Научная статья на тему 'Педагогика сотрудничества и развитие образования'

Педагогика сотрудничества и развитие образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
733
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧАЮЩИЙ / ОБУЧАЕМЫЙ / ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА / ТРАДИЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуллаева Угилой Ибадуллаевна

В настоящей статье автор рассматривает основы педагогики сотрудничества, ее роль в повышении эффективности образовательной системы республики. Обращается автор к трудам мыслителей Востока, подчеркивает значимость нормативных документов, принятых в годы независимости Узбекистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогика сотрудничества и развитие образования»

ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Абдуллаева У.И.

Абдуллаева Угилой Ибадуллаевна — преподаватель, кафедра общей педагогики,

Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в настоящей статье автор рассматривает основы педагогики сотрудничества, ее роль в повышении эффективности образовательной системы республики. Обращается автор к трудам мыслителей Востока, подчеркивает значимость нормативных документов, принятых в годы независимости Узбекистана.

Ключевые слова: образование, обучающий, обучаемый, педагогика сотрудничества, традиции наставничества.

Ученые-педагоги определяют педагогику сотрудничества как взаимное общение обучающих и обучаемых. И обучающий, и обучаемый чувствуют при таком общении взаимную ответственность, сотрудничество сторон служит повышению качества образования. Основу педагогики сотрудничества в нашей стране составляют нормативно-правовые акты в сфере образования, государственные образовательные стандарты и учебные программы, педагогическое духовное наследие. Конституция, Закон Республики Узбекистан «Об образовании», Национальная программа по подготовке кадров -это основополагающие нормативно-правовые акты, гарантирующие образовательную деятельность, получение современного образования. К примеру, в Законе Республики Узбекистан «Об образовании» в качестве важных принципов педагогики сотрудничества определены: непрерывность и открытость (доступность) образования для всех; светский характер образования; демократичность образования и др. Эти принципы определяют взаимоотношения обучающих и обучаемых. Согласно им, как обучающий, так и обучаемый наделены правами, обязанностями, чувствуют свой долг.

Важной задачей обучающего является предоставление прочных знаний на основе государственных образовательных стандартов и современных технологий. Основная задача обучающегося состоит в усвоении образования. Государственные образовательные стандарты и учебные программы еще одна основа педагогики сотрудничества. В них определены основы обучения. Первостепенной задачей в педагогике сотрудничества является последовательное повышение качества образования, обеспечение его содержательности, внедрение современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий. Для этого требуется четкое соблюдение государственных образовательных стандартов и учебных программ. Народ Узбекистана располагает огромным духовным и педагогическим наследием. В области педагогики сотрудничества это проявляется в многовековых традициях наставничества - «Устоз-шогирд». Согласно данным традициям наставник (устоз) усиленно занимается обучением и воспитанием своего «шогирд» (ученика). Родители, другие взрослые члены семьи особенно не вмешивались в процесс обучения и воспитания. В результате, между наставником и учеником формировались отношения, основанные на таких качествах, как взаимное доверие и преданность. К наставникам и ученикам предъявляли ряд требований. В этом отношении особое значение приобретает изучение трудов «Фозил одамлар шахри» («Трактат о взглядах жителей добродетельного города») Абу Насира Фараби, «Тадбир-ул-манозил» Абу Али Ибн Сина, «Девони хикмат» («Сборник мудрости») Ахмада Яссави, «Махбуб-ул-кулуб» («Возлюбленная сердец») Алишера Навои [1, с. 6]. К примеру, в поэме Алишера Навои «Возлюбленный сердец» излагается его взгляд на пути получения знаний. Навои утверждает, что знания следует изучать непрерывно и последовательно, а для этого следует прийти в школу или медресе и стать учеником.

Кроме того, он особо подчеркивает несравнимую роль наставника в обучении и воспитании. По его мнению, наставник должен любить своего ученика и в то же время быть требовательным к нему.

Успех образовательной деятельности неразрывно связан с соответствием мударрисов (тот, кто проводит уроки), устозов (наставник) и мураббий (воспитатель) определенным требованиям. Важнейшее требование - владение глубокими знаниями и высокими духовно-нравственными качествами. Великий гений, говоря о наставниках и их деятельности, объективно оценивает их труд и права как наставника.

Ж. Давони в произведении «Ахлоки Жалолий» называет учителя «духовным отцом» и подчеркивает, что отец заботится о физическом и психическом развитии, а учитель - о нравственном развитии ребенка.

Данные основы педагогики сотрудничества позволяют достичь повышения эффективности образования и качественного уровня воспитания; обеспечить социальную активность обучающих и обучаемых; внедрения в образование новых технологий и т.д.

Список литературы

1. Хасанбоев Ж. и др. Теории педагогики. Ташкент, 2007.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ МЕЖДУ ШКОЛОЙ И КОЛЛЕДЖЕМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ МОЛОДЕЖИ

Шамсиддинова Э.М.

Шамсиддинова Эльмира Мухаммаджоновна — ассистент, кафедра инженерной педагогики, Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается вопрос преемственности в воспитании между школой и профессиональным колледжем как наиболее значимого и сложного вида взаимосвязи в профессиональной подготовке молодежи.

Ключевые слова: воспитание, процесс воспитания, преемственность.

Воспитание - одно из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к пониманию этой категории. Прежде всего, различают воспитание в широком и узком смысле этого слова.

Воспитание представляет собой взаимодействие внутренних, психических процессов, связанных с активным полаганием себя вовне, самовоспитанием, саморазвитием и самореализацией, и внешних влияний; результатом такого взаимодействия выступает индивидуальность человека как уникальный сплав интеллектуального и социокультурного знания, переживания и опыта [2].

Эффективность воспитательных отношений определяют три важнейших фактора: учащийся (воспитанник); педагогический процесс; среда.

Одним из основных принципов государственной политики в области образования нашего государства является непрерывность и преемственность образования [1]. Также одной из важных составляющих, определяющих процесс профессионального воспитания молодежи, является преемственность. В педагогике преемственность означает связь между различными ступенями (этапами, педагогическими воздействиями) воспитательной системы [3].

Преемственность процесса воспитания учащихся школ и профессиональных колледжей, младших специалистов в колледже и на производстве можно определить, как многоступенчатое воспитательно-образовательное пространство, в котором конкретная ступень охватывает определенный жизненный рубеж человека, формируя у него необходимые личностные и профессиональные качества [3]. При этом каждая ступень вытекает из предыдущей, логически вписывается в последующую, образуя, таким образом, непрерывность воспитательной деятельности. Многоступенчатость и преемственность непрерывного процесса воспитания обращены к человеку, его личности, тесно связаны с содержанием образовательно-воспитательных программ, уровнем профессионального образования, типом образовательного учреждения и характером трудовой деятельности индивида.

Преемственность в воспитании младшего специалиста-профессионала предполагает соотношение возможностей учебных курсов. Имеются в виду профессиональные качества, привычки, ценностные ориентиры, которые могут быть сформированы при изучении тех или иных учебных предметов в профессиональном учебном заведении, на производстве. Целенаправленная деятельность преподавателей, мастеров по реализации воспитательного потенциала профессионального обучения, возможностей учебных предметов достигается путем создания специальных педагогических условий.

Преемственность воспитания младших специалистов в профессиональном колледже осуществляется на уроках теоретического и практического обучения, которые должны иметь преимущественно профессиональную направленность и прикладное значение. Через учебный предмет формируются у учащихся определенные качества личности, черты характера, привычки, требуемые профессией, рынком труда, социумом. Воспитанию определенных профессиональных качеств у учащихся способствует политехническое содержание учебно-воспитательного процесса. Преподавание специальных дисциплин позволяет показать связь основ трудовой деятельности индивида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.