Научная статья на тему 'К проблеме становления жанров профессиональной башкирской эстрады в годы Великой Отечественной войны'

К проблеме становления жанров профессиональной башкирской эстрады в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
465
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТРАДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭСТРАДА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭСТРАДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / ФИЛАРМОНИЯ / ЭСТРАДНО-КОНЦЕРТНАЯ ЖИЗНЬ / ЭСТРАДНЫЕ ЖАНРЫ / ЭСТРАДНЫЕ БРИГАДЫ / THE VARIETY / THE PROFESSIONAL VARIETY / THE NATIONAL VARIETY / THE PROFESSIONAL ART PERFORMANCE / THE PHILHARMONIC SOCIETY / THE VARIETY AND CONCERT LIFE / THE VARIETY GENRES / THE VARIETY BRIGADES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ворохов Т. С.

В статье освещается военный период развития жанров башкирского профессионального эстрадного исполнительства. На основе анализа главным образом неопубликованных архивных материалов, местной периодической печати раскрываются особенности организации эстрадной деятельности в тылу и на фронте под эгидой Башкирской государственной филармонии, единственной в Башкирии в то время государственной концертной организации. Показано, как формировались эстрадные бригады филармонии, их состав и репертуар, как складывалось творческое взаимодействие с эвакуированными в Уфу музыкантами, театральными и эстрадными актерами Москвы, Ленинграда, Киева и других прифронтовых городов. В работе приведены не освещавшиеся ранее факты военной биографии ряда известных ленинградских артистов эстрады.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF THE FORMATION OF THE GENRES OF THE PROFESSIONAL BASHKIR VARIETY DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

The article identifies the wartime period of history of the professional Bashkir variety art performance. On the basis of the analysis mainly unpublished archival documents of the wartime, local periodicals, the features of organization of variety activity in the rear and at the front are revealed under the auspice of the Bashkir State philharmonic society, the only one during that time in BASSR state concert organization. The author gives information about how the variety brigade of the philharmonic society were formed, their composition and repertoire, including their creative interaction with evacuated to Bashkiria musicians, theatrical and variety actors of Moscow, Leningrad, Kiev and other front-line cities. The article gives the facts about the military biography of some well-known Leningrad variety actors: Pavel Aydarov, John Danker, Simon Kagan, Arrago (R. S. Levitin) previously not mentioned in the literature. The period of the Great Patriotic War is considered as one of the most fruitful in in terms of professionalization of variety and concert life, in the formation of the Bashkir national stage, in finding of a wide audience, in finding of experience of creative activity by the first generation of professional actors of the Bashkir variety.

Текст научной работы на тему «К проблеме становления жанров профессиональной башкирской эстрады в годы Великой Отечественной войны»

УДК 792.7.03

К ПРОБЛЕМЕ СТАНОВЛЕНИЯ ЖАНРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ БАШКИРСКОЙ ЭСТРАДЫ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

© Т. С. Ворохов

Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства Россия, 191028 г. Санкт-Петербург, ул. Моховая, 34.

Тел.: +7 (812) 273 08 12.

E-mail: timurvorokhov@mail.ru

В статье освещается военный период развития жанров башкирского профессионального эстрадного исполнительства. На основе анализа главным образом неопубликованных архивных материалов, местной периодической печати раскрываются особенности организации эстрадной деятельности в тылу и на фронте под эгидой Башкирской государственной филармонии, единственной в Башкирии в то время государственной концертной организации. Показано, как формировались эстрадные бригады филармонии, их состав и репертуар, как складывалось творческое взаимодействие с эвакуированными в Уфу музыкантами, театральными и эстрадными актерами Москвы, Ленинграда, Киева и других прифронтовых городов. В работе приведены не освещавшиеся ранее факты военной биографии ряда известных ленинградских артистов эстрады.

Ключевые слова: эстрада, профессиональная эстрада, национальная эстрада, профессиональное исполнительство, филармония, эстрадно-концертная жизнь, эстрадные жанры, эстрадные бригады

Концертная жизнь в условиях войны эстрадных артистов и коллективов, театральных актеров, работавших на эстраде - одна из малоисследованных страниц истории советского эстрадного искусства. Эстраде периода Великой Отечественной войны в советской историографии была посвящена одна глава во 2 томе фундаментального издания «Русская советская эстрада» [1]. В ней основное внимание уделено описанию фронтовых эстрадных программ ведущих эстрадных коллективов и артистов г. Москвы, Ленинграда, показан вклад в победу прославленных мастеров эстрады В. Яхонтова. К. Шульженко, М. Гаркави, В. Хенкина, Л. Руслановой, И. Набатова и др.

Как известно, в условиях военного времени основной упор был сделан на мобильные эстрадные бригады. К октябрю 1941 года Всероссийское гаст-рольно-концертное объединение (ВГКО) направило на фронт 42 бригады эстрадных артистов, а к маю 1942 года их стало 61. «Среди них — сообщается в указанной главе - много бригад и из республик, в составе которых были лучшие представители национального искусства» [1, с. 373].

Исследуя деятельность эстрадных артистов Башкирии в 1941—1945 гг., при работе с материалами из местных архивов и прессы периода войны нами выявлен ряд интересных и малоизвестных фактов. Эти сведения, многие из которых не нашли ранее освещения в литературе, дополняют общую картину интенсивной концертной жизни военного времени в тылу и на фронте. Они позволяют показать тот вклад, который внесло в общую копилку эстрадных концертов наряду с именитыми мастерами массовое поколение известных и малоизвестных актеров эстрады, театра, в том числе первых башкирских профессиональных артистов эстрады.

В Башкирию было эвакуировано множество учреждений культуры и искусства, большая группа творческой интеллигенции Москвы, Ленинграда, Киева, Минска, Одессы и других прифронтовых городов. Музыканты, эстрадные артисты, целые коллективы стали пополнять штат Башкирской государственной филармонии (БГФ), которая была основным организатором эстрадной деятельности в Башкирской АССР. Созданная за два года до начала войны, филармония еще не имела высококвалифицированного исполнительского состава, как по филармоническим, так и эстрадным жанрам. Национальная башкирская эстрада находилась в стадии становления. Поэтому приезд в Уфу большой группы столичных актеров с опытом работы на различных сценических площадках во многом предопределил значительное улучшение концертных возможностей БГФ, а общение, творческое содружество способствовало росту мастерства местных артистических сил, всплеску интереса к эстрадным жанрам.

К концу лета 1941 года в БГФ работали эстрадная бригада Одесской филармонии, театр оперетты и миниатюр, организованный уже в Уфе руководством филармонии из артистов Киевского театра музкомедии. Театр при создании своих программ привлек к работе эвакуировавшихся в Уфу поэта М. Рыльского, драматурга И. Кочергу, композиторов Л. Степанова, С. Добровольского, литераторов Я. Резника, Л. Гершензона. Первые выступления состоялись в Уфе 9 и 10 августа. Постановщиком программы режиссером Киевского театра русской драмы В. А. Нелли-Владом было введено, помимо оперетты «Закон сердца» и пьесы «Квартет» И. Кочерги, множество эстрадных номеров (жанровые, украинские народные песни, шутки, гротеск, частушки, монологи, этюды и пр.) [2, 3].

Благодаря большому притоку творческих сил филармония смогла организовать осенью — зимой 1941 ив течение 1942 года множество больших эстрадных концертов. В их афишах — имена известных украинских драматических актеров, заслуженных артистов УССР В. Освецимского, М. Романова, М. Стрелковой, А. Сонц, М. Белоусова, солистов Киевского театра оперы и балета М. Бем, К. Минаева, А. Васильевой, А. Соболя, артистов Л. Руденко, И. Масленниковой, Р. Разумовой, З. Лурье, виолончелистки Г. Козолуповой, певцов Башкирского оперного театра З. Ильбаевой, М. Маргарина, А. За-рецкого, А. Сутягина, Г. Хабибуллина, С. Хуснияро-ва, солиста балета Х. Сафиуллина, актера Уфимского театра русской драмы А. Закка, балетмейстера Ф. Гас-карова, артисток оперетты Е. Савицкой, А. Губчевской и др. На этих концертах зрители могли ознакомиться с искусством известных советских артистов эстрады (ленинградцев), принятых в штат БГФ: куплетиста Павла Айдарова, исполнителя на гавайской гитаре Джона Данкера, выступавшего в 20-30-е гг. в программах Московского мюзик-холла, джаз-оркестра Я. Скоморовского, эстрадного пианиста, композитора Симона Кагана, работавшего до войны с различными джазовыми коллективами, с Изабеллой Юрьевой. Вел концерты московский конферансье Петр Райский [4—15].

Понимая, что в условиях военного времени зрителям особенно необходимы легкие жанры, в июле 1942 года руководство БГФ объявляет о приеме на работу «танцоров (преимущественно башкир и татар), баянистов и аккордеонистов с собственными инструментами, артистов эстрады всех жанров» [16]. В августе 1942 года в штат БГФ были зачислены молодой композитор Загир Исма-гилов в качестве кураиста и Файзи Гаскаров в качестве балетмейстера, которых сразу же на месяц командировали в районы Башкирии для подбора исполнителей [17, л. 3, 54-54 об., 55].

Война стала особым этапом в становлении профессиональной башкирской (национальной) эстрады. Летом-осенью 1941 года началось регулярное художественное обслуживание сельского населения, национальных частей, формирующихся на территории Башкирии. Это и было основной задачей 4-х национальных эстрадных бригад, выступавших в годы войны, для которых башкирскими писателями, поэтами, композиторами по заказу филармонии создается соответствующий репертуар. 1 июля первая бригада была преобразована в Первый башкирский театр эстрады и миниатюр (официальное название). Уже 3 июля этот эстрадный театр был направлен в районы с заданием провести 48 концертов. В его состав входили первые башкирские профессиональные эстрадные артисты: Г. Латыпов (руководитель, артист разговорного жанра), Х. Курбангалеев (мандолинист, артист разговорного жанра), С. Исмагилов (сказитель-сэсэн), З. Исмагилов (скрипач и танцор), Х. Даушева (ар-

тистка разговорного жанра, певица), З. Шагиахме-това (танцовщица и артистка разговорного жанра), Г. Темирханов (баянист), Х. Мулдакаев (кураист и танцор [18, л. 15 об., 17 об., 37 об.]. Во второй башкирской эстрадной бригаде с мая 1941 года начала концертную деятельность будущая «звезда» башкирской песенной эстрады Фарида Кудашева, принятая в штат филармонии в качестве артистки разговорного жанра. В декабре 1941 года вновь созданная третья башкирская эстрадная бригада преобразуется в специальную агитбригаду, в репертуаре которой были произведения из башкирского эпоса, одноактные антифашистские пьесы, интермедии и сатирические скетчи писателя Гайнана Амири, тематика которых была направлена против... «болтунов, паникеров, лодырей»[19, с. 216].

В докладной записке от 18 сентября 1941 года директора БГФ «серьезное внимание обращено на насыщение программ концертов соответствующими произведениями и номерами развлекательного плана». Причем, программы концертов перед уходящими на фронт частями составлялись с упором на «мобилизующие оборонные произведения», а для концертов в госпиталях насыщались «значительным количеством номеров развлекательного плана» [20, с. 31].

Кроме произведений, рекомендованных к исполнению Всесоюзным комитетом по делам искусств при Совете народных комиссаров СССР, в репертуар концертных бригад включались произведения башкирских писателей, поэтов (М. Гафури, Р. Нигмати, Б. Бикбая, Г. Амири, С. Кудаша, Н. Хафизова, Г. Саляма, Г. Гумера, М. Карима и др.), татарских поэтов (Г. Тукая, Х. Такташа, М. Джалиля). Большим успехом у слушателей пользовалось стихотворение Баязита Бикбая «Смерть фашистам», произведение башкирского народного сказителя Саита Исмагилова «Победа будет за нами» [21].

В создании массовых песен активно участвовали находившиеся в эвакуации композиторы, сотрудничавшие с башкирскими поэтами. Башкирские композиторы (М. Валеев, Х. Ибрагимов, З. Исмагилов, Х. Ахметов, Р. Муртазин и др.), опираясь на национальные особенности фольклора и традиции советской массовой песни, создали боевые песни, вошедшие в сборник «Башкирские композиторы - Красной Армии» (состоял из 44 массовых строевых, лирических, сатирических песен на военную тему). Походно-строевая песня «Шайму-ратов-генерал» З. Исмагилова, посвященная командиру 112-й Башкирской кавалерийской дивизии М. Шаймуратову, впервые была исполнена солистом оперы Габдрахманом Хабибуллиным в марте 1942 года на торжественных проводах на фронт.

Возникает и широко доступная, национальная башкирская легкая эстрадная музыка. Одним из ее авторов был молодой композитор Тагир Каримов. Работая заведующим музыкальной частью ансамбля народного танца филармонии, он предложил ее

солистам свои первые песни («Песня о боевом друге», «Сирень», «Подарок», «Цветочница Анюта», «Гульямал», «Давай, кума, попляши», вальс «Уральская ночь»). Одной из популярных песен стала песня «Любимый Гульсары» — эстрадно-легкая лирическая песня-плакат военных лет, выдержанная в ярких национальных тонах.

В Уфе в годы войны впервые стали проводиться большие сборные концерты, пропагандирующие башкирскую музыкальную культуру. Одними из первых среди них были концерты 13 и 14 июня 1942 года, в программу которых вошли лучшие образцы «во всем многообразии творческих жанров, от сложной симфонии до родного курая, от крупных оперных произведений до народных песен, от академического балета до народной пляски» [22]. В этих концертах были задействованы, наряду с артистами филармонии, лучшие артистические силы из башкир и татар Башкирского объединенного театра (башкирской драмы и оперы). Для показа башкирского искусства при БГФ создавались из театральной среды временные передвижные концертные бригады мастеров искусств Башкирии.

Одной из главных задач концертных бригад БГФ было художественное и идейно-политическое обслуживание посевных и уборочных кампаний. К примеру, уборочную кампанию 1944 года обслуживали 10 бригад артистов театров (5 колхозно-совхозных театров, Передвижного театра кукол, Башкирского театра кукол, бригады Башкирского объединенного театра - 170 чел.), 7 эстрадных бригад БГФ (37 чел.), 75 самодеятельных кружков и коллективов (до 600 чел.), 4 бригады артистов Уфимского госцирка [23, л. 85, 181, 183.].

Из отчета политрука эстрадной бригады БГФ под руководством Х. Курбангалеева от 7 июля 1944 года следует, что бригада из 7 артистов дала 18 концертов: «номера иллюзии и работа с дрессированными собачками», башкирские, татарские народные песни и танцы, музыкальные номера (скрипка, гармонь, мандолина), художественное слово. Концертам предшествовал 20-30 минутный «доклад о международном и внутреннем положении, о задачах тыла, колхозного крестьянства, об итогах весеннего сева». Бригада выпустила в каждом колхозе 16 стенгазет, организовала доски почета и доски учета результатов социалистического соревнования, проверила клубы и лозунги, провела беседы с парторгами, председателями колхозов [23, л. 93-93 об., 94-94 об.].

Фронтовые бригады БГФ, выступавшие преимущественно с эстрадным репертуаром, формировались из местных и приезжих артистов, состоявших в штате филармонии, привлекались в эти бригады театральные актеры. В числе первых были направлены от филармонии по линии ВГКО на Южный и Юго-Западный фронты зимой и весной 1942 года бригада цирковых артистов Духновских, эстрадная бригада С. Кагана, бригада украинских

мастеров искусств (народная артистка УССР З. Гайдай, К. Лаптев, Н. Платонов, солисты балета А. Васильева и А. Соболь, скрипачка Б. Притыкина, пианист Б. Чистяков) [17, л. 9-9 об.; 24].

В 1942 году в филармонии создается эстрадный ансамбль под руководством С. Кагана, названный театром эстрады и миниатюр (официальное название). Перед новым коллективом была поставлена задача художественного обслуживания Уфы и промышленных, районных центров БАССР, подготовки в кратчайшие сроки специальной фронтовой программы. Фронтовые концерты театра состоялись осенью-зимой 1943 года [25, л. 94 об., 95, 124 об.].

Среди наиболее часто выезжающих на гастроли по Башкирии, по стране, на фронт был известный ленинградский артист оригинального жанра Арраго (Р. С. Левитин), обладавший феноменальными математическими способностями и одним из немногих на советской эстраде демонстрировавший номер «Математик на эстраде» или «живая счетная машина», номера мнемоники. Арраго фигурировал в книгах приказов по БГФ как «профессор-калькулятор» с января 1943 вплоть до конца мая 1945 года [25, л. 3 об.; 26, л. 19 об., 55, 66 об.].

Особое значение придавалось художественному обслуживанию воинов 112-й Башкирской кавалерийской дивизии. Ведущие солисты ансамбля народного танца Х. Магазова, М. Идрисов во главе с худруком Ф. Гаскаровым дважды побывали в дивизии. Здесь Гаскаров создал танцевальный коллектив из бойцов и командиров. Также для организации армейской художественной самодеятельности были командированы режиссеры БГФ Г. Хаби-буллин, С. Волков-Кривуша. Почти полгода провела в дивизии сборная фронтовая бригада лучших национальных исполнителей, которые вместе с бойцами дошли от стен Сталинграда до Курско-Орловской дуги. Это артисты Башкирского объединенного театра: драматические актеры З. Бикбу-латова, Г. Шамуков, певцы Х. Галимов, Ш. Вали-ахметова, О. Калинина, танцоры ансамбля народного танца М. Идрисов, Х. Магазова, кураист Г. Су-лейманов, баянист и композитор Т. Каримов [27, с. 24-25].

Перед бойцами дивизии выступала бригада под руководством Г. Хабибуллина, в которую входили композитор З. Исмагилов, солисты башкирской оперы С. Хуснияров, А. Хабибуллина, актеры Башкирской драмы, исполнители народных песен, танцев Г. Ушанов, Б. Юсупова, А. Мубаряков, сэ-сэн С. Исмагилов, искусствовед Г. Гаян. Полтора месяца давала концерты в дивизии после окончания Курской битвы бригада под руководством актрисы Уфимского театра русской драмы М. Левитиной. В составе указанной концертной бригады выступали эстрадные артисты филармонии: кураист Р. Бу-ляканов, певец З. Шабанов, артисты разговорного жанра Г. Латыпов, Г. Исмагилова, Н. Мубаракши-на, Р. Сабитова, баянист З. Садретдинов, оперные

певцы М. Ахметзянова, В. Галкин, солист балета С. Азаров [28]. Всего в 1943 году артистами БГФ было дано более 3 тыс. концертов, из них перед воинами Красной Армии — 987, в колхозах Башкирии — 1118 концертов [29, л. 5].

С 1943 года руководством стали рассматриваться возможности гастрольных выездов за пределы Башкирии. Коллективы направлялись на гастроли в Куйбышевскую, Ростовскую, Ульяновскую, Челябинскую, Читинскую области, Хабаровский край, Казань, Пензу, Таганрог и др. В декабре 1943 года в штате БГФ появляется должность художественного руководителя эстрадного сектора, им стал Я. А. Менес [25, л. 110].

Таким образом, годы Великой Отечественной войны явились плодотворным периодом в профессионализации эстрадно-концертной жизни в Башкирии, в обретении популярности, широкого зрителя молодой башкирской эстрадой. Значительную роль в этом процессе сыграло творческое общение, совместная работа с известными в стране профессиональными эстрадными, театральными артистами, музыкантами, композиторами, прибывшими на временное место жительства в Башкирию из культурных центров СССР.

Это было время формирования жанровой структуры программ башкирских эстрадных бригад и их концертного репертуара, в котором сочетались традиционные национальные формы с интернациональной тематикой, идейной направленностью, с советской массовой песней, произведениями башкирской советской литературы.

К творчеству в области национального эстрадного искусства и исполнительства впервые в массовом масштабе были привлечены башкирские композиторы, писатели, поэты. Обретало опыт концертной деятельности первое поколение башкирских профессиональных артистов эстрады — выходцев из самодеятельности, воспитанников национальной театральной школы 30-х гг., актеров колхозно-совхозных театров, многие из которых выступали в нескольких жанрах. Как вспоминала Фарида Кудашева, «...мы получили указание не пропускать ни одну деревню на своем пути, ни один клуб. .Мне, как и другим в бригаде, приходилось выступать в различных амплуа: пела, читала стихи, танцевала, разыгрывала сценки» [30, с. 55].

Эстрадным жанрам принадлежало особое и ведущее место в насыщенной концертной жизни военного времени. Идеологический и положительный эмоционально-психологический заряд в суровые военные будни и быт вносили, прежде всего, массовая патриотическая, лирическая и народная песня, художественное слово, шутка, юмор, сатирические зарисовки, злободневные куплеты, частушки, скетчи. На эстраду вышли старинные пласты национального фольклора. К уникальному яв-

лению башкирской профессиональной концертной сцены военного времени следует отнести творчество поэта-импровизатора Саита Исмагилова, который в составе башкирской эстрадной бригады объездил все районы БАССР, выезжал на гастроли в другие области и республики, выступал перед частями Красной Армии.

Была создана система концертно-гастрольных выступлений, передвижных бригад, обслуживавших войска, призывные и агитационные пункты, раненых в госпиталях, работников тыла. В этой системе, с одной стороны, были задействованы профессионалы русской, украинской и башкирской концертной эстрады, среди которых были представители «академической эстрады» — мастера искусств драматической, оперной сцены, с другой стороны, начинающие эстрадные артисты различных жанров, для многих из которых фронтовые и тыловые концерты стали началом большой творческой жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Эстрада в период Великой Отечественной войны // Русская советская эстрада. 1930-1945. Очерки истории / Под. ред. Е. Д. Уваровой. М.: Искусство, 1977. С. 371-397.

2. Бенедиктов В. К предстоящим спектаклям театра оперетты и миниатюр // Красная Башкирия. 1941. 7 августа.

3. Кузнецова Е. Первая программа театра оперетты и миниатюр // Красная Башкирия. 1941. 16 августа.

4. Красная Башкирия. 1941. 30 дек.

5. Красная Башкирия. 1942. 15 янв.

6. Красная Башкирия. 1942. 18 января.

7. Красная Башкирия. 1942. 23 января.

8. Красная Башкирия. 1942. 25 января.

9. Красная Башкирия. 1942. 29 января.

10. Красная Башкирия. 1942. 8 февраля.

11. Красная Башкирия. 1942. 14 марта.

12. Красная Башкирия. 1942. 20 марта.

13. Красная Башкирия. 1942. 30 мая.

14. Красная Башкирия. 1942. 26 июня.

15. Красная Башкирия. 1942. 8 августа.

16. Красная Башкирия. 1942. 23 июля.

17. Книга приказов №5. 1942. Январь - декабрь // Архив БГФ им. Х. Ахметова.

18. Книга приказов №4. 1941. 17.06.-31. 12. // Архив БГФ им. Х. Ахметова.

19. Башкирия в годы Великой Отечественной войны. 19411945: Документы и материалы. Уфа: Китап, 1995. 542 с.

20. Документы мужества и героизма Сборник документов и материалов / Сост. Т. Х. Ахмадиев и др. Уфа: БКИ, 1980. 320 с.

21. Шабанов А. Башфилармония в эти дни // Красная Башкирия. 1941. 30 октября.

22. Емасов Д. Показ башкирского искусства // Красная Башкирия. 1942. 13 июня.

23. ЦГАОО РБ. Ф. 122. Оп. 24. Д. 433.

24. Артисты едут на фронт // Красная Башкирия. 1942. 15 февраля.

25. Книга приказов №6. 1943. январь-декабрь // Архив БГФ им. Х. Ахметова.

26. Книга приказов №8. 1944. август-декабрь 1945. январь-июль // Архив БГФ им. Х. Ахметова.

27. Шафиков Г. Жизнь, очарованная танцем. Уфа: БКИ, 1986. 72 с.

28. Башкирские артисты едут на фронт // Красная Башкирия. 1943. 1 августа.

29. ЦГИА РБ. Ф. Р-4133. Оп. 1. Д. 7.

30. Фарида Кудашева. Жизнь и творчество: альбом / Сост. Г. Галимова, Х. Назир. Уфа: Китап, 2004. 202 с.

Поступила в редакцию 25.11.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.