/ art
189
УДК: 336.027
Соломонова Валентина Николаевна
к.э.н., доцент Редькина Татьяна Марковна
к.э.н., доцент
Российский государственный гидрометеорологический университет
(Санкт-Петербург) DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10975 РЕГУЛЯТОРНЫЕ ИННОВАЦИИ В ИНВЕСТИРОВАНИИ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
Solomonova Valentina Nikolaevna
Candidate of economic Sciences, associate Professor Redkina Tatiana Markovna
Candidate of economic Sciences, associate Professor Russian state hydrometeorological University, (Saint-Petersburg)
REGULATORY INNOVATION IN THE INVESTMENT SECTORS OF THE RUSSIAN ECONOMY
Аннотация
В настоящее время инвестирование в различные отрасли и сферы деятельности в РФ ограничены, как правило, мерами нормативно-правового регулирования. Отсутствие таких положений затрудняет не только процесс инвестирования, но и негативно влияет на рост ВВП. Взаимообусловленность государственных и частных инвестиций приводит к необходимости утверждения пакета нормативных актов как можно быстрее. Разрабатываемые на федеральном и региональном уровнях меры правовой поддержки в области инвестиционного проектирования должны обеспечить защиту профессиональному сообществу от происходящих на рынке изменений.
Abstract
Currently, investment in various industries and spheres of activity in the Russian Federation is limited, as a rule, by regulatory measures. The absence of such provisions complicates not only the investment process, but also has a negative impact on GDP growth. The interdependence of public and private investment leads to the need to approve a package of regulations as quickly as possible. The measures of legal support in the field of investment design developed at the Federal and regional levels should provide protection to the professional community from the changes taking place in the market.
Ключевые слова: стимулирование инвестиций, регуляторные инновации, рост ВВП, защита инвестиций
Key words: investment promotion, regulatory innovation, GDP growth, investment protection
Современные условия развития национальной экономики характеризуются оттоком капитала. Подобные тенденции негативно влияют на принятие инвестором решения об инвестировании в тот или иной проект. В свою очередь, экономика страны недополучает денег от развития отраслей и сфер деятельности, а также налоговых поступлений от компаний, работающих в этих сферах. Таким образом, задача государственных органов сводится не только к снижению ставок на кредитование бизнеса, но и к стимулированию притока частных инвестиций к экономике. По оценкам первого вице-премьера, министра финансов А.Силуанова объем таких средств составляет около 30 триллионов рублей [1]. Решение выше отмеченной задачи становится возможной при утверждении ряда законов, в первую очередь, направленных на то, чтобы принимаемые меры в области снижения налогов, оптимизации налоговой базы были закреплены на определенный период. Это позволит получить бизнесу определенные гарантии при инвестировании средств в экономику страны.
При этом, утверждению законов на федеральном уровне должно предшествовать их рассмотрение на уровне субъектов РФ. К данному процессу должны быть привлечены участники делового, профессионального сообщества, которые являются непосредственным участником соглашений в рамках государственно-частного партнерства [1]. Кроме того, в документе [1] подчеркивается важность принятия законов, имеющих прямое действие. В результате, нацеленность новых законов
должна быть ориентирована на удовлетворение интересов граждан и организаций, вкладывающих средства в экономику страны, и обеспечение предсказуемости правового регулирования, а также стабильности условий инвестиционной деятельности и, в конечном итоге, ее стимулирование.
Согласно [1], принятие ряда законов позволит создать общий инвестиционный и специальный режимы. Общий инвестиционный режим предусматривает отсрочку на три года вступления в силу нормативных правовых актов, ухудшающих условия инвестиционной деятельности. Такой режим не содержит требований по объемам собственных инвестиций ввиду невозможности администрирования всех организаций, реализующих проекты на территории России. В рамках общего режима допускается господдержка проектов. Специальный режим становится необходимым при реализации новых крупных инвестиционных проектов. При этом, для лиц, заключивших соглашение о защите и поощрении капиталовложений, будет гарантироваться неизменность условий по налогу на прибыль, имущество, транспортному и земельному налогам, срокам уплаты и порядку возмещения НДС, а также новым налогам на срок от 6 до 20 лет. Неизменными предполагаются условия технического регулирования, лицензирования, административных процедур в строительстве в течение 3 лет.
Однако следует уточнить, что подобные меры могут быть применены только к тем участникам, которыми будет соблюден ряд условий. А именно
190_
льготы будут предоставлены инвесторам, вкладывающим собственные средства в объеме не менее 250 млн рублей в новый инвестиционный проект в такие сферы, как здравоохранение, образование, культура, физическая культура и спорт, 1,5 млрд рублей — в проекты в сфере промышленности, сельского хозяйства и цифровой экономики, 5 млрд рублей — в проекты в иные отрасли экономики. Инвестиции в объеме 10 млрд рублей в экономику страны могут быть дополнительно простимулированы в направлении применения к инвесторам льготных тарифов, вывозных таможенных пошлин в срок от 6 до 20 лет, квот на ресурсы, ставок платы по обязательным платежам, лесные ресурсы - на срок до 3 лет.
Отметим, что ранее подобные решения на уровне государства не принимались даже в стратегическом периоде времени [3; 5; 6; 7].
Согласно [1], для реализации предложенного пакета документов планируется принять пять правительственных постановлений и внести изменения в двадцать подзаконных актов. В результате, соглашения о защите капитальных вложений можно будет заключать в срок до 2030 года на срок от 6 до 20 лет. Особый акцент, при этом, будет делаться на защите интересов инвесторов в случае возникновения спорных ситуаций [1].
Стоит отметить, что реализация принятия таких законов назрела достаточно давно. Их активизация в настоящее время связана с ощутимыми потерями от недополучения инвестиционных средств, которые не смогут быть покрыты за счет вливания в экономику, которые предусмотрены со стороны государства на период до 2024 года. Как отмечается в [1], в настоящее время привлекаемый частный капитал должен в три раза превосходить осуществляемые государством инвестиции. Только в этом случае можно будет говорить о благоприятном инвестиционном климате в стране и развитии экономики. Именно такие тенденции повлияли на то, что в период с 2020 по 2022 годы государством от запланированных объемов в размерах 1,7; 3,7; 5,8 трлн рублей, соответственно, будут выделено гораздо меньшие суммы [8]. Так, если в развитие отраслей и сфер деятельности в рамках проектов будет вложено 300 млрд рублей со стороны государства, то рост ВВП будет увеличен на 0,19 п.п. в соответствующем году. При этом, если такая же сумма будет вложена из других источников, то отдача вырастет до 0,38 п.п. уже на старте инвестиционного проекта [8].
По мнению спикера Госдумы В.Володина, главная проблема привлечения частных инвестиций к экономике страны заключается в отсутствии комфортного делового климата, а также гарантий безопасности вложений со стороны государства. Этому должно способствовать как можно большее количество реализуемых проектов в рамках государственно-частного партнерства [1].
В свою очередь, на форуме «Инфраструктурные инициативы бизнеса» главой Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП)
ART /
А.Шохиным было озвучено решение о доработке проекта закона о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) посредством выведения из-под его действия концессии и государственно-частные партнерства [2].
В ходе пленарной сессии Красноярского экономического форума Вице-премьер Д.Козак назвал требуемые регуляторные инновации «инвестиционным кодексом» [4]. По его мнению, введение такое кодекса позволит существенно повысить предсказуемость регуляторной политики и обеспечит рост привлекательности страны для инвесторов.
Таким образом, на взгляд авторов, утверждение какого-либо решения на уровне государства становится возможным только в случае его принятия всеми заинтересованными сторонами. Безусловно, что активизация инвестиций является неотъемлемым условием дальнейшего развития отраслей и сфер деятельности. Без должного правового регулирования формирование действенного инвестиционного климата становится затруднительным.
Список литературы
1. В России будет создан Инвестиционный кодекс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fwww. pnp.ru%2Feconomics%2Fv-rossii-budet-sozdan-investicionnyy-kodeks.html - Загл. с экрана.
2. Глава РСПП заявил об угрозе остановки 200 проектов бизнеса с государством [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/29/11/2019/5de12faa9a 79475f8fa6b09d?from=from_main - Загл. с экрана.
3. Каткова Т.В., Соломонова В.Н., Фатеев С.А. Влияние государственной инновационной политики России на социальную сферу// Вопросы и проблемы экономики и менеджмента в современном мире. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. -2017. - С.69-72.
4. Козак объявил о разработке «инвестиционного кодекса» России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/business/29/03/2019/5c9dc4c39a7 9478ebc08ada4 - Загл. с экрана.
5. Редькина Т.М., Соколова О.В. Направления повышения эффективности деятельности учреждений культуры в стратегической перспективе// Вестник Чувашского университета. - 2006. - №7. -С.446-452.
6. Стратегический менеджмент/ Сост. Фи-рова И.П., Соломонова В.Н., Пудовкина О.И., Редькина Т.М. - СПб. 2015.
7. Финансовый и инвестиционный менеджмент: Учебное пособие / Сост. Глазов М.М., Фи-рова И.П., Редькина Т.М., Соломонова В.Н., Пудовкина О.И. - СПб, 2018.
8. Эксперты оценили эффект будущих вложений из ФНБ для роста экономики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/01/12/2019/5de0ec7f9a 79473f015b8649?from=center - Загл, с экрана.