до 57,5±1,71 мм рт. ст. (на 11,5%) (Р<0,05). При повторном измерении эти показатели изменялись соответственно с 109,7±2,60 до 127,2±2,66 мм рт. ст. (на 13,76 %) и с 70,9±1,8 до 62,8±1,62 мм рт.ст. (на 11,46 %) (Р<0,05).
За период с 11 до 12 лет СО и МОК претерпевали изменения в сторону незначительного повышения. Так, СО и МОК в первом исследовании составляли 57,7±1,57 мл и 4,5±0,13 л, а во втором исследовании 54,8±1,93 мл и 4,6±1,50 л соответственно (Р>0,05). После физической нагрузки первоначально СО у девочек вырастал на 32 %, МОК в 2 раза, а при повторном измерении СО увеличивался на 33%, МОК в 2,15 раз (Р<0,05). При этом МОК в обоих случаях увеличивался за счет роста ЧСС, а не СО. Это является следствием низкой двигательной активности (В.А. Алиев, 1993).
В период с 9 до 12 лет подростки испытывают затруднения при выполнении точных и мелких движений вследствие перестройки нервно-мышечного аппарата (А.Г. Хрипкова, 1988). В ходе теппинг-теста в обоих измерениях нами выявлено подтверждение этому. Так, отмечено прогрессивное уменьшение точек от квадрата к квадрату у девочек с 11 до 12 лет, что свидетельствует о слабой подвижности нервных импульсов (В.П. Загрядский, 1976).
ВЫВОДЫ
1. Антропометрические показатели и их динамика были сходны у девочек с разным уровнем двигательной активности. Наибольшее увеличение длины и массы тела было отмечено в период с 12 до 13 лет, ОГК в паузе с 13 до 14 лет.
2. Наибольшие сдвиги физиометрических показателей наблюдались у девочек в период с 13 до 14 лет. У спортсменок ЖЕЛ в 13-14 лет, ДАД в 12-13 и 13-14 лет были достоверно больше, чем у девочек контрольной группы.
3. Физическая нагрузка у девочек с высоким уровнем двигательной активности вызывала достоверно большее увеличение СО, меньшее возрастание ЧСС, ЧДД, снижение ЖЕЛ по сравнению с девочками контрольной группы.
4. 8,5 % учениц 11-14 лет школы-гимназии № 27 относились к I группе здоровья, 72,3 % ко II группе здоровья, 19,2 % к III группе. На 1 месте в структуре заболеваемости находились болезни органов дыхания (41%), на 2 месте - болезни сердечно-сосудистой системы (19%).
5. Потребность в соблюдении здорового образа жизни была сформирована у 60% учеников школы-гимназии №27.
Список литературы
1. Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А. Физическое развитие и адаптивные
возможности школьников // Вестник АМН.-1993. - №5. -С. 19-24.
2. Баранов А.А. Здоровье детей России: научные и организационные
приоритеты // Вестник РАМН. - 1999. - С.40-43.
3. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков.
- М.: Медицина, 1991. -270 с.
4. Ямпольская Ю.А, Михайлова С.А. Сравнение параметров физическо-
го развития современных школьников Москвы и Горно - Алтайска.
//Гигиена и санитария. - 1993. - №11. - С.35-37.
ОПЫТ ПОДГОТОВКИ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ В УСЛОВИЯХ ЗАУРАЛЬЯ
Е.Г. Штода, С.Колташев, А. Литвинов
Бег на средние дистанции пользуется огромной популярностью у любителей легкой атлетики во всем мире. В настоящее время наблюдается большой приток в нее сильных спортсменов из стран африканского контингента, Центральной и Южной Америки и Карибского бассейна, имеющих результаты мирового класса.
Успехи в этом виде легкой атлетики связаны с определенными достижениями в методике подготовки высококвалифицированных спортсменов.
Тренировка в беге на средние дистанции преимущественно направлена на развитие выносливости, расширение функциональных возможностей организма и совершенствование техники движений.
Достижение высоких результатов зависит от уровня всесторонней подготовки бегуна. Однако наряду с высоким всесторонним развитием, совершенной техникой и тактикой бега, главным качеством средневика является специальная выносливость - способность бегуна поддерживать нужную скорость по всей дистанции.
Весь путь подготовки бегуна на средние дистанции от новичка до спортсмена разделен на пять этапов, каждый из которых характеризуется определенным сочетанием компонентов учебно-тренировочного процесса, качественно отличается по целям, а также по системе контроля. Одна из важнейших целей первого этапа - набор полноценного состава учебной группы. На втором этапе осуществляется планирование подготовки бегуна под воздействием главной цели - закрепление интереса к бегу и выбор специализации. Выполнение нормативов спортивного разряда должно естественно вытекать из этих целей, а не "подавлять" их. Учитывается степень способности к бегу занятость учебной деятельностью и условия быта. Особенностью третьего этапа является переход на индивидуальное планирование. Необходимо создать четкую конкретную модель спортсмена, включающую следующие основные параметры: состояние здоровья, антропометрические данные, функциональные возможности, спортивный стаж, уровень развития физических качеств, мотивы и динамику спортивных результатов. Тренировка является ключевым видом деятельности на четвертом этапе. В план подготовки включаются вопросы медицинского обеспечения, питания, реабилитации. Основная особенность пятого этапа - выход на высокий спортивный результат.
Годичная периодизация состоит из 52 календарных недель, которые объединяются в три периода: подготовительный, соревновательный и переходный. Подготовительный период продолжается 27-30 недель (октябрь-первая половина мая). Соревновательный период (14-16 недель) - с мая до начала сентября и переходный период (3-4 недели) - с сентября до начала октября.
Основными средствами, применяемыми в тренировке бегунов группы физкультурно-спортивного совершенствования факультета и сборной команды университета, являются бег (бег в усложненных условиях, кроссовый бег, темповой бег, бег на отрезках, барьерный бег), прыжковые и силовые упражнения с отягощением, спортивные игры, плавание.
В подготовительном периоде организм спортсмена готовится к выполнению больших по объему и оптимальных по интенсивности тренировочных нагрузок.
Основными задачами соревновательного периода являются: поддержание высокого уровня общей выносливости, дальнейшее повышение специальной выносливости, быстроты и волевых качеств. Соревнования рассматриваются как обязательное средство для самосовершенствования на данном этапе спортивной подготовки.
В переходном периоде используется активный отдых для восстановления и профилактики травм и заболеваний, выявленных в процессе углубленного медицинского обследования.
Эффективность тренировочных нагрузок оценивается по росту спортивных результатов и динамике показателей, характеризующих общую и специальную выносливость легкоатлета-средневика.
В системе подготовки средневиков наиболее эффективным вариантом является последовательное развитие скоростно-силовых качеств с последующим подключением средств и методов, направленных на воспитание специальной выносливости.
Ведущим средством тренировки бегунов на средние дистанции в условиях Зауралья является кроссовый бег на местности, в лесной зоне в различных его сочетаниях. Он развивает аэробные возможности организма, в значительной степени определяющие общую выносливость. А также тренировка в среднегорье в конце базового этапа подготовительного периода не менее 21 дня для дальнейшего повышения функциональных возможностей организма, когда спортсмены в привычных условиях достигают максимальных по объему тренировочных нагрузок и совершенствования физических качеств.
В тренировке средневиков группы физкультурно-спортивного совершенствования по легкой атлетике факультета психологии, валеологии и спорта применяются следующие разновидности кроссового бега: утренний кроссовый бег в зарядке-тренировке; длительный кроссовый бег в основной тренировке; темповой кросс на местности; длительный бег по шоссе; разминочный и заключительный бег. Наш многолетний опыт работы с ведущими спортсменами показал, что регулярное проведение утренних зарядок-тренировок кроссового характера является одним из способов увеличения количества тренировочных занятий и объема бега.
Кроссовый бег в тренировке перворазрядников и кандидатов в мастера спорта составляет до 80-82% содержания всех тренировочных занятий. Максимальная длительность бега в одном тренировочном занятии доходит до полутора часов, оптимальная длительность -бег в пределах одного часа. В недельном цикле кроссу отводится в октябре шесть занятий, с ноября по апрель -три занятия.
Чтобы большой объем кроссового бега не привел к травмам и перерывам в тренировках, в подготовительном периоде занятия начинаются с 50 % недельного объема от максимально планируемого (90,0+12,0 км) и объем бега увеличивается каждую неделю на 10-12 %, доходя до максимума через месяц (24,0-22,0 км). Работа проводится на пульсе 150 ударов в минуту. Объем кроссов наращивается постепенно, а после скоростных тренировок (темповые кроссы, бег на отрезках) следующие за ними кроссы проходят при оптимальных пульсовых режимах.
После кроссов на 2-3-х минутах отдыха пульс не должен превышать 110 ударов в минуту, а после скоростных тренировок - 120 ударов в минуту.
Кроссовый бег в лесу проводится с равномерной скоростью. Темповой кросс на местности является более интенсивной формой подготовки, чем обычный кросс в спокойном темпе. Периодически применяемый темпо-
вой кросс в соревновательном периоде в большей мере способствует становлению спортивной формы бегунов.
Анализ двухлетних данных учебно-тренировочного сбора на высоте 1200-1500 м над уровнем моря (г. Кисловодск, апрель месяц) позволил увеличить количество тренировочных занятий за счет утренних специализированных зарядок. Объем кроссового бега возрастает по сравнению с местными условиями до 280-360 км и выполняется на пульсе до 160 ударов в минуту. Применяется бег с различной интенсивностью на отрезках в аэробном, аэробно-анаэробном и анаэробном режимах (от 200 до 2 000 м) в среднем в объеме 40 км, темповой кросс -4-6 км со скоростью 3 мин 20 с и выше, на пульсе 180-190 ударов в минуту.
В разгрузочный день (четверг) тренировка на равнине и в среднегорье проводилась в бассейне как одно из средств разгрузки опорно-двигательного аппарата и восстановления мышц после нагрузки.
За учебно-тренировочный сбор объем кроссового бега был на 26 % больше запланированного в условиях Зауралья. Параметры тренировочных нагрузок в условиях среднегорья у спортсменов более высокой квалификации на 9 % выше, чем у спортсменов первого разряда.
Нами было установлено, что критериями общей выносливости для бегунов на средние дистанции (на уровне кандидата в мастера спорта) в середине подготовительного периода являются результаты в беге на 20 км в пределах 1,2 часа. Об уровне специальной выносливости бегунов свидетельствуют результаты соревнований в беге на основные дистанции и контрольный бег на дистанции 600 м и 1 000 м. Всего за год спортсмены проводят до 190 занятий с применением кроссового бега, что составляет в среднем 67% от общего количества их тренировочных занятий.
Нагрузка в недельных циклах планируется с учетом подготовленности спортсменов и задач периода. Поскольку анализ проделанной спортсменами работы можно вести по дневнику, то с самого начала тренировочных занятий и на протяжении всего тренировочно-соревновательного цикла легкоатлет обязан вести дневник самоконтроля. Динамика показателей самоконтроля наглядно отражает изменения в состоянии работоспособности и степени восстановления, что немаловажно для корректирования текущего планирования. Преподаватель, тренер просматривает дневник самоконтроля и на основании анализа вносит изменения в содержание процесса тренировки.
На факультете, в группе физкультурно-спортивного совершенствования по легкой атлетике за весь период работы с 1964 года по настоящее время были подготовлены четыре мастера спорта международного класса (Г.Захарова, О.Степанов, А.Антропов, А.Рязанов), более двадцати мастеров спорта, три сотни спортсменов первого разряда. Среди бегунов на средние дистанции были члены сборной команды страны, призеры чемпионата Мира по кроссу среди студентов (И.Харитонова, А.Антропов), призер Всемирных студенческих игр и Кубка Европы (О.Степанов); чемпионы и призеры первенства страны среди взрослых (О.Степанов, А.Рязанов, С.Серков), среди молодежи (В.Соловьев, А.Пискулев, В.Воронин) и юниоров (В.Куприянов, В.Жиляков, В.Язовских).
Несмотря на огромный практический опыт подготовки высококвалифицированных спортсменов-студентов, накопленный нами за более чем сорокалетний стаж работы, некоторые вопросы тренировки бегунов на средние дистанции требуют дальнейшего изучения.
Список литературы
1.Легкая атлетика.Учебник для инст.физ.культуры /Под ред.Н.Г.Озоли-на, В.И.Воронкина, Ю.Н.Примакова.-Изд. 4-е, доп. и перераб. -М.:ФиС, 1989.
2.Легкая атлетика.Учебник для студ.инст.по спец.№2114 "Физ.воспит." /А.Н.Макаров, П.З.Сирис, В.П.Тенников и др; Под ред.А.Н.Мака-рова. -2-е изд.,перераб.и доп. - М.:Просвещение,1987.
3. Гойхман П.Н., Трофимов О.Н. Легкая атлетика в школе. -
М.:ФиС, 1972.
4. Основы легкой атлетики/Сост. А. Ф. Бойко. - М.:ФиС,1976.
5. Озолин Н.Г. Путь к успеху.-Изд.2-е, доп. -М.:ФиС, 1985.
6. Легкая атлетика: Учеб.пособие/А.Н. Остапенко,В.И. Селиверствова,
Ю.Н. Чистяков, -М.:Высш.шк.,1979.
7.Школа легкой атлетики: Обучение технике легкой атлетики/ Под общ.ред.О.В.Колодия, Е.М.Лутковского, В.В.Ухова.-М.: ФиС,1968.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ" ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ГИМНАСТИКА"
О.А. Клинова
Современное образование в области физической культуры и спорта нуждается в качественном пересмотре, что связано с социально-экономическими изменениями на уровне государства, общества и личности, вхождением российской высшей школы в общеевропейское образовательное пространство. Проблема нашла своё отражение в концепции модернизации российского образования на период до 2010 г
Модернизация содержания физкультурного образования - комплексный процесс, осуществление которого требует концептуального переосмысления целей и принципов его обновления, сбалансированности основных компонентов, создания соответствующего культурно-информационного пространства, разработки критериев качества образования.В связи с этим повышаются требования к личности будущего специалиста, его профессиональной культуре [1].
Государственным образовательным стандартом (ГОС - 2000) определён нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки специалиста по специальности 032101 - "Физическая культура и спорт' при очной форме обучения 5 лет.
Устанавливается, что за этот период времени специалист по физической культуре и спорту подготовлен:
- к педагогической и тренерской деятельности во всех типах образовательных учреждений, в организациях, на предприятиях различной формы собственности, в сборных командах по видам спорта;
- к управленческой деятельности в сфере физической культуры и спорта на местном, региональном и федеральном уровнях;
- к выполнению рекреационных и реабилитационных задач средствами физической культуры и спорта в физкультурно-спортивных, спортивно-зрелищных, туристических, лечебных, реабилитационных и профилактических учреждениях любой формы собственности.
Основная образовательная программа специалиста по физической культуре и спорту формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин.
Физкультурно-спортивная деятельность является главной составляющей профессиональной подготовки студентов профильных факультетов, основой для форми-
рования совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных специальных и профессионально-педагогических знаний и умений, что вызывает активность и креативность в решении профессионально и личностно значимых задач. Овладение содержанием физкультурно-спортивной деятельности в процессе освоения базовых видов спорта - необходимое условие эффективности профессиональной деятельности будущих специалистов, способствующее формированию у них потребности в проектировании инновационных технологий физкультурно-спортивной деятельности. Это требует пересмотра содержательного наполнения и технологической составляющей базовых курсов спортивных дисциплин [1].
А.Фурсенко - министр образования и науки РФ заявил: "Года через два появятся образовательные стандарты третьего поколения, которые будут кардинально отличаться от существующих сегодня. Необходимо использовать знания, полученные всем человечеством. Главное, что мы должны сделать, - научить людей учиться. Учиться надо всё время..."
Большинство аналитиков образования однозначно утверждают, что качество образования выпускников школ, поступающих в вузы, снизилось. Весьма ощутимо недостаточное общекультурное развитие личности и интеллекта выпускников школ [2].
О состоянии здоровья современных школьников можно сказать, что по данным Министерства здравоохранения и социального развития, только 30% российских школьников остаются относительно здоровыми. Десять лет назад здоровых школьников было 50%. Именно в школьные годы увеличивается на 20% число детей, имеющих хронические заболевания. Снизился и уровень физической подготовленности школьников. Это связано с недостаточной двигательной активностью школьников и качеством преподавания физической культуры в школе. Содержание и структура школьного физического воспитания, квалификация учителей физической культуры не позволяют в полной мере решать образовательные и воспитательные задачи, стоящие перед образовательными учреждениями. Не всегда используется в полной мере комплексная программа по физической культуре, особенно игнорируется учителями раздел "Гимнастика". На это есть объективные и субъективные причины:
а) высокая травмоопасность занятий по гимнастике;
б) низкий уровень подготовки преподавателей по разделу "Гимнастика";
в) малая моторная плотность урока;
г) недостаточная укомплектованность школ гимнастическим оборудованием;
д) юридическая незащищённость учителей физической культуры, несущих ответственность за травматизм на уроке.
Зачастую, не используя средства гимнастики, преподаватель сводит уроки физической культуры к освоению примитивных двигательных норм, упуская момент формирования культуры движений, не используя сензи-тивные периоды развития определённых двигательных качеств ребёнка. Кроме того, имеются трудности в воспитании сознательного отношения к занятиям физической культурой и спортом, норм поведения учащихся. В связи с этим, при поступлении в вуз абитуриенты и студенты испытывают сложности при сдаче гимнастических тестов и освоении программного материала по базовой дисциплине "Гимнастика".
Данному предмету нет альтернативы в подготовке специалиста по физическому воспитанию. Именно её содержание представляет стержень в решении комплекса всесторонних задач физической культуры. Она присут-