Научная статья на тему 'Международные гарантии пенсионных прав сотрудников органов внутренних дел'

Международные гарантии пенсионных прав сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1234
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО НА ПЕНСИЮ / ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ / ТРАНСПОРТАБЕЛЬНОСТЬ ПЕНСИОННЫХ ПРАВ / ПЕНСИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ENTITLED TO A PENSION / PENSIONS / INTERNATIONAL AGREEMENTS / TRANSPORTABILITY OF PENSION RIGHTS / THE PENSIONS OF EMPLOYEES OF LAW ENFORCEMENT / INTERNATIONAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Торопкин Сергей Александрович

В статье рассматриваются вопросы международных соглашений в области взаимного признания и обеспечения транспарентности пенсионных прав. Особое внимание уделено международным правилам, действующим в отношениях государств участников Содружества Независимых Государств. Раскрываются цели и принципы такого международного сотрудничества. Оценивается практическая значимость данных международных соглашений для сотрудников органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International guarantees of pension rights of police officers

The article deals with international agreements on mutual recognition and transparency of pension rights. Particular attention is paid to international rules in force in the relations of the Commonwealth of Independent States. Rasryvayutsya the purposes and principles of the international cooperation. We estimate the practical importance of these international agreements for law enforcement officers.

Текст научной работы на тему «Международные гарантии пенсионных прав сотрудников органов внутренних дел»

УДК 34.04

Торопкин Сергей Александрович Toropkin Sergey Alexandrovich

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

candidate of sciences (law), assistant professor of chair of the constitutional and international law Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: st81@rambler.ru

Международные гарантии пенсионных прав сотрудников органов внутренних дел

International guarantees of pension rights of police officers

В статье рассматриваются вопросы международных соглашений в области взаимного признания и обеспечения транспарентности пенсионных прав. Особое внимание уделено международным правилам, действующим в отношениях государств — участников Содружества Независимых Государств. Раскрываются цели и принципы такого международного сотрудничества. Оценивается практическая значимость данных международных соглашений для сотрудников органов внутренних дел.

Ключевые слова: право на пенсию, пенсионное обеспечение, международные соглашения, транспортабельность пенсионных прав, пенсии сотрудников органов внутренних дел, международное сотрудничество.

The article deals with international agreements on mutual recognition and transparency of pension rights . Particular attention is paid to international rules in force in the relations of the Commonwealth of Independent States . Rasryvayutsya the purposes and principles of the international cooperation. We estimate the practical importance of these international agreements for law enforcement officers .

Keywords: entitled to a pension, pensions, international agreements, transportability of pension rights, the pensions of employees of law enforcement, international cooperation.

Процессы глобализации, проходящие в современном мире, сопровождаются увеличением объема миграционных потоков: граждане Российской Федерации и иных государств становится более мобильными, зачастую меняя свое постоянное место жительства. Не являются исключением в этом плане и сотрудники органов внутренних дел, выходящие на пенсию. В этих условиях согласно Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы России «полноценная возможность реализации гражданами пенсионных прав, приобретенных в какой-либо стране вне зависимости от места проживания, имеет огромное значение» [1]. Международные гарантии пенсионных прав, при этом, являются инструментом миграционной политики государств [2, а 115].

Общепринятой в мире практикой является предоставление сотрудникам органов внутрен-

них дел особых, льготных условий назначения пенсии. Такой подход характерен не только для стран постсоветского пространства, но также и для европейских, латиноамериканских государств, США. Поэтому международные соглашения, регулирующие вопросы пенсионного обеспечения сотрудников правоохранительных органов, представляют собой комплекс специальных международно-правовых норм.

Следует отметить, что Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество по вопросам пенсионного обеспечения сотрудников полиции в первую очередь со странами постсоветского пространства, а также бывшими союзниками СССР. Международные соглашения по пенсионным вопросам являются отражением внешнеполитического курса страны, поскольку заключаются именно с дружественными, союзническими государствами.

Действующие международные соглашения России в этой сфере можно разделить на три группы. Первая — это соглашения, заключенные еще Советским Союзом (с Чехословацкой Республикой от 2 декабря 1959 г. (действует на сегодняшний день только в отношении Словакии), с Румынией от 24 декабря 1960 г., с Венгрией от 20 декабря 1962 г., с Монголией от 6 апреля 1982 г.), продолжающие свое действие на сегодняшний день.

Во вторую группу входит Соглашение «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел и членов их семей» от 24 декабря 1993 года, которое принималось в комплексе с иными «пенсионными» договорами сразу после распада Советского Союза.

Третья группа соглашений — это договоры Российской Федерации с недавно созданными и признанными Россией государствами — республиками Абхазия и Южная Осетия (Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о порядке пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел от от 3 июня 2011 г. и Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о порядке пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел от от 3 июня 2011 г.).

Учитывая исторические условия заключения указанных международных договоров, можно определить и цели их заключения. На наш взгляд, общая цель названных договоров — это предоставление комплекса гарантий пенсионных прав сотрудникам органов внутренних дел, переезжающим на постоянное место жительства в «дружественные» государства. Данные гарантии подразумевают следующее.

Во-первых, участники договоров признают при назначении пенсии стаж службы в другом государстве. Иными словами, служба сотрудника у себя на родине приравнивается к службе в той стране, куда решил переехать сотрудник. Теоретически сотрудник может даже прервать службу в одном государстве и продолжить ее в другой стране без ущерба для своего пенсионного стажа. Сегодня такая ситуация может показаться довольно редким исключением, однако в начале 90-х годов, когда наблюдался пик миграционных потоков между странами бывшего СССР, данные нормы были вполне востребованы.

Во-вторых, пенсионные соглашения позволяют сотруднику, уже приобретшему право на пенсию в одном из договаривающихся государств, перебраться на постоянное место жительства в

другую страну и получать там пенсию по местным правилам. Это может оказаться выгодно в первую очередь для самого пенсионера, так как уровень пенсионного обеспечения в различных государствах может существенно различаться.

В-третьих, после того как Федеральный закон от 6 марта 2001 года № 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» утратил силу, пенсии Министерством внутренних дел больше не перечисляются за рубеж. С 1 января 2015 года их выплата производится по прежнему месту жительства гражданина в России, поэтому при отсутствии международного договора российскому пенсионеру придется либо самому приезжать за ней в Россию либо получать ее через представителя. Кроме того, следует учитывать, что выплата пенсии связана с необходимостью пенсионера ежегодно подтверждать свое нахождение в живых, являясь в органы пенсионного обеспечения. При наличии международного договора пенсионер подтверждает право на получение пенсии в том государстве, где он постоянно проживает, что существенно облегчает для него процедуру получения пенсии.

Таким образом, пенсионные соглашения несут выгоду в первую очередь самим сотрудникам и пенсионерам органов внутренних дел, предоставляя им дополнительные возможности при смене постоянного места жительства. Однако каждая из трех указанных групп международных соглашений в области пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел имеет свои особенности.

Соглашения по вопросам социального обеспечения, заключенные СССР со странами социалистического блока, в настоящее время продолжают действовать в отношениях России со Словакией, Румынией, Венгрией и Монголией. Эти договоры рассчитаны на всех работников договаривающихся сторон без исключения и распространяются также на военнослужащих и приравненных к ним лиц. Содержащиеся в них нормы имеют типовой характер и закрепляют правило, что «граждане одной Договаривающейся Стороны, постоянно проживающие на территории другой Договаривающейся Стороны, во всех вопросах социального обеспечения и трудовых отношений полностью приравниваются к гражданам этой Договаривающейся Стороны» [3].

Таким образом, государства данными соглашениями предоставляют на основе взаимности гражданам своих союзников национальный ре-

108

Юридическая наука и практика

жим в области социального обеспечения. Однако следует учитывать, что заключались они в тех условиях, когда пенсионные системы этих государств строились на одинаковых принципах и не имели существенных различий. Сегодня же пенсионное законодательство бывших союзников может существенно отличаться.

Например, в Венгрии право на пенсию за выслугу лет сотрудники полиции приобретают только после достижения 55-летнего возраста и наличия 20-летнего срока выслуги, 5 лет из которых должны непосредственно предшествовать выходу на пенсию. Поэтому в реальных условиях для российского военного пенсионера получить венгерскую пенсию по выслуге лет согласно международному договору будет практически невозможно.

Гораздо большее прикладное значение имеет Соглашение «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел и членов их семей» от 24 декабря 1993 года. Данный договор специально посвящен сотрудникам органов внутренних дел и действует в отношении 11 стран Содружества Независимых Государств: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины. Главная цель, которая преследовалась его создателями, на наш взгляд, состоит в том, чтобы обеспечить сохранение сотрудникам органов внутренних дел пенсионных прав и трудового стажа, приобретенных за время службы в органах внутренних дел СССР. В договоре специально оговаривается, что в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел бывшего Союза ССР, а также в соответствующих органах договаривающихся сторон.

Соглашения по пенсионному обеспечению сотрудников органов внутренних дел, заключенные Российской Федерацией с Абхазией и Южной Осетией, преследуют, как мы считаем, в первую очередь политические цели — развитие дружественных отношений и сближение указанных стран с Российской Федерацией. Данные договоры имеют идентичное содержание. По сути, при назначении пенсии служба сотрудников органов внутренних дел в Абхазии и Осетии приравнивается к службе в Российской Федерации и наоборот. Данным сотрудникам гаранти-

руются все виды пенсий независимо от места службы по законодательству того государства, где они имеют постоянное место жительства.

Очевидно, что в современных условиях наибольшее распространение имеют миграции населения между странами СНГ, поэтому наиболее востребованы сотрудниками и пенсионерами органов внутренних дел именно гарантии пенсионных прав, предоставляемые Соглашением 1993 года. Данный факт подтверждает практика Экономического Суда СНГ, который уполномочен толковать нормы региональных соглашений СНГ. Анализ судебной практики Экономического Суда СНГ позволяет выявить ряд проблемных вопросов, связанных с пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел.

Следует отметить, что Соглашение 1993 года носит обобщенный характер, закрепляя лишь общие принципы пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел, меняющих постоянное место жительства. Это вызывает на практике ряд спорных вопросов, которые разрешаются Экономическим Судом СНГ. Например, в указанном Соглашении отсутствует определение понятия «сотрудник органов внутренних дел». В момент заключения Соглашения это понятие одинаково трактовалось во всех договаривающихся странах. Однако со временем во многих государствах система органов внутренних дел была реформирована, созданы новые правоохранительные органы, в связи с чем стал актуальным вопрос: какие государственные служащие могут считаться сотрудниками органов внутренних дел и иметь международные гарантии обеспечения пенсионных прав?

Например , по традиции , заложенной в СССР, служба исполнения наказаний включается в систему МВД Республики Беларусь, а в Российской Федерации и Казахстане это ведомство подчиняется Министерству юстиции. В ряде стран созданы новые правоохранительные органы, не существовавшие ранее в СССР, например, налоговая полиция.

Давая толкование Соглашению СНГ, Экономический суд указал, что понятие «сотрудник органов внутренних дел» определено в национальном законодательстве государств — участников Соглашения от 24 декабря 1993 года [4], поэтому предоставление отдельным категориям государственных служащих статуса «сотрудник органов внутренних дел» зависит от национального законодательства стран СНГ и может регулироваться двусторонними соглашениями между ними.

В целом можно заключить, что международное сотрудничество государств по вопросам социального, пенсионного обеспечения как обычных граждан, так и сотрудников органов внутренних дел, является одним из способов сближения, интеграции государств. Примечательно, что механизмы трансграничной конвертации и транспортабельности пенсионных прав в настоящее время наиболее развиты в Европейском Союзе [5, с. 56]. Возможность работника сохранить свой стаж работы при переезде в другое государство и получить пенсию в соответствии с законодательством постоянного места жительства создают общность социально-экономического пространства государств и способствуют развитию дружественных отношений между ними.

Примечания

1. Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы России: распоряжение Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. № 2424-р // СПС «Консультант плюс» (дата обращения: 01.06.2016).

2. Сомов В.А., Торопкин С.А. Льготное пенсиони-рование как средство решения социально-экономических проблем Российской империи XIX — начала XX века // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2015. № 3.

3. Соглашение между СССР и Чехословацкой Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения (Прага, 2 декабря 1959 г.); Соглашение между СССР и Венгерской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения (Будапешт, 20 декабря 1962 г.); Соглашение между СССР и Румынской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения (Бухарест, 24 декабря 1960 г.); Соглашение между СССР и Монгольской Народной Республикой о сотрудни-

честве в области социального обеспечения (Улан-Батор, 6 апреля 1981 г.) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.06.2016).

4. Решение Экономического Суда СНГ № 01-1/7-03 от 13 мая 2004 года // СПС «КонсультантПлюс».

5. Алмакаева А.М., Костенко В.В. Трансграничный перевод пенсионных прав в странах Евразийского экономического сообщества и Европейского союза // Экономическая социология. 2014. № 4.

Notes

1. The long-term development strategy of the pension system in Russia: approved by the RF Government of 25.12.2012 № 2424-p // ATP «ConsultantPlus» (reference date: 01.06.2016).

2. Somov V.A., Toropkin S.A. Preferential pensioning as a means of solving socio-economic problems of the Russian empire XIX — early XX century // Bulletin of the Nizhny Novgorod university N.I. Lobachevsky. 2015. № 3.

3. Agreement between the Soviet Union and the Czechoslovak Republic on cooperation in the field of social security (Prague, December 2, 1959); Agreement between the USSR and the Hungarian People's Republic on cooperation in the field of social security (Budapest, December 20, 1962); Agreement between the USSR and the Romanian People's Republic on cooperation in the field of Social Security (Bucharest, December 24, 1960); Agreement between the USSR and the Mongolian People's Republic on cooperation in the field of social security (Ulaanbaatar, April 6, 1981) // ATP «ConsultantPlus» (reference date: 01.06.2016).

4. The decision of the CIS Economic Court № 01-1/7-03 of 13.05.2004 // ATP «ConsultantPlus» (reference date: 01.06.2016).

5. Almakaeva A.M., Kostenko V.V. Cross-border transfer of pension rights in the countries of the Eurasian economic community and the European union // Economic sociology. 2014. № 4.

ffO

Юридическая наука и практика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.