Научная статья на тему 'Государственное управление инновациями'

Государственное управление инновациями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
215
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
инновации / правовое регулирование / технологии / современное развитие / innovations / legal regulation / technologies / modern development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фирова Ирина Павловна, Соломонова Валентина Николаевна, Редькина Татьяна Марковна

Государственная поддержка инновационной деятельности является необходимым условием для раз-вития инноваций. Для постоянного обновления инноваций требуется внесение корректив и в нормативно-правовое регулирование. В свою очередь, указанные изменения в нормативно-правовой базе в области раз-вития инновационной деятельности будут зависеть от самих инноваций и их востребованности на рынке. Таким образом, грамотное государственное управление является залогом эффективности инно-ваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фирова Ирина Павловна, Соломонова Валентина Николаевна, Редькина Татьяна Марковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE INNOVATION MANAGEMENT

State support for innovation is a necessary condition for the development of innovation. For constant updat-ing of innovations it is necessary to make adjustments and in normative and legal regulation. In turn, these changes in the regulatory framework in the field of innovation development will depend on the innovations themselves and their demand in the market. Thus, good governance is the key to effective innovation.

Текст научной работы на тему «Государственное управление инновациями»

УДК: 334.025

Фирова Ирина Павловна

д.э.н, профессор Соломонова Валентина Николаевна к.э.н., доцент Редькина Татьяна Марковна

к.э.н., доцент

Российский государственный гидрометеорологический университет

(Санкт-Петербург) DOI: 10.24411/2520-6990-2019-11056 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ

Firova Irina Pavlovna

Doctor of economics, Professor, Solomonova Valentina Nikolaevna

Candidate of economic Sciences, associate Professor Redkina Tatiana Markovna

Candidate of economic Sciences, associate Professor Russian state hydrometeorological University, (Saint-Petersburg)

STATE INNOVATION MANAGEMENT

Аннотация

Государственная поддержка инновационной деятельности является необходимым условием для развития инноваций. Для постоянного обновления инноваций требуется внесение корректив и в нормативно-правовое регулирование. В свою очередь, указанные изменения в нормативно-правовой базе в области развития инновационной деятельности будут зависеть от самих инноваций и их востребованности на рынке. Таким образом, грамотное государственное управление является залогом эффективности инноваций.

Abstract

State support for innovation is a necessary condition for the development of innovation. For constant updating of innovations it is necessary to make adjustments and in normative and legal regulation. In turn, these changes in the regulatory framework in the field of innovation development will depend on the innovations themselves and their demand in the market. Thus, good governance is the key to effective innovation.

Ключевые слова: инновации, правовое регулирование, технологии, современное развитие

Key words: innovations, legal regulation, technologies, modern development

Основополагающим документом в области развития инновационной деятельности в РФ можно считать ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [10], в котором, в частности, закреплены меры по оказанию государственной поддержки инновационной деятельности. Основные цели Закона сводятся к следующим: модернизация российской экономики; обеспечение конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг на российском и мировом рынках,

улучшение качества жизни населения. Среди принципов выделены такие, как: программный подход;

доступность поддержки на всех стадиях инновационной деятельности;

опережающее развитие инновационной инфраструктуры;

публичность оказания поддержки; приоритетность дальнейшего развития результатов инновационной деятельности; защита частных интересов;

приоритетное использование рыночных инструментов и инструментов государственно-частного партнерства для стимулирования инновационной деятельности;

обеспечение эффективности поддержки для целей социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов РФ;

целевой характер использования бюджетных средств.

Оказываться такая поддержка может:

государством;

субъектами РФ;

органам власти;

соответствующими организациями. Законом регламентируются также и формы оказания поддержки в виде:

предоставления льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей;

предоставления образовательных услуг; предоставления информационной поддержки; предоставления консультационной поддержки, содействия в формировании проектной документации;

формирования спроса на инновационную продукцию;

РН1ШШ01САЬ 8С1Е1ЧСЕ8 /

156

финансового обеспечения (в т.ч. при использовании субсидий, грантов, кредитов, займов, гарантий, взносов в уставный капитал); реализации целевых программ; поддержки экспорта; обеспечения инфраструктуры; иных форм, не противоречащих законодательству РФ.

При этом, важно уточнить, что многие из указанных форм требуют существенных затрат по их формированию. Так, например, обеспечение инфраструктуры будет различным для тех или иных инноваций, и, соответственно, в отдельных случаях может потребовать существенного финансирования. При этом, в Законе не уточняется, из каких источников и в каком объеме могут реализовываться меры по обеспечению инфраструктуры. Кроме того, в современных условиях хозяйствования, по мнению авторов, требует дополнительной аргументации такая форма, как формирование спроса на инновационную продукцию. По нашему мнению, в 1996 году, когда был утвержден документ, сложившиеся условия деятельности, на внутреннем рынке в особенности, характеризовались большими перспективами для применения данной формы поддержки инновационной деятельности и были в большей степени актуальными, чем в 2019 году, когда в Федеральный закон были внесены последние изменения. Все остальные из указанных форм в настоящее время, на наш взгляд, с разной степенью эффективности могут быть применимы как государством, так и соответствующими организациями. При этом, эффективность применения тех или иных форм поддержки инновационной деятельности в складывающихся условиях всё больше, на наш взгляд, диктуется рынком, что требует либо коренного пересмотра форм поддержки со стороны государства, либо использования тех форм, которые могут быть использованы в рамках текущего законодательства.

Отметим, в этой связи, что в [5] рассматривались меры по совершенствованию методов государственного регулирования инновационной деятельности, в частности, в социально-культурной сфере. Предлагаемые мероприятия были актуальными применительно к тому периоду времени, так как были сформулированы с учетом сложившихся требований к исследуемой отрасли. В [9] также предлагались решения по применению инновационных средств и методов информационного обеспечения, актуальных на тот момент.

Таким образом, эффективность предлагаемых результатов должна в первую очередь определяться их актуальностью. Однако, при этом, необходимо понимать, что с течением времени предлагаемые решения могут потерять свою актуальность, и это положение будет определяться не только происходящими в стране изменениями, изменениями технологий, тенденциями развития отрасли, но и трансформацией приоритетов, определяемых на государственном уровне управления.

Подтверждением выше сказанному являются, например, тенденции, актуальные в настоящее

время в сфере развития технологий, в частности, применение убер-моделей при цифровой трансформации бизнеса, что не делает их конкурентными по отношению к традиционным технологиям, а позволяет слиться с ними [1]. Такой подход, безусловно, диктуется рынком, но и основывается на нормативно-правовом законодательстве, а именно Программе «Цифровая экономика Российской Федерации» [4]. Как уточняется в [3], цифровая экономика рассматривается как программа, направленная на создание экосистемы, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства. Определены и уровни, влияющие на жизнь граждан и общества в целом. Это: рынки и отрасли экономики; платформы и технологии; среда, которая создает условия для развития. Таким образом, Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р стало тем самым документом, который позволяет внести требуемые коррективы в ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Помимо прочего, Программа «Цифровая экономика» стала основой для использования цифровых платформ в процессе цифровых трансформаций. Уточним, что в [3] даны следующие характеристики данных понятий. Так, цифровые трансформации представлены, как революционные изменения бизнес-моделей на основе использования цифровых платформ, которые приводят к радикальному росту объемов рынка и конкурентоспособности компаний, а цифровая платформа - представлена в виде ключевого инструмента цифровой трансформации традиционных отраслей и рынков. Помимо указанного определения в источнике [3] приводятся ещё пять характеристик последнего понятия, в одном из которых цифровая платформа рассматривается в виде подрывной инновации, представляющей собой интегрированную информационную систему.

Таким образом, можно видеть, что государство при разработке современного программного документа, ориентированного на поддержку инновационной деятельности в целом, породило инновацию, определяемую сложившимися условиями и определяющую дальнейший тренд, как в развитии инновационной деятельности, так и в обеспечении государственной поддержки данного процесса.

Подобные тенденции можно наблюдать не только в сфере применения технологий, но и при развитии отдельных отраслей и сфер деятельности [7] с той лишь особенностью, что развитию сферы деятельности будут способствовать не только указанные выше технологии, но и иные из них, а, следовательно, применительно к сфере деятельности будет применен комплексный подход по использованию инновационных технологий. Таким образом, инновации становятся одним из ресурсов, определяющим перспективу развития технологии, отрасли, территории [2]. Следовательно, инновации определяют и политику, проводимую государством [6]. В этой связи, инновации могут рассматриваться и как обеспечивающий устойчивое развитие территории инструмент [8].

Таким образом, государство формирует правовое поле, порождающее инновации, а инновации определяют своевременные меры государственного регулирования.

Список литературы

1. «Интеллектуальный убер»: бизнес начинает делиться даже топ-менеджерами [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pro.rbc.ru/demo/5ddfeb1b9a7947df33511341 -Загл, с экрана.

2. Каткова Т.В., Редькина Т.М., Соломонова В.Н. Ресурсная обеспеченность Арктики и проблемы освоения территории// В сборнике: Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты Сборник научных статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. Под общей редакцией Т.М.Сигитова. -Пермь, 2018. - С. 38-40.

3. Месропян В. Цифровые платформы - новая рыночная власть. - М., 2018. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.econ.msu.ru/sys/raw.php?o=46781&p=at tachment - Загл, с экрана.

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4Ps B79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf - Загл. с экрана.

5. Редькина Т.М. Совершенствование методов государственного управления инновационным развитием в социально-культурной сфере// Вестник

Чувашского университета. - 2005. - № 3. - С. 181185.

6. Редькина Т.М., Каткова Т.В., Соломонова В.Н. Государственная политика Российской Федерации на территории Арктики// Наука и бизнес: пути развития. - 2019. - № 6 (96). - С. 187-189.

7. Редькина Т.М., Соломонова В.Н. Инновационная составляющая региональной стратегии адаптации к климатическим изменениям// В книге: Современные проблемы гидрометеорологии и устойчивого развития Российской Федерации Сборник тезисов Всероссийской научно-практической конференции. - 2019. - С. 688-689.

8. Редькина Т.М., Фирова И.П., Палкин И.И., Глазов М.М. Обеспечение профессиональной деятельности в арктической зоне с использованием новых инструментов устойчивого развития. - СПб. ООО «Турусел», 2019. - 9,0 п.л.

9. Соломонова В.Н. Современные проблемы информационного обеспечения социальной деятельности // В сборнике: Сборник научных трудов сотрудников кафедры Экономики предприятия и учетных систем, и кафедры Экономики, и менеджмента Российский государственный гидрометеорологический университет. - Санкт-Петербург, 2007. - С. 109-111.

10. Федеральный закон от 23.08.1996 №127-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О науке и государственной научно-технической политике» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 11507/9960b5513ba6c9951da8041ca204c2165284964 1/ - Загл, с экрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.