Научная статья на тему 'Принципы криминализации и декриминализации деяний в экономической сфере (криминологический и гражданско-правовой аспекты)'

Принципы криминализации и декриминализации деяний в экономической сфере (криминологический и гражданско-правовой аспекты) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4006
484
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНАЛИЗАЦИЯ / ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИЯ / ПРИНЦИПЫ КРИМИНАЛИЗАЦИИ / ПРИНЦИПЫ ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА / CRIMINALIZATION / DECRIMINALIZATION / CRIMINALIZATION PRINCIPLES / DECRIMINALIZATION PRINCIPLES / ECONOMIC SPHERE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прысь Е.В., Митюкова Ю.А.

Реферат. Ведущими направлениями российской уголовно-правовой политики являются криминализация и декриминализация деяний, которые определяют объект воздействия такой политики. Принцип достаточной общественной опасности подразумевает причинение деянием значительного ущерба социальным интересам. Принцип возможности позитивного воздействия уголовно-правовыми средствами на общественно опасное поведение предполагает решение вопроса об эффективном противодействии деянию. Если деяние распространено повсеместно и фактически представляет норму, то будет ли эффективной ответственность? Принцип относительной распространенности криминализируемого деяния подчеркивает необходимость учета при установлении уголовной ответственности за какое-либо общественно опасное деяние его неединичного характера. Принцип преобладания позитивных последствий в криминализации означает, что вред, причиненный применением мер уголовно-правового воздействия за общественно опасное поведение, должен быть явно меньше того вреда, который причиняется самим этим поведением (что особенно актуально для экономической деятельности). Принцип своевременности криминализации означает ее проведение в момент появления общественно опасного деяния, из чего следует вредность запаздывающей криминализации. Принцип неизбыточности уголовно-правового запрета раскрывается через соответствие пределов наказания характеру и степени общественно опасного проявления, а также через исключение дублирования уголовно-правовых составов. Резюмируется, что уголовное право не может прямо регулировать экономические отношения или непосредственно вмешиваться в них, поскольку это составляет предмет других отраслей права. Оно должно охранять эффективную экономику уголовно-правовыми средствами, создавая правопорядок, стимулирующий саму экономику, поддерживающий безопасность и стабильность права собственности, что также невозможно без соблюдения прав и свобод личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of criminalization and decriminalization of acts in the economic sphere (criminological and civil law aspects)

The main directions of the Russian criminal legal policy are criminalization and decriminalization of acts defining the object of the influence of such policy. The principle of the sufficient social danger implies that an act causes significant harm to social interests. The principle of possibility to influence positively on socially dangerous behaviour through criminal legal means implies solving a problem related to efficient counteraction to an act. The principle of relative occurrence of criminalized act proves the necessity to register not isolated character of a socially dangerous act when establishing criminal liability. The principle of prevalence of positive consequences in the criminalization means that the harm, caused by using means of criminal legal influence for socially dangerous behaviour, should be lesser that the harm caused by this behaviour (which is very important for economic activity). The principle of the criminalization timeliness means implementing criminalization at the moment of occurring socially dangerous act which implies maleficence of delaying criminalization. The principle of irredundancy of criminal legal prohibition implies correspondence of punishment limits to the character and degree of socially dangerous act as well as excluding duplication of criminal corpus delicti. It is summarized that criminal law cannot directly regulate economic relations or interfere into them since it is the subject of other branches of law. It should protect effective economics through criminal legal means creating law and order stimulating economics itself, maintaining security and stability of property right which is impossible without observing rights and freedoms of a person.

Текст научной работы на тему «Принципы криминализации и декриминализации деяний в экономической сфере (криминологический и гражданско-правовой аспекты)»

ПРЫСЬ Е.В.,

кандидат юридических наук, профессор,

maep@rfmaep.ru Рязанский филиал Московской академии экономики и права, 390000, г. Рязань, Садовая, 32

МИТЮКОВА Ю.А., Mityukova-Yulia@yandex.ru Отдел организации межвузовской учебно-методической работы; Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, 390000, г. Рязань, Сенная, 1

PRYS E.V.,

Candidate of Legal Sciences, professor, maep@rfmaep.ru Ryazan branch of Moscow Academy of Economics and Law, Sadovaya St. 32, Ryazan, 390000, Russian Federation

MITYUKOVA Yu.A.,

Mityukova-Yulia@yandex.ru

Division of organization of interuniversity

educational and methodical activity;

Academy of Law and Management

of the Federal Penal Service

of the Russian Federation,

Sennaya St. 1, Ryazan, 390000,

Russian Federation

ПРИНЦИПЫ КРИМИНАЛИЗАЦИИ И ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИИ ДЕЯНИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ (КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ И ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТЫ)

Реферат. Ведущими направлениями российской уголовно-правовой политики являются криминализация и декриминализация деяний, которые определяют объект воздействия такой политики. Принцип достаточной общественной опасности подразумевает причинение деянием значительного ущерба социальным интересам. Принцип возможности позитивного воздействия уголовно-правовыми средствами на общественно опасное поведение предполагает решение вопроса об эффективном противодействии деянию. Если деяние распространено повсеместно и фактически представляет норму, то будет ли эффективной ответственность? Принцип относительной распространенности криминализируемого деяния подчеркивает необходимость учета при установлении уголовной ответственности за какое-либо общественно опасное деяние его неединичного характера. Принцип преобладания позитивных последствий в криминализации означает, что вред, причиненный применением мер уголовно-правового воздействия за общественно опасное поведение, должен быть явно меньше того вреда, который причиняется самим этим поведением (что особенно актуально для экономической деятельности). Принцип своевременности криминализации означает ее проведение в момент появления общественно опасного деяния, из чего следует вредность запаздывающей криминализации. Принцип неизбыточности уголовно-правового запрета раскрывается через соответствие пределов наказания характеру и степени общественно опасного проявления, а также через исключение дублирования уголовно-правовых составов. Резюмируется, что уголовное право не может прямо регулировать экономические отношения или непосредственно вмешиваться в них, поскольку это составляет предмет других отраслей права. Оно должно охранять эффективную экономику уголовно-правовыми средствами, создавая правопорядок, стимулирующий саму экономику, поддерживающий безопасность и стабильность права собственности, что также невозможно без соблюдения прав и свобод личности.

Ключевые слова: криминализация, декриминализация, принципы криминализации, принципы декриминализации, экономическая сфера.

PRINCIPLES OF CRIMINALIZATION AND DECRIMINALIZATION OF ACTS IN THE ECONOMIC SPHERE (CRIMINOLOGICAL AND CIVIL LAW ASPECTS)

Abstract. The main directions of the Russian criminal legal policy are criminalization and decriminalization of acts defining the object of the influence of such policy. The principle of the sufficient social danger implies that an act causes significant harm to social interests. The principle of possibility to influence positively on socially dangerous behaviour through criminal legal means implies solving a problem related to efficient counteraction to an act. The principle of relative occurrence of criminalized act proves the necessity to register not isolated character of a socially dangerous act when establishing criminal liability. The principle of prevalence of positive consequences in the criminalization means that the harm, caused by using means of criminal legal influence for socially dangerous behaviour, should

be lesser that the harm caused by this behaviour (which is very important for economic activity). The principle of the criminalization timeliness means implementing criminalization at the moment of occurring socially dangerous act which implies maleficence of delaying criminalization. The principle of irredundancy of criminal legal prohibition implies correspondence of punishment limits to the character and degree of socially dangerous act as well as excluding duplication of criminal corpus delicti. It is summarized that criminal law cannot directly regulate economic relations or interfere into them since it is the subject of other branches of law. It should protect effective economics through criminal legal means creating law and order stimulating economics itself, maintaining security and stability of property right which is impossible without observing rights and freedoms of a person.

Keywords: criminalization, decriminalization, criminalization principles, decriminalization principles, economic sphere.

В основе любой осознанной деятельности человека лежат определенные принципы. Смысловое значение слова «принцип» в русском языке - «руководящее начало» или «основополагающая идея». Законодательство, будучи+ социальным явлением, создаваемым людьми с целью юридического закрепления нормативно-правовых предписаний, направленных на урегулирование общественных отношений, также основано на определенных принципах. С.С. Алексеев под принципами права понимает выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его создание, его основы, закрепленные в нем закономерности общественной жизни [1, с. 183]. Принципы права представляют собой основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса его формирования, развития и функционирования.

Принципы служат основным ориентиром всей правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности государственных органов. Уровень слаженности, стабильности и эффективности правовой системы находится в прямой зависимости от степени их соблюдения. Имея общеобязательный характер, принципы права способствуют укреплению внутреннего единства и взаимодействия различных его отраслей и институтов, правовых норм и правовых отношений, субъективного и объективного права. По принципам можно судить о том, как уголовное право регулирует общественные отношения на данном этапе развития. Все принципы уголовного права представляют собой целостную систему. Ее элементами выступают конкретные требования к законодателю, правоприменителю и гражданам.

Принципы уголовного права обязывают законодателя учитывать их при криминализации и декриминализации деяний, вве-

дении новых уголовно-правовых институтов и отдельных норм, т.е. при осуществлении государственной уголовной политики.

Принципы криминализации и декриминализации общественно опасных деяний представляют собой наиболее абстрактный и общий уровень научного обеспечения и обоснования уголовного нормотворчества, те отправные позиции, учет которых необходим при всяком изменении системы действующего уголовного законодательства [2, с. 208]. По сути, принципы декриминализации - это система правил и критериев установления уголовной ответственности. Важнейшим и всеми признаваемым критерием декриминализации является оценка человеческого поведения как общественно опасного. При помощи норм уголовного права охраняются наиболее важные общественные отношения: права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественная безопасность, окружающая среда, конституционный строй.

По нашему мнению, под принципами понимаются научно обоснованные критерии оценки необходимости, допустимости и целесообразности уголовно-правовых нововведений или отмены уголовно-правового запрета.

Следует заметить, что попытки сформулировать важнейшие принципы, определяющие допустимость и целесообразность расширения или ограничения уголовной ответственности, предпринимались уже давно. От глубокой древности и до наших дней философы и правоведы высказывали весьма интересные (и во многом сходные) соображения относительно допустимого и должного в сфере уголовного законодательства - от чрезвычайно абстрактных принципов надпозитивного характера до практических рекомендаций юридико-тер-минологического толка. При этом, разуме-

ется, основное содержание формулируемых правил определялось той концепцией социальной роли и происхождения права, которую разделял тот или иной автор, его, так сказать, парадигмой права.

Неоднократно являлись предметом исследования вопросы содержания принципов криминализации [3, с. 169-173]. Так, авторы указывают, что обязательное и системное применение принципов криминализации при обсуждении и принятии каждого уголовного законопроекта остается важнейшей задачей научной работы в сфере теории и социологии уголовного права [2, с. 191].

Классификации принципов криминализации общественно опасных деяний, принятые в юридической литературе, многообразны.

Так, классификация, предложенная Н.А. Лопашенко [4, с. 288], нашла полное отражение в концепции модернизации уголовного законодательства [5, с. 298], с целью анализа их преломления в нормах гл. 22 УК РФ.

Принцип достаточной для введения уголовного запрета общественной опасности криминализируемых деяний подразумевает не только то, что криминализируемое деяние должно причинять значительный ущерб правоохраняемым интересам, но и то, что оно должно ставить под угрозу причинения им значительного ущерба.

Одним из принципов, который указывают практически все авторы, является принцип достаточной для введения уголовного запрета общественной опасности криминализируемых деяний. Содержание данного принципа состоит в том, что криминализируемое деяние должно причинять значительный ущерб правоохраняемым интересам, быть вредоносным для общества настолько, что требует применения самых строгих мер государственного принуждения. Действительно, «вредоносность» преступлений в сфере экономической деятельности достаточно высока, но при этом следует отметить, что данный принцип учитывается законодателем далеко не всегда. Так, в ч. 1 ст. 169 УК РФ установлена уголовная ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности независимо от наступления каких-либо последствий и обстоятельств, свидетельствующих о необходимости уго-

ловно-правового запрета. С подобного рода нарушениями вполне можно бороться с помощью дисциплинарных мер.

Не достигает достаточного для криминализации уровня общественной опасности и нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 192 УК РФ). Состав предполагает, что действия осуществляются лицами и представителями хозяйствующих субъектов, у которых драгоценные металлы и драгоценные камни появились в результате вполне законной деятельности, количество возбужденных дел по данной статье (данной норме) в 2014 г. - 0. В данном случае, как видится, эффективным будет воздействие административных мер.

В свое время именно по причине несоблюдения принципа достаточности степени общественной опасности произведена декриминализация обмана потребителей, утратила силу ст. 200 УК РФ, несмотря на то, что до исключения из УК РФ ст. 200 более половины всех преступлений, зарегистрированных в России по гл. 22 УК РФ, до 2004 г. составлял обман потребителей, наивысший показатель приходится на 2002 г. - 58 %.

Еще одним принципом является принцип возможности позитивного воздействия уголовно-правовыми средствами на общественно опасное поведение, который предполагает обязательный учет того, сможет ли уголовно-правовая норма эффективно бороться с общественно опасными деяниями. В данном случае также принимается во внимание степень распространенности общественно опасного деяния. При этом учитывается и иной аспект - насколько эффективно введение уголовного запрета, если деяние распространено повсеместно и практически является нормой для общества? А.В. Кладков отмечает, что при массовом проявлении деяния «криминализация оказывается бессильной, ибо привлекать всех нарушителей к уголовной ответственности нереально, а выборочно - несправедливо» [6, с. 117]. Можно сказать, что в настоящее время при уголовно-правовом регулировании экономических отношений данный принцип не нарушается. Хотя это может иметь место при отсутствии позитивного экономического законодательства.

Принцип относительной распространенности криминализируемого деяния подчеркивает необходимость учета при уста-

новлении уголовной ответственности за какое-либо общественно опасное деяние его неединичного характера. Деяние, преследуемое в уголовном порядке, не может быть случайным, редким для общества, исключительным в силу сложившихся обстоятельств; и напротив, должно быть типичным, повторяющимся в разных условиях [4, с. 290]. Если анализировать правоприменительную практику и нормы УК РФ, можно прийти к выводу об излишней криминализации подкупа участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 184 УК РФ). Что касается подкупа организаторов указанных мероприятий, то здесь могут быть применены положения ст. 204 УК РФ о коммерческом подкупе. Установление ответственности за подкуп спортсменов, конкурсантов не вызывается необходимостью в силу единичности таких фактов. По ст. 184 УК РФ в России в период с 2009 по 2014 гг. уголовные дела не возбуждались.

Принцип преобладания позитивных последствий в криминализации означает проведение прогностических научных расчетов эффективности криминализации. Криминализация должна осуществляться только тогда, когда вред, причиненный применением мер уголовно-правового воздействия за общественно опасное поведение, явно меньше того вреда, который причиняется самим этим поведением. Данный принцип имеет первостепенное значение для криминализации в сфере экономической деятельности. Приоритет в регулировании экономического поведения должен оставаться за мерами экономического воздействия, предусмотренными гражданским, банковским, таможенным и другим законодательством.

Декриминализации подверглась заведомо ложная реклама (ст. 182 УК РФ), поскольку такая реклама, в большинстве случаев являясь публичным договором, влечет за собой гражданско-правовую ответственность, что подтверждает обширная практика в развитых зарубежных странах. Исключение уголовной ответственности за подобные действия в России - один из показателей становления цивилизованного российского рынка.

Принцип своевременности криминализации означает то, что криминализация должна проводиться именно тогда, когда

появилось ее основание - общественно опасное деяние. Криминализация не должна запаздывать, иначе причиняется значительный вред правоохраняемым интересам. В настоящее время назрела необходимость в обеспечении дополнительной защиты прав и законных интересов инвесторов и потенциальных инвесторов. Могут быть криминализированы такие деяния, как заведомо недостоверная оценка имущества организации, а также умышленное нарушение правил одобрения крупной сделки и сделки, в которой имеется заинтересованность. В настоящее время в Уголовном кодексе РФ отсутствует статья, которая предусматривает ответственность оценщика за заведомо недостоверную оценку имущества. В связи с этим привлечь оценщика к уголовной ответственности можно только за пособничество в хищении имущества, если следствием будет доказан факт предварительного сговора с лицами, совершившими хищение, и то, что умыслом оценщика охватывалась сама схема хищения.

Принцип неизбыточности уголовно-правового запрета имеет 2 аспекта: соответствие объемов уголовно-правового запрета, и прежде всего пределов наказания, которое может быть назначено за преступное деяние, характеру и степени общественно опасного проявления, а также исключение возможного дублирования уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за конкретное общественно опасное поведение.

Как замечает профессор В.В. Лунеев, в России имеет место криминализация с «ее избирательным запаздыванием, особенно тогда, когда возведение того или иного поведения в ранг преступления нежелательно для определенной части политической, экономической и правящей элиты» [7, с. 107].

Уголовное право не может прямо регулировать экономические отношения или непосредственно вмешиваться в них, поскольку этим «занимаются» другие отрасли права. Уголовное право должно охранять эффективную экономику уголовно-правовыми средствами, создавая правопорядок, поддерживающий безопасность и стабильность права собственности и стимулирующий эффективную экономику. Вместе с тем такой правопорядок невозможен без соблюдения прав и свобод личности.

Список литературы

1. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия. Опыт комплексного исследования. М.: Статут, 1999. 712 с.

2. Основания уголовно-правового запрета: криминализация и декриминализация / П.С. Дагель, Г.А. Зло-бин, С.Г. Келина [и др.]; под ред. В.Н. Кудрявцева, А.М. Яковлева. М.: Наука, 1982. 712 с.

3. Одинцева Ю.А., Сергеева А.А. Криминализация деяний в сфере экономической деятельности: вопросы теории и практики // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2011. Вып. 1 (19). С. 169-173.

4. Лопашенко Н.А. Основы уголовно-правового воздействия: уголовное право, уголовный закон, уголовно-правовая политика: монография. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. 339 с.

5.Концепция модернизации уголовного законодательства в экономической сфере: на основании Поручения Президента Российской Федерации от 28 нояб. 2009 г. N ПР-3169. URL: http://www.gosbook.ru/ node/7889 (дата обращения: 1 марта 2015 г.).

6. Кладков А.В. Реализация принципа справедливости в уголовном праве // Пять лет действия УК РФ: итоги и перспективы. М.: ЛексЭст, 2003. С. 117-122.

7. Лунеев В.В. Правовое регулирование общественных отношений - важный фактор предупреждения организованной и коррупционной преступности // Государство и право. 2001. N 5. С. 106-112.

References

1. Alekseev S.S. Pravo:azbuka- teoriya- filosofiya. Opytkompleksnogo issledovaniya [Right: ABC - theory - philosophy. Experience of complex research]. Moscow, Statut Publ., 1999. 712 p.

2. Dagel' P.S., Zlobin G.A., Kelina S.G. [i dr.]. Osnovaniya ugolovno-pravovogozapreta: kriminalizatsiya idekrimi-nalizatsiya [Grounds criminal prohibitions: criminalization and decriminalization]. Moscow, Nauka Publ., 712 p.

3. Odintseva Yu.A., Sergeeva A.A. Kriminalizatsiya deyaniy v sfere ekonomicheskoy deyatel'nosti: voprosy teorii i praktiki [Criminalization of the acts in the economic sphere: the theory and practice]. Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki iprava - Herald of the Altai Academy of Economics and Law, 2011, edition 1 (19), pp. 169-173.

4. Lopashenko N.A. Osnovy ugolovno-pravovogo vozdeystviya: ugolovnoe pravo, ugolovnyy zakon, ugolovno-pravovaya politika [Fundamentals of criminal law: criminal right, criminal law, criminal policy]. St. Petersburg, Yuri-dicheskiy tsentr Press Publ., 2004. 339 p.

5. Kontseptsiya modernizatsii ugolovnogo zakonodatel'stva v ekonomicheskoy sfere: na osnovanii Porucheniya Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 28 noyab. 2009g. NPR-3169 [The concept of modernization of criminal law in the economic sphere: on the basis of the Order of the President of the Russian Federation on Nov. 28. 2009 N 3169-Pr]. Available at: http://www.gosbook.ru/node/7889 (Accessed 1 March 2015).

6. Kladkov A.V. Realizatsiyaprintsipaspravedlivosti vugolovnom prave [The implementation of the principle of fairness in the criminal law]. Pyat'letdeystviya UKRF: itogi iperspektivy [Five years of the Criminal Code of the Russian Federation: results and prospects]. Moscow, LeksEst Publ., 2003. Pp. 117-122.

7. Luneev V.V. Pravovoe regulirovanie obshchestvennykh otnosheniy - vazhnyy faktor preduprezhdeniya organi-zovannoy ikorruptsionnoyprestupnosti [Legal regulation of social relations - an important factor in the prevention of organized crime and corruption]. Gosudarstvo ipravo - State and law, 2001, no. 5, pp. 106-112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.