Научная статья на тему 'Территориальный принцип вхождения частей Арктической зоны в макрорегионы'

Территориальный принцип вхождения частей Арктической зоны в макрорегионы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
100
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Ключевые слова
ОСОБЕННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ДЕЛЕНИЯ / АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА РФ / МАКРОРЕГИОНЫ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕРРИТОРИЙ / FEATURES OF SPATIAL DIVISION / THE ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION / MACRO-REGIONS / LEGAL SUPPORT OF TERRITORIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Фирова И.П., Редькина Т.М., Окрушко В.Я.

Арктическая зона Российской Федерации в настоящее время является территорий, на которой сконцентрировано значительное количество ресурсов, добыча и переработка которых становится одной из важнейших государственных задач. Решение данной задачи требует привлечения кадров, финансов, технологий. Совокупность перечисленных факторов определяется актуальными нормативно-правовыми положениями, которые прежде всего должны характеризоваться системностью, иерархичностью и учитывать все особенности развития территории. В настоящее время утверждаемые нормативно-правовые положения не в полной мере соответствуют ожиданиям всех заинтересованных сторон в комплексном обеспечении развития Арктической зоны РФ, что сдерживает ее поступательное развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Фирова И.П., Редькина Т.М., Окрушко В.Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERRITORIAL PRINCIPLE OF ENTERING PARTS OF THE ARCTIC ZONE IN THE MACROREGIONS

The Arctic zone of the Russian Federation is currently a territory in which a significant amount of resources is concentrated, the extraction and processing of which is becoming one of the most important state tasks. The solution of this problem requires the involvement of personnel, Finance, technology. The totality of these factors is determined by the relevant legal provisions, which must first be characterized by consistency, hierarchy and take into account all the features of the territory. Currently, the approved regulatory and legal provisions do not fully meet the expectations of all stakeholders in the comprehensive development of the Arctic zone of the Russian Federation, which hinders its progressive development.

Текст научной работы на тему «Территориальный принцип вхождения частей Арктической зоны в макрорегионы»

«C@yL@qyiym-J©yrMaL»#2®î44),2@19 / ECONOMIC SCIENCES

УДК: 338.26.01

Фирова И.П., Редькина Т.М., Окрушко В.Я.

Российский государственный гидрометеорологический университет

(Санкт-Петербург) DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10656 ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП ВХОЖДЕНИЯ ЧАСТЕЙ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ В

МАКРОРЕГИОНЫ

Firova I.P., Redkina T.M., Okrushko V.Y.

Russian state hydrometeorological University

(Saint-Petersburg)

TERRITORIAL PRINCIPLE OF ENTERING PARTS OF THE ARCTIC ZONE IN THE

MACROREGIONS

Аннотация:

Арктическая зона Российской Федерации в настоящее время является территорий, на которой сконцентрировано значительное количество ресурсов, добыча и переработка которых становится одной из важнейших государственных задач. Решение данной задачи требует привлечения кадров, финансов, технологий. Совокупность перечисленных факторов определяется актуальными нормативно-правовыми положениями, которые прежде всего должны характеризоваться системностью, иерархичностью и учитывать все особенности развития территории. В настоящее время утверждаемые нормативно-правовые положения не в полной мере соответствуют ожиданиям всех заинтересованных сторон в комплексном обеспечении развития Арктической зоны РФ, что сдерживает ее поступательное развитие.

Abstract:

The Arctic zone of the Russian Federation is currently a territory in which a significant amount of resources is concentrated, the extraction and processing of which is becoming one of the most important state tasks. The solution of this problem requires the involvement ofpersonnel, Finance, technology. The totality of these factors is determined by the relevant legal provisions, which must first be characterized by consistency, hierarchy and take into account all the features of the territory. Currently, the approved regulatory and legal provisions do not fully meet the expectations of all stakeholders in the comprehensive development of the Arctic zone of the Russian Federation, which hinders its progressive development.

Ключевые слова: особенности пространственного деления, Арктическая зона РФ, макрорегионы, нормативно-правовое обеспечение территорий

Key words: features of spatial division, the Arctic zone of the Russian Federation, macro-regions, legal support of territories

Майские указы 2012 года Президента РФ послужили основой для развития новых направлений, форм, использования методов, расширения практик применения развития территорий. Так, 15 февраля 2019 года премьер-министр России Дмитрий Медведев утвердил «Стратегию пространственного развития России до 2025 года», согласно которой пространство страны делится на 12 макрорегионов: Центральный, Центрально-Чернозёмный, СевероЗападный, Северный, Южный, Северо-Кавказский, Волго-Камский, Волго-Уральский, Уральско-Сибирский, Южно-Сибирский, Ангаро-Енисейский, Дальневосточный макрорегионы [2].

Уточним, что согласно [3], макрорегион рассматривается, как географическая территория, объединяющая в группу несколько сопредельных регионов, которым присущи общие черты или особенности. В качестве таких особенностей в [3] выделяются природные, исторические, физико-географические, административно-правовые, экономические, торговые, социальные, культурные, эт-ноконфессиональные, демографические и туристи-ческо-рекреационные. Указанные особенности

могут быть представлены в единичном или множественном количестве на территории.

Согласно Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года [1], дальнейшая деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления при разработке и реализации стратегий собственного социально-экономического развития, а также документов территориального планирования, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, должна согласовываться с положениями утвержденной Стратегии пространственного развития страны. Таким образом, утвержденный на федеральном уровне документ требует приведения деятельности органов регионального управления и органов местного самоуправления к единым требованиям. Данное положение является обоснованным, однако не всегда легко реализуемым, что в данном случае связано с тем, что при выделении макрорегионов используется один, а не множество принципов, в которые, в частности, не попал учет административно-правовых особенностей. В результате, нельзя не согласиться с мнением

ЕСОШМ1С БСТЕЖЕБ / <<Ш^ШМУМ~^©УГМа1>#2Щ44)),2(0]9

[2] относительно того, что принятие данной Стратегии в настоящее время не позволяет получить обоснованный ответ на вопросы, для чего в настоящее время необходимо переходить к делению на макрорегионы, каким образом макрорегионы будут увязаны со сложившейся моделью административно-территориального деления страны и какие именно детализированные мероприятия будут возложены на региональные органы власти при формировании уточняющих мер на уровне субъектов Российской Федерации [5; 6].

Отметим, что в октябре 2018 года в [4] уже затрагивались аспекты деления территории страны на макрорегионы. Деление на макрорегионы происходило по тому же принципу - территориальному, однако имело более масштабный характер. В результате, было выделено всего два макрорегиона: Западная часть страны и Восточная часть страны. Уже тогда отмечалось, что это единственная особенность, позволяющая выделить макрорегионы, так как эти территории отличны по ресурсному, природному и демографическому уровню развития. В частности, для Западного макрорегиона было характерно следующее: большая концентрация населения страны - 78%, производства 73% товарной промышленной продукции и 76% сельскохозяйственной продукции, ограничение наличия природных ресурсов, а точнее топливно-энергетических видов. Для Восточного макрорегиона было характерным наличие сырья, топлива, конструкционных материалов [4]. При этом, в [4] акцентировалось внимание на том, что границы между этими двумя макрорегионами носили условный характер, что прежде всего определялось наличием в обоих регионах территорий, характеристики которых отличны от общих особенностей, присущих конкретному макрорегиону. В частности, речь идет об арктических территориях, которые вошли и в один, и в другой макрорегион [7; 8]. Для территории арктических зон характерным является: уровень освоения территории, природно-климатические особенности, уровень социально-экономического развития [8]. При этом, в [4] было отмечено не актуальным выделение арктических районов в самостоятельную единицу. Данное положение обосновывалось наличием жесткой привязки организационных форм жизнеобеспечения и управления к уже сложившейся структуре административного деления России.

Согласно Приложению № 2 к Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года [9], сухопутные территории Арктической зоны Российской Федерации, которые были определены указом президента Российской Федерации от 2 мая 2014 года № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации», вошли в разные макрорегионы. Так, в частности, Мурманская область отнесена к СевероЗападному макрорегиону, Чукотский автономный округ - к Дальневосточному макрорегиону, Ямало-Ненецкий автономный округ - к Уральско-Сибир-

скому макрорегиону. Отметим, что указанные территории полностью входят в Арктическую зону РФ.

Таким образом, при разработке Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года в основу был заложен единственный принцип деления на макрорегионы - территориальный. Такой подход не позволяет учесть всех особенностей Арктической зоны таких, как ресурсные, социальные, экономические, рекреационные, природные, правовые, административные, географические. Кроме того, становится затруднительным определить, кто именно на региональном уровне будет ответственным за реализацию тактических задач на местах.

Список литературы

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.government.ru/media/iiles/UVAlqUtT08o 60RktoOXl22JjAe7irNxc.pdf. - Загл. с экрана.

2. Зачем Россию перекроили на новые макрорегионы? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://inance.ru/2019/04/makroregiony/. - Загл. с экрана.

3. Значение слова «макрорегион» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kartaslov.ru/значение-слова/макрорегион. -Загл. с экрана.

4. Макрорегионы России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fsprav ochnick.ru%2Fgeografiya%2Fmakroregiony_mira%2 Fmakroregiony_rossii%2F&d=1. - Загл. с экрана.

5. Редькина Т.М., Каткова Т.В., Соломонова

B.Н. Государственная политика Российской Федерации на территории Арктики// Наука и бизнес: пути развития. - № 6(96), 2019. - С.179-182.

6. Редькина Т.М., Каткова Т.В., Черемисина А.А. Индивидуальные стратегии развития в зоне Арктики арктических и неарктических государств// Научное мнение. Экономические, юридические и социологические науки. 2018. №4. - С.56-58.

7. Фирова И.П. Проблема выбора стратегии развития в условиях неопределенности в экономической науке и государственной политике// В сборнике: Наука на рубеже тысячелетий Сборник материалов 11-й Всероссийской научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; Российский государственный гидрометеорологический университет. 2018.

C. 131-133.

8. Фирова И.П., Черемисина А.А. Направления развития арктических территорий России// В сборнике: ИНФ0ГЕ0-2018. Стратегическое управление развитием территорий Сборник трудов V международной научно-практической конференции. 2018. С. 147-151.

9. http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_318094/bd151dafe91282a24e74020e3ee69a66 cd786b16/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.