ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ИХ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УДК 349.3
Пенсионное обеспечение за выслугу лет сотрудников правоохранительных органов в Российской Федерации и других странах Содружества Независимых Государств
Григорьев Иван Владимирович, доцент кафедры социального права, государственной и муниципальной службы Уральского государственного юридического университета, кандидат юридических наук, доцент e-mail: [email protected]
В статье дан сравнительный анализ условий пенсионного обеспечения и размеров пенсий за выслугу лет сотрудников правоохранительных органов в Российской Федерации и некоторых странах Содружества Независимых Государств. Дается авторский анализ отдельных правовых позиций Экономического Суда Содружества Независимых Государств по вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет сотрудников правоохранительных органов.
Ключевые слова: сотрудник правоохранительного органа; правоохранительные органы; пенсия за выслугу лет; Экономический Суд Содружества Независимых Государств.
Long-service pension for law enforcement officials in the Russian Federation and other countries in the Commonwealth of Independent States
Grigoriev Ivan Vladimirovich,
Associate Professor of the Department of social law, state and municipal service of the Ural State Law University, Doctor of law, Associate professor
The article is devoted to the comparative analysis of conditions and the amount of long-service pension for law enforcement officials in the Russian Federation and some countries in the Commonwealth of Independent States. The author gives his own analysis of certain legal positions presented by the Economic Court of the Commonwealth of Independent States on issues concerning long-term pensions for law enforcement officials.
Key words: law enforcement official; law enforcement authorities; long-term pension; Economic Court of the Commonwealth of Independent States.
Пенсионное обеспечение за выслугу лет - один из основных видов социального обеспечения бывших сотрудников правоохранительных органов. Правовое регулирование пенсионного обеспечения лиц указанной категории существенно отличается от пенсионного обеспечения граждан, подлежавших обязательному пенсионному страхованию. Различия связаны с отличиями финансирования пенсионного обеспечения сотрудников правоохранительных органов (за счет федерального бюджета, а не государственных внебюд-
жетных фондов), спецификой профессиональной деятельности (повышенными физическими и психическими нагрузками, повышенной опасностью деятельности для жизни и здоровья, возможностью применения оружия и специальных средств, интеллектуальными, эмоциональными и другими неблагоприятными факторами, влекущими снижение или утрату профессиональной трудоспособности в зависимости от длительности осуществления служебной деятельности).
Первой проблемой, которую стоит обозначить, является определение лиц, включаемых в категорию «сотрудники правоохранительных органов». В российском законодательстве и научной литературе нет единства мнений по данному вопросу. Больше десяти лет Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»1 устанавливал наличие трех видов службы: государственной гражданской службы, военной службы и правоохранительной службы. Изначально предполагалось, что каждый из названных видов службы будет регламентироваться отдельным федеральным законом, но фактически был принят только закон о государственной гражданской службе2. Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 262-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения видов государственной службы и признании утратившей силу части 19 статьи 323 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации"»3 в Закон № 58-ФЗ были внесены изменения, термин «правоохранительная служба» был заменен на термин «государственная служба иных видов», что нельзя признать положительным.
Вместе с тем в государствах Содружества Независимых Государств есть положительные примеры определения перечня правоохранительных органов. Например, Закон Республики Казахстан от 6 января 2011 г. № 380-1У (ред. от 6 апреля 2016 г.) «О правоохранительной службе»4 устанавливает, что к правоохранительным органам относятся органы прокуратуры, внутренних дел, антикоррупционная служба и служба экономических расследований. Кроме того, указанный Закон закрепляет термины «правоохранительная служба» (особый вид государственной службы на должностях правоохранительных органов, а также прохождение службы не на должностях правоохранительной службы с оставлением в кадрах правоохранительных органов в случаях: а) нахождения в распоряжении правоохранительного органа; б) прикомандирования к государственным органам и международным организациям; в) обучения в рамках государственного заказа по подготовке государственных служащих) и «правоохранительный орган» (государственный орган, обеспечивающий соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина, законных интересов физических и юридических лиц, государства, реализующий политику государства по противодействию преступности и иным правонарушениям в соответствии со своей компетенцией, наделенный специальными полномочиями по обеспечению законности и поддержанию
1 Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (ред. от
2 июля 2013 г.) «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее - Закон № 58-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации (далее - СЗ РФ). 2003. № 22. Ст. 2063.
2 Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 30 декабря 2015 г.) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
3 СЗ РФ. 2015. № 29 (ч. I). Ст. 4388.
4 Ведомости Парламента Республики Казахстан. 2011. № 1
(2578). Ст. 4.
обественного порядка, выявлению, предупреждению, пресечению, расследованию правонарушений, исполнению судебных решений по уголовным делам).
Законодательство Кыргызской Республики относит к сотрудникам правоохранительных органов прокуроров и следователей органов прокуратуры, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уполномоченного государственного органа в сфере контроля наркотиков, финансовой полиции, службы специальной связи5.
В Республике Армения сотрудниками правоохранительных органов являются служащие командного и некомандного (офицерского, унтер-офицерского, рядового) состава системы республиканских исполнительных органов обороны, полиции, национальной безопасности Республики Армения и спасательной службы Армении, уголовно-исполнительные служащие и судебные приставы Министерства юстиции Республики Армения6.
Анализ российского законодательства позволяет дать определение сотрудников правоохранительных органов следующим образом: это граждане Российской Федерации, проходящие службу в государственных органах, осуществляющих правоохранительные функции, которым присвоены специальные звания (классные чины). В настоящее время к ним относятся сотрудники органов внутренних дел РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной таможенной службы, Государственной фельдъегерской службы РФ, Прокуратуры РФ, Следственного комитета РФ, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и войск национальной гвардии (ранее причислялись сотрудники налоговой полиции и Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков). Сложность возникает с определением статуса судебных приставов. По действующему российскому законодательству они относятся к государственным гражданским служащим, хотя фактически по всем вышеуказанным признакам их можно считать сотрудниками правоохранительных органов.
Что касается условий пенсионного обеспечения за выслугу лет сотрудников правоохранительных органов, то по законодательству государств СНГ они практически одинаковые. В Российской Федерации7,
5 Статья 13 Закона Кыргызской Республики от 7 мая 1993 г. № 1194-XII (ред. от 5 марта 2016 г.) «О пенсионном обеспечении военнослужащих» // Министерство Юстиции Кыргызской Республики. Центральный банк данных правовой информации Кыргызской Республики. URL: http://cbd.minjust. gov.kg/act/view/ru-ru/690.
6 Закон Республики Армения от 30 декабря 2010 г. № 3P-243 (ред. от 21 декабря 2015 г.) «О государственных пенсиях» // Официальный сайт Национального Собрания Республики Армения. URL: http://www.parliament.am/legislation. php?sel=show&ID=4008&lang=rus.
7 Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 44681 (ред. от 4 ноября 2014 г., с изм. от 14 января 2016 г.) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу,
Республике Армения и Республике Беларусь1 право возникает у лиц, имеющих на день увольнения со службы выслугу 20 лет и более (общее правило), а также у лиц, уволенных со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет служебная деятельность.
В Кыргызской Республике право на пенсию за выслугу лет возникает у сотрудников правоохранительных органов, имеющих на день увольнения со службы выслугу 20 лет и более, а также сотрудников, уволенных со службы по возрасту, болезни, сокращению штатов или ограниченному состоянию здоровья и достигшие на день увольнения: а) мужчины - 50-летнего возраста, имеющие общий страховой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет и 6 месяцев составляет служба; б) женщины - 45-летнего возраста, имеющие общий страховой стаж 20 календарных лет и более, из которых не менее 10 лет составляет служба с момента присвоения специального звания.
По Закону Республики Казахстан от 21 июня 2013 г. № 105-У (ред. 9 апреля 2016 г.) «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»2 право на пенсионные выплаты за выслугу лет имеют сотрудники правоохранительных органов: 1) имеющие выслугу не менее 25 лет и достигшие установленного законодательством Республики Казахстан предельного возраста состояния на службе при увольнении со службы; 2) имеющие выслугу не менее 25 лет, уволенные по сокращению штатов или собственному желанию или состоянию здоровья; 3) имеющие общий трудовой стаж 25 и более лет, из которых не менее 12 лет и 6 месяцев составляет непрерывная служба, и уволенные по достижении установленного законодательством Республики Казахстан предельного возраста состояния на службе либо по сокращению штатов или состоянию здоровья.
В Российской Федерации размер пенсии за выслугу лет сотрудников правоохранительных органов, имеющих выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет - 50 % соответствующих сумм денежного довольствия, а за каждый год выслуги свыше 20 лет увеличивается на 3 % указанных сумм денежного довольствия, но всего
службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Суда РФ.1993. № 9. Ст. 328.
1 Закон Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. № 2050-Х11 (ред. от 15 июля 2015 г.) «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований» // Народная газета 1993. 6 янв.
2 Ведомости Парламента Республики Казахстан. 2013. № 1011 (2635-2636). Ст. 55.
не более 85 %; лицам, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет служба: за общий трудовой стаж 25 лет - 50 % соответствующих сумм денежного довольствия, а за каждый год стажа свыше 25 лет увеличивается на 1 % указанных сумм денежного довольствия. Под «соответствующими суммами денежного довольствия» понимается только должностной оклад, оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы). При этом для исчисления размера пенсии берется не весь размер «соответствующих сумм денежного довольствия», а 69,45 % от него (с 1 февраля 2016 г.), что приводит к уменьшению размера назначаемой пенсии.
В Кыргызской Республике: а) сотрудникам, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет -55 %, а уволенным в отставку по возрасту или болезни -60 % соответствующих сумм денежного довольствия; за каждый год выслуги сверх 20 лет размер пенсии увеличивается на 3 % соответствующих сумм денежного довольствия, но всего не более 80 % этих сумм; б) сотрудникам, имеющим общий страховой стаж: мужчины - 25, женщины - 20 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет и 6 месяцев (мужчины) и 10 лет (женщины) составляет служба в правоохранительных органах: мужчинам за 25 лет, женщинам за 20 лет - 55 %, и за каждый год стажа сверх 25 лет мужчинам и 20 лет женщинам увеличивается на 1 % соответствующих сумм денежного довольствия. Под «соответствующими суммами денежного довольствия» понимается сумма оклада по должности, воинскому или специальному званию с учетом пайковых денег и процентная надбавка за выслугу лет (непрерывную работу).
В Республике Казахстан размер пенсионных выплат за выслугу лет устанавливается из расчета 50 % от денежного содержания, за каждый полный год выслуги свыше 25 лет размер пенсионных выплат увеличивается на 2 %, за каждый полный год трудового стажа, выработанного на день увольнения со службы, - на 1 % от денежного содержания (в размер денежного содержания для пенсионного обеспечения включаются должностной оклад, оклад (доплата) по воинскому (специальному) званию, классному чину, установленному квалификационному классу).
Размер пенсии за выслугу лет может быть увеличен, а к пенсии могут устанавливаться надбавки. По российскому законодательству предусмотрено увеличение пенсий за выслугу лет для инвалидов следующих категорий: ставших инвалидами вследствие военной травмы, участников Великой Отечественной войны, жителей блокадного Ленинграда. В Кыргызской Республике повышение пенсии предусмотрено для инвалидов войны, участников войны, участвовавших в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и других атомных объектах гражданского или военного назначения. В Российской Федерации к пенсии за выслугу лет начисляются надбавки: на уход (инвалидам
I группы и пенсионерам, достигшим возраста 80 лет), на иждивенцев (неработающим пенсионерам); пенсионерам-участникам Великой Отечественной войны (если размер не был увеличен). Законодательство Республики Беларусь предусматривает один вид надбавки - на уход (инвалидам I группы и пенсионерам, достигшим возраста 80 лет). В Кыргызской Республике надбавки устанавливаются репрессированным по политическим мотивам в 1930-1950 гг., необоснованно привлеченным к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированным, почетным донорам, пенсионерам, являющимся инвалидами I группы (если пенсия не увеличена), а также пенсионерам, достигшим 80-летнего возраста.
Таким образом, условия пенсионного обеспечения за выслугу лет сотрудников правоохранительных органов и его размеры (в процентном выражении) в государствах - участниках СНГ имеют схожие черты. С сожалением приходится констатировать, что в последние годы наметилась тенденция к ужесточению условий возникновения права на пенсию для российских государственных служащих.
Защита прав на пенсионное обеспечение за выслугу лет бывших сотрудников правоохранительных органов нередко становится предметом рассмотрения как в национальных, так и в межгосударственных судебных структурах. Особенно много проблем возникает в случае переезда на новое место жительства в другое государство.
Большое значение для защиты прав на пенсионное обеспечение за выслугу лет сотрудников правоохранительных органов в странах СНГ имеют акты Экономического Суда СНГ. Положением «Об Экономическом Суде СНГ», утвержденным Соглашением Совета глав государств СНГ 6 июля 1992 г.1, был создан судебный орган для обеспечения единообразного применения соглашений государств - участников СНГ и основанных на них экономических обязательств и договоров путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений. К ведению Экономического Суда СНГ отнесено разрешение межгосударственных экономических споров, возникающих при исполнении экономических обязательств, предусмотренных актами Содружества, и о соответствии нормативных и других актов государств - участников Содружества, принятых по экономическим вопросам, соглашениям и иным актам Содружества. Результатом рассмотрения споров в Экономическом Суде СНГ являются решения. Экономический Суд СНГ осуществляет толкование соглашений, других актов Содружества и его институтов. Толкование осуществляется при принятии решений по конкретным делам, а также по запросам высших органов власти и управления государств, институтов Содружества, высших хозяйственных, арбитражных судов и иных высших органов, разрешающих в государствах экономические споры. Кроме того, Экономический Суд СНГ по вопросам социального обеспечения сотрудников правоохранительных органов вправе принимать консультативные заключения (консультативные за-
1 Бюллетень международных договоров. 1994. № 9.
ключения являются судебными актами, принимаемыми полным составом Суда).
Для практики по вопросам пенсионного обеспечения сотрудников правоохранительных органов наиболее существенное значение имеют следующие правовые позиции Экономического Суда СНГ, основанные на анализе норм Соглашения от 24 декабря 1993 г. «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств», пенсионного законодательства бывшего Союза ССР и государств - участников СНГ:
1. Право на пенсию за выслугу лет бывшими сотрудниками органов внутренних дел государств-участников может быть реализовано в любое время и в любом из государств-участников на условиях, по нормам и в порядке, установленном законодательством государства, на территории которого эти сотрудники постоянно проживают, и независимо от того, приобрели они данное право по законодательству места прохождения службы или нет. Вместе с тем расчет выслуги лет для назначения пенсии бывшим сотрудникам органов внутренних дел осуществляется по законодательству государства, в котором они проходили службу (Решение от 20 сентября 2007 г. № 01-1/1-07).
2. Факт постоянного проживания пенсионеров -бывших сотрудников органов внутренних дел на территории государства нового места жительства является необходимым условием распространения законодательства о пенсионном обеспечении этого государства на указанную категорию лиц. Назначение и выплата пенсии за выслугу лет в государстве - участнике Соглашения такому пенсионеру осуществляется по законодательству государства нового места жительства после приобретения им статуса постоянно проживающего (получения вида на жительство) (Консультативное заключение от 20 апреля 2009 г. № 01-1/3-08).
3. При переезде пенсионера из числа бывших сотрудников органов внутренних дел на постоянное место жительства из одного государства - участника Соглашения в другое государство-участник определение размера денежного довольствия при исчислении пенсии осуществляется в порядке, установленном законодательством государства по новому месту жительства (Консультативное заключение от 15 ноября 2011 г. № 01-1/2-11).
4. Право на пенсию за выслугу лет бывшими сотрудниками органов внутренних дел государств - участников Соглашения от 24 декабря 1993 г. может быть реализовано в любое время и в любом из государств-участников на условиях, по нормам и в порядке, установленном законодательством государства, на территории которого эти сотрудники постоянно проживают, и независимо от того, приобрели они данное право по законодательству места прохождения службы или нет. Вместе с тем расчет выслуги лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел осуществляется по законодательству государства, в котором они проходили службу (Решен ие от 20 сентября 2007 г. № 01-1/1-07).
5. Зачет периодов обучения в высших учебных заведениях (в т. ч. по юридической специальности) для сотрудников прокуратуры в трудовой стаж и выслугу лет для целей пенсионного обеспечения может быть предусмотрен законодательством государств - участников Соглашения (Консультативное заключение Экономического Суда СНГ от 29 ноября 2012 г. № 01-1/4-12).
Особо следует отметить, что при изменении пенсионером - бывшим сотрудником правоохранительного органа места жительства исчисление пенсии осуществляется в порядке, установленном законодательством Стороны по вновь избранному им месту жительства, при этом не установлен запрет на возможность снижения размера пенсии за выслугу лет. Это означает, что в случае переезда размер пенсии может снизиться, что нельзя признать правильным.
Список литературы
1. Бюллетень международных договоров. - 1994. - № 9.