Кузнецов Александр Павлович
доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, заслуженный деятель науки РФ, Приволжский институт повышения квалификации Федеральной налоговой службы России (тел.: +78314374228)
Криминализация - декриминализация,
пенализация - депенализация
как содержание уголовной политики
В статье рассматриваются основные элементы содержания уголовной политики, включающие в себя криминализацию - декриминализацию, пенализацию - депенализацию. Исследуются различные доктринальные точки зрения.
Ключевые слова: уголовная политика, криминализация, декриминализация, пенализация, депенализация, преступность деяния, наказуемость, виды наказаний.
A.P. Kuznetsov, Doctor of Law, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation, Honored Science Worker of the Russian Federation, Russian Federal Tax Service Privolzhsky Institute of Advanced Training; tel.: +78314374228.
Criminalization - decriminalization, penalization - depenalization as content of criminal policy
In the article the basic elements of content of criminal policy including criminalization -decriminalization, penalization - depenalisation are considered. Various doctrinal points of view are investigated.
Key words: criminal policy, criminalization, decriminalization, penalization, depenalization, criminality of act, penalty, types of punishments.
Содержание уголовной политики специфично, оно должно не только отвечать социальным потребностям, но и определяться ходом социального развития, закрепляться в положениях уголовного закона. Криминализация, являясь одним из методов уголовной политики, определяет основание уголовно-правовых запретов, допустимость, возможность и целесообразность признания общественно опасного деяния преступным и наказуемым [1, с. 105]. Поэтому оправданно изучение содержание уголовной политики начинать с исследования категорий криминализации, декриминализации, пенализации, депе-нализации.
В уголовно-правовой литературе криминализация - это процесс и результат признания определенных видов деяний преступными и уголовно наказуемыми [2, с. 17]; отнесение того или иного общественно опасного деяния к разряду преступных с установлением за него уголовной ответственности [3, с. 50]; процесс выявления общественно опасных форм индивидуального поведения, признание допустимости, возможности и целесообразности уголовно-правовой борьбы с ними и фиксации их в законе в качестве преступных и уголовно наказуемых [1, с. 100]; законодательное признание
определенных деяний преступными и наказуемыми, т.е. установление за их совершение уголовной ответственности [4, с. 161].
Криминализация - это один из юридико-тех-нических приемов, используемых законодателем в правотворческой деятельности. Законодатель с учетом появления ранее неизвестных видов общественно опасной деятельности людей проводит в установленном порядке их легитимизацию, т.е. признает преступлением. В данном случае установление запрета должно соответствовать содержанию запрещаемого деяния, отвечать потребностям общества именно в уголовно-правовой охране. Так, общество получает четкое представление о запрещаемом деянии, о реальности угрозы обществу в целом и конкретному человеку в частности. Конкретизация уголовно-правовой охраны социальных ценностей, выбор способов ее реализации, применение уголовно-правовых средств позволит оценить реальное состояние мер воздействия, запрета, наказания. В конечном счете будет определена ценность криминализации и ее востребованность обществом.
По мнению Н.А. Лопашенко, причинами криминализации выступают следующие факторы: возникновение новых видов общественно опас-
16
ной деятельности людей; неблагополучная динамика определенных видов опасного для общества человеческого поведения, которые были регламентированы в административном законодательстве или вообще не рассматривались как правонарушения; необходимость усиления охраны конституционных прав и свобод личности; ошибки проведения ранее декриминализации преступных деяний [3, с. 51]. Криминализация как юридико-технический прием широко используется законодателем в процессе правотворческой деятельности. В этой связи можно выделить две стадии криминализации: криминализация, проводимая в процессе кодификации, и криминализация, проводимая в процессе действия уголовного закона. Примером криминализации в процессе кодификации является отнесение к числу преступлений следующих деяний: воспрепятствование законной предпринимательской и иной деятельности (ст. 169 УК РФ), незаконная банковская деятельность (ст. 172 УК РФ), неправомерные действия при банкротстве (ст. 195 УК РФ), преднамеренное банкротство (ст. 196 УК РФ), фиктивное банкротство (ст. 197 УК РФ) и т.д. Криминализация в процессе действия уголовного закона включает такие деяния, как торговля людьми (ст. 127.1 УК РФ), использование рабского труда (ст. 127.2 УК РФ), невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат (ст. 145.1 УК РФ), незаконные организация и проведение азартных игр (ст. 171.2 УК РФ), неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ), содействие террористической деятельности (ст. 205.1 УК РФ), публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст. 205.2 УК РФ), прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (ст. 205.3 УК РФ) и т.д.
Таким образом, под криминализацией следует понимать отнесение законодателем того или иного деяния к числу преступлений с установлением запрета его совершения в уголовном законодательстве под угрозой наказания.
Понятию декриминализации в уголовно-правовой теории ученые дают различные определения. В частности, под декриминализацией понимается: процесс установления оснований отпадения общественной опасности деяния, признания нецелесообразности уголовно-правовой борьбы с ним и отмены его уголовной наказуемости [1, с. 100]; метод уголовно-правовой политики, предполагающий исключение уголовной ответственности за ранее преступные и наказуемые деяния [3, с. 55]; исключение деяния из числа уголовно наказуемых, т.е. отмена уголовной ответственности за его совершение [4, с. 161].
Декриминализация, как и криминализация, может осуществляться в двух формах: декри-
минализация на стадии кодификации и декриминализация на стадии действия уголовного дела. Декриминализацией на стадии кодификации является невключение в уголовный закон ранее действующих статей, например ст. 69 УК РСФСР «Вредительство», ст. 88 УК РСФСР «Нарушение правил о валютных операциях», ст. 70 УК РСФСР «Антисоветская агитация и пропаганда», ст. 96 УК РСФСР «Мелкое хищение государственного или общественного имущества», ст. 89 УК РСФСР «Хищение государственного или общественного имущества, совершенное путем кражи», ст. 90 УК РСФСР «Хищение государственного или общественного имущества, совершенное путем грабежа», ст. 154 УК РСФСР «Спекуляция» и т.д. Примером криминализации на стадии действия уголовного закона может служить ст. 130 УК РФ «Оскорбление», ст. 200 УК РФ «Обман потребителей», ст. 182 УК РФ «Заведомо ложная реклама» и т.д.
Декриминализация может затрагивать как деяние в целом, так и отдельные его части, признавать отклоняющееся поведение правонарушением другого вида, т.е. относить это деяние к разряду административных, гражданских, налоговых, дисциплинарных правонарушений.
Под декриминализацией необходимо понимать законодательную процедуру, позволяющую исключить запрещенное уголовным законом деяние из числа преступлений.
Пенализация - отнесение определенных мер государственного воздействия к системе уголовного наказания, т.е. установление видов и размеров наказаний, позволяющих оказать принудительное воздействие на лиц, совершивших общественно опасные деяния. Содержательная характеристика указанных положений нашла свое законодательное закрепление в разд. III «Наказание» УК РФ.
Конструируя систему наказаний, законодатель должен учитывать взаимосвязь и взаимообусловленность общих положений о наказаниях, их влияние на личность, возможность выбора одного из видов наказания, процедуру назначения наказания и практику замены более мягким видом наказания [5, с. 624-625]. В данном случае пенализация играет важную роль в реализации сформулированных задач и достижении цели уголовной политики. Пена-лизация может реализовываться различными способами, в частности путем изменения норм Общей части УК РФ: введение новых, ранее неизвестных видов наказаний (обязательные работы - ст. 49 УК РФ, ограничение по военной службе - ст. 51 УК РФ, ограничение свободы -ст. 53 УК РФ, арест - ст. 54 УК РФ, пожизненное лишение свободы - ст. 57 УК РФ); ужесточение видов и размеров наказаний; установление более высоких низшего и высшего пределов
17
наказания в виде лишения свободы на определенный срок (от шести месяцев до двадцати лет - ч. 2 ст. 56 УК РФ) и т.д. [1, с. 100]
В уголовно-правовой науке даются различные определения депенализации. Так, А.И. Коробеев под депенализацией понимает «неприменение наказания за совершение уже криминализированных деяний, а также установление в законе и применение на практике различных видов освобождений от уголовной ответственности или наказания» [1, с. 119]. Де-пенализация рассматривается также как сужение пределов государственного принуждения за совершенные преступные деяния, которое проявляется в освобождении виновных от уголовной ответственности и (или) наказания, в исключении отдельных наказаний из конкретных санкций и вообще из системы наказаний, отказ от них в силу неэффективности [3, с. 56].
С.Г. Чаадаев, исследуя институт депенали-зации, выделяет три ее формы: во-первых, сокращение сфер уголовно-правового принуждения путем прямого исключения деяний из числа преступных; во-вторых, распространение возможности освобождения от уголовного наказания на гораздо больший круг деяний; в-третьих, гуманизация уголовного наказания, связанного в первую очередь с лишением свободы [6, с. 50-51]. Сформулированные положения были справедливо подвергнуты критике Н.А. Лопа-шенко, считающей, что первая форма является не депенализацией, а декриминализацией и
1. Полный курс уголовного права: в 5 т. / под ред. А.И. Коробеева. Т. 1: Преступление и наказание. СПб., 2008.
2. Основание уголовно-правового запрета. Криминализация и декриминализация. М., 1982.
3. Российское уголовное право. Общая и Особенная части: учеб: в 3 т. / под ред. Н.А. Лопашенко. 2-е изд., испр. и доп. Т. 1: Общая часть. М., 2014.
4. Наумов А. В. Российское уголовное право: курс лекций: в 2 т. Т. 1: Общая часть. М., 2004.
5. Уголовное право: учеб.: в 3 т. / под общ. ред. А.Э. Жалинского. Т. 1: Общая часть. М., 2011.
6. Чаадаев С. Г. Уголовная политика и преступность: проблемы, пути решения. М., 1991.
7. Энциклопедия уголовного права / отв. ред. В. Б. Малинин. 2-е изд. Т. 1: Понятие уголовного права. СПб., 2008.
вряд ли может выступать здесь самостоятельным методом уголовно-правовой политики [7, с. 99-100].
Таким образом, законодатель сужает пределы государственного принуждения, реализуя тем самым принцип гуманизма, обеспечивая цели наказания виновного без изоляции от общества. Примером кодифицированной депена-лизации могут служить не включенные в ранее действующий УК РСФСР 1960 г. наказания в виде ссылки, высылки, увольнения от должности, возложения обязанности загладить причиненный вред, общественного порицания.
Изложенное выше позволяет сформулировать понятие депенализации следующим образом: это исключение мер государственного принуждения из системы наказаний, т.е. исключение видов наказаний из системы наказаний, отказ от наказания виновного, освобождение его от уголовной ответственности. В рамках существующего законодательства депенализацией следует признавать исключение из системы наказаний конфискации имущества.
Цели, задачи уголовной политики могут быть реализованы государством только во взаимодействии с различными социальными системами, включая все структуры общества. Основой их реализации являются принципы, позволяющие определять стратегические и тактические направления деятельности государства в области противодействия преступности.
1. Full course of penal law: in 5 vol. / ed. by A.I. Korobeev. Vol. 1: Crime and punishment. St. Petersburg, 2008.
2. Basis of the criminal and legal prohibition. Criminalization and decriminalization. Moscow, 1982.
3. Russian penal law. The General and Special parts: textbook: in 3 vol. /ed. by N.A. Lopashenko. 2nd ed., rev. and augm. Vol. 1: General part. Moscow, 2014.
4. Naumov A.V. Russian penal law: course of lectures: in 2 vol. Vol. 1: General part. Moscow, 2004.
5. Penal law: textbook: in 3 vol. / gen. ed. by A.E. Zhalinsky. Vol. 1: General part. Moscow, 2011.
6. Chaadayev S.G. Criminal policy and crime: problems, solutions. Moscow, 1991.
7. Encyclopedia of penal law / resp. ed. V.B. Malinin. 2nd ed. Vol. 1: Concept of penal law. St. Petersburg, 2008.
18