствует всегда, поэтому сложность ситуации оценивается в зависимости от соотношения внутри персонального пространства и времени в целом.
Одной из центральных проблем, которую необходимо решить при изучении процесса современной социализации, особенно в контексте социализации молодежи, является проблема границ личностной активности в этом процессе. Успешная социализация, с одной стороны, дает человеку возможность реализоваться в просо-циальной деятельности, а с другой — максимально снимает внешние и внутренние барьеры этой активности (Марцинковская, 2015).
При соединении двух линий развития — социализации и идентификации — наблюдается следующая феноменология:
а) изменение роли ценностей, важность соотношения устойчивости и пластичности содержания ценностей;
б) развитие толерантности к неопределенности и аккультурации, что обеспечивает целостность идентичности;
в) соединение разных блоков в социальных представлениях, обеспечивающих адекватность категоризации и самоподтверждения;
г) появление разных вариантов устойчивой субкультуры, в которой реализуется и формируется персональная идентичность (в том числе и в сетевых сообществах);
д) изменение процесса дауншифтинга — уход в мнимую идентичность.
Анализ связи между процессами социализации и идентификации показывает,
что здесь можно говорить о сочетании концепции конструкционизма с идеями пассионарности. Ведь в процессе социализации у молодых людей конструируется и переконструируется новый образ мира и себя в нем. Поэтому важным моментом в новом понимании социализации молодежи становится поиск синергетического фактора, который связывает личность и общество, гармонизируя их отношения, и структурирует жизненный путь и разные аспекты идентичности между собой. Таким фактором в изменяющемся и неопределенном мире может стать культура, так как она дает возможность разработки подхода, при котором психическая жизнь человека вводится в русло культурной детерминации, управляющей продуктивной деятельностью людей. При этом именно в контексте определенной культуры можно судить и о причинах, и о смысле того или иного поступка человека, и о его значении для окружающего (Марцинковская, 2015).
Подросток в цифровом мире: вызовы и инновации
Проблема информационных технологий и их влияния на все стороны жизни и деятельности людей является в настоящее время одной из ведущих. Особую актуальность приобретает изучение информационной социализации в подростковом и юношеском возрасте. Это обусловлено тем, что в современном мире роль информации и информационного воздействия на мотивацию и поведение людей всех возрастов и особенно молодежи постоянно увеличивается. Именно этот
факт позволил ученым говорить о возникновении «информационного общества» и «информационной культуры» (Кастельс, 2000).
В процессе проведенных нами исследований и разделении понятий информационного пространства и информационного поля были выделены группы информационных полей, показана их роль как институтов социализации, определены механизмы воздействия информации на подростков и молодежь и показаны результаты этого воздействия на личностное, эмоциональное и когнитивное развитие подростков и молодежи.
Влияние опыта активной интернет-коммуникации на коммуникативную сферу и развитие самосознания особое значение приобретает в подростковом и юношеском возрастах, заставляя говорить о закономерностях и особенностях их информационной социализации.
Полученные в многочисленных исследованиях материалы (Голубева, 2020; Марцинковская, 2019) дали возможность выделить несколько основных причин растущей популярности социальных сетей. Прежде всего, они дают возможность создания индивидуальных профилей, в которых содержится информация о пользователе (его имя, семейный статус, интересы). Не менее важным является и расширение вариантов взаимодействия, общения, обмена информацией, что помогает не только найти нужные данные или новых друзей, но и облегчает достижение намеченных целей.
Можно констатировать, что любая социальная сеть воспринимается большинством российских пользователей как персональная страница с ее уникальным и бережно хранимым контентом: статусами, видео, фотографиями и текстами. Эта страница фактически становится отражением картины мира современной молодежи. Поэтому важно понять не только причины расширяющегося пространства социальных сетей в картине мира молодежи, но и тенденции их развития (Голубева, 2020; Марцинковская, 2019).
На основе анализа социальных сетей можно предположить, что в ближайшем будущем, в связи с распространением высокоскоростного и доступного интернета, социальные сети будут делать акцент не столько на страницы в популярных группах, сколько на потоковое видео. Онлайн-трансляция дает пользователю уникальную возможность стать участником событий, происходящих в данное время. На смену потоковому видео, видимо, скоро придут системы виртуальной и дополненной реальности, например VR очки и комнаты.
Полученные данные дают возможность сделать вывод, что в современных социальных сетях реализуется не только потребность молодежи в информации и контактах, но и в эмоциональном насыщении этой информации и этих контактов.
Анализ работ лаборатории показывает, что на основании историко-гене-тического подхода создана принципиально новая концепция информационной социализации, в которой выделены и описаны психологические характеристики общего информационного пространства и информационных полей, проведена их классификация. Были исследованы новые способы передачи информации и эмоциональных состояний в интернет-коммуникации, выделены формы эмоциональной трансляции в виртуальном общении. Изучение новых закономерностей восприятия и переработки информации позволило определить факторы и границы влияния современных средств информации на когнитивное развитие молодежи.
Не менее важным результатом этой работы стало изучение взаимосвязи реального и виртуального планов общения и идентификационных структур личности. Это дало возможность продемонстрировать значение интернет-коммуникации как способа общения, получения информации и как вида совладания с трудностями.
Выводы
Актуальность исследований подростков как одной из наиболее сензитивных к требованиям социума и времени группы требует от лаборатории постоянно сочетать в своей научной деятельности классические методологии с новыми методами и установками. В этом залог продуктивного развития лаборатории психологии подростка в русле тех традиций, которые были заложены еще в школе Г.И. Челпанова.
Проблемы подросткового возраста всегда остаются актуальными, а в ситуации изменений и неопределенности все более актуализируются. Для их адекватного и продуктивного исследования нужны и традиции, и инновации. Традиции лаборатории связаны с опытом введения подростков в ситуации активного взаимодействия со значимыми взрослыми как в учебное, так и особенно во внеучебное время, формированием новых отношений, созданием новой мотивации на продуктивную и интересную для них деятельность. Это как раз те традиции, которые идут от школы О.В. Лишина.
Второе важное для лаборатории направление деятельности — это исследование подростковой психологии в контексте психологии личности меняющегося общества. Здесь можно опираться на традиции, идущие от А.Г. Асмолова, включающие развивающуюся личность в современное общество и его актуальную проблематику.
Но для разработки направлений новых исследований необходимо представлять инструментарий исторической психологии науки, используя оппонентный круг, и это уже традиции, идущие от М.Г. Ярошевского и разработанного в начале 2000-х гг. в лаборатории историко-генетического подхода, в центре которого лежит концепция переживания как отношения к окружающему миру.
Эти открытия и эти традиции, безусловно, должны учитываться и в современных работах. Однако в настоящее время, по-видимому, уже невозможно развитие и института, и лаборатории в рамках определенной школы или методологии. Важен синтез разных школ, исповедующих близкие методологические принципы и поднимающих не только прикладные, но и фундаментальные общепсихологические проблемы.
Литература
Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл; Академия, 2007.
Голубева Н.А. Особенности цифровой идентичности подростков и молодежи в современном технологическом обществе // Вестник РГГУ Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2020. № 1. С. 130-150. ао1: 10.28995/2073-6398-2020-1-130-150
Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982.
Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2000.
Концепции социализации индивидуализации в современной психологии: Коллективная монография / Под ред. Т.Д. Марцинковской. Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010.
Кравков С.В. Самонаблюдение. М.: Госиздат, 1922.
Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания: Учеб. пособие для шк. психологов и педагогов / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Ин-т практ. психологии, 1997.
Марцинковская Т.Д. Информационное пространство транзитивного общества: проблемы и перспективы развития // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27, № 3. С. 77-96. doi: 10.17759/cpp.2019270306
Марцинковская Т.Д. Новая методология исследования транзитивности жизненного пространства изменяющейся личности // Новые психологические исследования. 2021. № 2. С. 31-4S. doi: 10.51217/npsyresearch_2021_01_02_02
Марцинковская Т.Д. Проблема социализации в историко-генетической парадигме. М.: Смысл, 201S.
Марцинковская Т.Д. Социализация в мультикультурном пространстве. М.: МПГУ, 2016.
Хорошилов Д.А. Онтологическая, социальная и психологическая прекарность: пути взаимодействия в транзитивном обществе // Новые психологические исследования. 2021. № 2. С. 64-83. doi: 10.51217/npsyresearch_2021_01_02_04
Челпанов Г.И. Психология. Философия. Образование. Москва; Воронеж: Академия педагогических и социальных наук, 1999.
Шпет Г.Г. Философия и психология культуры. М.: Наука, 2007.
Ярошевский М.Г. Историческая психология науки. СПб.: Наука, 1994.
References
Asmolov, A.G. (2007). Psychology of personality: cultural and historical understanding of human development. Moscow: Smysl; Akademiya. (In Russ.).
Castells, M. (2000). Information Age: Economics, Society and Culture. Moscow: Izdatel'skiy dom GU-VSHE. (In Russ.).
Chelpanov, G.I. (1999). Psychology. Philosophy. Education. Moscow; Voronezh: Akademiya pedagogicheskikh i sotsial'nykh nauk. (In Russ.).
Concepts of socialization of individualization in modern psychology. (2010). In T.D. Mart-sinkovskaya (Eds.). Obninsk: IG-SOTSIN. (In Russ.).
Golubeva, N.A. (2020). Features of the digital identity of adolescents and youth in the modern technological society. Vestnik RGGU. Seriya "Psikhologiya. Pedagogika. Obrazovaniye" (Bulletin of the Russian State University for the Humanities. Series "Psychology. Pedagogy. Education"), 1, 130-1S0. doi: 10.2899S/2073-6398-2020-1-130-1S0. (In Russ.).
Khoroshilov, D.A. (2021). Ontological, social and psychological precarity: ways of interaction in a transitive society. Novyye psikhologicheskiye issledovaniya (New psychological research), 2, 64-83. doi: 10.51217/npsyresearch_2021_01_02_04. (In Russ.).
Kravkov, S.V. (1922). Introspection. Moscow: Gosizdat. (In Russ.).
Lishin, O.V. (1997). Pedagogical psychology of education: Textbook for the school psychologists and teachers. In D.I. Feldstein (Eds.). Moscow: In-t prakt. psykhologii. (In Russ.).
Martsinkovskaya, T.D. (2019). Information space of a transitive society: problems and prospects of development. Konsul'tativnaya psikhologiya ipsikhoterapiya (Counselingpsychology and psychotherapy), 27 (3), 77-96. doi: 10.17759/cpp.2019270306. (In Russ.).
Martsinkovskaya, T.D. (2021). New methodology for studying the transitivity of the living space of a changing personality. Novyye psikhologicheskiye issledovaniya (New psychological research), 2, 31-4S. doi: 10.51217/npsyresearch_2021_01_02_02. (In Russ.).
Martsinkovskaya, T.D. (201S). The problem of socialization in the historical-genetic paradigm. Moscow: Smysl. (In Russ.).
Martsinkovskaya, T.D. (2016). Socialization in a multicultural space. Moscow: MPGU. (In Russ.).
Shpet, G.G. (2007). Philosophy and psychology of culture. Moscow: Nauka. (In Russ.). Yaroshevskiy, M.G. (1994). Historical psychology of science. St. Petersburg: Nauka. (In Russ.). Zhinkin, N.I. (1982). Speech as a conductor of information. Moscow: Nauka. (In Russ.).
Статья получена 15.07.2022; принята 19.07.2022; отредактирована 26.07.22
Received 15.07.2022; accepted 19.07.2022; revised 26.07.22
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Марцинковская Татьяна Давидовна — доктор психологических наук, профессор, директор Института психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета; заведующая лаборатории психологии подростка Психологического института Российской академии образования, martsinkovskaya.t@rggu.ru, https://orcid.org/0000-0003-2810-2554
ABOUT AUTHOR
Tatyana D. Martsinkovskaya — Doctor of Psychology, Professor, Russian State University for the Humanities; Psychological Institute of the Russian Academy of Education, martsinkovskaya.t@rggu.ru, https://orcid.org/0000-0003-2810-2554