ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС
УДК 34.09
С. 31—36
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И РЕФОРМИРОВАНИЕ ПРАВООТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Бабич К. В.
Челябинский государственный университет E-mail: [email protected]
Статья посвящена актуальным вопросам правовых отношений в сфере пенсионного обеспечения, также рассматриваются некоторые проблемы, которые чаще всего возникают в сфере пенсионного обеспечения. В статье выявлены недостатки действующей системы пенсионного обеспечения населения и обозначены направления проведения реформ пенсионной системы. Дана характеристика новой пенсионной реформы и выделены основные пути решения данной проблемы.
Ключевые слова: пенсии, пенсионное обеспечение, пенсионная система, правоотношения, пенсионная реформа, пенсионные накопления.
CURRENT STATE AND REFORM OF LEGAL RELATIONS IN THE FIELD OF PENSION PROVISION
Babich V. K.
Chelyabinsk State University E-mail: [email protected]
The article is devoted to the topical issues of legal relations in the field of pensions, also discusses some of the problems that most often arise in the field of pensions. The article reveals the shortcomings of the current system of pension provision of the population and outlines the directions of reforms of the pension system. The characteristic of the new pension reform is given and the main ways of solving this problem are highlighted.
Keywords: pensions, pension provision, pension system, legal relations, pension reform, pension savings.
Введение
Анализ пенсионного обеспечения граждан любого государства всегда привлекает пристальное внимание. Данная ситуация во все времена претерпевала различные, достаточно серьезные изменения, а это и изменение пенсионного возраста и регулирование фиксированного базового размера, накопительной пенсии и др.
Следует согласиться с Н. И. Сапожниковой, которая определяет, что «прогнозируемые изменения в пенсионном законодательстве будут носить уточняющий характер и не изменят идеологию новой пенсионной системы» [13, с. 4].
Важнейшей задачей совершенствования системы пенсионного обеспечения является «достижение высокого стандарта текущего потребления людей, которые имеют социально пенсионное положение» [7, с. 320].
По данным «Global Retirement Index» в 2017 году Россия оказалась в пятёрке худших стран для пенсионеров. В данном индексе Россия заняла 40-е место из 43-х возможных. Рассматривались 4 параметра: уровень здравоохранения, размер пенсий, качество жизни, материальное благополучие. Вместе с тем, у нас в стране ежегодно выходит на пенсию около двух миллионов человек [11].
Поэтому вопросы пенсионного обеспечения интересуют не только людей пенсионного возраста, но и более молодых людей, которые уже начали формировать накопительную часть своей пенсии.
Исследовательская часть
Как начисляется пенсия и что влияет на ее размер — для большинства из них загадка, так как пенсионная система по сложности и запутанности не уступает ЖКХ1.
Существуют различные подходы к понятию «пенсионное обеспечение».
Так, с точки зрения юридического подхода, пенсионное обеспечение представляет собой одну из отраслей законодательства, которая регулирует общественные отношения в области поддержки нетрудоспособных граждан.
С точки зрения социальных наук, пенсионное обеспечение можно определить как систему мер поддержки граждан, которые не имеют возможности трудиться в силу возраста или в силу ограничения жизнедеятельности.
С начала 2015 года в России были введены новые правила формирования пенсионных накоплений [10]. Если раньше пенсия состояла из трех частей: базовой, страховой и накопительной, то теперь она представлена составляющими отраженными на рисунке 1.
которые делают работающие граждане, идут на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Данный принцип при стремительном старении населения ведет к большой нагрузке на трудоспособное население [12, с. 208].
Пенсионное обеспечение является важной частью жизни каждого гражданина. Несмотря на большое количество источников формирования бюджета, средств для достойного обеспечения пенсионеров РФ не хватает, существует ряд проблем в механизме реализации пенсионного обеспечения [15, с. 234].
Учитывая преимущества распределительного и накопительного метода формирования пенсионного обеспечения, в Российской Федерации создана эффективно функционирующая комбинированная или смешанная модель пенсионного обеспечения граждан.
Одной из задач бюджетной политики РФ является снижение зависимости бюджетов государственных социальных внебюджетных фондов от трансфертов из федерального бюджета.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что Пенсионный фонд единолично не справляется с обеспечением закрепленной в Конституции социальной политики государства [4].
Как следствие в настоящее время набирают популярность альтернативные способы
Виды пенсий в РФ
По обжигальному •неионному страхованию
По госудфстмтому пенсионному обеспечение
По негосударственному пенс мэн ному
обеспечен мо
Страховые
По старости
По инвалидности
По случаю потери корм ильма
Накопительная
За выслугу лет
По старости
По жшидюстм
По случаю потери кормильца
Социал>ные
Пенс»«« по договорам негосударственного пенсионного обеспечения
Рис. 1. — Виды пенсий в Российской Федерации с 2015 г.
Система пенсионного обеспечения в России представляет собой совокупность организационных, правовых, экономических форм поддержки нетрудоспособных граждан. Она строится на принципе солидарности поколении, который означает, что отчисления,
ЖКХ — жилищное коммунальное хозяйство.
негосударственного социального страхования граждан, в большинстве своем направленные на получение большей поддержки в случае наступления необходимости, чем может предоставить своим гражданам государство в лице Пенсионного фонда.
Особенно актуальным на сегодняшний день является пенсионная реформа о повышении пенсионного возраста.
После активного обсуждения общественностью, политиками и экономистами данного вопроса. Государственной Думой уже 27 сентября 2018 года окончательно был принят Законопроект о повышении пенсионного возраста. Второе чтение закона, в ходе которого депутаты рассмотрели предложенные поправки к пенсионной реформе (в том числе предложенные Владимиром Владимировичем Путиным), состоялось 26 сентября [14].
Основными запланированными изменениями в пенсионном законодательстве с 2019 года, которые предусмотрены окончательным законопроектом,будет:
— поэтапное повышение пенсионного возраста на 5 лет для женщин и мужчин (с учетом переходного периода);
— четкое закрепление в законодательстве понятия предпенсионный возраст, а также предоставление дополнительных льгот для граждан, попадающих под эту категорию, например:
♦ выплата накопительной пенсии по старым нормативам [в 55 и 60 лет);
♦ уголовная ответственность работодателя за отказ в приеме на работу или увольнение предпенсионеров и т. п.;
♦ изменение правил индексации пенсии с 2019 года:
♦ ежегодная индексация пенсий неработающим пенсионерам с 1 января (вместо предусмотренной ранее с 1 февраля);
♦ повышение страховых пенсий в 2019—2024 гг. будет проводиться выше инфляции [в среднем по 1 тысяче рублей ежегодно);
♦ дополнительные возможности для досрочного выхода на пенсию раньше достижения нового пенсионного возраста, например:
♦ гражданам, имеющим продолжительный стаж работы;
♦ матерям с 3-мя или 4-мя детьми и т д. [9]
Законопроект был принят с учетом
поправок президента, которые «смягчили» первоначальный вариант законопроекта.
В конце августа Владимир Владимирович Путин в специальном телеобращении объяснил свое отношение к планируемой пенсионной реформе и рассказал о целесообразности «смягчить» реформу. Депутаты единогласно поддержали поправки президента.
Согласно закону, стаж, который дает право на досрочный выход на пенсию, для мужчин
составит42 года, для женщин — 37 лет. Накопительная пенсия будет выплачиваться, как и в нынешнем пенсионном возрасте, с 55 лет для женщин и с 60 для мужчин.
Каждый год правительство повышает и индексирует пенсии, а Пенсионный фонд Российской Федерации старается максимально упростить их назначение и получение [2, с. 649].
Норма об индексации пенсий неработающим пенсионерам защищает их интересы и направлена на то, чтобы люди, которые прекращают работу, получали полную индексацию пенсии за прошедший период.
Предусмотрено увеличение пособия по безработице для лиц предпенсионного возраста. Вводится льготный режим выхода на пенсию многодетных матерей — в 50—57 лет. Для пенсионеров сохраняются налоговые льготы на землю и недвижимость.
Реформу пенсионной системы планируется начать с 2019 года и полностью завершить — к 2034-му.
Как пояснила депутат Государственной Думы от «Единой России» Ольга Тимофеева, всего к документу было предложено более 300 поправок. Однако, как ранее писала «Газета.Яи», все они раз за разом забраковывались Правительством и депутатами, поскольку нынешняя экономическая ситуация в России не позволяет это сделать.
Несмотря на то, что документ принят уже в третьем чтении и никаких «сюрпризов» в нем больше не ожидается, депутаты продолжали возмущаться самой пенсионной реформой.
Также в Государственной Думе 27 сентября в третьем чтении были приняты и другие законы, касающиеся пенсионных прав россиян.
Депутаты единогласно в третьем чтении ратифицировала Конвенцию Международной организации труда о минимальных нормах социального обеспечения.
Конвенция принята 35-й сессией Генеральной конференции Международной организации труда в Женеве 28 июня 1952 года и вступила в силу 27 апреля 1955 года. К настоящему времени ее ратифицировали 55 государств.
Впрочем, сможет ли Правительство ее выполнять, — большой вопрос. По словам депутата Олега Шеина, Правительство столкнется с трудностями в реализации положений Конвенции. «102-я конвенция говорит о коэффициенте утраченного заработка в 40 %. Сегодня он составляет в России 34 %», — указывает депутат и прогнозирует, что быстрого достижения целевых 40 % не произойдет.
Кроме того, в третьем чтении был принят законопроект о зачислении изъятых у коррупционеров средств в Пенсионный фонд. Новая норма Бюджетного кодекса начнет действовать с 1 января 2019 года. Как указывалось в пояснительной записке к документу, до 2024 года законопроект позволит перечислить в казну 1,8 млрд рублей.
25 сентября Государственная Дума приняла в третьем чтении уголовную ответственность за увольнение людей предпенсионного возраста. Теперь в Уголовном кодексе появится новая статья, за нарушение которой работодателям грозит штраф до 200 ООО руб. (или в размере зарплаты или иного дохода за период до 18 месяцев), а также обязательные работы.
Впрочем, эксперты считают, что эта инициатива будет иметь обратный эффект — лиц предпенсионного возраста просто не будут брать на работу.
Результат исследования и обсуждения
Целесообразно было бы создавать новые рабочие места, следить за эффективностью по выполнению программ по переквалификации, а также предоставлять работодателям определенные льготы за «социально ориентированную» кадровую политику, а не грозить уголовной ответственностью. Особенность российского рынка труда, как указывает А. В. Вушкан, это практическое отсутствие рабочих мест с неполной занятостью. В результате чего, 85 % пенсионеров трудятся на полную ставку [1, с. 153]. Более того, продолжение занятости у мужчин после 60 лет и женщин — после 55 лет означает не только сохранение трудовой активности, но и более высокий уровень социализации, так как человек остается внутри трудового коллектива [6, с. 155].
Таким образом, вопрос о повышении возраста в России много лет является дискуссионным и активно обсуждается, однако дальше обсуждений дело не доходило. Никто не ожидал, что реально будет принят закон о пенсионном возрасте в 2018 году. Но, несмотря на протесты и негативную оценку общества, закон о пенсионном возрасте в 2018 году принят.
Большинство инициаторов реформы указывают на повышение пенсионного возраста на Западе, увеличение нагрузки на работающих граждан, демографические процессы, в связи с чем, в целях сохранения действующего размера пенсии и ее повышения принятия данных непопулярных мер не избежать.
Мнение о реформе в обществе крайне негативное. Профсоюзы также резко против повышения пенсионного возраста. На сайте change.org размещена петиция против принятия данного закона, которая набрала уже более миллиона подписей. Разработчиками петиции являются специалисты объединения профсоюзов Конференция труда России. Они обращают внимание, что с учетом продолжительности жизни граждан РФ, особенно в регионах, многие трудящиеся просто не доживут до назначения пенсии по новым правилам.
Основную проблему российской экономике представители профсоюзов видят в значительном теневом секторе, «серой зоне», ведь многие работодатели не начисляют с зарплат страховые взносы.Работники же фактически оказываются бесправными, не имеют способов давления на них и не могут настоять на заключении реального контракта [3, с. 79].
Можно сделать вывод о том, что повышая пенсионный возраст, государство имеет целью сохранение экономического могущества в условиях демографического кризиса.
Выводы
Стоит учитывать тот момент, что трудоспособные граждане являются плательщиками налога на доходы физических лиц и налога на имущество, то есть в этом прослеживается еще и фискальный интерес государства. Денежные средства, которые поступят в казну за уплату данных налогов, будут впоследствии перераспределены и направлены на финансирование нужд государства, в том числе и на обеспечение компенсационной меры.
Следует согласиться и с мнением П. В. Лимо-нова, что рассматриваемая реформа предназначена для выполнения сразу нескольких функций.
Во-первых, экономическая, заключающаяся в поддержании экономической мощности Российской Федерации.
Во-вторых, компенсационная функция — учет интересов граждан при реализации целей государства. Реализуется в форме повышения размеров пенсионных выплат.
В-третьих, распределительная функция, выраженная в распределении и перераспределении денежных средств, сэкономленных на пенсионных выплатах, а также полученных в виде уплаченных налогов на доходы физических лиц и налогов на имущество.
И, в-четвертых, регулятивная функция, реализуемая в поддержании соотношения
трудоспособного населения и пенсионеров [5, с. 79].
Еще одной приоритетной задачей можно выделить такую как, формирование финансовой грамотности у более молодого поколения, поскольку молодое поколение должно стремиться формировать свои пенсионные накопления, а также могли их регулировать и выбирать тот пенсионный фонд, который приносит наибольшую доходность [8, с. 161].
В государстве все взаимосвязано: чем больше занятого, трудоспособного населения, тем больше объемы ВВП, тем само
государство могущественнее экономически, стабильнее, что в свою очередь обуславливает рост уровня пенсионных выплат, и соответственно повышение уровня жизни населения, так как государство имеет средства, чтобы это обеспечить.
Поэтому реформу повышения пенсионного возраста нельзя охарактеризовать как «плохую» или как «хорошую», так как она является по своей сущности компромиссной, и даже вынужденной в силу демографических условий, которые прогнозируются в будущем.
Список литературы
1. Вушкан, А. В. Особенности пенсионного обеспечения в РФ: статистический аспект / А. В. Вушкан // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. — 2018. — Т. 12, № S 1. — С. 152—154.
2. Зубайдуллина, Д. В. Пенсионная реформа 2018 года в России / Д. В. Зубайдуллина, Э. И. Исанбаева // Аллея науки. — 2018. — Т. 2, № 3 (19). — С. 648—651.
3. Истомина, Н. А. Низкий уровень пенсионного обеспечения / Н. А. Истомина, А. М. Филютина // Теория и практика функционирования финансовой и денежно-кредитной системы России : сб. статей Международной научно-практической конференции (тринадцатое заседание), поев. 100-летию Воронежского государственного университета. — Воронеж : Научная книга, 2018. — С. 78—80.
4. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Российская газета. — 1993. — 25 декабря.
5. Лимонов, П. В. Повышение пенсионного возраста в Российской Федерации. Сущность, основания и возможные последствия / П. В. Лимонов // Экономическое развитие общества в современных кризисных условиях : сб. статей международной научно-практической конференции. — Уфа: Аэтерна, 2018. — С. 77—80.
6. Ляшок, В. Ю. Повышение пенсионного возраста: позитивные эффекты и вероятные риски / В. Ю. Ляшок,Т. М. Малева, Ю. М. Горлин // Экономическая политика. — 2018. — Т. 13, № 1. — С. 148—179.
7. Макарова, Т. С. Проблемы пенсионного обеспечения в РФ и возможные пути их решения / Т. С. Макарова // Современные вызовы и реалии экономического развития России : сб. материалов V Международной научно-практической конференции / под ред. Л. И. Ушвицкого, А. В. Савцовой. — Ставрополь : Фабула, 2018. — С. 320—321.
8. Медведева, Л. Б. Пенсионное обеспечение в Российской Федерации / Л. Б. Медведева, П. А. Курлович, Е. В. Малькова // Актуальные вопросы науки и хозяйства: новые вызовы и решения : сб. материалов LII Международной студенческой научно-практической конференции. — Тюмень : Изд-во ГАУ Северного Зауралья, 2018. — С. 158—162.
9. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий : проект федерального закона № 489161-7 (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 16.06.2018) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. — URL: http://www.consultantru/cons/(^i/onHne.cgi?req=doc&base=PRJ&n=172831#010900886760161999 (дата обращения: 25.10.2018).
10. О страховых пенсиях : федеральный закон от 28.12.2013г. № 400 (ред. от 27.06.2018 г.) // Российская газета. — 2013. — 31 декабря.
11. Почему в России такие маленькие пенсии? [Электронный ресурс] // Еженедельник Аргументы и Факты. — 2017. — 27 июля. — URL: http://www.aif.ru/money/opinion/pochemu_v_rossii_takie_malenkie_ pensii (дата обращения: 14.11.2017).
12. Рябичева, 0. И. Организация пенсионного обеспечения в Российской Федерации / О. И. Рябичева // Актуальные вопросы современной экономики в глобальном мире. — 2018. — № 7. — С. 207—211.
13. Сапожникова, Н. И. Правовое регулирование досрочного пенсионного обеспечения: автореф. дис.... канд. юрид. наук / Н. И. Сапожникова. — Екатеринбург, 2005.
14. Суть проведенной реформы в 2015 году [Электронный ресурс] // Современная пенсионная энциклопедия «Pensiology.RU» — URL: http://pensiology.ru/ pensionnaya-reforma/ (дата обращения: 14.11.2017 г.).
15. Талагаева, Е. В. Проблемы пенсионного обеспечения в РФ и способы их решения / Е. В. Талагаева // Вестник современных исследований. — 2018. — № 3.2 (18). — С. 234—235.
References
1. Vushkan, А. V. Osobennosti pensionnogo obespecheniya v RF: statisticheskiy aspekt / A V. Vushkan // Aktualnye problemy gumanitarnykh i sotsialno-ekonomicheskikh nauk. — 2018. — T 12, № S 1. — S. 152—154.
2. Zubaydullina, D. V. Pensionnaya reforma 2018 goda v Rossii / D. V. Zubaydullina, E. I. Isanbaeva // Alleya nauki. — 2018. — T 2, № 3 (19). — S. 648—651.
3. Istomina, N. A. Nizkiy uroven pensionnogo obespecheniya / N. A. Istomina, A. M. Filyutina // Teoriya i praktika funktsionirovaniya finansovoy i denezhno-kreditnoy sistemy Rossii : sb. statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (trinadtsatoe zasedanie), posv. 100-letiyu Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. — Voronezh : Nauchnaya kniga, 2018. — S. 78—80.
4. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii: prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 g. // Rossiyskaya gazeta. — 1993. — 25 dekabrya.
5. Limonov, P. V. Povyshenie pensionnogo vozrasta v Rossiyskoy Federatsii. Sushchnost, osnovaniya i vozmozhnye posledstviya / P. V. Limonov // Ekonomicheskoe razvitie obshchestva v sovremennykh krizisnykh usloviyakh: sb. statey mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. — Ufa: Aeterna, 2018. — S. 77—80.
6. Lyashok, V. Yu. Povyshenie pensionnogo vozrasta: pozitivnye effekty i veroyatnye riski / V. Yu. Lyashok, T M. Maleva, Yu. M. Gorlin // Ekonomicheskaya politika. — 2018. — T. 13, № 1. — S. 148—179.
7. Makarova, T S. Problemy pensionnogo obespecheniya v RF i vozmozhnye puti ikh resheniya / T S. Makarova // Sovremennye vyzovy i realii ekonomicheskogo razvitiya Rossii : sb. materialov V Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii / pod red. L. I. Ushvitskogo, A. V. Savtsovoy. — Stavropol: Fabula, 2018. — S. 320—321.
8. Medvedeva, L. B. Pensionnoe obespechenie v Rossiyskoy Federatsii / L. B. Medvedeva, P. A. Kurlovich, Ye. V. Malkova // Aktualnye voprosy nauki i khozyaystva: novye vyzovy i resheniya : sb. materialov LI I Mezhdunarodnoy studencheskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. — Tyumen : Izd-vo GAU Severnogo Zauralya, 2018. — S. 158—162.
9. О vnesenii izmeneniy v otdelnye zakonodatelnye akty Rossiyskoy Federatsii po voprosam naznacheniya i vyplaty pensiy : proekt federalnogo zakona № 489161-7 (red., vnesennaya v GD FS RF, tekst po sostoyaniyu na 16.06.2018) [Elektronnyy resurs] // SPS KonsultantPlyus. —URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=172831#010900886760161999 (data obrashcheniya: 25.10.2018).
10. 0 strakhovykh pensiyakh : federalnyy zakon ot 28.12.2013g. № 400 (red. ot 27.06.2018 g.) // Rossiyskaya gazeta. — 2013. — 31 dekabrya.
11. Pochemu v Rossii takie malenkie pensii? [Elektronnyy resurs] // Yezhenedelnik Argumenty i Fakty. — 2017. — 27 iyulya. — URL: http://www.aif.ru/money/opinion/pochemu_v_rossii_takie_malenkie_pensii (data obrashcheniya: 14.11.2017).
12. Ryabicheva, 0.1. Organizatsiya pensionnogo obespecheniya v Rossiyskoy Federatsii / 0.1. Ryabicheva // Aktualnye voprosy sovremennoy ekonomiki v globalnom mire. — 2018. — № 7. — S. 207—211.
13. Sapozhnikova, N. I. Pravovoe regulirovanie dosrochnogo pensionnogo obespecheniya: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk / N. I. Sapozhnikova. — Yekaterinburg, 2005.
14. Sut provedennoy reformy v 2015 godu [Elektronnyy resurs] // Sovremennaya pensionnaya entsiklopediya «Pensiology.RU» — URL: http://pensiology.ru/ pensionnaya-reforma/ (data obrashcheniya: 14.11.2017 g.).
15. Talagaeva, Ye. V. Problemy pensionnogo obespecheniya v RF i sposoby ikh resheniya / Ye. V. Talagaeva // Vestnik sovremennykh issledovaniy. — 2018. — № 3.2 (18). — S. 234—235.
Дата поступления статьи в редакцию: 12.11.2018.