Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОССИИ: ВАРИАНТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ ГРАЖДАН'

ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОССИИ: ВАРИАНТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ ГРАЖДАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1135
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Пенсионный Фонд Российской Федерации / пенсионная система / пенсионные накопления граждан / инфляция / индексация / пенсионная реформа / индивидуальный пенсионный капитал / Pension Fund of the Russian Federation / pension system / pension savings of citizens / inflation / indexation / pension reform / individual pension capital

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиева Зарема Багаутдиновна

В статье нашли отражение как хронология пенсионных реформ в период СССР, так и преобразования в пенсионной системе постсоветской России. Исследованы и обобщены варианты реформирования пенсионных накоплений граждан РФ, проведен сравнительный анализ и оценка их применения в российской практике пенсионного обеспечения. На основе проведенного анализа состояния солидарной системы пенсионного обеспечения с учетом повышения пенсионного возраста предложено использовать зарубежный опыт производственного пенсионного обеспечения, в том числе и за счет негосударственных пенсионных фондов. Такая практика послужит и сокращению теневой занятости в российской экономике и упорядочит системы отчислений занятого населения, что в перспективе улучшит социальную защиту пенсионеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGES IN THE PENSION SYSTEM OF RUSSIA: OPTIONS FOR REFORMING PENSION SAVINGS OF CITIZENS

The article reflects both the chronology of pension reforms during the Soviet period and the transformations in the pension system of post-Soviet Russia. The options for reforming the pension savings of citizens of the Russian Federation are investigated and summarized, a comparative analysis and evaluation of their application in the Russian practice of pension provision is carried out. Based on the analysis of the state of the solidarity pension system, taking into account the increase in the retirement age, it is proposed to use foreign experience in the production of pension provision, including at the expense of non-state pension funds. This practice will also serve to reduce shadow employment in the Russian economy and streamline the system of deductions for the employed population, which in the future will improve the social protection of pensioners.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОССИИ: ВАРИАНТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ ГРАЖДАН»

УДК 369 542 ББК 60.99

DOI 10.24412/2412-2025-2022-1-3-13

Алиева Зарема Багаутдиновна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов и кредита, Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Aliyeva Zarema Bagautdinovna - PhD in Economics, Associate Professor of the Department of Finance and Credit, Dagestan State University of National Economy

ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОССИИ: ВАРИАНТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ ГРАЖДАН

CHANGES IN THE PENSION SYSTEM OF RUSSIA: OPTIONS FOR REFORMING PENSION SAVINGS OF CITIZENS

В статье нашли отражение как хронология пенсионных реформ в период СССР, так и преобразования в пенсионной системе постсоветской России. Исследованы и обобщены варианты реформирования пенсионных накоплений граждан РФ, проведен сравнительный анализ и оценка их применения в российской практике пенсионного обеспечения. На основе проведенного анализа состояния солидарной системы пенсионного обеспечения с учетом повышения пенсионного возраста предложено использовать зарубежный опыт производственного пенсионного обеспечения, в том числе и за счет негосударственных пенсионных фондов. Такая практика послужит и сокращению теневой занятости в российской экономике и упорядочит системы отчислений занятого населения, что в перспективе улучшит социальную защиту пенсионеров.

Ключевые слова: Пенсионный Фонд Российской Федерации, пенсионная система, пенсионные накопления граждан, инфляция, индексация, пенсионная реформа, индивидуальный пенсионный капитал

The article reflects both the chronology of pension reforms during the Soviet period and the transformations in the pension system of post-Soviet Russia. The options for reforming the pension savings of citizens of the Russian Federation are investigated and summarized, a comparative analysis and evaluation of their application in the Russian practice of pension provision is carried out. Based on the analysis of the state of the solidarity pension system, taking into account the increase in the retirement age, it is proposed to use foreign experience in the production of pension provision, including at the expense of non-state pension funds. This practice will also serve to reduce shadow employment in the Russian economy and streamline the system of deductions for the employed population, which in the future will improve the social protection of pensioners.

Keywords: Pension Fund of the Russian Federation, pension system, pension savings of citizens, inflation, indexation, pension reform, individual pension capital

Становление современной пенсионной системы прошло долгий многовековой путь, прежде чем оформиться в стройную систему, позволяющую учитывать все основные параметры, влияющие на размер как ныне существующей, так и будущей пенсии, а Пенсионный Фонд Российской Федерации в настоящий момент является одним из наиболее значимых социальных институтов страны, осуществляющих целый ряд социально значимых и жизненно важных функций.

Учитывая тот факт, что пенсионное обеспечение является основной денежной формой материального обеспечения для людей, которые становятся нетрудоспособными по старости, инвалидности, либо испытывают финансовые затруднения при потере кормильца, то недооценить важность и актуальность данной темы исследования не представляется возможным. Хронология пенсионных реформ в период СССР и России Последние 30 лет государство пытается решить две трудно-сочетаемые задачи: гарантировать текущие пенсионные выплаты на уровне прожиточного минимума и ликвидировать пенсионную уравниловку. С этой целью в нашей стране было предпринято 8 существенных преобразований (реформ) в системе пенсионного обеспечения граждан (см. рис. 1).

К сожалению, приходится констатировать факт, что численность пенсионеров в России продолжает стремительно снижаться на фоне пенсионной реформы и эпидемии коронавируса: в 2021 году - 45637 тыс. человек, происходит старение населения. На 1 тыс. населения в 2019 г. приходилось 316 пенсионеров, в 2021 г. - уже 312 пенсионеров (см. табл. 1).

При анализе основных показателей бюджета Пенсионного фонда России следует отметить, что доходы Пенсионного фонда России в 2020 году выросли до 10,3 трлн рублей, что на 1,5 трлн рублей, или на 17%, больше, чем в 2019 году (см. рис. 2). [3]

Поступления взносов на обязательное пенсионное страхование, которые являются основным источником доходов фонда, составили 5 448,6 млрд. рублей. Несмотря на негативные последствия для рынка труда из-за распространения коронавирусной инфекции, сборы взносов в 2020 году не только не уменьшились по сравнению с 2019-м, но и показали небольшой рост - на 54,8 млрд. рублей, или на 1%. Взносы на страховые пенсии составили наибольшую часть всех поступлений в бюджет фонда, увеличившись по итогам года до 5 448,6 млрд рублей. Взносы на накопительную пенсию составили 214 млн рублей. [3]

Собранные взносы обеспечили выплату страховых пенсий на 73%. Прочие обязательства государства по повышению пенсий, а также льготы для граждан и работодателей по обязательному пенсионному страхованию обеспечивались средствами федерального бюджета. Трансферт из бюджета РФ был выделен на валоризацию страховых пенсий по старости - повышение за стаж до 2002 года, индексацию стоимости пенсионного коэффициента, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии и досрочные пенсии.

1990

■Принят закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Начался переход к страховой пенсионной системе, появилась дифференциация выплат в ■зависимости от стажа. Пенсию стали увеличивать на 1% за каждый дополнительный год работы (сверх 25 лет у мужчин в 20 лег у женщин). Но вскоре гиперинфляция уравняла всех пенсионеров в бедности.

|

•Правительство РФ решило сделать систему пенсионного обеспечения более рациональной н однародовало концепцию первой многогранной реформы. Пенсионный фонд России (ПФР) завел всем гражданам индивидуальные счета, на которых отражается информация о страховых взносах с заработной платы.

■Вступил в силу закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В пенсии по 2002 стаРостн впервые стали выделять страховую и накопительную части. Обе части должны былн пополняться за счег обязательных взносов работодателей, а накопительные средства должны были расти благодаря инвестированию.

2005

■Правительство решило понизить страховой взнос в ПФР. Но по причине того, что такая мера угрожала большими потерями для пенсионного фонда, то чтобы нх компенсировать, нз системы обязательных пенсионных накоплений былн исключены граждане, родившиеся до 1967г. Отчисления с их заработных плат стали в полном объеме направляться на финансирование текущих пенсий.

■Государство начало софинансировать пенсионные накопления. Тому, кто за год вносил на свой счет в ПФР 01 2 до 12 т.р.; бюджет добавлял такую же сумму. 2008 Данный механизм функционировал до конца 2014г. В 201+ г. была «заморожена» система пенсионных накоплений для всех работающих граждан независимо от возраста.

Л. 2010

■Правительство РФ увеличило расчетный пенсионный капитал граждан, раоотавшнх до 2002г. и особенно - до 1991г. Пенсии людей старших поколений резко выросли.

А

2015

■Были ужесточены требования к трудовому стажу, необходимому для назначения пенсии: сейчас он составляет 13 лет, а к 202 :г. вырастет до 15 лет. Основой для расчета страховой части выплаты «ал индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК), который определяется по спец. формуле и оценивается в руб. Чем выше зарплата, тем больше ИПК или баллов можно заработать за год. Но установлен предел: в 2022г. максимальный прирост при зарплате в 130 тыс. руб. и выше - чуть больше 1 тыс. руб.

2018

■Началось повышение пенсионного возраста, который в 202Ег. достигнет 65 лег у мужчин н 60 лет у женщин. В итоге выплаты пенсионерам соответствуют официальному прожиточному минимуму, но в среднем они всего в 1,7-1,8 раза выше лого норматива. Максимальные пенсии, рассчитанные по ИПК, упираются в законодательно установленный «потолок».

Рис. 1. Хронология пенсионных реформ в СССР и России [1] Средства также были направлены на компенсацию пониженных тарифов страховых взносов и льгот по назначению пенсии, в том числе включение в стаж социально значимых периодов жизни, когда человек не работает, но его страховая пенсия формируется [3].

Таблица 1

Динамика численности пенсионеров в России за 2019-2021 гг. [2]

2019 2020 2021

Общая численность пенсионеров, тыс. человек 46480 46198 45637

из них получающие пенсии:

по старости 36710 36341 35747

по инвалидности 2137 2181 2149

по случаю потери кормильца (на каждого нетрудо- 1632 1612 1614

способного члена семьи)

пострадавшие в результате радиационных и техно- 443 459 475

генных катастроф и члены их семей

федеральные государственные гражданские служа- 77 78 78

щие

за выслугу лет 2292 2328 2337

социальные 3188 3198 3236

Общая численность пенсионеров, приходящаяся на 316,7 314,8 312,2

1000 человек населения

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Рис. 2. Динамика доходов и расходов бюджета Пенсионного фонда России, трлн. руб. [3]

Всего на перечисленные цели было направлено 2 559,6 млрд рублей. Наряду с обязательным пенсионным страхованием Пенсионный фонд выполняет функции по государственному пенсионному и социальному обеспечению, что предусматривает выплату некоторых видов пенсий, социальных пособий и доплат к пенсии, а также предоставление материнского капитала. В 2020 году средства федерального бюджета, переданные бюджету фонда на перечисленные направления, составили 2 227,2 млрд рублей [4].

Наибольшая часть средств была выделена на «коронавирусные» выплаты семьям с детьми (655,9 млрд рублей), выплату пенсий по государственному обеспечению (485,4 млрд рублей) и ежемесячную денежную выплату (419,3 млрд рублей). Доходы бюджета по формированию пенсионных накоплений составили 44 млрд рублей. Основную часть этой суммы (28,3 млрд рублей) обеспечили пенсионные накопления, отозванные из управляющих компаний для выплаты пенсий. Другим источником поступлений стала программа со-финансирования пенсионных накоплений.

С 1 июня 2022 г. по поручению В.В. Путина были повышены на 10% пенсии неработающим пенсионерам. За 2022 год это была уже вторая индексация. Правительством РФ рассматривались несколько вариантов индексации от 7-12% с учетом высокой степени неопределенности в экономике относительно курса рубля, инфляции, нефтегазовых доходов и т.д.

После кризиса 2014 года самая «весомая» индексация была проведена в 2015 году, когда пенсии подняли на 11,4%. В 2022 году были осуществлены две индексации: сначала на 8,6%, затем еще на 10%, т.е. за год на 18,6%.

Таким образом, данное повышение оказалось самым высоким за последние 22 года. Причинами повышения пенсий на 8,6% явился рост цен за 2021 год, а последующая индексация на 10% последовала за новым витком инфляции, которая девальвировала реальные доходы пенсионеров на 7,2%.

Таким образом, правительство поддержало незащищенную категорию пожилых неработающих граждан, которых в России насчитывается 35 млн. человек.

Если инфляция по итогам 2022 года будет находиться в прогнозируемых Министерством экономики РФ размерах - 17,5%, то возможно Правительство РФ примет решение об очередной индексации пенсий. По

мнению министра финансов РФ Силуанова А.Г., «новые доплаты по пенсиям, социальным пособиям и МРОТ обойдутся в 600 млрд. руб. в 2022 году и в 1 трлн. руб. в 2023 году. Сейчас деньги в стране есть. Первый квартал 2022 года оказался положительным с точки зрения наполнения бюджета в силу высоких цен на нефтегазовые ресурсы и сохранения объемов их продаж. Профицит бюджета за первые 4 месяца 2022 года составил 800 млрд. руб. Но существуют риски в будущем, связанные с сокращением объемов продаж энерго-сырьевых ресурсов» [4].

Варианты реформирования пенсионных накоплений граждан РФ

В ближайшее время (ориентировочно до 31 июля) в парламент России будет внесен законопроект о реформе накопительной пенсии, который разработали Министерство финансов РФ и Центральный Банк РФ. Это уже третий вариант реформирования накопления граждан. Так, в 2016 году был осуществлен первый вариант в виде презентации индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Суть данных преобразований заключалась в том, что, если работник не писал по месту работы заявление об отказе подключения к системе отчислений, то из его, как «молчуна», заработной платы автоматически отчислялись взносы на пенсию, постепенно увеличиваясь от 1 до 6%. В 2019 году был осуществлен второй вариант реформирования под названием «гарантированный пенсионный план», который предполагал добровольное участие граждан в своих будущих накоплениях. Но он также не принес существенных результатов.

Суть третьего варианта реформирования заключается не в насильственном принуждении граждан осуществлять отчисления на будущую пенсию, а в стимулировании данных накоплений со стороны государства. В чем плюсы данной реформы? По мнению Бессараб С., члена комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, «во-первых, данное стимулирование заключается в налоговых льготах. Так, например, на сегодняшний день существует стандартный налоговый вычет, когда государство возвращает 13% НДФЛ, если гражданин осуществил затраты на медицину, образование или спорт. Но учитываются совокупные расходы в год не более 120 тыс. руб. В случае с накоплениями на пенсию предлагается сделать отдельный налоговый вычет. Во-вторых, планируется со-финансирование данных накоплений государством. Но варианты со-финансирования пока находятся на стадии обсуждения. В-третьих, государство будет гарантировать пенсионные накопления в размере 1,4 млн. руб. по аналогии с банковскими вкладами» [15].

К сожалению, пока не решен вопрос о пенсионных накоплениях, «замороженных» с 2014 года. По этому поводу существует несколько вариантов решения вопроса:

1. оставить все, как есть и выдавать гражданам накопления при достижении ими «старых возрастов» выхода на пенсию - 55 и 60 лет;

2. раздать гражданам их накопления прямо сейчас;

3. перевести данные накопления в баллы и увеличить таким образом страховую часть пенсии.

Необходимо констатировать факт краткосрочности периода отчислений на накопительную пенсию категориями граждан (мужчин 1953-1966г.р. и женщин 1957-1966г.р.) - 3 года (см. рис.3).

Следовательно, граждане старше 1967 г.р. не успели накопить солидных средств в качестве пенсионных накоплений. Статистика такова, что

некоторые граждане получили разово по 100-500 руб., а некоторые не получили ничего, так как своевременно не обратились за накоплениями в НПФ.

По категориям мужчин и женщин 1967 г.р. и моложе с 1 января 2014г. пенсионные накопления были «заморожены». Поэтому с 2014 года сумма накоплений росла только за счет инвестиционного дохода в НПФ или ВЭБ РФ и 22% взносов, отчисляемых на страховую пенсию.

Категории граждан, имеющие право на выплату накопительной пенсии

Мужчины 1953-1966г.р. и женщины 1957-1966 г.р.

Если гражданин работал официально и его работодатель платил взносы в ПФР, то отчисления на накопительную пенсию осуществлялись только в 2002-2004гг.

Мужчины и женщины 1967 г.р. и моложе

о ,

Если гражданин работал официально и его работодатель платил взносы в ПФР, то отчисления на накопительную пенсию осуществлялись в 2002-2013 гг.

Сначала в размере 3% от заработной платы, затем 6%.

Рис. 3. Категории граждан, имеющие право на выплату накопительной

пенсии [5]

Пенсионные накопления выдают в НПФ или ПФР по старому пенсионному возрасту: мужчинам - в 60 лет, женщинам - в 55 лет.

На сегодняшний день выплату накопительной пенсии ежемесячными платежами пожизненно в ПФР выбрали и получают 86 тыс. чел. и средний ее размер составляет 1031 руб. в месяц. Срочную пенсионную выплату в течение 10 и более лет из ПФР получают 34 тыс. чел. и средний ее размер составляет 1984 руб. в месяц (см. рис. 4).

Заслуживает внимания мнение экспертов из Центрального Банка РФ и Минфина РФ о том, что замороженные накопления должны стать стартовым капиталом для новой добровольной накопительной пенсии.

1. В том случае, если сумма накоплений невелика, то гражданин получает ее единовременным платежом

7 \

3. Срочная пенсионная выплата осуществляется ежемесячно в течение 10 и более лет на выбор пенсионера

2. Если сумма накоплений солидная, то осуществляется выплата накопит. пенсии ежемесячно пожизненно

Рис. 4. Механизм выплат пенсионных накоплений граждан РФ Накопительная пенсия вместе со страховой пенсией должны привести к безбедной достойной старости наших граждан. А государство, в свою очередь, получит «длинные деньги», которые использует на благо российской экономики. Но по поводу мотивации граждан воз-

никают сомнения. Для того, чтобы у граждан России появились стимулы в накоплениях, государство должно осуществить солидные затраты на со-финансирование пенсий и предоставление налоговых льгот. Но чем выше стимулы, тем это менее экономически выгодно государству. Поэтому делать добровольные пенсионные накопления захотят меньше 10% российских граждан по ряду причин. Во -первых, гражданам сложно доверить свои сбережения на 20-30 лет вперед, когда в их памяти свежи обесценивание советских вкладов и заморозка накоплений. Во-вторых, очень мал удельный вес граждан, имеющих временно свободные денежные средства для накоплений, так как большинство граждан получает заработную плату в 30 -40 тыс. руб. и платит по кредитам. Данные категории граждан не захотят платить сегодня на будущую пенсию по 500-1000 руб. Категориям граждан, имеющим временно свободные денежные средства, целесообразнее отнести их в банк и открыть банковский депозит, тем более, что налог с вкладов сейчас отменили.

Другой организационной мерой, направленной на улучшение социальной политики в стране, должен стать план объединения Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования, разработанный Министерством труда и социальной защиты РФ. Единая организация начнет функционировать с 1 января 2023 года.

Целесообразность такого рода оптимизации финансирования двух внебюджетных фондов продиктована тем, что после объединения ПФР и ФСС выплачивать пенсии и больничные будет одно ведомство на базе единой компьютерной системы, сократятся расходы на финансирование дополнительных офисов и сотрудников. Для оформления выплат новая объединенная структура будет запрашивать меньше справок и, как следствие, сократится документооборот, а работодатели смогут пополнять объединенный фонд по единому страховому тарифу. Страховой тариф начнет начисляться не только на заработные платы штатных сотрудников, но и на денежное вознаграждение тех, кто трудится за штатом, выполняя работы по договорам услуг или подряда. В результате таких мер 4 млн. внештатников с 2023 года получат право на оплату больничного листа, чего сейчас они лишены. По мнению Бессараб С., члена комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, так как база социального страхования расширится, то вырастут и размеры пособий по временной нетрудоспособности. Сегодня максимальный размер оплаты одного дня больничного листа составляет 2572 руб. По прогнозу Правительства РФ, в будущем данная сумма может увеличиться в 1,5 раза [16]. Стоит также отметить немаловажный факт, что на материальном положении пенсионеров данная организационная реформа не отразится, так как стоимость затрат на содержание Пенсионного фонда составляет лишь 1% от бюджета пенсионной системы. Поэтому, даже если полностью сократить все вышеуказанные расходы, то сэкономленных средств будет недостаточно для повышения пенсии.

Тем не менее, в российской практике есть стратегические планы повышения размера пенсионных выплат. Так, например, планировалось в 2020 году довести среднюю пенсию по старости до трех прожиточных минимумов пенсионера (32,6 тыс. руб. на сегодняшний день). Но этому не

суждено было сбыться, так как качественные показатели пенсионной системы за последние 10-12 лет либо не изменились, либо ухудшились (см. рис. 5).

50 40 30 20 10 0 -10

39

12,4

1,71 2010

37,7

36,8

-- 32,4

3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1,76 1,79

-3,4

2012 -3,4 2015

32,2 3,8 1,74 2

_

1,83

I

2019

1.1 I 2021

1,74

6,7

1кв.2022

□ Реальный рост средней пенсии с учетом инфляции, %

□ Превышение прожиточного минимума (раз)** —Замещение средней зарплаты,%

Рис. 5. Динамика страховых пенсий по старости в России в 2010-2021 гг. [6] На рисунке 5 данные за 2021 год приведены с учетом единовременной выплаты 10 тыс. руб. в сентябре 2021 года. Показатель за 2022 год сильно завышен, так как официально установленный в январе прожиточный минимум пенсионера сильно «отстал» от реальной стоимости потребительской корзины, которая резко подорожала в феврале-марте 2022 года.

Потенциальные пути стабилизации пенсионного обеспечения граждан России На наш взгляд, радикальный путь решения проблемы предложила партия «Справедливая Россия» - закрепить минимальный размер страховой пенсии гражданина в размере 40% от его заработной платы за последние 12 месяцев его трудовой деятельности. Тем категориям граждан, у которых данная сумма на базе заработанных пенсионных баллов не набирается, доплачивать из госбюджета. По нашему мнению, сама идея заслуживает внимания, но она не продумана до мелочей. Так, например, при назначении пенсии важно учитывать не только размер заработной платы, но и период, в течение которого она выплачивалась. В противном случае, например, 30 тыс. руб. пенсии будет получать и бывший работник, зарабатывавший по 90 тыс. руб. в течение 10 - 20 лет, и гражданин, имевший такую же заработную плату в течение 1 - 2 лет в конце трудовой деятельности.

В феврале 2022 года законопроект с вышеуказанными нововведениями был внесен в Государственную Думу РФ, но правительство оценило его отрицательно. Такое решение правительства было обосновано тем, что в доходах ПФР удельный вес трансфертов федерального бюджета на страховые пенсии уже составляет 16% [7]. Для его дальнейшего повышения необходимо было либо повысить и так высокие страховые взносы работодателей, либо сократить финансирование других, не менее социально значимых направлений расходов бюджета.

На наш взгляд, в краткосрочный период при реализации пенсионной политики правительство будет применять инерционный план, обеспе-

чивающий выполнение ранее принятых обязательств. Время новых реформ наступит после 2028 года, когда завершится повышение пенсионного возраста.

С каждым годом соотношение работающих и пенсионеров меняется в сторону последних. По прогнозу Росстата, к 2040 году число работающих и пенсионеров практически уравняется. Учитывая механизм российской солидарной пенсионной системы, когда страховые вносы работающих направляются на выплату текущих пенсий, возникает вопрос о размере пенсий будущих пенсионеров.

В целях совершенствования деятельности Пенсионного Фонда РФ и необходимо реформировать пенсионную систему при помощи комплексного подхода. Так, невозможно реформировать пенсионную систему в отрыве от реформы заработной платы и системы налогообложения, развития финансовой инфраструктуры экономики и подъема в реальном секторе народного хозяйства. В программных документах должна быть четко сформулирована цель реформ, понятная и принятая обществом.

Для решения проблем в сфере пенсионного обеспечения граждан представляется необходимым:

- перевести институт досрочных пенсий в корпоративные пенсионные программы;

- провести инвентаризацию всех льгот по уплате страховых взносов и проанализировать эффекты в целях более обоснованного принятия решения по их предоставлению;

- перейти от системы секторальной поддержки развития производства и услуг за счет снижения размеров страховых взносов работодателей к системе точечного, адресного субсидирования;

- ввести для самозанятых работников эквивалентную формулу «расчетного пенсионного капитала», основанную на подсчете размера пенсии исходя из общей суммы перечисленных таким лицом страховых взносов с применением актуарно рассчитанного ожидаемого периода выплаты ему этой пенсии;

- следует развивать негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) как инструмент повышения эффективности функционирования пенсионной системы. Расширение спектра набора пенсионных продуктов позволит достичь адекватных норм пенсионного обеспечения граждан;

- необходимо мотивировать бизнес, в том числе путем налогового стимулирования, на включение в рамках корпоративной социальной ответственности программ корпоративного пенсионного обеспечения.

С нашей точки зрения, преобладание одной формы пенсионной системы - солидарной - в современных условиях развития экономики страны исчерпало свои позитивные возможности. В решении данного социально ориентированного вопроса необходимо использовать положительный опыт других стран, применяющих комбинированные модели пенсионного обеспечения. Заслуживает внимания пенсионная система такой развитой европейской страны, как Германия. В ней тоже применяется солидарная пенсионная система, но в дополнение к ней существует производственная пенсия от предприятий, также многие работники участвуют в негосударственных

пенсионных фондах и имеют личный пенсионный план. Аналогичная система действует в США, Франции, Великобритании и других странах [8]. Таким образом, и нам следует не отказываться полностью от солидарной системы, а дополнять и усовершенствовать ее механизм. Солидарная страховая пенсия - это своего рода «пенсионное ОСАГО», необходимый базис. Если же ее дополнить личными и корпоративными программами («пенсионное КАСКО»), то есть сделать пенсионную систему многослойной, то совокупная пенсия российских граждан может вырасти до 50-60% от их заработной платы. Правительство понимает это, поэтому намерено развивать накопительный элемент пенсионного обеспечения. Уже внесен на рассмотрение законопроект, обеспечивающий гарантии вложений граждан в НПФ по аналогии с гарантированием банковских вкладов. Таким образом, если система накоплений будет понятной, будет иметь государственные гарантии, то она станет привлекательной и более социально адаптированной для работающих граждан страны.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 28.12.2013 №424-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «О накопительной пенсии». СПС Консультант Плюс. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156541/665d3a94ba00d26d 85d7a194ac7888534fa82795/.

2. Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_118763/27651f33f4957b74 7934693e621ac1762709c7e6/

3. Гираев, В.К., Мудунов, А.С. Активизация использования финансовых инструментов в инвестиционном обеспечении регионального развития// Финансовая экономика. - 2021 - №5 - С. 28-34.

4. Кравченко, Е.В., Суховеева, А.А. Целевые ориентиры и современные тенденции развития пенсионного обеспечения в России // Экономика, предпринимательство и право. - 2021. - Том 11. - № 5. - С. 1063-1076.

5. Кузнецова, О.Н., Шлома, А.В., Ковалева, Н.Н., Ермакова, Л.В. Пенсионное обеспечение в России: проблемы и перспективы // Вестник БГУ. - 2018. - №3 (37). - С. 197-203.

6. Синявская, О.В., Якушев, Е.Л., Червякова, А.А. Российская пенсионная система в контексте долгосрочных вызовов и национальных целей развития. / докл. к XXII Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. - 120 c.

7. Чванова, О. В. Актуальные проблемы пенсионной системы в России // Молодой ученый. - 2020 - № 42 (332). - С. 258-260.

8. Хайруллина Н.Г. Экономические аспекты пенсионного обеспечения россиян// Фундаментальные исследования. - 2015. - № 10-3. - С. 645-649.

9. Официальный сайт Пенсионного фонда России. - URL: http://www.pfrf.ru/

10. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. - URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13877?print= 1.

11. Годовой отчет ПФР за 2020 г. - URL: https://pfr.gov.ru/files/id/press_center/godovoi_otchet/annual_report_2020.pdf.

12. Силуанов сообщил, что на индексацию пенсий и МРОТ в 2022 году понадобится 600 млрд. рублей. - URL: https://www.gazeta.ru/business/news/2022/05/25/17807276.shtml.

13. Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «О накопительной пенсии» Статья 6. Условия назначения накопительной пенсии. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156541/ 665d3a94ba00d26d85d7a194ac7888534fa82795/.

14. Интернет-ресурс. - URL: https://pensioneryi.ru/indeksatsiya-pensiy-po-godam-v-tablitse.html

15.Путём сложных отчислений. Что хотят сделать с накопительной пенсией? - URL: https://aif.ru/money/economy/putyom_slozhnyh_otchisleniy_ kak_izmenyatsya_nashi_nakopitelnye_pensii

16. Как будут расти пенсии? Минтруд подготовил изменения в пенсионной системе// - URL: https://aif.ru/money/econ-omy/kak_budut_rasti_pensii_gosduma_obsuzhdaet_ izmeneniya_v_pension-noy_sisteme

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.