DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10509
А.А. Храмченко - доцент кафедры финансы, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, [email protected],
A.A. Khramchenko associate professor of finance, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilina;
М.Н. Абрамян - студент направления «Экономическая безопасность», Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т.Трубилина, [email protected],
M.N. Abrahamyan - student of the direction "Economic Security", Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilina;
Д.А. Борсук - студент направления «Экономическая безопасность», Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т.Трубилина, [email protected],
D.A. Borsuk - student of the direction "Economic Security", Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilina.
ОЦЕНКА СТРУКТУРЫ ДИНАМИКИ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В РФ ESTIMATION OF THE STRUCTURE OF THE DYNAMICS OF THE PENSION SYSTEM IN THE
RUSSIAN FEDERATION
Аннотация. Пенсионная система РФ - совокупность законов, обеспечивающих периодические выплаты денежных средств гражданам, которые достигли пенсионного возраста, а также в случае инвалидности или утраты кормильца. Другими словами, пенсионная реформа представляет собой план государства по поддержке и обеспечению определённых групп лиц социальными выплатами. Система пенсионного обеспечения РФ кардинально отличается от пенсионной системы Советского союза. В СССР пенсионные выплаты каждого гражданина страны были фиксированными, не было индексации. То есть, размер пенсии устанавливался один раз и не менялась со временем, не зависел от размера заработной платы и стажа работы. Основным источником финансирования пенсионной системы являлись общественные фонды потребления, то есть отчисления предприятий и средства государственного бюджета.
Abstract. The pension system of the Russian Federation - a set of laws that provide periodic payments of funds to citizens who have reached retirement age, as well as in the event of disability or loss of the breadwinner. In other words, pension reform is a state plan to support and provide certain groups of people with social benefits. The pension system of the Russian Federation is radically different from the pension system of the Soviet Union. In the USSR, the pension payments of each citizen of the country were fixed, there was no indexation. That is, the size of the pension was established once and did not change over time, did not depend on the size of wages and length of service. The main source of funding for the pension system was public consumption funds, i.e. deductions of enterprises and state budget funds.
Ключевые слова: пенсионная система, пенсионный возраст, стратегия развития, механизм финансирования.
Keywords: pension system, retirement age, development strategy, financing mechanism.
Впервые в РСФСР закон о пенсионных выплатах был принят 20 ноября 1990 года. 22 декабря этого же года был создан первый Пенсионный фонд. Эти нововведения повлекли за собой создание нового механизма финансирования и выплат пенсий (за счет поступлений страховых взносов работающих граждан и работодателей). Также изменилась формула расчета пенсий, т.к. был расширен перечень выплат, в трудовой стаж было решено включать «не страховые» периоды.
В начале 90-х годов пенсионная система не была одним из приоритетных направлений государства, так как в этот период происходило формирование рыночной экономики.
Впервые разделение системы пенсионного обеспечения на три уровня (базовая, трудовая и негосударственная пенсия) произошло в августе 1995 года.
В 1995-1997 годах состояние пенсионной системы было нестабильным. Именно в это время появился индивидуальный коэффициент пенсионера (ИКП). Он был предназначен для улучшения экономической эффективности периодических индексаций пенсионных выплат. Новые правила расчета пенсий не включали в трудовой стаж «не страховые» периоды, а работающим пенсионерам прекратили выплаты пенсий.
Новая Концепция пенсионной реформы была представлена Министерством труда и социального развития осенью 1997 года. В ней впервые предлагался вариант перехода к накопительной системе.
Новым важным этапом в развитии пенсионного обеспечения стало создания негосударственных пенсионных фондов, Федеральный закон о которых был принят 7 мая 1998 года. В данном законе были определены принципы работы негосударственных пенсионных фондов, их права и обязанности, а также права и обязанности их вкладчиков и участников.
В 2002 году путем длительного реформирования пенсионная система была заменена на смешанную. Особенностью этой пенсионной схемы была новая формула расчета пенсии. Теперь она состояла из трех составляющих: базовой, страховой и накопительной частей. Базовая часть была фиксированной и устанавливалась государством, страховая часть зависела от суммы страховых взносов, которые отражались на индивидуальном счете
гражданина, а накопительная часть копилась в течение всего срока трудовой деятельности на лицевом счете гражданина в пенсионном фонде, эта часть зависела от размера зарплаты и суммы уплаченных пенсионных взносов.
Таким образом, у граждан теперь появилась возможность самостоятельно формировать будущую трудовую пенсию.
С 2007 года люди, владеющие сертификатами на материнский капитал, получили право перевести часть капитала или же всю его сумму на формирование будущей пенсии.
С 2008 года начала действовать программа по государственному софинансированию накопительной части трудовой пенсии, позволяющей населению увеличить размер своих будущих пенсионных начислений с участием государства.
С 2010 года в России начался новый этап пенсионной реформы, который нужно рассмотреть более детально. С 1 января была введена валоризация. Её механизм заключался в переоценке денежной стоимости пенсионных прав. Теперь расчетный пенсионный капитал умножался на 10 %, а затем к нему прибавлялось по 1 % за каждый год трудового стажа до распада Советского Союза. Эта процедура повысила пенсию действующих пенсионеров на 40-50%.
Также нововведения коснулись пенсий по инвалидности. Теперь сумма начисления устанавливалась исходя из группы инвалидности, а не степени ограничения трудоспособности.
Расходы бюджета РФ на финансирование пенсий в 2010 году составили 4,4 трлн. руб. (10% ВВП).
Важным новшеством стало введение с января 2010 года социальных доплат к пенсии, если доход неработающего пенсионера был ниже прожиточного минимума, установленного в регионе.
Следующий этап реформирования пенсионной системы - 2013-2015 годы. Этот этап называют «шоковой терапией».
28 декабря 2013 года Президент РФ подписал комплекс законов, которые определяли новую структуру пенсионной системы.
В связи с этими нововведениями изменились условия выхода на пенсию. Теперь возраст выхода на пенсию должен был составлять 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин; стаж - не менее 15 лет и индивидуальный коэффициент пенсионера должен составлять не менее 30 баллов.
Изменился и расчет годового пенсионного коэффициента. Он стал равен отношению суммы уплаченных работодателями страховых взносов на формирование страховой части пенсии по выбранному гражданином тарифу 10 % или 16 %, к сумме страховых взносов с максимальной взносооблагаемой по закону заработной платы, уплачиваемых работодателем по тарифу 16 %, умноженной на 10.
У граждан 1967 года рождения и младше появилась возможность выбирать вариант пенсионного обеспечения.
Первый вариант заключался в том, чтобы направлять все взносы на формирование страховой пенсии (тариф страховых взносов на накопительную часть составлял 0 %).
Вторым вариантом было продолжить формировать накопительную пенсию (тариф страховых взносов составлял 6 %).
С 1 января 2015 года трудовая пенсия по старости стала назначаться по новой формуле: СП = (ФВ х КПВ1) + (ИПК х СПК х КПВ2). Её особенностью было то, что теперь при начислении пенсии учитывались стаж, размер заработной платы и возраст выхода на пенсию.
С 1 января 2019 года вступает в силу новое обновление пенсионной системы, вызвавшее бурю эмоций среди граждан, множество споров и дискуссий в СМИ. Пенсионная реформа 2019 года рассчитывается на постепенное внедрение в пенсионную систему, государство планирует завершить реформирование системы к 2024 году.
Главное целью Правительства является поэтапное повышение уровня пенсионных выплат, для того чтобы к 2024 году уровень пенсионной реформы превысил уровень инфляции.
Причины, которые привели к такому роду изменений, напрямую связаны с изменениями социально-экономической области. В СССР средняя продолжительность жизни граждан была чуть больше 40 лет, на данный момент средняя продолжительность жизни в России достигла отметки 73,4 года. В указе Президента от 07.05.2018 г. №204 Президент РФ поставил цель к 2024 году увеличить среднюю продолжительность жизни до 78 лет. Около 10 млн. человек (22% от общего количества пожилых людей) составляют работающие пенсионеры, которые получают зарплату и пенсию
За последние 50 лет соотношение работающих граждан и пенсионеров кардинально изменилось: если в 1970 году на каждого пенсионера приходилось 3.7 работающих гражданина, то в 2019 году этот показатель снизится до 2. По сведениям Росстата число граждан трудоспособного возраста ежегодно уменьшается и прогнозируется, что в ближайшем будущем это число сократится примерно на 4 млн. человек. Правительство рассчитало, что на выполнение всех национальных проектов 2018-2024 года требуется 8 трлн. Рублей, что составляет половину государственного бюджета за год. Вследствие чего, сэкономленные деньги за счет пенсионной реформы, пойдут на реализацию национальных проектов. Если НЕ проводить реформу, то пенсионный фонд окажется не в состоянии выплачивать пенсии даже в нынешнем размере, не говоря уже о ее увеличении: в 2024 году доход пенсионеров придётся понизить на треть.
Ключевым изменением данной реформы является увеличение пенсионного возраста. Теперь в российском законодательстве на федеральном уровне установлено увеличение пенсионного возраста на 5 лет (65- для мужчин, 60- для женщин) с предусмотренным льготным выходом на пенсию в первые 2 года (на 6 месяцев раньше срока). Также Президент отметил обеспечение досрочного выхода на пенсию для лиц с долговременным трудовым стажем и для многодетных матерей.
Повышение пенсионного возраста будет длиться постепенно и планомерно. Увеличение возраста можно увидеть наглядно в таблице:
Таблица 1- Увеличение возраста
Год Мужчины Женщины
2019 60,5 лет (+6 мес.) 55,5 лет (+6 мес.)
2020 61,5 лет (+1,5 года) 56,5 лет (+1,5 года)
2021 63 года (+3 года) 58 лет (+ 3 года)
2022 64 года (+4 года) 59 лет (+ 4 года)
2023 65 лет (+5 лет) 60 лет (+ 5 лет)
Также в реформе предусмотрена увеличение индексации пенсий, такими темпами, чтобы суметь опередить планируемый рост инфляции. Пенсии по старости неработающих граждан в среднем будут увеличиваться на 1 тыс. рублей в год или 12 тыс. рублей в год.
Таблица 2- Схема увеличения индексации пенсий
Период Размер индексации(%) Стоимость 1 балла (руб)
2019 7,05 87,24
2020 6,6 93
2021 6,3 98,86
2022 5,9 104,69
2023 5,6 110,55
2024 5,5 116,63
Такие темпы должны обеспечить средний уровень пенсии около 20000 руб уже через 6 лет. Целью является увеличение размера пенсии до 40% предпенсионного дохода.
Введенные депутатами «Единой России» поправки к закону о повышении пенсионного возраста, предустановлено, как и прежде в возрасте 55 и 60 лет граждане могут получить компенсацию накопительной части пенсии
Также следует отметить, что с 1 января 2020 года предполагаемый срок компенсации накопительной пенсии увеличился до 258 месяцев Это влияет непосредственно на размер прибавки, которую выплачивает пенсионеру государство ежемесячно из его пенсионных накоплений.
Повышение пенсионного возраста для оформления социального пособия будет происходить поэтапно -возможно, так же, как и для пенсионеров, оформляющих страховую пенсию.
Также в законодательстве закреплены новые возрастные условия для пенсионеров, имеющих льготы. Например, для работников производств с вредными или опасными условиями труда, для жителей Крайнего Севера и других лиц.
Кроме того, государство сохраняет льготы и социальную поддержку для граждан предпенсионного возраста, которые раньше оказывались только при достижении пенсионного возраста.
С новой пенсионной реформой расширяются права предпенсионеров и для них внедряются новые льготы, напрямую связанные с гарантией предоставления работы для заработка. Работодатели, увольняющие граждан предпенсионного возраста и отказывающие предпенсионерам в приеме на работу, повлекут за собой административную и уголовную ответственность.
Пятилетний срок также значительно важен, в виду того, что при установлении пенсионных выплат рассматривается одновременно достижение определенного возраста и производительность индивидуального стажа. Первоначально это относится непосредственно к работникам опасных и тяжелых профессий, имеющих привилегии досрочно выходить на пенсию. В таких случаях получение права на льготы и приближение к предпенсионному возрасту наступает за 5 лет до возраста досрочного выхода на пенсию.
Увеличенную стабильную выплату к страховой пенсии с 2019 года имеют сельские жители. Надбавка составляет 25%, только если установлено соблюдение условий, таких как: не меньше 30 лет стажа работы в сельском хозяйстве, постоянное место жительство на сельской местности и отсутствие официально оплачиваемой работы.
Граждане, получающие пенсию не по старости, а по приобретения специального стажа, право досрочного выхода на пенсию остается неизменным. Под такими гражданами подразумеваются работники такие как: врачи, педагоги, оперные певицы, артисты балета и др. Для досрочного выхода на пенсию выслуга лет должна составлять от 25 до 30 лет.
Для служащих государственной власти всех уровнейтрансформация к новой реформенной концепции с повышением пенсионного возраста происходит планомерно. До 2021 года повышение возраста составляет по 6 месяцев в год, далее темп соединяется с общей скоростью увеличения пенсионного возраста в стране и начинает расти по году. Мужчины-госслужащие к 2028 году будут выходить на пенсию в 65 лет, женщины-госслужащие начиная с 2034 года будут выходить на пенсию в 63 года.
Анализируя рассмотренные пенсионные реформы разных годов, можно отметить, что после реформы в 2019 году пенсионный возраст повысится на 5 лет , т.е. у женщин 60 лет , а у мужчин 65 лет .С 2015 года пансионный возраст составлял 55 лет - для женщин, 60 лет - для мужчин. Вместе с пенсионным возрастом так же повысился и трудовой стаж для выхода на пенсию. В 2019 году трудовой стаж -15 лет .В 2015 году Трудовой стаж составлял 9 лет . Также изменились формулы индивидуального пенсионного коэффициента и формулы расчета страховой пенсии.
Законодательные изменения в системе формирования и выплаты пенсии приводят к тому, что с одной стороны повышается срок выхода на пенсию, с другой - ее размер. Реформа во многом была вызвана большим процентом людей пожилого возраста в общем числе граждан, что связано с демографической ямой в связи с рядом событий новой и новейшей истории России. При этом те, кто сегодня работает и выплачивает взносы в ПФР, могут самостоятельно повлиять на увеличение своей пенсии, если воспользуются услугами негосударственных фондов.
Источники:
1. Болотнова Е.А. Совершенствование и модернизация выставочных железнодорожных путей необщего пользования в городе темрюк/ Болотнова Е.А., Тыртышная Л.Н., Гусаков В.В.// Естественно-гуманитарные исследования. 2019. № 26(4). С. 19.
2. Васильева Н.К. Эффективность производства риса на кубани/Васильева Н.К., Коврякова Е.А.// Москва, 2016.
3. Колесник В.С. Эффективность использования производственных ресурсов в сельском хозяйстве/ Колесник В.С., Ха-лявка И.Е., Юрченко А.А.// Коллективная монография / Краснодар, 2014.
4. Omarov R.S. Innovative approaches to the development of new food products based on secondary raw materials of animal origin/ Omarov R.S., Shlykov S.N., Khramchenko A.A.// Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2018. Т. 9. № 6. С. 1824-1831.
5. Храмченко А.А. К вопросу ускорения оборачиваемости оборотных средств и улучшения финансового состояния в целом на примере молочно-товарной фермы краснодарского края/ Храмченко А.А// Экономика и предпринимательство. 2016. № 12-3 (77). С. 561-567.
References:
1. Bolotnova EA. Improvement and modernization of non-public exhibition railways in Temryuk/Bolotnova E.A., Tyrtysh-naya L.N., Gusakov V.V.//Humanities research. 2019.No 26 (4). S. 19.
2. Vasilyeva N.K. Efficiency of rice production in the Kuban / Vasilyeva N.K., Kovryakova E.A. // Moscow, 2016.
3. Kolesnik V.S. Efficiency of the use of production resources in agriculture / Kolesnik V.S., Khalyavka I.E., Yurchenko A.A. // Collective monograph / Krasnodar, 2014.
4. Omarov R.S. Innovative approaches to the development of new food products based on secondary raw materials of animal origin / Omarov R.S., Shlykov S.N., Khramchenko A.A. // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2018.Vol. 9. No. 6. P. 1824-1831.
5. Khramchenko A.A. On the issue of accelerating the working capital turnover and improving the financial condition as a whole by the example of the dairy farm of the Krasnodar Territory / A. Khramchenko // Economics and Entrepreneurship. 2016. No. 12-3 (77). S. 561-567.