Научная статья на тему 'Педагогика сотрудничества и развитие образования'

Педагогика сотрудничества и развитие образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
EDUCATION / TRAINING / LEARNER / PEDAGOGY OF COOPERATION / TRADITIONS OF MENTORING / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧАЮЩИЙ / ОБУЧАЕМЫЙ / ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА / ТРАДИЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафарова Дилаферуз Салимовна

В статье автор рассматривает основы педагогики сотрудничества, ее роль в повышении эффективности образовательной системы республики. Обращается автор к трудам мыслителей Востока, подчеркивает значимость нормативных документов, принятых в годы независимости Узбекистана. Успех образовательной деятельности неразрывно связан с соответствием мударрисов (тот, кто проводит уроки), устозов (наставник) и мураббий (воспитатель) определенным требованиям. Важнейшее требование владение глубокими знаниями и высокими духовно-нравственными качествами. Великий гений, говоря о наставниках и их деятельности, объективно оценивает их труд и права как наставника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGY OF COOPERATION AND EDUCATION DEVELOPMENT

In the article, the author considers the basics of pedagogy of cooperation, its role in improving the effectiveness of the educational system of the republic. The author refers to the works of thinkers of the East, emphasizes the importance of regulatory documents adopted during the years of independence of Uzbekistan. The success of educational activities is inextricably linked with the conformity of mudarris (the one who conducts the lessons), ostoz (mentor) and murabbi (educator) to certain requirements. The most important requirement is the possession of deep knowledge and high spiritual and moral qualities. The great genius, speaking of mentors and their activities, objectively evaluates their work and rights as a mentor.

Текст научной работы на тему «Педагогика сотрудничества и развитие образования»

PEDAGOGY OF COOPERATION AND EDUCATION DEVELOPMENT Safarova D.S. (Republic of Uzbekistan) Em ail: Saf arova451 @scientifictext.ru

Safarova Dilaferuz Salimovna - Senior Lecturer, DEPARTMENT GENERAL PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY, NAVOI STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE, NAVOI, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: in the article, the author considers the basics of pedagogy of cooperation, its role in improving the effectiveness of the educational system of the republic. The author refers to the works of thinkers of the East, emphasizes the importance of regulatory documents adopted during the years of independence of Uzbekistan. The success of educational activities is inextricably linked with the conformity of mudarris (the one who conducts the lessons), ostoz (mentor) and murabbi (educator) to certain requirements. The most important requirement is the possession of deep knowledge and high spiritual and moral qualities. The great genius, speaking of mentors and their activities, objectively evaluates their work and rights as a mentor.

Keywords: education, training, learner, pedagogy of cooperation, traditions of mentoring.

ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Сафарова Д.С. (Республика Узбекистан)

Сафарова Дилаферуз Салимовна - старший преподаватель, кафедра общей педагогики и психологии, Навоийский государственный педагогический институт, г. Навои, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье автор рассматривает основы педагогики сотрудничества, ее роль в повышении эффективности образовательной системы республики. Обращается автор к трудам мыслителей Востока, подчеркивает значимость нормативных документов, принятых в годы независимости Узбекистана. Успех образовательной деятельности неразрывно связан с соответствием мударрисов (тот, кто проводит уроки), устозов (наставник) и мураббий (воспитатель) определенным требованиям. Важнейшее требование - владение глубокими знаниями и высокими духовно-нравственными качествами. Великий гений, говоря о наставниках и их деятельности, объективно оценивает их труд и права как наставника. Ключевые слова: образование, обучающий, обучаемый, педагогика сотрудничества, традиции наставничества.

Ученые-педагоги определяют педагогику сотрудничества как взаимное общение обучающих и обучаемых. И обучающий, и обучаемый чувствуют при таком общении взаимную ответственность, сотрудничество сторон служит повышению качества образования. Основу педагогики сотрудничества в нашей стране составляют нормативно-правовые акты в сфере образования, государственные образовательные стандарты и учебные программы, педагогическое духовное наследие. Конституция, Закон Республики Узбекистан «Об образовании», Национальная программа по подготовке кадров -это основополагающие нормативно-правовые акты, гарантирующие образовательную деятельность, получение современного образования. К примеру, в Законе Республики Узбекистан «Об образовании» в качестве важных принципов педагогики сотрудничества определены: непрерывность и открытость (доступность) образования для всех; светский характер образования; демократичность образования и др. Эти принципы определяют взаимоотношения обучающих и обучаемых. Согласно им, как обучающий, так и обучаемый наделены правами, обязанностями, чувствуют свой долг.

Важной задачей обучающего является предоставление прочных знаний на основе государственных образовательных стандартов и современных технологий. Основная задача обучающегося состоит в усвоении образования. Государственные образовательные стандарты и учебные программы еще одна основа педагогики сотрудничества. В них определены основы обучения. Первостепенной задачей в педагогике сотрудничества является последовательное повышение качества образования, обеспечение его содержательности, внедрение современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий. Для этого требуется четкое соблюдение государственных образовательных стандартов и учебных программ. Народ Узбекистана располагает огромным духовным и педагогическим наследием. В области

71 ■ European science № 2 (51). Part II

педагогики сотрудничества это проявляется в многовековых традициях наставничества -«Устоз-шогирд». Согласно данным традициям наставник (устоз) усиленно занимается обучением и воспитанием своего «шогирд» (ученика). Родители, другие взрослые члены семьи особенно не вмешивались в процесс обучения и воспитания. В результате, между наставником и учеником формировались отношения, основанные на таких качествах, как взаимное доверие и преданность. К наставникам и ученикам предъявляли ряд требований. В этом отношении особое значение приобретает изучение трудов «Фозил одамлар шахри» («Трактат о взглядах жителей добродетельного города») Абу Насира Фараби, «Тадбир-ул-манозил» Абу Али Ибн Сина, «Девони хикмат» («Сборник мудрости») Ахмада Яссави, «Махбуб-ул-кулуб» («Возлюбленная сердец») Алишера Навои [1]. К примеру, в поэме Алишера Навои «Возлюбленный сердец» излагается его взгляд на пути получения знаний. Навои утверждает, что знания следует изучать непрерывно и последовательно, а для этого следует прийти в школу или медресе и стать учеником.

Кроме того, он особо подчеркивает несравнимую роль наставника в обучении и воспитании. По его мнению, наставник должен любить своего ученика и в то же время быть требовательным к нему.

Успех образовательной деятельности неразрывно связан с соответствием мударрисов (тот, кто проводит уроки), устозов (наставник) и мураббий (воспитатель) определенным требованиям. Важнейшее требование - владение глубокими знаниями и высокими духовно-нравственными качествами. Великий гений, говоря о наставниках и их деятельности, объективно оценивает их труд и права как наставника.

Ж. Давони в произведении «Ахлоки Жалолий» называет учителя «духовным отцом» и подчеркивает, что отец заботится о физическом и психическом развитии, а учитель - о нравственном развитии ребенка.

Данные основы педагогики сотрудничества позволяют достичь повышения эффективности образования и качественного уровня воспитания; обеспечить социальную активность обучающих и обучаемых; внедрения в образование новых технологий и т.д.

Список литературы / References

1. Хасанбоев Ж. и др. Теории педагогики. Ташкент, 2007.

European science № 2 (51). Part II ■ 72

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.