INNOVATIVE FIELDS OF CREATIVE ACTIVITY OF PROFESSOR
ADIBA SHARIPOVA Ochilov Z.S.1, Hayitov O.A.2 (Republic of Uzbekistan) Email: [email protected]
'Ochilov Zainiddin Saipiddinovich - Senior Lecturer; 2Hayitov Oblokul Alikulovich - Senior Lecturer,
DEPARTMENT OF MUSIC, NAVOI STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE, NAVOI, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: this report contains a scientific analysis of the innovative areas of the multifaceted creative activity of an outstanding Uzbek pianist, which has methodological significance in the study of educational processes and artistic phenomena. The main focus is on innovative processes, updating the ustoz-shogird educational system, modern forms of concert and exhibition activities, original performing concepts, emphasizing the cognitive value of the book Refraction as a fundamental work devoted to the problems of piano performing art. Keywords: music, innovation, original, concert, process.
ИННОВАЦИОННЫЕ СФЕРЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССОРА АДИБЫ ШАРИПОВОЙ Очилов З.С.1, Хайитов О.А.2 (Республика Узбекистан)
'Очилов Зайниддин Сайпиддинович — старший преподаватель; 2Хайитов Облокул Аликулович - старший преподаватель,
кафедра музыки, Навоийский государственный педагогический институт, г. Навои, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье содержится научный анализ инновационных сфер многогранной творческой деятельности выдающейся узбекской пианистки, имеющий методическое значение в изучении образовательных процессов и художественных явлений. Основное внимание сосредоточено на инновационных процессах, обновлении образовательной системы «устоз-шогирд», современных формах концертно-выставочной деятельности, оригинальных исполнительских концепций, особо подчёркивая когнитивное значение книги «Преломление» как фундаментального труда, посвящённого проблемам фортепианного исполнительского искусства.
Ключевые слова: музыка, инновация, оригинал, концерт, процесс.
Музыкально-исполнительское искусство Узбекистана за годы независимости обогатилось и расширило свои горизонты значительными достижениями ярких творческих личностей, обладающих разнообразным арсеналом выразительных средств, сложнейшей техникой, высоким интеллектом. Эти черты в полной мере относятся к творческому облику заслуженной артистки Узбекистана, профессора кафедры специального фортепиано Государственной консерватории Адибы Шариповой. Ее уникальный самобытный талант, самозабвенный труд, неуемная энергия, горячий темперамент, неутомимый поиск новых путей в музыкальном искусстве по достоинству оценен многими регалиями, призами, дипломами, сертификатами.
Одной из несомненных творческих удач Шариповой является исполнительская интерпретация сложнейшего сочинения современной фортепианной литературы -восьмичастного цикла «Диалог с Хайямом» Д. Сайдаминовой. Адиба явилась первым исполнителем этого масштабного произведения, изобилующего современными приёмами фортепианного письма. В совершенстве владея всеми ресурсами исполнительной техники, пианистка раскрыла глубочайшее в своем синтезе микрокосма и макрокосма философское содержание этого монументального звукового полотна, его нравственно-этическую сущность, направленную в сферу высших материй.
Раскрывая содержание «Диалога с Хайямом» Шарипова услышала и воспроизвела микроинтонационную ауру, соединяя ее с крупным контуром мелодической ткани, тем самым воплощая широту соотношений интеллектуального и эмоционального, объективного и субъективного начал. Универсализм и объемность цикла пианистка интерпретировала крупно и
69 ■ European science № 2 (51). Part II
масштабно. В исполнении этого сложнейшего сочинения с особой впечатляющей степенью мастерства раскрылась эстетическая позиция Шариповой, выраженная в следующих ее словах: «Вся моя жизнь наполнена звуками прекрасной музыки. И поэтому я выхожу на сцену только тогда, когда мне есть что передать своим слушателям, чтобы их души воспарили и наполнились великим божественным озарением. На мой взгляд, это является великой истинной миссией Музыканта XXI века» [1]. С огромным успехом Шарипова исполнила «Диалог с Хайямом» Д. Сайдаминовой в концертных программах Международного музыкального фестиваля «Московская осень» в 2012 году.
Шарипова является первым исполнителем многих фортепианных произведений молодых узбекских композиторов, выпускников магистратуры, настойчиво ищущих пути обновления музыкально-выразительных средств, формы, техники письма. Это составляет одну из инновационных сфер творческой деятельности пианистки, дающей «путевку в жизнь» смелым экспериментам в области фортепианного искусства. В процессе ознакомления с работами молодых авторов, Шарипова всегда высказывает композиторам ценные рекомендации, пожелания, способствующие повышенного качества их продукции. Она предлагает наиболее удобную в пианистичном отношении аппликатуру, целесообразные распределения партии рук в фортепианной фактуре, конкретные детали в динамике и фразировке.
Наряду с сольной исполнительской практикой Шарипова большое внимание уделяет инструментальному ансамблевому искусству, в которое вносит оригинальные инновационные штрихи. В числе ее партнеров по ансамблю - Эдуард Каландаров, Юнус Гульзаров, Анна Грингоф, Виталий Сафонов, Али Измайлов, в творческом содружестве с которыми были озвучены камерные ансамблевые сочинения различных эпох и стилей.
Творческий талант Шариповой ярко и многогранно раскрывается в ее инновационных проектов, - индивидуальных и групповых, открывающих необозримые горизонты музыкального искусства. В реализации проектов проявляется умение Адибы использовать знания для решений познавательных и практических задач, проводить эксперименты, строить гипотезы, продвигающие научно-исследовательскую мысль и развивающие художественную фантазию.
Основополагающими аспектами в этом направлении являются следующие аспекты: понимание духовной и этической ценности музыкального искусства в современном мире; связь музыки с театром, живописью, народно-прикладным искусством, этно-фольклорными духовными ценностями;
развитие музыкально-художественной культуры и творческого мышления молодежи. Обобщая аналитические наблюдения над инновационными сферами творческой деятельности профессора Адибы Шариповой, необходимо отметить, что на современном этапе развития музыкальной культуры Узбекистана эта уникальная личность находится в прекрасной артистической форме, в зените заслуженной славы, полна новых идей и замыслов, которые намерена осуществить.
Изучение инновационной деятельности Шариповой, ее богатого и ценного творческого опыта имеет важное методологическое значение в продвижении музыкального искусства и образования.
Список литературы / References
1. Айрумова Н. Движение души Адибы Шариповой // Зеркало XXI века, 2008. № 27. 3-9 июля. С. 6.
European science № 2 (51). Part II ■ 70