112_<<ШУШЗДиМ"^(ЩУГМа1>>#2Щ12)),2©1]9 / Ошибка! Неверная ссылка закладки.
УДК: 338.28
Соломонова Валентина Николаевна.
к.э.н., доцент Редькина Татьяна Марковна к.э.н., доцент, Российский государственный гидрометеорологический университет
(Санкт-Петербург) DOI: 10.24411/2520-6990-2019-11126 ПЕРЕСМОТР СТРАТЕГИЧЕСКОГО ГОРИЗОНТА ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В АРКТИКЕ
Solomonova Valentina Nikolaevna.
Candidate of economic Sciences, associate Professor Redkina Tatiana Markovna
Candidate of economic Sciences, associate Professor Russian state hydrometeorological University (Saint-Petersburg)
REVISION OF THE STRATEGIC PLANNING HORIZON IN THE IMPLEMENTATION OF RUSSIA'S STATE POLICY IN THE ARCTIC
Аннотация
Пересмотр стратегии развития Арктической зоны РФ обусловлен не только сроками окончания действующего документа, комплексностью принимаемых мер, обеспечением национальной безопасности страны, но и необходимостью упорядочения стратегических и тактических решений в условиях изменения положения России как стратегического мирового партнера.
Abstract
The revision of the strategy of development of the Arctic zone of the Russian Federation due not only to the deadlines of the current document, complexity of interventions, the national security of the country, but also by the need to streamline strategic and tactical decisions in a changing position of Russia as a strategic global partner.
Ключевые слова: стратегическое планирование, развитие территории, Арктическая зона РФ, государственная политика
Key words: strategic planning, territory development, Arctic zone of the Russian Federation, state policy
Современное развитие отдельных отраслей и сфер деятельности, а также отдельных территорий свидетельствует о сложившихся предпосылках к переходу от традиционного понимания понятия «стратегия», характеризующегося в целом временным периодом с установленными участниками, объемами финансирования и конкретными мероприятиями, к более вариативному видению данного понятия, которое заключается в необходимости применения гибкого подхода в процессе реализации стратегии развития. Так, в [8] применяется традиционный подход к процессу стратегического планирования. Данное положение прежде всего обосновывается тем, что в рамках данной работы [8] возникла необходимость в формировании базовых положений, применимых к большинству объектов исследования. Однако, при конкретизации мер и исследовании стратегий развития наблюдается иная ситуация. Так, в [6] были предложены индивидуальные решения, определяемые особенностями развития региона. При этом, следует уточнить, что основополагающими выступали такие документы, как Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года [1] и Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу [3]. В 2018 году авторами была предпринята попытка разра-
ботки стратегии развития Арктической зоны РФ [4]. Однако, сложность заключалась в том, что к тому моменту времени ещё не устоялось понятие «Арктическая зона», что существенно ограничивало предложения авторов, делая некоторые из них трудно обоснованными. Тем не менее, в работах [4; 6] предлагаемые мероприятия имели стратегическую направленность по отношению к конкретной территории. В настоящее время можно признать, что основным сдерживающим фактором стало существенное изменение условий хозяйствования, пересмотр на государственном уровне места и роли Арктики в развитии экономики страны и, самое главное, возникла необходимость в упорядочении процесса понимания понятия «Арктическая зона РФ». Так, в начале 2019 года на федеральном уровне власти были инициированы меры по пересмотру базовых положений, на которых основывается развитие российской Арктики. Принципиальными стали решения по разработке пакета документов, в который вошли ФЗ Об особом экономическом режиме в Арктике, Основы госполитики, Стратегия развития Арктики до 2035 года и новая госпрограмма.
Подтверждением необходимости происходящих изменений стало и то, что Стратегия развития Арктики до 2020 года была разработана с тем, чтобы использовать на территории российской Арктики в требуемом объеме технологии и обору-
<<шушетим~^®и©мак>>#28(1!2)),2©1]9 / Ошибка! Неверная ссылка закладки.
дование при разработке и транспортировке нефти и газа, как основных источников формирования российского бюджета. Так, в [7] помимо указанных задач были выделены и такие, как поднятие уровня судоходства в Арктике и плотности грузопотока, что также предполагало высокий уровень международной кооперации. Однако в 2014 году политика стран Запада в отношении взаимодействия с Россией была пересмотрена, что, по мнению авторов [7], привело к необходимости переориентации России с международной кооперации на защиту национальных интересов всеми возможными способами. Кроме того, в [7] утверждается, что пересмотру положений в базовых документах по развитию Арктики в направлении создания эффективно функционирующей государственной границы, таможенного и миграционного контроля, гражданских сил береговой охраны на протяжении прибрежной линии способствовало и смягчение ледовой обстановки. При этом, как утверждается в источнике [7], задачи использования Арктической зоны России в качестве стратегического ресурсной базы и применения Северного морского пути в качестве национальной интегрированной системы транспортных коммуникаций не требуют существенного пересмотра. В свою очередь, задача реализации государственной политики в макрорегионе, касающаяся развития городов и поселков, может быть решена делегированием части государственных функций госкорпорациям [7]. Таким образом, в [7] делается вывод о том, что действующими в настоящее время нормативно-правовыми положениями в направлении развития Арктики был установлен такой стратегический горизонт планирования, который позволит отреагировать на новые стратегические вызовы. Тем самым, в работе [7] подчеркивается значимость временного горизонта в реализации стратегии развития Арктической зоны РФ.
Однако, по мнению авторов, ещё одной предпосылкой пересмотра ключевых положений развития российской Арктики на государственном уровне, стала невозможность достижения поставленных стратегических ориентиров развития при следовании сценарию, не учитывающему пересмотр положения России как стратегического партнера на мировом рынке [2]. При этом, спорной представляется передача вопросов госполитики на уровень госкорпораций, т.к. данные положения, по-прежнему, находятся в ведении государства [5].
Таким образом, авторы считают, что в Стратегии развития Арктической зоны РФ на период до 2035 года будет предложен гибкий подход к раз-
витию территории, что позволит интегрировать меры стратегической и тактической направленности, тем самым, принципиально изменяя суть стратегического развития территории.
Список литературы
1. «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» (утв. Президентом РФ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 142561/ - Загл. с экрана.
2. Каткова Т.В., Редькина Т.М., Соломонова
B.Н. Ресурсная обеспеченность Арктики и проблемы освоения территории // В сборнике: Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты Сборник научных статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. / Под общей редакцией Т.М. Сигито-ва. - Пермь, 2018. - С. 38-40.
3. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (утв. Президентом РФ 18.09.2008 № Пр-1969) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2009/03/30/arktika-osnovy-dok.html -Загл. с экрана.
4. Пудовкина О.И., Редькина Т.М., Соломонова В.Н. Стратегия развития Арктической зоны России // Перспективы науки. - 2018. - № 3 (102). -
C. 70-73.
5. Редькина Т.М., Каткова Т.В., Соломонова В.Н. Государственная политика Российской Федерации на территории Арктики // Наука и бизнес: пути развития. - 2019. - № 6 (96). - С. 187-189.
6. Редькина Т.М., Каткова Т.В., Черемисина А.А. Индивидуальные стратегии развития в зоне Арктики арктических и неарктических государств // Научное мнение. Экономические, юридические и социологические науки. - 2018. - № 4. - С. 56-58.
7. Российская стратегия в Арктике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cpkr.ru/comments/rossiyskaya-strategiya-v-arktike- Загл. с экрана.
8. Фирова И.П., Соломонова В.Н., Пудовкина О.И., Редькина Т.М. Стратегический менеджмент Учебно-методический комплекс по дисциплине. Направление подготовки: 38.03.02 Менеджмент; классификация (степень) - бакалавриат 080200 Менеджмент; квалификация (степень) - бакалавр / Российский государственный гидрометеорологический университет. Санкт-Петербург, 2015.