Научная статья на тему 'Теоретические и практические вопросы криминализации деяний в сфере экономической деятельности'

Теоретические и практические вопросы криминализации деяний в сфере экономической деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1196
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНАЛИЗАЦИЯ / ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИЯ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ ДЕЯНИЯ / ПРИНЦИПЫ КРИМИНАЛИЗАЦИИ / УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ЗАПРЕТ / CRIMINALIZATION / DECRIMINALIZATION / A SOCIALLY DANGEROUS ACT / THE PRINCIPLES OF CRIMINALIZATION AND PENAL PROHIBITION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Одинцева Юлия Анатольевна

В статье анализируется основные, выработанные в науке уголовного права принципы криминализации и их преломление в отношении общественно опасных деяний в сфере экономической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND PRACTICAL ISSUES OF CRIMINALIZATION OF ACTS IN THE SPHERE OF ECONOMIC ACTIVITY

The article discusses the main, developed in the science of criminal law principles of criminalization and their interpretation in respect of socially dangerous acts in the sphere of economic activity.

Текст научной работы на тему «Теоретические и практические вопросы криминализации деяний в сфере экономической деятельности»

УДК 343

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ КРИМИНАЛИЗАЦИИ ДЕЯНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

THEORETICAL AND PRACTICAL ISSUES OF CRIMINALIZATION OF ACTS IN THE SPHERE OF ECONOMIC ACTIVITY

Ю. А. ОДИНЦЕВА (YU. A. ODINZEVA)

В статье анализируется основные, выработанные в науке уголовного права принципы криминализации и их преломление в отношении общественно опасных деяний в сфере экономической деятельности.

Ключевые слова: криминализация, декриминализация, общественная опасность деяния, принципы криминализации, уголовно-правовой запрет.

The article discusses the main, developed in the science of criminal law principles of criminalization and their interpretation in respect of socially dangerous acts in the sphere of economic activity.

Key words: criminalization, decriminalization, a socially dangerous act, the principles of criminalization and penal prohibition.

Уголовная противоправность преступного деяния напрямую связана с процессами криминализации и декриминализации. Теоретическим вопросам криминализации, а в частности, связанным с определением её принципов, посвящен ряд классических работ в области уголовного права [1]. По определению, данному А. И. Коробеевым: «Криминализация представляет собой процесс выявления общественно опасных форм индивидуального поведения, признания допустимости, возможности и целесообразности уголовно-правовой борьбы с ними и фиксации их в законе в качестве преступных и уголовно наказуемых» [2]. Иными словами, криминализация есть законодательное признание определённых деяний преступными и наказуемыми, т. е. установление за их совершение уголовной ответственности. Декриминализация - это исключение их из числа уголовно наказуемых, т. е. отмена за их совершение уголовной ответственности. Проблемы криминализации и декриминализации деяний в сфере экономической деятельности связаны с более общими проблемами развития любого государства и общества.

© Одинцева Ю. А., 2012

Уголовно-правовые принципы криминализации деяний - это основополагающие положения, определяющие содержание уголовно-правовых запретов.

Имеющиеся классификации принципов криминализации общественно опасных деяний, принятые в юридической литературе, многообразны. Следует исходить из того, что «принцип» существует независимо от места и времени, состояния экономики и других временных, изменчивых категорий.

Не претендуя на выработку собственной системы принципов криминализации, за основу примем позицию Н. А. Лопашенко [3], нашедшую полное отражение в Концепции модернизации уголовного законодательства [4], с целью анализа их преломления в нормах гл. 22 УК РФ.

Одним из принципов, который указывают практически все авторы, является принцип достаточной для введения уголовного запрета общественной опасности криминализируемых деяний. Содержание принципа состоит в том, что криминализируемое деяние должно причинять значительный ущерб правоохраняемым интересам, быть вредоносным

для общества настолько, что требует применения самых строгих мер государственного принуждения [5]. Действительно, «вредоносность» преступлений в сфере экономической деятельности достаточно высока, но при этом следует отметить, что данный принцип учитывается законодателем далеко не всегда. Так, в ч. 1 ст. 169 УК РФ установлена уголовная ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности, независимо от наступления каких-либо последствий и обстоятельств, свидетельствующих о необходимости уголовно-правового запрета. С подобного рода нарушениями вполне можно бороться с помощью дисциплинарных мер. Согласно данным официальной статистики, по этой статье в России возбуждалось дел: в 1997 г. - 19; в 1998 г. - 25; в 1999 г. - 13;

в 2000 г. - 22; в 2001 г. - 17; в 2002 г. - 16;

в 2003 г. - 18; в 2004 г. - 14; в 2005 г. - 41;

в 2006 г. - 14; в 2007 г. - 11; в 2008 г. - 10;

в 2009 г. - 16 [6].

Не достигает достаточного для криминализации уровня общественной опасности и нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 192 УК РФ). Состав предполагает, что действия осуществляются лицами и представителями хозяйствующих субъектов, у которых драгоценные металлы и драгоценные камни появились в результате вполне законной деятельности, количество возбужденных дел по данной статье в 2009 г. - 0. Иначе применяется ст. 191 УК РФ - незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга. Поэтому в данном случае, как видится, эффективно воздействие административных мер.

В своё время именно по причине несоблюдения принципа достаточности степени общественной опасности произведена декриминализация обмана потребителей, утратила силу ст. 200 УК РФ, несмотря на то, что до исключения из УК РФ ст. 200 более половины всех преступлений, зарегистрированных в России по гл. 22 УК РФ до 2004 г. составлял обман потребителей. Наивысший показатель приходится на 2002 г. - 58 %. В настоящее время аналогичная норма содержится в Кодексе об административных правоотношениях, а обман потребителей на

значительную сумму расценивается как преступный по составу «мошенничество».

Принцип относительной распространенности криминализируемых деяния подчёркивает необходимость учёта при установлении уголовной ответственности за какое-либо общественно опасное деяние его неединичного характера [7]. Деяние, преследуемое в уголовном порядке, не может быть случайным, редким для общества, исключительным в силу сложившихся обстоятельств; и напротив, должно быть типичным, повторяющимся в разных условиях [8]. Если анализировать правоприменительную практику и нормы УК РФ можно прийти к выводу об излишней криминализации подкупа участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 184 УК РФ). Что касается подкупа организаторов указанных мероприятий, здесь могут быть применены положения ст. 204 УК РФ о коммерческом подкупе. Установление ответственности за подкуп спортсменов, конкурсантов не вызывается необходимостью в силу единичности таких фактов. По ст. 184 УК РФ в России возбуждалось в период с 1997 по 2009 г. всего 6 уголовных дел.

Принцип преобладания позитивных последствий в криминализации означает проведение прогностических научных расчётов эффективности криминализации. Последняя должна быть возможна только тогда, когда вред, причиненный применением мер уголовно-правового воздействия за общественно опасное поведение, явно меньше того вреда, который причиняет само это поведение. Данный принцип имеет первостепенное значение для криминализации в сфере экономической деятельности. Существует достаточное количество средств борьбы с нежелательным экономическим поведением, кроме введения уголовного запрета. Приоритет в регулировании экономического поведения должен оставаться за мерами экономического воздействия, предусмотренными гражданским, банковским, таможенным и другим законодательством.

Декриминализации подверглась заведомо ложная реклама (ст. 182 УК РФ), поскольку такая реклама, в большинстве случаев являясь публичным договором, влечёт за собой гражданско-правовую ответствен-

ность, что подтверждает обширная практика в развитых зарубежных странах. Исключение уголовной ответственности за подобные действия в России один из показателей становления цивилизованного российского рынка.

По мнению авторов, в современном уголовном законодательстве принципу преобладания в криминализации позитивных последствий совершенно не соответствует установление уголовной ответственности за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ) [9]. Криминализация подобного поведения влечёт негативные последствия для экономических отношений, общественно опасный характер невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте, обусловленный социальнополитически, неочевиден для руководителя предприятия, экономическая польза от такого деяния для всего предприятия часто перетягивает чашу возможного привлечения к уголовной ответственности его руководителя. Превентивное действие нормы 193 УК РФ не срабатывает. Привлечение руководителя к ответственности влечёт разрыв связей с зарубежными партнёрами и негативно сказывается на эффективности руководства организацией. Справедливости ради следует указать на либеральную позицию законодателя в части изменения примечания к ст. 193 УК РФ. В новой редакции невозвращение из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк России, считается крупным, если сумма невозвращенных средств превышает 30 млн рублей. Это в шесть раз больше цифры, предусмотренной ст. 193 в старой редакции.

Принцип неизбыточности уголовно-правового запрета имеет два аспекта: соответствие объёмов уголовно-правового запрета и прежде всего пределов наказания, которое может быть назначено за преступное деяние, характеру и степени общественно опасного проявления, а также исключение возможного дублирования уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за конкретное общественно опасное поведение.

В качестве примера излишней криминализации выступает ст. 174.1 УК РФ, устанав-

ливающая уголовную ответственность за легализацию денежных средств или иного имущества, совершённую самим лицом, получившим это имущество преступным путём. Данная статья УК РФ противоречит ст. 50 Конституции РФ и ст. 6 УК РФ о запрете повторного осуждения за одно и то же преступление.

Основной ущерб от чрезмерной криминализации - экономический, связанный с повышенным уровнем трансакционных издержек, а также моральный. Экономические последствия разнообразны и разрушительны для экономики - это рост издержек бизнеса, упущенные возможности, торможение экономического роста, нецелевое использование бюджетных средств, в конечном счёте снижение уровня благосостояния людей. В результате, падение международного авторитета страны, ухудшение инвестиционной привлекательности нашей экономики, особенно со стороны иностранных инвесторов. А те, кто оказывается в состоянии работать и в данных условиях, как правило, решает краткосрочные задачи, откладывая на потом принятие долгосрочных, стратегических решений.

В то же время уголовно-правовой запрет недостаточен за такие деяния, как квалифицированное воспрепятствование законной предпринимательской деятельности или иной деятельности (ст. 169 УК РФ) и регистрация незаконных сделок с землёй (ст. 170 УК РФ). И то и другое деяния - должностные преступления, т. е. специальные нормы по отношению к норме о злоупотреблении должностными полномочиями (ст. 258 УК РФ). Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности, причинившее, например, крупный ущерб влечёт максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до трёх лет, регистрация незаконных сделок с землёй влечёт штраф, либо лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью, либо обязательные работы. Если квалифицировать эти же деяния по ст. 285 УК РФ, необходимо было бы применить ч. 3 этой статьи, предусматривающую наступление тяжких последствий, к которым обычно и относят крупный ущерб. Максимальное наказание здесь составляет лишение свободы до десяти лет с лишением права занимать определённые должности или

заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет.

Принцип своевременности криминализации означает то, что криминализация должна проводиться именно тогда, когда появилось её основание - общественно опасное деяние. Криминализация не должна запаздывать, иначе причиняется значительный вред правоохраняемым интересам. В настоящее время назрела необходимость в обеспечении дополнительной защиты прав и законных интересов инвесторов и потенциальных инвесторов. Криминализированы могут быть такие деяния, как заведомо недостоверная оценка имущества организации, а также умышленное нарушение правил одобрения крупной сделки и сделки, в которой имеется заинтересованность.

Уголовное право не может прямо регулировать экономические отношения или непосредственно вмешиваться в них, поскольку этим занимаются другие отрасли права. Уголовное право должно охранять эффективную экономику уголовно-правовыми средствами, создавая правопорядок, поддерживающий безопасность и стабильность права собственности и стимулирующий эффективную экономику. Вместе с тем такой правопорядок

невозможен без соблюдения прав и свобод

личности.

1. Основания уголовно-правового запрета:

Криминализация и декриминализация / В. Н. Кудрявцев, П. С. Дагель, Г. А. Злобин и др. ; под ред. В. Н. Кудрявцева, А. М. Яковлева. - М. : Наука, 1982. - 304 с.

2. Коробеев А. И. Советская уголовно-правовая политика: проблемы криминализации и пена-лизации. - Владивосток, 1987. - С. 59.

3. Лопашенко Н. А. Основы уголовно-правового воздействия. - СПб., 2004. - С. 288-298.

4. Концепция модернизации уголовного законодательства в экономической сфере на основании Поручения Президента Российской Федерации № ПР-3169 от 28 ноября 2009 г. -иКЬ: http://www.gosbook.ru/ node/7889.

5. Лопашенко Н. А. Указ. соч. - С. 288.

6. Официальные данные представлены в качестве приложения к Концепции модернизации уголовного законодательства в экономической сфере на основании Поручения Президента Российской Федерации № ПР-3169 от 28 ноября 2009 г. - ЦЯЬ: http://www.gosbook.ru/ node/7889.

7. Кладков А. В. Реализация принципа справедливости в уголовном праве // Пять лет действия УК РФ: Итоги и перспективы. - М., 2003. - С. 117.

8. Лопашенко Н. А. Указ. соч. - С. 290.

9. Лопашенко Н. А. Указ. соч. - С. 294.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.