Научная статья на тему 'КИСЛОТОУПОРНЫЕ САПРОФИТЫ КАК ТЕСТ НА ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ТУБЕРКУЛЕЗНЫХ ПАЛОЧЕК К УЛЬТРАФИОЛЕТОВОЙ РАДИАЦИИ'

КИСЛОТОУПОРНЫЕ САПРОФИТЫ КАК ТЕСТ НА ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ТУБЕРКУЛЕЗНЫХ ПАЛОЧЕК К УЛЬТРАФИОЛЕТОВОЙ РАДИАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
99
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по промышленным биотехнологиям , автор научной работы — М Л. Кошкин, Т А. Карут, С Г. Кандыба

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КИСЛОТОУПОРНЫЕ САПРОФИТЫ КАК ТЕСТ НА ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ТУБЕРКУЛЕЗНЫХ ПАЛОЧЕК К УЛЬТРАФИОЛЕТОВОЙ РАДИАЦИИ»

Пыль содержит также споры плеснезьгх грибков, которые могут быть возбудителями микотических заболеваний людей, работающих, в таких цехах хлопкомасло-заводов.

В буратноочистительных цехах температура воздуха имеет незначительную разницу по сравнению с температурой наружного воздуха и несколько повышенную относительную влажность. В пухоотделительных цехах в летнее время температура воздуха достигает 35" при сравнительно нормальной относительной влажности. В ше-лушильносепараторных отделениях температура и влажность воздуха выше, чем в пухоотделительных, и зависит от воздействия рядом располагающихся маслопрессо-вых цехов, где отмечается высокая температура и высокая относительная влажность.

Поступила 25/1 1955 г.

КИСЛОТОУПОРНЫЕ САПРОФИТЫ КАК ТЕСТ НА ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ТУБЕРКУЛЕЗНЫХ ПАЛОЧЕК К УЛЬТРАФИОЛЕТОВОЙ РАДИАЦИИ

Проф. М. Л. Кошкин, кандидат медицинских наук Т. А. Карут и ассистент С. Г. Кандыба

Из кафедры общей гигиены Харьковского медицинского института и Украинского института вакцин и сывороток имени И. И. Мечникова

Практическое применение ультрафиолетовой радиации для обеззараживания различных объектов внешней среды получает все большее распространение.

В настоящее время ультрафиолетовая радиация применяется для обеззараживания воздуха и предметов обстановки в больницах, детских учреждениях, в помещениях для производства биопрепаратов и других закрытых помещениях (С. С. Речменский, М. Л. Кошкин, Н. М. Данциг, А. И. Шафир, А. Э. Нейштадт), для обеззараживания пищевых продуктов (М. М. Данилов и др.), для обеззараживания посуды (М. Л. Кошкин, А. Г. Идлина), для обеззараживания зубоврачебных и парикмахерских инструментов (С. И. Левиков, К. И. Улитина)

Такое расширение области применения ультрафиолетовой радиации стало возможным в связи с появлением ртутно-увиолевых ламп низкого давления, так называемых бактерицидных ламп. Эти лампы выпускаются в СССР в массовом количестве-и являются вполне доступными. Ртутно-увиолевая лампа имеет ряд преимуществ перед ртутно-кварцевой лампой для применения в санитарно-гигиенической практике, значительная часть излучаемой этой лампой энергии приходится на лучи с длиной волны в 2 537 А, которые обладают активным бактерицидным действием; при горении этой лампы не образуются окислы азота (как при горении ртутно-кварцевой), что делает возможным ее применение в обитаемых помещениях; при ее горении образуется мало тепла и, наконец, она портативна и значительно дешевле ртутно-кварцевой лампы.

При проведении работ с ртутно-увиолевой лампой перед нами возник вопрос а действии ее на туберкулезную палочку и о возможности применения этой лампы для профилактики туберкулезной инфекции.

Гигиенисты занимаются профилактикой туберкулеза значительно меньше, чем профилактикой кишечных инфекций, а между тем профилактика туберкулеза является не менее важной проблемой..

Учитывая это обстоятельство, мы неоднократно пытались поставить опыты по облучению различных объектов, зараженных культурой туберкулезных палочек, но постановка этих опытов связана с большими трудностями: туберкулезные палочки, как известно, растут на специальных средах и для получения роста надо выжидать 20—60 суток; экспериментирование с ней для решения санитарных вопросов в условиях, близких к естественным, не представляется возможным из-за опасности туберкулезной инфекции.

В связи с трудностями, возникающими при работе с туберкулезными палочками, у нас возникла мысль о замене туберкулезной палочки другими микроорганизмами, которые могли бы служить тестом по отношению к воздействию ультрафиолетовой радиации на туберкулезную культуру. В гигиенической практике использование такого пути не ново: кишечная палочка, как известно, является тестом по отношению ко всей кишечной патогенной группе при обеззараживании воды, пищевых продуктов и пр.

В качестве такого теста по отношению к туберкулезным палочкам казалось ц<* лесообразным использовать кислотоупорные сапрофиты, которые обладают некоторыми свойствами, близкими к свойствам туберкулезной палочки (наличие липоидных и липопротеидных вещестр в протоплазме, кислото- и спиртоустойчивость и др.).

в то же время кислотоупорные сапрофиты растут на простых средах и значительно быстрее, чем туберкулезные палочки (4—6 дней), и вместе с тем, что особенно важно, они непатогенны для человека.

Задачей настоящей работы является выяснить, могут ли кислотоупорные сапрофиты и какие именно служить тестом для определения бактерицидного действия ультрафиолетовой радиации на культуры туберкулезных палочек.

Для постановки опытов были взяты вирулентные культуры туберкулезной палочки человеческого топа — штаммы Academia и Марченко и бычьего штамма Vallée. Наряду с культурами туберкулезных палочек, для изучения были взяты культуры кислотоупорных сапрофитов В. Smegmae, В. Flavum и В. L. Rabinovitsch. Эти кислотоупорные сапрофиты дают хороший рост на твердых и жидких питательных средах и хорошо красятся по Цилю.

Опыты ставили с туберкулезными культурами 26—30-дневного возраста, выращенными на яичной среде Петраньяни, и с кислотоупорными сапрофитами 4-дневного роста.

Культуры эмульгировались в стерильной банке с бусами в физиологическом растворе хлористого натрия; эмульсия подвергалась отстаиванию для удаления комочков бактерий и доводилась физиологическим раствором до густоты микробного стандарта (500 млн. микробных тел в 1 мл) ; после этого эмульсию снова разводили физиологическим раствором с таким расчетом, чтобы в 0,1—0,2 мл эмульсии содержалось 150—300 микробных тел. Указанное количество эмульсии засевали на чашки с яичной средой Петраньяни и растирали стеклянным шпателем для равномерного распределения эмульсии на поверхности среды. Засеянную таким образом чашку помещали в специально изготовленный станок, в котором имелись отверстия, равные по диаметру чяшке; чашки без крышек вставляли в эти отверстия открытой стороной книзу во избежание загрязнения оседающей из воздуха микрофлорой; на открытую поверхность чашки снизу направляли поток ультрафиолетовой радиации от ртутно-увиоле-вой лампы, которую помещали по ходу опытов на разных расстояниях от облучаемой

ЧЕШКИ.

Опыты ставили таким образом, что посевы туберкулезных палочек и кислотоупорных сапрофитов облучали одновременно. После облучения чашки закрывали крышками, края заливали парафином для предотвращения высыхания среды и ставили в термостат при 37°; учет роста туберкулезных культур производили через 60—70 дней, культур кислотоупорных сапрофитов — через 5—6 дней.

Предварительные исследования показали, что ртутно-увиолевая бактерицидная лампа обладает значительным бактерицидным действием по отношению к туберкулезным палочкам.

При воздействии ртутно-увиолевой лампы на туберкулезные палочки на расстоянии 25 см получился полный бактерицидный эффект спустя 3 минуты облучения, на расстоянии 50 см — через 5 минут, на расстоянии 100 см этот срок удлинился до 10 минут.

Чтобы решить вопрос о выборе кислотоупорного сапрофита для наших опытов, мы проверили бактерицидное действие ртутно-увиолевой лампы на названных представителей кислотоупорных сапрофитов.

Результаты исследования показывают, что культуры В. Flavum и особенно L. Rabinovitsch оказались значительно устойчивее культур туберкулезных палочек, поэтому мы остановились на культуре В. Smegmae, устойчивость которой к ультрафиолетовой радиации приближается к устойчивости туберкулезной палочки. С культурой В. Smegmae были поставлены дальнейшие опыты. Эти опыты ставили при одновременном воздействии ультрафиолетовой радиации на ту или иную культуру туберкулезных палочек « культуру В. Smegmae, чтобы соблюсти по возможности одинаковые условия при определении сравнительной устойчивости обеих культур.

Эти данные подтвердили результаты предварительных опытов и показали, что чувствительность культур В. Smegmae к ультрафиолетовой радиации ртутно-увисле-вой лампы приближается к чувствительности туберкулезных палочек Academia; разница заключается в несколько большей устойчивости культур В. Smegmae.

Аналогичные опыты, поставленные со штаммом бычьего туберкулеза Valée, показали, что культура В. Smegmae по своей чувствительности к ультрафиолетовым лучам приближается к чувствительности культуры бычьего туберкулеза штамма Valée.

Третья из изученных нами культур — штамм Марченко — оказалась менее устойчивой, чем два предыдущих: после 2-минутного облучения на расстоянии 25 см рост культуры на чашках не обнаруживался.

В связи с полученными результатами нас заинтересовал вопрос о том, можно ли использовать этот методический прием по отношению к солнечному свету.

Для решения этого вопроса были поставлены опыты с культурой туберкулезных палочек штамма Academia и культурой В. Smegmae. Эмульсии этих культур наносили на чашки с яичной средой Петраньяни; чашки покрывали кварцевыми пластиками и оба посева одновременно выставляли на прямой солнечный свет в ясный день. Средние результаты двух опытов, поставленных 4 и 28 июня 1950 г. в 11 часов, показали. что солнечный свет также оказывает несколько более выраженный бактерицидный эффект на туберкулезные палочки, чем на палочку смегмы.

Таким образом, наши исследования с искусственной ультрафиолетовой радиацией, а также с солнечной радиацией дали идентичные результаты: палочка смегмы по устойчивости к действию ультрафиолетовой радиации близка к устойчивости туберкулезной палочки, первая оказалась несколько более устойчивой, чем туберкулезные. Небольшое превышение устойчивости кислотоупорного сапрофита по отношению К ультрафиолетовой радиации сравнительно с туберкулезными палочками является в данном случае положительной особенностью этого сапрофита, позволяющий использовать его в качестве теста; это делает более надежными пробы, поставленные при помощи такого теста, что важно в связи с вариабильностью устойчивости различных штаммов туберкулезных палочек.

Ввиду возможного колебания устойчивости культуры В. Бшедшае, сохраняемой в различных лабораториях, использование такой культуры в качестве теста возможно только в том случае, если исследование производится по описанной методике.

Когда наша работа была окончена, в печати появилась работа О. П. Архиповой, в которой предлагается использовать кислотоупорные сапрофиты как тест для оценки

различных химических средств дезинфекции при туберкулезе.

\

I

Выводы

1. Бактерицидное действие радиации ртутно-увиолевой лампы на туберкулезные палочки весьма значительно: спустя 3 минуты облучения ртутно-увиолевой лампой на расстоянии 25 см в наших опытах достигалось полное отсутствие роста туберкулезных палочек на питательной среде.

2. Чувствительность кислотоупорных сапрофитов В. Ь. НаЫпоуИзсЬ и В. Р1ауигп к ультрафиолетовой радиации ртутно-увиолевой лампы и к прямому солнечному свету значительно менее выражена, чем чувствительность взятых для исследования туберкулезных культур человеческого и бычьего типа.

3. Культура В. Эп^тае по своей чувствительности к ультрафиолетовой радиации ртутно-увиолевой лампы и к прямому солнечному свету приближается к чувствительности туберкулезных палочек, отличаясь от них несколько большей устойчивостью к ультрафиолетовой радиации, что представляет положительную особенность В. 5те2шае как теста по отношению к туберкулезным палочкам.

4. Ввиду возможного изменения устойчивости культуры В. Эгт^тае в разных лабораториях при ее сохранении на питательных средах использование В. Бше^тае в качестве теста возможно только в том случае, если она отвечает определенным требованиям.

От редакции. Гибель микроорганизмов, взвешенных в воздушной среде, происходит при иной интенсивности ультрафиолетового излучения, чем при посеве культур на питательные среды.

Для решения вопроса о возможности использования В. Бше^шае в качестве теста при определении бактерицидного действия ультрафиолетового излучения на туберкулезные палочки, желательно сравнить резистентность обоих видов микробов в воздухе.

ЛИТЕРАТУРА

А р х и п о в а О. П., Труды Центр, научно-исслед. дезинфекц. ин-та, в. 7, стр. 103—107, М„ 1951.

Поступила 24/1V 1954 г.

•йг -йг -й-

К МЕТОДИКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АКТИВНОГО ХЛОРА В ВОЗДУХЕ

Кандидат медицинских наук Н. Г. Полежаев Из Института общей и коммунальной гигиены АМН СССР

Имеющиеся методы колориметрического определения малых количеств активного хлора при помощи солянокислого диметилпарафенилендиамина показывают высокую чувствительность и могут быть использованы для определения хлора (в присутствии хлористого водорода) в случае отсутствия других окислителей, которые вызывают аналогичную окраску в испытуемом растворе.

В этих методах поглощение хлора, как известно, ведут непосредственно в разбавленном подкисленном соляной кислотой растворе солянокислого диметилпарафенилендиамина и реакция происходит уже в момент прососа исследуемого на хлор воздуха. Получаемая в растворе окраска нестойка и для установления количества по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.