Научная статья на тему 'Педагогическое восстановление работоспособности средневиков занимающихся в группе спортивного совершенствования'

Педагогическое восстановление работоспособности средневиков занимающихся в группе спортивного совершенствования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
275
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Таратинский Дмитрий Анатольевич

В последнее время, используя все новые средства восстановления медико-биологического и психологического характера, специалисты по физической культуре и спорту все меньшую роль уделяют педагогическому восстановлению работоспособности спортсменов. В нашем исследовании мы попытались найти оптимальное построение тренировочного процесса в подготовительном периоде бегунов на средние дистанции, промежуточные результаты заставляют говоритьоб эффективности выбранной нами методике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Таратинский Дмитрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическое восстановление работоспособности средневиков занимающихся в группе спортивного совершенствования»

такой руководитель идет на всевозможные уступки коллективу, но авторитет его самый низкий, так как он основан, в основном, на ситуации.

Анализируя особенности каждого из этих стилей общения, становится очевидно, что осуществление принципа ценностного взаимодействия возможно только в том случае, если руководитель коллектива избирает для себя демократический стиль общения, построенный на постоянном диалоге во имя достижения общей цели, во имя творческого созидания.

Таким образом, осуществление принципа ценностного взаимодействия, постоянный «обмен» духовными и профессиональными ценностями, взаимно заинтересованный и обогащающий диалог, способствующий вовлечению каждого участника коллектива в активный творческий процесс музыкального созидания, определяет «эмоциональный градус» в коллективе. Такой

стиль руководства рождает эмоционально-положительное отношение к искусству хорового пения, к творческой деятельности в хоровом коллективе, а, следовательно, и создает предпосылки для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Библиографический список

1. Житенёва Т.П. Профессионально-управленческая культура музыканта: истоки, традиции, проблемы, перспективы. - М., 2005.

2. Каунт Дж. Организуй себя. - СПб., 2004.

3. Льюис Дж. Управление командой. - М.; СПб., 2004.

4. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека. Парадигмы, проекции, практики. - М., 2002.

5. РоговЕ.И. Психология общения. - М., 2003.

6. ЩербаковаА.И. Аксиология музыкальнопедагогического образования. - М., 2001.

Д.А. Таратинский

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СРЕДНЕВИКОВ ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ГРУППЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

В последнее время, используя все новые средства восстановления медико-биологического и психологического характера, специалисты по физической культуре и спорту все меньшую роль уделяют педагогическому восстановлению работоспособности спортсменов. В нашем исследовании мы попытались найти оптимальное построение тренировочного процесса в подготовительном периоде бегунов на средние дистанции, промежуточные результаты заставляют говорить об эффективности выбранной нами методике.

Состояние здоровья и физической подготовленности студенческой молодежи в последние годы имеет тенденцию к ухудшению. Известно, что наиболее эффективным для развития двигательного потенциала и укрепления здоровья учащейся молодежи является применение в процессе физического воспитания средств спортивной тренировки [7].

Повышение эффективности физического воспитания студентов является важнейшей социальной задачей в системе подготовки молодых специалистов для народного хозяйства страны. Программы физического воспитания вузов должны быть направлены на совершенствование методик оздоровительных занятий студентов, подготовку будущих специалистов к труду и развитие общей культуры молодежи [2].

Одной из важных ступеней к спорту высших достижений лежит через массовый студенческий

спорт. Нагрузки (общий объем бега в группе спортивного совершенствования за год, доходит до 3300-3800 км, пик объёма приходит на март месяц по данным [4] и составляет 357 км), выпадающие на спортсменов в 16-18 летнем возрасте в связи с переходом на новый ритм жизни, приводят к перенапряжению организма и отставанию в учебе. Большое количество школьников занимающихся в ДЮСШ, СДЮШОР УОР, переходя в студенческую жизнь, заканчивают свою спортивную карьеру и ограничиваются лишь занятиями по предмету физическая культура.

Целью нашего исследования является разработка эффективной методики комплексного применения различных тренировочных и педагогических средств восстановления у квалифицированных бегунов на средние дистанции в подготовительном периоде, которая на наш взгляд позволит разнообразить деятельность спортсменов, тем

© Д.А. Таратинский, 2008

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2008І

Таблица1

Содержание подготовки средневиков контрольной группы в годичном цикле

№ п/п Разделы подготовки Этап спортивного совершенствования

1-й Часы (%) 2-й Часы (%) 3-й Часы (%)

1. ОФП 344 (27,56%) 330 (22,6%) 258 (17,71%)

2. СФП 660 (52,88%) 850 (58,3%) 900 (61,81%)

3. Техническая подготовка 62 (4,96%) 78 (5,35%) 90 (6,18%)

4. Теоретическая подготовка 26 (2,08%) 28 (1,92%) 30 (2,06%)

5. Участие в соревнованиях 60 (4,8%) 60 (4,12%) 60 (4,12%)

6. Восстановительные мероприятия 96 (7,69%) 110 (7,6%) 118 (8,1%)

7. Общее количество часов 1248 (100%) 1456 (100%) 1456 (100%)

самым сохранит объем и интенсивность необходимых нагрузок, и в полной мере будет восстанавливать физическую работоспособность спортсменов. Решение этой проблемы позволит увеличить количество молодежи занимающейся спортом, повысить спортивный потенциал нашей страны и заложить основы здорового образа жизни для будущего поколения.

С целью проверки нашего предположения нами была предложена тренировочная схема подготовки средневиков, отличающаяся от предложенной программы авторского коллектива: В.В. Ивочкин, Ю.Г Травин, Г.Н. Королев, ГН. Си-маева [1]. Содержание занятий контрольной группы соответствовало вышеназванной программе (табл. 1).

В предложенной нами экспериментальной методике, была перестроена система восстановления работоспособности бегунов, и за счет часов направленных на восстановительные мероприятия была увеличена интенсивность, следовательно, увеличилось количество часов на специальную физическую подготовку (табл. 2).

Вся тренировочная и соревновательная деятельность спортсменов организуется в форме микроциклов, различающихся по своей целевой направленности. Оптимальное их сочетание

и последовательность обеспечивает неуклонный рост специальной подготовленности спортсменов, что является необходимым условием достижения планируемого результата.

В большинстве школ бега разработан набор стандартных микроциклов, использование которых приводит к изменению подготовленности спортсмена в течение этапа или мезоцикла [5; 6].

В зависимости от задач, поставленных на соответствующем этапе, могут использоваться различные комбинации стандартных микроциклов. В подготовительном периоде в процессе становления спортивной формы чаще используется комбинация однородных микроциклов.

Нами предполагается, что на основе разработки современной методики комплексного применения педагогических, гигиенических, медикобиологических и психологических средств восстановления можно будет оптимизировать подготовку квалифицированных бегунов на средние дистанции, что скажется на повышении результата соревновательной деятельности.

Исследование проводится на спортсменах ГУОР и ДЮСШ г. Щёлково, ДЮСШ г. ЛосиноПетровский, и на бегунах из секции легкой атлетики МГСУ В эксперименте участвуют 32 бегуна на средние дистанции с квалификацией от

Таблица2

Содержание подготовки средневиков экспериментальной группы в годичном цикле

№ п/п Разделы подготовки Этап спортивного совершенствования

1-й Часы (%) 2-й Часы (%) 3-й Часы (%)

1. ОФП 344 (27,56%) 330 (22,56%) 258 (17,71%)

2. СФП 712 (57,05%) 908 (62,36%) 958 (65,79%)

3. Техническая подготовка 62 (4,96%) 78 (5,35%) 90 (6,18%)

4. Теоретическая подготовка 26 (2,08%) 28 (1,92%) 30 (2,06%)

5. Участие в соревнованиях 60 (4,8%) 60 (4,12%) 60 (4,12%)

6. Восстановительные мероприятия 44 (3,52%) 52 (3,57%) 60 (4,12%)

7. Общее количество часов 1248 (100%) 1456 (100%) 1456 (100%)

96

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2008

Таблица3

Экспериментальная методика восстановительных мероприятий

Пон. Г игиенический душ утро Г игиенический душ идеомоторная тренировка вечер Душ, ручной массаж нижних конечностей

Вт. Г игиенический душ утро Обливание (Обтирание) вечер Тренировка в бассейне (45 мин) методика ПИР (пост-изо метр ическ ая релаксация)

Ср. Г игиенический душ утро Душ, ультрафиолетовое облучение вечер Ароматические ванны

Чт. Г игиенический душ утро Самомассаж нижних конечностей, душ вечер Силовая круговая тренировка (сауна,)

Пт. Г игиенический душ утро Обтирание идеомоторная тренировка вечер Хвойно-солевые ванны

Суб. Г игиенический душ утро Душ Шарко вечер сауна, русская баня

Вос. Г игиенический душ отдых

2 взрослого разряда до КМС. Для увеличения интенсивности в подготовительном периоде нами предложена экспериментальная система восстановления (табл. 3) включающая вместо восстановительного плавания - интервальную тренировку в бассейне, 10-12 раз по 50 м (100 м), через

3 мин отдыха, ЧСС 160-170 уд. мин., стиль плавания по выбору испытуемого.

После занятий в бассейне употребляется кислородный коктейль [3] - это напиток, обогащенный кислородом. Его готовят по следующему рецепту: к литру кипячёной остуженной воды добавляют черносмородиновый, вишнёвый или малиновый сироп или сироп шиповника с витамином С (70-100 мл) и один яичный белок. Через напиток с помощью распылителя пропускают кислород, в результате чего образуется пена -масса стойких пузырьков, наполненных кислородом. В кислородный коктейль можно включать глютаминовую, лимонную, аспарагиновую кис-

лоту, поваренную соль - в зависимости от вида спорта, характера предшествующей работы, состояния спортсмена. Также можно использовать отвары из различных трав - корни пиона, пустырник, а также тонизирующие препараты -жень-шень, пантокрин, лимонник и др.

Кислородный коктейль применяется после тренировок, при травмах и заболеваниях, для нормализации сна и с целью профилактики 2-3 раза в день после массажа. Рекомендуется принимать и в промежутках между соревнованиями, а в плавании - после них.

Для увеличения интенсивности силовой тренировки включаем вместо повторной силовой тренировки - круговую интервальную тренировку. Выполняется 2 упражнения на различные группы мышц через 30 секунд (эффект активного отдыха), 5 подходов через 3 мин отдыха. Между сериями 5 мин отдыха, за тренировку выполняется 5-6 пар упражнений. Вес отягощения 30-

□ контрольная ^экспериментальная

Рис. Результаты выступления в соревнованиях в беге на 800м

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2008І

60% от повторного максимума количество повторений 10-20 раз, можно использовать вес собственного тела.

Тестирование работоспособности бегунов определяется по следующим тестам в начале и конце подготовительного периода: прыжок в длину с места; десятерной прыжок с места; бег 100 м с ходу; динамометрия; ИГСТ. По окончании каждого соревновательного периода берется лучший показатель соревновательного бега на 800 м.

Применение описанной выше методики тренировки средневиков на протяжении полутора лет, положительно повлиял на результаты средневиков экспериментальной группы, что можно проследить по динамике результатов представленной на рисунке, положительная динамика статистически недостоверна.

В заключении можно сказать, что к настоящему времени спортивной наукой и передовой практикой накоплен богатый материал по проблеме использования средств восстановления: дана классификация восстановительных средств, обоснованы основные принципы их использования, апробированы многие средства восстановления и их комплексы в отдельных видах спорта.

В практике наиболее часто используется деление восстановительных средств на три основные группы, комплексное использование которых и составляет систему восстановления: педагогические, медико-биологические, психологические.

Педагогические средства можно считать наиболее действенными, поскольку, какие бы эффективные медико-биологические и психологические не применяли, они могут рассматриваться только как вспомогательные, содействующие ускорению восстановления и повышению спортив-

ных результатов только при рациональном построении тренировки. Для достижения адекватного возможностям организма тренировочного эффекта необходимо: рациональное планирование тренировки, т.е. соответствие нагрузок функциональным возможностям организма.

Библиографический список

1. Легкая атлетика: бег на средние и длинные дистанции, спортивная ходьба: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. -М.: Советский спорт, 2004. - 108 с.

2. Мазенков А.А. Методика комплексного применения статических (изометрических) и динамических упражнений в физическом воспитании студентов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / СГУПС. - Тюмень, 2003. - 21 с.

3. Мирзоев О.М. Применение восстановительных средств в спорте. - М.: СпортАкадемПресс, 2000. - 204 с.

4. Селуянов В.Н. Подготовка бегуна на средние дистанции. - М.: СпортАкадемПресс, 2001. -104 с.

5. Суслов Ф. П. Бег на средние и длинные дистанции // Учебник тренера по легкой атлетике. -М.: Физкультура и спорт, 1982. - С. 161-200.

6. Суслов Ф.П., Гиппенрейтер Е.Б. Подготовка спортсменов в горных условиях. - М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2000. - 176 с.

7. Шуняева Е.А. Физическое воспитание студентов ВУЗА с низким уровнем развития скоростно-силовых качеств и выносливости средствами легкой атлетики: Автореф. дис. . канд. пед. наук / ВНИИФКиС. - М., 2007. - 21 с.

П.Н. Шабров ОБ ИДЕОЛОГИИ ДЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В данной статье автор выдвигает собственную гипотезу о необходимости изменения существующего подхода к идеологическому содержанию работы по организации технического творчества детей и подростков в современной России.

В настоящее время ведётся довольно 1. Техническое творчество детей и подростков

большая научная дискуссия о перспек- как универсальное воспитательное средство разви-

тивах развития системы организации тия интеллектуальных способностей и формирова-

технического творчества детей и подростков в со- ния ранних профессиональных интересов [1, и т.п.].

временной России. Концепции её сводятся при- 2. Техническое творчество детей и подрост-

мерно к трём большим направлениям: ков рассматривается также как средство воспита-

98

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2008

© П.Н. Шабров, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.