Научная статья на тему 'ПЕНСИОННОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ'

ПЕНСИОННОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
386
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА / ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ / РЕФОРМИРОВАНИЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ / PENSION SYSTEM / PROBLEMS OF PENSION PROVISION / FORMATION OF THE PENSION FUND OF THE RUSSIAN FEDERATION / REFORM OF THE PENSION SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казова З.М.

В статье проанализированы проблемы фор-мирования средств Пенсионного фонда РФ, пенсионного обеспечения граждан РФ, направления реформирования пенсионной системы. В статье обсуждается вопрос о состоятельности российского института пенсионного обеспечения в системе социальной защиты на-селения с позиции его «настроенности» и «направленности» на реализацию целей социально ориентированного государства. Реализация це-лей социальной политики государства невозможна без социально-экономических институтов, целенаправленно им создаваемых и под-держиваемых. Актуальность вопросов организации и развития пенсионного обеспечения обусловлена его включенностью в сферу жизненно важных интересов современного общества в качестве одного из институтов социальной защиты, способных обеспечить социальную справедливость, защищенность, высокий уровень и качество жизни населения. Чрезвычайно важно обсуждать и доносить до массового сознания представления о сущности, способах организации пенсионного обеспечения в социально ориентированной экономике. Понимание природы социальной рыночной экономики и социально-экономического содержания пенсии позволяет конкретизировать и упорядочить цели, функции, принципы организации пенсионного обеспечения, четко обозначить отношения собственности на пенсионные средства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PENSION AND SOCIAL SECURITY

It is analyzed the problems of forming the funds of the Pension Fund of the Russian Federation, the pension provision of citizens of the Russian Federation, and the direction of reforming the pension system in the article. The article discusses the question of the viability of the Russian institute of pension provision in the system of social protection of population from the position of its «disposition» and «orientation» towards the realization of the goals of socially oriented state. Realization of the goals of the state’s social policy is impossible without the socio-economic institutions that they purposefully create and support. The relevance of the organization and development of pension provision is due to its inclusion in the sphere of the vital interests of modern society as one of the institutions of social protection that can ensure social justice, security, a high level and quality of life of the population. It is extremely important to discuss and convey to the mass consciousness the idea of the essence, ways of organizing pension provision in socially oriented economy. Understanding the nature of the social market economy and the socio-economic content of the pension allows you to specify and streamline the goals, functions, principles of the organization of pension provision, clearly indicate the relationship of ownership of pension funds.

Текст научной работы на тему «ПЕНСИОННОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ»

УДК 336

Казова З. М. Kazova Z. M.

ПЕНСИОННОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ PENSION AND SOCIAL SECURITY

В статье проанализированы проблемы формирования средств Пенсионного фонда РФ, пенсионного обеспечения граждан РФ, направления реформирования пенсионной системы. В статье обсуждается вопрос о состоятельности российского института пенсионного обеспечения в системе социальной защиты населения с позиции его «настроенности» и «направленности.» на реализацию целей социально ориентированного государства. Реализация целей социальной политики государства невозможна без социально-экономических институтов, целенаправленно им создаваемых и поддерживаемых Актуальность вопросов организации и развития пенсионного обеспечения обусловлена его включенностью в сферу жизненно важных интересов современного общества в качестве одного из институтов социальной защиты, способных обеспечить социальную справедливость, защищенность, высокий уровень и качество жизни населения. Чрезвычайно важно обсуждать и доносить до массового сознания представления о сущности, способах организации пенсионного обеспечения в социально ориентированной экономике. Понимание природы социальной рыночной экономики и социально-экономического содержания пенсии позволяет конкретизировать и упорядочить цели, функции, принципы организации пенсионного обеспечения, четко обозначить отношения собственности на пенсионные средства.

Ключевые слова: пенсионная система, проблемы пенсионного обеспечения, формирование пенсионного фонда РФ, реформирование пенсионной системы РФ.

It is analyzed the problems offorming the funds of the Pension Fund of the Russian Federation, the pension provision of citizens of the Russian Federation, and the direction of reforming the pension system in the article. The article discusses the question of the viability of the Russian institute of pension provision in the system of social protection of population from the position of its «disposition» and «orientation» towards the realization of the goals of socially oriented state. Realization of the goals of the state's social policy is impossible without the socio-economic institutions that they purposefully create and support. The relevance of the organization and development of pension provision is due to its inclusion in the sphere of the vital interests of modern society as one of the institutions of social protection that can ensure social justice, security, a high level and quality of life of the population. It is extremely important to discuss and convey to the mass consciousness the idea of the essence, ways of organizing pension provision in socially oriented economy. Understanding the nature of the social market economy and the socioeconomic content of the pension allows you to specify and streamline the goals, functions, principles of the organization of pension provision, clearly indicate the relationship of ownership of pension funds.

Key words: pension system, problems of pension provision, formation of the pension fund of the Russian Federation, reform of the pension system of the Russian Federation.

Казова Залина Мухамедовна -

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик Тел.: 8 903 495 37 54 E-mail: zalina.kazova@mail.ru

Kazova Zalina Muhamedovna -

Candidate of Economic Sciences, Associated Professor of the Department of Economics, FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik Tel.: 8 903 495 37 54 E-mail: zalina.kazova@mail.ru

Введение. Пенсионное обеспечение населения в России в настоящее время характеризуется значительным числом проблем. Существующая пенсионная система имеет много недостатков: не адаптирована к финансовым кризисам; формируется по страховому принципу и ориентируется на низкооплачиваемых и среднеоплачиваемых работников; при высоких тарифах страховых взносов размеры пенсий находятся на низком уровне, не стимулирует сокращение рабочих мест с вредными условиями производства и не создает условия для легализации заработных плат.

Одним из важнейших приоритетов деятельности государства станет реализация мер по дальнейшему совершенствованию пенсионной системы, способствующих повышению ее долгосрочной устойчивости и росту размера пенсий в реальном выражении и обеспечивающих сопоставимость уровня жизни пенсионеров с другими группами населения [1, 2].

В Российской Федерации действуют три вида пенсионного обеспечения:

Государственное пенсионное обеспечение, основанное на финансировании пенсий за счет средств федерального бюджета. «Пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается государственным служащим (в том числе военнослужащим, сотрудникам силовых ведомств, а также членам их семей), участникам Великой Отечественной войны, гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, космонавтам и членам их семей, работникам летно-испытательного состава, а также социально незащищенным гражданам, которые в силу обстоятельств не приобрели права на страховую пенсию, - нетрудоспособным гражданам» [3].

Обязательное пенсионное страхование, включающее в себя страховую пенсию и финансируемое за счет страховых взносов работодателя. Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», нетрудоспособные члены семей застрахованных лиц, в случае потери кормильца. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации,

имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами России, если иное не предусмотрено международным договором.

«Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение - негосударственные пенсии, выплачиваемые в рамках договоров с негосударственными пенсионными фондами, финансируемые за счет взносов работодателей и работников в свою пользу и дохода, полученного от их инвестирования».

С 2002 года россияне получили возможность самостоятельно распоряжаться своими пенсионными накоплениями и влиять на размер будущей пенсии. Эти шесть процентов граждане могли переводить в негосударственные пенсионные фонды, которые должны были вкладывать их в высокодоходные финансовые инструменты, зарабатывая на привлеченном капитале проценты для своих клиентов.

Так, собственно, и продолжалось вплоть до 2014 года, когда все эти накопления в НПФ были заморожены. То есть деньги по-прежнему принадлежат гражданам (хотя не являются их собственностью), продолжают работать - на них «капают» проценты (если, конечно, фонды удачно размещают средства), однако пополнять накопительный счет больше нельзя. «В настоящее время все 22 процента пенсионных отчислений идут в ПФР, а обязательства негосударственных пенсионных фондов и ПФР в рамках системы ОПС перед 76,4 миллиона застрахованных лиц составляют 4,3 триллиона рублей».

С одной стороны, государство для реализации своих крупных инфраструктурных проектов нуждается в длинных деньгах и будущие пенсионеры могли бы хорошо в этом помочь. С другой стороны, сами граждане не прочь повысить свое материальное благосостояние к старости [4, 5].

Проблема одна: как восстановить доверие россиян к альтернативной системе накоплений? За последние два года Минфину и ЦБ, судя по единичным комментариям со стороны одного и другого ведомств, в ответе на этот непростой вопрос удалось достичь единомыслия. «Еще в начале текущего года в СМИ и на экспертных площадках широко муссировалась концепция добровольно-принудительного участия граждан в индивидуальном пенсионном капитале, которая так и не обрела статус законодательной инициативы» [6].

Методы проведения работы. В работе применялся диалектический метод как общий научный метод познания, приёмы статистического, системного, сравнительного, экономического и финансового анализа, а также общеэкономические методы индукции, дедукции, экспертных оценок.

Результаты исследования. В соответствии со статьей 146 БК РФ доходы бюджета Фонда сформированы за счет налоговых доходов, неналоговых доходов, межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, передаваемых ПФР, и иных поступлений.

При расчете объема поступлений страховых взносов на ОПС применены:

♦♦♦ тариф страхового взноса в размере 22% в пределах установленной величины базы для исчисления страховых взносов и 10,0% с сумм, превышающих предельную величину базы для исчисления страховых взносов;

♦♦♦ предельная величина базы для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица в 2019 году - 1150,0 тыс. рублей, в 2020 году - 1270,0 тыс. рублей, в 2021 году - 1415,0 тыс. рублей;

♦♦♦ пониженные тарифы страховых взносов отдельным категориям страхователей, с учетом установленных статьей 427 НК РФ сроков их действия (от 0,0 до 20,0%);

♦♦♦ база для начисления страховых взносов до предельной величины в 2019 году -21576,0 млрд. рублей, в 2020 году -22978,4 млрд. рублей, в 2021 году -24712,0 млрд. рублей, сверх предельной величины - 3368,6 млрд. рублей, 3375,2 млрд. рублей и 3426,7 млрд. рублей соответственно;

♦♦♦ коэффициент собираемости в 2019-2021 годах - 0,990 ежегодно;

♦♦♦ коэффициент корректировки базы для исчисления страховых взносов в пределах ее предельной величины в 2019 году - 0,891, в 2020 году - 0,898, в 2021 году - 0,905, сверх предельной величины - 0,139, 0,132 и 0,125 соответственно;

Основные особенности проекта бюджета Фонда:

• в 2019-2021 годах сохраняется мораторий на направление страховых взносов на финансирование накопительной пенсии;

• с 1 января 2019 года тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС) для основной категории плательщиков в пределах установленной пре-

дельной величины базы для исчисления страховых взносов на ОПС установлен на постоянной основе в размере 22% вместо 26%;

• для отдельных категорий плательщиков применяются пониженные тарифы страховых взносов. При этом учтено, что организации и индивидуальные предприниматели (далее -ИП), применяющие упрощенную систему налогообложения, налогоплательщики единого налога на вмененный доход (аптечные организации и ИП, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность), а также ИП, применяющие патентную систему налогообложения, переходят на общеустановленный тариф (22%) с 1 января 2019 года, хозяйственные общества и партнерства, внедряющие результаты интеллектуальной деятельности, а также организации и ИП, производящие выплаты физическим лицам, работающим в особых экономических зонах - с 1 января 2020 года. Указанные организации составляют около 95% общего количества организаций, применяющих пониженные тарифы страховых взносов в 2018 году;

• повышается фиксированная выплата к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25% суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве;

• поддерживается минимальный уровень пенсионного обеспечения на уровне не ниже ПМП в субъекте Российской Федерации, размер которого не превышает общероссийскую величину ПМП;

• предусматривается ежегодное увеличение страховых пенсий неработающим пенсионерам с 1 января соответствующего года на коэффициент индексации, превышающий фактический уровень инфляции за предыдущий год.

«Главными администраторами доходов бюджета Фонда определены Федеральная налоговая служба, Федеральное казначейство, Федеральная антимонопольная служба и ПФР, главным администратором источников финансирования дефицита бюджета Фонда -ПФР» [7].

Основные характеристики бюджета Фонда:

^ прогнозируемый объем доходов: на 2019 год - 8612681 894,3 тыс. рублей, на 2020 год - 8995455127,8 тыс. рублей, на 2021 год -9294310292,9 тыс. рублей;

> общий объем расходов: на 2019 год -8635915305,1 тыс. рублей, на 2020 год -9017418749,8 тыс. рублей, на 2021 год -9328125525,6 тыс. рублей.

«Межбюджетные трансферты бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации из федерального бюджета в 2019 году составят 3 319,2 млрд. рублей, в 2020 году - 3 413,6 млрд. рублей, в 2021 году - 3 308,6 млрд. руб-

лей. В 2019-2021 годах предусмотрена ежегодная индексация страховых пенсий». С 1 января 2019 года страховые пенсии и фиксированные выплаты к ним будут проиндексированы на 7,05%. В 2020 и 2021 годах запланировано повышение на 6,6% и 6,3% соответственно. Проведение индексации пенсий работающим пенсионерам в 2019-2021 годах не предусмотрено.

Индексация социальных пенсий предусмотрена с 1 апреля на темп роста прожиточного минимума пенсионера в 2019 году на 2,4%, в 2020 году - на 3,9% и в 2021 году - на 2,7%. Получателями социальных пенсий являются 3,2 млн. человек. Минимальный уровень пенсионного обеспечения всегда будет не ниже прожиточного минимума пенсионера в регионе, где он проживает. Если размер пенсии в совокупности с другими причитающимися неработающему пенсионеру выпла-

тами будет ниже прожиточного минимума, то ему будет установлена социальная доплата к пенсии, которую за счет средств федерального бюджета получают около 3,6 млн. человек. Бюджетные ассигнования на федеральную социальную доплату предусматриваются в 2019 году в размере 86,0 млрд. рублей, в 2020 году - 78,4 млрд. рублей, в 2021 годах - 72,0 млрд. рублей, на региональную доплату в 2019-2021 годах - по 7,1 млрд. рублей ежегодно.

Средннс размеры пенсий в 2019 году с учетом запланированных мероприятий го их индексации (увеличению)

рублей

Пйкл,аат-али

Ни начале года

На конец гй да

Средний размер пенсии 13 Э4А 14 оза

Страховая П-ЙНСИЙ и фиксирииинчан выплата К ней 14 413 15 367

Социальная пенсия 9 052 9 269

В федеральном бюджете предусмотрены средства на предоставление ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации - ветеранам, инвалидам, лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, и др.

В настоящее время их получают 15,6 млн. российских граждан. Размеры ежемесячной денежной выплаты федеральным льготникам (ветеранам, инвалидам, гражданам, подвергшимся воздействию радиации, Героям Советского Союза, Героям Социалистического Труда и др.) будут проиндексированы с 1 февраля 2019 года на 3,4%, в 2020 году - на 4,3%, в 2021 году - на 3,8%.

Ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан рублей

Показатели 2018 ГОД 2019 ГОД 2020 ГОД 2021 ГОД

Гороны Советского Союза иГ&рОЯМ РОССИИ 610Ё2 63 159 65 37-1 6Ё378

ГВДОЙЫ Социалистического труда 15 039 46 570 48 573 50418

Инвалидам 1 группы 3 627 3 750 3 912 4 060

Инвалидам II группы 2 590 2 673 2 794 2 900

Инвалидам III группы 2 074 2 144 2 236 2 321

детян-ин&алчдан 2 590 2 67Н 2 794 29G0

Инвалидам войны 51S1 5 357 5 537 5 799

Участникам Великой отечественной ыийчы 5131 5 357 5 537 5 799

Лицам, награжденным знаком ■Жителю блокадного Ленинграда - 2 Ё50 2 947 3 074 Э 191

Инвалидам вследствие Чернобыльской катастрофы 2 590 2 67Н 2 794 2900

В проекте бюджета Фонда расходы на выплату страховых пенсий сформированы с учетом ежегодного увеличения среднего ежемесячного размера страховой пенсии по старости неработающим пенсионерам на 1000 рублей при индексации страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней на коэффициент индексации, превышающий фактический уровень инфляции за предыдущий год в 2019 году более чем в 2 раза, в 2020 году - в 1,5 раза, в 2021 году - почти в 1,7 раза (с 1января 2019 года - на 7,05%, в 2020 году - на 6,6%, в 2021 году - на 6,3%).

Запланированный уровень повышения пенсии позволит к 2024 году увеличить размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров до 20 000 рублей.

Среднегодовой размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров к 2021 году увеличится до 17 212 рублей против 14 414 рублей в 2018 году (или в 1,2 раза), превысив ПМП в 1,8 раза.

Соотношение между среднегодовым размером страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров и средней заработной платой в 2019 году составит 33,7%, в 2020 году - 33,9%, в 2021 году - 33,6%.

На пенсионную систему России негативно также влияют демографические факторы. В условиях уменьшения населения трудоспособного возраста, снижения рождаемости, увеличения инвалидности и негативной трансформации рынка труда пенсионного обеспечения не достаточно.

Область применения результатов: региональная экономика, государственная поддержка АПК.

Выводы. Важной проблемой также является низкий уровень пенсионной грамотности населения. В условиях недостаточной информированности граждан не возможно повышение качества услуг, предоставляемых негосударственными пенсионными фондами.

Пенсионное обеспечение населения требует дальнейшего реформирования и совершенствования. Построение эффективного пенсионного обеспечения требует скорейшего решения институциональных проблем и повышения результативности деятельности пенсионного фонда, увеличения количества пенсионеров и повышения нагрузки на бюджет фонда в связи с присоединением новых субъектов.

Литература

1. Дышекова А.А. Актуальные вопросы пенсионной реформы // Известия Кабардино-Балкарского ГАУ. 2019. № 2(24) С. 121-127.

2. Пилова Ф.И. Интеграция как фактор повышения эффективности функционирования региональной экономики (на материалах Кабардино-Балкарской республики): дис. канд. экон. наук: 12.11.10 / ИИПРУ КБНЦ РАН. Нальчик, 2010. С. 174.

3. Дышекова А.А. Тенденции развития макроэкономической ситуации в РФ В сборнике: Современному АПК - эффективные технологии материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию доктора сельскохозяйственных наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, почетного работника высшего профессионального образования Российской Федерации Валентины Михайловны Макаровой. 2019. С. 137-141.

4. Дышекова А.А. Стабилизационная политика России в современных условиях. РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2018. № 1. С. 102-104.

5. Дышекова А.А., Казова З.М. Условия реализации финансовой политики государства Российский экономический интернет-журнал. 2018. № 1. С. 19.

6. Пилова Ф.И. Содержание и основные понятия инновационной экономики // Известия Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета им. В.М. Кокова. 2018. №1(19). С. 98-102.

7. Пилова Ф.И. Межотраслевая форма региональной интеграции - ассоциация // Известия Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета им. В.М. Кокова. 2018. №1(19). С. 93-97.

References

1. Dyshekova A.A. Aktual'nye voprosy pen-sionnoj reformy // Izvestiya Kabardino-Balkarskogo GAU. 2019. № 2(24) S. 121-127.

2. Pilova F.I. Integraciya kak faktor povyshe-niya effektivnosti funkcionirovaniya regional'noj ekonomiki (na materialah Kabardino-Bal-karskoj respubliki): dis. kand. ekon. nauk: 12.11.10 / II-PRU KBNC RAN. Nal'chik, 2010. S. 174

3. Dyshekova A.A. Tendencii razvitiya ma-kroekonomicheskoj situacii v RF V sbornike: Sovremennomu APK - effektivnye tekhnologii materialy Mezhdunarodnoj nauchno-praktiches-koj konferencii, posvyashchennoj 90-letiyu dok-tora sel'skohozyajstvennyh nauk, professora, zas-luzhennogo deyatelya nauki Rossijskoj Federacii, pochetnogo rabotnika vysshego professional'no-go obrazovaniya Rossijskoj Federacii Valentiny Mihajlovny Makarovoj. 2019. S. 137-141.

4. Dyshekova A.A. Stabilizacionnaya politika Rossii v sovremennyh usloviyah. RISK: Resursy, Informaciya, Snabzhenie, Konkurenciya. 2018. № 1. S. 102-104.

5. Dyshekova A.A., Kazova Z.M. Usloviya realizacii finansovoj politiki gosudarstva Ros-sijskij ekonomicheskij internet-zhurnal. 2018. № 1. S. 19.

6. Pilova F.I. Soderzhanie i osnovnye ponya-tiya innovacionnoj ekonomiki // Izvestiya Kabar-dino-Balkarskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta im. V.M. Kokova. 2018. №1(19). S. 98-102.

7. Pilova F.I. Mezhotraslevaya forma region-al'noj integracii - associaciya // Izvestiya Kabar-dino-Balkarskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta im. V.M. Kokova. 2018. №1(19). S. 93-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.