Научная статья на тему 'Новые пенсионные правила: сбалансированность или эффективность бюджета Пенсионного фонда'

Новые пенсионные правила: сбалансированность или эффективность бюджета Пенсионного фонда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
424
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ ПЕНСИОННОГО ФОНДА / СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Омшанова Эльвина Алексеевна

Пенсионная система Российской Федерации имеет множество проблем, среди которых: низкий уровень пенсионного обеспечения, недостаточность страховых доходов, зависимость от межбюджетных трансферов. В статье рассматриваются новые пенсионные правила, эффект от введения которых отразится на параметрах бюджета Пенсионного фонды и уровне пенсионного обеспечения. В тоже время реализация новых правил не исключает потенциальные риски и дополнительные издержки для бюджета. В статье определяются основные критерии эффективной пенсионной системы для достижения поставленных целей пенсионной реформы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые пенсионные правила: сбалансированность или эффективность бюджета Пенсионного фонда»

УДК 316.034

Омшанова Эльвина Алексеевна

кандидат экономических наук, кафедра финансов и цен, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова [email protected]

Elvina A. Omshanova

PhD in Economic, Department Finance and Prices, Plekhanov Russian Academy of Economics [email protected]

Новые пенсионные

правила:

сбалансированность или эффективность бюджета

пенсионного фонда

New pension rules:

balance or efficiency of the budget of the pension fund

Аннотация. Пенсионная система Российской Федерации имеет множество проблем, среди которых: низкий уровень пенсионного обеспечения, недостаточность страховых доходов, зависимость от межбюджетных трансферов. В статье рассматриваются новые пенсионные правила, эффект от введения которых отразится на параметрах бюджета Пенсионного фонды и уровне пенсионного обеспечения. В тоже время реализация новых правил не исключает потенциальные риски и дополнительные издержки для бюджета. В статье определяются основные критерии эффективной пенсионной системы для достижения поставленных целей пенсионной реформы.

Ключевые слова: бюджет Пенсионного фонда, сбалансированность, эффективность, пенсионная реформа.

Annotation. The pension system of the Russian Federation has a set of problems among which: low level of provision of pensions, insufficiency of insurance income, dependence on the interbud-getary transfers. In article new pension rules, the effect of which introduction will affect parameters of the budget Pension funds and the level of provision of pensions, are considered. In too time implementation of new rules does not exclude potential risks and additional costs for the budget. In article the main criteria of effective pension system for achievement of goals of pension reform are defined.

Keywords: budget of the Pension fund, balance, efficiency, pension reform.

В последнее десятилетие, несмотря на происходящие изменения в сфере формирования пенсионных прав, механизма расчета и ин-

,

вопросы, как обеспечение достойного уровня пенсионного обеспечения; создание условий для эффективной пенсионной системы, достижение

приемлемого уровня демографической и страхо-

;

пенсионных накоплений.

Для обеспечения сбалансированности и социальной справедливости пенсионной системы РФ

использовались различные инструменты. В 2010

.

,

межбюджетных трансфертов федерального бюджета РФ. В 2011—2015 гг. увеличилась нагрузка на бизнес за счет изменения тарифов

страховых взносов и условий начисления стра-

.

Пенсионного фонда обеспечивалась в рамках балансовой модели и трансфертной модели бюджета Пенсионного фонда. Балансовая мо-

дель формирования бюджета Пенсионного фонда функционировала до 2015 г. и была основана на финансировании дефицита бюджета Пенсионного фонда за счет трансферта на сбалансированность из федерального бюджета РФ, за счет которого покрывался дефицит бюджета Пенсионного фонда. Доля межбюджетных трансфертов федерального бюджета РФ на сбалансированность в доходах бюджета Пенсионного фонда составляла: в 2012 г. - 17,5 % (1033,14 млрд руб.), в 2013 г. - 14,8 % (942,81 млрд руб.), в 2014 г. - 5,4 % (336,31 млрд руб.). Введенная с 2015 г. новая пенсионная формула расчета пенсионных прав должна была скорректировать трансфертный механизм формирования бюджета Пенсионного фонда. Однако замещение трансферта на сбалансированность при отсутствии методологических основ формирования трансферта на обязательное пенсионное страхование, системных подходов к решению проблемы пенсионного обеспечения не привело к сокращению зависимости распределительного компонента пенсионного страхования от федерального бюджета. В период с 2015 г. по 2017 г.

в структуре доходов бюджета Пенсионного фонда на долю трансферта на обязательное пенсионное страхование приходилось от 11,3 до 13 % доходов бюджета Пенсионного фонда.

С 2019 г. в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [3], принятых изменений в сфере назначения и выплаты пенсий в федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» [2], федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» [1] вступит в

силу новая конструкция пенсионных и предпен-

, :

- поэтапное повышение возраста, по достижении которого будет назначаться страховая пенсия по старости;

- сохранение льгот по досрочному выходу на пенсию;

- изменение порядка индексации пенсий и трансферта Пенсионному фонду;

- разграничение предпенсионного и пенсионного возраста;

- расширение перечня доходов бюджета Пенсионного фонда за счет средств, изымаемых у коррупционеров.

Эти правила, прежде всего, затронут распределительный элемент обязательного пенсионного страхования, но любое изменение должно учитывать принцип социальной справедливости для существующих и будущих пенсионеров, а также влияние пенсионной системы на экономическую динамику.

Повышение пенсионного возраста является одним из основных инструментов, используемых в ряде стран для поддержания сбалансированности и устойчивости пенсионной системы. Согласно прогноза Министерства экономического развития РФ на период до 2024 года [7] повышение пенсионного возраста приведет к увеличению численности экономически активного населения к 2024 году на 1,8 млн человек, а в 2019 г. прирост занятых оценивается в 137,2 тыс. чел. при сокращении количества пенсионеров на 331,9 тыс. чел. Сокращение количества коснется только получателей страховой пенсии, количество получателей государственного пенсионного обеспечения, наоборот, увеличится в 2019 г. на 2,5 %.

Увеличение количества занятых предпенсионных возрастов в экономике в совокупности с индексацией заработной платы работников бюд-

,

платы на 2019-2021 гг., продлением моратория на направление страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, отказом от индексации для работающих пенсионеров повлияют на структуру доходов бюджета Пенсионного фонда на 2019--2021 гг. Если в 2016 г. на долю

страховых взносов которых приходилось 54,4 %

, 2021 . -64,5 %

.

федерального бюджета РФ в структуре доходов

2016 .

44,0 %, что соответствует 3,9 % ВВП, то ожида-

, 2021 . должны сократиться до 35,6 % в структуре дохо-

, . . 2,8 %

.

, -

ляет добиться выполнения двух задач: роста размеров пенсий и снижения зависимости от трансфертов федерального бюджета, что обеспечит определенную сбалансированность бюджета Пенсионного фонда. Но учитывая встроен-

ность функционирования пенсионной системы в - -

вития России, нельзя исключать долгосрочные риски от введения новых пенсионных и предпенсионных правил, в числе которых можно отметить такие, как различия в ожидаемой продолжительностью жизни между мужчинами и женщинами, изменение структуры занятости, состояние рынка труда, снижение реальных доходов населения, изменение системы социальной поддержки, падение доверия к социальной политике государства. Определенные бюджетные риски устойчивости пенсионной системы создают теневая занятость, сокращение количества организаций-плательщиков взносов в ПФР при не-компенсируемом увеличении уровня самозанятости при низком уровне страховых взносов самозанятого населения, не сопоставимом с размерами будущей пенсии. В этой связи необходимо отметить, что заявленный долгосрочный рост уровня пенсионного обеспечения граждан, возможность индексации размеров пенсий выше уровня инфляции в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [3], адаптация пенсионной системы к новым демографическим условиям могут быть реализованы в условиях функционирования эффективной пенсионной системы. Ключевой целью эффективной пенсионной системы является обеспечение достойного уровня пенсионного обеспечения на основе взаимодействия социальных, демографических и экономических критериев выполнения пенсионных обязательств.

Оценка эффективности пенсионной системы осуществляется по следующим направлениям:

1. Показатели параметров пенсионного обеспечения (пенсионный возраст, распространенность досрочного выхода на пенсию, система тарифов страховых взносов, эффективная ставка страховых взносов, правила индексации и формирования пенсионных прав, требования к минимальному страховому стажу).

2. Показатели оценки уровня жизни пенсионеров (коэффициент замещения, динамика среднего размера пенсии).

3. Демографические показатели оценки пенсионной системы (соотношение иждивенцев и занятых, продолжительность жизни, вероятность дожития до пенсии).

4. Экономические показатели воздействия пенсионной системы на экономику на основе сце-

Литература:

1. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ « ».

3. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период

2024 ».

4. Государственные и муниципальные финансы : учебник / коллектив авторов; под ред. В.А. Сле-пова, А.Ю. Чаловой. М. : КНОРУС, 2019. 336 с. URL : https://www.book.ru/book/930705

5. Слепое В.А. Федеральный бюджет как источник роста российской экономики: финансовые резервы и возможности / В. А. Слепов, А.Ю. Ча-лова // Финансы и кредит. 2017. № 8(728). С. 459-479.

6. 556363-7 « -сионного фонда Российской Федерации на 2019

2020 2021 . URL : http://sozd.parliament.gov.ru/bill/556363-7

7. -

РФ на период до 2024 года. URL : http://

economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/2018

01101

нарного подхода (расходы на пенсионные выплаты в ВВП, пенсионные накопления).

5. Финансовая сбалансированность пенсионной системы (дефицит бюджета, межбюджетные трансферты, показатели устойчивости бюджета).

Literature:

1. Federal law of 15.12.2001 № 167-FZ «About mandatory pension insurance in the Russian Federation».

2. Federal law of 28.12.2013 № 400-FZ «About insurance pensions».

3. Decree of the Russian President of 07.05.2018 № 204 «About the national purposes and strategic problems of development of the Russian Federation until 2024».

4. Public and municipal finances : textbook / group of authors; under the editorship of V.A. Slepov, A.Yu. Chalova. M. : KNORUS, 2019. 336 p. URL : https://www.book.ru/book/930705

5. Slepov V.A. Federal budget as source of growth of the Russian economy: financial reserves and opportunities / V.A. Slepov, A.Yu. Chalov // Finance and credit. 2017. № 8(728). P. 459-479.

6. Bill № 556363-7 «About the budget of the Pension Fund of the Russian Federation for 2019 and for planning period of 2020 and 2021. URL : http://sozd.parliament.gov.ru/bill/556363-7

7. Forecast of social and economic development of the Russian Federation until 2024. URL : http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/ 201801101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.