Научная статья на тему 'Сочетание тренировочных нагрузок и средств восстановления в тренировке бегунов на средние дистанции'

Сочетание тренировочных нагрузок и средств восстановления в тренировке бегунов на средние дистанции Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
770
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА / БЕГ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ / ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД / ТРЕНИРОВОЧНЫЕ НАГРУЗКИ / СРЕДСТВА ВОССТАНОВЛЕНИЯ / TRACK AND FIELD ATHLETICS RUN ON AVERAGE DISTANCES / THE PREPARATORY PERIOD / TRAINING LOADS / MEANS OF RESTORATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хурамшин Илнур Гумерович, Русакова Светлана Сергеевна

Представлено содержание тренировочных нагрузок и средств восстановления работоспособности бегунов. Значение разработанного содержания заключается в увеличении интенсивности тренировочного процесса с помощью перераспределения средств направленных на восстановительные мероприятия и включением этих средств в специальную подготовку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хурамшин Илнур Гумерович, Русакова Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMBINATION OF TRAINING LOADS AND MEANS OF RESTORATION IN TRAINING OF RUNNERS ON A VERAGE DISTANCES

In article the author presented the maintenance of training loads and operability of runners was based on a combination of training and various means of restoration: the pedagogical. Value of the developed contents is that it is possible to increase intensity of training process by means of redistribution of the funds allocated for recovery actions and inclusion of these means in means of special preparation.

Текст научной работы на тему «Сочетание тренировочных нагрузок и средств восстановления в тренировке бегунов на средние дистанции»

TEORETIKO-METODOLOGICHESKIE OF THE BASIS OF EFFECTIVE FORMATION

OF TEAMS

G.A. Khrustalyov, V.P. Guba, V.A. Ermakov

In article questions of effective formation of a team's line-up in game sports on the basis of the integrated individual approach providing determination of prospects of the athlete on the whole complex of specific features of development of an organism are considered.

Key words: sports, team, game links, integrated individual approach.

Khrustalyov Herman Aleksandrovich, doctor of pedagogical Sciences, associate professor, germanxr4@mail. ru, Russia, Tula, Tula State University,

Guba Vladimir Petrovich, doctor of pedagogical Sciences, professor, honored worker of the higher school of the Russian Federation, smolguba67@mail. ru, Russia, Tula, Tula State University,

Ermakov Vyacheslav Aleksandrovich, doctor of pedagogical Sciences, professor, tmfk ermakov@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 796.42

СОЧЕТАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК И СРЕДСТВ ВОССТАНОВЛЕНИЯ В ТРЕНИРОВКЕ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ

ДИСТАНЦИИ

И.Г. Хурамшин, С.С. Русакова

Представлено содержание тренировочных нагрузок и средств восстановления работоспособности бегунов. Значение разработанного содержания заключается в увеличении интенсивности тренировочного процесса с помощью перераспределения средств направленных на восстановительные мероприятия и включением этих средств в специальную подготовку.

Ключевые слова: легкая атлетика, бег на средние дистанции, подготовительный период, тренировочные нагрузки, средства восстановления.

В настоящее время легкая атлетика характеризуется резким увеличением объема и интенсивности тренировочных нагрузок. Достижение высоких результатов предполагает проведение нескольких тренировочных занятий в день, а, следовательно, существенное увеличение физических и психоэмоциональных нагрузок. Применение в тренировочном процессе бегунов на средние дистанции групп спортивного совершенствования нагрузки другой направленности (воздействие на другие мышечные группы, изменение интенсивности нагрузки, выполнение нагрузки в новых условиях, изменение характера отдыха) может активно влиять на психические процессы, снижая нагрузку после монотонной

работы, одновременно поддерживая и даже увеличивая физическую работоспособность [1-3].

Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена объективным противоречием между необходимостью, с одной стороны, использования эффективных средств восстановления в тренировочном процессе бегунов на средние дистанции, с другой, недостаточной изученностью сочетания физических нагрузок с различными средствами восстановления в тренировочном процессе бегунов на средние дистанции групп спортивного совершенствования в подготовительных периодах годичного цикла.

Теоретическое исследование проблемы восстановления работоспособности бегунов на средние дистанции в процессе спортивной подготовки позволяет заключить, что среди различных факторов способствующих повышению спортивной работоспособности важную роль играет увеличение объёма и интенсивности тренировочных нагрузок. Однако повышение, как объёма, так и интенсивности тренировочных нагрузок имеет свои физиологические пределы. В связи с этим, первостепенное значение имеет активное воздействие на процессы восстановления после физических нагрузок путём естественного их стимулирования. Применение психолого-педагогических и медико-биологических средств восстановления в подготовительном периоде положительно влияет на работоспособность спортсменов, тем самым, позволяя увеличить объём и интенсивность выполняемой нагрузки и улучшить результаты в беге на средние дистанции [4-6].

Учитывая все выше сказанное, нами было разработано содержание физических нагрузок и средств восстановления работоспособности бегунов на средние дистанции, применяемое в подготовительном периоде годичного цикла.

Суть разработанного нами содержания заключается в том, что увеличить интенсивность тренировочного процесса можно с помощью перераспределения средств направленных на восстановительные мероприятия и включением этих средств в средства специальной подготовки. Обязательным условием экспериментальной методики является использование эффективного сочетания физических нагрузок и средств восстановления работоспособности спортсменов.

Методика применения средств восстановления включает 4 блока:

1. Диагностика необходимости восстановительных мероприятий.

2. Принятие управленческого решения о начале восстановления.

3. Выбор восстановительных средств.

4. Диагностика результата восстановления.

Задачи использования средств восстановления:

1. Ускорение течения процессов постнагрузочного восстановления.

2. Повышение спортивной работоспособности.

3. Коррекция временно-поясной адаптации.

4. Профилактика физического перенапряжения и заболеваний, повышение иммунологической реактивности организма спортсмена.

5. Лечение заболеваний и патологических состояний у спортсменов.

Принципы использования средств восстановления:

1. Комплексность.

2. Совместимость и рациональное сочетание.

3. Учёт этапов подготовки.

4. Учёт индивидуальных особенностей.

5. Недопустимо длительное (систематическое) применение сильнодействующих средств восстановления.

Разработанная методика включает традиционные средства.

1. Педагогические средства восстановления:

• рациональное планирование тренировки, то есть соответствие нагрузок функциональным возможностям организма - нагрузки, которые выполняли спортсмены, соответствовали биологическому уровню развития, учитывались индивидуальные особенности спортсменов;

• рациональное сочетание общих и специальных средств - на протяжении подготовительного периода соблюдалось волнообразное чередование микроциклов, например, после 2-3 объемных микроциклов давался 1 разгрузочный микроцикл;

• оптимальное построение тренировочных микро-, мезо- и макроциклов - внутри самих микро-, мезо- и макроциклах соблюдались закономерности тренировочного процесса, например внутри микроцикла сначала использовалась тренировка развивающая скоростные способности, затем развивающая силу, а потом специальную и общую выносливость, тренировочные занятия строились таким образом чтобы развивать преимущественно одно или в крайнем случае два физических качества;

• широкое использование переключений деятельности спортсмена -этот принцип построения тренировки соблюдался с помощью чередования условий тренировки (беговая дорожка, лес, шоссе, спортивный зал, бассейн, атлетический зал и др.), выбора различных дистанций, типа рельефа, интервалов отдыха и средств отдыха (ходьба, бег трусцой, медленный бег, лежачие положения со встряхиваниями ног, аутогенная тренировка, изометрическая тренировка);

• использование тренировки в среднегорье - спортсмены, выезжающие на сборы в среднегорье, одновременно меняли место тренировки, использовали условия рельефа местности, проводили тренировки в условиях разреженного воздуха, то есть недостаточного снабжения организма кислородом;

• рациональное построение общего режима жизни - спортсмены отличаются тем, что умеют планировать свой тренировочный процесс и

прогнозировать результат, который могут достигнуть. Для этого создаётся перспективное планирование, соблюдаются условия чередования нагрузки и отдыха, тренировочного и учебного режима, режима питания, сна и отдыха;

• правильное построение отдельного тренировочного занятия -создание эмоционального фона тренировки - соблюдались основные части тренировочных занятий (подготовительная, основная, заключительная), чередовались задания как индивидуальные, так и групповые, особенно сильный эмоциональный фон в тренировочном процессе, создавали подвижные и спортивные игры;

• индивидуально подобранная разминка и заключительная часть занятий - использовалась как дополнительное средство ликвидации слабых сторон спортсмена, делался, упор на те виды подготовки, по которым у спортсмена наблюдалось отставание;

• использование активного отдыха и расслабления - использовался внутри микро-, мезо- и макроциклах и даже в интервалах отдыха между отрезками, например, бег трусцой. Упражнения на расслабление обычно использовались после силовых и скоростно-силовых упражнений. Наибольшее количество активного отдыха использовалось в разгрузочных микроциклах и переходных периодах тренировки.

2. Психологические средства восстановления: оптимальный моральный климат в группе, комфортные условия быта, идеомоторная тренировка (представление техники выполнения упражнений), аутогенная тренировка, специальные приёмы мышечной релаксации и др. Применение психологических средств чаще всего обосновывается с учетом индивидуальных особенностей индивида, с учетом особенностей взаимоотношения коллектива с участником тренировочного процесса. При выборе психологических средств важное значение имеют взаимоотношения тренера и воспитанника, не последнюю роль при выборе психологических средств восстановления играют условия быта, психологического климата.

3. Медико-биологические средства восстановления: различные виды массажа (ручной, аппаратный, точечный, самомассаж), гигиенический душ, обтирание, сауна, русская баня, душ Шарко, кислородный коктейль и др. Эти методы восстановления, на наш взгляд, помогут привести в прежнее состояние работоспособность бегунов в более короткие сроки, и за счет часов направленных на восстановительные мероприятия мы сможем увеличить интенсивность тренировочного процесса. В предложенной нами методике тренировки и восстановления средневиков доля часов, направленных на восстановительные процессы, была перенаправлена на специальную физическую подготовку (тренировка в бассейне), нами использовался эффект активного отдыха при силовых тренировках.

Пример сочетания тренировочных нагрузок и средств восстановления в тренировке бегунов на средние дистанции групп спортивного совершенствования мы приводим в таблице, где отражено

содержание основного тренировочного занятия и применяемых средств восстановления педагогического и медико-биологического характера. В таблице нами не были учтены психологические средства восстановления работоспособности из-за ряда факторов. Резкие индивидуальные колебания с психологической точки зрения не позволяют дополнить таблицу соответствующими рекомендациями общего характера.

Пример содержания тренировочных нагрузок и средств восстановления в микроцикле подготовительного периода

Дни нед. Содержание основного тренировочного занятия Педагогические средства Медико-биологические средства

Втягивающий микроцикл

Пн. Кросс 10-12 км (до 150 уд/мин); ОФП - упражнения на развитие гибкости; Мышц туловища, метания камней: Индивидуально подобранная разминка и заключительная часть занятий Гигиенический душ, идео-моторная тренировка, ручной массаж нижних конечностей

Вт. Спортивные игры 90 мин ОРУ - 20 мин, ОФП -20 мин или прыжки, метания. Тренировка в бассейне (45 мин)-8-10 раз по 50 м /3 мин отдыха, ЧСС 160-170 уд/мин. Использование активного отдыха и расслабления Гигиенический душ, обливание обтирание, кислородный коктейль

Ср. Кросс 10-12 км (до 160 уд/мин) с ускорением по 100-150 м (объём 1 км); ОФП - 20 мин. Рациональное планирование тренировки Гигиенический душ, ультрафиолетовое облучение, ароматические ванны

Чт. Медленный бег 2 км (5 мин/1км), бег с барьерами 20 мин; СБУ-5-6^60 м, круговая силовая тренировка Широкое использование переключений деятельности спортсмена Гигиенический душ, самомассаж нижних конечностей, сауна, русская баня

Пт. Кросс 10-12 км; ОРУ -10 мин, ОФП - 30 мин или прыжки и метания Рациональное сочетание общих и специальных средств Гигиенический душ, обтирание, идеомоторная тренировка, хвойно- солевые ванны

Суб. Спортивные игры 90 мин, СБУ - 5-6x80 м, ОФП -30 мин, упражнения на гибкость Правильное построение отдельного тренировочного занятия - создание эмоционального фона тренировки Душ Шарко, сауна, русская баня

Вс. Отдых Отдых Отдых

Таким образом, разработанное нами содержание тренировочных нагрузок и средств восстановления работоспособности бегунов основывалось на сочетании тренировки и различных средств восстановления: педагогических, медико-биологических, психологических.

Список литературы

1. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Кисапов Н.Н. Характеристика видов физкультурно-спортивной деятельности студентов // Образование и саморазвитие. № 4 (32). 2012. С. 113-118.

2. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мугаллимова Н.Н. Единство и взаимосвязь учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. 2015. №2. Ч.241. С. 5493-5497.

3. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Теоретические основы взаимодействия физической и спортивной культуры // Теория и практика физической культуры. 2013. № 6. С. 12-19.

4. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Боровик С.Г. Теоретическая модель спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. 2015. № 2. Ч. 17. С. 3816-3820.

5. Зорин С.Д., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Показатели социально-психологического улимата в коллективе и критерии привлекательности бригадных форм работы тренеров по легкой атлетике // Фундаментальные исследования. 2014. № 6. Ч. 1. С. 170-174.

6. Хамикоев Ф.Г. Тренировочные нагрузки восстановительной направленности в структуре годичного цикла высококвалифицированных бегунов на средние и длинные дистанции: автореф. дис. ...канд. пед. наук. М., 1997. 24 с.

Хурамшин Илнур Гумерович, канд. биол. наук, доц., декан факультета, ilnurg73@mail.ru, Россия, Казань, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,

Русакова Светлана Сергеевна, канд. биол. наук, доц., svetikr_80@mail.ru, Россия, Казань, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

COMBINATION OF TRAINING LOADS AND MEANS OF RESTORATION IN TRAINING

OF RUNNERS ON A VERAGE DISTANCES

I.G. Huramshin, S.S. Rusakova

In article the author presented the maintenance of training loads and operability of runners was based on a combination of training and various means of restoration: the pedagogical. Value of the developed contents is that it is possible to increase intensity of

training process by means of redistribution of the funds allocated for recovery actions and inclusion of these means in means of special preparation.

Key words: track and field athletics run on average distances, the preparatory period, training loads, means of restoration.

Huramshin Ilnur Gumerovich, candidate of biological Sciences, associate professor, dean of faculty, ilnurg73@mail. ru, Russia, Kazan, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism,

Rusakova Svetlana Sergeyevna, candidate of biological Sciences, associate professor, svetikr 80@mail. ru, Russia, Kazan, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.