ДИАЛОГ с В.А.КАРАКОВСКИМ: МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ
ПЕДАГОГИКА ДОБРОТВОРЧЕСТВА: ЕСТЬ ЛИ ЕЙ МЕСТО В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ?
В статье сделана попытка анализа педагогики добротоворчества, воплощенной В.А.Караковским в жизнь школы № 825 Главные принципы этой педагогики могут стать основой гуманизации современной школы.
Ключевые слова: педагогика добротворчества, уважение к ребенку, современная школа.
«Педагогика добротворчества» - в самом названии сосредоточена вся суть этого понятия -творить добро. В.А.Караковский был убежден в том , что, если цель человека - делать добро людям, то вокруг создается обстановка добра. Он был уверен, что в школе № 825 удалось достигнуть этого состояния.
Главная ценность и цель школы, по мнению В.А.Караковского, - человек. Именно в школьные годы формируется потребность в добротворчестве. Если в эти годы человек не привыкнет делать добро людям и испытывать от этого удовольствие -потом будет поздно.
Воспитание для Владимира Абрамовича всегда было первично. Школа - это особым образом организованное общество. Школа может закрыться от некоторых внешних неприятностей и создать свои законы, свои правила.
Огромное значение выдающийся педагог при-
Как цитировать статью: Парфенова И.С. Педагогика добротворчества: есть ли ей место в современной школе? // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 2, №1 (36). С. 131-136.
И.С. Парфенова
Научный сотрудник, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» E-mail: parfyosha@ yandex.ru
давал педагогике отношений. Он полагал, что через отношения можно сделать подавляющее большинство полезных, добрых дел и выправить дурные.
«Главное, что мне кажется совершенно необходимым для новой школы, - это очеловечивание отношений внутри неё. Ведь отношения между людьми более чем что-либо влияют на формирование человеческой личности. Слова могут быть значимые и пустые, поступки - удачные и неудачные, а в отношениях соврать нельзя. Отношения - это то, что определяет результат и смысл контакта между людьми» [2, с.53].
За годы своей работы В.А. Караковский пришел еще к одному выводу - существует педагогика настроения. В детском возрасте настроение имеет гораздо большее значение, чем во взрослом. Уметь создавать доброжелательное, утверждающее настроение - это тоже инструмент в педагогике.
А ведь это действительно важная вещь. Плохое настроение искажает реальность. В плохом настроении можно пропустить что-то очень важное для себя. С другой стороны, человек в добром расположении духа относится к реальности с большим оптимизмом.
Человек - ребенок или взрослый, побывав в 825-й школе, не может не уловить особый дух, который здесь присутствует. Ученики и педагоги этой школы, ощутив плоды своей совместной деятельности, теперь всячески пытаются сохранить этот дух. Владимир Абрамович полагал, что, если ребенку не повезло с семьей (а школа находится не в самом благополучном районе г. Москвы), то ему обязательно должно повезти со школой.
Для большинства учеников 825-й посещение школы - это не рутина, потому что здесь не готовят к будущей жизни, здесь живут в настоящем.
На страницах интернет - издания «Мел» опубликован манифест двух одиннадцатиклассников (Ивана Ветошкина и Ивана Сурвилло), которые попытались объяснить, почему для многих учеников посещение школы превращается в нечто ненужное и отнимающее драгоценное время. Называется этот манифест «Три проблемы современной школы: взгляд учеников»[5].
Итак, первая проблема - «Биоритмы не в счет». По мнению авторов, она связана с полным игнорированием школой наличия у людей разных биоритмов. Извечная проблема «сов» и «жаворонков».
Вторая проблема - «Нас постоянно отвлекают». Здесь, хотелось бы привести цитату, поскольку подобную точку зрения высказывают многие педагоги, а в данном случае, на эту проблему обращают внимание сами ученики.
«Бесконечные контрольные, диагностики, приходящие «сверху», промежуточные аттестации, ОГЭ, ЕГЭ и иже с ними... За постоянной подготовкой к разнообразным формам контроля качества теряется основной смысл общего образования - передать ученику знания и навыки, необходимые во взрослой жизни. Умение решать тесты и писать контрольные работы - навык весьма сомнительный. В результате из школы выходят профессионалы в области расстановки крестиков в клеточки, совершенно себе не представляющие, кто такой Гумилёв или когда началась Великая Отечественная» [5].
Проблема третья - «Большой объем ненужных знаний». Суть проблемы заключается в следующем: реальное обучение заключается в заучивании фактов и определений и в отсутствии практических занятий в школе.
«Огромные объёмы информации, вбиваемые в наши головы, сегодня есть в интернете. Конечно, на любой вопрос в гугл не полезешь: «база» нужна. Вопрос в том, что считать базой: знания о болезнях клещей или знания о подробном строении клещей?
Современные ученики усваивают огромный багаж знаний, но не имеют представления, как эти знания применить в реальной жизни.
Мы знаем, что отвечать на ЕГЭ по обществознанию, но не умеем создавать ИП. Знаем строение того же клеща, но что делать при его укусе - не знаем. Понимаем, что компьютер нужно защищать от вирусов, но антивирус выбирать не умеем» [5].
Это взгляд молодых людей, которые находятся на пороге выбора будущей профессии и у которых, судя по их размышлениям, присутствует внутренняя мотивация к получению знаний.
Но что происходит в реальности?
А в реальности многие школы заявляют о том, что они ориентированы на мотивированных учеников. Но таких учеников меньшая часть. Для основной массы детей необходимо создавать мотивацию, а это вопрос, требующий больших усилий и квалификации педагога.
Один из ходов предлагает В.А.Караковский: «Когда идешь в класс, не торопись сразу демонстрировать свои знания, не думай о методике.
Думай о том, как овладеть ребятами, как вызвать у них к тебе интерес. Дети смотрят на жизнь другими глазами - не глазами взрослого человека, не моими. Надо научиться глядеть на мир глазами своих воспитанников, тогда успех будет обеспечен» [3].
К.Медведева на страницах журнала Psychologies обратилась к исследованиям итальянских специалистов о том, какой должна быть идеальная школа [4]. Вот пять критериев, которые отличают такую школу.
1. Говорим «нет» страхам. Важно, чтобы ребенок рос уверенным в себе и имел возможности для самовыражения. Хорошо, когда в группах складываются отношения взаимопомощи и солидарности, а педагоги находят подход к разным типам личности.
2. Учимся уважать ребенка. Уверенность в себе и уважение зависят друг от друга. Важно не только уважение к учителю, но и уважение к ученику.
3. Меньше оцениваем, больше ценим. Важно, чтобы ребенок понимал, за что ему поставили ту или иную оценку. И уж точно оценка не должна настраивать учеников друг против друга.
4. Делаем ставку на мотивацию. Отсутствие мотивации остается одной из главных причин неуспеваемости в школе. При ее отсутствии самый одаренный ученик может снизить свой уровень. Зато при сильной мотивации круглый двоечник может достичь небывалых успехов.
5. Подпитываем жажду знаний. Выполняя домашнее задание, дети часто заучивают материал и вполне готовы его воспроизвести. Но всегда ли они понимают то, что заучили? Задача педагога - помочь им в усвоении и понимании изучаемого материала.
Из вышеназванных критериев мы четко понимаем, что проблемы итальянской и российской школ очень близки, а решению этих проблем во многом и могла бы помочь «педагогика добротворчества».
Есть несколько постулатов В.А.Караковского и его педагогов, которые нашли свое отражение в профессиональном кодексе педагогов 825-й школы, которые можно взять за основу и строить свою педагогическую деятельность.
«...Еще древние мудрецы говорили: «Человек - мера всех вещей». Если это верно относительно людей вообще, то трижды правильно по отношению к ребенку. Для учителя личность ребенка - цель, объект и результат педагогической деятельности, сам ребенок - равноправный субъект взаимодействия. Овладейте умением встать на место ребенка и
посмотреть на мир его глазами.. В нашей профессии всегда есть опасность авторитаризма и деспотизма, иллюзия собственной непогрешимости и гарантированной правоты. Спасение от пагубного властолюбия - в рефлексии, постоянном самоконтроле и самокритике..
Тяжёлые условия, малая зарплата, неблагоприятные обстоятельства не оправдывают работу вполсилы. Настоящий учитель никогда не унизит себя халтурой.
Как бы ни складывалась жизнь, хорошая школа всегда живёт по законам Добра и Справедливости, по законам порядочных людей.» [2, с.228-229].
В заключение хотелось бы упомянуть еще об одном факте. Последние 30 лет В.А. Караковский не занимался подбором педагогических кадров, как делают многие директора школ, потому что из своих детей он воспитывал таких педагогов, которые ему нужны. Как результат больше трети педагогов школы - ее выпускники. Подтверждением тому служат слова учительницы начальных классов школы №825 О.В.Зубовой: «Для моей школы (ее статус не раз менялся, неизменным оставались номер - 825 - и имя директора - Владимир Абрамович Караковский) я и ученица, и учитель начальных классов. В памятный для меня первый рабочий день мой отец сказал с гордостью директору: «Второй раз привел вам свою дочь, теперь уже молодую учительницу». «Плоха та школа, где дети не стремятся стать учителями», - ответил тогда Владимир Абрамович.
Я была и остаюсь его ученицей. Мое кредо - верность школе №825. Мне близка ее философия, понятен ее маршрут, я горячо убеждена, что школа должна, обучая, воспитывать, ведь «знание без воспитания - это меч в руках сумасшедшего». Нет воспитания личности вне коллектива!Удивительный мир созданной Владимиром Абрамовичем педагогики добротворчества не перестаю открывать для себя и сейчас. Какое мудрое и непопулярное сейчас слово - добротворчество! Созидание добра, воспитание добром. В профессиональном кодексе педагога школы №825 сказано: «Нет ничего более неприятного в школе, чем хмурое, злое лицо учителя». В нашем коллективе сложился уникальный опыт детско-взрослых отношений, практический гуманизм мы считаем главным механизмом воспитания личности. С годами я поняла, что даже мотивация учебной деятельности обусловлена отношениями между учителем и школьником, формирующимися в свобод-
ном общении и внеурочной творческой деятельности» [1].
Владимир Абрамович совершенно справедливо отмечал, что в нынешней ситуации существует только один выход - самим конструировать, создавать реальность, которая по отношению к объективной может показаться инобытием.
Литература
1. Зубова О.В. Мы живем, покуда верим! // Учительская газета. - 2015. - № 22 . - 2 июня.
2. Караковский В.А. Воспитание для всех. М.: НИИ школьных технологий, 2008.
3. http://www.assambleyatv.com/ Документальный фильм «Педагогика добротворчества»
4. http://www.psychologies.ru/roditeli/children/5-shagov-k-idealnoy-shkole/
5. http://mel.fm/blog/ivan-vetoshkin/69705-tri-problemy-sovremennoy-shkoly-vzglyad-uchenikov