К. А. АЛЕКСАНДРОВ (Кронштадт)
Перенесение мухами туберкулезной палочки
< Я уверен, ч о в будущем каждый человек, во владениях которого будет найдена муха, будет отправляться в тюрьму за угрозу общественному здоровью».
Д. Мастере
Среди различных бактерий, которые муха может переносить, находится и туберкулезная палочка (Окуневский); правда, об этом говорится не во всех руководствах.
Нами в октябре 1937 г. было предпринято исследование туберкулезного отделения лечебного учреждения. В нем постоянно находились бацилловыделители, максимально 28 человек, в том числе 15 — 20% в весьма тяжелом состоянии. Для выявления эпидемиологической роли мух в переносе туберкулезной палочки © то время было бы нецелесообразно подвергнуть их исследованию, так как муха встречалась мало, и, кроме того, туберкулезное отделение перевели в другое здание. Поэтому мы сделали объектом изучения электрические лампы из различных пяти помещений, сильно загрязненные мухами (лампы не мылись все лето).
Методика исследования состояла в следующем. Налет на лампе разжижался на водном пару от автоклава и затем брались мазки на тщательно вымытом, обезвреженном, .прокаленном на пламени и охлажденном до температуры окружающей среды стекле. Число мазков делалось в зависимости от количества налетов на стекле. Результаты исследований приведены в табл. 1.
Таблица 1
Название помещения Количество мушиных точек Количество мазков Количество туберкулезных палочек, найденных на всей лампе В среднем в одном мазке На сколько точек приходится одна палочка
Кухня ........ 1 200 20 112 5 11 '
Малая комната . . . 638 4 47 16 13
Уборная ...... 53 43 1,4
Передняя (узкий ко- Отдельных
ридор) ...... точек нет
300 4 25 6 12
Нужно заметить, что бактериологическое исследование до некоторой степени является ориентировочным, фактически же палочек должно быть, конечно, больше. Мы исследовали мазки, может быть, немного тщательнее, чем мазки с туберкулезной мокротой. Общее наше впечатление можно сформулировать так: бактериоскопия мокроты со скудным содержанием туберкулезных палочек. При рассмотрении некоторых мазков можно было бы записать, если бы они оказались туберкулезной мокротой, что «найдены палочки Коха 0—1—& в поле зрения». В одном из мазков было обнаружено скопление четырех туберкулезных палочек, в двух случаях — трех палочек.
Как видно из табл. 1, особенно много палочек было найдено на лампе из уборной. Мы готовили мазки с этой лампы взятием единиц-
ных мушиных точек или групп из нескольких точек, причем получились такие цифры:
Число точек на одном препарате
8 2 1 2
Количество найденных палочек
11
23 4 О
Итого . . 13
38
Таким образом, в среднем на каждую точку приходится 3 палочки.
Кухня, малая комната (для тяжело больных и умирающих, с одной лишь койкой) и ванная (перед малой комнатой) давали на лампе в среднем одну палочку Коха на 11—13 мушиных точек, в то время как в уборной оказалось в среднем на 1,4 точки одна палочка.
Это, пов.идимому, стоит в связи с неопрятностью больных при пользовании уборной, к тому же в уборной не оказалось плевательницы. Как выяснилось из опроса больных и служащих, в уборной вообще не ставились плевательницы.
Наше обследование выявило, что мухи садились на мокроту, попадавшую на крышки плевательниц, поставленных у каждой койки. В плевательницы ежедневно наливался 5!Э/о раствор карболовой кислоты. Плевательницы были круглые, со снимающейся конусообразной крышкой, с круглым отверстием в середине, т. е. обычного типа; пр'и пользовании ими мокрота больных нередко оставалась на крышке, откуда переносилась мухами (на лапках и через пищеварительный тракт) на окружающие предметы, заражая их туберкулезной палочкой. Это подтверждается наличием в мазках флоры мокроты: ланцетовидных, диплококков, стрептококков (в одном мазке), микрококков.
Не .исключено, конечно, и оседание туберкулезных палочек через пыль и посредством капельной инфекции. Но наши исследования этого практически не подтвердили. Мы из тех же помещений, где висели электрические лампы, брали пыль, делали мазки и окрашивали их по Циль-Нильсену. Всего исследовано 17 мазков и ни в одном не найдено палочек Коха. Помимо того, в четырех помещениях, где на лампах обнаружены палочки, были расставлены рентгеновские пластинки для сбора оседающей пыли с целью исследования ее. Результаты показаны в табл. 2.
Таблица 2
Помещение Размер пластинки в см2 Сделано мазков Экспозиция Результаты бактериологического исследов ния
Уборная ...... Малая комната .... Кухня ........ Ванная - ... Операционная .... 17x23 17x23 23x29 17x23 23x29 6 5 6 6 5 15 д н е й Туберкулезных палочек не найдено
Мало вероятно также, чтобы поднимающаяся снизу пыль достигала ламп, висевших на высоте 3 м от пола, и вообще мало вероятно, чтобы в данном отделении палочки распространялись через пыль. Мокрота собиралась только в плевательницы. Ежедневная влажная
уборка сводила к нулю распространение туберкулезной палочки через пыль.
Не являлись ли, наконец, найденные нами палочки воздушными кислотоупорными сапрофитами, симулировавшими туберкулезную палочку? На этот вопрос мы должны ответить отрицательно. Во-первых, морфология обнаруженных палочек типична для туберкулезных (наличие зернистости, величина). Во-вторых, для контроля нами использовалась лампа, сплошь загрязненная мухами, из частной квартиры, где не проживало больных туберкулезом. Из налета с этой лампы нами было приготовлено 15 мазков и ни в одном не оказалось палочек.
Из сказанного вытекает, что мухи представляют известную опасность как распространители туберкулеза путем инфицирования пищевых продуктов, посуды, столовых приборов и пр., исследованные же нами лампы являются только индикаторами на возможность распространения палочек мухами. Не исключено предположение, что инфицированные мухи являются опасными и для туберкулезных больных, вызывая реинфекции, а также заражения больных наиболее вирулентными типами. Но гораздо ббльшую опасность представляют мухи для служащих туберкулезных учреждений.
Мухи могут выносить инфекцию далеко за пределы данного помещения: в городах до 400 м (Гиндль), в открытых же местах «мухи могут перелетать вдвое и даже втрое большее пространство. Направление полета мух обусловливается преимущественно запахом съестных припасов» (Окуневский).
Выяснено, что туберкулезные палочки в мухах .могут' выживать довольно длительное время: в зобе — 3 дня, в пищеводе — 16 и в испражнениях 13 дней (Окуневский). Это является фактором, увеличивающим возможность инфекции мухами через значительный промежуток времени после их вылета из зараженного помещения. Выживаемость же микробов кишечно-тифозной группы в несколько раз меньше, чем туберкулезной палочки.
Обычно в мухах видят главным образом распространителей острых желудочно-кишечных инфекций. Но из наших данных следует, что мухи распространяют и туберкулезную палочку. В настоящее время борьба с мухами рассматривается обычно в качестве противоэпидемического мероприятия против дизентерии и тифозно-парати-фозных заболеваний. Но данные Окуневского показали,' что муха может переносить до 14 различных возбудителей заболеваний, а также и яйца глист.
Выводы
1. Пятна, оставленные мухами в туберкулезном отделении, содержат туберкулезную палочку.
2. Перенос мухами туберкулезных палочек зависит главным образом от контакта мух с туберкулезной мокротой.
3. По данным наших исследований перенос мухами туберкулезной палочки гораздо опаснее, чем пылевая инфекция.
4. Для уничтожения распространения мухами туберкулезных палочек необходимы следующие меры: а) применение радикальных способов уничтожения мух; б) пользование особого рода плевательницами с закрывающимися крышками; в) так как 5% раствор карболовой кислоты, повидимому, не отгоняет мух от плевательниц, то целесообразнее применять 5% раствор хлорамина; г) необходимо провести соответствующую санитарно-гигиеническую просветительную работу среди больных и обслуживающего персонала.