Научная статья на тему 'К проблеме криминализации и декриминализации уголовного законодательства'

К проблеме криминализации и декриминализации уголовного законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1749
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ПОНЯТИЕ КРИМИНАЛИЗАЦИИ / ОБЩЕСТВЕННО ОПАСНЫЕ ДЕЯНИЯ / ПОНЯТИЕ ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИИ / ГУМАНИЗАЦИЯ / THE POLICY CRIMINAL LAW / CONCEPT OF CRIMINALIZATION / SOCIALLY DANGEROUS ACTS / CONCEPT OF DECRIMINALIZATION / HUMANIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Митюкова Юлия Александровна

в статье рассматриваются вопросы определения понятий криминализации и декриминализации, а также их значение для уголовного права

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF CRIMINALIZATION AND DECRIMINALIZATION OF THE CRIMINAL LEGISLATION

in the article some aspects of definition of the concepts of criminalization and decriminalization, and their value for criminal law are considered.

Текст научной работы на тему «К проблеме криминализации и декриминализации уголовного законодательства»

УДК 343.2.01 Yu.A. MITYUKOVA*

ББК 67.408.0 М67

ON THE PROBLEM OF CRIMINALIZATION AND DECRIMINALIZATION OF THE CRIMINAL LEGISLATION

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы определения понятий криминализации и декриминализации, а также их значение для уголовногоправа.

Ключевые слова: уголовно-правовая политика, понятие криминализации, общественно опасные деяния, понятие декриминализации, гуманизация.

ЮЛИЯ

АЛЕКСАНДРОВНА

МИТЮКОВА*

К ПРОБЛЕМЕ КРИМИНАЛИЗАЦИИ И ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИИ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Annotation: in the article some aspects of definition of the concepts of criminalization and decriminalization, and their value for criminal law are considered.

Key words: the policy criminal law, concept of criminalization, socially dangerous acts, concept of decriminalization, humanization.

Ключевое содержание уголовно-правовой политики государства, которая реализует задачи борьбы с преступностью, составляют криминализация и декриминализация деяний.

Криминализация представляет собой процесс выявления общественно опасных форм поведения, признания допустимости, возможности и целесообразности уголовно-правовой борьбы с ними и фиксации их в законе в качестве преступных и уголовно наказуемых1. Следует отметить, что криминализация производится двояким образом, а именно определяются общие основания и условия уголовной ответственности и случаи освобождения от нее. Во вторую очередь выявляются конкретные виды общественно опасных деяний, с которыми необходимо бороться при помощи уголовного закона, и производится закрепление их составов как уголовно наказуемых в нормах права.

В юридической литературе имеется множество определений криминализации. По мнению А.В. Наумова, криминализация - это законодательное признание определенных деяний преступными и наказуемыми, то есть установление за их совершение уголовной ответственности2. А.И. Коробеев определяет криминализацию как процесс выявления общественно опасных форм индивидуального поведения, признания допустимости, возможности и целесообразности уголовно-правовой борьбы с ними и фиксации их в законе в качестве преступных и уголовно наказуемых3. С точки зрения Н.А. Ло-пашенко, криминализация предполагает «отнесение того или иного общественно опасного деяния в разряд преступных деяний с установлением за него уголовной ответственности»4.

* Преподаватель-методист отдела организации межвузовской учебно-методической работы (Академия ФСИН России)

E-mail: lapochka 86@bk.ru.

Уголовное право

Уголовное право

Чтобы разобраться в сущности криминализации, необходимо ответить на вопрос: что же лежит в ее основе - объективные обстоятельства (например, вредоносность определенных поступков) либо субъективный фактор - политическая воля, усмотрение властей? Кроме того, на процесс криминализации влияют нормы морали, общественное мнение, социальные стереотипы и предубеждения’. Думается, уголовная политика должна вбирать в себя все указанные факторы, но соблюдая разумный баланс между ними, который может быть обеспечен только при следовании определенным критериям и принципам криминализации, в общем виде выработанным наукой и практикой.

Таким образом, каждый раз при криминализации необходимопомнить правило: «если есть возможность решить задачу при минимальном ограничении интересов граждан, более жесткие меры не должны быть использованы»6, то есть даже важные и ценные общественные отношения необходи мо защищать мерами уголовно-правового воздействия лишь в случае, если такая защита не будет обеспечена менее репрессивными мерами (административными, гражданскими, дисциплинарными).

Степень общественной опасности - оценочное понятие, представление о котором может меняться под воздействием целой группы факторов, среди которых следует указать на уровень развития государственности, перестройку и реформирование экономики. Например, при проведении кодификации уголовного законодательства в 1996 г. впервые были признаны преступными лжепредпринимательство, легализация доходов от незаконной деятельности, незаконное получение кредита. Данные составы призваны защитить новые, не существовавшие ранее виды общественных отношений в сфере рыночной экономики.

Толчкомдля криминализации определенных поступков является развитие конституционных прав и свобод человека и гражданина, признание их в Основном Законе государства высшей ценностью, а также принятие государством на себя международно-правовых обязательств. Именно данным обстоятельством было обусловлено наполнение гл. 19 УК РФ «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина» и в целом Кодекса такими составами преступлений, как торговля людьми, использование рабского труда, нарушение неприкосновенности частной жизни, отказ в представлении гражданину информации, воспрепятствование законной предпринимательской и иной деятельности.

Иногда в литературе высказывается мнение

о том, что криминализация допустима в отношении тех противоправных общественно опасных деяний, которые являются относительно распространенными и типичными7. Это утверждение следует признать справедливым с некоторыми оговорками. Действительно, нет смысла нагружать законодательство сложными составами, редко применяемыми на практике и не находящими отклика в общественном сознании. «Мертвые» нормы не повысят престиж законодателя и государства в целом. В то же время никому не может прийти в головудекриминализировать преступления против основ конституционного строя и безопасности государства, против мира и безопасности человечества. Пусть отсутствует судебная практика по поводу геноцида или вооруженных мятежей с захватом власти, но спора нет, что объекты данных составов необходимоохра-нять самыми сильными мерами.

Другое дело, когда уголовно наказуемые деяния, в криминализации которых мало у кого возникают сомнения, совершаются ежедневно, а нормы, предусматривающие ответственность за них, не работают. Но эти вопросы уже следует решать уголовно-процессуальной политике, прежде всего совершенствуя деятельность по выявлению преступлений, разоблачению виновных и привлечению их к уголовной ответственности. В этом же контексте хотелось бы сказать о некоторых требованиях, предъявляемых при криминализации деяний в целях облегчения реализации уголовно-правового запрета на практике. Так, состав преступления в уголовно-правовой норме должен быть изложен достаточно полно, конкретно и определенно, с соблюдением единства терминологии8. Все составы должны быть четко отграничены друг от друга, чтобы не возникало расхождений при квалификации. Это же требование относится и к квалифицированным и привилегированным признакам состава, наличие которых в УК РФ является ответом на вопрос: как криминализировать, с какой интенсивностью? Определить преступность того или иного деяния недостаточно - нужно максимально учесть тот набор признаков, который обеспечивает соблюдение принципов справедливости, дифференциации и индивидуализации ответственности, позволит произвести градацию тяжкого и менее тяжкого преступного поведения в рамках одного состава. Другими словами, криминализация деяния должна быть не только неизбежной, необходимой, но и достаточной.

При криминализации деяния необходимоучи-тывать общественное правосознание, психологию,

исторические традиции. В противном случае уголовно-правовой запрет будетнеобоснованным и неэффективным в правоприменительной деятельности. Нравственность и мораль во многом опираются на общечеловеческиеценности, справедливость и гуманизм. Тем не менее общественное сознание иногда грешит деформациями, что дает законодателю основание отклониться от общественной оценки поведения, в обыденной жизни не признаваемого преступным, но по своей сути противоречащего принципам правового государства и гражданского общества. В качестве примера можно привести состав дачи взятки. Внося плату чиновнику ради приобретения определенных привилегий или освобождения от затрат, большинство граждан, даже с формальной точки зрения понимая, что это преступление, фактически не осознют, какую общественную опасность оно таит в себе. Данное действие воспринимается лишь как облегчение собственных усилий, сохранение времени, достижение более качественного и благоприятного результата деятельности должностного лица, а потому вполне оправдывается общественным правосознанием. Проще говоря, у большей части населения сложился стереотип коррупции как этически приемлемой формы разрешения личных проблем, но законодательдолженбыть более дальновиден в подобных ситуациях.

Определяя степень общественной опасности деяния, необходимую® достаточную для его криминализации, нужно стремиться избежать как пробельности законодательства, с тем чтобы не допустить на практике аналогии уголовного закона, так и криминализационной избыточности, когда Кодекс перенасыщен квалифицированными признаками и даже целыми составами, существование которых не обусловлено социально-экономическими потребностями общества и интересами государства. Это не менее опасно, чем пробельность законодательства ибо идет нарушение принципа экономии репрессии (привлечение к уголовной ответственности в данном случае реально не будет соответствовать характеру и степени общественной опасности деяния) и неотвратимости ответственности, так как «ненужность» уголовного запрета чревата неприменением данной нормы. В последнем случае объективно встает вопрос о декриминализации деяния.

Декриминализация - это обоснованное исключение из уголовного закона тех деяний, которые не представляют в данное время общественной опасности. Они могут быть переведены в административные проступки, гражданские деликты или вообще не рассматриваться как правонарушения9. Процесс декримина-

лизации противоположенкриминализации, поэтому можно провести параллели между основаниями их проведения.

Во-первых, декриминализация необходима при серьезном изменении политических и экономических отношений в стране. Так, при разрешении частной собственности и предпринимательства стало неуместно сохранять в Кодексе статьи о наказании за спекуляцию, проведение валютных операций. Наличие подобных норм, не соответствующих новым общественным отношениям и системе ценностей, «неоправданно и даже вредно, ибо порождает у населения отношение к уголовному закону как к нереальному»10.

Во-вторых, декриминализация нужна, если уголовный закон расходится с общественной нравственностью. Именно по этой причине в новый УК РФ не была включена норма о недонесении о преступлении, а ст. 316 распространяется лишь на случаи совершения особо тяжких преступлений, к тому же лицо не будет нести по ней ответственности за заранее не обещанное укрывательство супруга или близкого родственника. Таким образом, лица избавлены от тяжкого выбора между предписанием закона и своей совестью. Большие нарекания вызывала также статья в Уголовном кодексе, устанавливающая ответственность за самогоноварение. В нынешнем УК РФ утратила силу и норма об ответственности за обман потребителей. Реальное применение данных запретов при соблюдении принципа неотвратимости ответственности привело бы к большому количеству осужденных и резкому неприятию такого уголовного закона в обществе.

Вопросы нравственности и декриминализации ставятся и при привлечении к ответственности за незаконные деяния с наркотическими средствами, психотропными веществами и их аналогами в отношении лиц, больных наркоманией и использующих наркотик для собственного потребления, без цели сбыта11. Главный аргумент сторонников декриминализации состоит в том, что основными формами воздействия на нарко-зависимых лиц должны быть социальные, медицинские, реабилитационные меры, ибо наркомания - прежде всего тяжелое заболевание, и меры уголовного воздействия в данном случае, в отличие от распространителей и торговцев наркотиков, применять негуманно. В этом есть логика, поскольку в зависимости от того, кем мы будем считать наркомана - больным или преступником, будет зависеть и набор мер - репрессивных или социальных, медицинских.

Уголовное право

Уголовное право

Видимо, к данной проблеме нужно подходить комплексно. Следует согласиться с мнением о том, что уголовный закон «должен применяться в единстве с другими мерами, не опережая их, а подкрепляя в наиболее критических ситуациях»12. Вероятно, к данным доводам прислушался и законодатель, разграничив составы и предусмотрев более суровую ответственность для лиц, изготавливающих и сбывающих наркотики (ст. 228.1 УК РФ), чем для потребителей (ст. 228 УК РФ), потому что степень общественной опасности с учетом наличия во втором случае специфического смягчающего ответственность основания - наркомании - будет различной.

В-третьих, декриминализация имеет место, если борьбу с нежелательными формами поведения можно вести более мягкими средствами, чем уголовное наказание. В частности, это произошло с такими составами, как обман потребителей, заведомо ложная реклама.

В заключение необходимоотметить, что вопрос о том, нужно проводить гуманизацию уголовной политики через декриминализацию или, наоборот, усиливать борьбу с преступностью карательными методами, достаточно сложен.

С одной стороны, динамично и системно растет уровень преступности, особенно террористическая опасность, количество преступлений, совершаемых в общественных местах, преступлений против личности, собственнос-

ти, в сфере оборота наркотиков, и это вызывает необходимость бороться с ними с помощью суровых уголовных санкций. Исходя из этого высказывается мнение о несвоевременности, необоснованности криминологически и социально проводить гуманизацию уголовной по-

литики13.

С другой стороны, указывается на высокую коррумпированность правоохранительных органов, несоблюдение законодательства при привлечении к уголовной ответственности, применение насилия со стороны полиции, включая пытки. В результате осужденными оказываются невиновные лица, которые не имеют серьезных связей и не могут обеспечить себя помощью квалифицированного защитника. Предлагается также сосредоточить усилия на борьбе с действительно общественно опасными деяниями, исключив из УК РФ такие малозначительные и неопасные составы, как оскорбление, побои, уничтожение или повреждение имущества по неосторожности.

По всей видимости, необходимоучитывать обе позиции и соблюдать принцип: криминализация и декриминализация должны проходить с учетом реальной экономической, социальной, нравственной ситуации в обществе, с обязательным соблюдением законности и учетом положений Конституции РФ и международно-правовых норм о правах человека при создании уголовно-правовых запретов.

1 См.: Бошук В.А. Теоретические основы уголовно-правовой политики России в сфере государственной безопасности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2006.

2 См.: НаумовА.В. Российскоеуголовное право: курс лекций: в 2 т. Т. 1: Общая часть. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2004. С. 161.

3 См.: КоробеевА.И. Советская уголовно-правовая политика: проблемы криминализации и пенализации. Владивосток 1987. С. 59.

4 ЛопашенкоН.А. Концептуальныеосновы уголовнойполитики взгляд на проблему / под ред. В.А. Казначеева. Пятигорск 2001. С. 110; Ее же. Уголовнаяполитика: понятие, содержание, методы и формы реализации // Уголовноеправо в XXI веке: материалы Междунар. науч конф. (Москва, 31 мая - 1 июня 2001 г.). М., 2002. С. 179-180.

5 См.: КудрявцевВ.Н., ЭминовВ.Е. Криминология и проблемы криминализации // Журн рос. права. 2004. № 12. С. 46.

6 Кондратов П.Е. О пределах уголовно-правового регулированияобщественных отношений // Проблемы уголовнойполитики: советский и зарубежныйопыт: сб. науч. ст. / сост. А.В. Усс Красноярск, 1989. С. 28.

7 См.: Антонов А. Д. Принципы криминализации общественно опасных деяний в уголовно-правовой науке// Вестн Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 2000. № 4. С. 85.

8 См.: Там же.

9 См.: Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Криминологияи проблемыдекриминализации// Журн. рос. права. 2005. № 4. С. 103.

10 См.: Коробеев А.И. Советская уголовно-правовая политика: тенденции и перспективы развития // Проблемы уголовнойполитики: советский и зарубежныйопыт: сб. науч. ст. / сост. А.В. Усс. Красноярск 1989. С. 48.

11 См.: Комиссаров В.С., Дворецкий М.Ю. Современная уголовно-правовая политика в области незаконного оборота наротических средств, психотропныхвеществ и их аналогов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 2008. № 2. С. 36-34.

12 Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Криминология и проблемы декриминализации. С. 104.

13 См.: ЕпифановаЕ.В. Криминализация и декриминализация деяний // Рос. юстиция. 2006. № 5. С. 25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.