Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕНСИОННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ: ЭВОЛЮЦИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕНСИОННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ: ЭВОЛЮЦИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
757
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИЯ / ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА / ПЕНСИОННЫЙ ВОЗРАСТ / ПЕНСИОННЫЕ НАКОПЛЕНИЯ / ФОНД НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиева Зарема Багаутдиновна

В статье дается исторический экскурс российской государственной пенсионной политики, начиная с правления Петра I и до сегодняшних дней. Дан развернутый анализ изменений в системе пенсионного обеспечения России в 2017-2021 гг. Описываются размеры фондов национального благосостояния некоторых стран на август 2021 г. Проанализированы основные характеристики федерального бюджета на 2022 г. и на плановый период 2023 и 2024 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE PENSION POLICY IN RUSSIA: EVOLUTION, CURRENT STATE, FOREIGN EXPERIENCE

The article provides a historical overview of the Russian state pension policy, from the reign of Peter I to the present day. A detailed analysis of changes in the Russian pension system in 2017-2021 is given. The size of the national welfare funds of some countries for August 2021 is described. The main characteristics of the federal budget for 2022 and for the planning period of 2023 and 2024 are analyzed.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕНСИОННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ: ЭВОЛЮЦИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ»

DOI 10.47576/2712-7559_2022_1_2_145 УДК 369:542

Алиева Зарема Багаутдиновна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов и кредита, Дагестанский государственный университет народного хозяйства, г. Махачкала, Россия, е-mail: [email protected]

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕНСИОННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ: ЭВОЛЮЦИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

В статье дается исторический экскурс российской государственной пенсионной политики, начиная с правления Петра I и до сегодняшних дней. Дан развернутый анализ изменений в системе пенсионного обеспечения России в 2017-2021 гг. Описываются размеры фондов национального благосостояния некоторых стран на август 2021 г. Проанализированы основные характеристики федерального бюджета на 2022 г. и на плановый период 2023 и 2024 гг.

Ключевые слова: пенсия; пенсионное обеспечение; пенсионная система; пенсионный возраст; пенсионные накопления; Фонд национального благосостояния; федеральный бюджет.

UDC 369:542

Alieva Zarema Bagautdinovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Finance and Credit, Dagestan State University of National Economy, Makhachkala, Russia, e-mail: [email protected]

STATE PENSION POLICY IN RUSSIA: EVOLUTION, CURRENT STATE, FOREIGN EXPERIENCE

The article provides a historical overview of the Russian state pension policy, from the reign of Peter I to the present day. A detailed analysis of changes in the Russian pension system in 2017-2021 is given. The size of the national welfare funds of some countries for August 2021 is described. The main characteristics of the federal budget for 2022 and for the planning period of 2023 and 2024 are analyzed.

Keywords: pension; pension provision; pension system; retirement age; pension savings; National Welfare Fund; federal budget.

Исторический аспект развития системы пенсионного обеспечения в России.

В дореволюционный период в России пособия полагались лишь определенным категориям граждан, прослуживших в качестве военнослужащих, а понятия «пенсионный возраст» не существовало.

Выплаты, выполняющие роль современных пенсий, осуществлялись еще во времена Петра I, но выплачивались они, в основном, категориям военнослужащих: «Ежеле кто так изувечен, что никуды негоден будет, то такого в гошпитали кормить до его смерти, а ежели в гошпитали быть не похочет, то награжден будет годовым жалованьем, и дать пашпорт» [6].

В период правления императора Николая I в 1827 г. был принят «Устав о пенсиях и единовременных пособиях государственным служащим», который можно обозначить основополагающим в реформе пенсионной системы. Согласно данному уставу рассчитывать на поддержку государства в старости могли не только военнослужащие и инвалиды, но и каждый работавший гражданин. Если гражданин проработал 35 лет и более, то ему выплачивалась пенсия в максимально возможном размере или так называемый «полный оклад содержания». Если трудовой стаж составлял 25- 35 лет, то гражданин имел право на получение пенсии в размере 50 % от «полного оклада содержания»,

а за 10 лет службы - 30 %. Учитывая такие объективные факторы, как низкая продолжительность жизни, войны (например, русско-турецкая), служить в тот исторический период развития России многие начинали в 16-17 лет, и поэтому пенсионный возраст мог наступить уже в 51-52 года. В конце XIX в. на пенсии государство тратило до 3 % расходных сумм бюджета. Но на это могли рассчитывать «бюджетники»: врачи, учителя, чиновники, офицеры, не имеющие никаких выговоров за все время работы. Рабочие получали пенсии крайне редко в зависимости от «доброй воли» хозяев предприятий.

За 30 лет в России произошло много реформ, в результате которых менялись процедура расчета стажа и начисления пенсий, пенсионный возраст и др.

Закон от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в СССР был принят в 1990 г. Данным законодательным актом были заложены основы страховой пенсионной системы. Главным источником финансирования пенсий стали взносы работодателей в размере 28 % от фонда оплаты труда работника. Пенсия приобрела «справедливую увязку» со стажем и заработной платой работника. До выхода на пенсию производился расчет дохода за 5 лет непрерывного стажа или последние 2 года до выхода на пенсию. Декретный отпуск, отпуск по уходу за ребенком (3 года, но не больше 9 лет), учебу в вузе, службу в армии также стали включать трудовой стаж. Такое понятие, как «социальная пенсия» для неработавших граждан, также впервые появилось именно в этот период.

В конце 2001 г. в России был принят закон о пенсиях для чиновников - Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Согласно данному законодательному акту чиновникам предоставлялось право на получение двух пенсий. В начале 2002 г. начал функционировать закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», учитывающий интересы и других категорий работников. Вследствие его принятия главным становится не заработная плата работника, а страховой взнос работодателя с фонда оплаты труда - единый социальных налог (ЕСН). Размер ЕСН имел тенденцию к уменьшению: с 28 % до 22 %. Также была введе-

на обязательная накопительная часть для граждан моложе 1967 г. рождения - 6 % их взносов направляются на накопления и 16 % - в страховую часть. Но со временем средств страховой части стало не хватать для выпла -ты пенсий пенсионерам и тогда с 1 января 2014 г. государством было принято решение о «заморозке» накоплений и направлении их в полном объеме в ПФР.

1 января 2014 г. в России был принят Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в рамках которого была введена балльная система. Таким образом, размер будущей пенсии стал в меньшей степени зависеть от реальной заработной платы работника. Главными условиями получения пенсии являлись: не менее 15 лет страхового стажа и не менее 30 баллов.

Современные изменения в системе пенсионного обеспечения России.

Для категорий чиновников с 1 января 2017 г. было принято решение о повышении пенсионного возраста для мужчин до 65 лет, для женщин - до 63 лет.

С 1 января 2019 г. вступил в силу закон, по -вышающий возраст выхода на пенсию и для остальных категорий работников - у мужчин до 65 лет, у женщин - до 60 лет. Социальная пенсия предоставляется гражданам на 5 лет позже страховой. Но данные изменения не коснулись работников вредных производств, военнослужащих.

В конце октября 2021 г. рабочей группе из представителей Министерства финансов России, Министерства труда и социальной защиты населения России и ЦБР Националь -ной ассоциацией негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) был представлен план реорганизации накопительной части пенсий, «замороженных» с 2014 г., так называемый «план Б». Суть его сводится к следующему. Если гражданин моложе 1967 года рождения, то за него работодатель производил отчисления на пенсионные накопления по обязательному пенсионному страхованию (ОПС) и на его счете лежит определенная денежная сумма (узнать о размере пенсионных накоплений можно, запросив выписку с лицевого счета в ПФР). К сожалению, с 2014 г. на этот счет новые взносы уже не поступают по причине их «заморозки». «План Б» реорганизации накопительной части пенсий заключается в делегировании полномочий

в отношении управления 100 % накоплений от государства самим гражданам, которым и принадлежат данные пенсионные накопления. Таким образом, эти 100 тыс. руб. становятся личными деньгами работников, стартовым пенсионным капиталом. Далее сам работник может его пополнять, делая отчисления из заработной платы. Но страховая пенсия не перестанет выплачиваться. Например, гражданин получает 20 тыс. руб. страховой пенсии, к которой будут добавлены 3-4 тыс. руб., которые он накопил за время работы. На накопления даются государственные гарантии. В целях стимулирования граждан к пополнению пенсионных накоплений государство готово предложить налоговые льготы и софинансирование взносов. Так, например, на сегодняшний день осуществляется возврат суммы налогового вычета в размере не более 120 тыс. руб. в год при оплате медицинских, образовательных услуг или накоплений на пенсию. Другие варианты софинансирования пока также находятся в стадии обсуждения. Например, предлагается помочь наименее обеспеченным гражданам, чей доход составляет 15-20 тыс. руб. Существует вариант оказания помощи в виде софинансирования пенсии категориям граждан, которым до пенсии осталось несколько лет и, следовательно, они не успеют много накопить.

Размер отчислений из заработной платы не предполагает каких-либо ограничений, но налоговая льгота будет предоставляться на некое максимально установленное количество процентов. Целесообразно вкладывать от 1 до 6 % от дохода [5].

Если гражданин не делает дополнительных отчислений, то его будущая пенсия будет увеличиваться только за счет дохода от инвестиций, осуществляемых управляющей компанией. Данные накопления можно получить в виде единовременной выплаты, либо ежемесячной пенсии женщинам в 55 лет и мужчинам в 60 лет. Также рассматривается вариант потратить эти сбережения на увеличение размера пенсии путем покупки дополнительных баллов.

Учитывая такие объективные причины, как наибольший удельный вес граждан России с низкими доходами и высокую долю их за-кредитованности, имеет право на существование точка зрения о несогласии большей

части граждан на самостоятельные взносы из заработной платы. Сегодня мало кто сознательно ежемесячно откладывает на будущую пенсию 1-3 % от зарплаты. Учитывая тот факт, что эти накопления будут накапливаться долго, следовательно, данные накопления помогут гражданину именно тогда, когда он уже не сможет зарабатывать, то самостоятельные взносы из заработной платы экономически целесообразны. Даже, если гражданин зарабатывает 30 тыс. руб. в месяц, то можно отложить из них на будущую пенсию сумму в 300 руб.

В 2021 г. в России работает 41 НПФ. По числу граждан, доверивших управление своими пенсионными накоплениями НПФ и ПФР, соотношение примерно равное. При этом в НПФ хранится больше средств граждан. Средний счет составляет 75 тыс. руб. Но есть и категории граждан, на счетах которых лежат по 1,5 млн руб. замороженных накоплений [5].

Предыдущие варианты добровольной накопительной пенсии были сложны в понимании и реализации. Нынешний вариант добровольной накопительной пенсии прост: необходимо иметь пенсионные накопления, а гарантии и налоговые льготы предоставит государство при осуществлении гражданином отчислений в течение трудоспособного возраста. Именно по такой системе получают свои высокие пенсии пенсионеры западных стран.

В проводимых на государственном уровне пенсионных преобразованиях нельзя не учитывать интересы работающих пенсионеров.

Мы придерживаемся точки зрения известных российских экономистов касательно того, что дополнительные нефтегазовые доходы целесообразно использовать для социального развития страны. Существуют научно обоснованные расчеты, свидетельствующие о том, что увеличение заработных плат и пенсий положительно отразится на по -требительском спросе населения и повышении производительности труда [1]. По крайней мере, считаем логичной необходимость вернуть некоторые советские инструменты государственного контроля и регулирования ценообразования в сфере розничного ритейла, направленные на сдерживание цен производителями товарной продукции и торговых надбавок ритейлом. Это обу-

словлено тем, что как только объявляются и производятся на государственной уровне выплаты малообеспеченным и социально не защищенным категориям граждан (например, не однократные выплаты по 10 тыс. руб. на детей, пенсионерам и т. д.), так сразу же наблюдается резкий скачок цен на товары продовольственной и непродовольственной корзины, тем самым нивелируется и девальвируется оказываемая государством социальная поддержка граждан в условиях роста темпа инфляции в стране. То есть имеет место какой-то «заколдованный замкнутый круг», который необходимо «разомкнуть».

Но органы государственной власти, определяющие экономическую политику в стране, боятся трогать «кубышку» (ФНБ).

Правительство внесло в Госдуму проект федерального бюджета Российской Федерации на 2022-2024 гг., который назван бюджетом нормализации. Это означает, что государство заметно повысило поддержку экономики и населения в период корона-кризиса. И теперь Министерство финансов считает, что пора вернуться к той политике, которая проводилась до 2020 г. Запланированная «нормализация» бюджета не должна негативно сказаться на доходах граждан. Примером тому могут послужить разовые выплаты в 10-15 тыс. руб., которые были выплачены всем российским пенсионерам и военнослужащим в сентябре 2021 г. Но если в 2022 г. выплат такого рода не последует, то

может сложиться ситуация, что у многих пенсионеров реальный доход даже понизится. Поэтому вся бюджетная политика последних 15 лет в России строится на создании в структуре бюджета скрытых резервов, что позволяет маневрировать ими в условиях социальной напряженности. Правительство не стремится брать на себя долговременные обязательства, так как пенсии и пособия, однажды увеличенные в размерах, практически не подлежат уменьшению. Период пандемии, когда таким образом оказывалась поддержка семьям с детьми, пенсионерам, безработным, свидетельствует об эффективности данного метода. Но граждане хотели бы, чтоб такая поддержка оказывалась постоянно. По планам Минфина России, отраженным в бюджете на 2022-2024 гг., размеры ФНБ, формируемого за счет дополнительных нефтяных доходов, к концу 2024 г. могут достигнуть 23,3 трлн руб. [7] Размеры ФНБ в скором времени будут равны доходу федерального бюджета за 2021 г. (табл. 1) и, следовательно, появится возможность увеличить финансирование социально-экономических программ, так как дальнейшее накопление средств ФНБ не замедлит сказаться на снижении экономического роста, уменьшении доходов бизнеса и населения.

Основные характеристики федерального бюджета на 2022 г. и на плановый период 2023 и 2024 гг. представлены в табл. 1.

Наименование 2020 год (отчет) 2021 год (оценка*) 2022 год 2023 год 2024 год

Закон № 385-ФЗ Законопроект Л к закону, % Закон № 385-ФЗ Законопроект Л к закону, % Законопроект Л к законопроекту на 2023 год, %

1 2 3 4 5 6=5/4*100 7 8 9=8/7*100 10 11=10/8*100

Доход ы, всего 18719,1 23782,3 20637,5 25021,9 121,2 22262,7 25540,2 114,7 25831,8 101,1

% к ВВП 17,5 19,1 16,6 18,8 16,8 18,0 17,0

Расход ы, всего 22 821,6 24 058 21885,0 23694,2 108,3 23671,3 25241,1 106,6 26354,4 104,4

% к ВВП 21,3 19,3 17,6 17,8 17,8 17,8 17,4

в том числе условно утвержденные 547,1 1183,6 631,0 53,3 1317,7 208,8

% к общему объему расходов 2,5 5,0 2,5 5,0

Таблица 1 - Основные характеристики федерального бюджета на 2022 г. и плановый период 2023 и 2024 гг., млрд рублей[2, с. 23]

Дефицит (-) / Профицит (+) -4102,5 -275,7 -1247,5 1327,7 - -1408,6 299,1 - -522,7 -

% к ВВП 3,8 0,2 1,0 1,0 1,1 0,2 0,3

Не нефтегазовый дефицит -9337,7 -8 741,9 -8131,8 -8214,9 101,0 -8898,4 -8895,5 100,0 -9087,2 101,4

% к ВВП 8,7 7,0 6,5 6,2 6,7 6,3 6,0

* - с учетом дополнительных расходов в пределах превышения оценки объема не нефтегазовых доходов в соответствии с прогнозом социально-экономического развития над объемом не нефтегазовых доходов, учтенных при формировании Закона № 385-ФЗ и без учета перенесенных остатков 2020 г

Данные табл. 1 свидетельствуют о стабильной динамике увеличения по доходам и расходам федерального бюджета на 2022 г. и плановый период 2023 и 2024 гг. и некоторой волатильности показателей дефицита и профицита в анализируемом периоде.

Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 20222024 гг. будут являться государственные заимствования Российской Федерации (табл. 2).

Из трех основных источников финансирования дефицита бюджета наибольший

удельный вес отводится государственным заимствованиям, которые, тем не менее, по оценочным данным за 2021 г. должны уменьшиться в два раза (2055,6 млрд руб.) по срав -нению с 2020 г. (4393,8 млрд руб.). Средства ФНБ в качестве источника финансирования дефицита федерального бюджета в 2021 г. по сравнению с 2020 г. уменьшатся почти в 21 раз (с 293,5 млрд руб. в 2020 г. до 14,1 млрд руб. в 2021 г.), далее в 2022-2024 гг. эта сумма уменьшится до 3,2-3,1 млрд руб. (табл. 2).

Таблица 2 - Источники финансирования дефицита федерального бюджета, млрд руб. [2, с. 26]

Показатели 2020 год (отчет) 2021 год (оценка) 2022 год 2023 год 2024 год

Закон № 385-ФЗ Законопроект Л к закону, % Закон № 385-ФЗ За-коно-проект Л к закону, % Законопроект Л к законопроекту на 2023 год, %

1 2 3 4 5 6=5/4*100 7 8 9=8/7*100 10 11=10/8*100

Всего источников 4102,5 275,7 1247,5 -1327,7 - 1408,6 -299,1 - 522,7 -

% к ВВП 3,8 0,2 1,0 1,0 - 1,1 0,2 - 0,3 -

в том числе:

Государ -ственные заимствования 4393,8 2055,6 2099,0 2308,2 110,0 2 387,8 2651,4 111,0 2874,8 108,4

Средства ФНБ 293,5 14,1 3,8 3,2 84,0 3,8 3,2 83,6 3,1 98,7

Иные источники -584,8 -1 794,0 -855,3 -3 639,1 425,5 -982,9 -2953,6 300,5 -2 355,2 79,7

% к ВВП 0,5 1,4 0,7 2,7 - 0,7 2,1 - 1,6 -

в том числе:

приватизация 12,6 3,9 3,6 3,9 109,0 3,3 0,9 26,4 0,0 0,0

прочие источники -597,4 -1 797,9 -858,9 -3 643,0 424,1 -986,2 -2954,5 299,6 -2355,2 79,7

Следовательно, те ресурсы ФНБ, которые не пойдут на финансирование дефицита бюджета, могут быть использованы на софи-нансирование формирования пенсионных

накоплений, тем более что динамика объема ФНБ на начало года и его пополнение за счет нефтегазовых доходов этому вполне способствуют (табл. 3).

Показатели 2020 год (отчет) 2021 год (оценка) 2022 год 2023 год 2024 год

Закон № 385-ФЗ Законопроект Л к закону, % Закон № 385-ФЗ Зако-но-про-ект Л к закону, % Законопроект Л к законопроекту на 2023 год, %

1 2 3 4 5 6=5/4*100 7 8 9=8/7*100 10 11=10/8*100

Объем ФНБ на начало года 7773,1 13545,7 12487,3 13888,9 111,2 12638,2 16477,9 130,4 20102,8 122,0

% к ВВП 7,3 10,9 10,1 10,4 - 9,5 11,6 - 13,3 -

Пополнение ФНБ 3349,9 31,6 0,0 2 551,0 - 712,3 3437,5 - 2751,5 -

в том числе: - - -

за счет нефтегазовых доходов 2956,8 32,7 0,0 2573,0 - 702,7 3397,7 - 2710,8 -

за счет курсовой разницы 393,1 -1,1 0,0 -22,1 - 9,6 39,8 - 40,7 -

Испол ь-зование средств ФНБ 293,5 14,1 3,8 3,2 84,0 3,8 3,2 83,6 3,1 98,7

Курсовая разница и переоценка активов 2716,2 325,7 154,7 41,3 26,7 127,7 190,6 149,3 416,1 218,3

Объем ФНБ на конец года 13545,7 13888,9 12638,2 16477,9 130,4 13474,4 20102,8 149,2 23267,4 115,7

% к ВВП 12,7 11,2 10,2 12,4 - 10,1 14,2 - 15,4 -

В 2022-2024 гг. не предполагается исполь- Фонда национального благосостояния со-

зование средств Фонда национального бла- ставляет 13,9 трлн руб. (191 млрд долл. - 15-е

госостояния на финансирование дефицита место в мире) или в 7 раз меньше, чем в Нор -

федерального бюджета. На 29.11.21 размер вегии, 3,6 раза меньше, чем в Кувейте, в 1,3

1 Кувейт В Абу-Даби В "он тон г Ш Россия 0 Азербайджан

Рисунок 1 - Размеры фондов национального благосостояния разных стран на август 2021 г. [3]

раза меньше, чем у Турции, но зато в 4,4 раза больше, чем у Азербайджана (рис 1).

Чтобы представить себе размер Фонда национального благосостояния России, можно привести направления потенциальных затрат данных средств. Так, например, можно

построить 60 мостов протяженностью как Крымский мост, 17 тыс. школ на 800 учеников или 140 тыс. детских садов на 100 мест (данные Минфина России на 1 октября 2021 г. и корпорации «Sovereign Wealth Fund Institute (SWF) за август 2021 г.).

Рисунок 2 - Размеры фондов национального благосостояния разных стран, приходящихся на душу населения на август 2021 г. [3]

Если проанализировать размер фондов национального благосостояния, приходящийся на душу населения, то получим сумму в 1300 дол. в России, что почти в 191 раз меньше, чем в Норвегии (рис. 2) [3].

На сегодняшний день в мире насчитывается более ста фондов национального благосостояния. Страны направляют в них финансовые «излишки», появляющиеся в более доходные периоды для того, чтобы были резервы финансовых ресурсов в убыточные годы. В основном к таким излишкам относят доходы от экспорта сырья топливно-энергетического комплекса. Первым такой фонд был создан в 1953 г. в Кувейте. У многих стран фонды такой направленности впервые появились в первой половине XXI в. - период расцвета мировой экономики. В России ФНБ был создан в 2008 г.

В ФНБ России поступают доходы, если сто -имость нефти российского сорта Urals выше определенного уровня. В 2021 г. этот уровень составил 43,3 долл. за баррель при средней цене около 66 долл. Средствами ФНБ управ-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ляет Минфин России, большую часть которых он размещает на валютных депозитах в Банке России и в облигациях иностранных государств. В 2021 г. доля доллара США в ва -лютной структуре фонда снизилась до нуля. Основной причиной такого явления стало стремление России избежать возможных опасностей в связи с санкционными мерами США и стран ЕС. На сегодняшний день большое значение уделяется евро (до 38,56 % на 01.10.21) и впервые в ФНБ появились резервы в йенах, юане и золоте [3]. Часть резервов ФНБ также размещена в привилегированных облигациях крупнейших российских банков и на депозитах. Несомненно, что они являются надежными финансовыми инструментами, но все же их доходность ниже, чем у фондов других стран, которые инвестируют свои средства в акции и недвижимость по всему миру.

В 2020 г. федеральный бюджет пополнился на 347 млрд руб. за счет доходов ФНБ. Средства ФНБ используются только в чрезвычайных обстоятельствах. Так, в 2017 г.

на покрытие дефицита Пенсионного фонда России были использованы средства ФНБ в размере 164,2 млрд руб. В 2020 г., характеризующимся резким падением цен на нефть, также были использованы средства фонда в размере 237,5 млрд руб. на покрытие дефицита бюджета. Тем не менее сегодняшние размеры ФНБ (13,9 трлн руб.) позволяют осуществлять прямые инвестиции в российскую экономику, в том числе в объекты инфраструктуры. В 2022 г. намечено финансирование семи крупных проектов на общую сумму в 895 млрд руб. (12,6 млрд дол. по текущему курсу) [3].

На софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных

лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, предусматривается направить средства в 2023-2024 гг. в размере 3,2 и 3,1 млрд рублей соответственно.

Причем нельзя сказать, что процесс со-финансирования формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц осуществляется за счет или в ущерб других государственных программ. В соответствии с перечнем государственных программ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 года № 1950-р, государственные программы сгруппированы по 8 основным направлениям (табл. 4).

2022 год 2023 год 2024 год

Наименование 2021 год* Закон № 385-ФЗ Законопроект Л к закону, % Закон № 385-ФЗ Законопроект Л к закону, % Зако-нопро-ект Л к Законопроекту на 2023 год, %

1 2 3 4 5=4/3*100 6 7 8=7/6*100 9 10=9/7*100

Всего 18 839 255,9 16 836 778,6 18 592 978,4 110,4 17 725 261,4 19 063 259,2 107,5 19 400 728,0 101,7

в том числе по

направлениям:

I. Сохранение на-

селения, здоровье и благополучие людей (5 программ) 3 869 967,4 3 223 915,7 3 418 607,1 106,0 3 325 401,5 3 563 982,1 107,1 7 ,7 ¡2« 34 105,1

II. Возможности

для самореализации и развития талантов (4 про- 575 879,1 458 257,4 671 464,9 146,5 478 098,8 679 025,1 142,0 694 215,6 102,2

граммы), без за-

крытой части

III. Комфортная и безопасная среда для жизни (7 программ), без закры- 3 061 938,3 2 837 782,5 3 144 584,6 110,8 3 019 162,2 3 264 736,9 108,1 3 222 518,3 98,7

той части

IV. Достойный,

эффективный

труд и успешное предпринима- 2 739 983,1 2 246 166,3 2 659 361,9 118,3 2 515 562,0 2 728 373,1 108,4 2 909 305,1 106,6

тельство (8 программ)

V. Развитие науки,

промышленности и технологий (8 программ), без за- 1 884 988,7 1 799 195,1 2 025 432,3 112,5 1 844 438,0 2 087 923,4 113,2 2 134 036,4 102,2

крытой части

VI. Цифровая трансформация (2 программы) 288 944,7 325 141,6 381 056,8 117,2 305 161,1 360 768,1 118,2 354 071,7 98,1

VII. Сбаланси-

рованное региональное развитие 1 209 563,2 1 123 911,9 1 198 122,6 106,6 1 209 957,6 1 265 810,5 104,6 1 227 972,5 97,0

(6 программ)

Таблица 4 - Расходы на реализацию государственных программ (млн рублей) [2, с. 150]

VIII. Обеспечение национальной безопасности и международного сотрудничества (9 программ), без закрытой части 2 013 041,4 1 918 160,1 2 065 298,9 107,7 2 144 088,1 2 292 367,7 106,9 2 280 389,8 99,5

Завершенная государственная программа Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» 95 235,8 89 154,6 0,0 0,0 92 415,5 0,0 0,0 0,0 -

Расходы на реализацию государственных программ (закрытая часть) 3 099 714,1 2 815 093,5 3 029 049,3 107,6 2 790 976,6 2 820 272,3 101,0 2 830 772,8 100,4

* - показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2021 г

Трансферт на обязательное пенсионное страхование на 2022-2024 гг. рассчитывается как разница между доходами бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по распределительной составляющей пенсионной системы (с учетом размера компенсации выпадающих доходов бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов и остатков средств на счетах Пенсионного фонда Российской Федерации) и расходами на выплату страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней.

При этом расходные обязательства на выплату страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии определяются с учетом индексации с 1 января 2022 г. на 5,9 %.

Трансферт на обязательное пенсионное страхование в 2022 г. составит 416 586,2 млн рублей (50,2 % к уровню, утвержденному Законом № Э85-ФЗ), в 2023 г. - 317 218,4 млн рублей (40,8 % к уровню, утвержденному Законом № 385-ФЗ), в 2024 г. - 107 232,2 млн рублей (33,8 % к уровню, предусмотренному Законопроектом на 2023 г.) (Пояснительная записка к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов». Межбюджетные трансферты бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации. Подраздел «Пенсионное обеспечение», с. 500).

Зарубежный опыт развития системы

пенсионного обеспечения. В Израиле, если гражданин достиг пенсионного возраста, то может помимо заработной платы получать пособие по старости. Если же он не получает пособия по старости, то к данному пособию начисляется надбавка 2 % за каждый год воздержания. В Израиле на сегодняшний день существует только накопительная пенсия, включающая взносы работника и работодателя. Работодатель должен отчислять не менее 6 % от заработной платы, а работник - 5 %. В Израиле нет понятия минимальной и средней пенсии. Все пенсионеры-горожане имеют право на продуктовые карточки и посылки в сумме 500 шекелей (11 300 руб.), предоставляемые муниципалитетом два раза в год к праздничным датам.

В Италии гражданин для выхода на пенсию должен иметь минимальный трудовой стаж не менее 20 лет и возраст 67 лет. Размер средней пенсии в Италии составляет 1,2 тыс. евро (101 тыс. руб.).

В Китае 25 лет назад на каждом китайском государственном предприятии был свой пенсионный фонд. С 2005 г. пенсии стали выдавать в том числе категориям городских само -занятых, а в 2009 г. - жителям сел. Однако единой пенсионной системы в Китае до сих пор нет. В Китае выплачиваются три типа пенсий: городские, для тружеников села и для бывших госслужащих. В этой стране имеет место очень большой разрыв между размерами пенсий в богатых и бедных провинциях и может достигать 8 раз. Пенсия городского пенсионера в среднем составляет

2550 юаней (29 тыс. руб.). Пенсия тружеников села составляет 600-700 юаней (6800-7900 руб.), иногда доходит до 1200 юаней (13 600 руб.). Самые высокие пенсионные выплаты у чиновников - до 3500 юаней (40 тыс. руб.). В Китае существуют два источника формирования пенсионных накоплений: отчисления страховых взносов работодателями в размере 20 % от фонда оплаты труда и 8 % вносят сами работники от своего заработка. Китайская пенсионная система позволяет замещать заработную плату горожан на уровне 46-47 %, что значительно выше, чем в России. Но не все население Китая охвачено пенсионным обеспечением. Население КНР стареет так же, как и в других странах. Поэтому принято решение к 2045 г. поднять пенсионный возраст до 65 лет мужчинам и женщинам [4].

По расчетам Минфина России, к концу 2024 г. ФНБ достигнет 23 трлн руб., что сравнимо с размером нынешнего федерального бюджета. Но если сейчас поднять размеры пенсий на 10 тыс. руб. в стране, то средства ФНБ закончатся через 33 месяца. Это является одной из главных причин, по которым правительство считает невозможным финансирование пенсионной системы страны [3].

На наш взгляд, проводимая в стране пенсионная политика должна основываться на таких критериях, как общий трудовой стаж гражданина, размер заработной платы и социальная обеспеченность различных категорий граждан и слоев населения. Необходимо научиться не только грамотно формировать «подушку безопасности» страны (ФНБ), но также грамотно воспользоваться средствами этой «государственной копилки» в интересах граждан страны при достижении ими пенсионного возраста, тем более что этому способствуют прогнозы объема Фонда национального благосостояния на 2020-2024 гг.

Список литературы

1. Бузгалин, А. Почему сверхдоходы от нефти идут в «кубышку», а не на пенсии? / А. Бузгалин // Аргументы и факты. - 2021. - № 40. - С. 4.

2. Госдума РФ. Система обеспечения законодательной деятельности. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов». С. 23. - URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1258295-7 (дата обращения: 01.09.2021).

3. Макурин, А. Триллионы на заначку / А. Макурин // Аргументы и факты. - 2021. - № 46. - С. 10.

4. Малина, И. Что дала пенсионная реформа Китаю? / И. Малина // Аргументы и факты. - 2021. -№ 40. - С. 7.

5. Нетбай, А. В чем суть «плана Б»? / А. Нетбай // Аргументы и факты. - 2021. - № 40. - С. 7.

6. Селеев С., Бутрин Д. Русская пенсия: награда или милость? История пенсионных реформ в 17 главах // Коммерсант. 2017. 11 марта. - URL: https:// www.kommersant.ru/doc/3689651 (дата обращения: 01.09.2021).

7. Широв, А. Вопрос на триллион. Что даст экономике и народу новый федеральный бюджет России? / А. Широв // Аргументы и факты. - 2021. - № 41. - С. 8.

References

1. Buzgalin A. Why superannuation from oil goes to the "cup," and not to retirement ? Arguments and facts, 2021, No. 40, c.4

2. State Duma of the Russian Federation. Legislative support system. Explanatory note to the draft federal law "On the federal budget for 2022 and for the planning period 2023 and 2024." с. 23. URL: https://sozd.duma.gov.ru/ bill/1258295-7.

3. Makurin A. Trillions for a stash. Arguments and facts, 2021, No. 46, p. 10.

4. Malina I. What did the pension reform give China? Arguments and facts, 2021, No. 40, s. 7.

5. Netbay A. What is the essence of "plan B"? Arguments and facts, 2021, No. 40, p. 7.

6. Seleev S., Butrin D. Russian pension: reward or mercy? History of pension reforms in 17 chapters. Kommersant from 11.03.2017. URL: https://www. kommersant.ru/doc/3689651

7. Shirov A. The question is a trillion. What will the new federal budget of Russia give the economy and people ? Arguments and facts, 2021, No. 41, c. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.