Закон и право. 2024. № 12. С. 151-154. Law and legislation. 2024;(12):151-154.
Научная статья УДК 349.2
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-12-151-154 EDN: https://elibrary.ru/FDLAIB
NIION: 1997-0063-12/24-620 MOSURED: 77/27-001-2024-12-820
Перевозки для нужд учреждений уголовно-исполнительной системы
Екатерина Олеговна Ананьева
Академия ФСИН России, Рязань, Россия, [email protected]
Аннотация. В данной работе рассматриваются ключевые аспекты организации перевозок грузов и багажа, необходимых для эффективной работы сотрудников и учреждений уголовно-исполнительной системы. Автор анализирует существующие методы и практики, используемые в данной сфере, а также выявляет проблемы и недостатки, с которыми сталкиваются работники уголовно-исполнительной системы при осуществлении транспортировки.
В статье описывается специфика потребностей учреждений уголовно-исполнительной системы в отношении грузовых перевозок, включая транспортировку служебного оборудования, материалов и личных вещей сотрудников. Особое внимание уделяется правовым аспектам, регулирующим перевозку в рамках уголовно-исполнительной системы, а также требованиям безопасности и охраны правопорядка при конвоировании.
Ключевые слова: гражданское законодательство, уголовно-исполнительная система, перевозки грузов и багажа, нужды сотрудников, конвоирование.
Для цитирования: Ананьева Е.О. Перевозки для нужд учреждений уголовно-исполнительной системы // Закон и право. 2024. № 12. С. 151 — 154. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-12-151-154 ББЫ: https://elibrary.ru/FDLAIB
Ekaterina O. Ananyeva
Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan, Russia, [email protected]
Abstract. This paper examines the key aspects of the organization of cargo and baggage transportation, which are necessary for the effective work of employees and institutions of the penal correction system. The author analyzes the existing methods and practices used in this field, as well as identifies the problems and shortcomings faced by employees of the penal enforcement system during transportation.
The article describes the specifics of the needs of the penal enforcement system institutions in relation to freight transportation, including transportation of office equipment, materials and personal belongings of employees. Special attention is paid to the legal aspects governing transportation within the framework of the penal enforcement system, as well as to the requirements of security and law enforcement during escorting.
Keywords: civil legislation, the penal enforcement system, transportation of goods and baggage, the needs of employees, escorting.
For citation: Ananyeva E.O. Transportation for the needs of institutions of the penal system // Law and legislation. 2024;(12):151—154. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-12-151-154 EDN: https:// elibrary.ru/FDLAIB
Original article
Transportation for the needs of institutions of the penal system
© Ананьева Е.О. М., 2024. LAW & LEGISLATION • 12-2024
Перевозка грузов и багажа для нужд сотрудников и учреждений уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) — это важный аспект, который требует особого внимания и тщательной организации. С учетом специфики работы УИС такие перевозки должны осуществляться с соблюдением строгих норм безопасности, конфиденциальности и эффективности. Сегодня можно выделить ключевые аспекты, связанные с перевозками в рамках деятельности подразделений УИС [7].
К первому аспекту стоит отнести значение перевозок в уголовно-исполнительной системе. Перевозки грузов и багажа в УИС имеют несколько целей:
■ О беспечение функционирования учрежде -ний. Перевозка необходимых материалов, оборудования и продуктов для обеспечения нормальной деятельности учреждений.
■ Поддержка сотрудников. Перевозка личных вещей сотрудников, а также их служебного имущества.
■ Транспортировка осужденных. Иногда перевозка может включать транспортировку осужденных для участия в судебных заседаниях или других мероприятиях, перевод в другое учреждение и т.д.
Второй аспект состоит из особенностей организации перевозок в уголовно-исполнительной системе. К ним относится, прежде всего, безопасность, которая является приоритетом при организации перевозок в УИС. Это включает:
■ Выбор транспорта. Использование специализированного транспорта, который соответствует требованиям безопасности.
■ Сопровождение. Перевозки должны сопровождаться сотрудниками УИС, чтобы предотвратить возможные инциденты.
■ Проверку грузов. Все грузы подлежат тщательной проверке перед отправкой, чтобы исключить возможность контрабанды или других нарушений.
Не менее важной является конфиденциальность информации о перевозимых грузах и багаже, что также имеет важное значение. Это включает:
■ Документирование. Ведение строгого учета всех перевозок, включая содержание грузов и информацию о получателях.
■ Контроль доступа. Ограничение доступа к информации о перевозках только уполномоченным лицам.
Эффективная организация перевозок позволяет сократить время и ресурсы, затрачиваемые
на транспортировку. Она включает оптимизацию маршрутов, т.е. планирование маршрутов с учетом дорожной ситуации и других факторов [1]; использование технологий для отслеживания грузов и управления процессами перевозки (на всех автотранспортных средствах системы ФСИН России стоят датчики слежения, подключенные к системе Глонасс).
Перевозка грузов в УИС регулируется рядом законодательных актов, включая:
■ Федеральные законы, определяющие правила работы учреждений УИС. Например, уже известные нам федеральные законы «О службе в УИС» и «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
■ Нормативные акты, устанавливающие требования к безопасности и организации перевозок. Так, перевозка документов осуществляется на основании Приказа ФСИН России курьерами. Средствами почтовой и фельдъегерской связи. Кроме того, в уголовно-исполнительной системе применяется специальная и электрическая связь [3].
Если говорить об организации перевозок грузов и багажа, то в действие вступают нормы, предусмотренные Распоряжением ФСИН России № 234. В нем описывается порядок организации деятельности по автотранспортному обеспечению в УИС [5]. Данный нормативно-правовой акт определяет основные положения по организации и деятельности автотранспортной службы учреждений, устанавливает условия для эксплуатации технических средств, а также расстановку штатной численности сотрудников по обслуживанию транспортного парка.
Направление сотрудников в командировки или к новому месту работы, доставка к месту обучения производится также на основании Приказа ФСИН России [4]. В зависимости от необходимости для перемещения таким лицам могут выделяться автотранспортные средства.
Соблюдение этих норм является обязательным для всех участников процесса.
Несмотря на важность и необходимость перевозок в УИС, существуют ряд проблем и вызовов, к которым можно отнести недостаток финансирования, проблемы с кадровым обеспечением, риски безопасности.
Как известно, закупка для уголовно-исполнительной системы необходимых средств, в нашем случае горюче-смазочных, происходит на основании ФЗ № 44 в рамках организации торгов, оформления государственного заказа и т.д.
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2024
Ежегодно на определенные нужды выделяется по заявкам определенное количество денежных средств на их приобретение. Выход за рамки используемых норм грозит проведением служебных проверок.
Ограниченные бюджеты могут затруднять закупку необходимого оборудования и транспортных средств. Известно, что ценовая политика имеет тенденцию к постоянному изменению и росту. Это означает, что поступивших денежных средств может просто не хватить на приобретение необходимого количества горюче-смазочных материалов.
Другим вариантом становится увеличение количества перевозок осужденных [2]. Например, под нужды уголовно-исполнительных инспекций для перевозок лиц, к которым применена мера пресечения в виде домашнего ареста, были выделены автомобили Лада «Гранта». На каждого осужденного рассчитано количество выездов в суд, к следователю. Однако количество таких выездов могло быть увеличено в связи со следственными действиями, переносом судебных заседаний и т.д. В этом случае наблюдался перерасход использования автотранспортных средств и бензина к ним. Ежемесячно по таким фактам проводились проверки.
Нехватка квалифицированных специалистов также может негативно сказаться на организации перевозок. Дело в том, что в пределах государства, а в исключительных случаях и за его пределы осужденные могут перевозиться воздушными перевозками, автомобильными, железнодорожными.
Отметим, что автомобильные перевозки происходят по плановым маршрутам с использованием автотранспортного парка учреждений уголовно-исполнительной системы. Тут все вопросы решаются в соответствии с имеющимися инструкциями по логистическим маршрутам, утвержденным руководителями подразделений.
При перевозках железнодорожным транспортом используются специальные вагоны, оснащенные также необходимым оборудованием. Однако воздушные перевозки осуществляются пассажирскими воздушными судами. При таких перевозках личные состав должен знать и уметь действовать в различных непредвиденных ситуациях, которые могут сложиться, и упредить негативные последствия.
Возможные угрозы со стороны осужденных или третьих лиц требуют постоянного контроля и готовности к реагированию. И если мы говорим о конвоировании, то представители данной
службы сопровождают спецконтингент от места начала перевозки и до места назначения. При этом ежегодно наблюдаются случаи попыток конвоируемых лиц совершить побег с нападениями на состав караула [7]. Личный состав должен быть готов не только к ситуациям, связанным с управлением автотранспортными средствами и техническим оснащением, но и к противодействию при угрозах и их осуществлении [6, с. 43]
Для повышения эффективности перевозок в УИС можно рассмотреть следующие направления:
■ Автоматизация процессов перевозок. Внедрение автоматизированных систем управления перевозками, включая искусственный интеллект и технические средства, которые могут обеспечить безопасность сотрудников отделов конвоирования, соблюсти права осужденных и т.д.
■ Обучение персонала. Необходимо проведение регулярных тренингов для сотрудников, занимающихся организацией перевозок, которые не станут обязанностью для работающих в данном направлении, несущей отрицательные эмоции, а будут являться интересными занятиями с разбором конкретных ситуаций и действий в них. Необходимо кроме теоретических занятий уделять время физическому развитию и приобретению навыков рукопашного боя, использования технических и иных средств.
■ Сотрудничество с частными компаниями. Привлечение сторонних организаций для выполнения некоторых задач позволит оптимизировать ресурсы учреждений уголовно-исполнительной системы.
Следовательно, перевозка грузов и багажа для нужд сотрудников и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также конвоирование осужденных и доставка документации — это сложный и многоаспектный процесс, требующий внимательного подхода к безопасности, конфиденциальности и эффективности.
С учетом существующих проблем и вызовов важно продолжать искать пути оптимизации этого процесса, что позволит улучшить работу всей системы в целом.
Список источников
1. Приказ Министерства юстиции РФ от 16.09.2024 № 277 «Об утверждении Порядка кон-
ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 12-2024
воирования по плановым маршрутам содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы осужденных и лиц, заключенных под стражу, специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию» // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 410317463/ (Дата обращения: 21.10.2024)
2. Приказ Минюста России № 189, МВД России № 603, CK России № 87, ФСБ России № 371 от 31.08.2020 // URL: https://legalacts.ru/doc/ prikaz-miniusta-rossii-n-189-mvd-rossii-n-603/ (Дата обращения: 11.11.2024)
3. Приказ ФСИН России от 10.08.2011 № 463 (ред. от 22.11.2021) «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» // URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_121525/fc9cbc82f5b8ace974c54a3924105 ea3cca18529/ (Дата обращения: 11.11.2024)
4. Приказ ФСИН России от 23.05.2024 № 362 // URL: https://normativ.kontur.ru/document7modu-leId=1&documentId=473587 (Дата обращения: 11.11.2024)
5. Распоряжение Федеральной службы исполнения наказаний от 05.12.2014 № 234-р «Об утверждении Порядка организации деятельности по автотранспортному обеспечению в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» // URL: https://base.garant.ru/71033094/ (Дата обращения: 11.11.2024)
6. Ананьева Е.О., Махиборода М.Н. Ответственность за причинение ущерба при организации перевозок осужденных к наказанию в виде лишения свободы // Вестник общественной научно-исследовательской лаборатории «Взаимодействие уголовно-исполнительной системы с институтами гражданского общества: историко-правовые и теоретико-методологические аспекты». 2019. № 16. С. 40-45.
7. Бубенцов В.И. Совершенствование условий перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, автомобильным и авиационным транспортом // URL: https://Downloads/sovershenstvo-vanie-usloviy-perevozki-osuzhdennyh-i-lits-soderzhaschihsya-pod-strazhey-avtomobilnym-i-aviatsionnym-transportom.pdf (Дата обращения: 11.11.2024)
References
1. Order of the Ministry of Justice of the Russian Federation № 277 dated September 16, 2024 «On Approval of the Procedure for Escorting convicts and Persons Detained in institutions of the penal enforcement system by special units of the penal enforcement system for escorting along planned routes» // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/410317463/ (Accessed: 21.10.2024)
2. Order of the Ministry of Justice of Russia № 189, the Ministry of Internal Affairs of Russia № 603, the IC of Russia № 87, the FSB of Russia № 371 dated 31.08.2020 // URL: https://legalacts.ru/doc/ prikaz-miniusta-rossii-n-189-mvd-rossii-n-603/ (Accessed: 11.11.2024)
3. Order of the Federal Penitentiary Service of Russia dated 10.08.2011 № 463 (ed. dated 22.11.2021) «On approval of Instructions on office work in institutions and bodies of the penal enforcement system» // URL: https://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_121525/ fc9cbc82f5b8ace974c54a3924105ea3cca18529/ (Accessed: 11.11.2024)
4. Order of the Federal Penitentiary Service of the Russian Federation dated 23.05.2024 № 362 // URL: https://normativ.kontur.ru/document7modu-leId=1&documentId=473587 (Accessed: 11.11.2024)
5. Order of the Federal Penitentiary Service dated 05.12.2014 № 234-r «On approval of the Procedure for organizing activities for motor transport in institutions and bodies of the penal enforcement system» // URL: https://base.garant.ru/71033094/ ((Accessed: 11.11.2024)
6. Ananyeva E.O., Makhiboroda M.N. Responsibility for causing damage during the organization of transportation of persons sentenced to imprisonment // Bulletin of the Public Research Laboratory «Interaction of the penal enforcement system with civil society institutions: historical, legal, theoretical and methodological aspects». 2019. № 16. Pp. 40—45.
7. Bubentsov V.I. Improving the conditions of transportation of convicts and persons in custody by road and air transport // URL: https://Downloads/ sovershenstvovanie-usloviy-perevozki-osuzhdennyh-i-lits-soderzhaschihsya-pod-strazhey-avtomobil-nym-i-aviatsionnym-transportom.pdf (Accessed: 11.11.2024)
Информация об авторе
Ананьева Е.О. — кандидат юридических наук, доцент
Статья поступила в редакцию 06.1 0.2024; одобрена после рецензирования 08.11.2024; принята к публикации 14.11.2024.
Information about the author
Ananyeva E.O. — candidate of legal sciences, associate professor
The article was submitted 06.10.2024; approved after reviewing 08.11.2024; accepted for publication 14.11.2024.
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2024