Научная статья на тему 'К вопросу о становлении профессионального искусства эстрады Башкортостана'

К вопросу о становлении профессионального искусства эстрады Башкортостана Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

368
72
Поделиться
Ключевые слова
ЭСТРАДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭСТРАДА / НАЦИОНАЛЬНОЕ СЦЕНИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭСТРАДА / НАЦИОНАЛЬНОЕ ЭСТРАДНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / VARIETY ART / PROFESSIONAL VARIETY ART / NATIONAL PERFORMING ARTS / NATIONAL VARIETY ART / NATIONAL VARIETY ART PERFORMANCE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ворохов Т. С.

Рассматривается процесс становления профессионального искусства эстрады в советской Башкирии в 20–30-е гг. ХХ в. в аспекте формирования национальных форм эстрадного искусства. На конкретном историческом материале по организации национальной музыкально-театральной жизни выявляются особенности создания условий и складывания профессионального национального эстрадного исполнительства в контексте советской национальной политики.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Ворохов Т. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CONCERING THE FORMATION OF PROFESSIONAL VARIETY ART IN BASHKORTOSTAN

The article analyzes the process of forming professional variety art in Soviet Bashkortostan in 1920–30s, examining it from the perspective of shaping national forms of variety art. Specific historical materials related to the national music and theatre life organization reveal the peculiarities of the environment where the professional national variety art was formed in the context of soviet national politics.

Текст научной работы на тему «К вопросу о становлении профессионального искусства эстрады Башкортостана»

УДК 792.7.03

К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИСКУССТВА ЭСТРАДЫ БАШКОРТОСТАНА

© Т. С. Ворохов

Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства Россия, 191028 Санкт-Петербург, ул. Моховая, 34.

Тел.: + 7 (812) 273 08 12.

E-mail: timurvorokhov@mail.ru

Рассматривается процесс становления профессионального искусства эстрады в советской Башкирии в 20-30-е гг. ХХ в. в аспекте формирования национальных форм эстрадного искусства. На конкретном историческом материале по организации национальной музыкально-театральной жизни выявляются особенности создания условий и складывания профессионального национального эстрадного исполнительства в контексте советской национальной политики.

Ключевые слова: эстрада, профессиональная эстрада, национальное сценическое искусство, национальная эстрада, национальное эстрадное исполнительство.

Эстрадное искусство в региональном аспекте -явление, включенное в общероссийское историкокультурное пространство. Его самобытность определяется множеством факторов, из которых первичными являются историческое прошлое народов, населяющих регион, культурные корни и особенности национальной культуры, национальный колорит.

Официальной идеологической установкой советской власти было предоставление каждой т.н. «титульной» нации возможности создать или творчески развить «свое» искусство, вбирая при этом «все то лучшее и наиболее яркое в родственных жанрах, что содержат другие братские национальные культуры» [1, с. 2]. Советская эстрада рассматривалась не просто как вид искусства, но и как социокультурный интернациональный феномен,

включающий в себя эстраду народов, населяющих СССР. При этом национальная эстрада выступала как «диалектическое сочетание интернациональной общности и национальных различий» [2, с. 3].

Национальная эстрада советского времени -это была, прежде всего, эстрада коренного народа, давшего наименование национальной республике. Поэтому, рассматривая генезис профессионального искусства эстрады в региональном пространстве, важно выявить особенности преломления общих тенденций развития советской эстрады в условиях национальной республики. Актуальность обращения к данной теме определяется еще и тем, что специальные исследовательские работы обобщающего характера по истории зарождения эстрадного искусства Башкортостана отсутствуют. В статье делается попытка проследить на конкретном историческом материале процесс складывания национальных форм эстрады как важной составной части формирующегося в послереволюционный период советской истории башкирского профессионального искусства. При этом ведущей задачей является выявить факторы, которые содействовали зарождению национального эстрадного исполнительства, опираясь на имеющийся исследовательский мате-

риал о культурной жизни после провозглашения советской башкирской автономии, на анализ сведений из местной прессы (анонсы театрально-концертной практики, рецензии и пр.).

20-30-е гг. ХХ в. были временем создания условий для становления самобытных театральных и музыкальных культур на окраинах бывшей Российской империи. Нерусские народы России вступили в новый исторический этап, обладая в основном ценностями народного творчества, зачатками профессиональных форм театрально-концертной жизни.

До Октября 1917 г. у башкир, коренного населения Уфимской губернии, сложились оригинальные формы и жанры устно-поэтического и музыкального исполнительства, в которых присутствовали, как отмечают исследователи традиционной культуры (С. Рыбаков, И. Салтыков, Л. Лебединский, Л. Атанова, Р. Сулейманов, З. Имамутдинова, М. Идрисова и др.), черты своеобразного профессионализма, проявлявшиеся в творчестве сказителей (сэсэнов), певцов (йырау), кураистов (курайсы). Выход на сценически-концертный уровень исполнительства осуществлялся в послереволюционный период, прежде всего, благодаря процессам формирования основ национального сценического (театрального) искусства, государственного музыкального строительства, развития массового самодеятельного искусства.

Как известно, большую роль в становлении советской эстрады сыграла работа артистов в Красной Армии, ставшей в период Гражданской войны основным местом проведения концертов. При ее политических органах были сформированы концертно-театральные бригады, число которых к началу 20-х гг. выросло до 1210 [3, с. 92]. В советской Башкирии на базе красноармейских театров политотделов Туркестанской армии и V армии, состоявших из профессиональных актеров дореволюционных театральных трупп края «Сайяр», «Нур», «Ширкет», а также из актеров самодеятельных кружков, были созданы театр политуправления Башкирской республики (август-сентябрь 1919 г.),

Уфимский татаро-башкирский показательный театр (весна 1920 г.) и Первый башкирский государственный театр (лето 1920 г.) в г. Стерлитамаке [4, с. 11; 5, с. 174-178]. Актеры давали в Уфе и Стер-литамаке, тогдашней столице Башкирской республики, бесплатные концерты для красноармейцев и рабочих, были широко задействованы в дни празднования годовщин Октябрьской революции, в концертах-митингах. Осенью 1920 г. бригада артистов Первого Башгостеатра выехала для обслуживания башкирской дивизии, воевавшей на Петроградском фронте, где около года выступала с концертами и спектаклями.

В 1924 г. на основе башкиро-татарской труппы Башкирского государственного театра создается Башкирский передвижной театр, который гастролировал по сельским районам (кантонам и волостям) ежегодно летом в среднем 3 месяца до 1929 г. [6, с. 360]. Выезд в сельские районы был приурочен, как правило, к началу сабантуев - традиционного народного праздника башкиро-татарского населения, напоминающего театрализованное действие с различными играми, состязаниями, выступлениями народных исполнителей. В репертуаре передвижки преобладали историко-этнографические пьесы, основанные на популярных башкирских песнях-легендах, театрализации башкирских народных обрядов. Музыка, песня органически сливались с сюжетным содержанием таких спектаклей. Многие актеры, пришедшие из самодеятельности, использовали опыт традиционной исполнительской культуры с ее неразрывностью слова, пения и танца. После окончания спектакля актеры устраивали импровизированные концерты с исполнением башкирских и татарских народных песен, стихов национальных поэтов, танцев.

Примечательно, что в Москве в 1924 г. возник Научно-этнографический театр. Он был передвижным и ставил целью воспроизвести быт народов СССР в их обрядах, песнях, плясках и домашнем укладе жизни [7, с. 354]. В 1927 г. главным режиссером Башгостеатра Вали Муртазиным-Иманским была поставлена пьеса М. Бурангулова «Башкирская свадьба», ставшая первым башкирским спектаклем с развернутым музыкальным сопровождением. Композиторы Х. Ибрагимов и И. Салтыков включили в музыкальную партитуру «Башкирской свадьбы» 20 башкирских мелодий [8, с. 3-4]. По сюжету пьеса насыщена обрядовыми песнями, танцами, играми, бытовавшими у башкир с древности. Широко использовались башкирская народная песня в сольном и коллективном исполнении, курай-ные наигрыши. Прямое общение со зрителем как специфическая черта эстрады наиболее ярко проявилась в данном спектакле. Действие захватывало сцену и зрительный зал, во время состязаний устраивали бег мальчиков в зрительном зале. Количество участников доходило до ста человек. Актеры, хорошо знавшие обычаи и особенности поведения

народа, в ходе действия импровизировали, разыгрывали комические сценки, увиденные в жизни, добавляя к речи своих персонажей народные выражения, что еще более укрепляло связь со зрителем [9, с. 76].

В передвижном театре нашли себя как первые концертно-эстрадные исполнители башкирской музыки и танца многие драматические актеры, оказавшиеся великолепными певцами и танцорами (впоследствии народные артисты БАССР Танхылу Рашитова, Бэдер Юсупова, Гиният Ушанов и др.). Театр привлек и выдвинул талантливых музыкан-тов-кураистов (Х. Ахметов, Ю. Исянбаев, З. Ис-магилов и др.). Именно эта группа актеров к середине 20-х гг. вывела самобытное башкирское народное искусство за пределы республики. Летом 1925 г. в Париже на Всемирной выставке декоративных искусств в «этнографических концертах СССР» принимает участие Юмабай Исянбаев. В

1927 г. он участвует во Всемирной музыкальной выставке во Франфуркте-на-Майне, до февраля

1928 г. гастролирует в составе группы советских артистов по странам Европы. Во время этих концертов исполнительница русских песен Ирма Яун-зем поет в сопровождении Ю. Исянбаева башкирские народные песни [10, с. 67]. Ростки национальной эстрады были представлены на Всесоюзной театральной олимпиаде 1930 г.: в этнографических концертах олимпиады выступает концертный ансамбль, составленный из артистов Башкирского театра: башкирские протяжные песни исполняла актриса театра, певица Танхылу Рашитова, башкирские народные танцы - Бэдер Юсупова и Гиният Ушанов, башкирские инструментальные мелодии -группа кураистов во главе с Хамитом Ахметовым [11, с. 487].

В процессе работы над музыкальным оформлением первых национальных спектаклей с фольклорно-этнографической основой создавались первые обработки башкирских и татарских народных песен, инструментальных мелодий, а также первые оригинальные сочинения в песенном жанре. Самыми популярными в 20-х гг. были песни самодеятельных композиторов: Х. Ибрагимова «Марш

красных рот», «Марш ударников», «Девушка-

жница», «На смерть Ленина», М. Валеева «Белая береза», «Наша деревня», «Красивая степь»,

Г. Альмухаметова «Качаются лодки», «На берегу Агидели», С. Габяши «Кукушка», К. Рахимова «Марш колхозников», «Мы крылаты».

Зарождающаяся национальная профессиональная эстрада в своей основе была фольклоризи-рованной эстрадой. Изучение материалов местной прессы, в которой регулярно печатались анонсы и обзоры по летним и зимним театральноконцертным сезонам, показало, что для 20-х гг. были характерны разовые концертные выступления первых национальных профессиональных исполнителей - отдельных певцов, танцоров, музыкантов-

исполнителей, основой творчества которых была традиционная народная культура. В основном это были драматические актеры, многие из которых пришли в театр из художественной самодеятельности. С конца 20-х-начала 30-х гг. еще одним важным источником формирования будущих профессиональных эстрадных исполнителей станет Башкирский государственный техникум искусств с музыкальным (1922 г.) и театральным отделением, открывшимся в 1926 г.

Башкирский государственный театр драмы стоял у истоков колхозно-совхозных театров, которые внести свою лепту в формирование национального эстрадного исполнительства и национальной эстрадно-концертной жизни. Их стали открывать в различных районах Башкирии в первой половине 30-х гг., формируя творческие коллективы из выпускников техникума искусств, актеров первого Баш-гостеатра, из самодеятельных артистов. На втором всебашкирском фестивале колхозно-совхозных театров в апреле 1936 г. приняли участие уже 7 театров. Они вели работу на четырех языках - башкирском, татарском, русском, чувашском. Одноактные пьесы, скетчи, небольшие концерты - вот весь репертуар в начале творческого пути. В главном республиканском печатном издании «Красная Башкирия» в заметке от 28 апреля 1936 г. по итогам фестиваля указывалось, что в 1935 г. театры дали, помимо спектаклей, 198 концертов, 74 радиоконцерта, выпустили 447 «живых газет». Отмечая успехи, жюри подчеркнуло, что театры еще не приступили к освоению образцов классической и советской драматургии, критиковало за излишнее выпячивание этнографии, бытового натурализма, упрощенчество, элементы цирковщины. Фактически, это был упрек за увлечение «малыми формами» (концертные приемы режиссуры).

Одним из главных источников кадров для нарождающейся башкирской профессиональной эстрады явилась художественная самодеятельность. Развитие самодеятельного искусства было провозглашено государственной задачей уже в первые послереволюционные годы и приняло грандиозные масштабы в годы «сталинских пятилеток». Характерным явлением культурной жизни республики стала организация на предприятиях, колхозах и совхозах различных художественных коллективов: театральных кружков, в т.ч. кружков малых форм, хоров, оркестров и ансамблей народных инструментов, кружков сольного исполнительства (вокал, декламация, танец). Интересным является факт существования самодеятельного колхозного театра малых форм при политотделе Бирской машиннотракторной станции, которым, как сообщается в газетной заметке о театре, «пропущено и художественно оформлено 98 местных фактов», скорее всего, в виде «живой газеты» [12].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особое развитие в 30-е гг. по всей стране получили национальные ансамбли песни и пляски. В

Башкирии в середине 30-х гг. композитором-мелодистом Х. Ибрагимовым был создан башкирский ансамбль песни и пляски при Доме Красной Армии (ДКА), состоявший из 80 певцов, танцоров, исполнителей на национальных инструментах. Это был первый постоянно функционирующий, крупный национальный творческий коллектив. Хотя он носил самодеятельный характер, тем не менее ансамбль послужил прообразом и основой для создания профессиональных коллективов, выступающих на концертной эстраде, так же, как и вокальная студия Башкирского Совета профсоюзов (руководитель А. Г. Тихомиров). Созданная весной 1935 г. с башкирским (40 башкир и татар) и русским (60 певцов-любителей) отделениями, в 1937 г. студия переводится в систему Управления по делам искусств при Совете народных комиссаров Башкирской автономной советской социалистической республики (СНК БАССР) под руководство Дома народного творчества [13, с. 41-42]. В репертуаре хоров наряду с классическими сочинениями были массовые советские песни, народные и революционные песни.

Все эти процессы подготовили базу для перехода к концу 30-х гг. к организованным профессиональным формам концертной жизни. Исключительную роль в этом сыграл Газиз Альмухаметов, первый профессиональный певец из числа башкир, виртуозный исполнитель башкирской протяжной песни озон-кюй, начавший свою концертную деятельность еще до революции. С его именем, прежде всего, связаны редкие еще в 20-е гг. в Башкирии национальные сольные концерты. По его инициативе в 1932 г. была открыта Башкирская национальная студия (отделение) при Московской государственной консерватории. В первый год обучения Г. Альмухаметов сам руководит работой отделения. Первые выпускники студии - Б. Валеева, Г. Хабибуллин, Г. Галимов, З. Ильбаева, Ш. Валиахметова, М. Габдрахманова, В. Галкин, М. Максю-това, О. Сыртланова составили основу труппы открытого в 1938 г. Башкирского оперного театра. Благодаря творческой деятельности многих из них на широкую концертную профессиональную эстраду вышла башкирская народная песня, в особенности протяжная песня, определившая наряду с массовой советской башкирской песней «лицо» башкирской песенной эстрады в 40-60-е гг. Первый опыт концертных выступлений перед массовым зрителем студенты студии приобретали, разъезжая на каникулах вместе своим учителем с концертами по городам и селам республики. Газиз Альмухаме-тов считал необходимым иметь постоянную концертную бригаду (ансамбль) из национальных ис-полнителей-профессионалов. Она была создана в соответствии с приказом Управления по делам искусств СНК БАССР летом 1936 г. во главе с Г. Альмухаметовым. Два месяца бригада, в которую вошли исполнитель на мандолине Исмагил

Илялов, молодая певица Диана Нурмухаметова, танцовщица Загида Бахтиярова, пианистка Вера Ивановская, разъезжала по селам Башкирии [14, с. 17].

Как отмечал в юбилейной статье, посвященной 20-летию БАССР, начальник Управления по делам искусств СНК БАССР Х. Тахаев, «широкие массы населения знакомились с музыкальной культурой исключительно через гастроли случайных музыкальных коллективов и ансамблей, которые приезжали в Уфу». Сдвиг, по его мнению, произошел в 1938 г., когда была создана Башкирская государственная филармония [15]. Филармония создавалась на базе концертно-эстрадного бюро Управления по делам искусств СНК БАССР, процесс реорганизации которого затянулся на весь

1938 г. и завершился принятием постановления СНК БАССР 20 января 1939 г. об учреждении Башкирской государственной филармонии (БГФ). Открытие филармонии означало официальное рождение профессиональной эстрады. Указанным постановлением поручалось «организовать работу по обслуживанию колхозов и совхозов концертами в плановом порядке путем заключения договоров между хозяйственными организациями (совхозы, колхозы, клубы и т.д.), с одной стороны, и БГФ - с другой» [16, с. 34-35 ]. Любым организациям и учреждениям воспрещалось устройство концертов профессиональными силами, помимо БГФ. Фактически завершился процесс огосударствления эстрадного творчества в масштабе республики, который в стране стал принимать организованные формы с созданием в 1931 г. Государственного объединения музыки, эстрады, цирка [17, с. 38].

18 сентября 1938 г. в «Красной Башкирии» появилось характерное объявление: «Башкирская филармония проводит учет всех артистов, желающих работать на эстраде. Все состоящие или ранее состоявшие на учете также должны вновь стать на учет в порядке переучета. Учет будет проходить до 20 сентября в конторе театра им. Луначарского. Необходимо иметь паспорт, профсоюзный билет и репертуар в оригинале. Не прошедшие учета или переучет к эстрадной работе допускаться не будут».

С 1938 г. в составе организующейся филармонии начали создаваться творческие коллективы. Первым крупным профессиональным коллективом стал Башкирский ансамбль песни, пляски и музыки (БАППиМ), танцевальный коллектив которого составили ансамбль учащихся хореографического отделения Башкирского техникума искусств и танцовщики-любители. Этот ансамбль зародился еще в 1936 г. и выступал как ансамбль упомянутого концертно-эстрадного бюро (первый публичный концерт состоялся 20 мая 1936 г.). БАППиМ включал в мае 1938 г. 63 исполнителя, в числе которых были 45 хористов (из башкирского хора вокальной студии Башпрофсоюза), 12 танцовщиков, 4 кураиста и 2 баяниста. В ноябре 1938 г. танцевальный коллектив БАППиМ объявил себя ансамблем народного

танца и тогда же состоялся первый концерт коллектива. Его руководителем с марта 1939 г. становится воспитанник студии Большого театра, ученик и ассистент Игоря Моисеева Файзи Гаскаров (19121984), преподававший хореографию в Башкирском техникуме искусств [18, л. 1-12; 29]. Представление о первых профессиональных коллективах филармонии дает объявление, опубликованное 8 июня

1939 г. в «Красной Башкирии», о республиканском празднике в честь 20-летнего юбилея БАССР, в рамках которого на трех эстрадных площадках Уфы было запланировано выступление ансамбля песни и пляски, ансамбля кураистов, оркестра народных инструментов, духового оркестра БГФ.

В январе 1940 г. состоялся первый большой отчетный концерт филармонии. Русский хор под управлением А. Тихомирова исполнил кантату о Сталине А. Александрова и ряд песен советских композиторов. Вокалисты представили башкирские и татарские народные песни. Наибольший успех выпал на долю ансамбля народного танца под руководством Ф. Гайскарова [19]. Особо аплодировали солистам Х. Магазовой и И. Ибрагимову, которые к этому времени вернулись из Москвы с финального тура Первого Всесоюзного конкурса артистов эстрады (декабрь 1939 г.), попав в число немногим более 30 участников 3 тура, а Хазина Магазова была награждена почетным дипломом за исполнение башкирского народного танца «Муг-лифа» [20, с. 15].

В конце 1940 г. была создана первая башкирская национальная эстрадная бригада. Это была передвижная творческая группа, перед которой, в первую очередь, ставилась задача концертного обслуживания жителей башкирской деревни. К началу Великой Отечественной войны будут созданы еще три эстрадные бригады [21, с. 20].

Таким образом, с момента образования башкирской советской автономии в марте 1919 г. складываются благоприятные условия для формирования башкирского национального профессионального искусства. Основы профессионального искусства эстрады закладывались в театрализованном воспроизведении башкирских народных песен-преданий и активной концертной деятельности Башкирского передвижного театра. Представления самых различных национальных театральных коллективов вбирали в себя элементы эстрадного искусства. Становление профессионального национального эстрадного исполнительства шло в русле основных тенденций всей советской эстрады с ее агитационностью и публицистичностью при сохранении, тем не менее, специфических особенностей на основе глубинных народных традиций и фольклорных жанров.

20-30-е гг. ХХ в. - период противоречий и взлетов, поиска нового и усиления государственного контроля в сфере искусства, отмеченный бурным развитием национальной музыкально-театральной

культуры: открыты театры, филармония, организовано музыкальное вещание (1928 г.), первые творческие, в т.ч. крупные эстрадные коллективы, созданы профессиональные учреждения для подготовки кадров, написаны первые композиторские произведения в области национальной музыки, среди которых массовые советские башкирские песни, эстрадно-музыкальные обработки народных мелодий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мы держим древко одного знамени // Советская эстрада и цирк. 1971. №12. С. 1-3.

2. Уварова Е. Проблемы массового искусства // Советская эстрада и цирк. 1986. №7. С. 1-3.

3. История современной отечественной музыки: Учебник (1917-1941). Вып. 1 / ред. М. Е. Тараканов. М.: Музыка, 1995. 478 с.

4. Башкирский государственный академический театр драмы / сост. В. Г. Галимов, С. С. Саитов. Уфа: Башкнигоиздат, 1969. 227 с.

5. Театр народов СССР. 1917-1921: Документы и материалы / ответ. ред. А. З. Юфит. Л.: Искусство, 1972. 320 с.

6. Вахитов Ф. Башкирский театр // История советского драматического театра. Т. 2. 1921-1925. М., 1966. С. 356-362.

7. Советский театр. Документы и материалы. Т. 3. 1921— 1926. Л.: Искусство, 1975, 463 с.

8. Галина Г. С. Из истории башкирской музыкальной культуры: Пособие по культуре Башкортостана. Уфа, 2000. 46 с.

9. Фарзутдинова Л. С. Драматургия М. Бурангулова и становление башкирского сценического искусства // Скази-тельное и литературное творчество Мухаметши Бурангулова: Сб. ст. Уфа, 1992. С. 70-80.

10. Ахметжанова Н. В. Башкирская этномузыкология. Исследование: Ч. 2. Уфа, 2009. 124 с.

11. Волков-Кривуша С. Башкирский театр // История советского драматического театра. Т. 3. 1926-1932. М., 1967. С. 473-490.

12. Кухарчук Ю. Конкурс музыкантов. Колхозный театр в Бирской МТС // Красная Башкирия. 12 января. 1935.

13. Фоменков М. П. Очерки истории развития хорового искусства Башкортостана. Уфа: Китап, 2001. 193 с.

14. Газиз Альмухаметов: Статьи. Воспоминания. Документы / авт. сост. М. А. Идрисова. Уфа: Китап, 2008. 208 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Тахаев Х. Искусство Башкирии за 20 лет // Красная Башкирия. 1939. 7 июня.

16. Султанов Ф. В. Культура - общенародное достояние. М.: Советская Россия. 1985. 160 с.

17. Русская советская эстрада.1917-1929. Очерки истории / отв. ред. Е. Уварова. Т. 1. М.: Искусство, 1976. 406 с.

18. Башкирская государственная филармония. Книга приказов. 1938. 20.7-1939.1.8.

19. Леонидов Л. Концерт филармонии // Красная Башкирия. 1940. 14 января.

20. Шафиков Г. Жизнь, очарованная танцем. Уфа: БКИ, 1986. 72 с.

21. Кузыев Р. У. Башкирское искусство за 30 лет // Расцвет просвещения и культуры в Башкирии. Уфа: Башгосиздат, 1947. С. 17-24.

Поступила в редакцию 02.07.2012 г.