Научная статья на тему 'Исполнительское мастерство узбекской пианистки Мадины Файзиевой'

Исполнительское мастерство узбекской пианистки Мадины Файзиевой Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1271
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИАНИСТКА / СЛУШАТЕЛЬ / МУЗЫКА / ИСПОЛНИТЕЛЬ / МЫШЛЕНИЕ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / ПРОИЗВЕДЕНИЕ / МАСТЕРСТВО / PIANIST / LISTENER / MUSIC / PERFORMER / THINKING / INTERPRETATION / WORK / SKILL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Исмаилова Гулноза Бахрамовна

Одной из самых ярких пианисток, активно выступающих на узбекских и международных концертных сценах, является лауреат международных конкурсов, доцент кафедры специального фортепиано Государственной консерватории Узбекистана Мадина Файзиева, художественный облик которой притягателен. Наряду с ясным логическим мышлением, артистическим темпераментом, масштабом исполнительских концепций её отличают загадочность, харизма, строгость. Эти черты пианистки проявляются и в её игре строго академической и в то же время импровизационно свободной. Техническое совершенство исполнительского искусства Файзиевой находится на высоте, где на первый план выступают поэтичность, образный мир музыки, который она вдохновенно раскрывает в общении со слушателями, доставляя им эстетическое сопереживание в процессе художественного восприятия. Игра пианистки зачаровывает своим тонусом, красотой звучания, высочайшей исполнительской культурой. Эстетическое воздействие пленительного искусства Мадины Файзиевой заключается в таинстве душевных движений, наполняющих глубоким смыслом её интерпретации. Всё это делает исполнительское искусство пианистки особо актуальным и значимым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXECUTIVE SKILL OF UZBEK PIANIST MADINA FAYZIYEVA

Оne of the brightest pianists, actively performing on Uzbek and international concert scenes, is the winner of international competitions, associate professor of the Special Piano Department of the State Conservatory of Uzbekistan Madina Fayziyeva, whose artistic appearance is attractive. Along with a clear logical thinking, artistic temperament, scale of performing concepts, it is distinguished by mystery, charisma, severity. These features of the pianist manifest themselves in her game strictly academic and at the same time improvisationally free. The technical perfection of the performing art of Fayziyeva is at a height where the poetry, the imaginative world of music, which she inspiredly reveals in communicating with the audience, giving them aesthetic empathy in the process of artistic perception come to the fore. The pianist's play enchants with its tone, beauty of sound, and the highest performing culture. The aesthetic effect of the fascinating art of Madina Fayziyeva lies in the sacrament of spiritual movements, which fill her with a deep meaning. All this makes the performing art of a pianist particularly relevant and significant.

Текст научной работы на тему «Исполнительское мастерство узбекской пианистки Мадины Файзиевой»

между каждые полтона, определяя места в центовом измерении, доказывая, что октава может создавать музыку из тридцать три нот. Нельзя не говорить, что это научное исследование был основным толчком в восстановлении древних нот узбекского макома.

В фестивале "Навруз садолари" приняли участие оркестр из Бурятии, ансамбли народных инструментов из Монголии, Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана. В составе ансамблей каждый народ участвовал со своими национальными костюмами, исполняли народные песни и сочинения, составленные в современных направлениях. Основной программой фестиваля стала композиция Дилором Саидаминовой под названием "Сароб" Произведение было в современном направлении, и слушатели по-разному принимали исходя из своего понимание, мировоззрение.

Учитывая, что музыка оказывает большое влияние на сознание человека, его мышление, необходимо, конечно же, представить молодежи произведения, состоящие из оригинальных мелодий. Именно эти аспекты следует учитывать в создаваемых современных произведениях. Передача таких музыкальных образцов молодым людям будет очень полезной. Каждый слушатель понимает современную музыку через свое мировоззрение, мышление. Если мы хотим, чтобы современная музыка расширила мировоззрение молодежи, то следует обратить внимание на их создание в оригинальных нотах, исполнение на профессиональном уровне. Ведь такие произведения призывают молодежь к творчеству, прогрессу в каждом деле, к многогранности, к мастерству своего дела.

Список литературы /References

1. Матякубов Ш.Б. «Традиции "наставник и ученик" в обучении традиционного исполнительства», // Проблемы педагогики. № 2 (41), 2019.

2. Досимбетов Батир. «Най - неповторимый инструмент в музыкальном наследии Узбекистана», // Наука, образование и культура. №2(26), 2018.

ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ МАСТЕРСТВО УЗБЕКСКОЙ

ПИАНИСТКИ МАДИНЫ ФАЙЗИЕВОЙ Исмаилова Г.Б. Email: [email protected]

Исмаилова Гулноза Бахрамовна - преподаватель, отделение специального фортепиано, Республиканский специализированный музыкальный академический лицей им. В. Успенского Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: одной из самых ярких пианисток, активно выступающих на узбекских и международных концертных сценах, является лауреат международных конкурсов, доцент кафедры специального фортепиано Государственной консерватории Узбекистана Мадина Файзиева, художественный облик которой притягателен. Наряду с ясным логическим мышлением, артистическим темпераментом, масштабом исполнительских концепций её отличают загадочность, харизма, строгость. Эти черты пианистки проявляются и в её игре - строго академической и в то же время импровизационно свободной. Техническое совершенство исполнительского искусства Файзиевой находится на высоте, где на первый план выступают поэтичность, образный мир музыки, который она вдохновенно раскрывает в общении со слушателями, доставляя им эстетическое сопереживание в процессе художественного восприятия. Игра пианистки зачаровывает своим тонусом, красотой звучания, высочайшей

исполнительской культурой. Эстетическое воздействие пленительного искусства Мадины Файзиевой заключается в таинстве душевных движений, наполняющих глубоким смыслом её интерпретации. Всё это делает исполнительское искусство пианистки особо актуальным и значимым.

Ключевые слова: пианистка, слушатель, музыка, исполнитель, мышление, интерпретация, произведение, мастерство.

EXECUTIVE SKILL OF UZBEK PIANIST MADINA FAYZIYEVA

Ismailova G.B.

Ismailova Gulnoza Bakhramovna - Teacher, DEPARTMENT OF SPECIAL PIANO, REPUBLICAN SPECIALIZED MUSIC ACADEMIC LYCEUM NAMED AFTER V. USPENSKY STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: онв of the brightest pianists, actively performing on Uzbek and international concert scenes, is the winner of international competitions, associate professor of the Special Piano Department of the State Conservatory of Uzbekistan Madina Fayziyeva, whose artistic appearance is attractive. Along with a clear logical thinking, artistic temperament, scale of performing concepts, it is distinguished by mystery, charisma, severity. These features of the pianist manifest themselves in her game - strictly academic and at the same time improvisationally free. The technical perfection of the performing art of Fayziyeva is at a height where the poetry, the imaginative world of music, which she inspiredly reveals in communicating with the audience, giving them aesthetic empathy in the process of artistic perception come to the fore. The pianist's play enchants with its tone, beauty of sound, and the highest performing culture. The aesthetic effect of the fascinating art of Madina Fayziyeva lies in the sacrament of spiritual movements, which fill her with a deep meaning. All this makes the performing art of a pianist particularly relevant and significant. Keywords: pianist, listener, music, performer, thinking, interpretation, work, skill.

УДК 078

Характерные черты исполнительского стиля Файзиевой - отточенный во всех деталях пианизм, яркая эмоциональность, свежесть восприятия классики, высокий эстетический вкус. Эти качества многогранно раскрываются как в исполнении сольных произведений, так и в ансамбле с оркестрами и дирижёрами, поражая слушателей вдохновенной поэтикой, глубиной, виртуозностью, богатством образов, мастерством колорита, тщательно продуманным конструктивным построением исполнительской формы. Репертуар пианистки поражает широким диапазоном произведений от старинных мастеров мировой музыкальной классики до современных образцов фортепианной литературы. Важное место в её концертных программах занимают произведения композиторов Узбекистана, изучению которых пианистка уделяет большое внимание. Особый интерес она питает к творчеству Мухаммаджана Атаджанова, является исполнителем его фортепианных концертов, о которых написала увлекательное, глубоко содержательное учебное пособие, в котором выявлена самобытность выразительных средств Атаджанова как композитора и пианиста. «В связи с постижением творческого стиля М. Атаджанова, пианисту, обращающемуся к его фортепианным концертам, - отмечает М. Файзиева, - следует знать, каким образом происходило формирование творческой личности композитора, достигшего таких высот в музыкальном искусстве» [1, 34]. Следует отметить, что в данном учебном пособии раскрывается процесс становления и развития композитора и пианиста

М. Атаджанова, сформировавшегося как талантливая высокохудожественная личность в семье замечательного хорезмского музыканта.

С огромным успехом Файзиева исполняла фортепианные сочинения Мухаммаджана Атаджанова на зарубежных концертных сценах, в частности, в Китае, Эстонии, Латвии. Виртуозные этюды «Вояж» и «Арал» в исполнении узбекской пианистки, публика неизменно встречала с восторгом, настойчиво требуя бисирования.

С большим успехом выступала Файзиева в музыкальных вечерах «Девять волшебных нот», проведённых Секретариатом Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в китайской столице в сольном концерте, состоявшемся в ноябре 2017 года. В виртуозном исполнении пианистки из Узбекистана прозвучали произведения Иоганна Себастьяна Баха, Сергея Рахманинова, Фредерика Шопена, а также китайских композиторов.

Пианистка любит включать в свои концерты фортепианные циклические сочинения композиторов Узбекистана, в числе которых «Это не должно повториться» - Совета Вареласа, «Импровизация и токката» - Феликса Янов - Яновского, «Силуэты» - Дмитрия Янов-Яновского и другие. В её исполнении эти масштабные произведения обретают свою дальнейшую исполнительскую жизнь и судьбу, раскрываются новыми гранями, которые привносит в них талантливая пианистка.

Сольные концертные программы Мадины Файзиевой включают в себя сложнейшие произведения мировой фортепианной литературы. Несомненным достижением узбекской пианистки в этом плане следует назвать исполнение Чаконы Иоганна Себастьяна Баха в транскрипции Ферруччо Бузони. Это грандиозное произведение пианистка играет на едином дыхании, величественно и масштабно.

Мадина Файзиева сумела найти такие выразительные краски рояля, которые создают у слушателя ощущение органной звучности, покоряют исполнительским мастерством и удивительно глубоким пониманием стиля музыки эпохи барокко.

Мадина Файзиева уделяет пристальное внимание изучению творчества С. Рахманинова, его музыке, его исполнительским принципам. В личной библиотеке Мадины Мухсиновны, являющейся моим замечательным педагогом, имеется полное собрание фортепианных сочинений величайшего из композиторов Сергея Рахманинова, а также все записи его исполнений в качестве выдающегося пианиста. «Сергей Васильевич Рахманинов - мой кумир, моя Вселенная, эталон Человека и Художника, перед которым я преклоняюсь, - говорит Мадина Мухсиновна, - Его музыка открывает совершенно новые неизведанные звуковые миры, которые поражают и буквально зачаровывают своей прекрасной сущностью. Я могу играть музыку Рахманинова часами и каждый раз по-новому, находя в ней новые краски, новые смыслы, новые грани художественной содержательности». Приведённый нами фрагмент беседы с исполнительницей в день рождения великого композитора, несомненно, является ещё одним штрихом к характеристике исполнительского мастерства узбекской пианистки.

Первая соната ор.28 ре минор, Вариации на тему Корелли ор.42 ре минор, прелюдии ор.23 и ор.32, музыкальные моменты ор.16, пьесы-фантазии ор.3, этюды-картины ор.33 и ор.39 Рахманинова в исполнении узбекской пианистки, с первых же нот завораживают и погружают в мир музыки и переживаний автора. Ни одна душа не может равнодушно относиться к этим - порой философским, порой спонтанным, порой мечтательным - ярко выраженным чувствам и настроениям.

Большой экспрессией отличается поистине непревзойденное неоднократное исполнение пианисткой Второго концерта С. Рахманинова с Молодёжным симфоническим оркестром Узбекистана под управлением Художественного руководителя и главного дирижёра, заслуженного артиста Республики Узбекистан Камолиддина Уринбаева. И пианистка, и оркестр вдохновенно увлеченные гениальным произведением достигли в исполнении того апогея великой силы

воздействия музыки на слушателей, которая соединяя сердца людей, никого не оставляет равнодушным. «Важнейшая категория стиля композитора, - по наблюдению кандидата искусствоведения, музыковеда Ирины Ковбас - его творческое взаимодействие с внешним миром» [2, 39]. Эта особенность стиля Рахманинова ощущалась в исполнении пианисткой финала Второго фортепианного концерта.

Произведения Шопена, Рахманинова, Скрябина, Прокофьева и многих других композиторов обретают в интерпретации Мадины Файзиевой своего чуткого исполнителя. Её прочтение и исполнение берёт за душу. Виртуозная техника, тонкое проникновение в авторский замысел, в малейшие нюансы, выразительная образность - всё это подчинено раскрытию художественного мира музыки. Утончённая и вдохновенная игра Мадины Файзиевой может служить образцом для молодых пианистов.

Пианистка постоянно развивает своё творческое мышление, идёт в ногу со временем и как отмечал Лев Гинсбург «Передовому художнику - исполнителю свойственно чувство современности» [3, 30.] Эти слова с полным основанием можно отнести и к искусству талантливой узбекской пианистки.

Список литературы /References

1. Файзиева М.Концерты М. Атаджанова в классе специального фортепиано. Ташкент, 2011.

2. Ковбас И. Некоторые черты стиля Рахманинова в свете основных тенденций в музыке начала XX века // Сборник научно-методических статей РСМАЛ имени В.А. Успенского. Ташкент, 2008.

3. Гинсбург Л. О музыкальном исполнительстве. Москва, 1972.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.