Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В ЦЕЛЯХ УКРЕПЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В ЦЕЛЯХ УКРЕПЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
470
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА / ПЕНСИЯ / ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / PENSION SYSTEM / PENSION / PENSION REFORM / SOCIAL AND ECONOMIC SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коновалова К. Ю.

В данной статье рассмотрена реализация пенсионной реформы в РФ, исследована эффективность функционирования Пенсионного фонда РФ, проанализированы пенсионные системы стран Европы и РФ. Сделан вывод о том, что социально-экономическая безопасность находится в тесной взаимосвязи с пенсионной системой, определены основные направления повышения эффективности работы Пенсионного фонда РФ в условиях нестабильной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACHIEVING SUSTAINABLE DEVELOPMENT RUSSIA'S PENSION SYSTEM IN ORDER STRENGTHENING THE SOCIO-ECONOMIC SECURITIES

This article describes the implementation of pension reform in Russia, investigated the effectiveness of the functioning of the pension Fund of the Russian Federation, analyzed the pension systems of the countries of Europe and Russia. It is concluded that the socio-economic security is in close relationship with the pension system, the main directions of improving the efficiency of the Pension Fund of the Russian Federation in an unstable economy.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В ЦЕЛЯХ УКРЕПЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

56

Экономические науки

УДК 336.1

обеспечение устойчивого развития пенсионной системы россии в целях укрепления социально-экономической безопасности

Коновалова К. Ю., кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансового права Северо-Кавказского института - филиала РАНХиГС, г. Пятигорск E-mail: [email protected]

В данной статье рассмотрена реализация пенсионной реформы в РФ, исследована эффективность функционирования Пенсионного фонда РФ, проанализированы пенсионные системы стран Европы и РФ. Сделан вывод о том, что социально-экономическая безопасность находится в тесной взаимосвязи с пенсионной системой, определены основные направления повышения эффективности работы Пенсионного фонда РФ в условиях нестабильной экономики.

Ключевые слова: пенсионная система, пенсия, пенсионная реформа, социально-экономическая безопасность.

THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF PENSION SYSTEM OF RUSSIA IN Order TO STRENGTHEN SOciO-EcONOMic

security

Konovalova Ch. Yu., oandidate of economic sciences, Associate Professor of the Department of Economy and financial law, North Caucasian institute - branch of a RANEPA, city of Pyatigorsk E-mail: [email protected]

This article describes the implementation of pension reform in Russia, investigated the effectiveness of the functioning of the pension Fund of the Russian Federation, analyzed the pension systems of the countries of Europe and Russia. It is concluded that the socio-economic security is in close relationship with the pension system, the main directions of improving the efficiency of the Pension Fund of the Russian Federation in an unstable economy.

Key words: pension system, pension, pension reform, social and economic security.

Основным официальным документом, определяющим стратегические экономические интересы России на современном этапе, является Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - КДР-2020), разработанная в соответствии с поручением Президента РФ по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 21 июля 2006 г., и утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. КДР-2020 известна также как «Стратегия-2020».

Цель разработки КДР-2020 - определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008-2020 гг.) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе. Основой долгосрочного развития согласно КДР-2020 является переход на инновационный тип развития.

Основными направлениями развития человеческого потенциала согласно КДР-2020 являются следующие.

1. Демографическая политика и политика на-родосбережения.

2. Развитие здравоохранения.

3. Развитие физической культуры и спорта.

4. Развитие образования.

5. Развитие культуры и средств массовой информации.

6. Развитие рынка труда.

7. Повышение доступности жилья.

8. Развитие социальных институтов и социальная политика.

9. Молодежная политика.

10. Развитие пенсионной системы.

11. Экологическая безопасность экономики и экология человека [1].

Теория и практика организации пенсионного обеспечения российских граждан требует всестороннего анализа современного состояния и отдельных итогов реформирования отечественной пенсионной системы. Прежде всего, это связано с невысоким уровнем пенсионного обеспечения, который дает отечественная пенсионная система.

В 2018 году бюджет Пенсионного фонда РФ (далее - ПФ РФ) заботит многих исследователей и практиков, ввиду низкого старта спорной пенсионной реформы. Каждый сегодняшний и будущий пенсионер беспокоится о финансах, которые получит от государства, что предопределило выбор темы данного исследования.

Так, если, рассмотреть распределение пенсионеров по уровню получаемой пенсии, то оказывается, что доходы выше прожиточного минимума имеет только треть из них. Наряду с этим имеется и проблема нестабильного финансового состояния самой пенсионной системы.

В современных условиях существует целый ряд нерешенных финансовых и социальных проблем, к числу которых можно отнести: дефицитность бюджета ПФ РФ.

Так, в 2015 году дефицит составил 543,7 млрд руб., доля межбюджетных трансфертов в доходах бюджета соответственно 43,2 %; отсутствие источника и механизма обеспечения сохранности пенсионных накоплений, в том числе с учетом их возрастающих объемов; невозможность поддержания размера пенсий на социально приемлемом уровне; увеличение численности низкодоходных групп среди пенсионеров и т. д. [2].

По оценкам Министерства Финансов РФ, неэффективность пенсионной системы России вызвала растущий дефицит в бюджете страны. Так как в

последние годы ПФ РФ несет огромные убытки. Новая реформа предполагает снижение зависимости бюджета ПФ РФ от внешних доходов, но, спорным вопросом остается повышение пенсионного возраста [3].

Дальнейший рост числа пенсионеров на одного работающего поспособствует увеличению дефицита пенсионного фонда. Реформы пенсионного фонда России в 2018 году не смогут добиться кардинального изменения пенсионных выплат в сторону повышения, предусмотрена индексация пенсий в среднем 4-5%. К 2022 году сокращение затронет и другие виды зарплат в целях перераспределения имеющихся ресурсов на повышение пенсий.

Сущность пенсионной системы, проявляется в её функциях, представляющих симбиоз функций пенсионного страхования, пенсионного обеспечения, негосударственного пенсионного страхования, так как они составляют единое целое системы социального обеспечения.

Исследование процесса осуществления пенсионного обеспечения российских граждан позволяет нам не только проследить тесную его взаимосвязь с социальным обеспечением, но и определить цели каждого направления пенсионного страхования, выявить источники формирования ресурсов для осуществления пенсионной выплат. В частности:

- целью добровольного пенсионного страхования является обеспечение приемлемого уровня дохода граждан, источником формирования ресурсов - добровольные страховые взносы и накопления;

- целью гарантированного государственного минимального пенсионного обеспечения является борьба с бедностью населения, источником ресурсов - налоги;

- целью обязательного пенсионного страхования по распределительному и накопительному принципам является компенсация утраченного заработка, источником ресурсов - обязательные страховые взносы;

- целью профессиональных, региональных, муниципальных программ является повышение финансовой устойчивости пенсионной системы, уровня пенсий, инвестиционного потенциала региона, источником ресурсов - средства граждан, предприятий (организаций), региональных и местных бюджетов.

Исследования роли ПФ РФ в реализации социальной политики государства позволяют констатировать, что по масштабу решаемых социальных задач деятельность Пенсионного фонда уникальна и не имеет прецедентов, а классификация функций пенсионной системы включает: воспроизводственную, социальную, перераспределительную, стимулирующую, политическую, регулирующую, статусную [4].

Вместе с тем в современных условиях существует целый ряд нерешенных финансовых и социальных проблем, к числу которых можно отнести: дефицитность бюджета ПФР; отсутствие источника и механизма обеспечения сохранности пенсионных накоплений, в том числе с учетом их возрастающих объемов; невозможность поддержания размера пенсий на социально приемлемом уровне; увеличение численности низкодоходных групп среди пенсионеров и т.д.

Исследование эффективности механизма формирования доходов и их использования на уровне субъектов Федерации позволило констатировать следующее:

- устойчивую тенденцию исполнения плановых показателей доходной части бюджета отделений Пенсионного фонда России;

- негативную тенденцию роста абсолютного показателя задолженности (недоимок) по страховым взносам при снижении их доли в сумме поступлений страховых взносов;

- постоянный рост численности пенсионеров, их доли в численности населения регионов;

- характерную для большинства регионов тенденцию опережающего роста численности пенсионеров - женщин;

- доминирование в структуре пенсионных выплат - трудовых пенсий, на их долю в регионе приходится 95,8 % всех пенсионных выплат [5].

Основные показатели бюджета ПФ РФ на ближайшие три года регламентирует соответствующий Закон о бюджете Пенсионного фонда. Годовой бюджет Пенсионного фонда на период 2019 года сформирован следующим образом:

- доходы - 8,6 трлн руб.;

- расходы - 8,6 трлн руб. [6].

Стоит отметить, что данные показатели превышают аналогичные 2018 года на 358,2 млрд рублей (на 104,3 %) по доходам и на 115,9 млрд рублей (на 101,4 %) по расходам. Также исполнение бюджета Пенсионного фонда зависит от поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Доходы бюджета Пенсионного фонда также будет формировать в 2019 году поступление трансфертов в объеме 3,3 трлн рублей, в том числе на выплату страховых пенсий - 1,9 трлн рублей.

Кроме того, бюджетные начисления могут быть составными, соединяя в себе отчисления в бюджет Пенсионного фонда, поступающие из различных регионов страны.

Расходы бюджета Пенсионного фонда на выплату страховых пенсий в 2019-2021 годах определены с учетом принятых решений по изменению пенсионного законодательства, подготовленных по итогам обращения Президента Российской Федерации к народу от 29 августа 2018 года [6].

Так, при формировании бюджета Пенсионного фонда было учтено среднемесячное повышение страховой пенсии по старости неработающим пенсионерам на 1000 рублей ежегодно при индексации с 1 января:

- на 7,05 % - в 2019 году;

- на 6,6 % и 6,3 % в 2020 и 2021 годах соответственно.

В итоге это обеспечивает рост к 2024 году пенсии указанной категории пенсионеров до 20 тыс. рублей. В результате среднегодовой размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров:

- в 2019 году составит 15,4 тыс. рублей;

-к 2024 году пенсии указанной категории увеличатся до 20 тыс. рублей.

Социальные пенсии планируют проиндексировать по индексу роста прожиточного минимума пенсионера (далее - ПМП) за предыдущий год. В 2019 году - на 2,4 %. Среднегодовой размер социальной пенсии в 2019 году составит 9215 рублей (104,2 % к ПМП).

Важно, что для поддержания минимального уровня материального обеспечения неработающих пенсионеров в бюджете ПФ РФ заложены расходы на федеральную социальную доплату до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания.

ПФ РФ сообщает, что все остальные предложения Президента РФ В. В. Путина по смягчению параметров законопроекта о пенсионном возрасте также были учтены при подготовке проекта бюджета ПФР и оформлены как поправки ко второму чтению.

В целом средства бюджета ПФР позволяют обеспечить все предусмотренные законодательством России выплаты пенсий, пособий и других социальных выплат в полном объеме.

Как видно, бюджет Пенсионного фонда свёрстан сбалансировано, а отраженный в проекте закона дефицит в 23 млрд рублей по накопительной составляющей бюджета носит технический характер, так как покрывается за счет средств пенсионных накоплений, ранее поступивших в бюджет и учитываемых в остатках.

В соответствии с законопроектом расходы федерального бюджета по разделу «Пенсионное обеспечение» в 2019-2021 гг. составят 3250,9 млрд руб., 3220,5 млрд руб. и 3003,7 млрд руб. соответственно. В долях ВВП расходы будут сокращаться в указанный период с 3,07 % ВВП до 2,54 % ВВП. Также в реальном выражении в 2019-2021 гг. будут снижаться расходы бюджета ПФ РФ с 8,16 % ВВП до 7,88 % ВВП в соответствии с проектом Федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (далее - Проект бюджета ПФР) [7].

В реальном выражении с учетом индекса потребительских цен расходы федерального бюджета по разделу «Пенсионное обеспечение» сократятся в 2019-2021 гг. на 3,6-10,3 % относительно уровня предыдущего года. Снижение расходов ожидается по большинству подразделов раздела «Пенсионное обеспечение» и обусловлено, в том числе, снижением на численности лиц, получающих пенсию, в силу поэтапного повышения пенсионного возраста с 2019 г.

Как отмечено в Пояснительной записке к законопроекту Федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов», повышение пенсионного возраста по году в год для мужчин до 65 лет и для женщин до 60 лет позволит направить дополнительные средства на ежегодное увеличение пенсий неработающим пенсионерам выше уровня инфляции.

Для поиска решения проблем внебюджетных фондов сравним пенсионные системы некоторых стран Европы с действующей российской системой и предлагаемой. Рассмотрим тарифы и системы обложения Великобритании, Германии и Франции.

Соотношение заработной платы к средней заработной плате в стране представляет собой уровень относительной заработной платы.

Рассчитаем ставки процента к относительной заработной плате рассмотренных стран. Представим налоговую нагрузку для относительной заработной платы на рисунке 1.

По данным рисунка 1 тариф на взносы в ПФ РФ характеризуются более высокой эффективной ставкой во всем диапазоне. Более существенное отличие для высокооплачиваемых сотрудников.

Шкалы тарифов в России, Германии и Франции являются регрессивные после достижения ПБ [9-11].

Тариф в Великобритании имеет смешанный характер. В диапазоне от 0 до 0,217 шкала плоская, от 0,217 до 1,577 прогрессивная, с 1,577 регрессивная [12].

0 5 10 15 20 25

■Великобритания •••••• франция = = = Германия Предлагаемая — — - Россия

Рис. 1. Зависимость ставки процента от относительной заработной платы [8]

Повышение пенсионного возраста позволит бюджету Пенсионного фонда России (ПФР) сэкономить около 490 млрд руб. в год в течение шестилетки по прогнозам Счетной палаты Российской Федерации (далее - СП). Предполагается ежегодное увеличение среднего размера пенсий неработающих пенсионеров на 1 тыс. руб. [13].

Тем не менее стоит отметить, что «прибавка» не повысит коэффициент замещения пенсией утраченного заработка до европейских значений. Пенсионный возраст в РФ подняли до уровня, близкого к европейскому, но коэффициент замещения будет в 1,5-2 раза меньше, чем в Европе [9-11].

Произведенные СП расчеты при формировании проекта бюджета на 2019-2021 гг. показали, что экономия бюджета ПФР от повышения пенсионного возраста может составить в целом за 2019-2024 гг. около 2,94 трлн руб., или в среднем около 490 млрд руб. в год. На выплату страховой пенсии из федерального бюджета на 2019 год запланировано 1,87 трлн руб., что на 34 млрд руб. больше, чем предусматривалось в 2018 году [13].

Негативные демографические тенденции и растущая нагрузка на пенсионную систему - основные причины, побудившие другие страны поднять пенсионный возраст.

Исследования Высшей школы экономики (ВШЭ), организованные при поддержке Всемирного банка, посвящены опыты пенсионных реформ в скандинавских странах, в странах Балтии и в РФ. Как заметил руководитель программ Всемирного банка в РФ Кристофер Миллер, «проводить пенсионную реформу - то же самое, что ремонтировать машину на ходу, не зная, что ждет за поворотом. В частности, одним из сюрпризов за поворотом может оказаться технологическая революция» [14].

Тем не менее как считает старший партнер Beier Research Оле Бейер Соренсен (ранее был старшим специалистом по частным системам пенсионного обеспечения в Организации экономического сотрудничества и развития), главная мысль, которая должна сейчас лежать в основе стратегической политики, такова: «Когда дольше живешь, нужно дольше работать» [14].

«Предложенные изменения в пенсионной системе позволят не просто сохранить уровень доходов пенсионеров, но главное - обеспечить их устойчивый, опережающий рост, - пояснял в телеобращении президент Владимир Путин. -

Уже в 2019 году индексация пенсий по старости составит около 7 %... В предстоящие шесть лет мы сможем ежегодно увеличивать пенсию по старости для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тыс. руб. В результате это даст возможность в 2024 году выйти на средний уровень пенсий для неработающих пенсионеров в 20 тыс. руб. в месяц - сейчас, напомню, это 14 144 руб.» [3].

Например, по данным Росстата по итогам 2018 года коэффициент замещения пенсией утраченного заработка составил около 31 % -отношение среднего размера назначенных в стране пенсий к среднему размеру начисленной зарплаты. Рекордным это соотношение стало в январе 2017-го: тогда благодаря единовременной денежной выплате в размере 5 тыс. руб. коэффициент достиг почти 51 %. В январе 2019 года это отношение составило около 34 % [5].

Данные показатели в 1,5-2 раза ниже, чем во многих европейских странах. В среднем по странам Европейского союза отношение пенсий к зарплатам составляло в 2017 году, по данным Евростата, около 58-59%.

Евростат дает отношение пенсионных доходов лиц в возрасте 65-74 лет к доходам от трудовой деятельности лиц в возрасте 50-59 лет. Росстат дает более обобщенные данные. Хотя если сравнить размер средней пенсии в России с уровнем зарплат предпенсионеров, коэффициент замещения увеличивается, но в разы отстает от европейских значений. При этом пенсионный возраст в России постепенно будет доведен до уровня, близкого к европейскому, и после поступательного повышения для женщин он составит 60 лет в 2028 году, а для мужчин - 65 лет [5].

В 2030 году пенсионный возраст мужчин должен составить около 65 лет в Польше, Венгрии, Румынии; 67 лет в Швеции, Финляндии, Португалии, Италии, Франции, Германии; 68 лет в Дании. У женщин в 2030 году он составит 60 лет в Польше; 63 года в Румынии; 65 лет в Венгрии; около 67 лет в Швеции, Финляндии, Португалии, Италии, Франции, Германии; 68 лет в Дании.

Согласно 102 конвенции Международной организации труда (МОТ) по нормам социального обеспечения предполагается приблизиться к пенсиям по нормативу 40 % утраченного заработка. Однако методология МОТ отличается от упрощенного похода, который существует в России, когда берется средний размер пенсии и соотносится со

Таблица 2

Отношение пенсий к заработной плате в рФ и странах Европейского союза, в % [14]

Страны 2010 г. 2017 г.

Россия 36 31

Люксембург 68 86

Италия 53 71

Испания 47 69

Франция 65 68

Португалия 53 67

Венгрия 60 64

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Австрия 57 64

Греция 42 62

Польша 57 62

Словакия 61 62

Румыния 64 61

Зона Евро в среднем 52 58

Европейский Союз в среднем 52 59

Норвегия 50 58

Швеция 59 57

Великобритания 48 54

Финляндия 50 53

Дания 44 48

Германия 49 46

Эстония 55 45

Хорватия 32 41

Болгария 43 37

Ирландия 47 33

средней зарплатой по экономике. В России стоит вопрос не столько повышения коэффициента замещения, сколько его непонижения [15].

Высвобожденные ресурсы от этой меры полностью будут сохранены в системе Пенсионного фонда и направлены на повышение пенсий: 50 % - на снижение дефицита фонда и 50 % - на дополнительную индексацию страховой пенсии неработающим пенсионерам. Положительный финансовый эффект от повышения пенсионного возраста будет полностью направлен на повышенную индексацию пенсий, которая закреплена законом до 2024 года, а также на предоставление ряда смягчающих льгот, предусмотренных в рамках переходного периода.

Современными отечественными экономистами предполагается адаптировать накопительно-поощрительную пенсионную систему Западных

стран. В США данная программа получила название 401(к), причем изначально без привязки к возрасту выхода на пенсию. Формула 401(к) построена таким образом, что максимум выплат по старости приходится на 65 лет (скоро в 67 лет). Всё, что накоплено по стимулирующим программам, делится на дожитие с учетом на поправочные коэффициенты в зависимости от продолжительности жизни.

Отметим, что в США, чтобы получать пенсию по минимуму достаточно отработать в «белую» всего 40 месяцев.

Однако вернемся в Россию 2002 года, когда было выдвинуто предложение по формированию индивидуальных накоплений в ПФР из расчета один к одному. То есть работодатель должен был отчислять на персональный счет, ровно столько, сколько добровольно согласился бы переводить сам работник. Но не ниже определенной суммы. Например, по 10 %, при этом будущий пенсионер, всегда должен был знать, на какую сумму он будет рассчитывать в 55, 60 и 65 лет. Долю его бизнеса должны были вывести из-под налогообложения.

С одной стороны, предложенная прозрачность стимулировала бы «белые» зарплаты, с другой -позволяла бы более гибко производить накопления. Есть возможность, переводят больше, нет - платят по минимуму. Такой сценарий на Западе справедливо называется шоковым, поскольку практически все страны придерживались более мягкой схемы: по 1,5-4-6 месяцев в год с объявлением о реформе за десятилетие вперед.

Если бы пенсионная реформа образца 2002 года была бы реализована, то в 2030 году половина всех пенсионеров должна была уже получать пенсии по этой схеме. С учетом срока дожития 18 лет, это означает, что в 2021 году как раз стали бы выходить первые пенсионеры по программе 401(к).

Пенсионная реформа приведет к росту бедности среди россиян предпенсионного возраста и замедлит борьбу с бедностью в целом. К такому выводу пришли эксперты РАНХиГС в исследовании «Анализ влияния повышения пенсионного возраста на уровень бедности» 2019 года. Авторы проанализировали влияние повышения пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и до 60 лет для женщин на уровень бедности населения России в переходный период пенсионной реформы с 2019-го до 2028 года.

Базовый сценарий прогноза предполагает, что с 2020 года ВВП страны будет расти в среднем на 1,5 % в год, а зарплаты и страховые пенсии к 2028 вырастут на 17 %. В оптимистичном сценарии экономисты опираются на макропрогноз Минэкономразвития, который предполагает, что к 2024 году экономика будет расти на 3,3 % в год и сохранит эти темпы. Тогда средняя зарплата вырастет на 35 %, страховая пенсия — на 25 %. К слову, большинство экономистов эти прогнозы от МЭР пока не разделяет.

Эксперты РАНХиГС считают, что в целом к 2028 году уровень бедности в стране снизится до 11,9 % в базовом сценарии и до 9,8 % в оптимистичном. По итогам 2018 года уровень бедности, по оценке Росстата, составил 12,9 % (правда, ранее ведомство называло цифру 13,1 %).

За первые два года пенсионной реформы уровень бедности снизится на полпроцента, так как на начальном этапе лишь небольшое количество граждан потеряет возможность получать пенсию, и это будет компенсировано их индексацией остальным пенсионерам.

Экономисты считают, что улучшение показателей будет происходить за счет роста экономики, соответствующего роста зарплат и обещанного властями увеличения пенсий на 1,5-2 % выше инфляции. Также справиться с ростом бедности из-за пенсионной реформы должны помочь компенсационные меры: льгота по выходу на пенсию для граждан, достигающих пенсионного возраста в 2019 и 2020 годах, сохранение налоговых и социальных льгот для предпенсионеров и так далее [3].

Тем не менее как подсчитали в РАНХиГС, при прочих равных, без пенсионной реформы уровень бедности в России мог бы снижаться гораздо быстрее - дополнительно на 0,1-0,2 п.п. в 2019-2021 годах и 0,6-0,7 п.п. в 2024-2028 годах.

Причем сильнее всего от реформы пострадают именно предпенсионеры - их уровень бедности к 2028 году окажется на 3,5-4,2 % выше, чем без повышения возраста выхода на заслуженный отдых. С нынешних 4,2 % уровень бедности людей этой категории возрастет до 7,3 % или до 6,1 % при оптимистичном развитии событий. Экономисты пояснили, почему именно на предпенсионеров придется основной удар реформы. У новых предпенсионеров не будет пенсии, они должны будут работать, чтобы жить. Однако очевидно, что существуют проблемы с трудоустройством лиц старшего возраста на рынке труда [3].

Преимуществами распределительной системы являются: простота и мобильность; устойчивость в период кризисов. Недостатками соответственно: низкая эффективность в условиях высокой демографической нагрузки на работающее население; неспособность создания справедливой системы расчета накопленных пенсионных прав и адекватной суммы долгосрочных пенсионных обязательств в виде пожизненной трудовой ренты.

Накопительная модель пенсионного страхования также имеет свои преимущества и недостатки, в частности, достоинствами является: тесная зависимость между трудовым вкладом и пенсионными выплатами работника; возможность обеспечения высокой нормы рентабельности накоплений. Недостатками модели является: высокая степень зависимости от внешних факторов; высокий уровень риска финансовых потерь из-за проблем в финансово-инвестиционной сфере; необходимость значительных финансовых вливаний государства для обеспечения страховых выплат на начальной стадии формирования системы.

Наличие у данных моделей (систем) организации пенсионного обеспечения серьезных недостатков наряду с очевидными преимуществами делает неоспоримым тот факт, что на современном этапе развития оптимальным для России было бы использование промежуточного варианта, сочетающего в себе компоненты обеих систем.

Основными направлениями повышения эффективности работы Пенсионного фонда РФ в условиях нестабильной экономики на наш взгляд являются:

- формирование комплексной системы пенсионного обеспечения для групп с разными доходами;

- совершенствование деятельности накопительных институтов;

- создание механизма формализации рабочих мест;

- реформирование системы досрочных пенсий;

- повышение пенсионного возраста [2].

В результате проведенных исследований деятельности территориальных органов Пенсионного фонда можно сформулировать следующие направления повышения их эффективности. В частности, повышение эффективности работы региональных органов предполагает:

- дальнейшее расширение перечня государственных услуг, предоставляемых в электронном виде и через МФЦ;

- активизацию работы совместных с органами государственной власти комиссий в рамках легализации заработной платы;

- повышение эффективности, результативности проводимых выездных проверок плательщиков страховых взносов;

- обеспечение повышения эффективности администрирования страховых взносов;

- активизацию работы по актуализации лицевых счетов застрахованных лиц с использованием сведений индивидуального (персонифицированного) учета;

- повышение контроля над использованием средств материнского капитала.

Исследование путей совершенствования процесса планирования деятельности фонда требует, на наш взгляд, использования эконометриче-ских моделей прогнозирования основных показателей, в частности доходов бюджета ПФ РФ.

Анализ систем тарификации различных стран показал, что в настоящее время в развитых странах Европы не существует плоской шкалы обложения. Поэтому, нельзя с уверенностью сказать, как именно повлияет на население, какими будут плюсы и минусы от введения плоской шкалы

для взносов во внебюджетные фонды. В целом внебюджетные фонды нашей страны требуют изменений в плане начисления взносов, так как являются дефицитными. Государство покрывает их дефицит межбюджетными трансфертами, часть денег которых можно было вложить в другие жизненно необходимые сферы общества.

Данное решение уже применяется в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, что позволило увеличить доходы фонда и при этом не вызвало возмущения со стороны населения.

Предложенная плоская шкала обложения для остальных фондов позволит освободить дополнительные средства государства. Данное решение уменьшит неравенство населения по доходам, что будет положительно сказываться на дельнейшем развитии нашей страны.

Малое количество граждан получают заработную плату значительно выше установленного предельного уровня (3 %). Именно для таких людей введение плоской шкалы будет более заметным, но контроль над ними является легким, потому что их количество по сравнению с другой частью работающих невелико.

литература

1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11. 2008 № 1662-р (ред. от 28.09. 2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.coNsultaNt.ru/documeNt/coNs_doc_LAW_82134/ (дата обращения: 09.06.2019).

2. Официальный сайт Пенсионного фонда РФ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.pfrf.ru (дата обращения: 11.06.2019).

3. Официальный сайт Министерства Финансов РФ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www. miNfiN.ru/ru/ (дата обращения: 11.06.2019).

4. Федеральный закон от 21.03.2005 № 18-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О средствах федерального бюджета, выделяемых пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.coNsultaNt. ru/documeNt/coNs_doc_LAW_52337/ (дата обращения: 09.06.2019).

5. Многофункциональный статистический портал. Официальный портал ГМЦ Росстата [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// multistat.ru (дата обращения: 11.06.2019).

6. Федеральный закон от 28.11. 2018 № 432-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: (дата обращения: 15.06.2019).

7. Проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» и проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 29.05. 2019) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: (дата обращения: 21.06.2019).

8. Зарплата в Европе. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://salaryaftertax.com/fr (дата обращения: 11.06.2019).

9. Германский информационный портал. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.loh№i№fo. de/sozialversicheruNgsbeitraege2017.html (дата обращения: 11.06.2019).

10. Официальный сайт Пенсионного фонда Франции. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. cNavpl.fr/le-regime-debase/foNctioNNemeNt/cotisatioN (дата обращения: 11.06.2019).

11. Юридическая консультация в Германии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gesetze-im-iNterNet.de/estg/_32a.html (дата обращения: 11.06.2019).

12. Официальный сайт Правительства Великобритании. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. gov.uk/goverNmeNt/publicatioNs/rates-aNd-allowaNces-NatioNaliNsuraNce-coNtributioNs/rates-aNd-allowaNces-NatioNal-iNsuraNce-coNtributioNs (дата обращения: 11.06.2019).

13. Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ach.gov.ru (дата обращения: 11.06.2019).

14. Официальный сайт Группы Всемирного банка. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. vsemirNyjbaNk.org (дата обращения: 11.06.2019).

15. Федеральный закон от 03.10.2018 № 349-ФЗ «О ратификации Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенции № 102)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.coNsultaNt. ru/law/hotdocs/55192.html/ (дата обращения: 11.06.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.