Научная статья на тему 'ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ'

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2777
343
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД / ПЕНСИЯ / ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПФР / БЮДЖЕТ / ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сазанова Наталия Викторовна

В данной статье отображена роль пенсионного страхования в экономической и социальной сфере Российской Федерации. Также в работе отражена роль такого структурного элемента как пенсионный фонд РФ, актуальные проблемы фонда и особенности его функционирования. Структура работы представляет собой три части. Введение, часть про анализ пенсионной системы РФ и выявление ее ключевых проблем и заключения. В работе определены цели государства в сфере пенсионного страхования, такие как повышения качества жизни, создание эффективной и устойчивой пенсионной системы и другие. Проведен анализ нормативно-правовых актов, которые отражают суть пенсионного законодательства, изменений и определение трендов сферы в нормативно-правовом русле. Помимо анализа нормативно-правовых актов в работе проанализирован ряд работа зарубежных и отечественных авторов, выстроен сравнительный анализ и предложена собственная позиция по обстоятельству дел в сфере пенсионного обеспечения. В статье присутствует анализ доходов Федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, построенная авторская инфографика задач пенсионного фонда и организационной структуры, проанализирована динамика показателей, характеризирующих пенсионное обеспечение в РФ и динамика показателей пенсионной системы в целом. Для подкрепления сделанных выводов в статье построена таблица возрастов, по достижению которых возникает право на страховую пенсию и аргументирована окупаемость расходов фонда на период последних трех лед, с текущим годом и прогнозом. Так же проведен сравнительный анализ пенсионных фондов в России и ряде зарубежных стран. Отмечена динамика изменения пенсий, работающего и неработающего населения среди пенсионеров, отображена численность пенсионеров и динамика их изменения, определено значение коэффициента замещения с прогнозом и соотношение доходов и расходов бюджета Пенсионного фонда РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PENSION FUND OF THE RUSSIAN FEDERATION, MODERN PROBLEMS OF ITS FUNCTIONING

This article displays the role of pension insurance in the economic and social sphere of the Russian Federation. The role of such a structural element as the Pension Fund of the Russian Federation, the actual problems of the fund and the peculiarities of its functioning are considered. The structure of the work consists of three parts. Introduction, the main part, which includes an analysis of the pension system of the Russian Federation, identification of key problems of the system and conclusions. The author defines the goals of the state in the field of pension insurance, such as improving the quality of life, creating an efficient and sustainable pension system, and others. An analysis is made of legal acts that reflect the essence of pension legislation, changes and the definition of trends in the sphere in the legal framework. In the course of revealing the main tasks, the author examines the works of foreign and domestic authors, builds a comparative analysis and proposes his own position on improving pension provision. The article analyzes the revenues of the Federal budget and the budgets of state off-budget funds, sets out the author's infographics of the tasks of the pension fund and the organizational structure, analyzes the dynamics of indicators characterizing pension provision in the Russian Federation and the dynamics of indicators of the pension system as a whole. To reinforce the conclusions drawn, the article builds a table of ages, upon reaching which the right to an insurance pension arises and argues for the payback of the fund's expenses for the period of the last three years, with the current year and forecast. A comparative analysis of pension funds in Russia and a number of foreign countries was also carried out. The dynamics of changes in pensions, the working and non-working population among pensioners is noted, the number of pensioners and the dynamics of their change are displayed, the value of the replacement coefficient with the forecast and the ratio of income and expenditures of the budget of the Pension Fund of the Russian Federation are determined.

Текст научной работы на тему «ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.todav 2022, №1, Том 14 / 2022, No 1, Vol 14 https://esi.todav/issue-1-2022.html URL статьи: https://esj.today/PDF/33ECVN122.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Сазанова, Н. В. Пенсионный фонд Российской Федерации, современные проблемы его функционирования / Н. В. Сазанова // Вестник евразийской науки. — 2022. — Т. 14. — № 1. — URL: https://esj. todav/PDF/33ECVN 122.pdf

For citation:

Sazanova N.V. Pension fund of the Russian Federation, modern problems of its functioning. The Eurasian Scientific Journal, 14(1): 33ECVN122. Available at: https://esi.todav/PDF/33ECVN122.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

УДК 314

Сазанова Наталия Викторовна

ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия

Факультет «Экономики и бизнеса» Студентка бакалавриата 3 курса E-mail: [email protected]

Пенсионный фонд Российской Федерации, современные проблемы его функционирования

Аннотация. В данной статье отображена роль пенсионного страхования в экономической и социальной сфере Российской Федерации. Также в работе отражена роль такого структурного элемента как пенсионный фонд РФ, актуальные проблемы фонда и особенности его функционирования. Структура работы представляет собой три части. Введение, часть про анализ пенсионной системы РФ и выявление ее ключевых проблем и заключения. В работе определены цели государства в сфере пенсионного страхования, такие как повышения качества жизни, создание эффективной и устойчивой пенсионной системы и другие. Проведен анализ нормативно-правовых актов, которые отражают суть пенсионного законодательства, изменений и определение трендов сферы в нормативно-правовом русле. Помимо анализа нормативно-правовых актов в работе проанализирован ряд работа зарубежных и отечественных авторов, выстроен сравнительный анализ и предложена собственная позиция по обстоятельству дел в сфере пенсионного обеспечения. В статье присутствует анализ доходов Федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, построенная авторская инфографика задач пенсионного фонда и организационной структуры, проанализирована динамика показателей, характеризирующих пенсионное обеспечение в РФ и динамика показателей пенсионной системы в целом. Для подкрепления сделанных выводов в статье построена таблица возрастов, по достижению которых возникает право на страховую пенсию и аргументирована окупаемость расходов фонда на период последних трех лед, с текущим годом и прогнозом. Так же проведен сравнительный анализ пенсионных фондов в России и ряде зарубежных стран. Отмечена динамика изменения пенсий, работающего и неработающего населения среди пенсионеров, отображена численность пенсионеров и динамика их изменения, определено значение коэффициента замещения с прогнозом и соотношение доходов и расходов бюджета Пенсионного фонда РФ.

Ключевые слова: пенсионный фонд; пенсия; пенсионное обеспечение; ПФР; бюджет; динамика показателей

Введение

Пенсионное обеспечение является одним из наиболее важных факторов в формировании социально-экономического положения внутри страны, поскольку трудоспособное население должно полагаться на то, что пенсионных выплат будет достаточно для поддержания необходимого им уровня жизни. Следует отметить, что пенсионная система строится, опираясь на множество экономических факторов: демографическая ситуация, общемировые тенденции к старению населения, уровень заработных плат и прожиточного минимума. Следует выделить и основные цели государства в сфере пенсионного обеспечения. В Российской Федерации действует и развивается трехуровневая модель пенсионной системы на основе обязательного пенсионного страхования, корпоративных пенсионных систем и добровольного пенсионного страхования. На данный момент Россия уходит от полностью распределительной пенсионной системы, характерной для Советского Союза. Об этом говорит количество реформ, проведенных за последние два десятилетия в области пенсионного страхования. «Основная задача пенсионных реформ состоит в создании эффективной финансово-устойчивой пенсионной системы, которая сможет обеспечить достойный уровень жизни для граждан». Актуальность темы исследования обусловлена изменениями в социальной, политической и экономической сферах государства, переходе к рыночной экономике, которые повлекли за собой перемены в пенсионной системе Российской Федерации. На сегодняшний день пенсионная система страны продолжает активно развиваться и подстраиваться под демографическую ситуацию. Также об этом свидетельствует проводимая сейчас в соответствии с Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-Ф3 пенсионная реформа. Практическая значимость исследования находится в возможности применения результатов, полученных автором, при дальнейшем формировании бюджета Пенсионного фонда России.

Пенсионное обеспечение является одним из наиболее важных факторов в формировании социально-экономического положения внутри страны, поскольку трудоспособное население должно полагаться на то, что пенсионных выплат будет достаточно для поддержания необходимого им уровня жизни. Следует отметить, что пенсионная система строится, опираясь на множество экономических факторов: демографическая ситуация, общемировые тенденции к старению населения, уровень заработных плат и прожиточного минимума. Следует выделить и основные цели государства в сфере пенсионного обеспечения. В Российской Федерации действует и развивается трехуровневая модель пенсионной системы на основе обязательного пенсионного страхования, корпоративных пенсионных систем и добровольного пенсионного страхования. На данный момент Россия уходит от полностью распределительной пенсионной системы, характерной для Советского Союза.

Об этом говорит количество реформ, проведенных за последние два десятилетия в области пенсионного страхования. «Основная задача пенсионных реформ состоит в создании эффективной финансово-устойчивой пенсионной системы, которая сможет обеспечить достойный уровень жизни для граждан». Актуальность темы исследования обусловлена изменениями в социальной, политической и экономической сферах государства, переходе к рыночной экономике, которые повлекли за собой перемены в пенсионной системе Российской Федерации. На сегодняшний день пенсионная система страны продолжает активно развиваться и подстраиваться под демографическую ситуацию. Также об этом свидетельствует проводимая сейчас в соответствии с Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-Ф3 пенсионная реформа. Практическая значимость исследования находится в возможности применения результатов, полученных автором, при дальнейшем формировании бюджета Пенсионного фонда России.

1. Материалы и методы исследования

В отношении управления инвестициями и распределения активов Российская Федерация особенно строгие инвестиционные правила по международному сравнению, в частности, для активов, управляемых управляющая государственными активами, ВЭБ и, в некоторой степени, негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

То количественные ограничения на инвестирование средств в обязательной пенсионной системе предполагают ограничение инвестиции в акции, иностранные инвестиции и другие активы. Некоторые из этих ограничений могут ограничивать диверсификации рисков и финансирования продуктивных инвестиций частного сектора, и их следует пересмотреть.

Инвестиционные лимиты для пенсионных фондов могут постепенно ослабляться с течением времени по той же схеме, что и для страховщиков и первоначально сосредоточив внимание на обеспечении лучшего доступа к различным инвестиционным возможностям во внутренний рынок. Это должно позволить улучшить эффективность пенсионных активов с поправкой на риск. Разрешение поскольку более высокая степень зарубежных инвестиций также в итоге поможет диверсифицировать риски и повысить доходность. В в то же время следует реализовать принцип разумного инвестора, повышая стандарты управления и управление рисками в пенсионных фондах. Надзор за инвестициями пенсионных фондов также должен стать более эффективными и основанными на рисках.

Заинтересованность российского правительства в разрешении инвестиций в инфраструктуру должна поощряться, поскольку они может обеспечить долгосрочную, стабильную и высокую доходность, которая хорошо подходит для долгосрочного характера выхода на пенсию пенсионное накопление. Однако необходимо правильно структурировать инструменты для таких инвестиций и обеспечить, чтобы пенсионные фонды и управляющие активами развивали внутренний потенциал для управления такими инвестициями.

Решение об инвестировании в такие инструменты также должно приниматься советами пенсионных фондов с учетом интересов участников. Правительственное давление на пенсионные фонды с целью инвестировать в конкретную инфраструктуру проектов следует избегать любой ценой.

Надзор за пенсионными фондами должен быть четко регламентирован, чтобы надзорному органу необходимые полномочия, ресурсы, обязанности и при условии надлежащей отчетности для обеспечения эффективного и эффективное управление накопительной пенсионной системой. Существует большое количество регулирующих и надзорных органы, и если они плохо скоординированы, это может подорвать общественный контроль и остановить рост частного пенсии.

Скоординированный регулятор при Центральном банке России может быть выгоден с точки зрения большой независимости и эффективности надзора. В то же время эти разработки должны быть мониторинг, особенно в отношении необходимости наращивания компетенции в области пенсионного фонда надзор и делегирование надзорных функций другим регулирующим органам. Следует установить комплексный и всеобъемлющий надзор за всей накопительной пенсией.

Супервайзер несет ответственность только за НПФ и управляющих частными активами. Назначенный надзорный орган должен быть учреждением, в которое население может обратиться в любом случае.

Процедура должна быть оперативной и прозрачной, понятной и иметь только разумные расходы или не нести никаких затрат для индивидуального заявителя.

При разработке инвестиционных стратегий следует также должным образом учитывать возрастной профиль участников. Немного необходима степень стиля жизни инвестиций,

снижающая подверженность риску по мере приближения члена выход на пенсию. Такие стратегии также требуют реформы требований гарантии возврата, с тем чтобы гарантия применяется только к накопленным сбережениям при выходе на пенсию.

2. Результаты и обсуждение

Опираясь на понятие внебюджетного фонда, которое выделяет Маркина Е.В., можно обозначить несколько основных особенностей. Главной отличительной чертой внебюджетного фонда является обособленность его средств от бюджетных. Автор определения отмечает, что формирование внебюджетного фонда осуществляется за счет отдельных видов налогов и сборов, а также их закрепление за конкретными видами расходов. Внебюджетный фонд имеет узкую целевую направленность, обычно, цель создания определена в названии фонда.

Внебюджетные фонды активно рассматриваются в современной литературе. Так, Бит-Шабо выделяет особое место и значение внебюджетных фондов в финансовой системе, опираясь на определения последнего [1]. Седова М.Л. говорит о ряде противоречий в бюджетном законодательстве относительно внебюджетных фондов, о неправильности применения правовых основ формирования федерального бюджета к построению бюджетов внебюджетных фондов [2].

ПФР является не единственным государственным внебюджетным фондом. Помимо него существует еще три государственных внебюджетных фонда Российской Федерации: «Фонд социального страхования Российской Федерации», «Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования». Отметим, что бюджет ПФР является самым крупным среди фондов социального страхования, ведь на его долю приходится около 80 % от суммы, поступающей во все внебюджетные фонды. Бюджет ПФР является вторым по объему средств после федерального бюджета. Рисунок 1 демонстрирует объем доходов Федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за 2019 год.

25000

20188

Рисунок 1. Доходы Федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2019 год (составлено автором на основе данных сайта Федерального казначейства1)

1 Сайт Федерального казначейства // URL: https://roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/ (дата обращения 10.11.2021).

Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 № 442-1. Целью образования фонда было управление финансами пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации. ПФР начал функционировать как самостоятельный внебюджетный фонд в 1991 г. Как упоминалось ранее, до его создания расходы на пенсионное обеспечение включались в государственный бюджет СССР.2

Как отмечалось ранее, «Пенсионный фонд России — это государственный внебюджетный фонд». Задачей пенсионного фонда является обеспечение граждан защитой от социального риска [3]. К таким видам риска Слепов В.А. и Чалова А.Ю. относят утрату возможности получать доход в связи с потерей трудоспособности при достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности, смерти кормильца и т. д.3

Необходимо отметить, что с образование ПФР, и присвоение ему статуса государственного внебюджетного фонда позволило вывести средства, формируемые на пенсионное обеспечение, в отдельный бюджет [4].

В рамках данной главы необходимо рассмотреть основные задачи Пенсионного Фонда. На сегодняшний день выделяют следующие задачи:

Рисунок 2. Основные задачи Пенсионного фонда России (составлено автором)

Следует отметить, что Пенсионный фонд России — является не только одним из внебюджетных фондов. В соответствии с положением о Пенсионном фонде Российской федерации, ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. 4 Для дальнейшего рассмотрения анализа деятельности и функционирования ПФР, обратимся к его структуре организации.

2 Подъяблонская Л.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — с. 340.

3 Слепов В.А., Чалова А.Ю. Государственные и муниципальные финансы: учебник. — М.: Кнорус, 2019. — с. 173.

4 Постановление ВС РФ от 27.12.1991 № 2122-1 (ред. от 05.08.2000) «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» (вместе с «Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)», «Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)») // «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 30.01.1992, № 5, ст. 180.

Система организации Пенсионного фонда Российской Федерации включает в себя три

уровня.

Правление

Ревизионная ^H Исполнительная комиссия ^Н дирекция

Межрегиональный информационный центр

Управления и клиентские службы

Отделения

Центры по выплате пенсий и обработке информации

Рисунок 3. Организационная структура Пенсионного фонда России (составлено автором на основе отчетов Пенсионного фонда России)

На представленном рисунке видно, что структура представляет собой сложную разветвленную многоуровневую систему. Данный факт обуславливается тем, что деятельность Пенсионного фонда должна охватывать все субъекты и муниципальные образования страны. Руководство фондом осуществляет правление. На него также возложены задачи по изданию нормативных актов, определение текущих и перспективных задач развития. Исполнительная дирекция осуществляет управление средствами обязательного пенсионного страхования, а также контролирует деятельность отделений в субъектах [5]. Региональные отделения осуществляют организацию пенсионного обеспечения во всех субъектах Российской Федерации и контролируют территориальные органы ПФР. На сегодняшний день численность отделений равняется 84. Управление и клиентские службы (2460 подразделений) предоставляют услуги Пенсионного фонда участникам системы обязательного пенсионного страхования. Даная структура необходима для выполнения основных направлений деятельности пенсионного фонда, а именно:

1. 2.

3.

4.

5.

6. 7.

Учет прав по обязательному пенсионному страхованию, государственному пенсионному и социальному обеспечению.

Назначение и выплата пенсий по обязательному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению.

Назначение и финансирование социальных выплат.

Формирование, назначение и выплата средств пенсионных накоплений.

Ведение государственных программ по материнскому капиталу и софинансированию добровольных пенсионных накоплений.

Международное сотрудничество по вопросам пенсионного и социального обеспечения.

Информационно-разъяснительная работа.

Рассмотрим нормативно-правовые основы формирования бюджета Пенсионного фонда России. В соответствии с БК РФ, бюджет ПФР утверждается в форме федерального закона на очередной финансовый год и плановый период. В современной литературе существуют некоторое заблуждения на счет формирования бюджета Пенсионного фонда России. Авторы

Слепов В.А и Чалова А.Ю. вводят нас в заблуждение, говоря о том, что существует два направления формирования бюджета ПФР, выделяя накопительную и распределительную составляющие. В действительности, бюджет Пенсионного фонда России формируется за счет страховых взносов и средств федерального бюджета, при этом не выделяются эти два направления. Такой подход больше характерен для характеристики пенсионного обеспечения, в целом, а не Пенсионного фонда России [6].

Доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, как и доходы других внебюджетных фондов, формируются в соответствии со ст. 146 «Бюджетного кодекса Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ и включают: налоговые доходы, неналоговые доходы, безвозмездные поступления. Рассмотрим каждый вид более подробно.

К зачислению в бюджет Пенсионного фонда подлежат налоговые доходы от «минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения»5. В бюджет пенсионного фонда поступает 60 % в связи с нормативом6.

К неналоговым доходам в соответствии с Бюджетным кодексом относятся: «страховые взносы на обязательное пенсионное страхование», «страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии», «доходы от размещения средств Пенсионного фонда Российской Федерации» а также штрафы, пени, недоимки и санкции, связанные со взносами. Основную часть доходов бюджета составляют именно страховые взносы. В соответствии со ст. 419 «Налогового кодекса Российской Федерации» от 05.08.2000 № 117-ФЗ, плательщиками страховых взносов являются работодатели. К ним относятся «организации», «индивидуальные предприниматели» а также «физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями».7 Обратим внимание на то, что до 2001 года 1 % удерживался с заработной платы самого работника [7]. С 2001 года страховые взносы заменил единый социальный налог (ЕСН), который впоследствии был отменен. В настоящее время страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации составляют 22 % на сумму до 1150000 руб. и 10 % с суммы превышающей. 8 Предельный размер базы определяется исходя из Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2018 № 1426.

Безвозмездные поступления представляют собой «межбюджетные трансферты из федерального бюджета», «поступления от негосударственных пенсионных фондов» а также «взносы, уплачиваемые организациями угольной промышленности на выплату ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников этих организаций». Несмотря на то, что трансферты направляются на покрытие дефицита бюджета, они включаются в доходы [8].

5 «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 03.08.1998, N 31, ст. 3823.

6 Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» // «Собрание законодательства РФ», 27.07.2009, N 30, ст. 3739.

7 «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 15.04.2019) // «Собрание законодательства РФ», 07.08.2000, N 32, ст. 3340.

8 Постановление Правительства РФ от 28.11.2018 N 1426 «О предельной величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2019 г.» // «Российская газета», № 273, 05.12.2018.

Страница 7 из 18

33ECVN122

Говоря о расходах бюджета пенсионного фонда, следует выделить их основную черту — целевое назначение. Цели, на которые осуществляется расходование средств бюджета пенсионного фонда, определяются статьей 18 федерального закона от 15.12.2001 №№ 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». К направлениям расходования можно отнести: пенсионное обеспечение, социальное обеспечение населения, предоставление материнского капитала и др. 9

Начнем анализировать развитие Пенсионного фонда Российской Федерации с упоминания о том, что в 2013 году началось глобальное реформирование пенсионной системы. Как отмечалось раннее, начался переход от трудовых пенсий к страховым. Была введена система начисления индивидуальных пенсионных коэффициентов. Отметим, что это принесло определенные плоды, и уровень пенсионного обеспечения граждан России повышался с каждым годом. Об этом свидетельствуют данные таблицы 1.

Таблица 1

Динамика показателей, характеризующих пенсионное обеспечение в России, в %

№ ———Год Показатель "—-—^^ 2014/2013 2015/2014 2016/2015 2017/2016 2018/2017 За весь период

1 Получатели страховых пенсий 100,8 103,16 100,77 100,76 100,75 106,37

2 Получатели пенсий по государственному пенсионному обеспечению 100,0 105,88 100,00 102,78 102,70 111,76

3 Застрахованные лица в системе ОПС - 103,24 101,67 101,05 100,98 107,1

4 Страхователи, уплатившие страховые взносы 258,33 102,15 98,95 98,94 95,70 247,2

5 Прожиточный минимум пенсионера 103,64 112,70 122,93 97,01 102,18 142,33

6 Средний размер страховой пенсии по стрости 107,95 110,91 102,67 104,48 104,74 134,51

Составлено автором на основе публичных годовых отчетов ПФР за 2013-2018 год10

Следует отметить положительную динамику в росте почти у всех рассматриваемых показателей на промежутке всего рассматриваемого периода. По данным ежегодных отчетов пенсионного фонда России с 2013 по 2018 год увеличиваются:

• Количество получателей страховой пенсии (на 2,4 млн чел.).

• Количество получателей пенсии по государственному пенсионному обеспечению (на 0,4 млн чел.).

• Выделим и определенные положительные изменения в показателях, которые приводят к улучшению качества жизни пенсионеров, а именно: прожиточный минимум пенсионера (на 2595 руб.).

• средний размер страховой пенсии по старости (на 3689 руб.).

Необходимо обратить внимание на негативную тенденцию в снижении количества страхователей с 2016 года. Страхователями в системе ОПС являются юридические лица, в том числе и иностранные, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации, а также заключающие трудовые договоры, на вознаграждения по которым

9 Слепова В.А., Чалова А.Ю. Государственные и муниципальные финансы: учебник. — М.: Кнорус, 2019.) — с. 176.

10 Годовые отчеты Пенсионного фонда Российской Федерации // URL: http://www.pfrf.ru/press_center/ann ual_report (дата обращения 04.05.2020).

начисляются страховые взносы. 11 Факт снижения их количества связан с текущей экономической ситуацией в стране. Эта проблема является актуальной, поскольку именно от количества страхователей зависит объем взносов, поступающих в бюджет пенсионного фонда.

По мнению автора, для дальнейшего анализа показателей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации необходимо рассмотреть и некоторые демографические показатели, имеющие отношение к пенсионной системе. Рассматриваемые ниже показатели определяют уровень пенсионной нагрузки на бюджет Пенсионного фонда России.

Данные таблицы 2 также говорят нам и о росте числа пенсионеров. Таким образом, с 2013 г. по 2018 г. количество пенсионеров в нашей стране увеличивалось с каждым годом почти на 600 тыс. человек в абсолютном значении. На этот факт повлиял рост продолжительности жизни населения. По прогнозу Федеральной службы государственной статистки (Росстат) продолжительность жизни россиян к 2025 г. составит от 74 лет до 78,4 лет, а к 2035 г. от 75,5 лет до 81.6 лет.11 Также, прослеживается тенденция к увеличению численности пенсионеров на 1000 человек населения. Темпы роста данного показателя замедляются и становятся меньше 100 % к 2020 году.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассматриваемый показатель говорит о доли пенсионеров среди населения страны. Численность занятых на одного пенсионера снижается в среднем на 1,5 % в год.

Таблица 2

Динамика показателей пенсионной системы в %

Год Показатель^-^^ 2014/2013 2015/2014 2016/2015 2017/2016 2018/2017 2019/2018 2020/2019

1 Число пенсионеров 101,17 101,15 103,20 101,11 100,88 100,87 99,35

2 Общая численность пенсионеров на 1000 человек населения 100,94 100,86 101,35 101,01 100,74 100,96 99,40

3 Численность занятых на одного пенсионера 99,41 98,21 96,97 99,38 98,74 98,73 -

Составлено автором на основе данных сайта Федеральной службы государственной статистики12

Совокупность всех рассмотренных показателей в таблице, при существующем уровне рождаемости, говорит о возможном сильном увеличении уровня пенсионной нагрузки. Данная проблема является наиболее актуальной не только для России, но и для мира в целом, поскольку сейчас наблюдается общемировая тенденция к старению населения. Российская Федерация начала принимать активные меры по решению данного вопроса. В настоящее время вступил в силу Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ, который вносит поправки в пенсионное законодательство. Был поднят пенсионный возраст для госслужащих на 8 лет для женщин и на 5 лет для мужчин. При этом, планируется плавное изменение возраста, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости. Для женщин изменения планируются до 2026 года. Касаемо государственных и муниципальных служащих следует отметить, что до 2026 года увеличится и необходимый стаж для назначения пенсии за выслугу на 5 лет. Для граждан, не относящихся к государственной службе, также был увеличен возраст выхода на пенсию.

11 Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ (ред. от 01.04.2019) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // «Российская газета», № 68, 10.04.1996.

12 Сайт Федеральной службы государственной статистики // URL: https://www.gks.ru/folder/13877 (дата обращения 10.11.2021).

Данные в таблице 3 относятся к возрасту 60 лет у мужчин и 55 лет у женщин.13

Таблица 3

Возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию

Год Возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию

мужчины женщины

2019 V + 12 месяцев V + 12 месяцев

2020 V + 24 месяца V + 24 месяца

2021 V + 36 месяцев V + 36 месяцев

2022 V + 48 месяцев V + 48 месяцев

2023и последующие годы V + 60 месяцев V + 60 месяцев

Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» // «Российская газета», № 223, 05.10.2018

По мнению автора повышение пенсионного возраста в России необходимый и правильный шаг, несмотря на то что он вызвал дискуссии и ожидаемое недовольство среди населения. Отметим, что в большинстве зарубежных стран, а также в странах постсоветского пространства возраст выхода на пенсию превышал существующий в России до 2019 года. Об этом свидетельствуют данные на рисунке 4.

66

64

Респ. Беларусь Казахстан Латвия Литва Молдавия Таджикистан Эстония

■ муж ■ жен

Рисунок 4. Пенсионный возраст в странах постсоветского пространства в 2019 году

Следующими показателями, которые также влияют на уровень пенсионного обеспечения, являются индексация страховой пенсии и инфляция. Индексация пенсии осуществляется государством с целью поддержания уровня жизни пенсионеров в условиях инфляции. На рисунке 5 показана индексация страховой пенсии в сравнении с уровнем инфляции.

13 Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» // «Российская газета», № 223, 05.10.2018.

14 12 10 8 6 4 2 0

Год

Индексация страховой пенсии % Инфляция %

Рисунок 5. Индексация страховой пенсии и инфляция (составлено автором на основе Пресс-центра Пенсионного фонда России URL: http://www.pfrf.ru/press_center/)

На графике можно наблюдать существенные изменения инфляции на протяжении всего периода. Несмотря на это, значения индексации страховой пенсии коррелируют с уровнем инфляции и почти на всем промежутке превышают или же близки к нему. Отметим, что на текущий момент на законодательном уровне установлена стоимость индивидуального пенсионного коэффициента до 2024 года включительно. Соответственно установлен и уровень индексации пенсий. Для неработающих пенсионеров средний прирост пенсий за период с 2020 до 2024 года составит 6,2 % в год. При существующем среднем размере страховой пенсии по старости, можно предположить, что к 2024 году он поднимется почти до 20 тысяч рублей. У работающих же пенсионеров индексация пенсий с 2016 отменена на основании Федерального закона № 385-Ф3 от 29.12.2015 14, и их увеличение происходит только за счет взносов, уплачиваемых работодателями, то есть увеличения количества индивидуальных пенсионных коэффициентах. При существующем уровне средних заработных плат данный объем увеличения в процентном соотношении не сопоставим с индексацией [9].

Для примера проведем расчеты для двух пенсионеров А и Б. Оба гражданина обратились за получением страховой пенсии по старости при достижении пенсионного возраста в 2018 году. Предположим, что пенсионеры А и Б накопили одинаковое количество индивидуальных пенсионных коэффициентов, и получают одинаковую пенсию в размере, близком к среднему значению по стране, а именно 14500 рублей в месяц. Установим, что пенсионер А прекратил свою трудовую деятельность, а Б продолжает работать. Допустим, что гражданин Б получает среднюю по стране (по данным Федеральной государственной службы статистики (Росстат)) заработную плату в размере 43 тысяч рублей. В действительности, по мнению автора, это значение у людей пенсионного и предпенсионного возраста гораздо ниже. Тогда, за 2018 год он может сформировать 5,05 ИПК. Отметим, что максимальное значение для работающих пенсионеров — 3 ИПК в год. Для дальнейших расчетов будем использовать именно это количество индивидуальных пенсионных коэффициентов. На рисунке 6 показана динамика увеличения пенсии для двух пенсионеров, при условии, что второй получает максимально возможное количество индивидуальных пенсионных коэффициентов.

14 Федеральный закон от 29.12.2015 № 385-Ф3 (ред. от 22.11.2016) «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» // «Российская газета», № 297, 31.12.2015.

12,9

7,05

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

3

25000 20000 15000 10000 5000

0

2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024

Пенсия А Пенсия Б

Рисунок 6. Динамика изменения пенсий, работающего и неработающего пенсионеров (составлено автором)

Таким образом, к 2024 году пенсия гражданина А равняется 20752,7 рублей, а у гражданина Б 15966,8 рублей. Ежегодный средний прирост пенсии в абсолютном значении 1042,1 и 244,5 рублей у А и Б соответственно. По мнению автора, меры по отмене индексации пенсии работающим пенсионером и ограничение возможности накопить более 3 ИПК в год являются не справедливыми и ограничивающими данную категорию граждан в правах.

По данным Росстата с 2016 года произошли существенные изменения связанные со снижением числа работающих пенсионеров, что несомненно отразилось на бюджете Пенсионного фонда России. В качестве доказательства приведем статистику и динамику по численности работающих пенсионеров.

Таблица 4

Численность работающих пенсионеров

На 1 янв. года 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Работающих пенсионеров тыс. чел. 13669 14325 14917 15259 9883 9669 9667 9315

В процентах к общей численности пенсионеров 33,7 34,9 36 35,7 22,9 22,2 22 21,4

Темп прироста в % 4,80 4,13 2,29 -35,23 -2,17 -0,02 -3,64

Составлено автором на основе данных сайта Росстата15

Обратим внимание на то, что с 2016 года (на 1.01.2017) наблюдается существенное снижение численности и соответственно доли работающих пенсионеров в системе обязательного пенсионного страхования более чем на 5 млн человек. Отметим, что по расчетам автора при сохранении существующих средних темпов прироста с 2012 года по 2015 года, а именно: +3,57 % численность работающих пенсионеров на 1.01.2020 могла составить 17575 тыс. человек. Исходя из этого, бюджет пенсионного фонд смог получить экономию на расходах в 2016 году 77,3 млрд руб. по расчетам автора.

Индексация пенсии также положительно влияет на увеличение коэффициента замещения. Как упоминалось ранее, данный показатель имеет большое значение при определении уровня развития пенсионной системы. Исходя из расчетов автора, коэффициент замещения на 2018 год составил 14414/43724 = 0,33 (отношение размера средней пенсии к средней заработной плате). При составлении прогноза значения коэффициента замещения автором предлагается учитывать среднегодовой темп роста заработной платы за последние

15 Сайт Федеральной службы государственной статистики // URL: http://www.gks.ru (дата обращения 10.11.2021).

10 лет, а также рассчитать средний размер пенсии на 2024 год исходя из текущего среднего значения. Результаты расчетов представлены в таблице 5.

Таблица 5

Прогнозное значение коэффициента замещения

Год 2020 2021 2022 2023 2024

Ср. заработная плата руб. 52638,66 57756,03 63370,9 69531,62 76291,27

Ср. пенсия руб. 16449,9 17486,42 18517,63 19554,15 20629,58

Коэффициент замещения 0,31 0,30 0,29 0,28 0,27

Составлено автором

Прогнозное значение коэффициента замещения говорит о том, что в ближайшее время уровень обеспеченности пенсионеров относительно других категорий граждан будет постепенно снижаться, что ухудшит их положение. Как было упомянуто ранее, МОТ закрепляет данный коэффициент на уровне 0,4, а в странах ОЭСР его значение в среднем равно 0,55. Исходя из этого следует выделить проблему недостаточного уровня замещения заработной платы страховыми пенсиями.

Перейдем к рассмотрению показателей бюджета Пенсионного фонда России. На рисунке 7 представлено соотношение доходов и расходов бюджета ПФР за период с 2013 г. до 2019 г.

10000 9000 8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0

SOfirfttlQ

8Т7П8429

87808627

7670

63886379

7 625'

2013

2014 2015 2016 2017

■ Доходы млрд.руб. ■ Расходы млрд.руб.

2018

2019

Рисунок 7. Соотношение доходов и расходов бюджета Пенсионного фонда России (составлено автором на основе Федеральных законов «Об исполнении бюджета Пенсионного

фонда Российской Федерации за 2013-2018 года» [№ 298-ФЗ, 279-ФЗ, 378-Ф3, 288-ФЗ, 365-Ф3, 333-Ф3] и отчета об исполнении бюджета Пенсионного фонда России за 2019 год)

Как видно из соотношения, только в 2013 и в 2019 годах наблюдается превышение доходов над расходами. С 2014 до 2018 года бюджет Пенсионного фонда России исполняется с дефицитом. Это нехорошая тенденция, которая говорит о нехватке пенсионному фонду денежных средств на исполнение своих обязательств. Исходя из этого, можно выделить проблему дефицита бюджета Пенсионного фонда России. Проблема дефицита бюджета пенсионного фонда получила широкое обсуждение среди научной общественности. Так, Туманянц В.А. отмечает «тенденцию к увеличению дефицита Пенсионного фонда России, покрытие которого из государственного бюджета снижает устойчивость последнего» [10]. Автор рассматривает эту проблему в 2011 году. Несмотря на это, она до сих пне потеряла в своей актуальности.

Для более детального рассмотрения расходов и доходов обратимся к таблице 6, в которой приведена динамика ключевых показателей.

Таблица 6

Прирост основных показателей бюджета ПФР в %

2014/2013 2015/2014 2016/2015 2017/2016 2018/2017 2019/2018

1. Доходы всего -3,58 15,72 6,99 8,33 0,12 6,18

1.1 Налоговые и неналоговые доходы 5,85 7,40 5,89 7,44 9,99 8,59

1.2 Безвозмездные поступления -15,29 28,57 8,44 9,44 -12,13 2,44

2. Расходы -2,96 23,91 2,09 6,25 1,32 2,35

2.1 Общегосударственные вопросы 3,13 6,06 1,90 3,74 3,60 -3,48

2.2 Социальная политика (из них) -3,06 24,20 2,08 6,29 1,28 2,44

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.2.1 Выплата страховой пенсии (Социальное обеспечение и иные выплаты населению) 2,98 16,17 4,08 5,42 5,90 4,99

Составлено автором на основе Федеральных законов «Об исполнении бюджета «Пенсионного фонда Российской Федерации» за 2013-2018 года» [№ 298-ФЗ, 279-ФЗ, 378-Ф3, 288-ФЗ, 365-Ф3, 333-ФЗ] и отчета об исполнении бюджета Пенсионного фонда России за 2019 год

Следует обратить внимание на положительные тенденции. Среди них можно выделить рост доходов бюджета на почти на 2,4 трлн рублей за период с 2013 до 2019 года, и постоянный рост страховых взносов на 1,9 трлн рублей за тот же период. Именно за счет страховых взносов должна формироваться основная часть бюджета пенсионного фонда. Заметим, что прирост доходов в первую очередь связан с увеличением поступлений страховых взносов. Так объем доходов в абсолютном значении на промежутке исследуемого периода увеличился на 2393 млрд рублей. Из них 80 % за счет увеличения страховых взносов. Отметим и неблагоприятную динамику в увеличении безвозмездных поступлений. Данный аспект оказывает отрицательное влияния на развитие пенсионного фонда, поскольку одной из его целей является снижение зависимости от средств федерального бюджета. Положительной является и динамика расходов. Ежегодно увеличиваются расходы на пенсионное обеспечение и на социальное обеспечение граждан. Но данный факт необходимо рассматривать в условии увеличивающегося количества пенсионеров.

Для дальнейшего анализа бюджета ПФР обратимся к его структуре и посмотрим какие доли занимают основные показатели. Структура бюджета «Пенсионного фонда Российской Федерации» представлена в таблице 7.

Таблица 7

Структура бюджета «Пенсионного фонда Российской Федерации» в %

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

1. Доходы всего 100 100 100 100 100 100 100

1.1 Налоговые и неналоговые доходы 55,37 60,79 56,42 55,84 55,39 60,85 62,23

1.2 Безвозмездные поступления 44,63 39,21 43,57 44,16 44,61 39,15 37,77

2. Расходы 100 100 100 100 100 100 100

2.1 Общегосударственные вопросы 1,50 1,60 1,37 1,37 1,33 1,36 1,29

2.2 Социальная политика (из них) 98,50 98,40 98,63 98,62 98,67 98,62 98,71

2.2.1 Выплата страховой пенсии (социальное обеспечение и иные выплаты населению) 75,76 80,40 75,38 76,86 76,26 79,70 81,75

Составлено автором на основе Федеральных законов «Об исполнении бюджета «Пенсионного фонда Российской Федерации» за 2013-2018 года» [№ 298-ФЗ, 279-ФЗ, 378-ФЗ, 288-ФЗ, 365-ФЗ, 333-ФЗ] и отчета об исполнении бюджета Пенсионного фонда России за 2019 год

Начиная рассмотрение структуры бюджета, обратимся к доходам. Рассматривая весь анализируемый период, можно отметить, что в 2017 году структура доходов не сильно

изменилась в сравнении с 2013 годом. Однако, с 2014 до 2017 гг. вырос объем средств получаемых за счет безвозмездных поступлений на 5 процентов. Также с 2014 года сократилась доля страховых взносов в бюджете.

Несмотря на то, что за последние два года ситуация начала стабилизироваться необходимо отметить следующее. Увеличение доли безвозмездных поступлений в бюджете Пенсионного фонда России может говорить о росте зависимости последнего от федерального бюджета. Делая такой вывод, следует обратить внимание на структуру самих поступлений. Их существенная часть направляется на исполнение переданных полномочий. Примером этого может служить материнский капитал, государственное пенсионное обеспечение и иные государственные программы. Тем не менее, не следует отрицать факт зависимости бюджета ПФР от федерального бюджета. Для подтверждения этого обратимся к структуре безвозмездных поступлений в таблице 8.

Таблица 8

Структура безвозмездных поступлений в %

Наименование показателей Год

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Безвозмездные поступления 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Государственное пенсионное обеспечение 10,1 14,7 13,0 11,7 11,9 13,9 14,0

Компенсация дохода в связи пониженными тарифами 11,6 11,9 11,0 11,6 11,8 15,4 1,6

Средства федерального бюджета на обязательное пенсионное страхование/обеспечение сбалансированности бюджета до 2014 года 33,0 13,9 26,2 29,4 25,3 19,5 32,1

Составлено автором на основе Федеральных законов «Об исполнении бюджета «Пенсионного фонда Российской Федерации» за 2013-2018 года» [№ 298-ФЗ, 279-ФЗ, 378-Ф3, 288-ФЗ, 365-Ф3, ЗЗЗ-ФЗ] и отчета об исполнении бюджета Пенсионного фонда России за 2019 год

В таблице показаны наиболее значимые по мнению автора структурные элементы доходов. Доля средств на обязательное пенсионное страхование наиболее явно отражает факт зависимости. Анализируя динамику данного показателя, необходимо сказать о его снижении до 13,9 % в 2014 году, что является положительным фактором. С 2015 до 2019 года также прослеживается динамика на снижение доли данного показателя. Автором предлагается более детально рассмотреть структуру безвозмездных поступлений за 2019 год [11].

На рисунке 8 показана структура безвозмездных поступлений от бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2019 год. Обратим внимание на такие показатели, как валоризация РПК и обязательное пенсионное страхование. Данные категории наиболее объемные в структуре безвозмездных поступлений. Суммарно их доля составляет около 53 %. По мнению автора именно эти части демонстрируют зависимость бюджета пенсионного фонда от федерального бюджета.

Несмотря на то, что доля средств федерального бюджета, направленных на финансирование обязательств пенсионного фонда по ОПС, уменьшалась на протяжении всего рассматриваемого периода, нельзя говорить о снижении зависимости. В сравнении с 2014 годом рассматриваемая статья увеличилась почти вдвое. Данный факт также говорит о недостаточности страховых взносов. В связи с этим следует выделить существующую проблему зависимости бюджета ПФР от федерального бюджета и недостаточности страховых взносов на покрытие выплат по страховым пенсиям. Понижение страховых взносов для отдельных категорий плательщиков является дискуссионным вопросом. С одной стороны, данный фактор оказывает поддержку для развития бизнеса. С другой стороны, перекладывает часть средств, которые мог получить пенсионный фонд по средствам страховых взносов на федеральный бюджет.

■ на пенсии по государственному пенсионному обесечению

■ на предоставление материнского капитала

■ на валоризацию РПК

■ на обязательное пенсионное страхование

■ на иные цели

Рисунок 8. Структура безвозмездных поступлений бюджета пенсионного фонда за 2019 год (составлено автором на основе данных отчета Федерального казначейства)

Возвращаясь к таблице 8, и анализу расходов бюджета Пенсионного фонда России следует выделить основное направление расходов — «Социальная политика». В свою очередь социальная политика включает в себя пенсионное обеспечение, социальное обеспечение население, охрану семьи и детства (материнский капитал). Группы расходов кроме социальной политики не представляют интерес, поскольку занимают мизерный объем и, зачастую, связаны с вопросами функционирования пенсионного фонда. например, «Общегосударственные вопросы» занимают около 1,5 % в объеме расходов на протяжении всего исследуемого периода. Также следует лишь упомянуть материнский капитал, поскольку данная программа является государственной и финансируется из федерального бюджета. Детального рассмотрения требуют такие статьи расходов, как «Пенсионное обеспечение» и «Социальное обеспечение населения». Основную часть расходов в целом и расходов на пенсионное обеспечение занимает выплата страховых пенсий (страховая часть трудовой пенсии до 2015 года). Как отмечалось ранее, выплаты страховых пенсий финансируются за счет страховых взносов, тем не менее весомая часть расходов по этой статье осуществляется за счет трансфертов из федерального бюджета.

Заключение

Социальное обеспечение, и пенсионное обеспечение в России прошло долгий путь становления и продолжает непрерывно развиваться, опираясь на демографическую, экономическую и другие составляющие. Пенсионное обеспечение основывается на многолетнем отечественном и зарубежном опыте, а также соответствует международным стандартам.

Пенсионный фонд России, осуществляющий полномочия по пенсионному обеспечению, является одним из наиболее значимых социальных институтов страны в области социального обеспечения населения и не только. Для правильного и бесперебойного функционирования пенсионной системы следует решить ряд обозначенных проблем, связанных с формированием бюджета Пенсионного фонда России. В ходе проведенного исследования были выполнены поставленные автором цели и задачи.

В ходе анализа бюджета Пенсионного фонда России был выявлен комплекс проблем. К ним относится: стабильный дефицит бюджета Пенсионного фонда России, зависимость бюджета ПФР от федерального бюджета, низкая заинтересованность граждан в формировании

Вестник Евразийской науки 2022, №1, Том 14 ISSN 2588-0101

The Eurasian Scientific Journal 2022, No 1, Vol 14 https://esj.today

пенсии, недостаточный уровень замещения. Данный проблемы являются комплексными и требуют точных решений.

Рассмотренные проекты федеральных законов и предложения авторов научных исследований говорят о проводимой активной роботе по направлению реформирования пенсионной системы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бит-Шабо И.В. О роли и месте государственных внебюджетных фондов в финансовой системе Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал. — 2013. — № 3(33). — С. 43.

2. Седова М.Л. Государственные внебюджетные фонды и бюджетное законодательство Российской Федерации // Финансы и кредит. — 2007. — № 14(254). — С. 36.

3. Старовойтова Л.И. Пенсионный фонд России, современные проблемы его функционирования // Актуальные проблемы общества, науки и образования: современное состояние и перспективы развития. — 2017. — С. 158-162.

4. Миронова Д.Д., Ионнисян М.К. ПФР: Состояние и перспективы развития // Экономическое развитие общества в современных кризисных условиях. — 2017.

— С. 41 -44.

5. Галимова И.В. Пенсионное обеспечение населения России // Инновационная наука. 2016. С. 45-46.

6. В.А. Семидоцкий, А.А. Якименко Стратегические приоритеты региональной инвестиционной политики Краснодарского края // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2014. 1. С. 66-70.

7. Ржаницына, Л.О совершенствовании пенсионной системы РФ: (заметки к докладу Минздравсоцразвития и ПФР) / Людмила Ржаницына // Человек и труд.

— 2011. — N 6. — С. 23-27.

8. Галимова И.В. Тенденции развития пенсионной системы в РФ // XVII Царскосельские чтения, под ред. В.Н. Скворцова. 2013. С. 52-56.

9. Федоров Л.В. Пенсионный фонд Российской Федерации. // М.: Дашков и ко, 2014. C.245.

10. Туманянц К.А. Проблемы пенсионного обеспечения в РФ и способы их решения // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. — 2011. — № 2(19). — С. 140.

11. Павлов А.Д., Макаренко Н.О. Современное состояние бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации: анализ доходов и расходов / А.Д. Павлов, Н.О. Макаренко // Учет, анализ, аудит: проблемы теории и практики. Вып. 19. — 2017. — С. 116-121 // eLIBRARY.RU: научная электронная библиотека. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34973789 (дата обращения: 13.02.2022).

Sazanova Natalia Viktorovna

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

E-mail: [email protected]

Pension fund

of the Russian Federation, modern problems of its functioning

Abstract. This article displays the role of pension insurance in the economic and social sphere of the Russian Federation. The role of such a structural element as the Pension Fund of the Russian Federation, the actual problems of the fund and the peculiarities of its functioning are considered. The structure of the work consists of three parts. Introduction, the main part, which includes an analysis of the pension system of the Russian Federation, identification of key problems of the system and conclusions. The author defines the goals of the state in the field of pension insurance, such as improving the quality of life, creating an efficient and sustainable pension system, and others. An analysis is made of legal acts that reflect the essence of pension legislation, changes and the definition of trends in the sphere in the legal framework. In the course of revealing the main tasks, the author examines the works of foreign and domestic authors, builds a comparative analysis and proposes his own position on improving pension provision. The article analyzes the revenues of the Federal budget and the budgets of state off-budget funds, sets out the author's infographics of the tasks of the pension fund and the organizational structure, analyzes the dynamics of indicators characterizing pension provision in the Russian Federation and the dynamics of indicators of the pension system as a whole. To reinforce the conclusions drawn, the article builds a table of ages, upon reaching which the right to an insurance pension arises and argues for the payback of the fund's expenses for the period of the last three years, with the current year and forecast. A comparative analysis of pension funds in Russia and a number of foreign countries was also carried out. The dynamics of changes in pensions, the working and non-working population among pensioners is noted, the number of pensioners and the dynamics of their change are displayed, the value of the replacement coefficient with the forecast and the ratio of income and expenditures of the budget of the Pension Fund of the Russian Federation are determined.

Keywords: pension fund of Russia; economic system; pension provision; state off-budget fund; dynamics of indicators

33ECVN122

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.