Научная статья на тему 'Криминализация и пенализация деяний как формы реализации уголовной политики'

Криминализация и пенализация деяний как формы реализации уголовной политики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
11549
1385
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА / КРИМИНАЛИЗАЦИЯ / ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИЯ / ПЕНАЛИЗАЦИЯ / ДЕПЕНАЛИЗАЦИЯ / УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / НАКАЗАНИЕ / CRIMINAL POLICY / CRIMINALIZATION / DECRIMINALIZATION / PENALIZATION / DEPENALISATION / CRIMINAL LEGISLATION / CRIME / PUNISHMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Густова Элла Владимировна

В статье рассматриваются такие формы уголовной политики, как криминализация, декриминализация, пенализация и депенализация. Раскрываются понятия, основания и принципы криминализации и декриминализации деяний. Предлагаются меры, направленные на улучшение уголовного законодательства и устранение ошибок при осуществлении уголовной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINALIZATION AND PENALIZATION OF ACTS AS WAYS OF CRIMINAL POLICY REALIZATION

The article deals with such forms of criminal policy as criminalization, decriminalization, penalization and depenalization. The work reveals some concepts, fundamentals and principles of acts criminalization and decriminalization. Some measures aimed to criminal legislation improvement and to error correction while criminal policy making are offered.

Текст научной работы на тему «Криминализация и пенализация деяний как формы реализации уголовной политики»

Э.В. Густова

КРИМИНАЛИЗАЦИЯ И ПЕНАЛИЗАЦИЯ ДЕЯНИЙ КАК ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ

CRIMINALIZATION AND PENALIZATION OF ACTS AS WAYS OF CRIMINAL POLICY REALIZATION

В статье рассматриваются такие формы уголовной политики, как криминализация, декриминализация, пенализация и депенализация. Раскрываются понятия, основания и принципы криминализации и декриминализации деяний. Предлхагаются меры, направленные на улучшение уголовного законодательства и устранение ошибок при осуществлении уголовной политики.

The article deals with such forms of criminal policy as criminalization, decriminalization, penalization and depenalization. The work reveals some concepts, fundamentals and principles of acts criminalization and decriminalization. Some measures aimed to criminal legislation improvement and to error correction while criminal policy making are offered.

Уголовная политика — это основанная на нормах нравственности и осуществляемая в рамках уголовно-правовых принципов деятельность органов власти либо отражение этой деятельности, которая направлена на решение уголовно-правовык задач по охране личности, общества и государства от преступный посягательств и на предупреждение преступлений [1].

Приоритет уголовно-правовой политики проистекает из того, что только в ее рамках решаются такие принципиальные для каждого государства проблемы, как установление осно -вания и принципов уголовной ответственности, определение круга преступных деяний и видов наказаний за них [2]. Вопросы преступности и наказуемости деяний находятся в центре уго-ловной политики. Признание того или иного деяния настолько опасным, что необходимо введение государственного принуждения в отношении лиц, его совершивших, выбор таких мер, которые гарантировали бы реальную безо -пасность, носят политический характер, по -скольку являются средствами поддержания, укрепления и развития существующего государственного строя.

Важной формой реализации уголовно -правовой политики является деятельность, связанная с криминализацией и пенализацией деяний.

Криминализация есть процесс выявления общественно опасных форм индивидуального поведения, признания допустимости, возможности и целесообразности уголовно-правовой борьбы с ними и фиксации их в законе в качестве преступных и уголовно наказуемых [3. — С. 59].

В процессе криминализации тех или иных деяний законодатель стремится к обеспечению объективных потребностей общества в уголовно -

правовой охране социальных отношений. При этом он должен учесть возможность восприятия уголовно-правового запрета обыденным правосознанием.

А.И. Коробеев выделяет различные способы осуществления криминализации, требующие

учета некой суммы объективных и субъективных факторов.

Во-первых, за счет определения общих оснований и условий уголовной ответственности. От соответствующей законодательной регламента -ции таких важнейших уголовно-правовых инсти -тутов, как возраст, вменяемость, вина, соучастие, приготовление, покушение и т.д., в конечном счете зависит и объем криминализации.

Во-вторых, отнесением определенных общественно опасных деяний к числу преступных посредством закрепления признаков составов соответствующих преступлений в нормах Особенной части уголовного законодательства [3. — С. 65]. Указанный способ осуществления криминализации (и пенализации) на законотворческом уровне выражается в следующих формах:

- создание в уголовном законе правовых

норм. Постоянная криминализация за -

конодателем новых общественно опасных деяний обеспечивает в целом адекватность уголов -ного закона криминальной обстановке в стране и должна удовлетворять потребности правоохранительных органов в правовом обеспечении противодействия преступности;

- реконструкция диспозиций — включение в описание составов преступлений новых консти -туирующих или квалифицирующих признаков;

- реконструкция санкций, с одной стороны, расширение возможностей индивидуализации наказания путем включения в одну статью не-

скольких видов наказания, с другой — ужесто -чение наказаний.

На основе изучения социальной реальности уголовная политика определяет основания для криминализации тех или иных поступков лю -дей. Так как основаниями для криминализации принято считать социальные причины, доста-точно разнообразные, в литературе также раз -нообразны и точки зрения по определению дан -ных оснований.

Например, Н.А. Лопашенко утверждает, что есть толь ко одно основание криминализации — наличие общественно опасного поведения, требующего уголовно-правового запрета [4].

В.Н. Кудрявцев, В.В. Лунеев, А.В. Наумов вызделяют следующие основания криминализа-ции: возникновение или существенное развитие новых видов общественных отношений; распространение деяний определённого вида, ранее редко встречавшихся; существенное изменение социально-политической обстановки в стране и другие обстоятельства [5].

Вне зависимости от тех факторов, которые выделяют ученые при определении оснований для криминализации деяния, бесспорно, что вы -явление указанных оснований включает законодательный механизм, направленный на создание или изменение конкретной уголовно-правовой нормы.

Анализ уголовного законодательства пока -зывает, что в последние годы наиболее активно криминализация новых видов посягательств происходила в следующих направлениях:

- закрепление новых видов мошенничества (ст. ст. 159.1—159.6 УК РФ);

- криминализация ряда преступлений в сфере экономической деятельности (170.1, 171.1, 171.2, 173.2, 174.1 УК РФ);

- криминализация различных видов террористической деятельности (ст. ст. 205.1, 205.2 УК РФ);

- криминализация новых способов организованной преступной деятельности (ст. ст. 282.1, 282.2 УК РФ);

- криминализация новых видов коррупционных преступлений (ст. 291.1 УК РФ) и др.

Противоположным процессу криминализа -ции является процесс декриминализации. Данная форма реализации уголовной политики в связи с проводимой линией на гуманизацию и либерали -зацию действующего законодательства является часто используемой.

А.И. Коробеев декриминализацию определяет как процесс установления оснований отпадения общественной опасности деяний, признания нецелесообразности уголовно-правовой борьбы с ними и отмены их уголовной наказуемости [3. — С. 115]. Декриминализация осуществляется путем внесения определенных новелл в Особенную часть уголовного законодательства и исключения или ви-

доизменения составов преступлений таким образом, что результатом ее является исключение деяний из круга преступных и отмена их уголовной наказуемости. При этом декриминализация может осуществляться исключением уголовной наказуемости деяния:

- ввиду утраты им той степени обществен -ной опасности, которая характерна для пре-ступлений;

- путем применения альтернативных видов социального реагирования, т.е. отнесением его в разряд административного, дисциплинарного или гражданско-правового деликта;

- при помощи изменения составов преступлений посредством сужения признаков, относя -щихся к характеристике различных элементов состава.

Уголовная политика осуществляется государством как в результате принятия уголовно -правовых норм, через криминализацию и декриминализацию, так и посредством пенализации и депенализации деяний.

Под пенализацией понимается процесс ус -тановления уголовной наказуемости деяния [З.

— С. 12З]. Согласно ст. 2 УК РФ за соверше -ние криминализованных деяний должны быть установлены виды наказаний и иные меры уголовно -правового характера. Поскольку уго -ловная наказуемость — обязательный признак преступления, следует признать, что пенализа -ция совпадает с криминализацией и образует ее составную часть. Однако пенализация не сводится только к установлению наказания за совершение преступления, она включает также процесс внесения в систему наказаний и в санкции действующего уголовного законода-тельства изменений в направлении их ужесто -чения. Депенализация — процесс, обратный пенализации, он сводится к устранению более строгих или введению более мягких видов наказаний, снижению их сроков [З. — С. 127]. Полная депенализация, т.е. устранение уголов -ной наказуемости деяния, совпадает с его дек-риминализацие й.

Примером депенализации является введение ст. 76.1 УК РФ, согласно которой лицо, впервые совершившее некоторые преступления в сфере экономической деятельности, может быть освобождено от уголовной ответственности, если данным лицом в озмещен причиненньй ущер б.

Равно как и другие формы уголовной поли -тики, пенализация наиболее активно применяет -ся в период интенсивной кодификации уголовно -правовых норм. Результатом пенализации, при -нятой законодателем, явилось введение в закон новых уголовных наказаний — обязательные работы, ограничения по военной службе, ограничение свободы, принудительные работы.

Факторы, учитываемые при пенализации (депенализации) деяния, разнообразны и в пол-

ном объеме не фиксируемы. Они включают существующие в обществе представления о воз -можностях наказания, соотношении преступления с наказанием, общественную нравственность, которая одобряет или не одобряет жестокость по отношению к преступникам, уровень рецидива преступлений, экономические возможности общества по исполнению того или иного вида на -казания, пенитенциарный опыт других государств , собственный исторический опыт, данные педагогики и психологии, уровень, динамику, структуру преступности и многое другое.

К принципам пенализации следует отнести:

- принцип экономии репрессии. В соответст-вии с ним общество должно обходиться по воз -можности минимальными по строгости наказаниями, но достаточными для достижения целей наказания — восстановления социальной справедливости, исправления осужденных и преду-преждения новых преступлений;

- соответствие санкции характеру и степени общественной опасности совершаемого преступления, личности виновного, его материальному положению, другим обстоятельствам;

- альтернативность наказаний, создающую для суда возможность выбора для осужденного наказания, соответствующего характеру и степе -ни общественной опасности совершенного преступления и личности виновного;

- актуальность наказания. Наказание или его строгость теряют или приобретают смысл в связи с наступлением каких-либо социально значимых событий, например изменений в экономике, общественной нравственности или правосознании и т.д.;

- изменение назначенного наказания в зависимости от последующего поведения осужден -ного. На этом принципе основываются такие уголовно-правовые институты, как рецидив преступления, назначение наказания по совокупности приговоров, условно-досрочное освобождение от наказания, амнистия и помилование, за -мена неотбытой части наказания более мягким видом и др .;

- гуманизм наказания. Одно из требований гуманизма — обеспечение безопасности человека, в том числе и совершившего преступление. В соответствии с ним наказание назначается толь -ко судом, исключаются произвол органов власти и самосуд; оно не должно унижать честь и достоинство осужденного; по отбытии наказания в виде лишения свободы лицо должно быть гото -вым к свободной жизни. Гуманизм наказания проявляется в установлении предельного срока лишения свободы, позволяющего осужденному вернуться к продолжению правопослушной жизни; ограничении видов наказаний, применяемых к осужденным несовершеннолетним; возможности освобождения от наказания; учете судом не только личности виновного, но и инте -

ресов его семьи, в частности, ее материального положения (ч. 3 ст. 60 УК РФ), наличия малолет -них детей (п. «г» ч. 1 ст. 61 УК РФ), наличия у осужденной женщины состояния беременности или малолетнего ребенка (п. «в» ч. 1 ст. 61, ст. 82 УК РФ) и др.;

- дифференциацию наказаний в зависимости от характера и степени общественной опасности преступления в санкциях статей Особенной части УК и индивидуализацию наказания судом при вынесении обвинительного приговора. Индиви-дуализация наказания дополняет дифференциацию, в своей совокупности они отражают способы принудительного воздействия государства на осужденного в соответствии с большим разнообразием совершаемых преступлений, лиц, их совершающих, и условий, при которых эти престу -пления совершаются;

- непризнание наказания исключительным средством исправления осужденного и преду -преждения новых преступлений. Наказание — лишь один из сдерживающих факторов, кото -рый далеко не всегда срабатывает. Осужденный может пренебречь им, если более актуальными для него будут другие факторы — материаль -ные, нравственные, политические, психологи -ческие и иные;

- справедливость наказания. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, при -меняемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответст -вовать характеру и степени общественной опас -ности преступления, обстоятельствам его сов ер -шения и личности виновного.

Изложенные принципы должны учиты -ваться как при установлении санкции в законе, так и при назначении наказания осужденному судом, а также находиться в диалектическом единстве, чтобы способствовать достижению глобальной цели уголовной политики — сни -жению уровня преступности и ее удержанию в сравнительно безопасных для общества и го -сударства границах.

Анализируя сферу наказуемости деяний Уголовного кодекса РФ 1996 года, ученые-юристы отмечают превалирующее использование законодателем метода пенализации перед депенализаци -ей, ужесточение уголовной репрессии по сравнению с Уголовным кодексом 1960 года [6].

В сфере противодействия преступности идея гуманизации и либерализации с 2001 года стала центральной. С 2003 года было принято и продолжает приниматься множество законов в рамках мер по гуманизации уголовного законодательства и либер ализации уголовной ответств енно сти.

Сторонники этих законодательных изменений признают гуманное наказание более эффективным. Они считают гуманизацию отвечающей нравственным требованиям эпохи, но для этого необходимо поправить сложившуюся правопри-

менительную практику, которая явно носит обвинительный характер, сократить количество заключенных в тюрьмах, так как в результате увеличения сроков лишения свободы наполняе-мость тюрем возрастает, что приводит к формированию миллионного населения, «находящегося в глубоком конфликте с обществом» [7].

Последние десятилетия процессы криминализации и декриминализации деяний постоянно сменяют друг друга. Противоречивость правовых взглядов по поводу данных форм уголовной политики не случайна, так как результат проводимого государством политического курса в области уголовно-правового регулирования в ко -нечном счете скажется на каждом члене общест -ва, он должен соответствовать требованиям социальной необходимости, противодействуя преступным посягательствам, обеспечивать безо -пасность личности. Представляется, что ужесто -чение уголовно-правовых санкций за те или иные преступления не опасно, если оно сбалан -сировано и криминологически обусловлено. Главное, чтобы не изменился ориентир на гуманизацию уголовной политики как важнейшее условие обеспечения безопасности личности.

Безусловно, нам нужна ясная, имеющая под -держку общественности уголовная политика го -сударства и стабильный, устойчивый Уголовный кодекс, но интенсификация процессов криминализации и декриминализации вполне естественна для государства и общества. Ошибки же, допускаемые государством при осуществлении уго-ловной политики, можно минимизировать, если законодатель при определении содержания уго -ловного закона, установлении преступности тех или иных общественно опасных деяний и их наказуемости будет учитывать изменения в криминальной ситуации России, степень распространенности преступлений, важность охраняемых законом ценностей, на которые они посягают, существенность причиняемого ими вреда, а так -же невозможность их устранения с помощью иных средств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Разгильдиев Б.Т. Уголовно-правовая политика // Правовая политика: словарь и проект концепции / под ред. А.В. Малько. — Саратов: ГОУ ВПО «Саратовская государственная акаде -мия права», 2010. — С. 138.

2. Звечаровский И.Э. Современное уголовное право России: понятие, принципы, политика. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. — С. 76.

3. Коробеев А.И. Советская уголовноправовая политика: проблемы криминализации и пенализации. — Владивосток, 1982.

4. Лопашенко Н .А. Уголовная политика. — М.: Волтерс Клувер, 2009. — 608 с.

5. Уголовное право России: Общая часть: учебник I под ред. В .Н. Кудрявцева, В .В. Лунее -ва, А.В. Наумова. — М.: Юристъ, 2GG5. — 54G с.

6. Комиссаров В.С. Оценка состояния Уголовного кодекса Российской Федерации и перспективная характеристика законодательной дея -тельности II Пять лет действия УК РФ: итоги и перспективы. — М., 2GG3. — С. 14—15.

7. Сабитов Т .Р. Принципы криминализации и пенализации общественно опасных деяний II Вестник Новосибирского государственного уни -верситета. Серия: Право. — 2G11. — Т. 7. — № 1.

— С. 135—142.

8. Кузнецова И.А. Методы уголовноправовой политики II Вопросы теории и практики. — 2G12. — №11-1. — С .1GG—1G4.

9. Побегайло Э.Ф. Кризис современной российской уголовной политики II Уголовное право.

— 2GG4. — № 4. — С. 112—117.

REFERENCES

1. Razgildiev B.T. Ugolovno-pravovaya politika II Pravovaya politika: slovar i proekt kontseptsii I pod red. A.V. Malko. — Saratov: GOU VPO «Sara-tovskaya gosudarstvennaya akademiya prava», 2G1G. — S. 138.

2. Zvecharovskiy I.E. Sovremennoe ugolovnoe pravo Rossii: ponyatie, printsipyi, politika. — SPb.: Yuridicheskiy tsentr Press, 2GG1. — S. 76.

3. Korobeev A.I. Sovetskaya ugolovno-pravovaya politika: problemyi kriminalizatsii i pe-nalizatsii. — Vladivostok, 1982.

4. Lopashenko N.A. Ugolovnaya politika. — M.: Volters Kluver, 2GG9. — 6G8 s.

5. Ugolovnoe pravo Rossii: Obschaya chast: uchebnik I pod red. V.N. Kudryavtseva, V. V. Lu-neeva, A.V. Naumova. — M.: Yurist', 2GG5. — 54G s.

6. Komissarov V. S. Otsenka sostoyaniya Ugolovnogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii i per-spektivnaya harakteristika zakonodatelnoy deyatel-nosti II Pyat let deystviya UK RF: itogi i perspek-tivyi. — M., 2GG3. — S. 14—15.

7. Sabitov T.R. Printsipyi kriminalizatsii i pe-nalizatsii obschestvenno opasnyih deyaniy II Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Senya: Pravo. — 2G11. — T. 7. — № 1. — S. 135—142.

8. Kuznetsova I.A. Metodyi ugolovno-pravovoy politiki II Voprosyi teorii i praktiki. — 2G12. — №1 1-1. — S.1GG—1G4.

9. Pobegaylo E.F. Krizis sovremennoy rossiyskoy ugolovnoy politiki II Ugolovnoe pravo. — 2GG4. — № 4. — S. 112—117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.