наделили,, да не преумножили
перераспределение земель сельскохозяйственного назначения как основной элемент развития
аграрного сектора экономики
ИвопгаА.Г.
Ставропольский государственный аграрный университет
Земельная реформа последней волны в России началась в 1990 г. с внесением в Конституцию РСФСР поправки, закрепившей право частной собственности на участки для производства сельскохозяйственной продукции. Но данная поправка ввела и десятилетний мораторий на продажу таких участков, если они были получены безвозмездно. В 1993 г. новая Конституция РФ этот мораторий сняла.
Принятые позднее Указы Президента РФ разрешали куплю-продажу участков и долей в праве на них, однако эти права не были закреплены законодательно. Принятие этих актов сопровождалось острейшими политическими дискуссиями, и право купли-продажи участков земли, несмотря на отсутствие запретов, фактически не действовало. Гражданский Кодекс РФ 1994 года и Земельный Кодекс РФ, принятый в 2001 г., также не решили вопросы купли-продажи участков земель сельскохозяйственного
назначения [1].
Основными результатами земельной реформы за это время стали: а) формирование новой структуры землепользования; б) обретение прав на земельные доли, земельные участки значительным числом граждан РФ; в) существенное изменение структуры землепользования по основным организационно-правовым формам хозяйствования; г) постепенное освоение экономических методов регулирования земельных отношений [3]. Сформированный в результате земельной реформы организационно-экономический меха-
низм землевладения и землепользования в настоящее время представляет собой систему рычагов и стимулов, призванных воздействовать в определенном направлении на интересы и побуждения субъектов земельных отношений. Важнейшими компонентами данного механизма являются оборот и перераспределение земель.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения представляет собой совокупность всех не противоречащих закону сделок рыночной составляющей процесса перераспределения земли, связанных с добровольной и взаимовыгодной переуступкой земли одним землепользователем (землевладельцем) другому. Под перераспределением земель сельскохозяйственного назначения, по нашему мнению, следует понимать административное или экономическое изменение формы владения или пользования данной землей в процессе образования, корректировки и государственного регулирования вторичного распределения, происходящее среди непосредственных собственников и пользователей.
Однако эффективный организационно-экономический механизм перераспределения земель сельскохозяйственного назначения на сегодняшний день так и не сформирован. Не произошло повышения экономической эффективности использования земельных ресурсов, не создан регулируемый рынок, не развиты компоненты земельного оборота и перераспределения земель сельскохозяйственного назначения. Не произошло формирования механизма перераспределения земельных ресурсов от менее эффективных собственников к более эффективным.
В результате земельной реформы в стране появилось более 43 миллионов земельных собственников и землевладельцев, которым было передано 130 млн. га земель сельскохозяйственного назначения. На территории Ставропольского края около 68% земель сельскохозяйственного назначения перешло в частную собственность [2].
Социально ориентированная приватизация
оборот земель сельскохозяйственного назначения представляет собой
совокупность всех не
противоречащих закону сделок рыночной составляющей процесса
перераспределения земли
Структура собственников земельных долей в сельскохозяйственных предприятиях Ставропольского края, %.
Таблица 1
Районы Число Собственников земельных долей в среднем
Ставропольского обследованных на одно хозяйство
края хозяйств в том числе
Всего, Работники Пенсио- Работники Прочие,% чел хозяйства, % неры, % социальной
сферы села, %
Красногвардейский 6 580 27,0 19,0 24,0 30,0
Ипатовский 7 545 25,0 19,0 21,0 35,0
Новоалександровский 9 760 24,0 19,0 22,0 34,0
_эффективный
_организационно_экономический
_механизм
_перераспределения
_земель
_сельскохозяйственного назначения
_на сегодняшний
день так _и не сформирован
земли, в результате которой земельные доли получило все взрослое население, занятое в момент приватизации в сельскохозяйственных предприятиях, пенсионеры, работники сельской социальной сферы, объективно создала ситуацию, при которой на одно сельскохозяйственное предприятие Ставропольского края приходится от 300 до 800 и более собственников земельных долей. Большая часть земель находится в собственности лиц, непосредственно не связанных с сельским хозяйством. Это пенсионеры, работники социальной сферы, лица, уволившиеся из сельскохозяйственных предприятий (табл. 1).
Исследование структуры собственников земельных долей с позиций их социального положения позволило выявить следующее: в обследованных хозяйствах Ставропольского края удельный вес собственников земельных долей, непосредственно работающих в хозяйстве, составляет 24-27%, пенсионеров - 19%, работников социальной сферы села - 21-24%, прочих категорий - 30 - 35%.
Доля работающих в хозяйствах собственников земельных долей незначительна и имеет постоянную тенденцию к уменьшению из-за ухода части работников на заслуженный отдых и увольнения по различным причинам. От 70 до 75% собственников земельных долей не рабо-
тают на предприятиях, где они получили эти доли.
На одного работающего приходится 5-6 владельцев земельных долей, не обрабатывающих землю. Так, например, среди собственников земельных долей в Красногвардейском районе Ставропольского края работники сельскохозяйственных предприятий составляют 27%, в Ипатовском районе - 25%, в Новоалександровском - только 24%.
Развитие этого процесса приводит к постепенному отчуждению работников сельскохозяйственных предприятий от земельной собственности, к расслоению трудовых коллективов на группы лиц с противоположными интересами. Пенсионеры, работники социальной сферы заинтересованы в увеличении арендной платы и ищут более выгодного арендатора, а работники, не имеющие земельных долей, стремятся к увеличению стимулирования по труду. В этих условиях возрастает социальная напряженность в коллективе, затрудняется эффективное управление предприятием [4].
Одним из вариантов решения проблемы может стать заключение сельскохозяйственными предприятиями договоров аренды с собственниками земельных долей на срок от 5 до 15 лс с включением в них раздела о выкупе хозяйс вами земельных долей по истечении сроков аренды. Такие договоры могут заключаться с теми собственниками, которые по тем или иным причинам не смогут рационально и эффективно использовать земли самостоятельно. Это создаст условие для возвращения части земель в пользование и собственность сельскохозяйственных организаций и последующего перераспределения их в целях эффективного хозяйствования. Концентрация земли в руках тех, кто постоянно занимается сельским хозяйством, будет также способствовать повышению жизненного уровня населения. Свободному обороту земель и переходу их к наиболее эффективным собственникам и пользователям в Ставропольском крае препятствует установление минимальных размеров
не создан
регулируемый
рынок, не развиты
компоненты
земельного
оборота
и перераспределения
земель
сельскохозяйственного назначения
сРкоос
С™
_не произошло
формирования механизма
земельных ресурсов от менее
_эффективных
собственников к более эффективным
земельных участков сельскохозяйственного назначения.
Изучение земельного законодательства субъектов Российской Федерации показало, что минимальные ограничения на размер земельного участка, действующие в различных регионах России, существенно различаются. Так, в Волгоградской области минимальный размер земельного участка составляет 2 га; в Саратовской области - 5 га, Алтайском крае - 70 га, в Ростовской области - от 20 га до 100 га (зави-мости от района). В республике Марий Эл и Самарской области он соответствует среднерайонной земельной доле [5]. Закон Ставропольского края «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае» ограничивает возможность выделения земельного участка минимальным размером 300 га. Это значительно превышает средний размер земельной доли. Такой минимум является самым крупным в стране, что порождает проблемы применения данной нормы. К примеру, гражданин является собственником земельного участка площадью 5 га, а Ставропольский край устанавливает минимальный размер земельного участка в 300 га. Выделить землю в натуре в данном случае гражданин не имеет возможности, т.к. он вынужден сначала выкупить у соседей в среднем 30-60 земельных долей и только потом требовать выдела земельного участка площадью 300 га. Складывается следующая ситуация: собственник имеет право на выдел земельной доли, но это право существенно ограничено на практике минимальным размером земельного участка. Установленные в Ставропольском крае ограничения размера земельного участка создают трудности в обороте и перераспределении сельскохозяйственных земель. Потенциальному собственнику (арендатору) для осуществления сделок, имеющих своей целью выделение земельного участка в счет долей, необходимо объединить, скооперировать десятки пайщиков [6].
Учитывая, что в настоящее время 61% земель сельскохозяйственного назначения региона
находится в собственности владельцев земельных долей, можно предположить, что такие ограничения создадут существенные препятствия в развитии перераспределения сельскохозяйственных земель. Поэтому принятый закон, во всей видимости, окажет существенное ограничительное влияние на развитие фермерства и возможность образования новых фермерских хозяйств в регионе, так как большинство сельских жителей в настоящее время не имеют средств, чтобы взять в пользование земли площадью 300 га. Это будет способствовать сокращению численности мелких крестьянских хозяйств, приведет к укрупнению их размеров и объединению в ассоциации.
Литература
1. Воробьев А Земельная реформа и государственное управление земельными ресурсами // Земельный вестник России. - 2002. - № 3. - с. 1-4.
2. Гаркуша В. Агропромышленный комплекс Ставропольского края // АПК: экономика, управление. -2000. - № 10.
3. Мамаева Г. О ходе земельной реформы в России // Предприятия АПК: на пути крынку. - 2003. - № 3. - с. 18-22.
4- Петриков А Социальные проблемы российской деревни //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 1999. - №3. - с. 37- 41.
5. Подкова ИВ, Шапошникова АВ. Правовые аспекты оборота земель сельскохозяйственного назначения: проблемы и перспективы // Право. 2005. (10.052005).
6. Югай А Об обороте земельных долей в сельском хозяйстве России // Экономика сельского хозяйства России. - 2001. - № 11. - с. 30-31.
принятые в Ставропольском крае ограничения размера земельного участка создают трудности в обороте и перераспределении
сельскохозяйственных земель