Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ВИРТУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В СИТУАЦИИ ТРАНЗИТИВНОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ВИРТУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В СИТУАЦИИ ТРАНЗИТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY-NC-ND
223
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗИТИВНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СИТУАЦИЯ ТРАНЗИТИВНОСТИ / СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАБЕЛЬНОСТЬ / АВТОНОМНОСТЬ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / ВИРТУАЛЬНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ВИРТУАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гребенникова Ольга В., Аянян Анна Н.

Статья знакомит с результатами изучения особенностей позитивной социализации и виртуальной коммуникации у современной молодежи в ситуации транзитивности. Результаты эмпирического исследования, которое проходило в два этапа (n=65) и (n=72), показали, что позитивная социализация в ситуации транзитивности современной молодежи актуализируется через позитивный тип социализации в ситуации периода COVID-19. Так, представители современной молодежи рассматривают ситуацию транзитивности как период новых возможностей, так как в период самоизоляции и карантина их жизнь изменилась в лучшую сторону. Они приобрели новые знания, умения, увлечения, уверены в завтрашнем дне и не боятся перемен. Дистанционную форму работы или учебы воспринимают адекватно, им комфортно. В общении используют новые гаджеты, и круг их общения не изменился, а возможно даже и пополнился новыми знакомствами и людьми. Современная молодежь с позитивной социализацией в ситуации транзитивности, которая составила только 30% выборки, имеет тенденцию к превалированию автономии над социабельностью и высокие показатели жизнестойкости. Эти молодые люди больше склонны полагаться на самих себя, но также могут принимать и выполнять нормы, предписанные обществом. Что касается самого процесса виртуальной коммуникации, то для всех участников исследования он является привычным и комфортным, как с преподавателями, так и с друзьями и близкими. Однако некоторые участники исследования подчеркнули, что периодически испытывают фрустрацию потребностей в реальном общении и посещении общественных мест, в том числе желания очного присутствия в университете и местах досуга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гребенникова Ольга В., Аянян Анна Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF POSITIVE SOCIALIZATION AND VIRTUAL COMMUNICATION AMONG MODERN YOUTH IN A SITUATION OF TRANSITIVITY

The article is devoted to the study of the features of positive socialization and virtual communication among modern youth in a situation of transitivity. The results of an empirical study that took place in two stages (n=65) and (n=72) showed that positive socialization in the situation of transitivity of modern youth is actualized through a positive type of socialization in the situation of the COVID-19 period. Thus, representatives of modern youth consider the situation of transitivity as a period of new opportunities; during the period of self-isolation and quarantine, their lives have changed for the better. They acquired new knowledge, skills, and new hobbies. They are confident in the future and are not afraid of changes. The remote form of work or study is perceived adequately, they feel comfortable. New gadgets are used in communication and their circle of communication has not changed, and perhaps even replenished with new acquaintances and people. Modern youth with positive socialization in a situation of transitivity, who made up only 30% of the sample, tends to prevail autonomy over sociability and high indicators of resilience. Young people are more inclined to rely on themselves, but they can also accept and fulfill the norms prescribed by society. As for the process of virtual communication itself, it is familiar and comfortable for all participants ofthe study, both with teachers and with friends and family. However, some study participants stressed that they periodically experience frustration of the needs for real communication and visiting public places, including full-time presence at the university and leisure places.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ВИРТУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В СИТУАЦИИ ТРАНЗИТИВНОСТИ»

УДК 159.9

DOI: 10.28995/2073-6398-2022-1-99-118

Особенности позитивной социализации и виртуальной коммуникации у современной молодежи в ситуации транзитивности

Ольга В. Гребенникова

Психологический институт РАО, Москва, Россия, grebennikova577@maU.ru,

Анна Н. Аянян

Психологический институт РАО, Москва, Россия, parhomenkoanna86@mail.ru

Аннотация. Статья знакомит с результатами изучения особенностей позитивной социализации и виртуальной коммуникации у современной молодежи в ситуации транзитивности. Результаты эмпирического исследования, которое проходило в два этапа (п=65) и (п=72), показали, что позитивная социализация в ситуации транзитивности современной молодежи актуализируется через позитивный тип социализации в ситуации периода COVID-19. Так, представители современной молодежи рассматривают ситуацию транзитивности как период новых возможностей, так как в период самоизоляции и карантина их жизнь изменилась в лучшую сторону. Они приобрели новые знания, умения, увлечения, уверены в завтрашнем дне и не боятся перемен. Дистанционную форму работы или учебы воспринимают адекватно, им комфортно. В общении используют новые гаджеты, и круг их общения не изменился, а возможно даже и пополнился новыми знакомствами и людьми. Современная молодежь с позитивной социализацией в ситуации транзитивности, которая составила только 30% выборки, имеет тенденцию к превалированию автономии над социабельностью и высокие показатели жизнестойкости. Эти молодые люди больше склонны полагаться на самих себя, но также могут принимать и выполнять нормы, предписанные обществом. Что касается самого процесса виртуальной коммуникации, то для всех участников исследования он является привычным и комфортным, как с преподавателями, так и с друзьями и близкими. Однако некоторые участники исследования подчеркнули, что периодически испытывают фрустрацию потребностей в реальном общении и посещении общественных мест, в том числе желания очного присутствия в университете и местах досуга.

© Гребенникова О.В., Аянян А.Н., 2022

Ключевые слова: позитивная социализация, ситуация транзитивности, современная молодежь, социабельность, автономность, жизнестойкость, виртуальное информационное пространство, виртуальная коммуникация, Интернет, социальные сети, дистанционное обучение

Для цитирования: Гребенникова О.В., Аянян А.Н. Особенности позитивной социализации и виртуальной коммуникации у современной молодежи в ситуации транзитивности // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2022. № 1. С. 99-118. DOI: 10.28995/20736398-2022-1-99-118

Features of positive socialization and virtual communication among modern youth in a situation of transitivity

Olga V. Grebennikova

Psychological institute of Russian Academy of Education, Moscow>, Russia, grebennikova577@maU.ru

Anna N. Ayanyan

Psychological institute of Russian Academy of Education, Moscow), Russia, parhomenkoanna86@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the study of the features of positive socialization and virtual communication among modern youth in a situation of transitivity. The results of an empirical study that took place in two stages (n=65) and (n=72) showed that positive socialization in the situation of transitivity of modern youth is actualized through a positive type of socialization in the situation of the COVID-19 period. Thus, representatives of modern youth consider the situation of transitivity as a period of new opportunities; during the period of self-isolation and quarantine, their lives have changed for the better. They acquired new knowledge, skills, and new hobbies. They are confident in the future and are not afraid of changes. The remote form of work or study is perceived adequately, they feel comfortable. New gadgets are used in communication and their circle of communication has not changed, and perhaps even replenished with new acquaintances and people. Modern youth with positive socialization in a situation of transitivity, who made up only 30% of the sample, tends to prevail autonomy over sociability and high indicators of resilience. Young people are more inclined to rely on themselves, but they can also accept and fulfill the norms prescribed by society. As for the process of virtual communication itself, it is familiar and comfortable for all participants of

the study, both with teachers and with friends and family. However, some study participants stressed that they periodically experience frustration of the needs for real communication and visiting public places, including full-time presence at the university and leisure places.

Keywords: positive socialization, transitivity situation, modern youth, sociability, autonomy, resilience, virtual information space, virtual communication, Internet, social networks, distance learning

For citation: Grebennikova, O.V. and Ayanyan, A.N. (2022), "Features of positive socialization and virtual communication among modern youth in a situation of transitivity", RSUH/RGGU Bulletin. "Psychology. Pedagogics. Education"Series, no. 1, pp. 99-118, DOI: 10.28995/2073-6398-2022-1-99-118

Введение: постановка проблемы

Ситуация пандемии COVID-19 показала, как люди готовы и готовы ли справляться с неопределенностью, как по-разному может происходить их социализация. Случайность, неопределенность, хаос - очень важные явления для человечества и развития общества, а также для процесса социализации человека. Каждый человек хочет безболезненно совладать с неопределенностью, что актуализирует проблему позитивной социализации у представителей современной молодежи в ситуации транзитивности.

По мнению Т.Д. Марцинковской, в настоящее время мы можем наблюдать не только социальные изменения, но и цивили-зационные, что связано как с появлением новой техники, так и с формированием новых технологий - нового технологического пространства. Влияние последних становится всеобъемлющим и более масштабным, они являются неотъемлемой частью жизни современных людей. Человечество переходит в другую эру, возможно, в новую цивилизационную .эпоху, когда технологическое общество уже вышло на следующий этап, на котором технологии и техника не является чем-то внешним для самого индивида. Человек относится к технике уже не как к механизму, но как части нашей окружающей среды и все чаще как к продолжению наших психических способностей, а не только лишь орудию трудовой деятельности. Можно смело заключить, что современные информационные технологии, телекоммуникации и скоростные способы передвижения произвели изменения и в самом пространственно-временном континууме, и в нашем представлении о нем.

На наш взгляд, большинство современных подростков и молодежи успешно социализируется в виртуальном пространстве, в отличие от старшего поколения, которому приходится ресоциали-зироваться в новом, подчас весьма «враждебном» и скоротечно

изменчивом цифровом мире. Представители поколения «зуме-ров» в массе своей стремятся обладать техническими новинками - гаджетами и приложениями - и легко к ним адаптируются. Среди подростков и молодежи Интернет является ведущим средством коммуникации, получения информации и практически формирует стиль жизни и взаимодействия с окружающим миром.

Цель исследования: изучить особенности позитивной социализации и виртуальной коммуникации у современной молодежи в ситуации транзитивности.

Методы:

1. Опросник «Тип социализации в ситуации периода COVID-19» (Гребенникова О.В.).

2. Методика на определение тенденции к социабельности-ав-тономии [Социализация 2016, с. 38].

3. Текст опросника жизнестойкости (С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева) [Рассказова, Леонтьев 2016].

4. Проективная рисуночная методика «Информационное пространство» (Аянян А.Н.) [Идентичность 2015, с. 48].

Статистическая обработка полученных данных осуществлялась при помощи программы SPSS 16. Различия между группами оценивались на основании непараметрических критериев Манна-Уитни. Для оценки корреляционных связей между показателями применяли коэффициент ранговой корреляции Пирсона и Спирмена. Средние по выборке были получены с использованием методов описательной статистики.

Выборка: на первом этапе в исследовании приняли участие 65 человек в возрасте от 20 до 30 лет, обучающихся в высших образовательных учреждениях г. Москвы. На втором этапе респондентами стали 72 студента первого и третьего курсов одного из педагогических вузов Москвы в возрасте от 18 до 24 лет (средний возраст 22 года). Всего в исследовании приняли участие 137 человек.

Теоретическая часть

Постоянная изменчивость окружающего мира и его неопределенность, множественность социокультурных контекстов выступают в качестве основных характеристик транзитивности.

Новая ситуация транзитивности характерна для всех поколений, хотя, конечно, наиболее значимой она становится для молодежи и подростков. При этом молодыми людьми, детьми транзитивность осознается как естественная ситуация, в которой происходит процесс их социализации. Это осознание не отрица-

ет рефлексию происходящих трансформаций, нестабильность и неопределенность ценностей, эталонов и норм.

Важнейшим аспектом рассмотрения социализации является ее качественный аспект - оценка исходов социализации, которая может быть выражена в терминах успешности - неуспешности. Так, в зависимости от результатов социализация молодого человека может рассматриваться как успешная, нормальная, когда осваиваются легитимные и одобряемые обществом социальные роли, либо как неуспешная, аномальная, когда осваиваются те социальные роли, которые обществом не одобряются или признаны нелегитимными.

Собственно, просоциальное поведение как усвоение человеком социально значимых социальных ролей, норм поведения, культурно-исторических традиций и субъективная удовлетворенность человека этой деятельностью обеспечивают позитивную социализацию.

Социализация рассматривается и как процесс, и как результат активного вхождения человеком в социальный мир, а понятие «социализированность» как характеристика продукта (результата) этого процесса.

Можно выделить, по меньшей мере, семь критериев, определяющих успешность вхождения человека в социальную группу:

- положительное отношение к нормам и ценностям группы;

- взаимное принятие индивида и группы;

- наличие большого количества разных групп идентичности;

- высокий социометрический статус хотя бы в одной из групп идентичности;

- социальная успешность хотя бы в одной из официальных групп идентичности (например, школьная успеваемость);

- дифференцированность представлений о себе;

- положительная временная перспектива [Марцинковская, Киселева 2018].

Социальная и коммуникативная успешность - важнейшие условия и механизмы самоидентификации, которые могут выступать и показателями позитивной социализации современной молодежи. Чем выше успешность, тем более приемлемой (присваиваемой, референтной) становится та или иная картина мира, те или иные культурные (субкультурные) стереотипы. Поиск коммуникативной успешности осуществляется, в том числе, через «поиск своих», который в современном обществе осуществляется как в реальном, так и в виртуальном пространстве. Причем в первом его осуществить несколько сложнее. Это связано:

а) с ограниченностью территориальных и временных возможностей реального пространства (в реальном пространстве выбор

«своей» группы, как правило, ограничен - в лучшем случае доступны не более двух-трех возможных сообществ, условно отвечающих соответствующим требованиям);

б) с факторами проявления большого набора идентичностей (или ценностей), которые характерны для близкого реального взаимодействия.

Д.П. Ткаченко выделяет высокий эмоциональный интеллект как регулятивный компонент деятельности и связывает его с успешностью социализации подростков. Характер социализации современных подростков в условиях транзитивности общества допускает, что успешная социализация в рамках одного культурного слоя может сочетаться с несоциализированностью в контексте других социальных групп [Ткаченко 2018].

Для успешной социализации современной молодежи немаловажную роль играет жизнестойкость, которая может способствовать повышению физического и психического здоровья при преодолении кризисов и реализации себя в будущей жизни.

Д.А. Леонтьев считает, что жизнестойкость, как черта личности, характеризуется мерой преодоления личностью заданных обстоятельств, а в конечном счете - степенью преодоления личностью самой себя. С другой стороны, эта личностная черта определяется мерой прилагаемых усилий по работе личности над собой и над обстоятельствами своей жизни [Рассказова, Леонтьев 2016].

В концепции С. Мадди жизнестойкость - система убеждений, позволяющая человеку воспринимать даже негативные события как опыт и успешно справляться с ними. Она включает три компонента: вовлеченность (убеждение в том, что только благодаря своей активности человек находит в мире интересное), контроль (убежденность в контролируемости мира и своей способности добиться результата) и принятие риска (готовность действовать вопреки неопределенности ситуации и угрозе и извлекать опыт из любых ситуаций). Жизнестойкость - ресурс, направленный в большей мере на поддержание витальности и деятельности, в меньшей - на поддержание активности сознания.

В период молодости человек продолжает самоутверждаться в социальной действительности и обладание жизнестойкостью как целостной системы взаимоотношений с миром может способствовать повышению физического и психического здоровья молодежи, успешной адаптации в стрессовых ситуациях. Жизнестойкое совладание - это активное, здоровое преодоление, повышающее стрессоустойчивость человека, основанное на вовлеченности в ситуацию, стремлении к ее подчинению (контролю над ситуацией),

умению смело решать проблемы, перед которыми ставит жизнь (риск) [Рассказова, Леонтьев 2016].

Актуальные вызовы, с которыми столкнулось человечество в связи с распространяем эпидемии COVID-19, привело к тому, что многие виды активности, которые можно было перевести в on-line, реализуются посредством информационных технологий. В первую очередь это коснулось сферы образования и коммуникации. Таким образом, современные дети, подростки и молодежь в настоящее время легитимно большую часть своего времени проводят в сети Интернет, и не всегда возможно отследить и обезопасить юных пользователей от контента и взаимодействия с другими людьми, которые могут прямо или косвенно причинить вред их как психическому, так и физическому благополучию. Кроме того, по мнению М.Р. Арпентьевой, среди современных детей, подростков и молодежи все чаще можно встретить «цифровых беспризорников», характеризующихся аномией и отчуждением, тенденцией к изоляционизму, десоциализации, задержке развития и деструкцией личности, они «теряются» в информационном пространстве сети Интернет и могут переживать состояние отчужденности и маргинальности [Арпентьева 2017]. И здесь стоит подчеркнуть, что понятие «цифровой беспризорности» можно противопоставить понятию «информационной социализации», разрабатываемой Марцинковской Т.Д. [Голубева, Марцинковская 2011].

Для того, чтобы установить продуктивную коммуникацию с представителями цифрового поколения, проводящими много времени в виртуальном информационном пространстве и социальных сетях, необходимо учитывать особенности восприятия информации современными подростками и молодежью, которых можно причислить к представителям «клипового мышления»: информация должна быть простой, яркой, насыщенной, структурированной. Негативными сторонами клипового мышления являются: нарушение способности выстраивать логические связи между воспринимаемыми явлениями; могут возникнуть проблемы в решении сложной задачи из-за отсутствия навыков восприятия явления целиком и деления сложной задачи на подзадачи; превалирует решение отдельно взятых мелких задач без привязки их к предметной области; нарушается способность к операциям анализа, синтеза, к выстраиванию длинных логических цепочек. К позитивным сторонам клипового мышления относят: чтобы избежать информационную перегрузку мозг фильтрует и выстраивать защиту от ненужной информации; происходит развитие за счет осознания важности владения информацией и большего потребления ее; увеличивается скорость и объем

потребления информации за счет тренировки мозга; необходимость быстро переключаться с одной информации на другую способствует научению продуктивно решать жизненные задачи и самоорганизации [Купчинская, Юдалевич 2019].

Нужно учитывать, что особенности информационной и социокультурной среды способствуют трансформации как коммуникативного, так и рефлексивного компонента личности. Для многих представителей цифрового поколения характерны:

1. Креативность и инновационность, которые находят свое отражение в различных стартапах, ориентации на мультидисци-плинарность, способности совмещать проекты различной направленности (например, образование и бизнес, информационные технологии и гуманитарная безопасность и т.д.).

2. Высокая скорость отбора, пересмотра, внедрения новых моделей в различные сферы жизнедеятельности, быстрое получение обратной связи, актуализация прошлого опыта с точки зрения запросов настоящего, постоянная рефлексия.

3. Формирование компетенции инновационного потенциала - человеческий, социальный, культурный капитал [Богданов и др. 2018].

Согласно результатам исследования уровня влияния информации, получаемой в виртуальном пространстве на формирование жизненной позиции студентов, респонденты, принимавшие участие в опросе, отметили, что сеть Интернет оказывает влияние на формирование их жизненной позиции (49,1 %). По мнению 23 % участников исследования информация, полученная из сети Интернет «полностью формирует их жизненную позицию». Кроме того, автор приводит сравнительный анализ результатов исследования пользовательской активности в Интернете студентов трех направ-ленностей - гуманитарной и социально-экономической, технической и естественно-научной. Примечательно, что статистически значимых различий между тремя профессиональными профилями студентов не выявлено, и практически все респонденты примерно одинаково активны в виртуальном пространстве в сферах (согласно убыванию) развлечения, общения, обучения, получения информации, покупок и другой активности [Иващенко 2020].

Анализ и обсуждение результатов

На первом этапе исследования, по результатам опросника «Тип социализации в ситуации периода COVID-19» (автор О.В. Гребенникова) (рис. 1), было выявлено, что 21,6% представителей современной молодежи обладают позитивным типом социализации в ситуации периода COVID-19. Так, они рассматривают ситуацию транзитивности как период новых возможно-

стей, во время самоизоляции и карантина их жизнь изменилась в лучшую сторону. Они приобрели новые знания, умения, увлечения. Уверены в завтрашнем дне и не боятся перемен. Дистанционную форму работы или учебы воспринимают адекватно, им комфортно. В общении используют современные гаджеты, и круг их общения не изменился, а, возможно, даже и пополнился новыми знакомствами и людьми.

Рис. 1. Тип социализации у современной молодежи в ситуации периода COVID-19

Большинство представителей современной молодежи (78,4%) продемонстрировало негативный тип социализации в ситуации периода COVID-19. Они комфортно чувствуют себя в стабильной ситуации и склонны считать, что транзитивность не дает новых возможностей. В период самоизоляции и карантина их жизнь не изменилась в лучшую сторону, они не приобрели новых знаний, умений и хобби. Они не всегда могут быть уверены в завтрашнем дне и боятся перемен. В период COVID-19 им было не комфортно работать или обучаться в дистанционном формате. Общение в период самоизоляции и карантина из-за COVID-19 стало менее продуктивным, новые гаджеты для обогащения общения с близкими и друзьями ими не использовались. Например, респондент - женщина 27 лет - отмечает, что ее жизнь в период самоизоляции изменилась, но, тем не менее, она не приобрела новых знаний, умений и хобби; также она отмечает, что общение не изменилось, а никакими новыми гаджетами она не пользовалась.

Результаты по методике на определение тенденции к социа-бельности-автономии (рис. 2.) показали, что 16,2 % представителей современной молодежи имеют тенденцию к социабельности. Так, респондент (женщина 22 лет) сообщила, что считает необходимым придерживаться тех порядков, устоев, которые уже давно существуют, широко распространены в обществе, чему следует

большинство людей, ей легко понять людей, выполняющих принятые нормы, устоявшиеся правила, порядки, традиции. Для нее имеет большое значение, чтобы то, что она делает, поддерживали окружающие люди, чтобы они, так же как и она, считали это интересным. Ей трудно понять тех писателей, художников, композиторов, которые создавали свои произведения, думая, что их не поймут, не примут в обществе, Общение с другими людьми многое дает ей для того, чтобы лучше понять себя, она легко понимает людей, кто легко передает недоделанную важную работу другому человеку для ззавершения: она считает, что реззультаты ее собственной работы будут лучше, если в ее выполнении, кроме нее будут участвовать и другие люди.

16,20%

■ Автономия

■ Социабельность

Рис. 2. Тенденции к социабельности-автономии у современной молодежи

Респондент - мужчина 30 лет - сообщил, что если мужчина и женщина решили начать совместную жизнь, то они обязательно должны вступить в брак. Ему легко понять людей, следующих принятым нормам, устоявшимся правилам, порядкам, традициям. Общение с другими людьми многое дает ему для того, чтобы лучше понять себя, он сам легко понимает людей, которые без труда передают недоделанную важную работу другому человеку для завершения, а результаты его работы будут лучше, если в ее выполнении будут участвовать и другие люди.

Большинство представителей современной молодежи (83,8%) обнаружило тенденцию к автономии. Так, респондент - женщина 20 лет - сообщила, что обычно поступает в соответствии с жизненными ценностями, правилами, законами, характерными только для нее лично, выработанными в собственном жизненном опыте, ей трудно понять тех людей, которые придерживаются принятых норм, устоявшихся правил, порядков, традиций. Для нее главное в ее деле, чтобы оно привлекало ее при этом не

так уж и важно, нравится оно другим или нет; для нее трудно понять тех людей, которые легко могут попросить кого-то завершить начатую ими важную работу, а результаты ее работы будут лучше, если она выполняет ее одна.

Таблица 1

Основные показатели жизнестойкости (вовлеченность, контроль, принятие риска по среднему значению) у современной молодежи

Основные показатели жизнестойкости Средние значения основных показателей жизнестойкости в % от выборки

Вовлеченность 70% современной молодежи (среднее значение=35,6)

30% современной молодежи (среднее значение =20,1)

Контроль 65% современной молодежи (среднее значение =17,5)

30% современной молодежи (среднее значение =14,8)

5% современной молодежи (среднее значение=8,7)

Принятие риска 85% современной молодежи (среднее значение=13,5)

15% современной молодежи (среднее значение=10,5)

Как показали полученные результаты, большинство представителей современной молодежи обладает жизнестойкостью как необходимым ресурсом, который может способствовать повышению физического и психического здоровья, успешной адаптации в стрессовых ситуациях с выходом на уровень трансадаптации, связанной с самореализацией. Средние значения респондентов выше по показателям вовлеченности и принятия риска, чем по показателю контроля (у 5% представителей современной молодежи констатируем стандартное отклонение данного показателя жизнестойкости).

В современном обществе в ситуации транзитивности представители современной молодежи получают удовольствие от собственной деятельности, с интересом воспринимают события своей жизни. Способны действовать на свой страх и риск, но часто могут проявлять беспомощность, многие могут отказаться от борьбы, чтобы повлиять на результат происходящего.

На втором этапе исследования с помощью авторской проективной рисуночной методики (рис. 3, рис. 4) «Информационное пространство» [Идентичность 2015, с. 48] нами были констатированы особенности виртуальной активности и социальной коммуникации студенческой молодежи. Респондентам было последовательно предъявлено два изображения с учетом пола (мужской и женский образы). Первым был показан рисунок с изображением человека перед ноутбуком за рабочим столом, вторым - человек в наушниках с ноутбуком в кресле. Помимо высказываний свободных ассоциаций участники исследования отвечали на уточняющие вопросы, что позволило оценить отношение к различным ситуациям виртуальной социальной коммуникации. Ответы участников исследования были качественно проанализированы, сгруппированы и интерпретированы.

Рис. 3. Изображение человека перед ноутбуком за рабочим столом

Рис. 4. Изображение человек в наушниках с ноутбуком в кресле

Наибольшее количество ассоциаций на стимульные рисунки (рис. 5, рис. 6) - 55,56% и 37,50% - участников исследования

были связаны с тем, что человек, изображенный на картинке, занят обучением, поиском учебной информации или непосредственно «учится; готовит доклад; выполняет задания; лекцию смотрит» и т.п. «Мы с прошлого года почти все время на дистанционке. Я уже и не представляю, как я на первом курсе к первой паре почти каждый день ездила. Сейчас, когда препод не требует включать камеру, я даже пижаму не снимаю иногда». «Да, раньше я вообще не сидела дома. Учеба и встречи с друзьями - все, чем я жила, прогулки, клубы. А сейчас слишком грустно. Моя комната стала и моим универом, и моим клубом, и кафе, и кинотеатром. Мы недавно даже в музей с подругой «сходили». Преподавательница такая увлеченная, рассказала, что в Пушкинском (прим. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина) хорошая виртуальная экспозиция». Были студенты, которые заявили, что их вовлеченность в учебный процесс и продуктивность повысилась: «Не трачу время на дорогу, позже встаю, стала высыпаться, конечно, если всю ночь очередной сериал не смотрю. Больше времени есть на подготовку. Да, и больше задают, я уже привыкла, мне такой формат ближе». Стоит подчеркнуть, что кому-то вынужденная дистанционная учеба дается сложнее: «Приходится больше прикладывать сил для самоорганизации. Мне сложно все время сидеть дома, мне сложнее сосредоточиться, да и брат младший тоже мельтешит. У них в школе дистанционка часто из-за карантинов по ковиду. Счастье, когда очные пары». Были высказывания относительно своих субъективных переживаний и обеспокоенность своим здоровьем и будущим: «Я тупить стал больше. Отвлекаться. Не могу сосредоточиться на учебе - иногда на Netflix (прим. стримовый сервис и онлайн-кинотеатр) сутками сижу. Столько премьер крутых было. Еще на Youtube подписок добавилось, много новых интересных страниц нашел. Я вроде стараюсь что-то полезное смотреть, монтажку (прим. монтаж видео) подтягиваю, но бессистемно как-то все это, мне кажется, да и практика нужна, точнее, - цель. Да, еще же и заданий кучу присылают. Я иногда утром, не вставая с кровати, в телефоне часа три могу сразу просидеть. То пары, то чаты прочесть-ответить. Так и живу. За новыми очками страшно идти. Чувствую, что зрение просело». Кроме того, ряд респондентов отмечали, что их вовлеченность и продуктивность во многом зависят от компетенций преподавателей. «Да, некоторые так классно все готовят - и видео покажут, и презентации хорошие. А когда «говорящая голова» просто, то это жесть. Я лично вырубаюсь сразу. Есть, кто даже не бубнит, просто скидывают ссылки на учебники и тесты, ну, такое себе обучение».

Таким образом, если преподаватель эффективно перестроился на процесс обучения с использованием дистанционных технологий, сопровождает свои лекции демонстрационными видео и презентациями, старается включить в коммуникацию студентов, задает вопросы и стимулирует ответы, а не просто «вещает» с экрана монитора, то и удовлетворенность процессом обучения, и интерес к дисциплине у студентов находится на высоком уровне.

Рис. 5. Распределение ответов респондентов к первому изображению

18,05% .........- ■ обучение, поиск

nniyupivia ции (¿yi/i ииучепмл 37,50%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рабом, поиск информации для работы 1

■ общение

31,95%

12,50% ■ отдых, развлечение

Рис. 6. Распределение ответов респондентов ко второму изображению

Среди молодежи, участвовавшей в исследовании, ассоциации, связанные с упоминанием работы, встречались в 18,05% и 12,50% соответственно на показ первого и второго рисунка. Наиболее типичными были ответы: «работает; офис на дому; клерк какой-то». Что касается отношения к ситуации перехода на работу из дома, среди ответов участников исследования встречались ам-

бивалентные высказывания: «Работает, моя мама теперь сутками за компьютером с телефоном сидит. Работы больше, а зарплата меньше, они же «на удаленке», да и продажи упали, она мебель продает». Некоторые отметили, что: «Сейчас просто сказка -можно спокойно работать из дома, как тебе удобно, не нужно никуда ехать, можно в комфорте и своем темпе все делать. Для меня - это работа мечты». Хотя некоторые респонденты подчеркнули, что не так просто, на ихвзгляд, сейчас найти работу не только офлайн, но и онлайн. «Я в кинотеатре в кинобаре подрабатывала еще со школы. Удобно, смены в выходные и вечером брала. Денег на карманные расходы прилично получалось, косметику и одежду по мелочи сама покупала. В прошлом году я почти ничего не заработала. А в .этом в смене по одному человеку ставят, раньше - по три. Я работала три-четыре дня в неделю, сейчас, в лучшем случае, один-два. В напряжении постоянно, что вообще снова все закроют».

Ответы, описывающие ситуации общения в мессенджерах и социальных сетях, среди высказываний студентов возникли при предъявлении первого изображения в 13,89% и 18,05% на второй рисунок. «Болтает с кем-то; в телеге (Telegram); с подругами чатится; переписывается в группе, обсуждают планы». Характерно, что на уточняющие вопросы об отношении участников исследования к виртуальному общению, все респонденты дали ему положительную оценку и подчеркнули, что для них сам процесс общения, опосредованного виртуальными средствами, комфортен и порою предпочтителен: «Мне теперь даже лучше: не нужно часто на другой конец города к бабуле ездить, раньше она обижалась, а сейчас даже и не настаивает. Только мемасики от нее в WhatsApp - это еще то испытание. Она со скуки всех терроризирует, маме и мне штук по пятьдесят в день шлет. И еще обижается, если не отвечаешь на этот треш». «А мне отличнень-ко. Я даже йогой стала заниматься онлайн, с друзьями так же общаемся в чатах, да и на районе или в центре видимся; войсы (прим. голосовые сообщения) рулят».

Высказывания, которые мы отнесли к категории отдых, развлечение, встречались в 12,50% в первом случае, и в 18,05% при показе второго рисунка респондентам. Все ответы были связаны с описанием ситуаций виртуальной активности в социальных сетях и мессенджерах, цифровых кинотеатрах и прочих Интернет-платформах: «Сериальчики смотрит; решила отдохнуть, в Tiktok потупить; по трендам «пробежала» в Instagram; троллит кого-нибудь, сейчас многие пары спускают так, я сама иногда по «веткам» хожу (прим. ветка - цепочка комментариев пользователей к постам в социальных сетях), но я больше читаю, редко

пишу, там иногда такие батлы; в Инсте постит. У меня подруга в марафоне сейчас - «Ни дня без поста», и меня тоже пинает, чтобы я тоже писала, а мне так смешно, все-то такие просветленные, то :зож-фигош, то про фильмы-книги пишут, которые даже не читали, не смотрели, а по факту что, ради чего мне вот это все? Я на этом не ззаработаю, не прославлюсь среди своей сотни (прим. количество подписчиков респондента в социальной сети в Instagram). Я же понимаю, чтобы продвинуться, нужно вкладываться - нормальные съемки, реклама, да и не хочу я это все, да и денег нет». Примечательно, что в данном случае девушка скептически оценивает виртуальную социальную активность других и не видит для себя перспектив развиваться в сфере блоггинга.

Заключение

Таким образзом, проведенное нами эмпирическое исследование показзало, что 30% молодых людей обладают поззитивной социали-зЗацией в ситуации транзитивности, то есть у них поззитивный тип социализации в ситуации периода COVID-19, 6,6 % автономии, 5% социабельности и высокие показзатели жизнестойкости.

20% молодых людей характеризуются негативной социали-ззацией в ситуации транзитивности, то есть у них присутствует негативный тип социализации в ситуации периода COVID-19, 28,4% автономии и низкие показзатели жизнестойкости.

50% молодых людей показали диффузную социализацию в ситуации транзитивности, то есть у них негативный тип социализации в ситуации периода COVID-19, 11,2 % социабельности, 48,8 % автономии и разные показатели жизнестойкости. Пока-ззатели жизнестойкости преимущественно высокие.

Достоверных раззличий в особенностях процесса социализации молодежи в ситуации транзитивности между мужчинами и женщинами обнаружено не было.

Вззаимосвяззи между типом социализации в ситуации периода COVID-19 и социабельностью-автономией современной молодежи обнаружено не было.

Жизнестойкость у современной молодежи в условиях транзитивности положительно коррелирует с типом социализации в ситуации периода COVID-19 (г=0,451; р=0,003), и присутствует слабая положительная корреляционная связь между жизнестойкостью респондентов и социабельностью-автономией (г=0,317; р=0,046).

У большинства молодежи, принявшей участие в эмпирическом исследовании, изображение человека с ноутбуком в разной обстановке, вызывает ассоциации с процессом обучения, что вполне ожидаемо, так как респонденты являются студентами и

опрос проводился в конце сентября и начале октября 2021 года в разгар учебного процесса. Многие в ответах подчеркивали, что в связи с .эпидемией COVID-19 и переходом на дистанционный или смешанный формат обучения столкнулись как с субъективными трудностями - сложно сосредоточиться на учебе и не отвлекаться на другие дела, прокрастинацией, чувством напряжения из-за несменяемости обстановки и рутины, так и с объективными - невозможностью уединиться из-за стесненных бытовых условий - постоянное присутствие в доме младших братьев и сестер, других родственников. Примечательно, что в ситуации предъявления изображения человека с наушниками в кресле, увеличилось количество упоминаний, связанных с общением, развлечением и отдыхом. Таким образом, акцент на аудиальный канал восприятия информации, неформальная обстановка (кресло в противопоставление рабочему столу) увеличивает количество ассоциаций у студентов с приятными видами виртуальной активности, но обучение и в первом, и во втором случае все же лидирует.

Мы пришли к следующим выводам:

1. Позитивная социализация современной молодежи в ситуации транзитивности актуализируется через позитивный тип социализации. Так, представители современной молодежи рассматривают ситуацию транзитивности как период новых возможностей, в период самоизоляции и карантина их жизнь изменилась в лучшую сторону. Они приобрели новые знания, умения, увлечения. Уверены в завтрашнем дне и не боятся перемен. Дистанционную форму работы или учебы воспринимают адекватно, им комфортно. В общении используют новые гаджеты, и круг их общения не изменился, а, возможно, даже и пополнился новыми знакомствами и людьми.

2. Современная молодежь с позитивной социализацией в ситуации транзитивности имеет тенденцию к превалированию автономии над социабельностью и высокие показатели жизнестойкости. Молодые люди больше склонны полагаться на самих себя, но также могут принимать и выполнять нормы, предписанные обществом. Такая вариабельность помогает лучше адаптироваться в существующей ситуации. Большинство представителей современной молодежи обладает высокой жизнестойкостью как необходимым ресурсом, который может способствовать повышению физического и психического здоровья, успешной адаптации в стрессовых ситуациях с выходом на уровень трансадаптации, связанной с самореализацией.

3. Большинство представителей современной молодежи характеризуется диффузной социализацией в ситуации транзитив-

ности. Это молодые люди с негативным типом социализации в ситуации периода COVID-19 и ярко выраженной автономией. Они комфортно чувствуют себя в стабильной ситуации и склонны считать, что ситуация транзитивности не дает новых возможностей. В период самоизоляции и карантина их жизнь не изменилась в лучшую сторону, они не приобрели новых знаний, умений и хобби. Они полагаются только на себя. Особо стоит отметить, что именно показатель жизнестойкости имел наибольшие положительные результаты, что, несомненно, важно при анализе общей картины социализации современной молодежи в условиях COVID-19. Это говорит о том, что, несмотря на испытываемые трудности в социализации, у современной молодежи есть ресурс, который поможет в будущем прийти к позитивной социализации.

4. Виртуальная коммуникации в представленной выборке у участников исследования ассоциируется, в первую очередь, с обучением, межличностным общением, отдыхом и развлечением, работой. Большинство респондентов благосклонно относятся к необходимости обучаться в смешанном и дистанционном формате. Недовольство, связанное с переходом на такой вид обучения, на наш взгляд, может быть обусловлено как объективными, так и субъективными трудностями. При интерпретации респондентами ситуации виртуальной активности, в случае акцента на аудиальный канал восприятия информации и неформальную обстановку, увеличивалось количество ассоциаций с приятными видами виртуальной коммуникации - общением, отдыхом, развлечением. Молодежь быстро и легко адаптировалась к увеличению и расширению сфер виртуальной социальной активности, реализуемой посредством информационных технологий в связи с распространением пандемии COVID-19.

Благодарность

Статья выполнена в рамках госзадания АААА-А19-119012990181-0.

Acknowledgments

The article was prepared within a state task, project ААА-А-А19-119012990181-0.

Литература

Арпентьева 2017 - Арпентьева М.Р. Цифровые беспризорники: потери и приобретения медиатизации образования // Информация и образование: границы коммуникаций. 2017. № 9 (17). С. 121-126. Богданов и др. 2018 - Богданов С.И., Султанов К.В., Воскресенский А.А. Постматериальные ценности и жизненные ориентации поколения z:

цифровая молодежь в образовательной системе современной России // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2018. № 187. С. 24-30. Голубева, Марцинковская 2011 - Голубева Н.А., Марцинковская Т.Д. Информационная социализация: психологический подход [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2011. Т. 6. № 20. С. 2. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n6-20/579- (дата обращения 25 окт. 2021).

Иващенко 2020 - Иващенко С.А. Диагностика виртуализации социальной субъектности российской студенческой молодежи // Молодой ученый. 2020. № 20 (310). С. 630-632.

Идентичность 2015 - Идентичность и социализация в современном мире / Под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: МПГУ, 2015. Купчинская, Юдалевич 2019 - Купчинская М.А., Юдалевич Н.В. Клиповое мышление как феномен современного общества // Бизнес-образование в экономике знаний. 2019. № 3. С. 66-71.

Марцинковская, Киселева 2018 - Марцинковская Т.Д., Киселева Е.А. Социализация и аккультурация в транзитивном пространстве [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2018. Т. 11. № 62. С. 10. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2018v11n62/1652-kiseleva62.html (дата обращения 03 окт. 2021).

Рассказова, Леонтьев 2016 - Рассказова Е.И., Леонтьев Д.А. Жизнестойкость и ее диагностика. М.: Смысл, 2016.

Социализация 2016 - Социализация в мультикультурном пространстве: Методическое пособие / Под ред. Т.Д. Марцинковской и др. М.: МПГУ, 2016.

Ткаченко 2018 - Ткаченко Д.П. Изменения эмоционального интеллекта в процессе социализации подростков в стабильные и кризисные периоды развития общества [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2018. Т. 11. № 61. С. 7. URL: http://psystudy.ru/ index.php/num/2018v11n61/1625-tkachenko61.html (дата обращения 19 сент. 2021).

References

Arpent'eva, M.R. (2017), "Digital street children: losses and gains of mediatization of education", Informatsiya i obrazovanie: granitsy kommunikatsii, no. 9 (17), pp. 121-126.

Bogdanov, S.I, Sultanov, K.V. and Voskresensky A.A. (2018), "Postmaterial values and life orientations of generation z: Digital youth in the educational system of modern Russia", Izvestiya RSPU named after A.I. Herzen, no. 187, pp. 24-30.

Golubeva, N.A. and Martsinkovskaya, T.D. (2011), "Informational socialization: a psychological approach", Psikhologicheskie issledovaniya

[Electronic], vol. 6, no. 20, p. 2, available at: http://psystudy.ru/index. php/num/2011n6-20/579 (Accessed 25 Oct. 2021).

Ivashchenko, S.A. (2020), "Diagnostics of virtualization of social subjectivity of Russian student youth", Molodoi uchenyi, no. 20 (310), pp. 630-632. Kupchinskaya, M.A. and Yudalevich, N.V. (2019), "Clip thinking as a phenomenon of modern society", Biznes-obrazovanie v ekonomike znanii, no. 3, pp. 66-71.

Martsinkovskaya, T.D. (ed.) (2015), Identichnost' i sotsializatsiya v sovremennom mire [Identity and socialization in the modern world], MPGU, Moscow, Russia.

Martsinkovskaya, T.D. et al. (ed.) (2016), Sotsializatsiya v mul'tikul'turnom prostranstve: Metodicheskoe posobie [Socialization in a multicultural space: Methodical manual], MPGU, Moscow, Russia.

Martsinkovskaya, T.D. and Kiseleva, E.A. (2018), "Socialization and acculturation in a transitive space", Psikhologicheskie issledovaniya [Electronic], vol. 11, no. 62, p. 10, available at: http://psystudy.ru/index. php/num/2018v11n62/1652-kiseleva62.html (Accessed 3 Oct. 2021). Rasskazova, E.I. and Leontiev, D.A. (2016), Zhiznestoikost' i ee diagnostika [Resilience and its diagnostics], Smysl, Moscow, Russia. Tkachenko, D.P. (2018), "Changes in emotional intelligence in the process of socialization of adolescents in stable and crisis periods of society development", Psikhologicheskie issledovaniya [Electronic], vol. 11, no. 61, p. 7, available at: http://psystudy.ru/index.php/num/2018v11n61/1625-tkachenko61.html (Accessed 19 Sept. 2021).

Информация об авторах

Ольга В. Гребенникова, кандидат психологических наук, доцент, Психологический институт РАО, Москва, Россия; 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4; grebennikova577@maU.ru

Анна Н. Аянян, магистр психологии, Психологический институт РАО, Москва, Россия; 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4; parhomenkoanna86@ mail.ru

Information about the authors

Olga V. Grebennikova, Cand. of Sci (Psychology), assistant professor, Psychological institute of Russian Academy of Education, Moscow, Russia; bld. 9-4, Mokhovaya street, Russia, Moscow, 125009; grebennikova577@mail.ru

Anna N. Ayanyan, Master (Psychology), Psychological institute of Russian Academy of Education, Moscow, Russia; bld. 9-4, Mokhovaya street, Russia, Moscow, 125009; parhomenkoanna86@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.