Научная статья на тему 'Основные направления модернизации пенсионной системы России в контексте устойчивого развития социальной сферы государства'

Основные направления модернизации пенсионной системы России в контексте устойчивого развития социальной сферы государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
885
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД / СИСТЕМА / ПЕНСИЯ / ДОХОДЫ / РАСХОДЫ / БЮДЖЕТ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Артемов В.А., Босердт Н.Ю., Мясникова О.А.

В статье проводится анализ деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, а именно определяются источники формирования его бюджета, а также направления расходования средств фонда. Все расходы бюджета фонда направлены исключительно на осуществление целей, определенных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Проводится анализ доходности бюджета Пенсионного фонда России за 2015 2017 гг., так в указанный период времени доходы бюджета ПФР увеличились на 1133,5 млрд. руб., в большей степени за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование. Также проводится анализ расходов бюджета ПФ РФ за период 2015 2017 гг. В отношении расходов бюджета фонда также заметна тенденция к увеличению на 649,2 млрд. руб. Проводится анализ доходности фонда и его расходов на плановый период 2018 2020 годов. На основании плановых показателей наблюдается увеличение как доходов бюджета, так и его расходов. Представлены пути решения проблемы увеличения количества пенсионеров при снижении количества страхователей в системе обязательного пенсионного страхования. Представлен механизм поэтапного повышения пенсионного возраста в России с 1 января 2019 г., а также сильные и слабые стороны данного повышения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления модернизации пенсионной системы России в контексте устойчивого развития социальной сферы государства»

УДК 336

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ

ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВА

АРТЕМОВ В.А.,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и бухгалтерского учета, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»; e-mail: ava_fkn@mail.ru.

БОСЕРДТ Н.Ю.,

студентка, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»; e-mail: nata.boserdt@yandex.ru. МЯСНИКОВА О.А.,

студентка, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»; e-mail: zaytseva_oksana@mail.ru.

Реферат. В статье проводится анализ деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, а именно определяются источники формирования его бюджета, а также направления расходования средств фонда. Все расходы бюджета фонда направлены исключительно на осуществление целей, определенных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Проводится анализ доходности бюджета Пенсионного фонда России за 2015 - 2017 гг., так в указанный период времени доходы бюджета ПФР увеличились на 1133,5 млрд. руб., в большей степени за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование. Также проводится анализ расходов бюджета ПФ РФ за период 2015 - 2017 гг. В отношении расходов бюджета фонда также заметна тенденция к увеличению на 649,2 млрд. руб. Проводится анализ доходности фонда и его расходов на плановый период 2018 - 2020 годов. На основании плановых показателей наблюдается увеличение как доходов бюджета, так и его расходов. Представлены пути решения проблемы увеличения количества пенсионеров при снижении количества страхователей в системе обязательного пенсионного страхования. Представлен механизм поэтапного повышения пенсионного возраста в России с 1 января 2019 г., а также сильные и слабые стороны данного повышения.

Ключевые слова: пенсионный фонд, система, пенсия, доходы, расходы, бюджет, социальное обеспечение, модернизация, социальная сфера.

THE MAIN DIRECTIONS OF MODERNIZATION OF THE PENSION SYSTEM OF RUSSIA IN THE CONTEXT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT THE SOCIAL SPHERE OF THE STATE

ARTEMOV V.A.,

candidate of economic sciences, professor department of finance, credit and accounting, Federal state budgetary educational institution of higher education «Kursk state University»; e-mail: ava_fkn@mail.ru.

BOSERDT N.Y.,

student, Federal state budgetary educational institution of higher education «Kursk state University»; e-mail: nata.boserdt@yandex.ru.

MYASNIKOVA OA.,

student, Federal state budgetary educational institution of higher education «Kursk state University»; e-mail: zaytseva_oksana@mail.ru.

Essay. The article analyzes the activities of the Pension Fund of the Russian Federation, namely the sources of formation of its budget, as well as the direction of expenditure of the Fund. All expenses of the Fund's budget are aimed solely at the implementation of the goals defined by the legislation of the Russian Federation and the legislation of the subjects of the Russian Federation. The analysis of the profitability of the budget of the Pension Fund of Russia for 2015-2017 is carried out, so in the specified period of time the budget revenues of the FIU increased by 1133.5 billion rubles, mostly due to insurance contributions for compulsory social insurance. Also the analysis of budget expenditures of the RF pension Fund for the period 2015 - 2017. In respect of expenses of the budget of the Fund is also a noticeable trend to increase

649,2 bn RUB. To a greater extent the Fund's expenses relate to expenses on provision of pensions of citizens. The analysis of the Fund's profitability and its expenses for the planning period 2018 - 2020 is carried out. Based on the planned indicators, there is an increase in both budget revenues and expenditures. The ways of solving the problem of increasing the number of pensioners while reducing the number of policyholders in the system of compulsory pension insurance are presented. The paper presents a gradual increase in the retirement age in Russia from January 1 2019, as well as the strengths and weaknesses of this increase.

Keywords: pension fund, pension, revenue, expenses, budget, social security, deficit, modernization.

Введение. С развитием государства связано развитие и функционирование социальных систем, степень развития которых влияет на экономическую жизнь страны. В свою очередь для регулирования развития социально-экономических систем формировались специальные внебюджетные фонды.

Пенсионный фонд РФ представляет собой фонд, являющийся финансово-кредитной организацией, созданной для реализации функций управления на уровне государства финансовыми ресурсами для пенсионного обеспечения граждан России [1].

Пенсионный фонд РФ является государственным социальным внебюджетным фондом, он и его денежные ресурсы находятся в государственной собственности Российской Федерации, при этом данные денежные средства не входят в состав других фондов и в состав бюджетов, не могут использоваться на другие цели и не могут быть изъяты из него [2].

Материал и методика исследования. Доходы Пенсионного фонда Российской Федерации формируются в основном за счет страховых взносов, плательщиками которых являются страхователи (организации, индивидуальные предприниматели и физические лица) [3].

Проанализировав динамику доходов и расходов Пенсионного фонда Российской Федерации, а также сопоставив уровень их сбалансированности, можно выявить ряд тенденций модернизации пенсионной системы России в контексте устойчивого развития социальной сферы государства.

Результаты исследования. Зная источники формирования бюджета ПФР в таблице 1 проведем анализ доходности бюджета Пенсионного фонда России за последние три года [4-6].

Исходя из данных таблицы 1, мы видим, что общие доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2017 г. увеличились по сравнению с 2015 г. и составили 8260,1 млрд. руб. Абсолютное изменение дохода бюджета ПФР с 2015 г. по 2017 г. составило 1133,5 млрд. руб., при этом темп прироста общей доходности бюджета составил 15,91 %. На основании данных таблицы 1 можно сказать, что за счёт страховых взносов формируется больше половины

доходов бюджета Пенсионного фонда России. Так за 2015 г. страховые взносы составили 54,43 % от всех доходов бюджета, за 2016 г. - 54,35%, за 2017 г. - 54,25%. Несмотря на то, что абсолютное изменение страховых взносов является положительным числом и равняется 602,2 млрд. руб., что говорит о том, что количество страховых взносов возросло с 2015 г. по 2017 г., при этом удельный вес страховых взносов на обязательное социальное страхование в общем доходе ПФР сократился на 0,18 %.

Количество межбюджетных трансфертов, то есть поступлений из федерального бюджета, с 2015 г. по 2017 г. также возросло, о чём свидетельствуют данные таблицы 1. Абсолютное изменение составило 588,4 млрд. руб. Межбюджетные трансферты составляют 43,3 - 44,5 % от общей доходности бюджета Пенсионного фонда, темп прироста составил 19,1 %.

Оставшуюся часть доходов бюджета (1,23 -2,23 %) составляют другие виды доходов, к числу которых относятся межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации и другие безвозмездные поступления, а также налоговые и неналоговые поступления, к которым могут относиться доходы от эксплуатации имущества, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, доходы от размещения средств Пенсионного фонда Российской Федерации, сформированных за счёт сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении ПФР, и другие виды доходов. Количество данных видов доходов в период с 2015 г. по 2017 г. уменьшилось и их абсолютное изменение в данный период составило -57,1 млрд. руб., а темп прироста соответственно -35,87 %.

Расходы Пенсионного фонда РФ, как и других государственных внебюджетных фондов, направлены на достижение целей, в строгом соответствии с бюджетами фондов [7].

В таблице 2 показана структура расходов Пенсионного фонда Российской Федерации с 2015 г. по 2017 г. [4-6].

Таблица 1 - Доходы бюджета ПФ Р за 2015 - 2017 гг.

2015 г. 2016 г. 2017 г. Откло- Темп прироста 2017 г. к 2015 г., %

Наименование показателя млрд. руб. % к итогу млрд. руб. % к итогу млрд. руб. % к итогу нение 2017 г. от 2015 г., млрд. руб.

Доходы всего, в том числе: 7126,6 100,00 7625,3 100,00 8260,1 100,00 1133,5 15, 91

страховые взносы на обязатель-

ное социальное страхование межбюджетные трансферты из федерального бюджета прочие безвозмездные поступления, налоговые 3878,7 3088,7 54, 43 43,34 4144,5 3352,3 54, 35 43, 96 4480,9 3677,1 54, 25 44, 52 602,2 588,4 15, 53 19, 10

и неналоговые доходы 159,2 2,23 128,5 1,69 102,1 1,23 - 57,1 - 35 ,87

Таблица 2 - Расходы бюджета ПФ РФ за 2015 - 2017 гг.

Наименование показателя 2015 г. 2016 г. 2017 г. Отклонение 2017 г. от 2015 г., млрд. руб. Темп прироста 2017 г. к 2015 г., %

млрд. руб. % к итогу млрд. руб. % к итогу млрд. руб. % к итогу

Расходы всего, 7670,3 100,00 7829,7 100,00 8319,5 100,00 649,2 8,46

в том числе:

расходы на

пенсионное

обеспечение 6264,1 81, 67 6613,4 84,47 7167,0 86, 15 902,9 14,41

межбюджетные

трансферты 1,01 0,01 1,15 0,02 0,96 0,01 - 0, 05 - 4, 95

другие 1405,2 18,32 1215,1 15,51 1151,5 13,84 - 253,7 - 18,05

На основании данных таблицы можно сделать вывод о том, что количество расходов бюджета ПФР за 2017 г. по сравнению с 2015 г. возросло и составило 8319,5 млрд. руб. Абсолютное изменение в количественном выражении составило 649,2 млрд. руб., при этом темп прироста составил 8,46 %.

На основании данных таблицы 2 можно сказать, что расходы на пенсионное обеспечение составляют более 80 % от общей суммы всех расходов и их доля в составе общих расходов с каждым годом увеличивается. Так в 2015 г. расходы на пенсионное обеспечение составили 6264,1 млрд. руб., в 2016 г. - 6613,4 млрд. руб., в 2017 г. - 7167,0 млрд. руб., что в процентном выражении от общих расходов составило - за 2015 г. - 81,67 %, за 2016 г. - 84,47 %, за 2017 г. - 86,15 %. Абсолютное изменение расходов на

пенсионное обеспечение составило 902,9 млрд. руб., а темп прироста - 14,41 %.

Межбюджетные трансферты в соответствии с данными таблицы 2 имеют наименьший удельный вес в совокупности расходов бюджета ПФР. Так за 2015 г. они составили 1,01 млрд. руб., за 2016 г. - 1,15 млрд. руб., а за 2017 г. всего 0,96 млрд. руб. соответственно. Их удельный вес в общих расходах колеблется в пределах 0,01 - 0,02 %, при этом с 2015 г. по 2017 г. они уменьшились на 0,05 млрд. руб., а темп прироста составил -4,95 %.

К другим видам расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации могут относиться расходы на международные отношения и международное сотрудничество, на обеспечение деятельности государственных учреждений, на образование, на создание объектов социального и производственного комплексов,

на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, и другие расходы. Удельный вес данных расходов в общей сумме всех расходов бюджета ПФ РФ находится в пределах 13,84 - 18,32 %. С 2015 г. по 2017 г. количество данных расходов уменьшилось, судя по данным таблицы 2, на 253,7 млрд. руб. Наибольшее количество данных расходов наблюдается за 2015 г., где они составили 1405,2 млрд. руб.

К основным характеристикам бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации относятся: прогнозируемый общий объём доходов и расходов бюджета, а также объём дефицита или профита бюджета.

В таблице 3 представлены доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на плановый период [8].

На основании данных таблицы 3, где представлены доходы бюджета ПФ РФ на плановый период, можно сделать вывод о том, что доходы Пенсионного фонда РФ на перспективу в боль-

шей степени будут формироваться за счёт страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, так как планируется, что доходы от межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в 2018 г. составят около 40 % всех доходов, в 2019 г. - около 39 %, а в 2020 г. -около 38,5 %. Поэтому доходы от страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составят примерно: в 2018 г. - чуть больше 60 %, в 2019 г. - около 61,2 %, в 2020 г. - около 61,5 %.

В таблице 4 представлено количество планируемых расходов бюджета Пенсионного фонда России на плановый период [8].

Судя по данным таблицы 4, расходы бюджета Пенсионного фонда России на плановый период будут увеличиваться. В 2018 г. они составят примерно 8532,1 млрд. руб., в 2019 г. -8694,8 млрд. руб., в 2020 г. - 8979,9 млрд. руб. Абсолютное изменение расходов с 2018 г. по 2020 г. составит приблизительно 447,8 млрд. руб.

Таблица 3 - Доходы бюджета ПФР на 2018 г. и на плановый период 2019-2020 гг.

2018 г. 2019 г. 2020 г. Откло-

Наименование показателя млрд. руб. % к итогу млрд. руб. % к итогу млрд. руб. % к итогу нение 2020 г. от 2018 г., млрд. руб. Темп прироста 2020 г. к 2018 г., %

Доходы всего, 8266,5 100,00 8621,0 100,00 8935,4 100,00 668,9 0,00

в том числе: межбюджетные трансферты из федерального бюджета межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ другие 3277,6 39,65 333 9,6 38, 74 343 3,8 38,43 156,2 - 1, 22

3,32 4985,6 0,04 60,31 3,05 5278,4 0,04 61,22 3,20 5498,4 0,04 61,53 - 0, 12 512,8 0,00 1,22

Таблица 4 - Структура и динамика расходов Пенсионного фонда РФ в 2018-2020 гг.

Наименование показателя 2018 г. 2019 г. 2020 г. Отклонение 2020 г. от 2018 г., млрд. руб. Темп прироста 2020 г. к 2018 г., %

млрд. руб. % к итогу млрд. руб. % к итогу млрд. руб. % к итогу

Расходы всего, 8532,1 100,00 8694,8 100,00 8979,9 100,00 447,8 0

в том числе:

расходы на пенси-

онное обеспечение 7349,3 86, 14 755 6,6 86, 91 7867,0 87, 61 517,7 1,47

расходы на соци-

альное обеспечение 532,0 6,24 548,9 6,31 563,0 6,27 31 0,03

общегосударст-

венные вопросы 117,4 1,37 114,2 1,31 116,9 1,30 - 0 ,5 - 0, 07

другие 533,4 6,25 475,1 5,47 433,0 4,82 - 100,4 - 1,43

Расходы на пенсионное обеспечение граждан с каждым годом будут увеличиваться, их абсолютное изменение с 2018 г. по 2020 г. может составить примерно 517,7 млрд. руб., а его изменение в относительном выражении может составить около 1,5 %.

Расходы на социальное обеспечение также будут увеличиваться, хотя и не в таких же больших размерах. Их абсолютное изменение за три года составит около 31 млрд. руб. А вот расходы на общегосударственные вопросы будут снижаться, и это уменьшение составит 0,07 %.

На основании данных таблиц 1 - 4 можно отобразить наглядное представление доходов и расходов бюджета ПФР за 2015 - 2017 гг., а также на 2018 г. и плановый период 2019 и 2020 гг. на рисунке 1.

При наглядном рассмотрении доходов и расходов бюджета ПФ РФ за 2015 - 2020 гг., можно сделать вывод, что в данный период времени каждый год в бюджете Пенсионного фонда образуется дефицит денежных средств, так как расходы бюджета превосходят его доходы. Дефицит бюджета на плановый период 2018 - 2020 гг. представлен в таблице 5.

Исходя из данных таблицы 5, можно сделать вывод о том, что с 2018 г. по 2020 г. пла-

нируется уменьшение дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации примерно на 221,1 млрд. руб. Данное уменьшение может быть достигнуто за счёт увеличения остатков денежных средств резерва ПФР, средств пенсионных накоплений, за счёт курсовой разницы по средствам бюджета ПФ РФ, за счёт увеличения остатков средств пенсионных накоплений бюджета, временно размещённых в депозиты, за счёт сумм дополнительных страховых взносов, за счёт увеличения прочих финансовых активов в собственности ПФР и другое.

С помощью прогнозных показателей доходов, расходов и дефицита бюджета Пенсионный фонд Российской Федерации должен определять основные направления совершенствования пенсионной системы.

Модернизация пенсионной системы и перспективы её реформирования на современном этапе затруднительны тем, что цель пенсионного обеспечения всё больше сводится к функции пособия, защищающего население от бедности, а не обеспечивающего ему надлежащего уровня жизни, сопоставимого с величиной получаемых средних доходов.

10000

Доходы Расходы

2015 г. 2016 г. ■ 2017 г. ■ 2018 г. ■ 2019 г. ? 2020 г.

Рисунок 1 - Фактические и плановые доходы и расходы бюджета ПФР

Таблица 5 - Дефицит бюджета ПФР на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 гг.

Показатель 2018 г. 2019 г. 2020 г. Абсолютное изменение, 2020 г. от 2018 г.

265,6 73,8 44,5

Дефицит, млрд. руб. -221,1

Таблица 6 - Численность пенсионеров и страхователей в системе обязательного пенсионного

страхования

Наименование показателя 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Количество пенсионеров, млн. чел. 42,7 42,9 43,5

Количество страхователей, млн. чел. 9,5 9,4 9,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 7 - Пенсионный возраст в России с 2019 года

Год выхода на пенсию по старому закону Пенсионный возраст по новому закону Год выхода на пенсию по новому закону

мужчины женщины

2019 60 + 1 55 + 1 2020

2020 60 + 2 55 + 2 2022

2021 60 + 3 55 + 3 2024

2022 60 + 4 55 + 4 2026

2023 и последующие годы 60 + 5 55 + 5 2028 и последующие годы

Таблица 8 - Сильные и слабые стороны повышения пенсионного возраста

Сильные стороны Слабые стороны

- возрастет количество трудоспособного населения - восстановление баланса между численностью работающего населения и пенсионеров - повышение уровня пенсий - снижение дефицита пенсионного фонда - психологическая неготовность людей к данным изменениям - человек предпенсионного возраста, зачастую, не отвечает физическим и техническим критериям рынка труда - высокая вероятность роста уровня безработицы

В современных условиях развития финансово-кредитной системы России негативное влияние на развитие пенсионной системы оказывает разбалансированность числа плательщиков страховых взносов и пенсионеров, что продемонстрировано в таблице 6 [9-11].

На основании данных, представленных в таблице, можно сделать вывод о том, что количество пенсионеров во много раз превосходит количество страхователей. При этом наблюдается тенденция увеличения количества пенсионеров при снижении количества страхователей в системе обязательного пенсионного страхования.

В своей статье «Россия-2024: Стратегия социально-экономического развития» ДА. Медведев говорит о том, что существует три пути решения данной проблемы:

1) повышение уровня тарифов отчислений в пенсионную систему, но это может привести к тому, что люди снова будут получать зарплату «в конвертах», а повышение налоговой нагрузки работодателей может привести к падению деловой активности;

2) снижение реального уровня пенсий, что неприемлемо;

3) постепенное увеличение порога пенсионного возраста [12].

В.В. Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии», который вступит в силу с 1 января 2019 г. Согласно данному закону предусматривается поэтапное повышение пенсионного возраста на 5 лет - до 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин. При этом предусматривается досрочный выход на пенсию для многодетных матерей, а также для мужчин и женщин, стаж которых достигнет 42 года и 37 лет соответственно.

В таблице 7 представлено поэтапное повышение пенсионного возраста.

На основании данных представленной таблицы можно заключить, что, начиная с 2019 года начнется поэтапное повышение периода трудоспособности населения, который ежегодно будет увеличиваться на один год. Такое увеличение будет производиться до тех пор, пока не будут достигнуты новые значения пенсионного возраста - 60 для женщин, 65 -для мужчин. При этом данные изменения никак не повлияют на тех, кто уже на пенсии.

Выводы. Данная пенсионная реформа должна поспособствовать решению проблемы пенсионной системы Российской Федерации, а именно снижению дефицита бюджета ПФР.

В таблице 8 представлены сильные и слабые стороны повышения пенсионного возраста в России.

В долгосрочной перспективе пенсионная система должна быть нацелена на оптимизацию и рационализацию норм и условий пенсионного обеспечения, увеличение взаимодействия ПФ РФ с субъектами Российской Федерации, формирование пенсионной культуры у молодого поколения, выведение из «тени» заработной платы и увеличение эф-

фективности администрирования страховых взносов, что в дальнейшем может привести к приросту объёма страховых взносов и стабильности страховых выплат. Таким образом модернизации пенсионной системы России спровоцирована объективными обстоятельствами сформированной социально-экономической системы и является необходимым мероприятием в контексте устойчивого развития социальной сферы государства.

Список использованных источников

1. Официальный сайт Пенсионного фонда РФ. - www.pfrf.ru/

2. Постановление Верховного Совета РФ № 2122-1 «Об утверждении Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации» / Информационно-правовая система Консультант-плюс.

3. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» / Информационно-правовая система Консультант-плюс.

4. Федеральный закон от 31.10.2016 № 378-Ф3 «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2015 год» / Информационно-правовая система Консультант-плюс.

5. Федеральный закон от 16.10.2017 № 288-ФЗ «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2016 год» / Информационно-правовая система Консультант-плюс.

6. Федеральный закон № 416-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на

2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» / Информационно-правовая система Консультант-плюс.

7. Бюджетный кодекс РФ / Информационно-правовая система Консультант-плюс.

8. Федеральный закон № 363-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на

2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» / Информационно-правовая система Консультант-плюс.

9. Годовой отчёт Пенсионного фонда РФ за 2015 год.

10. Годовой отчёт Пенсионного фонда РФ за 2016 год.

11. Годовой отчет Пенсионного фонда РФ за 2017 год.

12. Медведев Д.А. Россия-2024: Стратегия социально-экономического развития // Вопросы экономики. - 2018. - № 10. - С. 5-28.

List of used sources

1. The official site of the Pension Fund of the Russian Federation. - www.pfrf.ru/

2. Decree of the Supreme Soviet of the Russian Federation No. 2122-1 "On Approval of the Regulations on the Pension Fund of the Russian Federation" / Information and Legal System Consultant Plus.

3. Federal Law of 15.12.2001 No. 167-ФЗ "On Compulsory Pension Insurance in the Russian Federation" / Information and Legal System Consultant Plus.

4. Federal Law of 31 October 2016 No. 378-ФЗ "On the execution of the budget of the Pension Fund of the Russian Federation for 2015" / Consultant Plus Information and Legal System.

5. Federal Law of 16.10.2017 No. 288-ФЗ "On the execution of the budget of the Pension Fund of the Russian Federation for 2016" / Information and legal system Consultant Plus.

6. Federal Law No. 416-ФЗ "On the Budget of the Pension Fund of the Russian Federation for

2017 and for the Planning Period of 2018 and 2019" / Information and Legal System Consultant Plus.

7. Budget Code of the Russian Federation / Information and Legal System Consultant Plus.

8. Federal Law No. 363-ФЗ "On the Budget of the Pension Fund of the Russian Federation for

2018 and for the Planning Period of 2019 and 2020" / Information and Legal System Consultant Plus.

9. Annual report of the Pension Fund of the Russian Federation for 2015.

10. Annual report of the Pension Fund of the Russian Federation for 2016.

11. Annual report of the Pension Fund of the Russian Federation for 2017.

12. Medvedev D.A. Russia-2024: Strategy of social and economic development // Questions of economy. - 2018. - № 10. - P. 5-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.