Научная статья на тему 'ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ ОСНОВНЫХ СУБЪЕКТОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК КАК ПРЕДПОСЫЛКА ПОВЫШЕНИЯ ИХ КАЧЕСТВА'

ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ ОСНОВНЫХ СУБЪЕКТОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК КАК ПРЕДПОСЫЛКА ПОВЫШЕНИЯ ИХ КАЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
22
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ УИС ПО КОНВОИРОВАНИЮ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВАГОНЫ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ КАРАУЛЫ / КОНВОИРУЕМЫЕ ЛИЦА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цаплин Игорь Семенович

В представленной работе рассматриваются проблемные вопросы, возникающие при осуществлении перевозок специальным железнодорожным транспортом. Автор полагает, что большинство проблем, возникающих в рассматриваемой сфере, связанны с не рациональным распределением обязанностей основных субъектов, участвующих в данном процессе (ОАО «Российские железные дороги», МВД России, ФСИН России). В результате автор приходит к выводу о целесообразности закрепления обязанностей по вопросам приобретения, организации движения, технического обслуживания и ремонта специальных вагонов за ОАО «Российские железные дороги».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REDISTRIBUTION OF RESPONSIBILITIES OF THE MAIN SUBJECTS OF SPECIAL RAILWAY TRANSPORTATION AS A PREREQUISITE FOR IMPROVING THEIR QUALITY

In the presented work, the problematic issues arising in the implementation of transportation by special rail transport are considered. The author believes that most of the problems arising in this area are related to the non-rational distribution of responsibilities of the main actors involved in this process (JSC "Russian Railways", the Ministry of Internal Affairs of Russia, the Federal Penitentiary Service of Russia). As a result, the author comes to the conclusion that it is expedient to assign responsibilities for the acquisition, organization of traffic, maintenance and repair of special wagons to JSC "Russian Railways".

Текст научной работы на тему «ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ ОСНОВНЫХ СУБЪЕКТОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК КАК ПРЕДПОСЫЛКА ПОВЫШЕНИЯ ИХ КАЧЕСТВА»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_2_154

ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ ОСНОВНЫХ СУБЪЕКТОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК КАК ПРЕДПОСЫЛКА ПОВЫШЕНИЯ ИХ КАЧЕСТВА REDISTRIBUTION OF RESPONSIBILITIES OF THE MAIN SUBJECTS IMPLEMENTATION OF SPECIAL RAILWAY TRANSPORTATION AS A PREREQUISITE FOR IMPROVING THE QUALITY

ЦАПЛИН Игорь Семенович,

кандидат юридических наук, доцент,

ведущий научный сотрудник НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России. 125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15А, стр. 1. E-mail: aplin.ig@yandex.ru;

TSAPLIN Igor Semenovich,

Leading Researcher of SIC-3 of the Federal Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,

Candidate of Law, Associate Professor.

125130, Russia, Moscow, Narvskaya str., 15A, p. 1.

E-mail: aplin.ig@yandex.ru

Краткая аннотация. В представленной работе рассматриваются проблемные вопросы, возникающие при осуществлении перевозок специальным железнодорожным транспортом. Автор полагает, что большинство проблем, возникающих в рассматриваемой сфере, связанны с не рациональным распределением обязанностей основных субъектов, участвующих в данном процессе (ОАО «Российские железные дороги», МВД России, ФСИН России). В результате автор приходит к выводу о целесообразности закрепления обязанностей по вопросам приобретения, организации движения, технического обслуживания и ремонта специальных вагонов за ОАО «Российские железные дороги».

Abstract. In the presented work, the problematic issues arising in the implementation of transportation by special rail transport are considered. The author believes that most of the problems arising in this area are related to the non-rational distribution of responsibilities of the main actors involved in this process (JSC "Russian Railways", the Ministry of Internal Affairs of Russia, the Federal Penitentiary Service of Russia). As a result, the author comes to the conclusion that it is expedient to assign responsibilities for the acquisition, organization of traffic, maintenance and repair of special wagons to JSC "Russian Railways".

Ключевые слова: специальные подразделения УИС по конвоированию, специальные вагоны, специальные железнодорожные перевозки, железнодорожные караулы, конвоируемые лица.

Keywords: special units of the UIS for escorting, special wagons, special railway transports, railway guards, escorted persons.

Для цитирования: Цаплин И.С. Перераспределение обязанностей основных субъектов осуществления специальных железнодорожных перевозок как предпосылка повышения их качества // Аграрное и земельное право. 2023. № 2(218). С. 154-156. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_2_154.

For citation: Tsaplin I.S. Redistribution of responsibilities of the main subjects implementation of special railway transportation as a prerequisite for improving the quality // Agrarian and Land Law. 2023. No. 2(218). pp. 154-156. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_2_154.

Статья поступила в редакцию: 22.12.2022

В результате анализа служебной деятельности специальных подразделений УИС по конвоированию была выявлена тенденция уменьшения общего количества назначаемых железнодорожных караулов (снизилось на 22,95 % по сравнению с 2019 годом).

Необходимо отметить, что выявленная разница обусловлена общим снижением количества специальных вагонов. По состоянию на 20.12.2022 некомплект данного вида специального транспорта составляет более 30 %.

Относительно имеющегося парка специальных вагонов отметим, что в настоящее время для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по железнодорожным маршрутам специальными подразделениями УИС по конвоированию используются различные модификации специального железнодорожного транспорта.

Современные специальные вагоны оснащены необходимым оборудованием для обеспечения безопасного конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу, комфортного размещения и обеспечения жизнедеятельности личного состава караула. Последняя модель специального вагона (ЦМВ61-4495) оборудована системами вентиляции, очистки и кондиционирования воздуха, автономным дизель-генератором, туалетной кабиной (с системой замкнутого сбора канализационных стоков), светодиодным освещением.

Вместе с этим, результаты проведенного исследования показали, что значительная часть парка специальных вагонов (более 50 %) остается не оснащенной подобными системами.

На первый взгляд, обозначенную проблему можно было бы решить путем дооборудования их конструкций под требования постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.10.2020 № 30 «Об утверждении санитарных правил СП 2.5.3650-20 «Санитарно-эпидимиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры», а также потребностей ФСИН России.

Однако в данной сфере имеются и другие трудности. Так, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 05.07.2005 № 412 «О порядке приобретения, содержания и эксплуатации специальных вагонов для перевозки лиц, содержащихся под стражей» задачи приобретению, содержанию и технической эксплуатации специальных вагонов возложены на МВД России. Иными словами ФСИН России не имеет возможности в полном объеме оценить соответствие технических характеристик используемых специальных вагонов новым требовани-

Уголовно-правовые науки

ям, а также не вправе оперативно внести изменения в их конструкцию, поскольку не является их собственником.

Необходимо отметить, что обозначенная проблема не ограничивается, оборудованием специальных вагонов устройствами обеззараживания воды и воздуха. Результаты проведенного исследования показали, что она может затрагивать и интересы маломобильных категорий граждан, перемещаемых по железнодорожным маршрутам конвоирования. Так, по мнению опрошенных нами сотрудников в настоящее время (для модели специального вагона ЦМВ 61-4495) существует необходимость увеличения размеров камер (исходя из расчета не мене 0,6 кв. метров на одно конвоируемое лицо). Кроме этого, целесообразно оборудовать полки камер защитными складывающимися поручнями (ограничителями) или естественным бортиком (для исключения случаем травматизма в пути следования). Более того, существует необходимость оборудования туалетной комнаты съемными, сдвижными или монолитными поручнями, а также увеличения размеров унитаза от пола до 500-550 мм (для удобства пользования конвоируемыми лицами с ограниченными физическими способностями без дополнительной помощи).

Необходимо отметить, что предложенные дополнения в конструкцию являются не менее актуальны и для других моделей специальных вагонов (ЦМВ 61-4500, ЦМВ 61-827). В рассматриваемом случае речь идет о компоновке и расширении камер, рабочего тамбура, пространства туалетной комнаты, проемов между полками и дверьми (с учетом типовых размеров инвалидных колясок - ГОСТ Р 51083-2015 Кресла-коляски. Общие технические условия).

Другой, не менее актуальной проблемой, влияющей на состояние санитарно-гигиенического обеспечения конвоируемых лиц, является отсутствие (в отдельных территориальных органах ФСИН России) в государственных контрактах договоренностей по обслуживанию специальных вагонов на станциях, где осуществляется перецепка. Особенно остро это ощущается при следовании специального транспорта по маршруту, проходящего по двум и более железным дорогам.

В результате, на длительных стоянках (на станциях перецепки) специальные вагоны могут не подключаться к электропитанию, что непосредственным образом влияет на функционирование систем освещения, отопления, вентиляции и кондиционирования. На первый взгляд обозначенную проблему мог бы решить дизель-генератор (электрогенератор), однако в специальном вагоне новой серии с ним нередко возникают проблемы (при его запуске в условиях низких температур окружающего воздуха), поскольку при его заправке горюче-смазочными материалами не всегда учитывается вид дизельного топлива, аккумуляторы без запуска дизеля быстро разряжаются. Помимо рассмотренного вопроса на станциях перецепки могут возникать и другие проблемы, связанные с техническим обслуживанием специальных вагонов (например, несвоевременная откачка экологически чистого туалетного комплекса).

Кроме этого, нередки случаи, когда ОАО «Российские железные дороги» (далее - «РЖД») не согласовывает движение специальных вагонов в отдельных направлениях (ввиду сокращения количества поездов на железнодорожных маршрутах) в результате приходится делать больше перецепок специальных вагонов, при этом количество пунктов, где производится обмен конвоируемых лиц, остается неизменным.

Представляется очевидным, что большинство проблем, в сфере осуществления специальных перевозок, в том числе, связанных с материально-бытовым и санитарно-гигиеническим обеспечением конвоируемых лиц, можно было бы решить путем перераспределения обязанностей отдельных субъектов специальных перевозок. Рассмотрим обязанности основных участников данного процесса.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 05.07.2005 № 412 «О порядке приобретения, содержания и эксплуатации специальных вагонов для перевозки лиц, содержащихся под стражей» задачи по организации перевозок железнодорожным транспортом осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также взаимодействие с владельцами инфраструктуры железнодорожного транспорта, перевозчиками железнодорожным транспортом и организациями, осуществляющими ремонт железнодорожного подвижного состава, по вопросам организации движения специальных вагонов, их технического обслуживания и ремонта осуществляет МВД России.

Статьей 12.1 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» установлено, что проект расписания движения специальных вагонов, включенных в состав пассажирских и почтово-багажных поездов, разрабатывается федеральным органом исполнительной власти, к компетенции которого относятся вопросы организации специальных железнодорожных перевозок осужденных и лиц, заключенных под стражу, совместно с федеральным органом УИС и предоставляется владельцам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования для учета при разработке сводного графика движения поездов.

Железнодорожные перевозчики, заключают с федеральным органом УИС договоры о специальных железнодорожных перевозках осужденных и лиц, заключенных под стражу, в которых предусматривается выделение мест на железнодорожных станциях для посадки в специальные вагоны и высадки из них осужденных и лиц, заключенных под стражу. Владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в соответствии с договорами, заключенными с указанными перевозчиками, на основании сводного графика движения поездов выделяют места на железнодорожных станциях для посадки в специальные вагоны и высадки из них осужденных и лиц, заключенных под стражу.

Таким образом, в осуществлении специальных перевозок принимает участие три основных субъекта - «РЖД», МВД России, и ФСИН России. Структура процесса осуществления специальных перевозок железнодорожным транспортом выглядит следующим образом:

1) «РЖД» - предоставляет транспортную инфраструктуру, оказывает услуги по локомотивной тяге и диспетчеризации перевозок, а также по ремонту и техническому обслуживанию пассажирских вагонов (компания является владельцем обслуживающих депо и локомотиворе-монтных заводов), привлекает персонал (проводники, повара, технический персонал) на период выполнения задач железнодорожного конвоирования;

2) МВД России - осуществляет взаимодействие с представителями «РЖД», компаний перевозчиков (например, ОАО «Федеральная пассажирская компания»), приобретает специальные вагоны, организовывает их техническое обслуживание и ремонт, осуществляет контроль за

подготовкой специальных вагонов к рейсам, составляет проект расписания движения специальных вагонов с пассажирскими и почтово-багажными поездами на железных дорогах Российской Федерации (далее - проект расписания), направляет проект расписания в «РЖД»;

2) ФСИН России - готовит обобщенные предложения в проект расписания, направляют их в ФКУ «Главный центр специальных перевозок МВД России», принимает специальные вагоны перед рейсами (проверяет техническое состояние на предмет отсутствия недостатков, влияющих на обеспечение безаварийного движения, безопасность конвоируемых лиц и личного состава караула), осуществляет конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу, по железнодорожным маршрутам.

Из вышеизложенного следует, что основной ресурс, непосредственно влияющий на качество специальных железнодорожных перевозок, сосредоточен у «РЖД», однако организация их проведения делегирована МВД России, непосредственным выполнением задач желез нодо-рожного конвоирования занимается ФСИН России.

В связи с этим, полагаем целесообразным закрепить обязанности по вопросам приобретения, организации движения, технического обслуживания и ремонта специальных вагонов за «РЖД». По нашему мнению, такой порядок представляется наиболее логичным по нескольким основаниям.

Во-первых, МВД России является посредником между «РЖД» и ФСИН России, что усложняет организацию специальных железнодорожных перевозок, поскольку в данном процессе принимает участие дополнительный субъект правоотношений, возникающих в рассматриваемой сфере деятельности.

Во-вторых, в отличие от МВД России «РЖД» принадлежат 100% железнодорожных магистралей в стране, компания является владельцем большинства локомотивов, обслуживающих депо и локомотиворемонтных заводов, что дает ей возможность самостоятельно решать любые задачи, связанные с железнодорожными перевозками. Это позволяет ей оперативно, минуя посредников, осуществлять плановый и текущий ремонт, а также своевременное техническое обслуживание данного вида специального транспорта.

В-третьих, деятельность МВД по проектированию расписания является излишней, поскольку «РЖД» является основным диспетчером железнодорожных перевозок, что дает компании возможность качественно планировать деятельность по организации движения специальных вагонов (на основе обобщенных предложений ФСИН России), без привлечения к данной деятельности сотрудников МВД России.

В-четвертых, в настоящее время у МВД России на балансе находится часть специальных вагонов, при этом «РЖД» тоже является собственником другой части данных специальных средств (в 2001 году в стране произошло реформирование железнодорожного транспорта. В рамках реформы было ликвидировано Министерство путей и сообщений, его хозяйственные функции были переданы «РЖД». Вся железнодорожная инфраструктура, включая специальные вагоны, вошли в уставной капитал «РЖД». Следует отметить, что количество специальных вагонов, находящихся в собственности «РЖД» ежегодно сокращается, вследствие их износа и последующего списания), а также владеет обширной сетью железнодорожных депо. В совокупности это позволяет «РЖД» более эффективно решать вопросы, связанные с эксплуатацией, стоянкой, охраной рассматриваемого вида специального транспорта.

Иными словами, «РЖД» обладает необходимым потенциалом для реализации задач в сфере железнодорожных перевозок, в том числе специальных, в отличии от других организаций и правоохранительных органов.

Очевидно, что передача соответствующих обязанностей от МВД России к «РЖД» будет связанна с определенными расходами, однако учитывая, что 100 % акций «РЖД» принадлежит государству, а также принимая во внимание тот факт, что услуги по оказанию специальных перевозок являются социально значимыми, государство своим участием может поддержать убыточные направления деятельности компании, компенсируя упущенную коммерческую выгоду доходами из других источников.

Полагаем, что интеграция предложенных изменения в действующее законодательство, позволит совершенствовать деятельность специальных подразделений УИС по конвоированию в сфере осуществления специальных железнодорожных перевозок, что положительным образом отразится на качестве выполняемых ими служебных задач.

Библиогра фия:

1. Материалы научно-исследовательской работы «Актуальные вопросы санитарно-гигиенического и материально-бытового обеспечения осужденных, подозреваемых и обвиняемых при их перемещении автомобильным и железнодорожным транспортом». - М.: ФКУ НИИ ФСИН России, УОК ФСИН России, 2022.

References:

1. Materials of the research work "Topical issues of sanitary and hygienic and material and household provision of convicts, suspects and accused during their movement by road and rail transport." - Moscow: Federal State Institution of the Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, UOC of the Federal Penitentiary Service of Russia, 2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.