ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР ГОСУДАРСТВЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО БОЛЬШОГО ТЕАТРА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ИМЕНИ АЛИШЕРА НАВОИ НА КОНЦЕРТНОЙ СЦЕНЕ1 Иногамов Д.Д. Email: [email protected]
Иногамов Донат Джураевич - самостоятельный соискатель (PhD), Государственная консерватория Узбекистана. г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается концертная деятельность симфонического оркестра Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои. На основе анализа концертных выступлений выявляется роль в воспитании нового поколения слушателей. Особое внимание уделяется новой форме работы -открытым концертам Open Air.
Целью концертных выступлений является привлечение широкого круга слушателей, особенно молодежи, к музыкальному театру, к опере и балету, к национальной и мировой классике. Важнейшей задачей в этом духовно-просветительском и музыкально-образовательном процессе является воспитание слушателей, обладающих высоким художественным вкусом, интеллектом, культурой общения. Обратимся к наиболее интересным формам концертной жизни СО ГАБТ. Это, прежде всего, творческие вечера ведущих солистов театра, которые являются, как правило, обобщением плодотворной деятельной работы, привлекают внимание общественности и становятся значительными событиями культурной жизни. Таковы, в частности, сольные концерты народных артистов Узбекистана Аваза Раджабова и Нормумина Султанова, заслуженных артистов Узбекистана Ольги Александровой и Кирилла Борчанинова и других.
Ключевые слова: симфонический оркестр, дирижер, культура, общество, концерт, репертуар, мастерство, эстетическое воспитание.
SYMPHONIC ORCHESTRA OF THE STATE ACADEMIC BIG THEATRE OF THE REPUBLIC UZBEKISTAN NAME ALISHERA NAVOI ON CONCERT SCENE Inogamov D.D.
Inogamov Donat Djuraevich - Independent Competitor (PhD), STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: rnncert activity of the symphonic orchestra of the State academic Big theatre of the name Alishera Navoi is considered In article. Role is revealled On base of the analysis of the concert appearances in unbringing the new generation of the listeners. Emphases is spared new form of the work - opened concerto Open Air.
The Purpose of the concert appearances is attraction of the broad circle of the listeners, particularly youth to music theatre, to opera and ballet, to national and world classicist. The most important problem in this spiritual-просветительском and music-
'Галущенко Ирина Георгиевна - научный руководитель, кандидат искусствоведения, профессор, Государственная консерватория Узбекистана. г. Ташкент, Республика Узбекистан.
educational process is an unbringing the listeners, possessing high artistic taste, intellect, culture of the contact.
We address to the most interesting forms of the concert life WITH GABT. This, first of all creative evening leading soloist of the theatre, being, as a rule, generalization seminal деятельной work, attract attention to public and become the significant event to cultural life. Such a, in particular, solo concertoes public actor Uzbekistan Avaza Radzhabova and Normumina Sultanova, well-earned actor Uzbekistan Oligi Aleksandrovoy and Kirilla Borchaninova and others.
Keywords: symphonic orchestra, conductor, culture, society, concerto, repertoire, skill, aesthetic education.
УДК 078.71
Концертирование является неотъемлемой составляющей многогранной творческой деятельности симфонического оркестра Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои (далее - СО ГАБТ). Этот коллектив, возглавляемый музыкальным руководителем и главным дирижером, Заслуженным деятелем искусств Узбекистана Фазлиддином Якубжановым, помимо основополагающей функции (участие в постановках, оперных и балетных спектаклях), проводит большую концертную работу. Концертные выступления оркестра являются в основном отражением оперных и балетных спектаклей, поскольку в них преимущественно исполняются арии, ансамбли, симфонические фрагменты из опер и балетов.
Большое внимание в театре уделяется проведению памятных вечеров посвященных великим музыкантам, для организации которых приглашаются известные мировые дирижеры. Творческие контакты с выдающимися дирижерами, приезжающими в Узбекистан, в частности Эдди де Надаи (Италия), Маурицио Чампи (Италия), Ялчином Адигезаловым (Азербайджан), Виктором Плоскина (Беларусь), Валерием Гергиевым (Россия) благоприятно способствуют повышению качественного исполнительского уровня, профессиональному развитию симфонического оркестра театра.
Среди значимых событий культурной жизни столицы Узбекистана стал концерт, посвященный памяти Джоаккино Россини, состоявшийся 2 июня 2018 года в ГАБТ имени Алишера Навои. Симфоническим оркестром театра в этот вечер управлял известный итальянский дирижер Эдди де Надаи. Маэстро провел на сцене нашего театра ряд интересных спектаклей, таких как "Травиата" и "Риголетто" Дж. Верди, "Лючия ди Ламмермур" и "Любовный напиток" Г. Доницетти, "Богема" Дж.Пуччини. С подлинно итальянским темпераментом, зажигательно и динамично прозвучали увертюры к операм "Севильский цирюльник" и "Сорока-воровка" Россини, где Эдди де Надаи проявил поразительное мастерство, театральность дирижерского мышления. Сольные и ансамблевые номера из оперы "Севильский цирюльник" прозвучали в исполнении ведущих солистов театра - народной артистки Узбекистана и Каракалпакстана М.Раззаковой, народного артиста Узбекистана Н.Султанова, заслуженных артистов Узбекистана Ш.Гафурова, Р.Титеева и К.Борчанинова. В концерте прозвучали арии из других произведений Россини, в частности, ария Изабеллы из оперы "Итальянка в Алжире" в исполнении лауреата международных конкурсов Яники Багрянской, ария Золушки из оперы "Золушка" в исполнении лауреата международного конкурса Ферузы Юсуповой и "Неаполитанская тарантелла" в исполнении заслуженной артистки Узбекистана Маъсумы Болтабаевой.
Еще в большей степени повышению качественного уровня исполнительского искусства способствуют концерты зарубежных симфонических коллективов, в которых принимают участие узбекские артисты. Историческим событием в этом отношении стал концерт Государственного академического Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского и его художественного руководителя и дирижера Владимира Федосеева. Оркестр и солисты Василий Ладюк,
народный артист Узбекистана Рамзидин Усманов представили слушателям большую программу, кульминационной вершиной которой стало "Болеро" Мориса Равеля. Исполнительская интерпретация этого популярного симфонического полотна продемонстрировала безупречное мастерство оркестра и оказалась весьма полезной для наших музыкантов. Это же касается и прозвучавших в концерте увертюры к опере "Севильский цирюльник" Дж.Россини и увертюры к опере "Травиата" Дж.Верди. В исполнении российского симфонического оркестра классические оперные увертюры раскрылись новыми гранями, привлекли совершенством нюансировки, штриховыми деталями струнных и духовых инструментов. Выступления солистов - первоклассных певцов покорило публику. Особый восторг вызвал Дуэт Нодира и Зурги из оперы "Искатели жемчуга" Ж.Бизе, в исполнении которого Рамзиддин Усманов и Василий Ладюк проявили удивительно тонкую ансамблевую слаженность голосов. В сущности, данный концерт стал своего рода мастер-классом для молодого поколения узбекских дирижеров.
Важным направлением в творческой деятельности СО ГАБТ является проведение концертных выступлений в регионах Узбекистана. Так, впервые в республике весной 2018 года состоялись гастроли симфонического оркестра под управлением Фазлиддина Якубжанова по Кашкадарьинской области. В помещении Каршинского Музыкально-драматического театра было проведено четыре концерта, в которых участвовали Национальный ансамбль "Тумор", ведущие солисты театра Аваз Раджабов, Нормумин Султанов, Руслан Гафаров, Рустам Алимарданов, Кирилл Борчанинов. Концертные программы из арий и ансамблей из опер, оперетт, мюзиклов, балетные сцены произвели на зрителей неизгладимое впечатление, тем более что многие из них впервые услышали симфонический оркестр в живом звучании. Трудно переоценить просветительскую значимость таких концертов для приобщения широких кругов слушателей к классической музыке, эстетического воспитания молодого поколения, для удовлетворения эстетических запросов людей.
Фазлиддин Якубжанов уникальный дирижер, мастерски владеющий всеми жанрами музыкального театрального искусства, обладающий глубокими знаниями и колоссальным опытом он тонко ощущает национальную природу и особенности музыки. В репертуаре маститого дирижера практически вся национальная и мировая оперная и балетная классика.
В современной исполнительской практике СО ГАБТ утверждаются новые формы концертирования, в частности концерты формата Open Air, которые обрели популярность во многих странах мира и часто проходят в Москве, Париже, Риме, Токио и других городах. Такого рода концерты излучают особого рода энергетику, вызывают большой интерес у зрителей всех возрастов, приобщают к образцам национальной и мировой классики, жемчужинам оперы и балета. Первые концерты такого рода в Узбекистане состоялись 9 и 10 сентября 2017 года на площади у ГАБТ имени Алишера Навои. Они открыли 88-й театральный сезон. Режиссер данного мероприятия, заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей Слоним подчеркнул: " Такая форма концерта, где сама природа, архитектура и бескрайнее небо как бы обрамляют звучащее пространство, позволяет музыке с особой силой запечатливаться в душах слушателей" [1, 3]. Использование видеомониторов, светового оборудования, оригинальные декорации придали концертным вечерам, в которых звучала популярная классическая музыка, черты развлекательного, шоу. Концерты Open Air, проводимые под открытым небом, стали новой формой работы симфонического оркестра театра [2, 115].
Экспериментальный проект Open Air был продолжен на новом уровне как первое водно-лазерное музыкальное шоу 30 июня 2018 года, завершая театральный сезон, символично - что он состоялся в День молодежи. Этот концерт привлек на площадь у ГАБТ имени Алишера Навои множество людей всех возрастов и превратился в
подлинный праздник искусств под эгидой симфонического оркестра, которым управлял российский дирижер Андрей Берин.
Программа концерта отличалась широким стилевым диапазоном от мировой классики до саундтреков, от Верди и Чайковского до Нино Рота и Астора Пьяццоолы. "Одним из важным инструментов организации концерта, - подчеркивает Юрий Капустин, - является его программа" [3, 35]. В данном случае программа концерта отразила возможности и намерения организаторов мероприятия найти путь к широким кругам слушателей, удовлетворить эстетические потребности публики, доставить людям радость. И это, в сущности, удалось.
Представленные в концерте аранжировки классической и современной популярной музыки в симфоническом звучании в сочетании с видео-маппингом, световыми эффектами достигли своих целей. Включение в звуковой мир симфонического оркестра народных инструментов обогатило концерт в тембровом плане. В качестве примера можно привести пьесы "Одинокий пастух" Дж.Ласта и "Жаворонок" Г. Динику, где блестяще солировал молдавский наист Константин Москович. Могучее звучание увертюр к операм "Сила судьбы" и "Набукко" Дж. Верди, к художественному фильму "Дети капитана Гранта" И. Дунаевского органично вплелись в программу концерта. Красочному художественному восприятию музыки в исполнении симфонического оркестра способствовал и синтез искусств, таких как изображение, современные акустические и световые эффекты. Несомненно, что концерты формата Open Air станут традицией.
Обобщая опыт осмысления концертных выступлений СО ГАБТ, следует отметить, что многогранная деятельность этого коллектива ориентирована на обновление форм исполнительского искусства. Концертные выступления коллектива представляют собой творческий диалог и духовный обмен между музыкантами-исполнителями, дирижерами и слушателями. В этом направлении необходима дальнейшая творческая работа по линии разработки инновационных музыкально-просветительских проектов.
Список литературы /References
1. Слоним А. Осенняя симфония под открытым небом // Народное слово, 2017. 13 сентября.
2. Иногамов Д. Новое в симфонической оркестровой культуре Узбекистана // Мусика санъатида анъана ва замонавийлик. Сборник статей. Т., 2018.
3. КапустинЮ. Музыкант-исполнитель и публика. Л., 1985.