М.К. ГАЙДАЙ,
профессор кафедры философии, психологии и социально-гуманитарных дисциплин,
доктор социологических наук, доцент (ФГКОУ ВПО «Восточно-Сибирский институт МВД России»)
M.K. GAYDAY,
Doctor of Sociological Sciences, associate-Professor, Professor, Department of Philosophy, Psychology and Social-human Sciences (Federal Public Educational Institution «Vostochno-Sibirskiy Institut MVD Rossii»)
УДК 316.35
пенитенциарная девиантность несовершеннолетних
penitentiary Deviation of Minors
Статья посвящена изучению отклоняющегося поведения несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы. В работе дается понятие пенитенциарной девиантности, выделяются детерминанты, оказывающие влияние на поведение несовершеннолетних в условиях воспитательной колонии. Автором раскрываются основные формы проявления пенитенциарной девиантности несовершеннолетних.
Девиантность, пенитенциарная девиантность, несовершеннолетние осужденные, отклоняющееся поведение.
The paper is devoted to the deviation behaviour of the minors who serve a prison term. The author gives the definition of penitentiary deviation, underlines the determinants impacting on the behaviour of minors serving term in prison. The author also identifies the basic form of minors deviation.
Deviation, penitentiary deviation, minors serving prison term, deviation behaviour.
В настоящее время изучению разных форм девиантного поведения уделяется особое внимание со стороны представителей различных наук. В первую очередь, это те области знаний, которые ориентированы на практическую реализацию своего научного потенциала. К таковым относятся социология, юриспруденция, психология, медицина и т. д. Обуславливается такой интерес необходимостью построения оптимальной системы мер по борьбе или минимизации различных проявлений девиации, наиболее опасной формой которой является преступность. Распространение в обществе преступности, увеличение ее качественных и количественных показателей наглядно показывает на степень поражен-ности социума. На высокий уровень тяжких и особо тяжких преступлений указывает число лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных уч-
реждениях. По данным ФСИН России, по состоянию на 1 сентября 2014 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 674,5 тыс. человек, в том числе в 41 воспитательной колонии для несовершеннолетних — 1,8 тыс. человек [5].
Более полумиллиона человек, изолированных от остального общества, по сути, представляют «государство в государстве». Пенитенциарное сообщество имеет свою культуру (тюремную или криминальную субкультуру), свою систему норм, регулирующих их взаимоотношения («понятий»), им присуща определенная дифференциация их социума (выделение «мастей» или «каст») и т. д. Естественно, при такой концентрации криминальных личностей для их сообщества характерным является наличие отклоняющегося поведения. Девиантное поведение, сформировавшееся и существующее в закрытых социальных си-
S H
и о X
л
<
и
H
к
И
о X
л
<
и
H
s
X
<
а
X о о
са <
а С
и <
ш о а С
и S SS
и и
У
s
I—
о <
о X
s s s
а ss
85
S н и
0
1
л
<
и н к
И
:|S
0
1
л
<
и н S
I
<
а
X о о
м
<
а С
и <
ш о а С и S а и и
У S
I—
о <
0
1 S
2 S а bS
86
стемах пенитенциарного типа, принято называть пенитенциарной девиантностью.
Под «пенитенциарной девиантностью» понимается «традиционно исторически сложившийся вид отклоняющегося поведения, свойственный лицам, находящимся в пенитенциарных учреждениях. Пенитенциарная девиантность, на наш взгляд, включает в себя: а) поступки, действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в обществе нормам; б) поступки и действия, не соответствующие установленным правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, основанных на требованиях Уголовно-исполнительного кодекса РФ» [1,7].
В процессе изучения отклоняющегося поведения, присущего несовершеннолетним осужденным, содержащимся в специализированных учреждениях — воспитательных колониях, мы пришли к выводу о возможности и необходимости уточнить понятие «пенитенциарная девиант-ность» по отношению к контингенту несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы.
Пенитенциарная девиантность несовершеннолетних является одним из видов пенитенциарной девиантности. У пенитенциарной девиантности несовершеннолетних имеется свой собственный носитель — несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы и отбывающие наказание в специальных исправительных учреждениях — воспитательных колониях. Как и пенитенциарная девиантность вообще, пенитенциарная девиантность несовершеннолетних имеет тенденцию к выходу за пределы исправительного учреждения. Что является весьма опасной социальной проблемой. Ведь наиболее подверженной негативному влиянию пенитенциарной романтики является молодежь. Пенитенциарная девиантность несовершеннолетних — это антисоциальное отклоняющееся поведение лиц несовершеннолетнего возраста, отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях. Пенитенциарная девиантность несовершеннолетних обусловлена асоциальной окружающей средой и пребыванием в специфических условиях замкнутого пространства воспитательной колонии. Пенитенциарная де-виантность несовершеннолетних представляет собой отклонения от формальных и принятых в обществе норм, а также от правил, существующих в воспитательных колониях. При этом пенитенциарная девиантность несовершеннолетних имеет некоторые отличительные черты по сравнению с аналогичной девиацией взрослых осужденных.
Можно выделить некоторые детерминанты, оказывающие влияние на поведение несо-
вершеннолетних в условиях воспитательной колонии. Некоторые из них обуславливают и отличие пенитенциарной девиантности несовершеннолетних осужденных от аналогичной девиации взрослых.
К таковым детерминантам в первую очередь относятся сами условия содержания. Любой пенитенциарий, в том числе и для несовершеннолетних, являет собой замкнутое пространство. Замкнутость этого пространства проявляется как в физическом плане (решетки, колючая проволока, заборы, вышки и т. д.), так и в социальном (социальная изолированность). На поведение несовершеннолетнего, на его поступки и проступки подобная социальная изолированность накладывает определенный отпечаток. Как у взрослых осужденных, так и у несовершеннолетних почти полностью отсутствует возможность побыть наедине с собой, т. е. отсутствует так называемое индивидуальное пространство. Несовершеннолетний осужденный всегда находится «под наблюдением»: во время занятий в школе за ним наблюдают учителя, в общежитии и других местах воспитательной колонии — воспитатели, психологи, надзиратели и другие сотрудники колонии. Но самое главное — осужденный всегда находится в кругу таких же, как он, осужденных, и данное обстоятельство является одним из сложных в психологическом плане.
Условия содержания в замкнутом пространстве пенитенциария отличаются строгой регламентацией правомерного поведения, естественно поступок, сколько-нибудь выходящий за пределы, признается уже девиант-ным и нарушающим правила, установленные в воспитательной колонии. На поведение несовершеннолетних оказывает влияние и тотальная дисциплина, которая также является основой жизнедеятельности осужденных.
Отдельно следует сказать о психо-возраст-ных особенностях, отличающих несовершеннолетних осужденных особой жестокостью и цинизмом по отношению друг к другу и другим людям. Как показало интервьюирование, по мнению сотрудников уголовно-исполнительной системы, именно в воспитательных колониях проявляются самые жестокие нравы, которых в настоящее время практически нет в исправительных учреждениях для взрослых. Так, интервьюенты отмечали, что именно для воспитательных колоний характерны девиантные традиции, направленные на понижение неформального социального статуса и унижения человека (например, «прописка»).
Для несовершеннолетних осужденных характерен, свойственный их возрасту, юношеский максимализм в мыслях и поступках.
Крайности в выборе поведения и бескомпромиссность в решениях — все это свойственно для юношеского возраста и не обязательно ведет к совершению преступления (хотя это одна из крайностей) или иных девиаций. Однако некоторых чрезмерно завышенные претензии к окружающим побудили совершить преступление, со всеми вытекающими последствиями. Но и после осуждения и попадания в исправительное учреждение многие видят в себе силы спорить со всеми, выражать и придерживаться только своей точки зрения в их сообществе — криминальной. В шкале их ценностей нередко две точки зрения: белое и черное, что в свете пенитенциария проявляется в противоречии «мы — они». Отсутствие гибкости и бескомпромиссность мышления формирует желание идти вразрез с позицией взрослых. Кроме того, у несовершеннолетних, содержащихся в воспитательных колониях, побуждения и интересы сводятся к потребительству, вытесняя благородные стремления и общественно-полезные цели [9].
Характерным для несовершеннолетних осужденных является также групповой характер совершения деяний и зависимость от ближайшего социального окружения, особенно проявляющаяся в условиях изоляции. Групповая психология имеет сходство с психологией толпы, в которой каждый несовершеннолетний как бы растворяется и не считает себя виноватым в совершении преступления или иной формы девиантности. Здесь уместно привести слова бывшего осужденного: «Не помню даже, как все началось... Все его пинали и я пинал.».
Специфика взаимоотношений, складывающихся среди несовершеннолетних осужденных, детерминирована невозможностью самостоятельно осуществлять выбор социального окружения. Так, распределением по отрядам, формированием классов подготовки в школе или училище занимается администрация учреждения. Однако постоянный и весьма ограниченный круг общения, тем не менее, не защищает от формирования в сообществе несовершеннолетних осужденных неформальных связей и отношений, которые строятся по аналогии со взрослыми учреждениями на соблюдении традиций преступного мира, на приоритете физической силы и отличаются немотивированной жестокостью по отношению к слабым.
Говоря о пенитенциарной девиантности несовершеннолетних, следует выделить основные формы ее проявления. Формы пенитенциарной девиантности несовершеннолетних условно можно разделить на две группы. К первой группе отнесем нарушения институциональных норм. К таковым относятся
пенитенциарные преступления, злостные нарушения порядка отбывания наказания. Ко второй группе может быть отнесено наличие пенитенциарной субкультуры и такие ее проявления, как специфические нормы, татуировки, язык (жаргон), неформальное кастовое деление, «прописка» игры, развлечения и т. п. В данной статье мы остановимся на рассмотрении первой группы проявлений пенитенциарной девиантности.
Наибольшую общественную опасность имеют пенитенциарные преступления. Наличие таких преступлений способствует усложнению обстановки в воспитательной колонии, оказывает дезорганизующее влияние на оперативную ситуацию и функционирование всего учреждения. Кроме того, пенитенциарные преступления — это преступления, имеющие рецидивный характер. В связи с этим общественная опасность данных преступлений заметно возрастает. Так, совершенные непосредственно в процессе отбывания наказания, такие преступления принижают исправительную направленность пенитенциарных учреждений, свидетельствуют о нежелании встать на путь исправления и являются негативным примером для других несовершеннолетних осужденных.
Стоит сказать, что по данным официальной статистики, пенитенциарные преступления в воспитательных колониях встречаются достаточно редко. К примеру, по данным ГУФСИН России по Иркутской области, за последние годы в воспитательной колонии, расположенной на территории области (АВК) было зарегистрировано одно преступление в 2008 г. (ст. 313 Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ) [2] — «Побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи») и одно преступление в 2013 г. (ст. 115. УК РФ — «Умышленное причинение легкого вреда здоровью»). Что касается общероссийских показателей пенитенциарных преступлений, зафиксированных в воспитательных колониях, то они выглядят следующим образом. За 2008 г. в 62 воспитательных колониях было совершено 13 преступлений, в 2009 г. — 11, в 2010 г. — 8. С 2011 г. сокращается число воспитательных колоний до 46, в которых в этот год было совершено 8 преступлений, в 2012 г. — 7. В 2013 г. в 45 воспитательных колониях было совершено 7 преступлений [11]. Однако здесь уместно отметить, что пенитенциарные преступления имеют большую латентность, поэтому официально учтенными являются далеко не все. Подобного мнения придерживаются разные авторы, к примеру, А.П. Стуканов [10], Т.Н. Радочина [8], А.П. Некрасов, К.И. Сазонова [6] и другие.
S н и о X
л
<
и н к
И
о X
л
<
и н S
X
<
а
X о о
са <
а С
и <
ш о а С и S а и и
У S
I—
о <
о X S 2 S а
iC
87
S н и о X
л
<
и н к
И
:|S
0
1
л
<
и н S
I
<
а
X о о
м
<
а С
и <
ш о а С и S а и и
У S
I—
о <
0
1 S
S а bS
88
Пенитенциарная преступность несовершеннолетних — это резерв взрослой пенитенциарной преступности, она всегда носит рецидивный характер, нередко латентна, поэтому изучение ее особенностей и проявлений с целью выработки своевременных мер борьбы весьма оправдано, к тому же является превенцией взрослой пенитенциарной преступности.
Еще одной формой пенитенциарной деви-антности, относящейся к нарушениям институциональных норм, являются злостные нарушения порядка отбывания наказания, которые перечислены в ст. 116 Уголовно-исполнительного кодекса РФ [1]. Так, в 2008 г. в АВК официально учтенных было совершено 10 злостных нарушений, в 2009 г. — 2, в 2010—2014 гг. злостных нарушений вообще не было зафиксировано. Таким образом, на примере Иркутской области видна явная тенденция к снижению числа злостных нарушений, которые были официально зафиксированы администрацией. Но здесь стоит также отметить, как и в отношении пенитенциарных преступлений, высокую латентность данной формы пенитенциарной девиантности.
Некриминальный (непреступный) характер данной формы пенитенциарной девиант-ности, тем не менее, очень опасен, и в первую очередь тем, что, как правило, нарушители установленного порядка отбывания наказания, признанные злостными, являются потенциальными пенитенциарными преступниками. К.К. Горяинов выявил, что злостные нарушения порождают преступления. По полученным им данным, в среднем из 12 злостных нарушений «вырастает» одно преступление [3]. А.З. Ирисханов также указывает на то, что существование преступности в исправительных учреждениях — следствие повышенной опасности поведения злостных правонарушителей из среды лишенных свободы [4]. Кроме того, опасность данной формы пенитенциарной девиантности заключается в ее высокой латентности.
Самой распространенной формой из группы нарушений институциональных норм среди несовершеннолетних осужденных являются нарушения порядка отбывания наказания, не являющиеся злостными. В среде осужденных, содержащихся в воспитательной колонии, наибольше число таких деяний приходится на нарушение установленной в воспитательной колонии формы одежды, нарушение распорядка дня, употребление нецензурной брани, курение в неположенном месте. К примеру, в 2008 г. в Ангарской воспитательной колонии было зафиксировано 98 таких нарушений, в 2009 г. — 72 наруше-
ния, в 2010 г. - 12, в 2011 г. - 8, в 2012 г. - 5, в 2013 г. — 3, в 2014 г. — 2. По общероссийским данным, относительно нарушений и злостных нарушений порядка отбывания наказания, цифры выглядят следующим образом. В 2008 г. в воспитательных колониях России было допущено 6186 нарушений порядка отбывания наказаний, в 2009 г. — 3411, в 2010 г. - 2214, в 2011 г. - 2357, в 2012 г. -2286, в 2013 г. - 2159 [4]. Здесь тоже видна определенная тенденция к сокращению числа нарушений порядка отбывания наказания, подлежащих официальному учету. Нарушения порядка отбывания наказания, не являющиеся злостными, представляют собой незначительные отклонения в поведении несовершеннолетних от установленных и обязательных для исполнения норм, однако это первый шаг к более опасным формам пенитенциарной девиантности.
Подводя итог, отметим, что изучение пенитенциарной девиантности несовершеннолетних, как явления производного от пенитенциарной девиантности взрослых осужденных, вызвано практической необходимостью при реформировании Уголовно-исполнительной системы России обладать определенными знаниями с целью выработки конструктивных мер по минимизации их негативных последствий в обществе.
В общем же можно говорить, что пенитенциарная девиантность несовершеннолетних как социальный (а точнее антисоциальный) феномен характерна для исправительных учреждений для несовершеннолетних воспитательной колонии. Ей присущи черты, аналогичные пенитенциарной девиантности, проявляющейся в исправительных учреждениях для взрослых преступников. Однако имеются и особенности, заключающиеся в первую очередь в ее носителе - в большинстве своем несовершеннолетних осужденных. Взаимоотношения несовершеннолетних осужденных нередко отличаются немотивированной жестокостью, в их сообществе существуют нравы, которые ломают и унижают человека, т. е. налицо гипертрофированный характер существующих в сообществе взрослых осужденных отклонений. Юношеский максимализм, проявляющийся в условиях пенитенциария в противоречии «мы - они». Для несовершеннолетних осужденных характерен групповой характер совершения деяний и зависимость от ближайшего социального окружения. Основными формами пенитенциарной девиантности являются: пенитенциарные преступления, нарушения и злостные нарушения порядка отбывания наказания.
Список литературы:
1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации.
3. Горяинов К.К. Оперативно-розыскное обеспечение противодействия пенитенциарной преступности // Вестник Владимирского юридического института. 2010. № 2 (15).
4. Ирисханов А.З. Некоторые аспекты проблемы определения механизма развития пенитенциарных преступлений // Вестник Владимирского юридического института. 2008. № 3 (8).
5. Краткая характеристика Уголовно-исполнительной системы. URL: http://фсин.рф/ structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya har-ka UIS/ (дата обращения: 16.09.2014).
6. Некрасов А.П., Сазонова К.И. Незаконный оборот наркотиков в местах лишения свободы — проблема современности // Российский следователь. 2011. № 18.
9.
7. Осинский И.И., Гайдай М.К.. Пенитенциарная девиантность в условиях трансформации российского общества. Социологический анализ. Улан-Удэ, 2006.
8. Радочина Т.Н. О женской пенитенциарной преступности // Человек: преступление и наказание. 2009. № 4 (67).
Рогова Е.В., Гайдай М.К.. Сравнительная характеристика личности несовершеннолетних, содержащихся в воспитательных колониях, и осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества // Сибирский юридический вестник. 2013. № 1. Стуканов А.П. Кресты: История побегов. СПб., 2001.
11. Характеристика лиц, содержащихся в воспитательных колониях для несовершеннолетних. URL: Шр://фсин.рф^йисШге/гареСот/ iao/statistika (дата обращения: 18.02.2015).
E-mail: mkgfip@ mail.ru
10.
S н и о X
л
<
и н к
И
0 X
л
<
и н S
1
<
а
X о о
са <
а С
и <
ш о а С и S а и и
У S
I—
о <
о X S
S а bS
89