Научная статья на тему 'Правовые аспекты транспортных обязательств в уголовно-исполнительной системе: анализ особенностей и применения'

Правовые аспекты транспортных обязательств в уголовно-исполнительной системе: анализ особенностей и применения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
гражданское законодательство / уголовно-исполнительная система / транспортные обязательства / анализ применения / особенности / civil legislation / penal enforcement system / transport obligations / application analysis / features

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Екатерина Олеговна Ананьева

В данной работе рассматриваются транспортные обязательства как важный элемент уголовно-исполнительной системы, играющий ключевую роль в обеспечении правопорядка и безопасности. Анализируются виды транспортных обязательств, их правовая природа и значение в контексте содействия исполнению уголовных наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества. Особое внимание уделяется вопросам организации транспортировки осужденных, а также взаимодействию различных государственных органов в процессе обеспечения этих обязательств. Исследуются проблемы, возникающие при транспортировке, включая соблюдение прав человека, условия содержания во время перевозки и риски для безопасности как осужденных, так и сотрудников правоохранительных органов. В заключение подчеркивается необходимость совершенствования законодательства и практики в данной области для повышения эффективности и гуманности уголовно-исполнительной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Екатерина Олеговна Ананьева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal aspects of transport obligations in the penal enforcement system: analysis of features and application

In this paper, transport obligations are considered as an important element of the penal enforcement system, which plays a key role in ensuring law and order and security. The types of transport obligations, their legal nature and significance in the context of facilitating the execution of criminal penalties and criminal law measures without isolation from society are analyzed. Special attention is paid to the organization of transportation of convicts, as well as the interaction of various government agencies in the process of ensuring these obligations. The problems arising during transportation are investigated, including respect for human rights, conditions of detention during transportation and risks to the safety of both convicts and law enforcement officers. In conclusion, the need to improve legislation and practice in this area is emphasized in order to increase the effectiveness and humanity of the penal enforcement system.

Текст научной работы на тему «Правовые аспекты транспортных обязательств в уголовно-исполнительной системе: анализ особенностей и применения»

Закон и право. 2024. № 11. С. 135-138.

Law and legislation. 2024;(1 1):135-138.

ЧАСТНОПРАВОВЫЕ (ЦИВИЛИСТИЧЕСКИЕ) НАУКИ

Научная статья

УДК 349.2

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-11-135-138 NIION: 1997-0063-11/24-565

EDN: https://elibrary.ru/IDBBRH MOSURED: 77/27-001-2024-11-765

Правовые аспекты транспортных обязательств в уголовно-исполнительной системе: анализ особенностей и применения

Екатерина Олеговна Ананьева

Академия ФСИН России, Рязань,

Россия, [email protected]

Аннотация. В данной работе рассматриваются транспортные обязательства как важный элемент уголовно-исполнительной системы, играющий ключевую роль в обеспечении правопорядка и безопасности. Анализируются виды транспортных обязательств, их правовая природа и значение в контексте содействия исполнению уголовных наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества.

Особое внимание уделяется вопросам организации транспортировки осужденных, а также взаимодействию различных государственных органов в процессе обеспечения этих обязательств. Исследуются проблемы, возникающие при транспортировке, включая соблюдение прав человека, условия содержания во время перевозки и риски для безопасности как осужденных, так и сотрудников правоохранительных органов.

В заключение подчеркивается необходимость совершенствования законодательства и практики в данной области для повышения эффективности и гуманности уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: гражданское законодательство, уголовно-исполнительная система, транспортные обязательства, анализ применения, особенности.

Для цитирования: Ананьева Е.О. Правовые аспекты транспортных обязательств в уголовно-исполнительной системе: анализ особенностей и применения // Закон и право. 2024. № 11. С. 135—138. https:// doi.org/10.24412/2073-3313-2024-11-135-138 EDN: https://elibrary.ru/IDBBRH

PRIVATE LAW (CIVIL) SCIENCES

Original article

Legal aspects of transport obligations in the penal enforcement system: analysis of features and application

Ekaterina O. Ananyeva

Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia,

Ryazan, Russia, [email protected]

Abstract. In this paper, transport obligations are considered as an important element of the penal enforcement system, which plays a key role in ensuring law and order and security. The types of transport obligations, their legal nature and significance in the context of facilitating the execution of criminal penalties and criminal law measures without isolation from society are analyzed.

Special attention is paid to the organization of transportation of convicts, as well as the interaction of various government agencies in the process of ensuring these obligations. The problems arising during transportation are investigated, including respect for human rights, conditions of detention during transportation and risks to the safety of both convicts and law enforcement officers.

In conclusion, the need to improve legislation and practice in this area is emphasized in order to increase the effectiveness and humanity of the penal enforcement system.

Keywords: civil legislation, penal enforcement system, transport obligations, application analysis, features.

For citation: Ananyeva E.O. Legal aspects of transport obligations in the penal enforcement system: analysis of features and application // Law and legislation. 2024; (11):135—138. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/ 2073-3313-2024-11-135-138 EDN: https://elibrary.ru/IDBBRH

© Ананьева Е.О. М., 2024.

LAW & LEGISLATION • 11-2024

- 135

Транспортные обязательства в уголовно-исполнительной системе представляют собой важный аспект, регулирующий перемещение осужденных и других участников уголовного процесса. Эти обязательства охватывают широкий спектр вопросов, включая безопасность, права и обязанности сторон, а также взаимодействие с различными государственными структурами.

Транспортные обязательства — это юридические обязательства, возникающие в процессе перемещения осужденных, а также других лиц, связанных с уголовным процессом. Они включают как обязательства государственных органов, так и обязанности самих осужденных. Транспортные обязательства могут возникать при:

■ этапировании осужденных из одного учреждения в другое;

■ участии спецконтингента в судебных заседаниях и следственных мероприятиях;

■ перемещении осужденных для медицинского обследования или лечения.

Правовая основа транспортных обязательств в уголовно-исполнительной системе включает несколько ключевых нормативных актов. Это ФЗ «О безопасности дорожного движения», ФЗ «О транспортной безопасности»; Технические регламенты Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава», «О безопасности колесных транспортных средств» и Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении санитарных правил СП 2.5.3650-20».

Необходимо учесть, что перемещение или конвоирование осужденных осуществляется автомобильным, воздушным, железнодорожным и водным транспортом специально оборудованными автомобилями, вагонами, воздушными и водными судами.

Уголовно-исполнительный кодекс — основной документ, регулирующий все аспекты исполнения наказаний, включая транспортные обязательства. Уголовно-исполнительное законодательство определяет общие принципы исполнения наказаний, включая транспортировку осужденных в соответствии со ст. 76 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, и конкретизирует данную функцию в ч. 2 ст. 12 Закона РФ № 5473-1 [1, ст. 12 «Обеспечение безопасности объектов уголовно-исполнительной системы»].

Статья 78 УИК РФ гласит, что осужденные могут быть переведены в другие учреждения исполнения наказаний в зависимости от их отношения к труду и поведения с целью создания

более благоприятных условий для исправления и социальной адаптации.

Также на основании ч. 4 данной статьи осужденных могут перевести в другое учреждение ввиду признания их злостными нарушителями порядка отбывания наказания.

Конечно, вид учреждения изменяется судом на основании представлений администраций учреждений, однако обязанность по осуществлению перевозки спецконтингента ложится на отделы по конвоированию территориальных органов ФСИН. Ежегодно отделами по конвоированию по плановым маршрутам перевозится около полутора миллионов осужденных и содержащихся под стражей [4, с. 4].

Федеральный закон «О транспортной безопасности» от 15 ноября 1997 г. № 143-Ф3 устанавливает требования к обеспечению безопасности при транспортировке. В частности, он обязывает учреждения и органы, осуществляющие транспортировку, разрабатывать и внедрять меры по предотвращению происшествий, а также соблюдать правила безопасности.

Подзаконные акты — различные приказы, инструкции и постановления, издаваемые Министерством юстиции и другими государственными органами. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 16 сентября 2024 г. № 277 регламентирует порядок организации транспортировки осужденных, включая выбор транспортных средств, условия их содержания в пути и обязанности персонала [2].

Относительно недавно учреждения, исполняющие наказания без изоляции от общества, стали обязаны осуществлять доставку осужденных к мере уголовно-правового характера в виде домашнего ареста в суд или к следователям. Для этого штат уголовно-исполнительных инспекций пополнился автотранспортными средствами, которые были закуплены на основании договоров государственных закупок (ФЗ № 44) с отечественными производителями [3, с. 43].

Если рассматривать спецавтомобили, которые используются для перевозки осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся под стражей, то они оснащены видеонаблюдением, имеют возможности для перевозки лиц с ограниченными возможностями. В них могут быть установлены биотуалеты системы спутниковой связи и многое другое. В легковых же автомобилях для УИИ1 таких устройств нет. В них отсут-

1 Уголовно-исполнительная инспекция.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2024

ствуют элементарные разделения между сотрудником — водителем и осужденным. Такое положение вполне может привести к совершению любого правонарушения.

Отметим, что транспортные обязательства в уголовно-исполнительной системе имеют ряд особенностей:

1. Безопасность. При транспортировке осужденных необходимо учитывать риски побега, агрессии и других угроз. Это требует наличия охраны и специальных транспортных средств.

2. Права осужденных. Законодательство гарантирует определенные права осужденных во время транспортировки, такие, как право на гуманное отношение и право на доступ к медицинской помощи.

3. Документальное оформление. Каждый этап транспортировки должен быть задокументирован, включая составление актов о передаче и получении осужденных.

4. Сроки и маршруты. Установлены строгие правила относительно сроков и маршрутов транспортировки, что необходимо для минимизации рисков и обеспечения правопорядка.

На практике применение транспортных обязательств сталкивается с рядом вызовов:

■ Недостаток ресурсов. Часто учреждения не располагают достаточными ресурсами для обеспечения безопасной транспортировки. В городах можно наблюдать в часы увеличения автотранспортных потоков (утренние и вечерние автомобильные «пробки») специальные автотранспортные средства с находящимися в них осужденными. Данные специальные автотранспортные средства находятся внутри транспортного потока. Это свидетельствует о слабой деятельности по оптимизации маршрутов перевозки.

■ Проблемы с координацией. Взаимодействие между различными государственными структурами может быть затруднено, что приводит к задержкам и нарушениям прав осужденных.

■ Человеческий фактор. Неправильные действия сотрудников могут привести к инцидентам во время транспортировки, что требует постоянного обучения и повышения квалификации персонала. Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) при участии спецтранспорта, перевозящего таких граждан, не редкость.

Так, в июне текущего года в Москве зафиксирована авария с участием такого автомобиля.

В ней пострадали два человека. Подобные случаи не редкость и в других регионах страны [5].

Таким образом, правовые аспекты транспортных обязательств в уголовно-исполнительной системе являются важным элементом обеспечения безопасности и правопорядка. Несмотря на существующие нормативные акты, на практике возникают различные проблемы, требующие внимания со стороны законодателей и практиков.

Улучшение условий транспортировки спецконтингента, повышение квалификации сотрудников и оптимизация взаимодействия между государственными структурами могут способствовать более эффективному выполнению транспортных обязательств и соблюдению прав осужденных.

В связи с этим можно отметить, что дальнейшие исследования и разработки в данной области необходимы для создания более безопасной и эффективной уголовно-исполнительной системы.

Список источников

1. Закон РФ «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» от 21.07.1993 № 5473-I // URL: https://base.garant.ru/1305321/b6e02e45ca7 0d 110df0019b9fe339c70/ (Дата обращения: 21.10.2024)

2. Приказ Министерства юстиции РФ от 16.09.2024 № 277 «Об утверждении Порядка конвоирования по плановым маршрутам содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы осужденных и лиц, заключенных под стражу, специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию» // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/410317463/ (Дата обращения: 21.10.2024)

3. Ананьева Е.О., Махиборода М.Н. Ответственность за причинение ущерба при организации перевозок осужденных к наказанию в виде лишения свободы // Вестник общественной научно-исследовательской лаборатории «Взаимодействие уголовно-исполнительной системы с институтами гражданского общества: историко-правовые и теоретико-методологические аспекты». 2019. № 16. С. 40-45.

4. Бубенцов В.И. Совершенствование условий перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, автомобильным и авиационным транспортом // URL: https://Downloads/sovershenstvo-vanie-usloviy-perevozki-osuzhdennyh-i-lits-

LAW & LEGISLATION • 11-2024

soderzhaschihsya-pod-strazhey-avtomobilnym-i-aviatsionnym-transportom.pdf (Дата обращения: 21.10.2024)

5. На юго-востоке Москвы опрокинулся ав-тозак с людьми // РБК: URL: https://www.rbc.ru/ rbcfreenews/666228709a7947c97ce4572a (Дата обращения: 21.10.2024)

References

1. The Law of the Russian Federation dated 21.07.1993 № 5473-I «On institutions and bodies of the penal enforcement system of the Russian Federation» // URL: https://base.garant.ru/1305 321/b6e02e45ca70d110df0019b9fe339c70 / (Accessed: 21.10.2024)

2. Order of the Ministry of Justice of the Russian Federation № 277 dated September 16, 2024 «On Approval of the Procedure for Escorting convicts and Persons Detained in institutions of the penal enforcement system by special units of the penal enforcement system for escorting along planned routes» //

URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/410317463/ (Accessed: 21.10.2024)

3. Ananyeva E.O., Makhiboroda M.N. Responsibility for causing damage during the organization of transportation of persons sentenced to imprisonment // Bulletin of the Public Research Laboratory «Interaction of the penal enforcement system with civil society institutions: historical, legal, theoretical and methodological aspects». 2019. № 16. Pp. 40-45.

4. Bubentsov V.I. Improving the conditions of transportation of convicts and persons in custody by road and air transport // URL: https://Downloads/ sovershenstvovanie-usloviy-perevozki-osuzhdennyh-i-lits-soderzhaschihsya-pod-strazhey-avto-mobilnym-i-aviatsionnym-transportom.pdf (Accessed: 21.10.2024)

5. A paddy wagon with people overturned in the south-east of Moscow // RBC: URL: https:// www.rbc.ru/rbcfreenews/666228709a7947c97ce 4572a (Accessed: 21.10.2024)

Информация об авторе Ананьева Е.О. — кандидат юридических наук, доцент

Статья поступила в редакцию 09.09.2024; одобрена после рецензирования 08.10.2024; принята к публикации 14.10.2024.

Information about the author Ananyeva E.O. — candidate of legal sciences, associate professor

The article was submitted 09.09.2024; approved after reviewing 08.10.2024; accepted for publication 14.10.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

БОРЬБА ПРОТИВ ТЕРРОРИЗМА

Хазанов А.М., А.Ю. Олимпиев. Борьба против терроризма. Опыт Израиля: Монография. Гриф МУМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки. 191 с.

ISBN: 978-5-238-03623-6

На основе анализа широкого круга источников и научной литературы авторы монографии предприняли попытку исследовать богатый опыт, который накопили в борьбе против терроризма спецслужбы Израиля, считающиеся одними из лучших в мире. В монографии подвергнуты серьезному анализу израильская модель контртеррористической борьбы, а также удачные и неудачные операции израильских спецслужб.

Для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов вузов.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.