Научная статья на тему 'ПЕНАЛИЗАЦИЯ И ДЕПЕНАЛИЗАЦИЯ КАК ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ'

ПЕНАЛИЗАЦИЯ И ДЕПЕНАЛИЗАЦИЯ КАК ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5366
466
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНАЛИЗАЦИЯ / ДЕПЕНАЛИЗАЦИЯ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ПЕНАЛИЗАЦИЯ / УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / КРИМИНАЛИЗАЦИЯ / ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИЯ / PENALIZATION / DEPENALIZATION / PRACTICAL PENALIZATION / CRIMINAL LAW POLICY / CRIMINALIZATION / DECRIMINALIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чернышова Евгения Алексеевна

В данной статье рассматриваются понятия пенализации и депенализации как основные категории содержания уголовно-правовой политики современной России, анализируются статистические данные процессов пенализации и депенализации, исследуются причины применения данных правовых категорий, а также их влияние на основные направления деятельности государства в сфере противодействия преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PENALIZATION AND DEPENALIZATION AS KEY CATEGORIES OF CRIMINAL LEGAL POLICY

In this article, the concepts of penalization and depenalization are considered as the main categories of the contents of the criminal law policy of modern Russia, the statistical data of the processes of penalization and depenalization are analyzed, the reasons for applying these legal categories, as well as their influence on the main directions of the state activity in the sphere of combating crime are analyzed.

Текст научной работы на тему «ПЕНАЛИЗАЦИЯ И ДЕПЕНАЛИЗАЦИЯ КАК ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ»

УДК 343.01 Евгения Алексеевна Чернышова,

студентка 3 курса Института права и национальной безопасности, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина

E-mail: 79537243472@yandex.ru

Evgeniya Alekseevna Chernyshova, student of the 3rd course of Institute of Law and National Security, Tambov State University G.R. Derzhavin

ПЕНАЛИЗАЦИЯ И ДЕПЕНАЛИЗАЦИЯ КАК ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ

В данной статье рассматриваются понятия пенализации и депенализации как основные категории содержания уголовно-правовой политики современной России, анализируются статистические данные процессов пенализации и депенализации, исследуются причины применения данных правовых категорий, а также их влияние на основные направления деятельности государства в сфере противодействия преступности.

Ключевые слова: пенализация, депенализация, практическая пенализация, уголовно-правовая политика, криминализация, декриминализация.

PENALIZATION AND DEPENALIZATION AS KEY CATEGORIES OF CRIMINAL LEGAL POLICY

In this article, the concepts of penalization and depenalization are considered as the main categories of the contents of the criminal law policy of modern Russia, the statistical data of the processes of penalization and depenalization are analyzed, the reasons for applying these legal categories, as well as their influence on the main directions of the state activity in the sphere of combating crime are analyzed.

Keywords: penalization, depenalization, practical penalization, criminal law policy, criminalization, decriminalization.

В современной правовой российской действительности перед уголовно-правовой политикой, наукой и практикой возникает немало проблем, в том числе и проблема выделения пенализации и депенализации как самостоятельного направления в области противодействия и предупреждения преступности. Некоторые ученые отмечают существующие кризисы уголовно-правовой политики в целом: отсутствие четко сформулированных и принятых на соответствующем уровне концептуальных основ политики в сфере борьбы и противодействия преступности, наличие векторов различной направленности непосредственно реализуемых на практике, отсутствие определенной системы Уголовного Кодекса Российской Федерации, приводящее к большому количеству вносимых изменений и дополнений.

Содержание уголовно-правовой политики Российской Федерации специфично, оно должно отвечать социальным потребностям, определяться ходом социального развития, закрепляться в положениях уголовного закона. Уголовно-правовая политика как сложная многогранная правовая категория содержит в своей структуре отдельные элементы или методы. К таким элементам правоведы относят различные составляющие, например, М.П. Клейменов относит:

1) установление круга общественных опасных деяний, признаваемых преступлениями;

2) декриминализация деяний;

3) пенализация;

4) депенализация;

5) научная основа квалификации преступлений и толкование норм действующего законодательства;

6) обеспечение правоприменительной деятельности [2, с. 28].

Доктор юридических наук В.В. Сверчков, в свою очередь, выделяет формы уголовно-правовой политики: законодательная, директивная, правоприменительная [6, с. 41]. Пенали-

РАЗДЕЛ I. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В СФЕРЕ НАКАЗАНИЙ. ■■

зация и депенализация, согласно данному изложению, является основным средством законодательной формы. Помимо этого автор отдельно выделяет такие составляющие уголовно-правовой политики, как задачи, принципы, формы реализации, средства.

Таким образом, пенализация и депенализация являются некой частью ядра, составляющего содержание уголовно-правовой политики. Каждая составляющая взаимодействует с другой частью и образует направления или стратегию государства в области предупреждения, противодействия преступности.

В уголовно-правовой литературе нет единства терминологии относительно рассматриваемых понятий. Например, по мнению А.П. Кузнецова «пенализация - это отнесение определенных мер государственного воздействия к системе уголовного наказания, установление видов и размеров наказания, позволяющих оказать принудительное воздействие на лиц, совершивших общественно опасные деяния» [4, с. 17]. То есть пенализация - это процесс определения характера наказуемости деяний, а также их фактическая наказуемость, процесс назначения уголовного наказания в судебной практике. При этом многие авторы отказываются от второго уровня реализации пенализации (процесс назначения уголовного наказания в судебной практике) и предлагают применять в таком контексте понятие «практическая пенализация» или же вовсе отказаться от применения данного термина в таком контексте. Такую точку зрения, в частности, поддерживает Т.Р. Сабитов в своей научной статье «нет весомых оснований смешивать законотворческий процесс (определение характера наказуемости деяний) со стадией применения закона (процесс назначения уголовного наказания в судебной практике)» [5, с. 137]. При этом автор обосновывает свою позицию тем, что квалификация общественно опасных деяний и назначение наказания являются этапами применения уголовно-правовых норм.

Уголовная наказуемость является неизменным признаком преступления, что определяет взаимосвязь и совпадение пенализации и криминализации в конкретном случае. Федеральным законом от 26.07.2017 г. № 203-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» [8] была криминализирована незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, в том случае если это деяние было совершено неоднократно. Следствием конкретно рассматриваемого процесса криминализации стал процесс пенализации, назначения наказания в форме штрафа установленного размера.

Пенализация может реализовываться различными способами, например, путем изменения норм Общей части УК РФ, введение новых, ранее неизвестных видов наказаний, например, принудительные работы в качестве наказаний были внесены в Уголовный Кодекс Российской Федерации в 2011 году, при этом стоит отметить, что создание новых видов наказаний не означает их немедленное практическое применение. Помимо этого формами пенали-зации являются процессы ужесточения или смягчения видов и размеров наказания. Данные процессы можно проследить на примере изменений, вносимых в УК РФ в 2016 году, например, ФЗ от 03.07.2016 г. № 325-ФЗ усилил санкции статьи 159.1 УК РФ, статьи 159.2 УК РФ, статьи 159.5 УК РФ и статьи 159.3 УК РФ. При этом стоит отметить, что чаще всего процесс пенализации происходит в условиях интенсивной кодификации уголовно-правовых норм.

Большее значение имеют статистические показатели проявления данных процессов, посредством которых можно определить направленность уголовно-правовой политики государства в сфере наказаний за совершенные виновные противоправные деяния. Согласно данным, которые указывает в своей научной статье А.И. Коробеев, «за период действия УК РФ 1996 г. по состоянию на 2010 г. деяния пенализировались 472 раза (в сторону усиления - 281, смягчения - 191)» [3, с. 25]. Отдельно стоит отметить такой вид наказания как лишение свободы, на тот период времени 83,3 % санкций, содержащихся в нормах Особенной части УК, предусматривали данную форму изоляции преступников. Эта тенденция просуществовала вплоть до конца 2011 года. По состоянию на 1 января 2015 года суммарное число актов пенализации достигло 958, из них 478 ужесточают уголовную репрессию, 480 смягчают наказуемость дея-

ний. Что касается депенализации, то количество ее актов насчитывалось всего 43. Также стоит отметить, что число осужденных к лишению свободы за последние годы значительно сократилось. Так, на ноябрь 2009 года в местах лишения свободы в РФ находилось 875 800 человек, а по состоянию на апрель 2017 года число осужденных снизилось более чем на 200 000 человек.

Таким образом, стоит отметить, что в уголовной политике современной России формируется тенденция к гуманизации. Существующая тенденция не всеми оценивается как положительная. Достаточно сложно найти баланс между гуманным подходом в отношении потерпевших и соблюдением прав лиц, виновных в совершении преступлений.

В этой связи стоит рассмотреть понятие депенализации. Рассматриваемое понятие также является спорным, дискуссионным. Депенализация, по мнению А.И. Коробеева, представляет собой «неприменение наказания за совершение уже криминализированных деяний, а также установление в законе и применение на практике различных видов освобождения от уголовной ответственности или наказания» [3]. Некоторые ученые относят к данному понятию смягчение уголовного наказания. Т.Р. Сабитов определяет депенализацию «как установление в законе различных видов освобождения от уголовной ответственности и наказания» [5]. Сообразно, как и пенализация с криминализацией взаимодействуют между собой, так депе-нализация тесно связана с декриминализацией. Данное состояние взаимодействия обуславливается, по мнению С. А. Денисова, тем, что «законодатель, переоценивая признаки деяния, автоматически должен решать задачу по изменению и наказания за него» [1, с.15].

Основанием для депенализации могут служить самые различные причины: принятие нового Уголовного Кодекса и формирование новой системы уголовных наказаний, выполнение требований международных договоров и соглашений, экономическая и политическая нецелесообразность применения того или иного наказания. Процесс реализации депенализа-ции осложняется и в то же время основывается на требованиях статьи 10 Уголовного кодекса Российской Федерации: «уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу...» [7].

Таким образом, пенализация и депенализация играют важную роль в реализации сформулированных задач и достижении целей уголовной политики. Именно данные правовые категории являются показателем направленности действий государства в сфере противодействия преступности. При этом данные цели и задачи могут быть реализованы на практике только во взаимодействии с различными социальными структурами.

Список литературы

1. Денисов С.А. Депенализация и обратная сила закона // Уголовное право. - 2012. - № 5. - С. 13-16.

2. Клейменов М.П. Понятие уголовно-правовой политики // Вестник Омского университета. Серия «Право». - 2009. - № 4 (21). - С. 27-29.

3. Коробеев А.И. Уголовно-правовая политика современной России: проблемы пенализации и депенализации // Закон. - 2015. - № 8. - С. 23-36.

4. Кузнецов А.П. Криминализация - декриминализация, пенализация - депенализация как содержание уголовно-правовой политики / А.П. Кузнецов // Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2017. -№ 1 (35). - С. 16-18.

5. Сабитов Т.Р. Принципы криминализации и пенализации общественно опасных деяний // Вестник НГУ. - 2011. - №1. - С. 135-142.

6. Сверчков В.В. Уголовное право. Общая и Особенная части: учебник для бакалавров / В.В. Сверчков. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 589 с.

7. Уголовный кодекс Российской Федерации: [Федеральный закон: принят Государственной Думой 24.05.1996 г.: одобрен Советом Федерации 05.06.1996 г. № 63-ФЗ] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

8. Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» № 203-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2017. - № 31 (Часть I). - Ст. 4752.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.