ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ В.А. КАРАКОВСКОГО
В статье отражены важнейшие содержательные элементы гуманистической воспитательной системы школы.
Ключевые слова: В.А. Караковский, гуманистическая система воспитания, цели воспитания, система ударных дел или кольцовка дел, отношения в коллективе.
Выдающийся российский педагог, ученый, психолог профессор Поляков Сергей Данилович в своей статье «В.А. Караковский: встречи и идеи» [1] показал и осмыслил идеи и вклад В.А. Караковского в теорию и практику воспитания. Интеллектуальная глубина и прозрачность текста позволяют увидеть, понять, оценить значимость идей и опыта В.А. Караковского и использовать их в реальной практике.
Можно добавить нечто из мира собственных эмоциональных переживаний, и это будет правильно, но смысл деятельностной памяти видится в том, чтобы уловить элементы открытий и пользы, без которых восторги и декларации повисают в воздухе.Наряду с крупными мазками и штрихами в педагогике, как и вообще в науке, исключительно важны малые простые истины и почти незаметные скрытые поступки и действия, которые при ближайшем рассмотрении оказыва-
Как цитировать статью: Лизинский В.М. Штрихи к портрету директора школы В.А.Караковского // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 2, №1 (36). С. 7-12.
В.М. Лизинский
Кандидат педагогических наук, доцент, АНО ИД «Педагогический поиск», главный редактор журнала «Классный руководитель» E-mail: [email protected]
ются так интересны, важны и необходимы в процессе воспитания.
Что оказалось удивительным, важным и полезным для меня.
Талант выражается в двух способностях: прочитать известное по-новому или создать новое.
Понятно, что актив и коллектив - звенья одного явления, но именно В.А. Караковский понял, что истинная демократия связана с расширением актива через разнообразные деятельности, поручения, учёт интересов и личных талантов. Если воспитатель отбирает несколько человек, приближает их к себе, рассчитывает на них, он тем самым раз и навсегда определяет небольшую часть коллектива, которую он невольно противопоставляет коллективу. Самоуправление, учитывая интересы всех членов коллектива, позволяет включить через различные организационные формы, через ротацию, через
- постоянные и временные поручения всех или большинство членов коллектива. И это важное и красивое новшество в процессе воспитания использовал В.А.Караковский.
И другое почти ювелирное по психологической тонкости и значимости явление связано с разновозрастным взаимодействием в процессе самоуправления и в ходе участия в различных делах. Мы порой учим лидеров, готовим их к чему-то, но в каждом коллективе есть реальные и потенциальные лидеры, которые могут раскрыться в различных де-ятельностях. И красота решения здесь в том, что, может быть, не отличник, не самый лучший, с точки зрения учителя математики, ученик при помощи доброго слова, гитары, поддержки может сыграть важную роль в достижении целей воспитания. Потенциальный скрытый лидер все-таки надеется, что однажды учитель призовет его совершить малый подвиг, организовать важное и полезное дело, и при формальном обычном подходе он может не дождаться этого никогда. Поручая такому лидеру в рамках разновозрастных проектов ответственное дело, В.А. Караковский добивался четырех положительных результатов:
- помогая младшим, ты взрослеешь;
- поручение, процесс и успешный результат окрыляют;
- срабатывает закон соответствия: если уважаемый мной учитель доверяет мне, то это понуждает соответствовать этому доверию;
- важно, что дети разных возрастов говорят на одном, понятном им, языке, хорошо знают и понимают детские беды, проблемы, потребности, и когда авторитетный старший делает общее дело с младшими,
тогда происходит или наступает момент особого влияния, который незаметно ведет к позитивным изменениям.
Превратно понимать воспитание как непрерывный процесс, считая, что много кружков, много дел, много справок и отчетов позволят через мелкоячеистую сеть поймать и увлечь больше детей. В.А. Караковский понял, что всеядность, увядающие традиции и однообразие (а наша школа и без того имеет самые высокие в мире нагрузки, потому что помимо предмета учителю нужно еще и осуществлять административные функции, участвовать во всех делах, выполнять всевозможные поручения) в работе коллектива не ведут к зависимому переходу количества в качество. И стало понятно (на то он и изумительно талантливый человек), что для целей воспитания исключительно важны четыре условия:
- дел должно быть столько, сколько соответствует талантам, возможностям и интересам коллектива;
- без идеологов, авторов, инициаторов можно провалить любое дело;
- среди разных событий каждый ребенок, получив возможность участия и проявив интерес, получает социальный опыт общения и деятельности, которые сильно влияют на личностный рост, нравственные и культурные взгляды и позиции ребенка;
- важно через демократические процедуры, использование методик КТД отказаться в принципе от мероприятийности, перейдя к реализации на практике событийного подхода.
Так родилась и воплотилась на практике система ударных дел или кольцовка дел... И смысл здесь в том, что сензитивный характер разнообразных деятельностей включает в себя все важное с социально-педагогической точки зрения, соответствует потребностям и запросам детей, позволяет в большом интересном, красивом, важном для детей и взрослых деле, аккумулировать оптимальные коллективные и личностные усилия, получая при этом и синергетический эффект, и ощущение праздника, и горячее желание и возможность для большинства быть полезными, раскрыться, показать свои способности, добиться ощутимых успехов.
Другая счастливая мысль пришла к В.В. Караковскому в результате длительного осмысления и поиска главной движущей силы и главного ресурса воспитания. Он понял, что таких ресурсов три: главный человек в школе - классный воспитатель, по старинке именуемый классным
руководителем. Если коллектив индифферентен, а администрация школы сбрасывает на классного руководителя всю ответственность и весь процесс, когда коллектив оказывается в стороне, когда неучастие, пассивность одних подменяется чрезмерными усилиями других, тогда становится понятно, что или весь коллектив участвует в воспитании, или все это начинает носить формальный характер. И третий фактор -хорошая организация учебного процесса является залогом успешного воспитания и предполагает связь уроков и внеурочной деятельности в годовом цикле различных форм и коллективных творческих дел.
Авторская школа - это школа, которая коллективно выработала концепцию своего развития, признав роль и значимость в создании новой школы инициатора и руководителя. Не может быть авторской школы, если автор не является носителем управленческого квадрата: первые две стороны квадрата - это административный авторитет, подтвержденный авторитетом человеческим, личностным; третья и четвертая стороны квадрата - это, когда директор исповедует двойственный подход к управлению, предполагающий сочетание административных и психологических методов в управлении. Все 4 стороны квадрата были характерны для Владимира Абрамовича Караковского.
Личность руководителя в наибольшей мере влияет на коллектив. В этом смысле В. А. Караковский являлся носителем свойств и качеств, которые в значительной степени обеспечивали успех в работе школы.
Управленческая характеристика директора школы, ученого, общественного деятеля В.А. Караковского:
При совершенной внутренней культуре, выраженной в толерантности, В.А. Караковский не был мягким и добреньким. Просто принципиальная позиция может насильственно и агрессивно навязываться, а может медленно и уважительно проводиться в жизнь с учетом интересов и возможностей детей и взрослых.
Он понимал, что отрыв науки от школы, как и отрыв школы от социальной практики, не позволяет ставить амбициозные воспитательные цели и тем более добиваться их.
Он проявлял удивительную способность находить достоинства в других и именно путем подбора и воспитания педагогов, он постепенно создавал или формировал команду единомышленников, без чего не может быть авторской школы.
Он сам был удивительным носителем эмоционального интеллекта,
то есть выразительной способности оказывать влияние на состояния и чувства других людей благодаря умению искренне восхищаться, радоваться, негодовать, и силой своего чувства воздействовать на духовно-чувственный мир других людей.
У него было позитивное восприятие жизни, выражающееся в рабочем оптимизме: скептик, холодный критик и пессимист все ругает, всем недоволен, но при этом не ищет пути и возможности изменить ситуацию к лучшему. Мажорное оптимистичное восприятие жизни у В.А. Караковского было связано с активным противодействием лени, пошлости, привычному функционированию. Ему совершенно была чужда позиция постороннего наблюдателя, случайного попутчика, он очень ценил в детях и взрослых инициативу, желание помочь другому человеку, интерес к знанию и готовность к коллективному и индивидуальному действию не по приказу, а по велению души.
У плохого директора все или большинство подчиненных плохие, а истинный талант руководителя - видеть достоинства в других, уметь подбирать людей, уметь возвышать их, доверяя и помогая им в работе. Критические отзывы о людях у плохого руководителя совершенно нивелируют и затеняют достоинства человека: восторг и уважение, с которым Караковский говорил о своих учителях, делал честь и ему, и им.
Не бывает авторской школы, не бывает воспитательной системы школы без сложившейся системы управления, в основе которой лежат те обязательные условия и требования, без которых управление превращается в набор случайных хаотических действий, выматывающих коллектив, но не приближающих к цели. Системность, фундаментальность, связь науки и практики, упорство, с которым руководитель шаг за шагом движется к цели, являются основными управленческими правилами В.А. Караковского.
У него счастливо сочетались талант собеседника и суггестивный талант, то есть способность слышать, понимать и убеждать другого человека в логике ясных и понятных смыслов, учитывая его интересы и желания.
Если человек высказывает все свои мысли, если он все отдает другим и при этом не спешит или не успевает восполнять свой духовно-интеллектуальный багаж, тогда его слова, анекдоты, жесты приобретают характер забывчивой повторности и раздражают своей навязчивой привычностью. Обновление без постоянной работы души, без получения
нового знания, без поиска смыслов резко снижают интеллектуальный уровень человека и его авторитет. В.А. Караковский был интересным человеком, потому что не спешил со словами и выводами. Он всю жизнь учился, и это давало ему право учить других.
Мелькают в жизни и на экране «разнообразные не те», не оставляя в душе и в памяти теплые и радостные воспоминания. И связано это с тем, что нас привлекают не столько личность, сколько образ личности, какие-то такие особенные черты, которые присущи именно этому человеку, которые еще называются «харизма», «привлекательность», «магнетические притягивающие способности», «особенная душевность» - и это все о нем.
Порой объявляют школу ресурсным центром, а настоящих ресурсов в школе нет. 825-я была настоящим ресурсным центром, и из всех республик Советского союза сюда ездили и с удивлением смотрели, записывали и старались создавать, кто по образу и подобию, кто - отталкиваясь, похожие или новые миры. Причем главным действующим ресурсом оказывался директор школы.
Извечный спор менеджеров и педагогов, должен ли директор быть лидером коллектива, специалистом в педагогике или ему достаточно уметь расписываться в зарплатной ведомости и соответствовать требованиям чиновников, однозначно решался в 825-й школе в пользу приоритета психолого-педагогического, научного подхода в организации не индустриально-педагогического бюро по оказанию педагогических услуг, а педагогической среды, необходимой для воспитания, развития и творчески интересной жизни детей и взрослых.
Литература
1. Поляков С.Д. Караковский В.А.: встречи и идеи // Непрерывное образование: XXI век. Выпуск 1 (9), 2015, Б01: 10.15393/}5.ай.2015.2733.