Научная статья на тему 'Педагогика и культурология как основа национального образования'

Педагогика и культурология как основа национального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ВОСПИТАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ РАЗВИТИЕ / НАУЧЕНИЕ / СИМВОЛ / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СМЫСЛЫ / ЭТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ / КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНАЯ ПРИВЫЧКА / НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PEDAGOGIC PROCESS / EDUCATION / DEVELOPMENT / FORMATION / TEACHING / A SYMBOL / VALUES / VALUE ORIENTATIONS / VALUE RELATIONS / ETHIC CATEGORIES / CULTURE / A CULTURAL TRADITION / NATIONAL EDICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Басаргина Е. В.

В статье раскрывается сущностный смысл проблем, которые блокируют педагогические усилия по развитию нравственности. Представлена и показана роль культурообразующих факторов в структуре педагогического процесса, дано актуальное операциональное определение ряду ключевых педагогических категорий. Показана совместимость и сопряженность педагогики и культурологии как основы национального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGY AND CULTYRAL STUDIES AS A BASIS FOR NATIONAL EDUCATION

Conceptual sense of problems, which stop pedagogic efforts on development of morality, is shown in the article. A role of culture forming factors in a structure of a pedagogic process is represented; actual operational definition of a series of key pedagogic categories is given. Compatibility and contingence of pedagogy and cultural studies are shown as a basic for national edication.

Текст научной работы на тему «Педагогика и культурология как основа национального образования»

4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Бюллетень Министерства образования РФ. Высш. и ср. проф. образование. -2000. - № 11.

5. Асташова, Н.А. Учитель: проблема выбора и формирования ценностей. - М., Воронеж, 2000.

6. Кабкова, Е.В. Развитие культуры личности в современном образовательном пространстве / Е.В. Кабкова, О.В. Стукалова // Педагогика искусства. - 2008. - № 2.

7. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебное пособие. - Ростов- на-Дону, 1997.

8. Крылова, Н.Б. Свободное воспитание в семье и школе: культурные практики детей. - М., 2007.

Bibliography

1. Fundamentaljnoe yadro soderzhaniya obthego obrazovaniya / pod red. V.V. Kozlova, A.M. Kondakova. - M., 2010.

2. Mezhvedomstvennaya programma razvitiya sistemih dopolniteljnogo obrazovaniya deteyj do 2010 goda (utv. Ministerstvom obrazovaniya i nauki RF 16 aprelya 2007 g. i Ministerstvom kuljturih i massovihkh kommunikaciyj Rf 30 avgusta 2007 g.) Prilozhenie k pisjmu Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 24 sentyabrya 2007. - № 06-1549.

3. Buyjlova, L.N. Dopolniteljnoe obrazovanie: normativnihe dokumentih i materialih / L.N. Buyjlova, G.P. Budanova. - M., 2008.

4. Nacionaljnaya doktrina obrazovaniya v Rossiyjskoyj Federacii // Byulletenj Ministerstva obrazovaniya RF. Vihssh. i sr. prof. obrazovanie. - 2000. -№ 11.

5. Astashova, N.A. Uchitelj: problema vihbora i formirovaniya cennosteyj. - M., Voronezh, 2000.

6. Kabkova, E.V. Razvitie kuljturih lichnosti v sovremennom obrazovateljnom prostranstve / E.V. Kabkova, O.V. Stukalova // Pedagogika iskusstva. -

2008. - № 2.

7. Zimnyaya, I.A. Pedagogicheskaya psikhologiya: uchebnoe posobie. - Rostov- na-Donu, 1997.

8. Krihlova, N.B. Svobodnoe vospitanie v semje i shkole: kuljturnihe praktiki deteyj. - M., 2007.

Статья поступила в редакцию 22.09.11

УДК 378

Basargina E.V. PEDAGOGY AND CULTYRAL STUDIES AS A BASIS FOR NATIONAL EDUCATION. Conceptual sense of problems, which stop pedagogic efforts on development of morality, is shown in the article. A role of culture forming factors in a structure of a pedagogic process is represented; actual operational definition of a series of key pedagogic categories is given. Compatibility and contingence of pedagogy and cultural studies are shown as a basic for national edication.

Key words: pedagogic process, education, development, formation, teaching, a symbol, values, value orientations, value relations, ethic categories, culture, a cultural tradition, national edication.

Е.В. Басаргина, заместитель директора по учебной работе ФГОУ СПО «Горно-Алтайский государственный политехнический колледж», почетный работник СПО, E-mail: [email protected]

ПЕДАГОГИКА И КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК ОСНОВА НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье раскрывается сущностный смысл проблем, которые блокируют педагогические усилия по развитию нравственности. Представлена и показана роль культурообразующих факторов в структуре педагогического процесса, дано актуальное операциональное определение ряду ключевых педагогических категорий. Показана совместимость и сопряженность педагогики и культурологии как основы национального образования.

Ключевые слова: педагогический процесс, воспитание, формирование развитие, научение, символ, ценности, ценностные ориентации, ценностные отношения, смыслы, этические категории, культура, культурная привычка, национальное образование.

Кардинально изменившаяся социальная структура российского социума объективно и безотлагательно потребовала новой организации общественных отношений на линейном уровне и, естественно, существенных, адекватных XXI веку изменений в методологии «взращивания» юного поколения граждан России.

Современный институт образования рассматривается как определяющий фактор прогрессивного развития страны. Именно в образовании, в первую очередь, в профессиональном, сегодня сосредоточен весь смысл современных социальных противоречий. Речь идет не только о качестве профессиональной подготовки кадров, необходимой для прогрессивного развития общества, но и, в большой мере, о характере социокультурного базиса, определяющего всю воспитательно-образовательную политику профессиональной школы. «Стратегическое значение, - отмечает известный социолог С.И. Григорьев, -при этом имеет культуроцентричность образования, его духовно-идеологическая ориентированность, воспитательная роль» [1, с. 13].

Культуроцентричность современного профессионального образования выражается, прежде всего, в интеграции национально-культурного и научного, его ориентации на ценности и смыслы коллективных действий на благо Отечества, благополучие всего народа. Именно на национально-культурной основе образование формируется как мощная общественная система по воспроизводству новых социальных отношений субъектов общественной жизни России, жизненных сил нации.

Обретенная молодежью индивидуальная свобода, не ограничиваемая значимыми для общества принципами, затрудняет восприятие мира в его истинной полноте. Жизнь человека и многие другие ценности культуры при таком положении не осмысливаются, ибо неразвитыми остаются способности ценностно-смыслового восприятия. Это значит, что не складывается целостный баланс личности и общества. Личность оказыва-

ется в сложнейших лабиринтах социального движения без определенных ценностных ориентиров, что провоцирует многообразие социальных рисков, экстремальных форм и способов бессмысленного самовыражения. При этом в обыденной жизни в межличностных отношениях накапливаются бездуховность, безнравственность, бесчеловечность.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский (1824-1870) основной задачей образования считал подготовку человека к жизни, при этом прилагал много усилий для того, чтобы образование отвечало духу народа: «Дух школы, ее направления, ее цель должны быть обдуманы и созданы нами самими, сообразно истории нашего народа, степени его развития, его характеру, его религии» [2, с. 167].

Давно установлено, что ничто так не укрепляет социальную стабильность, как традиции. Время, когда не работают традиции, по которым складывался и развивался этнос, называют смутным временем, которое необходимо просто пережить. Сегодня мир спешит избавиться от традиций. Инновационность есть определяющая характеристика времени. Мера инновационности и традиционности нарушена. Общество - живой организм, имеющий детство, юность, зрелость, которые творились традициями. Без прошлого у общества нет и будущего, об этом написано и сказано немало.

Национальные традиции определяют судьбу человека, этноса, страны. Н.А. Бердяев (1874-1948) писал: «Национальный человек - больше чем просто человек, в нем есть разные черты человека вообще и еще есть черты индивидуальнонациональные» [3, с. 73].

Каждый народ по-своему талантлив и уникален. Все они прошли трудный эволюционный путь становления и развития как социокультурное образование и при этом накопили огромный потенциал национальных традиций, являющихся бесценным культурным наследием земной цивилизации. И.А. Ильин

очень трепетно относился к категории «национальное», он писал: «Национальное обезличение есть великая беда и опасность в жизни человека и народа. С ним необходимо бороться настойчиво и вдохновенно. И вести эту борьбу необходимо с детства» [4, с. 252].

Согласно этимологии понятие «педагог» переводится с греческого как «детоводитель», «ведущий за руку», «руководитель», мы бы сказали «другое значимое лицо, способное влиять на сознание и поведение ребенка».

Сложной по своей сути и целям является деятельность педагогов как культурообразующий процесс. Пока традиционное педагогическое образование не обладает в достаточной полноте требуемым сегодня объяснительным потенциалом относительно того, что необходимо воспитывать, смыслы каких понятий прояснять подопечным, чтобы последние прочно их усвоили для определенного мировосприятия, миропонимания и ми-роотношения.

Несмотря на богатство теоретических изысканий и практических инноваций, педагогическая теория остается неэффективной в формировании у воспитуемых способности совершать экзистенциальный выбор, в оптимальной организации индивидуального и общественного сознания.

Педагоги-теоретики и практики по-прежнему опираются на факт, событие, которые и составляют предметную область педагогического взаимодействия. Анализу и интерпретации предается актуальная ситуация. При этом преобладают методы назидания, ограничения, принуждения. Но как мудро заметил Сенека, трудно привести к добру нравоучениями. Ибо в сознании и поведении индивида при таком подходе ничего не меняется, характер его остается подверженным влиянию педагогически не осмысливаемых стихийных факторов, не происходит развития ценностно-смыслового восприятия, ценностно-

ориентационного движения. Личность оказывается не способной в пучине рыночных отношений к достойному человеческому жизнеосуществлению, к достойным ценностным отношениям, ибо не владеет необходимыми смыслами своего бытия и, естественно, не способна руководствоваться ими как ориентирами.

Но прикладная часть, а именно процесс развития сугубо человеческих качеств (тех, что отличали бы человека от индивида), процесс культуры творения человека (становление его духовности и нравственности) - это прерогатива педагогики.

Сегодня педагогика развивает и обогащает интеллект. Усилия педагогов акцентируются на преподавательско-информационной деятельности. При таком положении собственно педагогические функции минимизируются. Педагог становится скорее мастером, обладающим необходимыми компетенциями. При этом проблемы обучающегося утрачивают для него свою актуальность.

Следовательно, если мы хотим, чтобы общество стало гуманным, гражданским, необходимо педагогическую деятельность сделать полноценно ориентированной на обучающегося -на развитие в нем человечности. Тогда предметом деятельности стало бы воспитание ценностных отношений, развитие способностей благородно мыслить, чувствовать; формирование культурной привычки благородно, нравственно поступать.

Так, понятие «педагогический процесс» нами рассматривается как процесс взаимодействия взаимно значимых субъектов. Структура педагогического процесса складывается как единство воспитания, научения и веры (Платон, Аристотель) в их неразрывности.

Понятие «воспитание» целесообразно определять как сложный многогранный процесс, в котором педагогами-про-фессионалами и другими значимыми лицами, выступающими в роли педагогов, должна обеспечиваться определенная информационно-энергетическая и организационная стороны природной, социальной, языковой, материальной и знаковосимволической реальностей человеческого бытия [5]. В процессе воспитания задается вектор общего восприятия, оказывается содействие в постижении смыслов воспринимаемого, при этом обогащается когнитивная, эмоционально-чувственная и волевая сферы личности. Именно в таком контексте можно говорить, что целью воспитания является разностороннее развитие личности.

Говоря о формировании личности, целесообразно иметь в виду, что формироваться должны, прежде всего, культурные привычки, которые в последующем образуют ее характер. Процесс формирования осуществляется через научение, почву кото-

рого должны составлять личностные - фундаментальные ценности: любовь, мужество, добро, мудрость, умеренность и др.

Когда речь идет о развитии личности, целесообразно подразумевать педагогическое развертывание способностей индивида быть человеком, возвышаться способом своего существования над другими живыми существами - облагораживанием, одухотворением мышления, поступков, действий, отношений через категории добро, совесть, стыд, умеренность, милосердие, благоразумие - с верой в высшие смыслы человеческого бытия.

Таким образом, структура педагогического процесса складывается как трехсоставный, но целостный процесс воспитания, научения и веры.

Целью педагогического процесса при таком проходе должно быть познание этических категорий, их усвоение, научение их восприятию и применению в качестве ориентационных, коммуникационных и контрольных механизмов - принципов, программ. И на этой основе - формирование культурной привычки. А привычка, согласно. А. Амиелю, важнее, чем правила, ибо привычка - живое правило, ставшее инстинктом и плотью... Жизнь же - не более как ткань из привычек. Привычки, скорее всего, переходят в обычаи, традиции.

Кроме того, педагогу любого уровня должны быть ясны смыслы понятий духовность и нравственность, должно быть понятно их разнофункциональное, хотя и сопряженное друг с другом положение в бытийном контексте.

Нравственное воспитание - это погружение в мир межчело-веческих отношений. Человек по своей природе дуален - одновременно принадлежит миру природы и миру культуры. Он сохраняет в себе животные начала и одновременно, «окультуриваясь», «одухотворяясь» смыслами этических понятий свои чувства, эмоции, желания, интересы и потребности, все более совершенствует человечность. Человечность - продукт культуры. Мир человека - это мир культуры, мир ценностей. Но ценности бывают разные, существует многообразие их классификаций.

Для педагога важно выделить ценности трех уровней: личностные, общезначимые и государствообразующие [5]

Личностные ценности - это высшие смыслы человеческого бытия, которые содержатся в особых символах - этических категориях, определяющих свойства души человеческой. Следование им отличает достойное жизнеосуществление. Об этих ценностях - любви, мужестве, человекопочитании, благочестии, умеренности, мудрости, чести писали Аристотель, И.А. Ильин, А.Н. Лосский, С.Н. Трубецкой, Г.П. Федотов, С.Л. Франк.

Ценности общезначимые организуют совместную жизнь -добро, стыд, совесть, благонравие, долг, ответственность, помощь, поддержка, участливость, почтительность, признание, доверие, справедливость, права, обязанности, толерантность, согласие, понимание, признание. Они имеют общечеловеческое значение, формируют общественное сознание, образуют взаимопонимание, согласие, единство, сплоченность общества.

Ценности государствообразующие - демократия, социальное равенство, социальная ответственность, политика, экономика, экология, наука, искусство и прочие, образующие социальную систему - нацию, государство, страну.

Мир не хаотичен, он целостен и сложен, он предполагает ценностно-ориентированное движение человека в своем бытии, сформированность ценностного сознания, ценностно-смыслового восприятия картины мира, ценностных отношений - на такой основе формируется и крепнет гражданское общество.

И в этом смысле постулируемый в педагогическом дискурсе личностный подход предполагает ценностное отношение к обучающемуся не просто как к субъекту воспитательного взаимодействия, а как к юному гражданину России. Данный подход, следовательно, актуализирует ценносто-ориента-ционную помощь воспитаннику в его социальном движении, в осознании высших смыслов совместного жизнеустроения, ценностных межчеловеческих отношений, в развертывании его способностей быть великодушным, щедрым, умеренным в своих потребностях и в выражений своих чувств к согражданам. При этом неважно, какой будет избираемая форма токого взаимодействия, важно наполнение ее этическим содержанием М. Шелер, Н. Гартман, И.А. Ильин, Э. Фромм).

С позиции культурологического подхода духовность нами определяется как особая категория, сущностный смысл которой состоит в структурировании сознания высшими смыслами этических категорий и тем самым - в образовании ценностного сознания. Такими категориями являются добро, стыд, совесть,

благоговение, благочестие, любовь, надежда, вера и др. Способность к постижению высших смыслов человеческого бытия, заложенных в этических категориях, как собственно и сами этические категории, дарована человеческому индивиду свыше. Осознание высших смыслов и делает человека способным к транцен-денции - выходить за рамки актуального и возможного опыта. Постижение высших смыслов дает путь к овладению и управлению энергией животных страстей, желаний, инстинктов, возможность ориентироваться в социальном движении.

Специфика духовного воспитания - специфика отношений организации энергии человеческого индивида. Организованная таким образом энергийность личности характеризует крепость ее духовной стороны.

Сегодня, рассуждая о содержании образования, мы не должны забывать и его воспитывающую функцию. Содержание среднего профессионального образования включает знания, умения, навыки, нормы, идеалы, определенные профессиональные смыслы, компетенции, т.е. все то, что необходимо человеку для вхождения в профессиональный мир, специальность. Обозначенные структурные составляющие несут определенные качественные характеристики, которые как раз и зависят от тех ценностных основ, идей, принципов, вкладываемых в мыслительно организуемые конструкции подаваемого материала: народность, духовность, природосообразность,

культуросообразность, культуроцентричность, др.

Для российской системы образования, впрочем и для любой другой, стратегическое значение имеет культуроцентричность содержания образования, его духовно-идеологическая ориентированность, национально-воспитательная роль.

Культуроцентричность содержания образования позволяет создать особое образовательное пространство, в котором творится человек культуры, человек духовности. Культуроцентричность предполагает включение в содержание образования материала, способствующего воспитанию эмоциональноценностного отношения к миру, формированию нравственных ценностей, норм на основе национальной культуры.

Каждому типу культуры соответствует определенный тип образования, несущий определенный тип содержания образования, определяющий формирование определенного типа личности.

Отличительной чертой современного мира является неустойчивость, нестабильность и одновременно технологичность, что существенно влияет на процесс формирования сознания человека, его мировоззрения. Реальность современного мира дискретна. Размываются основы, рушатся традиции. Новая реальность свидетельствует о критическом состоянии социокультурной организации человечества, о фазе, за которой следует переход в новое качественное состояние. В настоящих условиях большое значение приобретают традиции, ценностные установки, этнические и социальные стереотипы, соответ-

Библиографический список

ствующие социокультурному геному народа, которые начинают играть роль стабилизирующих сил.

В контексте этих рассуждений организация содержания образования предполагает обязательное включение ценностей и смыслов русской культуры, культуры народов России, позволяющих гармонично соединить интеллектуальные, технологические знания и гуманитарную подготовку в профессиональном образовании. Именно такая подготовка позволит человеку ориентироваться в изменяющемся обществе, делать правильный выбор, не разрушая ни свои ресурсы, ни окружающее пространство. Прочная духовно-нравственная основа профессиональной подготовки выступает гарантом психологической и социальной устойчивости личности и общества, основой, которая соединяет людей в единое социокультурное национальное сообщество.

Образование формирует психологические и социальные структуры личности, пробуждает генетический социокультурный архетип, свойственный определенному этносу, в конечном итоге определяет ее социальное положение, предопределяет место в социальных структурах, позволяет реализовывать индивидуальную психосоциальную субъектность, порождая чувство удовлетворения, нужности и социальной необходимости, счастья в простом человеческом понимании. Значение системы образования в социально-психологическом и социокультурном развитии общества трудно переоценить.

Суждения о национальном образовании сосредоточены в золотом правиле: без памяти исторической - нет традиций, без традиций - нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности - нет личности, без личности - нет народа как исторической личности. «И действительно, - писал И.А. Ильин, - человек, утративший доступ к духовной воде и к духовному огню своего народа, становится безродным изгоем, беспочвенным и бесплодным скитальцем по чужим духовным дорогам, обезличенным интерна-ционалитетом. Горе ему и его детям: им грозит опасность превратиться в исторический песок и мусор» [4, с. 252].

Как видим, проблемы нравственного становления личности - это и проблемы педагогической теории, ключевые категории которой сегодня нуждаются в определенном культурологическом осмыслении. Для полноты реализации педагогического процесса, для эффективности процесса «взращивания» молодого поколения граждан совершенно очевидна выстраданная веками и созревшая в XXI веке закономерность, согласно которой необходимо понимание педагогами - учеными и практиками нераздельной целостности культурологических знаний и педагогического дискурса. Ибо, как показывает жизнь, культурология без педагогики бесполезна, а педагогика без культурологических знаний бессмысленна. Образование только в том случае будет способствовать возрождению русского, российского народа, его культуры, если оно будет по сути национальным.

1. Григорьев, С.И. Культуроцентричность и компетентность в современном социальном образовании / С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова. - М.,

2009.

2. Ушинский, К.Д. Принципиальные вопросы русской педагогики / Приложение к журналу «Советская педагогика». - 1946. - Вып. 3.

3. Бердяев, Н.А. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. - М., 1990.

4. Ильин, И.А. Основы христианской культуры. - СПб., 2004.

5. Егорычев, А.М. Национальное образование как основной фактор социального развития России: традиции и современность. // Вестник Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы. - 2009. - № 4.

6. Вернадский, В.И. Задачи высшего образования нашего времени // Вестник воспитания. - 1913. № 5.

7. Капустина, З.Я. Гражданственность как правильно организованный дух нации // Электронный журнал «Новые российские гуманитарные исследования»: Педагогика. - 2009. - № 4.

8. Капустина, З.Я. Педагогика и культурология: гносеологические проблемы применения // Инновации в образовании. - 2010. - № 11.

9. Сластенин, В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: учеб. пособие. - М., 2001.

Bibliography

1. Grigorjev, S.I. Kuljturocentrichnostj i kompetentnostj v sovremennom socialjnom obrazovanii / S.I. Grigorjev, L.G. Guslyakova. - M., 2009.

2. Ushinskiyj, K.D. Principialjnihe voprosih russkoyj pedagogiki / Prilozhenie k zhurnalu «Sovetskaya pedagogika». - 194б. - Vihp. 3.

3. Berdyaev, N.A. Sudjba Rossii. Opihtih po psikhologii voyjnih i nacionaljnosti. - M., 1990.

4. Iljin, I.A. Osnovih khristianskoyj kuljturih. - SPb., 2004.

б. Egorihchev, A.M. Nacionaljnoe obrazovanie kak osnovnoyj faktor socialjnogo razvitiya Rossii: tradicii i sovre-mennostj. // Vestnik Uchebno-metodicheskogo objhedineniya vuzov Rossii po obrazovaniyu v oblasti socialjnoyj rabotih. - 2009. - № 4.

6. Vernadskiyj, V.I. Zadachi vihsshego obrazovaniya nashego vremeni // Vestnik vospitaniya. - 1913. № б.

7. Kapustina, Z.Ya. Grazhdanstvennostj kak praviljno organizovannihyj dukh nacii // Ehlektronnihyj zhurnal «Novihe rossiyjskie gumanitarnihe issledova-niya»: Pedagogika. - 2009. - № 4.

8. Kapustina, Z.Ya. Pedagogika i kuljturologiya: gnoseologicheskie problemih primeneniya // Innovacii v obrazovanii. - 2010. - № 11.

9. Slastenin, V.A., Kashirin V.P. Psikhologiya i pedagogika: ucheb. posobie. - M., 2001.

Статья поступила в редакцию 01.10.11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.