Научная статья на тему 'Украинско-башкирские творческие связи и Содружество на концертной эстраде в условиях эвакуации в годы Великой Отечественной войны'

Украинско-башкирские творческие связи и Содружество на концертной эстраде в условиях эвакуации в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1059
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭВАКУАЦИЯ / ЭСТРАДА / КОНЦЕРТ / ФИЛАРМОНИЯ / УКРАИНСКИЙ ТЕАТР / УКРАИНСКИЕ АРТИСТЫ / БАШКИРСКИЕ ЭСТРАДНЫЕ БРИГАДЫ / EVACUATION / VARIETY / CONCERTS / PHILHARMONIC SOCIETY / UKRAINIAN THEATER / UKRAINIAN ACTORS / BASHKIR VARIETY BRIGADES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ворохов Т. С.

В статье освещаются факты из истории концертной деятельности в Башкирской АССР в годы Великой Отечественной войны эвакуированных украинских театральных артистов, музыкантов, их плодотворное сотрудничество на концертной эстраде с первыми башкирскими профессиональными артистами театра и эстрады под эгидой Башкирской государственной филармонии, главного организатора концертной жизни в советской Башкирии. Приводятся малоизвестные сведения, извлеченные автором из ведомственного архива Башкирской государственной филармонии им. Х. Ахметова, ряд фактов впервые вводится в научный оборот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UKRAINIAN-BASHKIR CREATIVE CONNECTIONS AND COMMONWEALTH ON THE CONCERT VARIETY IN THE CONDITION OF EVACUATION DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

The information from the history of the concert activity during the Great Patriotic War of the Ukrainian theatrical actors, musicians, masters of the arts of USSR evacuated to Bashkiria is generalized in the article. The article also reveals the close cooperation of the actors troupes on the concert variety of the leading Ukrainian theaters (The National Academic Theatre of Opera and Ballet named after T. G. Shevchenko, Theater of Russian Drama named after Lesya Ukrainka, the Kiev state theater of the musical comedy ) who were in Ufa in 1941-1942 with the Bashkir professional actors of theater and variety under the auspices of the Bashkir state philharmonic society. The author gives little-known information about the concert collectives of philharmonic society with participation of the Ukrainian actors, joint concert programs in the rear and in the field army, which the author learned from the archives of the Bashkir State Philharmonic society named after K. Akhmetov. Creative connections in the conditions of evacuation of the Ukrainian and Bashkir actors of theater and variety are considered as a fruitful stage in formation of the Bashkir professional variety entertainment. A number of facts are introduced into scientific circulation for the first time.

Текст научной работы на тему «Украинско-башкирские творческие связи и Содружество на концертной эстраде в условиях эвакуации в годы Великой Отечественной войны»

УДК 792.7.03

УКРАИНСКО-БАШКИРСКИЕ ТВОРЧЕСКИЕ СВЯЗИ И СОДРУЖЕСТВО НА КОНЦЕРТНОЙ ЭСТРАДЕ В УСЛОВИЯХ ЭВАКУАЦИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

© Т. С. Ворохов

Санкт-Петербургский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена Россия, 19618 Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 48.

Тел.: +7 (812) 312 44 92.

Email: timurvorokhov@mail.ru

В статье освещаются факты из истории концертной деятельности в Башкирской АССР в годы Великой Отечественной войны эвакуированных украинских театральных артистов, музыкантов, их плодотворное сотрудничество на концертной эстраде с первыми башкирскими профессиональными артистами театра и эстрады под эгидой Башкирской государственной филармонии, главного организатора концертной жизни в советской Башкирии. Приводятся малоизвестные сведения, извлеченные автором из ведомственного архива Башкирской государственной филармонии им. Х. Ахметова, ряд фактов впервые вводится в научный оборот.

Ключевые слова: эвакуация, эстрада, концерт, филармония, украинский театр, украинские артисты, башкирские эстрадные бригады.

История концертной эстрады нашей многонациональной страны изобилует множеством примеров творческого содружества представителей национального искусства. В условиях советской общественной системы обозначенное явление развивалось, в первую очередь, под влиянием политико-идеологического фактора, в т.ч., нередко, фактора чрезвычайной ситуации. Однако несмотря на жесткие рамки «художественного обслуживания масс» в русле задач очередной политико-идеологической кампании шло взаимообогащение участников совместного творческого процесса, обучение мастерству, происходил живой обмен актерским опытом. Концертная летопись Великой Отечественной войны является одним из ярких образцов интенсивного взаимодействия исполнительского искусства народов, которое развивалось как в ходе фронтовой концертной деятельности, так и в тылу, в условиях эвакуации.

Исследуя историю становления башкирской национальной эстрады в годы Великой Отечественной войны, мы обнаружили немало примеров, интересных фактов, в т.ч. малоизвестных широкой публике (или уже вовсе забытых), раскрывающих этот героический пласт истории театрально-концертной эстрады. Среди них есть множество свидетельств того, как плодотворно в условиях эвакуации впервые широко стало складываться украинско-башкирское культурное сотрудничество, в т. ч. и на концертной эстраде, в области искусства национальной (этнической) эстрады. Основой для обобщения по обозначенной проблеме стали материалы из ведомственного архива Башкирской государственной филармонии им. Х. Ахметова, главного организатора концертной жизни в республике с конца 1930-х гг., статьи, анонсы концертов в местной периодической печати, концертные афиши военного времени, помимо имеющихся отдельных исследований культурной жизни советской Башкирии периода войны, изданных документов.

Башкирская автономная советская социалистическая республика (БАССР - ныне Республика Башкортостан) была отнесена к первой категории регионов РСФСР, в которые организованно производилась эвакуация населения и учреждений (прим. 1). Республики и области Российской Федерации приняли в те годы 44 украинских театра [1, с. 274]. Часть из них летом 1941 г. размещается в городах советской Башкирии.

Не все эвакуированные театральные коллективы могли сохранить себя как самостоятельную творче-

скую единицу. Объективной основой и формой творческого взаимодействия стало объединение местных и эвакуированных театров. Так, в состав Башкирского объединенного академического театра драмы и оперы влился коллектив Киевского государственного академического театра оперы и балета им. Т. Шевченко, в труппу Уфимского русского драматического театра -часть артистов Киевского академического театра русской драмы им. Леси Украинки. В Мелеузе был размещен Мелитопольский украинский театр музыкальной драмы, в Давлеканово - Николаевский кукольный театр [2, с. 78], на базе которого некоторое время спустя в Бирске создается Передвижной кукольный театр БАССР. Итогом совместной работы местных и приезжих коллективов становились не только новые спектакли на патриотическую тему, но и общие концертные программы.

Они чаще всего создавались под эгидой Башкирской государственной филармонии (БГФ), развернувшей свою деятельность накануне войны с января 1939 г. В справке Управления по делам искусств при Совете народных комиссаров БАССР в Башкирский обком ВКП(б) о деятельности учреждений культуры за 1941-1944 гг. отмечалось: «К началу войны деятельность Башкирской филармонии имела сравнительно узкий масштаб, так как ощущался недостаток в квалифицированных кадрах, а отсюда - незначительное количество концертных бригад. Деятельность филармонии находилась в зачаточном состоянии. В первые же месяцы Отечественной войны деятельность филармонии приобрела большой размах и выразилась в значительном увеличении состава и в создании новых концертных ансамблей. За 1-ю половину 1941 г. дано концертов - 321. За 2-ю половину 1941 г. дано концертов -1170» [3, с. 213].

20 июля 1941 г. газета «Красная Башкирия» сообщила об организованных филармонией двух концертах мастеров искусств «киевских государственных театров». Подобные концерты стали частым явлением культурной жизни Уфы в самые трудные месяцы начального периода войны. Уфимцы впервые слушали арии из опер, русские и украинские народные песни, романсы в «живом» исполнении целой группы солистов киевской оперы: народной артистки СССР Марии Литвиненко-Вольгемут, народных артистов УССР Зои Гайдай и Ивана Паторжинского, певцов Андрея Иванова и Константина Лаптева (прим. 2) и др.

17 августа 1941 г. состоялся «Большой вечер, посвященный Дню авиации»: опера «Паяцы» и концерт с

участием «мастеров Киевского государственного ордена Ленина академического театра» [4]. 4 сентября газета «Красная Башкирия» вновь афиширует «большой концертный дивертисмент» Башкирского государственного оперного театра с участием украинских солистов оперы и балета. Как свидетельствуют газетные афиши военных лет, с сольными концертами выступали в Уфе певцы З. Гайдай и Н. Платонов (18 июля 1941 г.), И. Масленникова (31 мая 1942 г.), К. Минаев (7 июня 1942 г.), И. Паторжинский (2 августа 1942 г.), Н. Захарченко и А. Иванов (26 сентября 1942 г.), скрипачка Б. Притыкина и пианист Л. Вайнтрауб (28 февраля 1943 г.). Также филармония широко задействовала в концертной деятельности артистов Киевской русской драмы, они включались в состав передвижных концертных бригад для гастролей по городам и районам Башкирии.

Выход театральных артистов на широкую концертную эстраду не был случайностью, а, скорее, необходимостью военного времени. Задача быстрейшей мобилизации народа, подъема боевого и морального духа выдвигала на первый план в области зрелищных искусств мобильные формы и жанры, не требующие больших затрат времени и сил на подготовку, оформление, представление.

Башкирская филармония организовала в конце июля 1941 г. театр оперетты и миниатюр, в котором были заняты артисты Киевского государственного театра музыкальной комедии (в Уфу прибыла в ходе эвакуации небольшая часть труппы театра).

На должность режиссера-постановщика был приглашен известный киевский режиссер В. А. Нелли-Влад (прим. 3). К работе над первой программой были привлечены украинские литераторы, жившие в Уфе в эвакуации: поэт Максим Рыльский, драматург и писатель Иван Кочерга, журналист Яков Резник, композиторы Л. Б. Степанов и С. П. Добровольский. Первые выступления вновь созданного театра состоялись в Уфе уже 9 и 10 августа. Помимо оперетты «Закон сердца» А. Гладковского, пьесы «Квартет» И. Кочерги в одном действии, программа включала множество эстрадных номеров (исполнение жанровых песен, украинских народных песен, скетчи, шутки, гротеск, частушки, этюды, монологи и пр.) [5-6]. В этой и последующих программах театра при Башкирской филармонии были задействованы ведущие солистки киевской оперетты В. П. Новинская, О. И. Юровская (прим. 4), артист-комик Б. А. Хенкин, певец и конферансье В. В. Васильев, артисты С. С. Сергеев, А. Б. Санов, Л. Л. Цырлин, О. И. Толкачева, М. Г. Иванова, Е. В. Карсавина, пианистка Л. Б. Шур (прим. 5).

Осенью 1941 г. Башкирская филармония объединяла следующие коллективы: Башкирский ансамбль народного танца (20 чел.), башкирский ансамбль эстрады и миниатюр (7 чел.), башкирская эстрадная бригада (7 чел.), театр оперетты и миниатюр (в составе артисты Киевской оперетты - 6 чел., духовой оркестр -17 чел.), русская эстрадная бригада (9 чел.), эстрадно-цирковая бригада (8 чел.), бригада артистов Одесской эстрады (10 чел.), филармоническая группа (8 чел.) [7, с. 133]. Структура и состав концертных коллективов БГФ менялись в связи с мобилизацией артистов на фронт, продолжающейся эвакуацией, приездом новых исполнителей. Театр оперетты и миниатюр был ликвидирован в конце октября 1941 г. в связи с отъездом артистов Киевской оперетты в Алма-Ату [8, л. 59 об]. Одновременно во втором по величине городе Башкирии Стерлитамаке был открыт филиал БГФ, при котором из эвакуированных украинских и местных актеров

создается ансамбль оперетты, преобразованный в 1944 г. в Уфимский театр музыкальной комедии. Летом 1942 г. Житомирский театр оперетты оформляется при филармонии с базой в г. Белебее (директор -Б. М. Матрос) [9, л. 44 об.].

Филармония организовала осенью - зимой 1941— 1942 гг., в самый тяжелый период войны, множество вечеров эстрады и юмора, эстрадных концертов с привлечением артистов местных театров, театров Москвы, Киева и отдельных исполнителей, прибывших в это время в Уфу. В афишах «больших новогодних концертов эстрады и юмора при участии артистов московских и киевских театров и эстрады» 1941-1942 гг., «больших эстрадных концертов», «вечеров комедии» зимы, весны, лета, осени 1942 г. значатся имена известных украинских драматических актеров, заслуженных артистов УССР В. Освецимского, М. Романова, М. Стрелковой, А. Сонц, М. Белоусова (артисты труппы театра им. Леси Украинки), вокалистов Киевского театра оперы и балета М. Бем, К Минаева, Л. Руденко, И. Масленниковой, Р. Разумовой, солистов балета А. Соболя, А. Васильевой, З. Лурье, певцов Башкирского оперного театра З. Ильбаевой, М. Маргарина, А. За-рецкого, А. Сутягина, Г. Хабибуллина, С. Хусниярова, солиста балета Х. Сафиуллина, актера Уфимского театра русской драмы А. Закка, балетмейстера Ф. Гаска-рова, артисток оперетты Е. Савицкой, А. Губчевской и

др. [10].

Следует отметить также большую роль украинских актеров, музыкантов, композиторов в развертывании деятельности Республиканского лектория по вопросам литературы и искусства, открывшегося в Башгосфилармонии (первым в стране) в декабре 1941 г. Среди его организаторов были украинские деятели культуры: композитор Ф. Козицкий, дирижер В. Йориш. В марте 1942 г. состоялась лекция-концерт «Шевченко и украинское искусство» (лекторы поэт М. Рыльский, композитор Ф. Козицкий, исполнители: хор Г. Веревки, солисты Киевской оперы, башкирский ансамбль танца филармонии).

В концертах, сопровождавших лекции на патриотические темы, активно участвовали башкирские и украинские артисты: солисты Киевского (М. Литви-ненко-Вольгемут, З. Гайдай, И. Паторжинский, И. Масленникова, Л. Руденко, А. Иванов, К. Лаптев, К. Минаев и др.) и Башкирского (М. Маргарин, А. За-рецкий, С. Хуснияров, А. Сутягин и др.) оперных театров, хор и симфонический оркестр, преподаватели музыкального училища, музыканты-исполнители, лауреаты Всесоюзных конкурсов музыкантов-исполнителей Л. Вайнтрауб, Б. Притыкина, хор под руководством украинского композитора Г. Веревки, башкирский ансамбль танца Башкирской государственной филармонии, солисты филармонии М. Гарисова (исполнительница татарских народных песен), А. Афанасьева (исполнительница русских народных песен), баянисты А. и И. Фоменковы, аккордеонистка В. Косицкая. Звучали как арии из опер, так и народные, фронтовые песни. Активно стало пропагандироваться башкирское музыкальное искусство. Этой теме была посвящена отдельная лекция-концерт лектория [11, с. 78-79; 12, с. 44-45].

Активно включившись в художественную культурную жизнь Башкирии, украинская творческая интеллигенция в немалой степени способствовала перестройке репертуара башкирских концертных коллективов, в том числе программ башкирских эстрадных бригад БГФ, в соответствии с задачами военного времени. Для подготовки нового репертуара в филармо-

нии была организована специальная художественная мастерская, возглавляемая худруком М. К. Белоцер-ковским, впоследствии директором Московской филармонии, в составе режиссера Московского театра-студии им. Станиславского И. С. Чернецкой, композитора Н. И. Пейко (Москва), балетмейстера М. А. Соболя (Киев), концертмейстера Саксонского (Одесса) [7, с. 133].

В создании массовых песен для концертных программ активно участвовали находившиеся в эвакуации украинские композиторы, сотрудничавшие с башкирскими поэтами. Композитор Г. Веревка в Уфе создал цикл популярных патриотических песен для организованного им женского вокального ансамбля Дома Красной Армии, с которым он успешно выступал в городе. Композитор Ф. Козицкий работал в составе редакци-онно-издательской комиссии Союза композиторов БАССР, подготовившей сборник «Башкирские композиторы - Красной Армии» [13, с. 18]. В сборник вошли 44 массовые песни на военную тему, в том числе произведения украинских композиторов С. Добровольского, Ф. Козицкого, М. Вериковского.

Освещая концертную деятельность филармонии осенью 1941 г., корреспондент «Красной Башкирии» А. Шабанов отмечал: «Артисты филармонии исполняют произведения украинских поэтов и писателей. Сейчас программы концертов филармонии составляются в основном из произведений оборонной тематики, героической классики и народного творчества» [14].

Важнейшим направлением сотрудничества на концертной эстраде была совместная военно-шефская и гастрольная деятельность. Эвакуированные артисты, музыканты не ограничивались участием в праздничных, юбилейных вечерах в столице Башкирии. Они выступали на призывных пунктах, в госпиталях перед ранеными бойцами (прим. 6), выезжали вместе с башкирскими артистами в сельские районы и города Башкирии. Иногда приходилось выходить к зрителю по 2-3 раза в день.

Фронтовые концертные бригады Башкирской государственной филармонии, выступавшие преимущественно с эстрадным репертуаром, формировались из местных и приезжих артистов, состоявших в штате филармонии, привлекались в эти бригады театральные актеры. Киевляне были в числе лучших артистов, которых отобрали для поездки в действующую армию. Одними из первых были направлены от филармонии по линии Всесоюзного гастрольно-концертного объединения на Южный и Юго-Западный фронты зимой и весной 1942 г. бригада цирковых артистов Духнов-ских, эстрадная бригада Симона Кагана, две бригады украинских мастеров искусств. В одну из них входили И. Паторжинский, М. Литвиненко-Вольгемут, А. Иванов, Н. Захарченко, В. Борищенко, Н. Шостак, пианист Л. Вайнтрауб, аккордеонист Б. Барабаш, во вторую -З. Гайдай, К. Лаптев, Н. Платонов, балетная пара А. Васильева и А. Соболь, скрипачка Б. Притыкина и пианист Б. Чистяков [9, л. 9-9 об.;12, с. 47; 15].

В концертном обслуживании крупных промышленных центров БАССР участвовали созданные при БГФ бригады мастеров искусств из эвакуированных академических актеров, музыкантов-исполнителей камерных произведений. Среди них были актеры Киевского театра русской драмы им. Леси Украинки М. Ф. Романов, В. И. Освецимский, М. П. Стрелкова, М. М. Белоусов (прим. 7), солисты Киевской оперы М. П. Бем, К. А. Минаев, Л. А. Руденко, пианист Л. Вайнтрауб. скрипачка Б. Притыкина (прим. 8). Они неоднократно в течение 1942 г. гастролировали по городам Башкирии [9, л. 62, 75, 83, 93]. С начала 1943 г.

часть украинских артистов стала выезжать на гастроли по областям РСФСР в составе концертных бригад филармонии [16, л. 5, 29; 17, л. 15 об.].

В составе башкирских эстрадных бригад, театра эстрады и миниатюр филармонии под руководством Симона Кагана выезжали на гастроли по городам и районам Башкирии в 1941-1942 гг., с 1943 г. - за ее пределы отдельные артисты разговорного жанра, музыканты из Киева, Одессы, самостоятельно прибывшие в эвакуацию и устроившиеся на работу в БГФ [ 16, л. 34 об., 39 об., 75, 86 об.]. Кроме того, в течение всего периода пребывания в эвакуации (1941-1943 гг.) основной части украинской художественной интеллигенции по Башкирии гастролировал в качестве коллектива БГФ Украинский ансамбль музыкальной драмы в составе 19 артистов. Эти артисты выбыли из штата филармонии в распоряжение Управления по делам искусств УССР одними из последних после начала реэвакуации (26 июня 1944 г.) [17, л. 77].

Таким образом, в немалой степени украинско-башкирские творческие связи в области концертно-эстрадного творчества складывались в результате выхода на концертную эстраду в городах и районных центрах Башкирии мастеров искусств Украины, известных всей стране театральных актеров, певцов, музыкантов-исполнителей филармонических жанров. В то же время ряды концертных исполнителей Башкирской государственной филармонии пополняли с началом эвакуации множество рядовых украинских актеров, музыкантов, размещенных в Уфе и других населенных пунктах Башкирии и делившихся своим искусством с молодым составом зарождавшейся башкирской национальной эстрады.

Постоянное общение, совместная работа с профессионалами украинской сцены способствовали формированию репертуарного багажа, обретению опыта концертной деятельности представителями молодой башкирской эстрады, обогатили творческий потенциал учреждений искусства и культуры Башкирии, Башкирской государственной филармонии, местный пласт эстрадной культуры. Выступления украинских мастеров оперной и драматической сцены, артистов эстрады, музыкантов воспитывали художественный вкус у широкого зрителя, помогали населению Башкирии выстоять в суровых буднях тыловой жизни, поднимали настроение, моральный дух.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. По справке начальника эвакопункта Уфимского узла Петровского, на 10 ноября 1941 г. в Башкирии насчитывалось180 390 эвакуированных [18, с. 8]. Уфа, столица Башкирии, приняла у себя Академию наук УССР, Академию архитектуры УССР, творческие организации украинских писателей, музыкантов, художников.

2. Константин Лаптев был солистом Одесской оперы в 1930-1941 гг. На Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (1935) стал лауреатом 3-й премии и включился в активную концертную деятельность вокалиста. Война застала артиста на гастролях в Киеве, откуда он вместе с труппой Киевского театра оперы и балета был эвакуирован в Уфу, став солистом театра. В 1951-1965 гг. являлся ведущим солистом Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова.

3. В. А. Нелли-Влад (1895-1980) в 1931-1966 гг. - режиссер, художественный руководитель (с перерывами) в Киевском театре русской драмы им. Л. Украинки, режиссер в Уфимском русском драмтеатре (1941-1942 гг.) во время эвакуации части труппы Киевского театра в Башкирии. Поставил на сцене Уфимского театра пьесу украинского драматурга А. Е. Корнейчука «В степях Украины». Для Башкирской филармонии - литературную композицию по роману «Война и мир» Л. Толстого.

4. Вера Новинская работала в Киевском театре музкомедии в 1935-1972 гг., народная артистка УССР; Ольга Юровская -примадонна киевской оперетты в 1930-1950-е гг., дочь известной артистки русской советской эстрады Е. Н. Юровской, популяр-

ной в 1920-1940-е гг. исполнительницы русских народных песен, старинных романсов.

5. Лидия Шур вела концертно-исполнительскую деятельность с 1934 г. Лауреат Всесоюзного конкурса пианистов (1937-1938). Участница фронтовых концертных бригад. Ее партнером в фронтовых концертах была скрипачка Б. Притыкина [19].

6. В июле-августе 1941 г. в БАССР было размещено более 10 эвакогоспиталей. К апрелю 1943 г. работали 33 госпиталя, большинство их находилось в Уфе [18, с. 7-8].

7. Михаил Белоусов - актер Киевского театра им. Л. Украинки в 1939-1960 гг., народный артист УССР (1948), был на короткое время зачислен 1 сентября 1943 г. до отъезда из Уфы в штат БГФ в качестве исполнителя скетчей и художественного слова [16, л. 80].

8. Беба Притыкина, лауреат Всесоюзного конкурса скрипачей (1937), была принята в штат БГФ 8 октября 1942 г. [9, л. 89].

ЛИТЕРАТУРА

1. Максакова Л. В рядах воюющего народа (Из истории советской культуры в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.). М.: Мысль, 1965. 311 с.

2. Сираев З. И. Творческая интеллигенция Башкирии в годы Великой Отечественной войны // Из истории Советской Башкирии (Сб. ст.). БГУ им. 40-летия Октября. Учен. зап. Уфа, 1969. Вып. 41. Сер. ист. наук №8. С. 79-87.

3. Навеки с Россией. Сборник документов и материалов: в 2 ч. Ч. 2. Уфа: Китап, 2008. 320 с.

4. Красная Башкирия. 1941. 17 августа.

5. Бенедиктов В. К. Предстоящим спектаклям театра оперетты и миниатюр // Красная Башкирия. 1941. 7 августа.

6. Кузнецова Е. Первая программа театра оперетты и миниатюр // Красная Башкирия. 1941. 16 августа.

7. Документы мужества и героизма: Сборник документов и материалов / сост. Т. Х. Ахмадиев и др. Уфа: Башкнигоиз-дат, 1980. 320 с.

8. Книга приказов №4. 1941. 17 июня. 31 декабря // Архив БГФ им. Х. Ахметова.

9. Книга приказов №5. 1942. Январь-декабрь // Архив БГФ им. Х. Ахметова.

10. Красная Башкирия. 1941. 30 декабря. 1942. 15 января, 18 января, 23 января, 25 января, 29 января, 8 февраля, 14 марта, 20 марта, 30 мая, 26 июня, 3 августа, 8 августа, 10 октября, 11 октября.

11. Ланге В. К. Концертная жизнь Уфы в годы Великой Отечественной войны // Вопросы истории музыкального искусства Башкирии: Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных / отв. ред.-сост. В. А. Башенев, Ф. Х. Камаев. М., 1984. Вып. 71. С. 76-89.

12. Ланге В. К. Музыканты Киева в военной Уфе (19411943) // Украина-Башкортостан: годы испытаний и сотрудничества. Уфа: Китап, 1993. С. 39-51.

13. Атанова Л. П. Масалим Валеев. Уфа: Башкнигоиздат, 1970. 28 с.

14. Шабанов А. Башфилармония в эти дни // Красная Башкирия. 1941. 30 октября.

15. Артисты едут на фронт // Красная Башкирия. 1942. 15 февраля.

16. Книга приказов №6. 1943. Январь-декабрь // Архив БГФ им. Х. Ахметова.

17. Книга приказов №7. 1944. Январь-декабрь // Архив БГФ им. Х. Ахметова.

18. На братской земле Башкортостана (Из истории эвакуации в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.). Сборник документов и материалов. Уфа: Китап, 2010. 183 с.

19. Шур Лидия Борисовна (21.11.1911, Киев. 15.02.1992) // Киевский институт им. Р. М. Глиэра URL: http://glierinstitute.org/ukr/portraits/005.html

Поступила в редакцию 17.04.2015 г.

610

QHmnOrHfl H HCKYCCTBOBEflEHHE

UKRAINIAN-BASHKIR CREATIVE CONNECTIONS AND COMMONWEALTH ON THE CONCERT VARIETY IN THE CONDITION OF EVACUATION DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

© T. S. Vorokhov

Herzen State Pedagogical University of Saint-Petersburg 48 Moika Emb., 191186 Saint Petersburg, Russia.

Phone: +7 (812) 312 44 92.

Email: timurvorokhov@mail.ru

The information from the history of the concert activity during the Great Patriotic War of the Ukrainian theatrical actors, musicians, masters of the arts of USSR evacuated to Bashkiria is generalized in the article. The article also reveals the close cooperation of the actors troupes on the concert variety of the leading Ukrainian theaters (The National Academic Theatre of Opera and Ballet named after T. G. Shevchenko, Theater of Russian Drama named after Lesya Ukrainka, the Kiev state theater of the musical comedy ) who were in Ufa in 1941-1942 with the Bashkir professional actors of theater and variety under the auspices of the Bashkir state philharmonic society. The author gives little-known information about the concert collectives of philharmonic society with participation of the Ukrainian actors, joint concert programs in the rear and in the field army, which the author learned from the archives of the Bashkir State Philharmonic society named after K. Akhmetov. Creative connections in the conditions of evacuation of the Ukrainian and Bashkir actors of theater and variety are considered as a fruitful stage in formation of the Bashkir professional variety entertainment. A number of facts are introduced into scientific circulation for the first time.

Keywords: evacuation, variety, concerts, philharmonic society, Ukrainian theater, Ukrainian actors, Bashkir variety brigades.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at bulletin_bsu@mail.ru if you need translation of the article.

REFERENCES

1. Maksakova L. V ryadakh voyuyushchego naroda (Iz istorii sovet-skoi kul'tury v gody Velikoi Otechestvennoi voiny 1941-1945 gg.) [Within the Warring People (from the History of Soviet Culture during the Great Patriotic War of 1941-1945)]. Moscow: Mysl', 1965.

2. Siraev Z. I. Iz istorii Sovet-skoi Bashkirii (Sb. st.). BGU im. 40-letiya Oktyabrya. Uchen. zap. Ufa, 1969. No. 41. Ser. ist. nauk No. 8. Pp. 79-87.

3. Naveki s Rossiei. Sbornik dokumentov i materialov: v 2 ch. Ch. 2 [Forever with Russia. Collection of documents and materials: in 2 parts. Part 2]. Ufa: Kitap, 2008.

4. Krasnaya Bashkiriya. 1941. 17 avgusta.

5. Benediktov V. K. Krasnaya Bashkiriya. 1941. 7 avgusta.

6. Kuznetsova E. Krasnaya Bashkiriya. 1941. 16 avgusta.

7. Dokumenty muzhestva i geroizma: Sbornik dokumentov i materialov [Documents of courage and heroism: collection of documents and materials]. Comp. T. Kh. Akhmadiev i dr. Ufa: Bashknigoizdat, 1980.

8. Kniga prikazov No. 4. 1941. 17 iyunya. 31 dekabrya. Arkhiv BGF im. Kh. Akhmetova.

9. Kniga prikazov No. 5. 1942. Yanvar'-dekabr'. Arkhiv BGF im. Kh. Akhmetova.

10. Krasnaya Bashkiriya. 1941. 30 dekabrya. 1942. 15 yanvarya, 18 yanvarya, 23 yanvarya, 25 yanvarya, 29 yanvarya, 8 fevralya, 14 marta, 20 marta, 30 maya, 26 iyunya, 3 avgusta, 8 avgusta, 10 oktyabrya, 11 oktyabrya.

11. Lange V. K. Voprosy istorii muzykal'nogo iskusstva Bashkirii: Sb. tr. GMPI im. Gnesinykh. Ed.-sost. V. A. Bashenev, F. Kh. Kamaev. Moscow, 1984. No. 71. Pp. 76-89.

12. Lange V. K. Ukraina-Bashkortostan: gody ispytanii i sotrudnichestva. Ufa: Kitap, 1993. Pp. 39-51.

13. Atanova L. P. Masalim Valeev [Masalim Valeev]. Ufa: Bashknigoizdat, 1970.

14. Shabanov A. Krasnaya Bashkiriya. 1941. 30 oktyabrya.

15. Artisty edut na front. Krasnaya Bashkiriya. 1942. 15 fevralya.

16. Kniga prikazov No. 6. 1943. Yanvar'-dekabr'. Arkhiv BGF im. Kh. Akhmetova.

17. Kniga prikazov No. 7. 1944. Yanvar'-dekabr'. Arkhiv BGF im. Kh. Akhmetova.

18. Na bratskoi zemle Bashkortostana (Iz istorii evakuatsii v gody Velikoi Otechestvennoi voiny 1941-1945 gg.). Sbornik dokumentov i materialov [At the brotherly land of Bashkortostan (from the history of evacuation during the Great Patriotic War of 1941-1945). Collection of documents and materials]. Ufa: Kitap, 2010.

19. Shur Lidiya Borisovna (21.11.1911, Kiev. 15.02.1992). Kievskii institut im. R. M. Gliera URL: http://glierinstitute.org/ukr/portraits/005.html

Received 17.04.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.