Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЯ ТРАНЗИТИВНОСТИ: ВИДЫ ПРОСТРАНСТВА И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ХРОНОТОП'

ПСИХОЛОГИЯ ТРАНЗИТИВНОСТИ: ВИДЫ ПРОСТРАНСТВА И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ХРОНОТОП Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY-NC-ND
385
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ ТРАНЗИТИВНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ХРОНОТОП / ПРОСТРАНСТВО СМЕШАННОЙ РЕАЛЬНОСТИ / ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ГЕТЕРОТОПИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Полева Наталья С.

Отсутствие единого универсального понятия «смешанная реальность» предполагает важность контекста для его понимания и интерпретации. Психологический контекст понимания пространства смешанной реальности, или смешанного пространства, в психологии транзитивности анализируется с использованием конструкта «психологический хронотоп». Устанавливается, что наличие объективного пространственно-временного континуума смешанной реальности в структуре хронотопа не всегда гарантирует его представленность на субъективном уровне, что свидетельствует о гетерохронности его объективных и субъективных составляющих. При условии восприятия и переживания человеком наложений и пересечений реального и виртуального измерения как единого пространственно-временного континуума на субъективном уровне он будет переживаться как континуум смешанной реальности. В случае гетерохронности реальный и виртуальный пространственно-временные континуумы на субъективном уровне воспринимаются и переживаются как непересекающиеся реальности онлайн и офлайн. Для определения смешанной реальности в социально-психологическом контексте ключевым моментом является эмоциональная составляющая - отношение и переживание человеком среды своего бытования именно как смешанной реальности. Предпринимается попытка перенесения исследовательского фокуса на такое свойство хронотопа, как гетеротопность, и использования концепта гетеротопии М. Фуко в качестве инструмента анализа пространства виртуальной реальности. В научной или художественной рефлексии обращение к гетеротопии при решении исследовательских задач связано с противопоставлением определенного пространства остальным существующим пространствам и наделением его чертами «другости», «инаковости». Это создает возможность отобразить смысловую многогранность исследуемого пространства через выявление и интерпретацию смыслов, вложенных в его понимание. Подчеркивается, что сама структура хронотопа не предполагает гомогенности и включает в себя множество различных пространств. Поэтому концепт психологического хронотопа может считаться релевантным и самодостаточным для их анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGY OF TRANSITIVITY: TYPES OF SPACE AND PSYCHOLOGICAL CHRONOTOPE

The absence of a single universal concept of mixed “reality” suggests the importance of context for its understanding and interpretation. The psychological context of understanding the space of mixed reality or mixed space in the psychology of transitivity is analyzed using the construct “psychological chronotope”. It is established that the presence of an objective space-time continuum of mixed reality in the structure of the chronotope does not always guarantee its representation at the subjective level, which indicates the heterochrony of its objective and subjective components. It is provided that a person perceives and experiences overlaps and intersections of the real and virtual dimensions as a single space-time continuum at the subjective level, it will be experienced as a continuum of mixed reality. In the case of heterochrony, the real and virtual space-time continuums are perceived and experienced at the subjective level as non-intersecting online and offline realities. To define mixed reality in a socio-psychological context, the key point is the emotional component - the attitude and human experience of his living environment as a mixed reality. An attempt is made to transfer the research focus to such a property of the chronotope as heterotopy and use the concept of heterotopy by M. Foucault as a tool for analyzing the space of virtual reality. In scientific or artistic reflection, the appeal to heterotopia in solving research problems is associated with the opposition of a certain space to other existing spaces and endowing it with the features of “otherness”. This creates an opportunity to display the semantic versatility of the space under study through the identification and interpretation of the meanings embedded in its understanding. It is emphasized that the very structure of the chronotope does not imply homogeneity and includes many different spaces. Therefore, the concept of psychological chronotope can be considered relevant and self-sufficient for their analysis.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЯ ТРАНЗИТИВНОСТИ: ВИДЫ ПРОСТРАНСТВА И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ХРОНОТОП»

Тематические сообщения

УДК 159.9

DOI: 10.28995/2073-6398-2022-4-14-29

Психология транзитивности: виды пространства и психологический хронотоп

Наталья С. Полева

Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия;

Психологический институт Российской академии образования, Москва, Россия, npoleva@mail.ru

Аннотация. Отсутствие единого универсального понятия «смешанная реальность» предполагает важность контекста для его понимания и интерпретации. Психологический контекст понимания пространства смешанной реальности, или смешанного пространства, в психологии транзитивности анализируется с использованием конструкта «психологический хронотоп». Устанавливается, что наличие объективного пространственно-временного континуума смешанной реальности в структуре хронотопа не всегда гарантирует его представленность на субъективном уровне, что свидетельствует о гетерохронности его объективных и субъективных составляющих. При условии восприятия и переживания человеком наложений и пересечений реального и виртуального измерения как единого пространственно-временного континуума на субъективном уровне он будет переживаться как континуум смешанной реальности. В случае гетерохронности реальный и виртуальный пространственно-временные континуумы на субъективном уровне воспринимаются и переживаются как непересекающиеся реальности онлайн и офлайн. Для определения смешанной реальности в социально-психологическом контексте ключевым моментом является эмоциональная составляющая - отношение и переживание человеком среды своего бытования именно как смешанной реальности. Предпринимается попытка перенесения исследовательского фокуса на такое свойство хронотопа, как гетеротопность, и использования концепта гетеротопии М. Фуко в качестве инструмента анализа пространства виртуальной реальности. В научной или художественной рефлексии обращение к гетеротопии при решении исследовательских задач связано с противопоставлением определенного пространства остальным существующим пространствам и наделением его чертами «другости», «инако-вости». Это создает возможность отобразить смысловую многогранность исследуемого пространства через выявление и интерпретацию смыслов,

© Полева Н.С., 2022

ISSN 207.3-6.398 • RSUII/RGGU Bulletin: "Psychology. Pedagogies. Education" Series, 2022, no. 4

вложенных в его понимание. Подчеркивается, что сама структура хронотопа не предполагает гомогенности и включает в себя множество различных пространств. Поэтому концепт психологического хронотопа может считаться релевантным и самодостаточным для их анализа.

Ключевые слова: психология транзитивности, психологический хронотоп, пространство смешанной реальности, виртуальное пространство, гетеротопия

Для цитирования: Полева Н.С. Психология транзитивности: виды пространства и психологический хронотоп // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2022. № 4. С. 14-29. DOI: 10.28995/20736398-2022-4-14-29

Psychology of transitivity: types of space and psychological chronotope

Natalia S. Poleva

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia;

Psychological Institute of Russian Academy of Education, Moscow, Russia, npoleva@mail.ru

Abstract. The absence of a single universal concept of mixed "reality" suggests the importance of context for its understanding and interpretation. The psychological context of understanding the space of mixed reality or mixed space in the psychology of transitivity is analyzed using the construct "psychological chronotope". It is established that the presence of an objective space-time continuum of mixed reality in the structure of the chronotope does not always guarantee its representation at the subjective level, which indicates the heterochrony of its objective and subjective components. It is provided that a person perceives and experiences overlaps and intersections of the real and virtual dimensions as a single space-time continuum at the subjective level, it will be experienced as a continuum of mixed reality. In the case of heterochrony, the real and virtual space-time continuums are perceived and experienced at the subjective level as non-intersecting online and offline realities. To define mixed reality in a socio-psychological context, the key point is the emotional component - the attitude and human experience of his living environment as a mixed reality. An attempt is made to transfer the research focus to such a property of the chronotope as heterotopy and use the concept of heterotopy by M. Foucault as a tool for analyzing the space of virtual reality. In scientific or artistic reflection, the appeal to heterotopia in solving research problems is associated with the opposition of a certain space to other existing spaces and endowing it with the features of "otherness". This creates an opportunity to display the semantic versatility of the space under study through the identification and interpretation of the meanings embedded

in its understanding. It is emphasized that the very structure of the chronotope does not imply homogeneity and includes many different spaces. Therefore, the concept of psychological chronotope can be considered relevant and self-sufficient for their analysis.

Keywords: psychology of transitivity, psychological chronotope, mixed reality space, virtual space, heterotopia

For citation: Poleva, N.S. (2022), "Psychology of transitivity: types of space and psychological chronotope", RSUH/RGGU Bulletin. "Psychology. Pedagogics. Education" Series, no. 4, pp. 14-29, DOI: 10.28995/2073-63982022-4-14-29

Введение:

концепт психологического хронотопа как инструмент

теоретического анализа различных видов пространств

Методология психологии транзитивности активно использует теоретический конструкт пространства и его разновидностей - жизненное пространство, психологическое, социальное, личностное, виртуальное, цифровое и информационное пространства [Марцинковская 2020]. Понимание транзитивности как онтологической характеристики мира в эпоху цифровой трансформации позволяет говорить о транзитивном пространстве как о реальном жизненном пространстве существования современного человека. Конструирование новой теоретической модели и исследовательской парадигмы психологии транзитивности постулирует связь и конвергенцию транзитивного и виртуального пространства. При .этом пространство Интернет рассматривается не как единое пространство, а дифференцируется на сетевое, виртуальное, дополнительное в их различных проявлениях и способах существования. Так связь транзитивного и сетевого пространства (как виртуального пространства социальных сетей) проявляется в неопределенности и множественности контекстов, языков, групп, сообществ, вариантов идентичности. Неопределенность обоих пространств тесно связана с изменчивостью [Марцинковская 2019a].

Одним из ключевых теоретических конструктов психологии транзитивности является «психологический хронотоп», понимаемый как целостный пространственно-временной континуум существования человека, интегрирующий объективные исторические и социокультурные параметры пространства-времени с субъективным, индивидуальным пространством-временем. Развитие Интернета и цифровых технологий дополняет координатную сетку хронотопа виртуальным пространством и временем [Мар-цинковская 2015, Марцинковская 2017].

Основная роль в сохранении целостности психологического хронотопа принадлежит переживанию. Именно за счет отношения, переживания обеспечивается интеграция объективных и субъективных составляющих хронотопа, происходит интернали-зация объективного социокультурного содержания в субъективную картину мира человека и себя в этом мире. Таким образом, психологический хронотоп предполагает единство пространства, времени и переживания как эмоциональной составляющей. В периоды стабильности сложная структура хронотопа обладает относительной устойчивостью.

Хронотоп, в том числе, и психологический хронотоп, обладает гетерохронностью. Это свойство хронотопа отражает рассогласованность, нарушения связи между пространством и временем, либо разорванность пространства и времени. Под влиянием кризисов различной этиологии, в ситуации транзитивности усиливается гетерохронность между объективными, социальными и субъективными, личностными составляющими. При этом объективное и субъективное пространство/время могут в значительной степени расходиться. Кроме этого, могут происходить разрывы субъективного времени и пространства [Марцинков-ская 2017; Марцинковская, Балашова 2017]. Такая рассогласованность и разрывы времени и пространства сопровождаются переживаниями эмоционального дискомфорта. Таким образом, переживания не только обеспечивают целостность пространственно-временного континуума, но и маркируют его гетерохронность, сигнализируя о расхождениях и несоответствии объективного и личностного пространства/времени. Гетерохронность хронотопа создает энергию и интенцию как для восстановления гомеостаза, относительной устойчивости его составляющих, так и для потенциала возможных изменений.

Гибкость теоретической модели психологии транзитивности позволяет вносить трансформации в первоначальную версию конструкта психологического хронотопа, которые релевантны актуальным изменениям социокультурной ситуации, происходящим в транзитивном обществе, а также зависят от целей и задач исследования. Так, например, в исследованиях личности в ситуации транзитивности и последствий фрустрации жизненного пространства человека в период пандемии COVID-19 в фокусе исследования оказываются соотношения объективного настоящего пространства и времени с субъективным настоящим временем и пространством [Марцинковская 2021]. Важно отметить, что такие трансформации призваны сделать более «выпуклыми» одни составляющие хронотопа и затенить другие по принципу фигуры-фона, не нарушая целостности пространственно-временного континуума.

Целью статьи является теоретическое обоснование проблемы пространства смешанной реальности (или смешанного пространства) с использованием конструкта психологический хронотоп, при этом предполагается основной акцент в исследовании сместить на объективные и субъективные составляющие реального и виртуального измерений хронотопа. Кроме этого, в статье предпринимается попытка перенесения исследовательского фокуса на такое свойство хронотопа, как гетеротопность, и использования концепта «гетеротопии» М. Фуко в качестве инструмента анализа пространства виртуальной реальности.

Психологический хронотоп

и пространство смешанной реальности

Обращаясь к проблеме смешанного пространства как пространства смешанной реальности, следует отметить важность контекста в его интерпретации и определении, которую подчеркивали Спайчер, Холл и Небелинг в своей статье, фиксируя отсутствие единого универсального понятия «смешанная реальность» в современных публикациях [Speicher et al. 2019].

При подходе психологии транзитивности к исследованию смешанного пространства определяющим выступает социально-психологический контекст, а не особенности иммерсивных технологий, которые служат инструментом, опосредующим конструирование смешанной реальности. Поэтому основными проблемами исследования становятся проблемы особенностей «проживания» и переживания человеком нового опыта бытования в транзитивном пространстве смешанной реальности, объединяющей онлайн и офлайн модусы человеческого существования. В таком контексте смешанная реальность понимается в большей мере как расширенная и дополненная реальность. То есть это офлайн реальность, чьи отдельные сферы (прежде всего, такие, как общение и коммуникация) расширены и дополнены онлайн форматами, опосредованными цифровыми технологиями. Таким образом, в психологии транзитивности смешанная реальность -это пространство, образованное в результате конвергенции виртуального и транзитивного пространств и нивелирования границ онлайн и офлайн. Учитывая общность характеристик транзитивности реального и Интернет-пространства, можно говорить и о транзитивности смешанной реальности или о «новой нормальности» как о транзитивном пространстве смешанной реальности.

Изменения социокультурной ситуации детерминируют трансформацию пространственно-временного континуума психологического хронотопа. Говоря о смешанной реальности, можно предположить возникновение частичных наложений объективных

составляющих реального и виртуального пространства и времени в структуре хронотопа. При этом гетерохроность может маркировать расхождения между объективными и субъективными составляющими пространственно-временного континуума, представленного реальным и виртуальным измерением. Так исследования частоты и интенсивности пользовательской активности показывают, что подростки склонны ощущать себя живущими одновременно в двух реальностях и переключаться между ними в зависимости от задач текущей ситуации, при этом каждый второй подросток и каждый пятый родитель воспринимают среду своего бытования именно как смешанную реальность, не разделенную на офлайн и онлайн форматы. Родители чаще, чем подростки, считают, что живут преимущественно в реальном мире, и онлайн реальность в их восприятии не пересекается с миром офлайн [Солдатова, Рассказова 2020]. Результаты исследования позволяют высказать предположение, что сам факт наличия объективного пространственно-временного континуума смешанной реальности в структуре хронотопа не всегда гарантирует его представленность на субъективном уровне, что свидетельствует о гете-рохронности его объективных и субъективных составляющих. При условии восприятия и переживания человеком наложений и пересечений реального и виртуального измерения как единого пространственно-временного континуума, на субъективном уровне он будет переживаться как континуум смешанной реальности. В этом случае объективные и субъективные составляющие психологического хронотопа будут находиться в состоянии относительного соответствия. При гетерохронности реальный и виртуальный пространственно-временные континуумы на субъективном уровне воспринимаются и переживаются как самостоятельные не пересекающиеся реальности онлайн и офлайн. Таким образом, можно предположить, что для понимания и определения смешанной реальности в социально-психологическом контексте ключевым моментом является эмоциональная составляющая - отношение и переживание человеком среды своего бытования именно как смешанной реальности. При всей важности такого фактора, как увеличение количества времени, проведенного онлайн, а также цифровой компетентности в плане инструментального и операционального аспекта владения цифровыми технологиями, определяющим фактором для психологии транзитивности является переживание новой современной реальности как смешанной реальности. Являясь активным пользователем Интернета, обладая цифровой компетентностью, человек объективно может жить в смешанной реальности, но субъективно воспринимать и переживать цифровую среду как «другое» пространство.

Предложенная схема теоретического анализа смешанного пространства как пространства смешанной реальности с использованием конструкта психологического хронотопа адекватна и для анализа цифровой повседневности. Цифровая повседневность - это новая форма повседневности, которая связана с социальными сетями, новыми формами взаимодействия и коммуникации человека с миром, с другими людьми и с собой. При этом транзитивное и виртуальное пространство становятся новой психологией повседневности [Марцинковская 2019b, с. 316; Марцинковская 2018]. Исходя из этого, в широком контексте можно определить цифровую повседневность как повседневную жизнь современного человека в смешанной реальности, опосредованной интернет-технологиями, создающими единство и взаимоперетекания офлайн и онлайн форматов человеческого существования. Если в эпоху начала распространения Интернета и персональных компьютеров технологии «заставляют» человека «выходить», «погружаться» в созданное ими виртуальное пространство, то на современном этапе технологии сами пронизывают все сферы повседневности человека, рутинизируются и становятся «невидимыми» [Weiser 1991; Рубцова 2019]. Таким образом, понятие пространства смешанной реальности соотносится с понятиями «цифровая повседневность» и «цифровой образ жизни». Как и в феномене восприятия и отношения человека к смешанной реальности, психологический контекст цифровой повседневности будет определяться восприятием-отношением человека к инновационным технологиям и их переживанием, т.е. согласованностью или гетерохронностью объективного и субъективного пространства-времени в реальном и виртуальном измерениях психологического хронотопа, Либо, имея доступ к цифровым технологиями и пользовательский онлайн-опыт, человек каждое свое взаимодействие с Интернет-технологиями будет переживать как «выход» в виртуальное пространство и его «дру-гость». Либо в ситуации использования цифровых технологий реальное и виртуальное измерения объективного и субъективного пространства-времени его психологического хронотопа будут частично пересекаться друг с другом, образуя единый пространственно-временной континуум, и человек не будет замечать/фиксировать каждое свое обращение к Интернету как любую другую рутину повседневности. В первом случае субъективно человек не воспринимает, не проживает свою объективную повседневность как цифровую, во втором - и объективно, и субъективно его повседневность является цифровой повседневностью.

Виртуальное пространство как гетеротопия

Кроме гетерохронности, можно выделить гетеротопность как еще одно свойство психологического хронотопа [Марцинковская, Балашова 2017] и предпринять попытку исследования виртуального пространства (точнее, виртуальных пространств), ориентируясь на концепцию гетеротопии Мишеля Фуко. При этом следует отметить, что целесообразность использования рабочего концепта «гетеротопии» не является однозначно очевидной и вызывает ряд больших сомнений.

Термин «гетеротопия» (фр. heterotopie) был предложен Мишелем Фуко в работе «Слова и вещи» (1966), а затем в докладе для архитекторов «Другие пространства» (1967), который был опубликован только в 1984 году. Термин получает широкое распространение в гуманитарных науках и становится инструментом анализа особенностей различных социальных и культурных пространств, анализа художественных текстов, проблем урбанистики и др. Гетеротопии определяются Фуко как «другие» пространства, обладающие шестью основными характеристиками, которые становятся методическими принципами описания пространств.

Согласно первому принципу, все культуры порождают ге-теротопии. Фуко выделяет два основных типа гетеротопий -кризисные и девиационные (психиатрические клиники, тюрьмы, дома престарелых, больницы и др.). Единой, универсальной формы гетеротопии, по мнению Фуко, не существует, и каждая культура создает свои собственные формы. Отсюда, можно сказать, что современная культура как информационная культура нового типа предъявляет свою новую форму гетеротопии - виртуальное/цифровое пространство. Отметим, что кроме «сети» и «паутины», одной из самых распространенных и популярных метафор Интернета является пространственная. Киберпростран-ство, виртуальное пространство - это место, сайт. По аналогии с метафорой корабля Фуко, это «гетеротопия по преимуществу», «место без места», которое замкнуто на себе и в то же время предоставлено бесконечности моря [Фуко 2006, с. 204]. Свойства транзитивности виртуального пространства проявляются, в том числе, и во множественности, поэтому, являясь гетеротопи-ей, виртуальное пространство включает в себя множество других пространств - гетеротопий таких, как пространства социальных сетей, различных интернет-платформ и сайтов, пространства виртуальных игр и т.д. [Баева 2015].

Второй принцип описания - исторический характер гетеро-топий. На протяжении истории существования общества под

влиянием культуры гетеротопии могут изменяться, приобретать новые функции и новые значения. В качестве примера Фуко обращается к гетеротопии кладбища, которое является иным местом по отношению к обычным культурным пространством. С конца XVIII в. в европейской культуре кладбища располагались в центре города рядом с церковью, на протяжении XIX в. кладбища ассоциируются с заражением и болезнью и начинают перемещаться в пригороды, образуя «уже не священный и бессмертный воздух города, но «иной город», где каждая семья обладает собственным черным жилищем» [Фуко 2006, с. 198-199]. История создания и распространения Интернета показывает, что изначально он был предназначен для использования профессионалами, затем пользователями становятся счастливые обладатели модемов, а потом и выделенных проводных линий. Сегодня пользователем мобильного интернета является каждый обладатель смартфона, имея возможность постоянного доступа к Интернету, практически постоянно находясь в режиме «онлайн». В цифровой культуре стремительную трансформацию и расширение переживают и функции Интернета - от первоначального общения, блогов, ЖЖ до СМИ, образования, финансов, шопинга, медицины, релаксационных функций и т.д., когда цифровизация охватывает практически все основные сферы жизни человека и общества.

Согласно третьему принципу, гетеротопии обладают свойством объединять в одном реальном пространстве несколько пространств, местоположений (сайтов), которые сами по себе несовместимы. Так театр сменяет на прямоугольнике сцены целый ряд разных пространств, а в прямоугольном зале кинотеатра на двухмерном экране демонстрируется проекция трехмерного пространства [Фуко 2006, с. 200]. Гетеротопия виртуального пространства объединяет в пространство инаковости частное, личное пространство и пространство публичное, пространство семьи и социальное пространство, пространство культуры и пространство полезности, пространство досуга и пространство работы [Фуко 2006, с. 194].

Четвертый принцип описания утверждает такое свойство ге-теротопий, как трансформации, «раскрой» времени, их для симметрии с гетеротопиями Фуко предлагает назвать гетерохронией. Гетеротопия начинает функционировать в полной мере, когда человек оказывается в абсолютном разрыве со своим традиционным, повседневным временем и его субъективным восприятием. Музеи и библиотеки являются гетеротопиями, накапливающими время, кладбища прерывают время и обращаются к вечности, а больницы, тюрьмы его упраздняют. Есть и гетеротопии, возни-

кающие и функционирующие ограниченный, но повторяющийся временной период - карнавалы, ярмарки, фестивали, маскарады.

Виртуальное пространство как гетеротопия обладает своими темпоральными особенностями. Прежде всего, это увеличение скорости течения времени до мгновения в один «клик»: практически мгновенно человек может найти нужную ему информацию, получить сообщение и ответить на него и т.д. Кроме этого, виртуальное пространство обладает способностью поглощать время, когда пользователь сети теряет чувство времени, погружаясь в бесконечный серфинг, увлекаясь онлайн игрой или общением и просмотром новостей в социальных сетях, что связано с феноменом интернет-зависимости. Линейная темпоральность «прошлое - настоящее - будущее» прекращает свое существование в гетеротопии виртуального пространства, стирающего временные границы реального мира. Остается только «здесь и сейчас», вечно длящееся настоящее. Определяющим становится субъективное восприятие пользователя, где им самим устанавливается текущая актуальность события «здесь и сейчас», его завершенность или будущность. Обращает на себя внимание, что гетеро-топия виртуальности обладает способностью создавать разные режимы времени - повторяемая краткосрочность, накопление времени, переход к вечности и их различные комбинации. Как библиотека и музей, виртуальное пространство накапливает время. Это относится не только к виртуальным библиотекам или музеям и к Интернету как месту, где хранится всевозможная информация оцифрованного мира. Наиболее наглядно это демонстрируют страницы пользователей социальных сетей. Содержание публикуемого контента отражает различные события личной жизни пользователя, происходящие в настоящий момент. Эти фрагменты интегрируются в последовательный линейный рассказ - нарратив пользователя о себе и своей жизни, сравнимый с виртуальным дневником цифрового личного прошлого. Прокручивание «ленты» пользователя обеспечивает постоянное присутствие прошлого в настоящем. Размещенная много лет назад фотография, текст, комментарий, отправленное сообщение в любой момент могут быть «возвращены» в настоящее и актуализированы сознанием. Такое накапливаемое постоянство личного онлайн-прошлого поддерживает ощущение целостности личности, оказывает влияние на чувство идентичность в настоящем и отношения с окружающими. Таким образом, социальные сети сохраняют прошлое в настоящем, обеспечивая присутствие и прошлого, и настоящего в одном пространстве. Кроме этого, социальные сети сегодня становятся и «виртуальными кладбищами», обращаясь к вечности. Аккаунты многих умерших людей

сохраняются и создают возможность виртуального взаимодействия пользователей с профилем умершего человека [Rymarczuk, Derksen 2014; Баева 2015]. Возникают новые услуги, позволяющие пользователю заранее создать синхронизированные сообщения, которые будут активизироваться после его смерти. Новые цифровые практики, связанные со смертью, гореванием, сохранением памяти и т.д., способствовали появлению и нового направления исследований Digital Death Studies - исследования смерти в контексте цифрового пространства.

Пятый принцип характеризует гетеротопию как пространство, создающее определенную систему замкнутости/открытости. Ге-теротопии отличаются одновременной изолированностью и проницаемостью границ. Если в казарму или тюрьму попадают вынужденно, то в другие гетеротопии можно проникнуть, совершив определенные обряды или действия [Фуко 206, с. 202]. Виртуальное пространство как гетеротопия также одновременно является и открытым, и изолированным. Вход в пространство Интернет предполагает предварительную оплату услуг и подключение, а также прохождение «обряда» идентификации - заведение учетной записи, регистрация, получение пароля и т.д.

Последняя черта гетеротопий - выполнение определенных функций по отношению к остальному пространству, которые реализуются между двумя полюсами. Согласно Фуко, функция ге-теротопии заключается либо в создании иллюзорного пространства, разоблачающего еще большую иллюзорность реального, либо, наоборот, в создании более совершенного реального пространства, которое становится компенсаторным [Фуко 2006, с. 203]. Применительно к гетеротопии виртуальных социальных сетей этот принцип связан с проблемой соотношения реальной и виртуальной идентичностей, аутентичностью создаваемого образа Я в сети и проблемой транспарентности, предполагающей возможность «разоблачения» содержания личного контента [Rymarczuk, Derksen 2014]. В более широком контексте этот принцип актуализирует широкий круг вопросов, связанных с проблематикой соотношения виртуального пространства как гетеротопии с остальными пространствами.

Заключение

Трансдисциплинарность и гибкость теоретических конструктов, составляющих методологическую основу психологии транзитивности, позволяет использовать конструкт психологического хронотопа как инструмент теоретического анализа различных феноменов таких, как пространство смешанной реальности или виртуальное пространство, представленное разными видами пространств.

Психология транзитивности рассматривает смешанную реальность как наложение и пересечение объективных и субъективных составляющих реального и виртуального измерения в пространственно-временном континууме психологического хронотопа. При этом ключевым фактором является эмоциональное отношение, восприятие - переживание человеком пространства своего существования именно как пространства смешанной реальности. Подобная модель интерпретации, по нашему мнению, адекватна и для понимания цифровой повседневности.

Аналогичный механизм лежит в основе понимания гетерото-пий как других пространств. Использование рабочего понятия «гетеротопия» в психологии и его психологическая интерпретация предполагает связь с понятиями переживания, индивидуализации и субъективности. Гетеротопия - это не только какое-то место или пространство, но и способ его видения, субъективного переживания [Шестакова 2014]. В таком контексте гетеротопию прежде всего характеризует субъективный, эмоционально-насыщенный, индивидуализированный способ восприятия - переживания мест-гетераклитов, гетеротопий, прерывающих привычное нерефлексивное течение повседневности. Именно это субъективное, эмоционально окрашенное переживание-восприятие лежит в основе селективности выбора субъектом (индивидуальным и коллективным) пространств, которые приобретают смысловую коннотацию «инаковости» и маркируются как «другие» пространства, гетеротопии.

Использование гетеротопии в качестве инструмента исследования виртуального пространства основывается на принципе функционирования гетеротопий по отношению к остальным пространствам и, следовательно, ориентировано на выявлении особенностей отношения виртуального пространства к другим пространствам, в том числе и к транзитивному. Решение исследовательских задач тогда будет связано с наделением определенного пространства в научной или художественной рефлексии чертами «другости», «инаковости» и его противопоставлением остальным существующим пространствам. Тем самым использование гетеротопии как инструмента теоретического анализа и осмысления создает возможность отобразить смысловую многогранность исследуемого пространства через выявление и интерпретацию вложенных в его понимание смыслов. Обладая пространственно-временным единством, гетеротопии, будучи инструментом анализа, не заменяют концепт хронотопа и в качестве особых образований могут рассматриваться как часть его структуры.

Вместе с тем, целесообразность использования гетеротопии как рабочего понятия вызывает сомнение по нескольким причи-

нам. Во-первых, сложно понять, какие именно пространства не являются гетеротопиями, и если обо всем можно говорить как о гетеротопии, то далеко не обо всем стоит так говорить [Харламов 2010, с. 197]. Во-вторых, сама структура хронотопа не предполагает гомогенности и включает в себя множество различных пространств. Поэтому концепт хронотопа может считаться релевантным и самодостаточным для их анализа, а введение еще одного понятия становится пресловутым «умножением сущностей».

Благодарность

Статья выполнена в рамках гранта РНФ проект №19-18-00516 «Транзитивное и виртуальное пространства - общность и различия»

Acknowledgment

The work was supported by the Russian Science Foundation, project No. 19-18-00516 «Transitive and virtual spaces - commonality and différences»

Литература

Баева 2015 - Баева Л.В. Феномены электронной культуры как гетеро-топные пространства // Философия и культура. 2015. № 11 (95). С. 1618-1625.

Марцинковская 2015 - Марцинковская Т.Д. Современная психология -вызовы транзитивности [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2015. Т. 8. №. 42. URL: https://doi.org/10.54359/ ps.v8i42.533 (дата обращения 15 сент. 2022).

Марцинковская 2017 - Марцинковская Т.Д. Внутренняя форма психологического хронотопа: подходы к проблеме [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2017. Т. 10. № 54. URL: https:// doi.org/10.54359/ps.v10i54.366 (дата обращения 15 сент. 2022). Марцинковская 2018 - Марцинковская Т.Д. Транзитивное и цифровое пространство как новая психология повседневности // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: сборник научных статей / Под общ. ред. Р.В. Ершовой. Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2018. С. 219-223.

Марцинковская 2019а - Марцинковская Т.Д. Информационное пространство транзитивного общества: проблемы и перспективы развития // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. № 3. С. 77-96.

Марцинковская 2019b - Марцинковская Т.Д. Человек в повседневности: индивид, индивидуальность, личность? // Психология лично-

сти. Пребывание в изменении: коллективная монография / Под ред. Н.В. Гришиной. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2019. С. 304-330.

Марцинковская 2020 - Марцинковская Т.Д. Психология пространства: от вселенной до личности, от экосферы до экзисферы // Жизненное пространство в психологии: Теория и феноменология: сборник статей / Под ред. Н.В. Гришиной, С.Н. Костроминой. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2020. С. 63-99.

Марцинковская 2021 - Марцинковская Т.Д. Новая методология исследования транзитивности жизненного пространства изменяющейся личности // Новые психологические исследования. 2021. № 2. С. 3145.

Марцинковская, Балашова 2017 - Марцинковская Т.Д., Балашова Е.Ю. Категория хронотопа в психологии // Вопросы психологии. 2017. № 6. С. 1-12.

Рубцова 2019 - Рубцова О.В. Цифровые технологии как новое средство опосредования (Часть первая) // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 3. С. 117-124.

Солдатова, Рассказова 2020 - Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Итоги цифровой трансформации: от онлайн-реальности к смешанной реальности // Культурно-историческая психология. 2020. Т. 16. № 4. C. 87-97.

Фуко 2006 - Фуко М. Другие пространства // Интеллектуалы и власть: избранные политические статьи, выступления и интервью. Ч. 3 / Под общ. ред. В.П. Большакова. М.: Праксис, 2006. С. 191204.

Харламов 2010 - Харламов Н. Гетеротопии: странные места в городских пространствах постгражданского общества // Журнальный клуб Ин-телрос «Синий диван». 2010. № 15. С. 189-197.

Шестакова 2014 - Шестакова Э.Г. Гетеротопия - рабочее понятие современной гуманитаристики: литературоведческий аспект // Критика и семиотика. 2014. № 1. C. 58-72.

Rymarczuk, Derksen 2014 - Rymarczuk R., Derksen M. Different spaces: Exploring Facebook as heterotopia [Электронный ресурс] // First Monday. 2014. no. 19 (6). URL: https://doi.org/10.5210/ fm.v19i6.5006 (дата обращения 15 сент. 2022).

Speicher et al. 2019 - Speicher M, Hall B.D., Nebeling M. What is mixed reality? // Proceedings of the 2019 CHI conference on human factors in computing systems. Glasgow, 2019. P. 1-15.

Weiser 1991 - Weiser M. The computer for the 21st century // Scientific American. 1991. № 265. P. 94-104.

References

Baeva, L.V. (2015), "Phenomena of electronic culture as heterotopic spaces", Filosofiya i kul'tura, vol. 11, no. 95, pp. 1618-1625. Fuko, M. (2006), "Other spaces", in Bol'shakov, V.P. (ed.), Intellektualy i vlast': izbrannye politicheskie stat'i, vystupleniya i interv'yu. Chast' 3 [Intellectuals and power: selected political articles, speeches and interviews. Part 3], Praksis, Moscow, Russia, pp. 191-204. Kharlamov, N. (2010), "Heterotopias: strange places in urban spaces of post-civil society", Zhurnal'nyy klub Intelros "Siniy divan", no. 15, pp. 189197.

Martsinkovskaya, T.D. (2015), "Modern psychology - challenges of transitivity", Psikhologicheskie issledovaniya [Electronic], vol. 8, no. 42, available at: https://doi.org/10.54359/ps.v8i42.533 (Accessed 15 Sept. 2022).

Martsinkovskaya, T.D. (2017), "The internal form of the psychological chronotope: approaches to the problem", Psikhologicheskie issledovaniya [Electronic], vol. 10, no. 54, available at: https://doi.org/10.54359/ ps.v10i54.366 (Accessed 15 Sept. 2022).

Martsinkovskaya, T.D. (2018), "Transitive and digital space as a new psychology of everyday life", in Ershova, R.V. (ed.), Tsifrovoe obshchestvo kak kul'turno-istoricheskii kontekst razvitiya cheloveka: sbornik nauchnykh statei [Digital society as a cultural and historical context of human development: collection of scientific articles], Gosudarstvennyi sotsial'no-gumanitarnyi universitet, Kolomna, Russia, pp. 219-223.

Martsinkovskaya, T.D. (2019a), "Information space of a transitive society: problems and development prospects", Konsul'tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya, vol. 27, no. 3, pp. 77-96.

Martsinkovskaya, T.D. (2019b), "Man in everyday life: individual, individuality, personality?", in Grishina, N.V. (ed.), Psikhologiya lichnosti. Prebyvanie v izmenenii: kollektivnaya monografiya [Psychology of personality. staying in change: a collective monograph psychology of personality. Staying in change: a collective monograph], Izd-vo Sankt-Peterburgskogo universiteta, Saint Petersburg, Russia, pp. 304-330.

Martsinkovskaya, T.D. (2020), "Psychology of space: from the universe to the individual, from the ecosphere to the exisphere", in Grishina, N.V. and Kostromina, S.N. (ed.), Zhiznennoe prostranstvo v psikhologii: Teoriya i fenomenologiya: sbornik statei [Living space in psychology: Theory and phenomenology: a collection of articles], Izd-vo Sankt-Peterburgskogo universiteta, Saint Petersburg, Russia, pp. 63-99.

Martsinkovskaya, T.D. (2021), 'A new methodology for studying the transitivity of the living space of a changing personality", Novye psikhologicheskie issledovaniya, no. 2, рр. 31-45.

Martsinkovskaya, T.D. and Balashova, E.Yu. (2017), "Category of chronotope in psychology", Voprosypsikhologii, no. 6, рр. 1-12. Rubtsova, O.V. (2019), "Digital technologies as a new means of mediation (Part One)", Kul'tumo-istoricheskaya psikhologiya, vol. 15, no. 3, рр. 117124.

Rymarczuk, R. and Derksen, M. (2014), "Different spaces: Exploring Facebook as heterotopia", First Monday [Electronic], no. 19 (6), available at: https://doi.org/10.5210/fm.v19i6.5006 (Accessed 15 Sept. 2022).

Shestakova, E.G. (2014), "Heterotopia is a working concept of modern humanities: literary aspect", Kritika i semiotika, no. 1, рр. 58-72. Soldatova, G.U. and Rasskazova, E.I. (2020), "Results of digital transformation: from online reality to mixed reality", Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya, vol. 16, no. 4, рр. 87-97.

Speicher, M., Hall, B.D. and Nebeling, M. (2019), "What is mixed reality?", Proceedings of the 2019 CHI conference on human factors in computing systems, Glasgow, UK, 4-9 May 2019, pp. 1-15.

Weiser, M. (1991), "The computer for the 21st century", Scientific American, no. 265, рр. 94-104.

Информация об авторе

Наталья С. Полева, кандидат психологических наук, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125047, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6;

Психологический институт РАО, Москва, Россия; 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4; npoleva@mal.ru

Information about the author

Natalia S. Poleva, Ph.D (Psychology), Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya square, Moscow, Russia, 125047;

Psychological Institute of Russian Academy of Education, Moscow, Russia; bld. 9-4, Mokhovaya str., Russia, Moscow, 125009; npoleva@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.