Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 14 (229). Политические науки. Востоковедение. Вып. 10. С. 122-125.
Н. Т. Тухтабаев
МЫСЛИТЕЛИ ВОСТОКА И СОВРЕМЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
Рассматривается история развития и роста профессионализма специалистов и роль на-ставников-устозов по физической культуре и спорту в Узбекистане. Исследуются методические указания в исторических хрониках, эпических произведениях, которые даются в эпизодах состязаний или в форме рекомендаций по подготовке специалистов. Методологической основой статьи является учение о личности, деятельности и способностях наставника. Применяется системно-структурный подход к изучаемым явлениям и принципам историзма.
Ключевые слова: историзм, ученые, информация, профессия, учитель, Восток, физическая культура, профессионализм, исследования, этапы, эксперимент, личность, наука, специалист, устоз (учитель).
Знакомство с историей народов, населявших территорию Центральной Азии, знакомство с исследователями культуры и искусства этого региона, такими как Ал Хорезмий, Фаргоний, Фаробий, Беруний, Ибн Сино, Умар Хайям, Махмуд Пахлаван, Амир Темур, Алишер Навои, показывает, что ученые Востока уделяли пропаганде физической культуры большое внимание.
Знаменитый арабский путешественник Ибн Батута, побывавший в Хорезме, Самарканде, Бухаре, греческие историки Диодор (I в. до н. э., территория Амударьи), Климент Александрийский (XI в. до н. э., территория Сирдарьи) и испанский путешественник Рюи Гонзелес де Клавихо, бывший послом испанского короля в правительстве Тамерлана, свидетельствуют
о существовании высоко профессиональных школ по подготовке специалистов во всех областях культуры, в том числе и физической1.
Все занятия, согласно восточной методике, проводились под руководством учителя (устоза), обладающего высоким профессионализмом. У народов Востока очень уважительное отношение к учителю. В народе говорят: «...устоз курмаган шогирд х,ар ма^омга йургалар»2, т. е. «не обученный ученик успеха не добьется». Из этого можно сделать вывод: обучение и совершенствование тех или иных приёмов в физической подготовке осуществляется в непосредственной связке «учитель-ученик».
Методические рекомендации по физической подготовке встречаются в историческом памятнике XI в. нашей эры «Кабуснома». В нем да-
ются правила соревнований (в главе 19 о чав-гане, в главе 13 о шахматах и нардах) и очень ценные методические указания по педагогической этике (поведение учителя на занятиях, на соревнованиях, в общественных местах и среди своих учеников)2.
Роль учителя-устоза всегда очень высоко ценилась на Востоке, особенное отношение было к учителю по физической подготовке. Устозы являлись особо приближенными к правителю, часто выполняя роль телохранителя.
Большое внимание роли специалиста по физическому воспитанию и спорту уделяется и в современном мире. Исторически сложилось так, что реформы в области образования, одним из важнейших аспектов которого является физическое воспитание и спорт, необходимы в течение 20-25 лет.
Страна, уделяющая должное внимание человеческому потенциалу, поднимающая роль и значение наставников-устозов, заинтересованная в образовании и здоровье нации, обязана в полной мере пользоваться достижениями современной науки и передовыми технологиями.
Социально-экономические преобразования, происходящие в Республике Узбекистан, - это обеспечение выполнения Национальной программы по подготовке кадров, закона об образовании, осуществляемые реформы в системе непрерывного образования и Постановления Президента Республики Узбекистан об участии в XXX летних Олимпийских играх 2012 г. в Лондоне (Великобритания). Требует особого внимания решение проблемы дальнейшего повышения квалификации спортивных кадров за
счёт развития непрерывного образования тренеров и специалистов, работающих с использованием спортивных научно-методических технологий. Это побуждает к повышению образования, уровня профессионализма. Переосмысление проблемы обосновывает потребность выбора оптимальных путей подготовки специалистов в сфере физической культуры и спорта.
Необходимо создание нормативной базы, обеспечивающей формирование конкурентноспособной системы повышения квалификации переподготовки кадров в области физической культуры и спорта.
В проведенных по Республике Узбекистан в свете Постановления Президента экспериментальных исследованиях были заняты около 130 квалифицированных специалистов в сфере управления физической культуры и спорта (зав. кафедрами физического воспитания в вузах и образовательных учреждениях среднего специального профессионального образования, специалисты управленческого звена районных и городских комитетов по физической культуре и спорту, руководители детских и юношеских спортивных школ) Республики Узбекистан.
В группу экспертов входили 18 человек -профессионалов в сфере управления физической культурой и спортом и преподаватели вузов города Ташкента.
Исследование было проведено в три этапа.
На первом, поисковом этапе опытноэкспериментальной работы (2005-2006 гг.) обобщены и подвергнуты аналитическому разбору специальные труды по философии, социологии, психологии и педагогике, в которых рассматриваются вопросы развития профессионализма в различных сферах человеческой деятельности и, в частности, в области физической культуры и спорта (образовательное пространство и управленческая деятельность). Выявлены противоречия, определены объект и предмет научного поиска и экспериментальной разработки.
На втором, экспериментально-аналитическом этапе (2006-2007 гг.) проводился формирующий эксперимент, основной задачей которого была разработка организационнопедагогических условий развития профессионализма специалистов, работающих в сфере управления физической культурой и спортом.
Определялась эффективность выделенных нами педагогических условий, в зависимости от различных факторов, влияющих на образовательный процесс повышения квалификации
(содержание и структура учебных планов и программ, приемы и методы развития профессионализма специалистов в сфере управления физической культуры и спорта в процессе послевузовской курсовой подготовки). Внедряется в практику разработанная модель организационно-педагогических условий развития профессионализма специалистов, работающих в сфере управления физической культурой и спортом.
На третьем, обобщающем этапе (20072009 гг.) осуществлялась проверка достоверности данных формирующего эксперимента апробациями внедрения разработанных методических рекомендаций по развитию профессионализма специалистов управления физической культурой и спортом в послевузовской курсовой и самостоятельной подготовке.
В течение 2007-2009 гг. осуществлялось внедрение результатов исследования в учебный процесс курсов повышения квалификации Узбекского государственного института физической культуры, Ташкентского городского института усовершенствования учителей.
Резюмируя информационную нагрузку, можно сделать ряд обобщений, которые сводятся к следующему:
1. Результаты исследований показали, что личностно-ориентированное развитие профессионализма основывается на индивидуальной выраженности потребностей и мотиваций, умений устанавливать деловые контакты с респондентами.
2. Подавляющее большинство слушателей испытывают острую потребность в повышении уровня профессионализма. Так, например, около трети из них выражают согласие с выбором предпочтения в пользу повышения квалификации. И только 5,4 % слушателей (в начале эксперимента) удовлетворены своей профессиональной компетентностью. К заключительному этапу эксперимента практически все слушатели признали необходимость повышения основ своего профессионализма.
3. Индивидуально-личностные качества, отражающие потребности и мотивации к повышению профессиональной компетентности к концу формирующего этапа эксперимента изменились в сторону снижения уровня притязаний на признание в социуме, при росте эрудиции, информированности и профессионально важных качеств.
4. Усвоение узкопрофессиональных знаний, умений и навыков не снимает потребностей
слушателей в расширении профессиональной компетентности в смежных с узко профессиональными областями знаний. В связи с этим их предварительные знания повысились с 30,6 до 73,9 балла.
5. Исследования показали: в условиях рыночной экономики повышается роль индивидуальноличностного подхода к развитию профессионализма специалиста в сфере физической культуры и спорта, позволяющего расширять область профессионального выбора при изменении спроса и предложений на рынке труда.
6. Материалы исследования показали, что специалисты физической культуры и спорта, которые прошли подготовку на курсах повышения квалификации по своей инициативе, в большей мере выявляют и развивают возможности и способности к профессиональной деятельности, готовы к профессиональному постоянному самосовершенствованию.
На основании анализа и результатов тестов по общим дисциплинам респонденты были распределены на 3 группы.
И в начале, и в конце формирующего эксперимента были проведены контрольные срезы и количественная оценка компонентов ценностных слушателей в сфере физической культуры и спорта (табл. 1-2). Наиболее существенные сдвиги произошли в реально-деятельностном компоненте (с 4,8 до 7,4 балла). В потенциально-деятельностном компоненте изменения оказались несущественными (6,2 и 6,4 балла соответственно, Р = 0,05).
Изменения в информационно-познавательном компоненте оказались статистически достоверными (5,8 и 7,1 балла, Р = 0,05).
В результате тестирования по шкале «сотрудничество» произошел сдвиг в положительную сторону - с 79,0 до 92,0 % положительных ответов на каждый из вопросов, подтверждающих тенденцию (Р < 0,05). Случаи негативного отношения к сотрудничеству (предпочтение противоборству) снизились - с 79,0 до 58,0 % положительных ответов (Р < 0,05).
В третью группу личностных критериев профессионализма вошли «разносторонняя педагогическая подготовка, эрудиция в сфере физической культуры и спорта» (38,2 %), «общительность, уважительное отношение к студентам и слушателям» (34,8 %), «высокая творческая активность, личное переосмысливание инструктивных материалов и нормативных актов» (33,6 %). Четвертую группу личностных критериев составили эмоциональность, самообладание (29,6 %), потребность в поддержке (24,2 %), потребность в безопасности (21,3 %), консерватизм (18,2 %). В ряду личностных качеств, порождающих мотивации к профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта, следует выделить природную одаренность, творческие способности, оперативность в принятии решений.
Демократический стиль поведения лидер избирает в том случае, если исполнители стремятся взять ответственность на себя, способны к самооценке своего труда, с удовольствием
Таблица 1
Результаты тестов по общим дисциплинам у респондентов в начале и после эксперимента (в баллах)
Количество респондентов Результаты теста в начале курсов повышения квалификации (Х±в) бошида (Х±в) Результаты теста в конце курсов повышения квалификации (Х±0)
128 30,6±11,6 73,9±4,6
Таблица 2
Зависимость профессиональных знаний, выявленных на основе результатов тестов, от стажа слушателей курсов повышения квалификации (в баллах)
Группа респондентов Количество респондентов Результаты теста в начале курсов повышения квалификации (Х±в) бошида (Х±в) Результаты теста в конце курсов повышения квалификации (Х±в)
Со стажем до 5 лет 54 21,8±4,1 67,2±5,6
Со стажем до 10 лет 33 30,8±5,7 75,4±4,8
Со стажем более 10 лет 41 40,2±3,6 79,2±4,1
приобщаются к творческому решению проблемы. Вне зависимости от стиля работы лидер может сосредоточить свои усилия или на работе, или на личности каждого исполнителя.
В первом случае он полностью занят результатами работы и вознаграждением за нее.
Во втором - все его внимание обращено на исполнителя: он озабочен его настроением, нуждами, интересам и через них - профессиональной деятельностью.
Результаты анкетирования слушателей курсов на заключительном этапе эксперимента показали, что в подавляющем большинстве случаев демократический стиль управления считается предпочтительным. Авторитаризм постепенно вытесняется из сознания и практического стиля деятельности профессионального работника сферы управления в области подготовки кадров по физическому воспитанию.
Взаимоотношения между педагогом-трене-ром и студентом (спортсменом) носят личностный характер: они должны всесторонне знать
друг друга, их отношения могут быть непосредственными и опосредованными.
Подчеркнуты высокие моральные требования к личности специалиста-наставника, который готовит (учит) спортсменов, быть образцом для окружающих и таким образом следовать традиционным взаимоотношениям между наставником и учеником, основы которого были заложены великими учеными Востока, уделявшими огромное внимание пропаганде физической культуры.
Примечания
1 См.: Прохорова, М. В. Аттестация как фактор повышения профессионализма учителя // Теория и практика физ. культуры. 1995. № 3. С. 40-41.
2 Родионов, А. В. Влияние психофизиологи-че-ских факторов на спортивный результат. М. : Физкультура и спорт, 1983. 112 с.