УДК 336.1
Дышекова А. А. Dyshekova A. A. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ CURRENT ISSUES OF PENSION REFORM
В России действует солидарная пенсионная система: отчисления с зарплат работающих направляются на выплату текущих пенсий. Старение населения не является чисто российской проблемой. Процент людей пожилого возраста растёт во всех развитых странах, и многие из них вынуждены были пойти на увеличение возраста выхода на пенсию.
Особым демографическим фактором в российских реалиях является крайне высокая смертность в трудоспособном возрасте, а также снижение рождаемости вследствие чрезмерного потребления алкоголя.
По состоянию на 2018 год, ожидаемая продолжительность жизни россиян на пенсии — то есть, без учёта тех, кто до пенсии не доживёт вообще — оценивалась в 16 лет 1 месяц для мужчин (при пенсионном возрасте 60 лет) и в 25 лет 8 месяцев для женщин (55 лет). Согласно докладу НИУ ВШЭ «Демографический контекст повышения возраста выхода на пенсию», ожидаемая продолжительность жизни на пенсии первого поколения россиян, которые достигнут увеличенного пенсионного возраста — 65 лет мужчины и 63 года женщины; расчёт выполнялся ещё до внесения поправок в законопроект), составит 14 лет и 6 месяцев для мужчин и примерно 23 года для женщин. Авторы доклада оговаривались, что их анализ даёт минимальную оценку: вполне вероятно, что пенсионеры будут жить дольше. Данная тенденция подтверждается исследованиями Международной лаборатории демографии и человеческого капитала Российской академии народного хозяйства (РАНХиГС).
Еще весной 2018 года премьер-министр Дмитрий Медведев озвучил планы по существенному изменению пенсионного законодательства в России — то есть было анонсировано начало новой пенсионной реформы. Одним из главных решений этой реформы является повышение пенсионного возраста — соответствующий закон был принят в окончательном виде 3 октября 2018 г. и подписан Президентом В. Путиным.
There is a joint pension system in Russia: deductions from the salaries of workers are sent to pay current pensions. Population aging is not a purely Russian problem. The percentage of people in residential age is growing in all developed countries, and many governments were forced to raise the retirement age.
A special demographic factor in the Russian realities is the extremely high mortality rate at working age, as well as the decline in the birth rate due to excessive alcohol consumption.
As of 2018, the life expectancy of Russians on pensions - that is, excluding those who do not live to retirement at all - was estimated at 16 years 1 month for men (with a retirement age of 60 years) and 25 years 8 months for women (55 years old). According to the HSE report «The demographic context of raising the retirement age», the life expectancy of the first generation of Russians who reach the risen retirement age is 65 years (men) and 63 years (women; the calculation was made before the amendments to the draft law), is 14 years and 6 months for men and about 23 years for women. The authors of the report hovered that their analysis gives a minimal estimate: it is likely that pensioners will live longer. This trend is confirmed by studies of the International Laboratory of Demography and Human Capital of the Russian Academy of National Economy (RANEPA).
In spring of 2018, Prime Minister Dmitry Med-vedev announced plans for a major change in the pension legislation of Russia - that is, the beginning of a new pension reform was announced. One of the main decisions of this reform is raising the retirement age - the relevant law was adopted in its final form on October 3, 2018 and signed by President V. Putin.
По мнению Правительства, необходимость таких изменений назревала давно, что проявлялось в том числе в виде разнообразных непопулярных мер, к которым Правительству приходилось прибегнуть в 2015-2016 гг., чтобы стабилизировать пенсионную систему.
В окончательном виде новый закон о пенсионной реформе был принят с учетом предложенных поправок 27 сентября 2018 года в третьем чтении. Уже 3 октября документ был одобрен Советом Федерации и подписан Президентом. Текст закона от 03.10.2018 № 350-Ф3, опубликованного на официальном интернет-портале правовой информации.
Самой значительной поправкой Президента к этому закону является снижение нового пенсионного возраста женщинам на 3 года — до 60 лет вместо изначально предложенных в законопроекте 63 лет. Также Президент предложил льготные условия по выходу на пенсию в первые 2 года действия нового закона - в 2019 и 2020 гг. Все президентские поправки были одобрены депутатами в ходе чтения законопроекта в Госдуме.
Ключевые слова: пенсионная система, пенсионная реформа, государственный бюджет, пенсия, пенсионные выплаты, пенсионный возраст.
According to the Government, the need for such changes was brewing for a long time, which was manifested, among other things, in the form of various unpopular measures that the Government had to resort to in 2015-2016 in order to stabilize the pension system.
In its final form, the new law on pension reform was adopted, taking into account the proposed amendments, on September 27, 2018 in the third reading. Already on October 3, the document was approved by the Federation Council and signed by the President. The text of the law of 03.10.2018 No. 350-FZ, published on the official Internet portal of legal information.
The most significant amendment of the President to this law is to reduce the retirement age for women for 3 years - to 60 years instead of the 63 years originally proposed in the bill. The President also proposed preferential conditions for entering the pension in the first 2 years of the new law - in 2019 and 2020. All presidential amendments were approved by deputies in the course of reading the bill in the State Duma.
Key words: pension system, pension reform, state budget, pension, pension payments, retirement age.
Дышекова Альбина Аскерхановна -
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик Тел.: 8 967 422 75 55 E-mail: kantik1608@mail.ru
Dyshekova Albina Askerhanova -
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics, FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik Tel.: 8 967 422 75 55 E-mail: kantik1608@mail.ru
Введение. Российская пенсионная система является наследием СССР. Пенсия каждого гражданина страны не зависела от размера его заработной платы и стажа работы. Система пенсионного обеспечения в Советском Союзе финансировалась из так называемых общественных фондов потребления (средства государственного бюджета и отчисления предприятий). Не было индексации пенсионных выплат, размер пенсии устанавливался человеку один раз и не менялся, как бы ни росла зарплата или не увеличивалась стоимость жизни. Постепенно финансовое состояние пенсионной системы ухудшалось, учитывая ее зависимость от государственного бюджета. Назревала необходимость проведения реформ.
Методология проведения исследования.
Исследование основано на принципах диалектической логики и системного подхода. В процессе исследования использовались общенаучные эмпирические методы (наблюдение, сравнение, сбор и изучение данных), анализ и синтез, метод научной абстракции, методы-подходы - комплексный, системный.
Результаты исследований. В любом обществе независимо от его экономического развития и политического устройства была, есть и будет существовать необходимость в экономической и социальной поддержке людей, которые в силу разных причин не в состоянии самостоятельно приобретать средства для своего существования. Это дети и ста-
рики, а также люди, потерявшие здоровье по причине болезни, увечья и т.д.
В настоящее время пенсионные системы цивилизованных стран в значительной степени отличаются друг от друга. Это объясняется разницей в экономических потенциалах отдельных государств, степенью развития национальных систем социального обеспечения, а также демографическими, культурными, социально-политическими особенностями каждой страны. Одним из основных факторов, определяющих развитие национальных пенсионных систем, является выбор моделей и механизмов их финансирования. В большинстве государств нет ни чисто распределительной, ни чисто накопительной пенсионной системы. Имеет место, скорее их своеобразное сочетание.
Несмотря на существующие значительные различия, система предоставления защиты в старости в различных странах характеризуется как система трех уровней: государственное, производственное и личное пенсионное страхование.
Государственное пенсионное страхование обязательно для всех и призвано обеспечить достойное существование населению пенсионного возраста. Одной из отличительных особенностей обязательного пенсионного страхования является то, что пенсия, получаемая из этой системы, уже сама по себе является достаточной, чтобы обеспечить человеку достойный уровень жизни в старости [26].
Производственное пенсионное страхование - добровольное или обязательное дело руководителей фирм и предприятий. Многие организации выплачивают своим бывшим сотрудникам при выходе на заслуженный отдых пенсии от предприятий дополнительно к выплатам, установленным законом [3, 4].
Кроме этого каждый работающий по найму может дополнительно застраховать себя лично, открыв в любом коммерческом банке соответствующий пенсионный счет. Кредитные организации разрабатывают и предлагают предприятиям и частным лицам различные накопительные программы по краткосрочным и долгосрочным вкладам. Работник может присоединиться к программе работодателя либо напрямую участвовать в капитале предприятия. Многие банки имеют при себе негосударственные пенсионные фонды, и
деньги клиента (предприятия от имени работника или самого работника) помещаются в существенный фонд, возможно создание нового фонда. На пенсионные вклады предоставляются льготы по различным налогам.
В некоторых странах накопительные пенсионные системы оказались способны аккумулировать гигантские средства и за счет грамотной инвестиционной политики в значительной мере финансировать свое собственное развитие и одновременно вносить крупный вклад в развитие экономики.
Пенсионная реформа - совокупность организационных, правовых, экономических и политических мероприятий, связанных с изменением условий пенсионного обеспечения. В числе прочего, изменения могут касаться соотношения накопительной (отчисляемой и инвестируемой самим будущим пенсионером) и солидарной (за счёт страховых взносов трудоспособных граждан) состоящих в пенсионном обеспечении, а также размера пенсий и условий (возрастных, медицинских, социальных) её получения [1, 7].
В постсоветской России пенсионная реформа происходила практически непрерывно и включала несколько стадий. В 2018 году правительством был принят закон, предусматривающий постепенное увеличение возраста выхода на пенсию по старости от нынешних 60 (55) лет до 65 (60) лет для мужчин (женщин) соответственно.
Широкая международная дискуссия о пенсионной реформе стартовала в 1994 году после публикации доклада Всемирного банка «Предупреждение всемирного кризиса старения» (Averting the Old Age Crisis). В докладе отмечалось, что с учётом сложившейся тенденции увеличения продолжительности жизни пенсионеров большинство стран столкнутся с дефицитом пенсионной системы, построенной исключительно на принципах перераспределения средств между поколениями (солидарный принцип или Pay-As-You-Go).
Представители Всемирного банка в рамках реформирования национальных пенсионных систем предлагали введение обязательного накопительного элемента — накопительных пенсий. В течение ряда лет представители Всемирного банка (Worldbank), Международной организации труда (МОТ- ILO), Международной организации социального обеспечения (ISSA) спорили о соотношении накопи-
тельных и перераспределительных элементов в системе пенсионного обеспечения. Достигнутый к настоящему времени политический консенсус предполагает, что универсального рецепта не существует и каждая страна должна выбрать собственную модель, соответствующую национальной специфике и уровню экономического развития.
Президент России Владимир Путин 3 октября 2018 года подписал закон о повышении пенсионного возраста. Об этом сообщается на сайте Кремля. Согласно закону время выхода на пенсию повысят для мужчин до 65 лет, а для женщин - до 60 лет. До этого момента мужчины выходили на пенсию в 60 лет, а женщины - в 55.
Основные моменты повышения пенсионного возраста:
• Повышение пенсионного возраста начнется с 1 января 2019 года.
• Переходный период будет достаточно длительным и поэтапным. Для мужчин он составит 10 лет, для женщин 16 лет.
• Первыми повышение ощутят мужчины 1959 года рождения и женщины 1964 года рождения.
• Повышение пенсионного возраста никак не коснется граждан, которые уже находятся на пенсии. Им не нужно будет выходить дорабатывать стаж. Все их социальные выплаты будут сохранены в полном объеме.
• Повышение пенсионного возраста будет идти на один год с шагом в 1 год.
• Завершится реформа увеличения выхода на пенсию для мужчин в 2028 году, для женщин 2034 году.
• Государство обещает, что в результате реформы повысится ежегодная индексация
пенсии до 1000 рублей, вместо 400-500 рублей.
• Льготы на досрочный выход на пенсию будут сохранены для следующих категорий граждан:
• Граждане опасных и вредных профессий, например, шахтеры.
• Женщины, которые воспитывают 5 и более детей.
• Инвалиды по зрению первой группы.
• Опекуны, которые воспитывают ребенка-инвалида.
• Жители районов крайнего Севера.
• Чернобыльцы.
• Граждане с большим трудовым стажем: мужчины 45 лет, женщины 40 лет. Выход на пенсию для них будет сокращен на 2 года.
По материалам правительства женщины 1964 года рождения и мужчины 1959 года рождения получат право выхода на пенсию в 2020 году в возрасте 56 и 61 год соответственно. Получается, что тем мужчинам, которым в 2018 году 59 лет, придется работать еще 2 года, а не 5 полных лет, согласно реформе.
В 2022 году смогут выйти на пенсию мужчины 1960 года рождения и женщины 1965 года рождения. Далее «шаг увеличения» выхода на пенсию сохранится.
Мужчины 1961 года рождения и женщины 1966 года рождения выходят на пенсию в 2024 году, мужчины 1962 года рождения и женщины 1967 года рождения - в 2026 году, мужчины 1963 года рождения и женщины 1968 года рождения - в 2028 году, в возрасте соответственно 65 и 60 лет.
Таблица 1 - Таблица выхода на пенсию по годам
Год выхода на пенсию Мужчины Женщины
Год рождения Возраст выхода на пенсию Год рождения Возраст выхода на пенсию
2020 1959 61 1964 56
2022 1960 62 1965 57
2024 1961 63 1966 58
2026 1962 64 1967 59
2028 1963 65 1968 60
2030 1969 61
2032 1970 62
2034 1971 63
Правительство, предлагая проект пенсионной реформы, указывало, что изменения позволят увеличить ежемесячные выплаты нынешним пенсионерам на 1 тыс. руб. в год каждому. Планировалось, что до 2024 года изменения будут нейтральными для бюджетной системы. Экономия должна была превысить 3 трлн рублей.
Как отразится Закон на льготных пенсиях. По старому закону учителям и медработникам для досрочного выхода на пенсию по старости требовалось иметь стаж работы 25-30 лет (в зависимости от места работы). Согласно новому закону, право на досрочное назначение пенсии при наличии такого стажа сохраняется, но срок выхода переносится на 5 лет после приобретения необходимого количества лет стажа.
При этом предусматривается поэтапное увеличение срока назначения (ежегодно на 1 год, кроме первых двух лет с предусмотренным льготным выходом на пенсию) в период с 2019 по 2023 год до достижения требуемого значения в 5 лет.
Новшества в вопросе индексации пенсий.
Одним из главных новшеств, которые будут реализованы в 2019 году, - это изменение индексации выплат тем пенсионерам, для которых такой вид выплат является основным. Ранее все неработающие пенсионеры могли ощутить прибавку к пенсии в случае, когда проводилась индексация на размер ежегодной инфляции. Сейчас анонсирован другой подход, он будет реализован в 2 этапа:
• С 1 февраля всем неработающим пенсионерам выплаты проиндексируют на индекс инфляции, зарегистрированный в 2018 году. Рост составит не более 3%. В натуральном выражении - это около 430 рублей в месяц;
• С 4 апреля индексация будет проведена с учетом доходов, которые получит Пенсионный фонд по итогу отчетного периода. Главное - это не только получить доход, а получить возможность высвободить часть такого дохода для очередного повышения пенсий. Пока, представители ПФ заверяют, что такие средства будут за счет изменения пенсионного возраста. Предварительное увеличение пенсии за счет такого высвобождения составит еще 4%. В денежном эквиваленте - это около 560 рублей.
Таким образом, пенсионеры в 2019 году могут рассчитывать на общее увеличение пенсионных выплат на уровне 990 рублей. Средняя выплата по стране будет на уровне 12000 рублей - социальная пенсия. Размер же страховой в 2019 году планируют увеличить до 15400 рублей. Разработчики пенсионной реформы утверждают, что такие темпы увеличения будут устанавливаться ежегодно. За счет таких новшеств средняя пенсия в России сможет в 2024 году составить 20 000 рублей. Время покажет эффективность таких мер и их реализацию.
Получить очередную прибавку к пенсии в 2019 году смогут:
1. Лица, которые уже не работают официально;
2. Те, для кого пенсия является единственным источником дохода;
3. Получатели таких страховых выплат, как пенсия по старости, инвалидности или пенсия по потере кормильца.
Пенсионная реформа 2019 для работающих пенсионеров
К сожалению, подход представителей власти к работающим пенсионерам не изменился. Они считают, что у таких людей есть основной источник дохода - заработная плата, а поэтому не нужно внедрять никаких мер по повышению пенсий для такой категории граждан.
Кто сможет выйти на пенсию в 2019?
Самым принципиальным изменением, которое будет внедрено в практику, является новая система выхода на пенсию. Для того, чтобы выйти на заслуженный отдых, необходимо:
• Соответствовать тому возрастному порогу, который установлен Законом;
• Иметь достаточно лет страхового стажа;
• Иметь достаточное количество баллов, то есть ИПК.
Таблица 2 - Условия выхода на пенсию
Год приобретения необходимого стажа Увеличение срока назначения пенсии Год выхода на пенсию по новому закону
2019 +0,5 год 2019 и 2020
2020 +1,5 года 2021 и 2022
2021 +3 года 2024
2022 +4 года 2026
2023 и далее +5 лет 2028 и далее
И здесь самое главное - это изменение возрастного критерия. Если изначально планировали планку поднять на три года, то по итогу принятия Закона возрастную планку подняли на 5 лет. Пенсионером может стать женщина, которой исполнилось 60 лет, и мужчина, которому исполнилось 66 лет.
Но принятый Закон предусматривает некие льготы, в частности, для многодетных мам. Они смогут выйти раньше на пенсию.
Такое поднятие возраста будет реализовано постепенно, ежегодно возраст будет увеличиваться на 1 год. Но в 2019 году такое увеличение возраста будет произведено всего лишь на 6 месяцев.
Область применения: социальная сфера Российской Федерации.
Выводы. Таким образом, в 2019 году смогут на пенсию выйти следующие категории граждан:
• Женщины в возрасте от 55,5 лет и мужчины от 60,5 лет
• Имеющие страховой стаж не менее 10 лет
• Имеющие индивидуальный пенсионный коэффициент на уровне 16,2.
Но и здесь есть некоторая особенность: в 2019 году выйдут на пенсию только те, кому исполнилось 55,5 и 60,5 до наступления второго полугодия. Кто же достиг таких возрастных порогов во 2-м полугодии 2019 г., сможет оформить пенсию только в 2020 г.
Не стоит расстраиваться тем, кто имеет огромный страховой стаж. По действующему законодательству лица, которые не достигли возраста, но имеют достаточно страхового стажа, могут выйти на пенсию досрочно. Правда, не раньше, чем за два года до наступления общего пенсионного возраста.
Для досрочного выхода на пенсию необходимо такое значение страхового стажа:
• Для женщин - 37 лет;
• Для мужчин - 42 года.
Изменения в льготных пенсиях
Принятые новшества затронули не только
обычных пенсионеров, но и льготников. Например, планируется увеличить возраст для пенсионеров-северников. Для женщин возраст будет поднят до 55 лет, мужчинам до 60 лет (то есть на 5 лет больше).
Таблица 3 — Льготы для многодетных матерей
Количество детей у многодетной матери Возраст, когда она сможет оформить страховую пенсию
3 57
4 56
5 и более 50
Литература
1. Госдума приняла пенсионный законопроект в I чтении (рус.), Interfax.ru (19 июля 2018). Проверено 19 июля 2018.
2. Ведомости. Госдума одобрила в первом чтении повышение пенсионного возраста (19 июля 2018).
2. Казова З.М. Оценка эффективности и финансовой устойчивости пенсионной системы Российской Федерации // Аллея науки. 2017. Т. 2. № 14. С. 69-72.
3. О внесении в Госдуму законопроекта об изменениях в пенсионной системе: [арх. 08.08.2018] // Правительство Российской Федерации.
4. Распоряжение № 1192-р (PDF). Правительство Российской Федерации (16 июня 2018).
Literatura
1. Gosduma prinyala pensionnyj zakono-proekt v I chte-nii (rus.), Interfax.ru (19 iyulya 2018). Provereno 19 iyulya 2018.
2. Vedomosti. Gosduma odobrila v pervom chtenii povyshenie pensionnogo vozrasta (19 iyulya 2018).
2. Kazova Z.M. Ocenka ehffektivnosti i fi-nansovoj ustojchivosti pensionnoj sistemy Ros-sijskoj Federacii // Alleya nauki. 2017. T. 2. № 14. S. 69-72.
3. O vnesenii v Gosdumu zakonoproekta ob izmeneniyah v pensionnoj sisteme : [arh. 08.08.2018] // Pravitel'stvo Rossijskoj Federacii
4. Rasporyazhenie № 1192-r (PDF). Pravitel'stvo Rossijskoj Fede-racii (16 iyunya 2018).
5. Правительство внесло в Госдуму проект повышения пенсионного возраста (рус.), РИА Новости (16 июня 2018). Проверено 5 июля 2018.
6. Проект Федерального закона № 489161-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».
7. Правительство утвердило повышение пенсионного возраста, Парламентская газета (14 июня 2018). Архивировано 2 июля 2018 года. Проверено 2 июля 2018.
5. Pravitel'stvo vneslo v Gosdumu proekt povysheniya pensionnogo vozrasta (rus.), RIA Novosti (16 iyunya 2018). Provereno 5 iyulya 2018.
6. Proekt Federal'nogo zakona № 489161-7 «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonoda-tel'nye akty Rossijskoj Federacii po voprosam naznacheniya i vyplaty pensij».
7. Pravitel'stvo utverdilo povyshenie pensionnogo vozras-ta, Parlamentskaya gazeta (14 iyunya 2018). Arhivirovano 2 iyulya 2018 goda. Provereno 2 iyulya 2018.