Научная статья на тему 'Перспективы развития пенсионной системы российской Федерации'

Перспективы развития пенсионной системы российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
790
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА / ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ТРУДОВОЙ СТАЖ / КОЭФФИЦИЕНТ ЗАМЕЩЕНИЯ / ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕНСИОННЫХ РАСХОДОВ / PENSION SYSTEM / REFORM PROSPECTS / MODERNIZATION / LABOR EXPERIENCE / REPLACEMENT RATE / PENSION PROVISION / EFFICIENCY OF PENSION EXPENSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Урусова Августина Биляловна

Перспективы реформирования пенсионной системы и ее модернизации с целью обеспечить достойный доход пенсионерам в долгосрочной перспективе, все больше и больше волнуют трудоспособное население России. Все остро стоит вопрос о пенсионном возрасте среди большего слоя трудоспособного населения. Экономическая дискуссия вокруг проблем пенсионной системы сводится к обсуждению ряда вопросов, которые были рассмотрены в работе. Влияние новой пенсионной реформы на законодательство и на самих пенсионеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects of development of the pension system of the Russian Federation

The prospects for reforming the pension system and its modernization in order to ensure a decent income for retirees in the long term are increasingly worrying the working-age population of Russia. All the acute question of the retirement age among the larger layer of the working population. The economic discussion around the problems of the pension system boils down to a discussion of a number of issues that were considered in the work. The impact of the new pension reform on the legislation and on the retirees themselves.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития пенсионной системы российской Федерации»

PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE PENSION SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

Urusova Avgustina Bilyalovna, PhD of Economics, Associate Professor, Department of Finance and Credit, North-Caucasus State University of Humanities and Technology, Cherkessk, Republic of Karachay-Cherkessia

The prospects for reforming the pension system and its modernization in order to ensure a decent income for retirees in the long term are increasingly worrying the working-age population of Russia. All the acute question of the retirement age among the larger layer of the working population. The economic discussion around the problems of the pension system boils down to a discussion of a number of issues that were considered in the work. The impact of the new pension reform on the legislation and on the retirees themselves.

Keywords: pension system; reform prospects; modernization; labor experience; replacement rate; pension provision; efficiency of pension expenses.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ УДК 332.964

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВАК РФ 08.00.10

Перспективы реформирования пенсионной системы и ее модернизации с ©Урусова А.Б., 2019 целью обеспечить достойный доход пенсионерам в долгосрочной перспективе, все больше и больше волнуют трудоспособное население России. Все остро стоит вопрос о пенсионном возрасте среди большего слоя трудоспособного населения. Экономическая дискуссия вокруг проблем пенсионной системы сводится к обсуждению ряда вопросов, которые были рассмотрены в работе. Влияние новой пенсионной реформы на законодательство и на самих пенсионеров.

Ключевые слова: пенсионная система; перспективы реформирования; модернизация; трудовой стаж; коэффициент замещения; пенсионное обеспечение; эффективность пенсионных расходов.

Несмотря на то, что общественно-политическое обсуждение модернизации пенсионной системы продолжается уже 21 год, начиная с разработки "Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации" (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации № 790 от 7 августа 1995 года), где формулировались основные недостатки и принципы модернизации существующей пенсионной системы, вопрос о реформировании пенсионной системы будет оставаться на политической повестке дня и в среднесрочной перспективе.

Перспективы реформирования пенсионной системы и ее модернизации с целью обеспечить достойный доход пенсионерам в долгосрочной перспективе, который находился бы в зависимости от производительности труда потенциальных пенсионеров (трудового заработка), а также от длительности трудового стажа, на современном этапе затруднены тем, что пенсионная система как часть системы социальной поддержки населения, по существу, этой функции не выполняет, и с прогнозируемым сокращением коэффициента замещения, то есть отношения средней величины пенсии к средней заработной плате, пенсионное обеспечение все больше будет сводиться к функции пособия, защищающего население от бедности, а не обеспечивающего ему сопоставимого уровня жизни по отношению к величине получаемых средних доходов.

Согласно утвержденной Международной организацией труда Конвенции №102 "О минимальных нормах социального обеспечения", норма выплат пенсионных пособий по старости, то есть коэффициент замещения, должна находиться в зависимости от трудового стажа, получаемого трудового дохода, величины страховых взносов, возраста выхода на пенсию и рассчитываемой пенсионной формулы, то есть Конвенция Международной организации труда устанавливает уровень развития пенсионного обеспечения для международных сопоставлений. Согласно данной Конвенции Меж-

УРУСОВА Августина Биляловна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра Финансов и кредита, Северо-Кавказская государс твенная гуманитарно-технологическая академия, Черкесск, Республика Кара чае во-Черкессия

¥ >

<

X

ш

s ^

о т

s Т

О X

о

СО

*

# •X

346

дународной организации труда, коэффициент замещения пенсионным пособием трудового заработка должен быть не ниже 40% трудового заработка с учетом социальных пособий, получаемых типичным по числу и составу домохозяйством.

По утверждению экономиста Е. Гонтмахе-ра, пенсионное обеспечение в России не является сопоставимым с пенсиями в развитых западных странах, а является по существу социальным пособием, так как коэффициент замещения недостаточен, что побуждает российских пенсионеров максимально продлять трудовую деятельность для обеспечения достойного уровня жизни [4, с. 100].

Экономическая дискуссия вокруг проблем пенсионной системы сводится к обсуждению следующих вопросов.

Во-первых, необходимость балансирования пенсионного фонда и снижения его дефицита порождает дискуссии о повышении пенсионного возраста (такие предложения выдвинуты Министерством Финансов РФ, Министерством экономического развития, Министерством труда и Центральным банком), а также о величине индексации пенсий (в 2016 году пенсии не были проиндексированы полностью на уровень инфляции: для неработающих пенсионеров индексация составила только 4%, для работающих пенсионеров индексация не была проведена вовсе).

Несмотря на кажущееся согласие Правительства РФ и ЦБ РФ относительно необходимости повышения пенсионного возраста, аргументация о повышении пенсионного возраста с целью балансирования пенсионного фонда представляется неполной без анализа продолжительности здоровой и трудоспособной жизни российского населения предпенсионного возраста.

Ожидаемая продолжительность жизни российского населения в возрасте 55 лет составляет 22,6 года (для мужчин 18,9 лет, для женщин 25,5 лет, то есть разрыв составляет 6,6 лет), в возрасте 60 лет - 19,1 года (для мужчин 15,9 лет, для женщин 21,4 лет, то есть разрыв составляет 5,5 лет), в возрасте 65 лет - 15,8 года (для мужчин 13,2 лет, для женщин 17,5 лет, то есть разрыв составляет 4,3 лет), то есть наблюдается, с одной стороны, существенное превышение ожидаемой продолжительности женщин над ожидаемое продолжительности мужчин в возрасте текущего и потенциального выхода на пенсию (55-65 лет), с другой стороны, текущий возраст выхода на пенсию (55 лет для женщин, 60 лет для мужчин), не отра-

жает этих различии в ожидаемой продолжительности жизни [4].

Отметим, что показатель ожидаемой продолжительности жизни в определенном возрасте является интегральным показателем, отражающим текущие коэффициенты смертности населения, присущие определенному возрасту. Вопрос о постепенном повышении пенсионного возраста населения и доведение пенсионного возраста женщин до пенсионного возраста мужчин будет оставаться на повестке дня реформирования пенсионной системы в среднесрочной перспективе. Возможный недостаточный запас здоровья российского населения, а также политическая ангажированность вопроса о повышении пенсионного возраста будут препятствовать проведению реформ в этой сфере.

Во-вторых, состояние пенсионной сферы усугубляется наличием в России высокой доли населения, занятой в неформальном секторе (по официальным оценкам, этот показатель равен 6,3 млн (данные Росстата за 2013 год), однако этот показатель представляется заниженным (альтернативные оценки достигают 20 млн человек). Эта часть населения не платит пенсионные взносы. Вместе с тем, можно утверждать, что неформальная занятость является, скорее, следствием российских экономических проблем и институционального устройства экономики и общества, а не источником решений проблем пенсионной системы через увеличение доходов Пенсионного фонда РФ для снижения трансферта из федерального бюджета. Формальный сектор российского рынка труда не создает, а сокращает количество рабочих мест, и неформальный сектор выступает в этом случае альтернативой безработице, а не формальной занятости.

Кроме того, в условиях ожидаемого снижения коэффициента замещения пенсии пенсионная система всё больше выполняет функцию социальной защиты населения от бедности, однако российский рынок труда (с низким уровнем заработных плат и значительным сектором неформальной занятости), а также демографические проблемы сокращения доли трудоспособного населения не позволяют эффективно функционировать распределительной пенсионной системе.

В-третьих, обсуждается вопрос целесообразности сохранения практики досрочных пенсий. Вместе с тем исследования показывают, что предоставление досрочных пенсий может не быть острой проблемой пенсионной системы. Согласно работе Е. Гурвича, досроч-

ные пенсионеры составляются около 20% общего числа пенсий, в 28% пенсий по старости являются оформленными досрочно, а на выплаты этих дополнительных пенсий приходится около трети процента ВВП, то есть около 4 процентов пенсионных выплат. При этом, более половины тех, кто оформил досрочную пенсию, являются трудоспособными [2, с. 53].

Анализ общественной, экономической и политической дискуссии по вопросу проведения пенсионной реформы показывает, что политическое решение будет определяющим в формировании контуров будущей пенсионной системы, при этом можно отметить следующие социально-экономические опасности, которые могут реализоваться в российской общественно-экономической реальности с высокой вероятностью: завершение институциональной эволюции и трансформации пенсионного обеспечения в пособие по бедности, значительное снижение качества жизни лиц предпенсионного возраста в результате повышения пенсионного возраста, изменение социально-экономических взаимодействий в российских семьях, которые во многом в настоящий момент построены на дотационном характере доходов современных пенсионеров для других членов домохозяйств, в которых эти пенсионеры проживают (особенно в сельской местности), а также на неформальной роли пенсионеров по уходу за детьми, больными, пожилыми людьми в семьях.

С другой стороны, необходимо проанализировать не только последствия проводимых потенциальных реформ, но также оценивать риски отложенной стабилизации пенсионной системы. Отложенная стабилизация рассматривается в современной политической экономии государственных расходов как ситуация, в которой политики и реформаторы, определяющие контуры экономической политики, принимают решение отложить назревшие меры по модернизации (например, повышение пенсионного возраста), рассчитывая на то, что данное решение не придется принимать в ближайшем будущем и соответствующих издержек удастся избежать [3, с. 285].

Как же повлияет новая пенсионная реформа на пенсионеров, это самый больной вопрос основного трудоспособного населения в России. Коснутся ли последние изменения в пенсионном законодательство нынешних пенсионеров?

С1 января 2019 года в России начнется пенсионная реформа, в связи с проведением которой пенсии будут повышаться более высо-

кими темпами, чем это было в предыдущие годы (опережая уровень инфляции). В Правительстве отмечают, что такими темпами пенсии в России будут расти впервые в новейшей истории, и запланированное повышение в Минтруде уже называют "беспрецедентным". Параметры повышенной индексации пенсии до 2024 гг. четко зафиксированы в новом законе о пенсиях с 2019 года под номером № 350-Ф3, который уже подписан Президентом и был официально опубликован 03.10.2018 г.

Согласно подсчетам, средняя пенсия по стране в 2019 году увеличится на 1000 рублей. Результат будет заметным уже с 1 января, поскольку меняется также порядок индексации пенсий: теперь страховые (трудовые) пенсии будут индексировать на постоянной основе не с 1 февраля, как это было раньше, а с 1 января. Однако эти планы, касающиеся опережающего роста пенсий, не затронут работающих пенсионеров - для них ежегодная индексация не проводится с 2016 года.

В среднем на 1000 рублей будет возрастать ежегодно и в будущих годах. Темпами, превышающими уровень инфляции, пенсии планируется повышать как минимум в 2019-2024 гг. Таким образом, пенсионная реформа - это долгосрочный проект, который в 2019 году только начнет реализовываться [4].

Все это станет возможным благодаря повышению пенсионного возраста, которое в соответствии с законом от 03.10.2018 № 350-Ф3 начнется уже с 01.01.2019 г. В Правительстве отмечают, что реформа проводится с целью повышения благосостояния пенсионеров и придания устойчивости всей пенсионной системе страны (за счет снижения дефицита бюджета Пенсионного фонда России - ПФР). Именно для этого Правительство вынуждено идти на такую непопулярную среди населения меру, как увеличение пенсионного возраста.

В 2019 году произойдут следующие изменения условий выхода на пенсию по старости:

- общеустановленный пенсионный возраст повысится для мужчин и женщин на полгода (6 месяцев) - соответственно до 60,5 и 55,5 лет;

- соответствующим образом повысится возраст оформления социальной пенсии по старости;

- будут откорректированы некоторые условия назначения льготных пенсий.

В плане повышения размера пенсионного обеспечения:

- пенсии для неработающих граждан будут повышаться темпами, опережающими инфляцию (в среднем на 1000 руб., фактически - на 7,05% в 2019 году);

s >

<

Lg S

u

ш T

s о

X

о

со

*

#

•X

348

- индексация будет проводиться ежегодно с 1 января.

Размер прибавки в рублях для каждого пенсионера будет индивидуальным. Чтобы получить фактический размер пенсии в 2019 году, надо размер своей страховой части пенсии умножить на коэффициент 1,0705 (что соответствует повышению на 7,05%).

Такое повышение коснется только неработающих пенсионеров, получающих страховую пенсию по старости, инвалидности или по потере кормильца. Поскольку пенсии в России платятся за текущий месяц, новые суммы пенсионеры получат уже в январе - индексация будет проведена с начала года.

Раньше выйти на пенсию, как и в прошлом, смогут силовики и люди, трудящиеся на вредном производстве, служащие в сложных условиях и подобное. Также раньше смогут выйти на пенсию бюджетники, но только в том случае, если им хватит наработанного стажа для заслуженного отдыха.

Подниматься пенсионный возраст будет не сразу, а постепенно - ежегодно срок выхода на пенсию будет отодвигаться понемногу для граждан, которые подходят "к старым граням". Полностью реализация реформы закончится только в 2028 году [5].

Эксперты уже предупредили, что у многих россиян есть возможность не дожить до пенсии. Новый Закон коснется нынешних пенсионеров только в отношении индексации пенсий. Получатели пенсий по линии Пенсионного фонда России, как и ранее, будут получать все положенные им пенсионные и социальные выплаты в соответствии с уже приобретенными пенсионными правами и льготами. Индексация же будет производиться в большем размере, чем уровень инфляции. Размер индексации определен в Законе по 2024 год, и дает среднюю прибавку около 1 тысячи рублей в месяц.

Основной проблемой пенсионной системы в среднесрочной перспективе будет оставаться недостаточная эффективность расходов: доля в ВВП расходов на пенсионное обеспечение занимает 9% ВВП (для сравнения - 8,4% в странах ОЭСР), а значительная доля этих расходов (3% ВВП) представляет собой трансферт

из федерального бюджета [1, с. 105]. При этом дефицит Пенсионного Фонда России формируется в результате установления государством различных льгот, а прогнозируемое старение население пока не начало оказывать влияние на состояние дефицита Пенсионного Фонда.

Вместе с тем, номинальная ставка пенсионного тарифа (тарифа страховых взносов в пенсионную систему, отражающая степень нагрузки на бизнес, выше среднего значения по развитым странам (в России страховые взносы в Пенсионный Фонд составляет 22% от заработной платы, при достижении законодательно установленного максимума заработной платы 22% + 10%, в странах ОЭСР в среднем 19,6%), при этом коэффициент замещения в России остается низким (34,4% в 2015 году) относительно развитых стран. Реформирование системы пенсионного обеспечение должно, в первую очередь, быть нацелено на повышение эффективности пенсионных расходов, которые в настоящий момент при сопоставимом с развитыми странами уровне тарифов и расходов не обеспечивает сопоставимого уровня пенсионных выплат.

Согласно данным Росстата, к 2030 году численность российского населения в трудоспособном возрасте снизится на 11 млн человек, а старше трудоспособного возраста - увеличится на 9 млн человек), то есть основной проблемой будет оставаться зависимость пенсионной системы от состояния федерального бюджета.

Примечания:

1. Горлин Ю.М. Дефекты действующей пенсионной формулы / Ю.М. Горлин // Экономическая политика. - 2014. - № 4.

2. Гурвич Е.Т. Микроанализ пенсионной системы //Вопросы экономики/Е.Т.Гурвич,Ю.С.Сонина-2012,-№2.

3. Цыплаков A.B. Политическая экономия государственных расходов в современной России // Российские корпорации в условиях антимонопольного регулирования: монография / P.C. Дзарасов, O.E. Рязанова, Г.П. Журавлева и др.; под ред. O.E. Рязановой. - М.: ИИУ МГОУ, 2016.

4. Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации - Режим доступа. - URL: http:/ /www.pfrf.ru.

5. Правда-ТВ-Режим доступа. - URL: http://www. pravda-tv.ru

FORMATION OF PROSPECTS FOR DEVELOPMENT AND PREDICTION OF QUALITY ON THE EXAMPLE OF DAIRY PRODUCTS

Chernisheva Julia Stanlslavovna, PhD of Technical science, Associate Professor

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.