Научная статья на тему 'Перераспределение земель сельскохозяйственного назначения как основной элемент развития аграрного сектора экономики'

Перераспределение земель сельскохозяйственного назначения как основной элемент развития аграрного сектора экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
315
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иволга А.Г.

Земельная реформа последней волны в России началась в 1990 г. с внесением в Конституцию РСФСР поправки, закрепившей право частной собственности на участки для производства сельскохозяйственной продукции. Но данная поправка ввела и десятилетний мораторий на продажу таких участков, если они были получены безвозмездно. В 1993 г. новая Конституция РФ этот мораторий сняла. Принятые позднее Указы Президента РФ разрешали куплю-продажу участков и долей в праве на них, однако эти права не были закреплены законодательно. Принятие этих актов сопровождалось острейшими политическими дискуссиями, и право купли-продажи участков земли, несмотря на отсутствие запретов, фактически не действовало. Гражданский Кодекс РФ 1994 года и Земельный Кодекс РФ, принятый в 2001 г., также не решили вопросы купли-продажи участков земель сельскохозяйственного назначения [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перераспределение земель сельскохозяйственного назначения как основной элемент развития аграрного сектора экономики»

наделили,, да не преумножили

перераспределение земель сельскохозяйственного назначения как основной элемент развития

аграрного сектора экономики

ИвопгаА.Г.

Ставропольский государственный аграрный университет

Земельная реформа последней волны в России началась в 1990 г. с внесением в Конституцию РСФСР поправки, закрепившей право частной собственности на участки для производства сельскохозяйственной продукции. Но данная поправка ввела и десятилетний мораторий на продажу таких участков, если они были получены безвозмездно. В 1993 г. новая Конституция РФ этот мораторий сняла.

Принятые позднее Указы Президента РФ разрешали куплю-продажу участков и долей в праве на них, однако эти права не были закреплены законодательно. Принятие этих актов сопровождалось острейшими политическими дискуссиями, и право купли-продажи участков земли, несмотря на отсутствие запретов, фактически не действовало. Гражданский Кодекс РФ 1994 года и Земельный Кодекс РФ, принятый в 2001 г., также не решили вопросы купли-продажи участков земель сельскохозяйственного

назначения [1].

Основными результатами земельной реформы за это время стали: а) формирование новой структуры землепользования; б) обретение прав на земельные доли, земельные участки значительным числом граждан РФ; в) существенное изменение структуры землепользования по основным организационно-правовым формам хозяйствования; г) постепенное освоение экономических методов регулирования земельных отношений [3]. Сформированный в результате земельной реформы организационно-экономический меха-

низм землевладения и землепользования в настоящее время представляет собой систему рычагов и стимулов, призванных воздействовать в определенном направлении на интересы и побуждения субъектов земельных отношений. Важнейшими компонентами данного механизма являются оборот и перераспределение земель.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения представляет собой совокупность всех не противоречащих закону сделок рыночной составляющей процесса перераспределения земли, связанных с добровольной и взаимовыгодной переуступкой земли одним землепользователем (землевладельцем) другому. Под перераспределением земель сельскохозяйственного назначения, по нашему мнению, следует понимать административное или экономическое изменение формы владения или пользования данной землей в процессе образования, корректировки и государственного регулирования вторичного распределения, происходящее среди непосредственных собственников и пользователей.

Однако эффективный организационно-экономический механизм перераспределения земель сельскохозяйственного назначения на сегодняшний день так и не сформирован. Не произошло повышения экономической эффективности использования земельных ресурсов, не создан регулируемый рынок, не развиты компоненты земельного оборота и перераспределения земель сельскохозяйственного назначения. Не произошло формирования механизма перераспределения земельных ресурсов от менее эффективных собственников к более эффективным.

В результате земельной реформы в стране появилось более 43 миллионов земельных собственников и землевладельцев, которым было передано 130 млн. га земель сельскохозяйственного назначения. На территории Ставропольского края около 68% земель сельскохозяйственного назначения перешло в частную собственность [2].

Социально ориентированная приватизация

оборот земель сельскохозяйственного назначения представляет собой

совокупность всех не

противоречащих закону сделок рыночной составляющей процесса

перераспределения земли

Структура собственников земельных долей в сельскохозяйственных предприятиях Ставропольского края, %.

Таблица 1

Районы Число Собственников земельных долей в среднем

Ставропольского обследованных на одно хозяйство

края хозяйств в том числе

Всего, Работники Пенсио- Работники Прочие,% чел хозяйства, % неры, % социальной

сферы села, %

Красногвардейский 6 580 27,0 19,0 24,0 30,0

Ипатовский 7 545 25,0 19,0 21,0 35,0

Новоалександровский 9 760 24,0 19,0 22,0 34,0

_эффективный

_организационно_экономический

_механизм

_перераспределения

_земель

_сельскохозяйственного назначения

_на сегодняшний

день так _и не сформирован

земли, в результате которой земельные доли получило все взрослое население, занятое в момент приватизации в сельскохозяйственных предприятиях, пенсионеры, работники сельской социальной сферы, объективно создала ситуацию, при которой на одно сельскохозяйственное предприятие Ставропольского края приходится от 300 до 800 и более собственников земельных долей. Большая часть земель находится в собственности лиц, непосредственно не связанных с сельским хозяйством. Это пенсионеры, работники социальной сферы, лица, уволившиеся из сельскохозяйственных предприятий (табл. 1).

Исследование структуры собственников земельных долей с позиций их социального положения позволило выявить следующее: в обследованных хозяйствах Ставропольского края удельный вес собственников земельных долей, непосредственно работающих в хозяйстве, составляет 24-27%, пенсионеров - 19%, работников социальной сферы села - 21-24%, прочих категорий - 30 - 35%.

Доля работающих в хозяйствах собственников земельных долей незначительна и имеет постоянную тенденцию к уменьшению из-за ухода части работников на заслуженный отдых и увольнения по различным причинам. От 70 до 75% собственников земельных долей не рабо-

тают на предприятиях, где они получили эти доли.

На одного работающего приходится 5-6 владельцев земельных долей, не обрабатывающих землю. Так, например, среди собственников земельных долей в Красногвардейском районе Ставропольского края работники сельскохозяйственных предприятий составляют 27%, в Ипатовском районе - 25%, в Новоалександровском - только 24%.

Развитие этого процесса приводит к постепенному отчуждению работников сельскохозяйственных предприятий от земельной собственности, к расслоению трудовых коллективов на группы лиц с противоположными интересами. Пенсионеры, работники социальной сферы заинтересованы в увеличении арендной платы и ищут более выгодного арендатора, а работники, не имеющие земельных долей, стремятся к увеличению стимулирования по труду. В этих условиях возрастает социальная напряженность в коллективе, затрудняется эффективное управление предприятием [4].

Одним из вариантов решения проблемы может стать заключение сельскохозяйственными предприятиями договоров аренды с собственниками земельных долей на срок от 5 до 15 лс с включением в них раздела о выкупе хозяйс вами земельных долей по истечении сроков аренды. Такие договоры могут заключаться с теми собственниками, которые по тем или иным причинам не смогут рационально и эффективно использовать земли самостоятельно. Это создаст условие для возвращения части земель в пользование и собственность сельскохозяйственных организаций и последующего перераспределения их в целях эффективного хозяйствования. Концентрация земли в руках тех, кто постоянно занимается сельским хозяйством, будет также способствовать повышению жизненного уровня населения. Свободному обороту земель и переходу их к наиболее эффективным собственникам и пользователям в Ставропольском крае препятствует установление минимальных размеров

не создан

регулируемый

рынок, не развиты

компоненты

земельного

оборота

и перераспределения

земель

сельскохозяйственного назначения

сРкоос

С™

_не произошло

формирования механизма

земельных ресурсов от менее

_эффективных

собственников к более эффективным

земельных участков сельскохозяйственного назначения.

Изучение земельного законодательства субъектов Российской Федерации показало, что минимальные ограничения на размер земельного участка, действующие в различных регионах России, существенно различаются. Так, в Волгоградской области минимальный размер земельного участка составляет 2 га; в Саратовской области - 5 га, Алтайском крае - 70 га, в Ростовской области - от 20 га до 100 га (зави-мости от района). В республике Марий Эл и Самарской области он соответствует среднерайонной земельной доле [5]. Закон Ставропольского края «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае» ограничивает возможность выделения земельного участка минимальным размером 300 га. Это значительно превышает средний размер земельной доли. Такой минимум является самым крупным в стране, что порождает проблемы применения данной нормы. К примеру, гражданин является собственником земельного участка площадью 5 га, а Ставропольский край устанавливает минимальный размер земельного участка в 300 га. Выделить землю в натуре в данном случае гражданин не имеет возможности, т.к. он вынужден сначала выкупить у соседей в среднем 30-60 земельных долей и только потом требовать выдела земельного участка площадью 300 га. Складывается следующая ситуация: собственник имеет право на выдел земельной доли, но это право существенно ограничено на практике минимальным размером земельного участка. Установленные в Ставропольском крае ограничения размера земельного участка создают трудности в обороте и перераспределении сельскохозяйственных земель. Потенциальному собственнику (арендатору) для осуществления сделок, имеющих своей целью выделение земельного участка в счет долей, необходимо объединить, скооперировать десятки пайщиков [6].

Учитывая, что в настоящее время 61% земель сельскохозяйственного назначения региона

находится в собственности владельцев земельных долей, можно предположить, что такие ограничения создадут существенные препятствия в развитии перераспределения сельскохозяйственных земель. Поэтому принятый закон, во всей видимости, окажет существенное ограничительное влияние на развитие фермерства и возможность образования новых фермерских хозяйств в регионе, так как большинство сельских жителей в настоящее время не имеют средств, чтобы взять в пользование земли площадью 300 га. Это будет способствовать сокращению численности мелких крестьянских хозяйств, приведет к укрупнению их размеров и объединению в ассоциации.

Литература

1. Воробьев А Земельная реформа и государственное управление земельными ресурсами // Земельный вестник России. - 2002. - № 3. - с. 1-4.

2. Гаркуша В. Агропромышленный комплекс Ставропольского края // АПК: экономика, управление. -2000. - № 10.

3. Мамаева Г. О ходе земельной реформы в России // Предприятия АПК: на пути крынку. - 2003. - № 3. - с. 18-22.

4- Петриков А Социальные проблемы российской деревни //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 1999. - №3. - с. 37- 41.

5. Подкова ИВ, Шапошникова АВ. Правовые аспекты оборота земель сельскохозяйственного назначения: проблемы и перспективы // Право. 2005. (10.052005).

6. Югай А Об обороте земельных долей в сельском хозяйстве России // Экономика сельского хозяйства России. - 2001. - № 11. - с. 30-31.

принятые в Ставропольском крае ограничения размера земельного участка создают трудности в обороте и перераспределении

сельскохозяйственных земель

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.