данием профессиональных мотивов и познавательных мотивов, а также внутренней мотивацией. Преобладание внешней мотивации в дальнейшем приведет к формированию конфликта между реальными мотивами спасателей и мотивами, релевантными содержанию их профессиональной деятельности. Кроме того, преобладание у спасателей внутренней мотивации свидетельствует о сформированности их профессиональной мотивации.
Таким образом, духовно-нравственные качества личности спасателя во многом определяют успешность выполнения им своего профессионального долга и являются необходимым условием его профессиональной пригодности. Формирование
Библиографический список
духовно-нравственных качеств происходит путем усвоения духовных ценностей общества и профессии, превращения их в процессе деятельности в убеждения и потребности. Эти качества личности спасателя, проявленные им по отношению к себе, окружению и всему обществу, способствуют повышению уровня общественной нравственности и тем самым решению целого ряда социальных проблем.
Все названные духовно-нравственные качества личности взаимосвязаны, взаимодополняют друг друга и присутствуют в поведении и действиях спасателя постоянно, в любых ситуациях и отношениях, формируя в общественном мнении облик спасателя как высоконравственной личности.
1. Федеральный закон № 151- ФЗ от 22 августа 1995 года «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»: офиц. текст. - М., 1995.
2. Колпачников, В.В. К вопросу об ответственности специалиста в связанных с риском профессиях // Материалы международной конференции. Актуальные вопросы психологии в области человеческого фактора. - Екатеринбург, 2008.
3. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: проект / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков // Вестник образования. - 2009. - № 17. - сентябрь. Официальное справочно-информационное издание Министерства образования и науки Российской Федерации [Э/р]. - Р/д: www.vestnik.edu.ru/proect.html
4. Братусь, Б.С. Начало Христианской психологии: учеб. пособие для вузов. - М., 1995.
5. Корнейчук, Ю. Психологическая подготовка. Учебный предмет в системе боевой подготовки войск ГО / Ю. Корнейчук, В. Глебов, Ю. Соловов [и др.] // Гражданская защита. - 2002. - № 11.
6. Мухлынина, О.В. Ответственность как профессиональное качество личности. Материалы международной конференции. Актуальные вопросы психологии в области человеческого фактора. - Екатеринбург, 2008.
7. Шленков, А.В. Психологическое обеспечение профессиональной подготовки сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России: дис. ... д-ра псих. наук. - СПб., 2009.
8. Марьин, М.И. Профессиографическое описание основных видов деятельности сотрудников ГПС МВД России / М.И. Марьин, И.Н. Ефанова, М.Н. Поляков. - М., 1998.
9. Арапов, Е.Д. Программа тактической подготовки начальствующего состава пожарной охраны. - М., 1972.
Bibliography
1. Federaljnihyj zakon № 151- FZ ot 22 avgusta 1995 goda «Ob avariyjno-spasateljnihkh sluzhbakh i statuse spasateleyj»: ofic. tekst. - M., 1995.
2. Kolpachnikov, V.V. K voprosu ob otvetstvennosti specialista v svyazannihkh s riskom professiyakh // Materialih mezhdunarodnoyj konferencii. Aktua-ljnihe voprosih psikhologii v oblasti chelovecheskogo faktora. - Ekaterinburg, 2008.
3. Danilyuk, A.Ya. Koncepciya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii: proekt / A.Ya. Danilyuk, A.M. Kondakov, V.A. Tishkov // Vestnik obrazovaniya. - 2009. - № 17. - sentyabrj. Oficialjnoe spravochno-informacionnoe izdanie Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyjskoyj Federacii [Eh/r]. - R/d: www.vestnik.edu.ru/proect.html
4. Bratusj, B.S. Nachalo Khristianskoyj psikhologii: ucheb. posobie dlya vuzov. - M., 1995.
5. Korneyjchuk, Yu. Psikhologicheskaya podgotovka. Uchebnihyj predmet v sisteme boevoyj podgotovki voyjsk GO / Yu. Korneyjchuk, V. Glebov, Yu. So-lovov [i dr.] // Grazhdanskaya zathita. - 2002. - № 11.
6. Mukhlihnina, O.V. Otvetstvennostj kak professionaljnoe kachestvo lichnosti. Materialih mezhdunarodnoyj konferencii. Aktualjnihe voprosih psikhologii v oblasti chelovecheskogo faktora. - Ekaterinburg, 2008.
7. Shlenkov, A.V. Psikhologicheskoe obespechenie professionaljnoyj podgotovki sotrudnikov Gosudarstvennoyj protivopozharnoyj sluzhbih MChS Rossii: dis. ... d-ra psikh. nauk. - SPb., 2009.
8. Marjin, M.I. Professiograficheskoe opisanie osnovnihkh vidov deyateljnosti sotrudnikov GPS MVD Rossii / M.I. Marjin, I.N. Efanova, M.N. Polyakov. -M., 1998.
9. Arapov, E.D. Programma takticheskoyj podgotovki nachaljstvuyuthego sostava pozharnoyj okhranih. - M., 1972.
Статья поступила в редакцию 22.09.11
УДК 37.032
Filatova M.N. THEORETICAL BASIS FOR THE MODEL OF SOCIOCULTURAL DEVELOPMENT OF SCHOOLCHILDREN IN AN OUT-OF-SCHOOL ACTIVITY INSTITUTION. The subject of the article is sociocultural development of schoolchildren, which is essential for the theory and praxis of the modern pedagogics. The author proposes a model of sociocultural development of schoolchildren in the out-of-school activity institutions, which are an important part of the educational infrastructure in modern Russia.
Key words: sociocultural development of schoolchildren, out-of-school activity institution, model of sociocultural development of schoolchildren.
М.Н. Филатова, соискатель МПГУ, г. Москва, E-mail: [email protected]
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье освещена проблема социокультурного развития учащихся, которая особенно актуальна в современной педагогической теории и практике. Автором предложена модель социокультурного развития учащихся в учреждениях дополнительного образования, которые являются важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе.
Ключевые слова: социокультурное развитие учащихся, учреждение дополнительного образования детей, модель социокультурного развития учащихся.
Проблема социокультурного развития подрастающего поколения в нашей стране особенно актуальна в реально существующих условиях и обусловлена возникшей в России в начале XXI века сложной социокультурной ситуацией, которая сопровождается остротой политических, социально-экономических
и духовно-нравственных проблем, что свидетельствует о глубоких переменах в моральной атмосфере общества, вызывает различные асоциальные и деструктивные явления. Образование во многом утратило свою основную составляющую - деятельность по развитию культуры личности, системы духовно-
нравственных ценностей. В то же время позитивным явлением современности является тот факт, что в обществе начали признаваться индивидуальные цели личности, включающие в себя уникальность каждого человека, его право на личностную стратегию развития и освоение культурного богатства общества.
В проекте новой концепции стандартов общего образования отмечено, что процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащихся, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей [1, с. 59]. Эти ценности, являющиеся основой духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности, определены как базовые национальные ценности и выступают одним из мощных регуляторов жизнедеятельности человека и общества, воздействуя непосредственно на его поведение во всех сферах - политике, экономике, праве и т.д. Традиционными источниками нравственности, базового основания культуры, являются патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, искусство и литература, природа, человечество. Система базовых национальных ценностей имеет ключевое значение не только для образования, она определяет самосознание человека, характер его отношений к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни, расставляет приоритеты общественного и личностного развития.
Все вышесказанное дает нам основание выделить основные составляющие социокультурного развития личности: личностную и социальную культуру. Данные понятия представляют комплекс характеристик воспитанника: знания, которыми он обладает, его качества и привычки, ценностные ориентации и творческие успехи, - все это в совокупности создает определенный облик человека как гражданина, имеющего конкретный социальный опыт в различных сферах деятельности. В связи с этим социокультурное развитие учащихся предполагает формирование и развитие культуры личности, становление индивидуально-личностных характеристик и выступает потенциальным носителем субъектности ребенка (подростка) в процессе социализации и воспитания. Представляя собой философский, социальный и психолого-педагогический феномен, социокультурное развитие учащихся рассматривается как динамичное интегративное личностное качество, определяющее потребность, готовность и возможность самореализации и саморазвития воспитанников в окружающем социокультурном пространстве. Данное качество проявляется в совокупности личностных способностей, знаний, умений, убеждений, ценностных ориентаций, отношений к основным жизненным ценностям: семье, Отечеству, природе, миру, труду, культуре, знаниям, к людям, отношение к представителям иной национальности, к здоровью, к своему внутреннему миру, которые позволяют жить в гармонии с общечеловеческой национальной культурой. Таким образом, социокультурное развитие учащихся проявляется в их личностном развитии, включающем интеллектуальное развитие, развитие личностно-мотивационной и духовно-нравственной сферы.
Введением понятия «социальный» отражается общественный характер этого процесса - ориентированного на интересы общества, значимого для общества, востребованного обществом и осуществляемого в обществе.
Существующие различные подходы к трактовке культуры, как важнейшего социального явления, позволяют рассматривать процесс развития личности как процесс творческого освоения социального опыта, зафиксированного в достижениях общечеловеческой культуры, как процесс самореализации личности, ее становления в качестве субъекта культуры. В основе формирования социального опыта лежит ряд инновационных идей, которые направлены на формирование новой системы ценностей и ценностных ориентиров, на обеспечение инновационного, социально ориентированного развития России, на изменение социального статуса педагогических работников, выступающих в качестве работников «духовного производства». Понятие «культура» будет рассматриваться нами как определенная система ценностей и качество деятельности учащихся в различных сферах социальной практики. Ценностно-ориентационный, духовный уровень культуры определяет жизненные ценности и идеалы личности, социальные ориентации и стандарты поведения, процесс общения (коммуникация), индивиду-
альное самоопределение личности (понимание смысла жизни, представление о чести и достоинстве и т.д.). Учитывая вышесказанное, следует отметить, что социокультурное развитие воспитанника - это восходящее изменение, закрепляющее приобретенные позитивные качества; это процесс расширения и углубления опыта активной жизнедеятельности. Таким образом, развитие личности в данном контексте можно рассматривать как процесс количественного и качественного изменения, исчезновения старого и возникновения нового, источник и движущие силы которого скрыты в противоречивом взаимодействии как природных, так и социальных сторон личности. Природная сторона развивается и изменяется на протяжении всей жизни. Эти изменения носят возрастной характер. Источник же социального и культурного развития воспитанника находится во взаимодействии личности и общества.
В современной системе образования России именно учреждения дополнительного образования детей являются наиболее подготовленными для реализации культурного компонента, для формирования социального опыта учащихся, базовых национальных ценностей, являющихся основой социокультурного развития, поскольку традиции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают особенности социума. Дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Дополнительное образоване решает задачи социокультурного развития посредством приобщения детей и подростков к культуре и вовлечения их в активную социально-значимую деятельность на основе личного, самостоятельного выбора. Оно социально востребовано детьми, родителями, педагогами и обществом в целом, сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка [2]. Это подчеркивается в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Федеральной программе развития образования. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Учреждения дополнительного образования детей создают равные «стартовые» возможности каждому ребенку, реагируя на быстро меняющиеся потребности детей и их родителей, оказывают помощь и поддержку одаренным и талантливым детям, поднимая их на качественно новый уровень развития. Учреждения дополнительного образования детей располагают уникальными социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей обучающихся в области научно-технической, художественно-эстетической, эколого-биологической, спортивно-технической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, военно-патриотической, социально-педагогической,
культурологической, естественно-научной и других видов образовательной деятельности [3, с. 93]. Педагогическая деятельность при этом направлена на поддержку учащихся, поиск в воспитаннике того внутреннего потенциала, которым он обладает, на создание оптимальных условий для развития, самореализации, социализации учащихся, а также условий для культурного самоопределения подростка.
Социокультурное развитие учащихся в системе дополнительного образования происходит в системах отношений: «человек - искусство», «человек - история», «человек - социум», «человек - человек», «человек - природа», «человек - политика», «человек - здоровье», «человек - труд» и осуществляется через активную социокультурную деятельность воспитанников. Социальная деятельность - это целеориентированная активность, содержание которой задано ролью. Культурная деятельность - это активность смысло- и ценностно-ориентированная. Таким образом, «социальное» и «культурное» растворены друг в друге, так как в любом социальном явлении всегда присутствует человек как носитель социальных ролей и культурных ценностей. Сущность социума - делать человека общественным, обеспечив его набором необходимых ролей и технологиями их исполнения. Сущность культуры - способствовать формированию духовно целостной личности, преодолению социальноролевой ограниченности воспитанника.
Одной из ведущих образовательных парадигм в учреждениях дополнительного образования детей является культурологическое (культуроформирующее) образование, которое означает
- вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие его творческих способностей;
- образование через «культуру», через освоение базовых понятий культуры;
- образование как средство формирования личностной культуры человека.
Реализация в образовательном процессе культурологического подхода, ориентированного на новое содержание образовательного процесса и рассматривающего культуру как системообразующий фактор развития личности и общества в целом, предполагает не только освоение детьми готовых знаний, умений и навыков, но и самостоятельную активную творческую деятельность. Это актуализирует необходимость создания образовательного пространства, в котором будут созданы условия для социокультурного развития учащихся, стимулирования познавательной, исследовательской и творческой деятельности.
Ценностные ориентиры дополнительного образования детей направлены на развитие:
• природных особенностей воспитанников (здоровье, способности мыслить, чувствовать, действовать);
• социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником)
• свойств субъекта культуры (свободы, творчества, гуманности, духовности).
Теоретический анализ научных исследований по проблеме показал важность изучения особенностей социокультурного развития учащихся в учреждении дополнительного образования в аспекте возрастающих требований к подрастающему поколению, к их личностной и социокультурной компетентности, выраженной в наличии комплекса индивидуальных качеств и свойств, повышающих социальную мобильность, востребованность и т.д.
В педагогической науке имеется ряд исследований в сфере развития потенциала личности учащихся (Г.С. Альтшуллер, И.В. Дубровина, Л.Б. Ермолаева-Томина, А.Ю. Козырева, М.В. Колосова, И.С. Кон, В.А. Крутецкий, В.И. Максакова,
A.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, Н.Ф. Радионова, Б.М. Теп-лов, А.П. Тряпицына, Н.А. Гаркуша и др.), исследования по проблеме развития личности (В.И. Андреев, Е.В. Бондаревская, С.В. Кривых, Н.Б. Крылова, В.С. Мухина, Л.М. Куликова, А.А. Ма-кареня, В.В. Сериков, И.С. Якиманская, Л.И. Божович и др.); исследования социальной активности учащихся (И.С. Кон, Б.Д. Парыгин, А.В. Мудрик и др.); исследования социального становления личности учащихся в процессе приобщения к человеческой культуре (М.М. Бахтин, И.А. Ильяева, М.С.Каган,
Э.С. Маркарян, Е.В.Бондаревская, Л.П. Буева, О.С. Газман,
B.А. Кан-Калик, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин, Н.Е. Щуркова и др.); исследования в области дополнительного образовании детей как социально-культурной и социально-педагогической системе (Е.Б. Евладова, В.А.Березина, Куприянов Б.В., Серякова С.Б., Г.П. Буданова, Л.Н. Буйлова, В.П. Голованов, Н.А. Морозова,
Н.Н. Михайлова, А.В. Егорова и др.). Проблеме социокультурного развития учащихся посвящены работы К.И. Чижовой, В.П. Волошиной, Н.Е. Зыбиной, А.Н. Чащиной.
Однако обзор педагогической литературы показал, что проблема социокультурного развития учащихся в учреждении дополнительного образования не получила достаточного отражения в педагогической теории и практике. В современных научных исследованиях еще недостаточно внимания уделяется способам организации учебно-воспитательного с учетом специфики современной социально-экономической ситуации. В соответствии с вышеизложенным автором предложена модель социокультурного развития учащихся в учреждении дополнительного образования детей. Концептуальной основой настоящей модели является идея усиления социальной адаптации подростков, духовно-нравственного и культурного возрождения человека. Это особенно актуально в современных условиях падения нравственности молодежи в результате воздействия различных факторов, в том числе средств массовой информации. В процессе разработки и реализации модели учитываются социально-культурные проблемы, которые являются основой формулировки целей и задач культурологического характера, т.е. задач, связанных с гармонизацией культуры личности, с формированием профессиональной, художественной, духовно-нравственной, гражданской культурой личности учащихся.
Модель социокультурного развития учащихся в учреждении дополнительного образования мы рассматриваем как соци-
ально-воспитательную систему, которая создана на основе нововведений в содержании, технологиях, организации, управлении процессом обучения и воспитания. В основу практикоориентированной модели положены идеи, которые направлены на формирование у воспитанников системы духовнонравственных ценностей и ценностных ориентиров, на изменение социального статуса педагогических работников, выступающих в качестве работников духовного производства. Основной акцент направлен на поиск способов и методов воспитания и развития подрастающего поколения на идеалах добра, ценностях справедливости и милосердия, ненасильственного разрешения социальных конфликтов.
Ключевой особенностью данной модели является переход к модели вариативного личностно-ориентированного образования, в основе которого лежит процесс, направленный:
- на рост социальной и профессиональной мобильности личности;
- на расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути;
- на саморазвитие личности и ее социокультурного потенциала;
- на формирование социокультурной компетентности учащихся.
Условия реализации модели социокультурного развития учащихся
Процесс социокультурного развития учащихся в системе дополнительного образования требует создания комплекса специальных условий: педагогических, методических, кадровых, организационных.
Педагогические условия:
- в образовательном процессе реализуется культурологический подход, ориентированный на новое содержание образовательного процесса и рассматривающий культуру как системообразующий фактор развития личности и общества в целом;
- уделяется внимание духовно-нравственному воспитанию как основе социокультурного развития личности;
- проводится систематический мониторинг образовательного процесса (педагогическое наблюдение за учащимися, диагностика учащихся на разных этапах обучения);
- осуществляется гуманистическая направленность образовательного процесса, которая проявляется в уважении личности учащегося и содействии ее развитию (организация педагогической поддержки, создание ситуации успеха, моральное поощрение, презентация образовательных результатов);
- учащиеся вовлекаются в различные виды учебной и культурно-досуговой деятельности с целью интенсивного проживания различных социальных ролей, обогащения индивидуального жизненного опыта.
Методические условия:
- реализуются вариативные образовательные программы (по видам деятельности, уровням сложности, срокам реализации, предметно-практической или теоретической направленности, творческому характеру), ориентированные на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов и потребностей учащихся;
- внедряются современные образовательные технологии в практику работы каждого педагога, используются методы и формы обучения для детей разных уровней развития и с разными интересами, которые будут направлены на включение субъектного опыта воспитанников в процесс познания мира и осмысление личностного «Я»;
- используется практико-ориентированный подход к дополнительному образованию, уход от чисто репродуктивных методов обучения;
- реализуется программа педагогического наблюдения за воспитанниками;
- разрабатываются программно-методические материалы (планы открытых занятий, программы, планы и сценарии различных мероприятий и т.д.).
Кадровые условия:
- наличие в общеобразовательном учреждении соответствующих категорий специалистов: педагоги-организаторы, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования и др.
- осуществляется подготовка педагогических кадров в рамках программ, направленных на расширение их профессионально-педагогической культуры и социальной компетентности.
Организационные условия:
- создается комфортная образовательная среда, обеспечивающая развитие и самоопределение личности учащихся;
- обеспечивается свобода выбора при получении дополнительного образования, дифференцированный подход к личности воспитанника;
- предоставляется возможность получения основ допро-фессионального образования и сертификация результатов обучения по образовательным программам.
Функции модели
1. Учебно-познавательная (овладение учащимися универсальными учебными действиями, расширение общего кругозора воспитанников).
2. Воспитательная (усвоение основных понятий о социальных нормах отношений, в том числе об общечеловеческих ценностях, воспитание общей культуры личности).
3. Развивающая (социально-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное развитие учащихся).
4. Ориентационная (создание условий для профессионального самоопределения воспитанников).
5. Релаксационная (через систему дополнительного образования детей создаются условия для эмоционального восстановления учащихся);
6. Рекреационная (создание благоприятной среды для отдыха учащихся).
Организация учебно-воспитательного процесса
Основу организации учебно-воспитательного процесса учреждения дополнительного образования детей в представленной модели составляет социально-педагогическое взаимодействие, сущностью которого является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь. При этом субъектность каждого участника такого взаимодействия проявляется через его активность.
Базовыми составляющими социально-педагогической поддержки являются:
• создание в коллективе образовательного учреждения благоприятного эмоционального климата;
• подготовка и проведение проектов, социальных тренингов, позволяющих учащимся «отработать» разнообразные формы социально-значимой деятельности и взаимодействия с другими её участниками;
• организация ценностно-смыслового диалога, помогающего воспитанникам осуществлять поиск единомышленников и оппонентов, устанавливать взаимопонимание, проводить коллективное обсуждение;
• содействие воспитаннику в самоопределении, содействие в проявлении инициативы и осуществлении самостоятельных действий, направленных на гармонизацию отношений с окружающими;
• работа с воспитанниками, ориентированная на разработку и реализацию индивидуального плана действий; текущий анализ и коррекцию деятельности; рефлексию произошедших изменений; определение последствий и перспектив развития индивидуальной ситуации обучающегося.
Организация учебно-воспитательного процесса в данном направлении способна оказывать наибольшее влияние на становление когнитивного, мотивационного, поведенческого, социокультурного компонентов в структуре личности подростка. Основой когнитивного компонента является мировоззрение, включающее как научную картину мира, так и знания, стандарты, правила поведения, жизненные позиции человека, его убеждения, идеалы, ценностные ориентации. Ядро мотивационного компонента составляет ответственность за самую главную ценность - жизнь (жизнь человека и человечества). Поведенческий компонент включает определенные тактики поведения и жизненные стратегии. Его проявление выражается в выборе высоконравственных позиций, в утверждении социально значимых действий, в высоко развитом самосознании.
Социокультурный компонент
Библиографический список
• Способствует формированию у воспитанников эмоционально-ценностного отношения к действительности, самостоятельности, развитию творческих способностей.
• Позволяет осознавать социальные проблемы, искать пути их решения, использовать творческие черты своей индивидуальности;
• Предполагает развитие сотрудничества, таких качеств личности, как коммуникативность, толерантность, предприимчивость, необходимых для самореализации в обществе, в социуме, в труде.
Условиями эффективности педагогического влияния на процесс социокультурного развития учащихся могут рассматриваться следующие факторы:
- наличие возможности для осуществления учащимися социального выбора, достижение ими творческого самоопределения и успеха;
- развитие системы ценностных ориентаций учащихся, отражающих их индивидуально-личностные позиции и личностные качества (усвоение нравственных и духовных ценностей как составной части культуры, развитие этических чувств как регуляторов морального поведения через воспитание комплекса качеств личности: целенаправленность, ответственность, гуманность, доброта, толерантность, гражданственность и т.д.);
- овладение обучающимся разнообразным опытом самостоятельной, разносторонней, социально значимой деятельности;
- обогащение социально-ролевой составляющей среды образовательного учреждения через применение личностных программ социально-культурного развития учащихся;
- организация продуктивного взаимодействия педагогов и родителей по расширению социального пространства поведенческой активности обучающихся;
-организация совместной деятельности взрослых и учащихся (ребенок-родители-педагог) с целью формирования социального опыта и развития воспитанников;
Основным результатом реализации модели социокультурного развития воспитанников в учреждениях дополнительного образования детей является создание такой образовательной системы, которая позволит рассматривать учреждение дополнительного образования как альтернативу современным информационно-коммуникационным технологиям - прежде всего, телевидению и Интернету. В идеале конечный результат реализации модели социокультурного развития учащихся в учреждении дополнительного образования - человек будущего, в сознании которого должны прочно войти понятия: «культура», «гуманизм», «добро», «любовь», «красота», «творчество», как главные приоритеты современности. Живущий в сегодняшнем мире ребенок, подросток, юноша (девушка) должны уметь самостоятельно строить и преобразовывать свою жизнь, неся ответственность за нее и транслируя гуманистические ценности. Это предполагает, что воспитанник:
- владеет нормами поведения в обществе;
- стремится к самообразованию, самовоспитанию, самосо-зиданию своего «Я», сохранению и преумножению традиций и здоровья нации;
- умеет принимать решения и достигать высоких творческих результатов в соответствии с поставленной целью;
- обладает способностью к организации и планированию, психологической совместимостью, способностью к сотрудничеству, ответственностью и компетентностью, готовностью принимать решения и осуществлять их, предприимчивостью и инициативностью;
Эти качества обеспечивают мобильность человека, его активное включение в экономическую, общественную и политическую жизнь. Следствием этого является накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии, получение квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и молодежи к изменяющимся условиям жизни.
1. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М., 2010.
2. Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей до 2010 года (утв. Министерством образования и науки РФ 16 апреля 2007 г. и Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ 30 августа 2007 г.) Приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 24 сентября 2007. - № 06-1549.
3. Буйлова, Л.Н. Дополнительное образование: нормативные документы и материалы / Л.Н. Буйлова, Г.П. Буданова. - М., 2008.
4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Бюллетень Министерства образования РФ. Высш. и ср. проф. образование. -2000. - № 11.
5. Асташова, Н.А. Учитель: проблема выбора и формирования ценностей. - М., Воронеж, 2000.
6. Кабкова, Е.В. Развитие культуры личности в современном образовательном пространстве / Е.В. Кабкова, О.В. Стукалова // Педагогика искусства. - 2008. - № 2.
7. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебное пособие. - Ростов- на-Дону, 1997.
8. Крылова, Н.Б. Свободное воспитание в семье и школе: культурные практики детей. - М., 2007.
Bibliography
1. Fundamentaljnoe yadro soderzhaniya obthego obrazovaniya / pod red. V.V. Kozlova, A.M. Kondakova. - M., 2010.
2. Mezhvedomstvennaya programma razvitiya sistemih dopolniteljnogo obrazovaniya deteyj do 2010 goda (utv. Ministerstvom obrazovaniya i nauki RF 1б aprelya 2007 g. i Ministerstvom kuljturih i massovihkh kommunikaciyj Rf 30 avgusta 2007 g.) Prilozhenie k pisjmu Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 24 sentyabrya 2007. - № 0б-1549.
3. Buyjlova, L.N. Dopolniteljnoe obrazovanie: normativnihe dokumentih i materialih / L.N. Buyjlova, G.P. Budanova. - M., 2008.
4. Nacionaljnaya doktrina obrazovaniya v Rossiyjskoyj Federacii // Byulletenj Ministerstva obrazovaniya RF. Vihssh. i sr. prof. obrazovanie. - 2000. -№ 11.
5. Astashova, N.A. Uchitelj: problema vihbora i formirovaniya cennosteyj. - M., Voronezh, 2000.
6. Kabkova, E.V. Razvitie kuljturih lichnosti v sovremennom obrazovateljnom prostranstve / E.V. Kabkova, O.V. Stukalova // Pedagogika iskusstva. -2008. - № 2.
7. Zimnyaya, I.A. Pedagogicheskaya psikhologiya: uchebnoe posobie. - Rostov- na-Donu, 1997.
8. Krihlova, N.B. Svobodnoe vospitanie v semje i shkole: kuljturnihe praktiki deteyj. - M., 2007.
Статья поступила в редакцию 22.09.11
УДК 378
Basargina E.V. PEDAGOGY AND CULTYRAL STUDIES AS A BASIS FOR NATIONAL EDUCATION. Conceptual sense of problems, which stop pedagogic efforts on development of morality, is shown in the article. A role of culture forming factors in a structure of a pedagogic process is represented; actual operational definition of a series of key pedagogic categories is given. Compatibility and contingence of pedagogy and cultural studies are shown as a basic for national edication.
Key words: pedagogic process, education, development, formation, teaching, a symbol, values, value orientations, value relations, ethic categories, culture, a cultural tradition, national edication.
Е.В. Басаргина, заместитель директора по учебной работе ФГОУ СПО «Горно-Алтайский государственный политехнический колледж», почетный работник СПО, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИКА И КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК ОСНОВА НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье раскрывается сущностный смысл проблем, которые блокируют педагогические усилия по развитию нравственности. Представлена и показана роль культурообразующих факторов в структуре педагогического процесса, дано актуальное операциональное определение ряду ключевых педагогических категорий. Показана совместимость и сопряженность педагогики и культурологии как основы национального образования.
Ключевые слова: педагогический процесс, воспитание, формирование развитие, научение, символ, ценности, ценностные ориентации, ценностные отношения, смыслы, этические категории, культура, культурная привычка, национальное образование.
Кардинально изменившаяся социальная структура российского социума объективно и безотлагательно потребовала новой организации общественных отношений на линейном уровне и, естественно, существенных, адекватных XXI веку изменений в методологии «взращивания» юного поколения граждан России.
Современный институт образования рассматривается как определяющий фактор прогрессивного развития страны. Именно в образовании, в первую очередь, в профессиональном, сегодня сосредоточен весь смысл современных социальных противоречий. Речь идет не только о качестве профессиональной подготовки кадров, необходимой для прогрессивного развития общества, но и, в большой мере, о характере социокультурного базиса, определяющего всю воспитательно-образовательную политику профессиональной школы. «Стратегическое значение, - отмечает известный социолог С.И. Григорьев, -при этом имеет культуроцентричность образования, его духовно-идеологическая ориентированность, воспитательная роль» [1, с. 13].
Культуроцентричность современного профессионального образования выражается, прежде всего, в интеграции национально-культурного и научного, его ориентации на ценности и смыслы коллективных действий на благо Отечества, благополучие всего народа. Именно на национально-культурной основе образование формируется как мощная общественная система по воспроизводству новых социальных отношений субъектов общественной жизни России, жизненных сил нации.
Обретенная молодежью индивидуальная свобода, не ограничиваемая значимыми для общества принципами, затрудняет восприятие мира в его истинной полноте. Жизнь человека и многие другие ценности культуры при таком положении не осмысливаются, ибо неразвитыми остаются способности ценностно-смыслового восприятия. Это значит, что не складывается целостный баланс личности и общества. Личность оказыва-
ется в сложнейших лабиринтах социального движения без определенных ценностных ориентиров, что провоцирует многообразие социальных рисков, экстремальных форм и способов бессмысленного самовыражения. При этом в обыденной жизни в межличностных отношениях накапливаются бездуховность, безнравственность, бесчеловечность.
Великий русский педагог К.Д. Ушинский (1824-1870) основной задачей образования считал подготовку человека к жизни, при этом прилагал много усилий для того, чтобы образование отвечало духу народа: «Дух школы, ее направления, ее цель должны быть обдуманы и созданы нами самими, сообразно истории нашего народа, степени его развития, его характеру, его религии» [2, с. 167].
Давно установлено, что ничто так не укрепляет социальную стабильность, как традиции. Время, когда не работают традиции, по которым складывался и развивался этнос, называют смутным временем, которое необходимо просто пережить. Сегодня мир спешит избавиться от традиций. Инновационность есть определяющая характеристика времени. Мера инновационности и традиционности нарушена. Общество - живой организм, имеющий детство, юность, зрелость, которые творились традициями. Без прошлого у общества нет и будущего, об этом написано и сказано немало.
Национальные традиции определяют судьбу человека, этноса, страны. Н.А. Бердяев (1874-1948) писал: «Национальный человек - больше чем просто человек, в нем есть разные черты человека вообще и еще есть черты индивидуальнонациональные» [3, с. 73].
Каждый народ по-своему талантлив и уникален. Все они прошли трудный эволюционный путь становления и развития как социокультурное образование и при этом накопили огромный потенциал национальных традиций, являющихся бесценным культурным наследием земной цивилизации. И.А. Ильин